Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Этапы закрепощения крестьян.



1. Судебник 1497 г. ограничил срок перехода крестьян от одного феодала к другому (неделя до и неделя после 26 ноября – Юрьева дня).

2. Судебник 1550 г. сохранил ограничение на переход крестьян и увеличил плату за пожилое.

3. 1581 г. – Указ о «заповедных летах» – временном запрещении выхода и своза крестьян в Юрьев день.

4. 1592 г. – завершение переписи податного населения. Предположительно: указ об окончательной отмене Юрьева дня.

5. 1597 г. – Указ об «урочных годах»: об установлении 5-летнего срока сыска беглых и насильно вывезенных крестьян.

Указ о кабальных холопах, превративший в кабальных всех «добровольных холопов»,

служивших «без крепостей» и имевших право свободного ухода от хозяина. Лишение

кабальных холопов права возвращать себе личную свободу до смерти их господина.

1601 г. – Указ о временном восстановлении крестьянского выхода в Юрьев день на зем-лях провинциальных дворян и мелких приказных чинов.

1603 г. – Указ о получении отпускных грамот (документов об освобождении от феодальной зависимости) холопами, выгнанными своими господами во время голода.

1606 г. – Указ Лжедмитрия I о восстановлении 5-летнего срока сыска беглых крестьян, разрешение ухода крестьян только в случае угрозы голода.

1607 г. – Указ Василия Шуйского об установлении 15-летнего сыска беглых крестьян.

1630-ые – 1640-ые гг. – периодически повторяются указы об урочных годах: о 9-, 10-, 15-летних сроках сыска беглых крестьян.

6. Соборное уложение Алексея Михайловича отменило «урочные годы»: сыск беглых крестьян становится бессрочным. Крестьяне фактически стали собственностью господ – их можно было продавать и покупать.

 

Церковь в XIV – XVI веках.

В период раздробленности церковь сохранила известную независимость от светской власти в силу того, что она оставалась единственной общерусской организацией, последовательно боровшейся с феодальной анархией. Митрополитам принадлежало право назначения епископов в разных землях, исключая Новгород. Церковь выступала посредником и судьёй в межкняжеских ссорах и столкновениях. Наконец, митрополиты-греки, будучи ставленниками константинопольского патриарха, имели возможность опираться на поддержку вселенской православной церкви.

На Флорентийском соборе 1439 года митрополит Исидор подписал унию с католичес-кой церковью. По возвращении в Москву он был лишён сана.

В 1448 году собором русских епископов митрополитом был выбранрязанский епископ Иона. С падением Византии в 1453 г. узы зависимости московской митрополии от патриарха окончательно порвались. Однако, сделавшись независимыми от патриарха, русские митрополиты попали фактически в зависимость от великого князя, т.к. сбор епископов обычно выбирал нового митрополита согласно указанию великого князя.

В 1458 г. в Западной Руси был поставлен (решением местных епископов) особый митрополит, и с тех пор русская митрополия разделилась на Московскую и Киевскую.

В 1588 г. в Москву приехал изгнанный турками константинопольский патриарх Иеремия. 23 января 1589 г. по благословению Иеремии был избран первый русский патриарх, которым стал митрополит Иов.

Значение и последстия этого шага:

Прекратилась даже формальная зависимость Русской православной церкви от константинопольской; возрос престиж России, ставшей одной из великих мировых держав. Однако став полностью незавизимой от Константинополя, Русская православная церковь попала в ещё большую зависимость от светской власти.

Ереси и борьба с ними.

I. Стригольничество. Возникло в новгородско-псковских землях во второй половине 14 века. Стригольники отрицали церковную иерархию, считали, что службу могут проводить сами миряне. Они стремились познать веру разумом. Поэтому ими отрицались церковные таинства и даже (некоторыми) догмат о воскресении мёртвых. Стригольники критиковали недостойное поведение духовенства (пьянство), выступали против нетрудовых доходов церкви.

Лидеры стригольничества ( Никита и Карп-стригольник ) в 1375 году были утоплены в Волхове. Несмотря на казни, стригольничество продолжало активную деятельность и в начале 15 века.

II. Ересь жидовствующих (новгородско-московская) возникла в конце 15 века. Является преемницей стригольничества: пересматривает православное вероучение с позиций “здравого смысла”. Отвергалось почитание икон, мощей, вера в чудеса, весь церковный ритуал; не признавался догмат о троичности Бога, т.к. это противоречит признанию едино-божия. Новгородско-московские еретики выдвинули тезис о равенстве народов и вер.

Пользовались покровительством митрополита Зосимы, Ивана III и его снохи Елены (жены Ивана Молодого).

С еретиками боролись новгородский архиепископ Геннадий и игумен Иосиф Волоцкий (Иван Санин). После признания церковью приоритета светской власти Иван III отказался от поддержки еретиков. В 1504 году состоялся церковный собор, закончившийся расправой над лидерами новгородско-московской ереси.

III. Нестяжатели и иосифляне. Нестяжатели, не поддерживая еретических взглядов, допускали всё же более или менее свободное толкование церковной литературы; были склонны к полемике с еретиками, а не к расправе над ними. Лидеры нестяжательства Нил Сорский и Вассиан Патрикеев требовали отказа церкви от “стяжания” (т.е. от приобретения земельных и имущественных ценностей), как противоречащего евангельским идеалам и наносящего ущерб авторитету церкви. Источником существования монахов должен быть личный труд, а не труд зависимых крестьян. Нестяжатели выступали за конфискацию монастырских земель и образование земельного фонда для надела мелких и средних феодалов. Это было выгодно княжеской власти. Но расшатывание незыблемости церковных догм грозило и авторитету светских властителей. Поэтому Иван III предпочёл отказаться от решительного столкновения с большинством духовенства и от планов изъятия церковных земель.

Собор 1503 года осудил нестяжателей. Однако окончательное поражение нестяжательство потерпело лишь на церковном соборе 1531 г. Нестяжательство оказало значительное влияние на формирование антифеодальных еретических движений 16 века.

Иосиф Волоцкий и его последователи выступили в конце 15 в. – середине 16 в. с критикой нестяжательства. Защищали церковно-монастырское землевладение. Добившись от княжеской власти отказа от планов конфискации церковных земель, стали оказывать ей всяческую поддержку. Разработали учение о богоустановленности великокняжеской и царской власти и о “Москве –третьем Риме”. (Идею о Москве как “третьем Риме” выдвинул игумен Псковского Елизарова монастыря Филофей в своих посланиях к Василию III в 1510 – 1511 годах.)

 

Максим Грек (около 1475 г. – 1556 г.) – в миру Михаил Триволис. Приехал из Афонского монастыря в Россию по приглашению для перевода церковных книг. Принял активное участие в религиозных и политических спорах, выступая с позиций аскетизма, близких нестяжателям. Критиковал эксплуатацию крестьян церковью, быт духовенства. Обличал пороки московского общества, невежество и суеверия. Был осуждён церковным собором и сослан в Иосифо-Волоколамский монастырь. В последствии переведён в Троице-Сергиев монастырь, где и умер.

Матвей Башкин – вольнодумец середины 16 века. Выступал за отмену крепостного права, доказывая несовместимость его с христианством («возлюби ближнего своего»). Считал Христа не богом, а простым человеком, иконы – идолами. Обвинён собором 1553 года. По некоторым сведениям, сожжён в деревянной клетке; по другим – заточён в Волоколамский монастырь.

Феодосий Косой – еретик. Отрицал троичность божества; считал Христа просто человеком. Выступал против почитания креста, икон; против любой обрядности. Отрицал необходимость храмов. Выступал за равенство всех людей, независимо от их веры. Преданный церковному суду в 1554 году, бежал из-под стражи в Литву, где продолжил свою еретическую деятельность.

 

 

Самодержавие XVII века.

В 17 веке происходит постепенный переход от сословно-представительной монархии к монархии абсолютной. Уменьшается роль Боярской Думы (окончательно ликвидирована при Петре I); во 2 половине 17 века почти перестали созываться Земские соборы. Власть Алексея Михайловича была менее жестока, чем власть Ивана Грозного, но более сильной, т.к. основывалась на развитой системе управления.

Центральное управление:

Появившись в начале 16 века, система приказов складывается в период правления Ивана Грозного, а своего расцвета достигает к концу 17 в.

Число приказов резко увеличилось (до 80). Существовали приказы временные и постоянные (примерно 40), территориальные и общегосударственные (26). В приказах трудились дьяки и подъячие – выходцы из духовенства, купечества и посадских людей. Их служебная карьера зависела не от родовитости, а от личных заслуг.

Между приказами отсутствовало чёткое разделение функций. Порой невозможно было разо-браться в том, какое ведомство за что отвечает.

Приказы не имели никакой самостоятельности в решении дел, полностью подчинялись царю и Боярской думе. Но проконтролировать их работу было чрезвычайно трудно. Выход искали в организации приказов, поставленных над всеми другими приказами: Тайного, Челобитного и т.д.; в передаче управления рядом приказов в руки одного начальника.

Отрицательные стороны приказного строя:

- неразбериха между отдельными приказами;

- мелочная опека сверху и мелочное давление самих приказов на местные органы управле-ния;

- волокита;

- взяточничество.

Органы местного управления.

15 в. – до середины 16 в. наместники и волостели управляют территориями, полученными в кормление.

С 1555 – 1556 гг. по начало 17 в. выборные губные и земские старосты (“излюбленные голо-вы”) и их помощники – “целовальники” управляют на местах. Должность старост не оплачивалась.

С начала 17 в. по начало 18 в. на места из центра назначаются воеводы. Воеводы со своим аппаратом – дьяком и подъячими, находились на содержании местного населения. Земские и губные старосты стали частью воеводского аппарата. Воеводы – и военачальники, и главные администраторы, и судьи.

Отличие воевод от кормленщиков: для воеводы управление было службой, а для кормленщи-ков – лишь нагрузкой к награде за прежнюю службу.

 

Самодержавие 17 в. стало выразителем интересов всех служилых людей, которые получили возможность именем монарха практически бесконтрольно властвовать. В приказных и воеводских канцеляриях творились злоупотребления.

 

 

Крестьянская война под предводительством Степана Разина

(1670 – 1671 гг.)

 

1666 г. – поход казаков во главе с Василием Усом наниматься на службу в Москву.

1667 –1669 гг. – “поход за зипунами” донской “голытьбы” во главе со Степаном Разиным.

1670 –1671 гг. – крестьянская война.

6 июня 1671 г. – казнь Разина в Москве.

27 ноября 1671 г. – царские войска взяли Астрахань.

 

Причины поражения восстания:

1. Стихийный характер восстания.

2. Отсутствие чёткой программы действий.

3. Отсутствие чёткой политической программы.

4. Слабая дисциплина и плохое вооружение повстанцев.

5. Противоречия между различными социальными группами в лагере восставших.

 

Правление Петра I Великого.

Причины Северной войны:

1. Потребность в морских торговых путях, в расширении внешних связей, без чего было невозможно нормальное экономическое и культурное развитие страны.

2. Отсутствие выхода к морю, гаваней и флота грозило в будущем экспансией мировых держав, потерей Россией национальной независимости.

3. Необходимость возвращения древних русских земель.

 

 

Реформы Петра I.

Главным движущим рычагом преобразований была война. Не было чёткого плана реформ: они следовали в том порядке, какой устанавливался потребностями войны.

Военная реформа.

- Стрелецкое войско было уничтожено.

- Дворянское войско и полки иноземного строя были преобразованы в регулярную армию.

- Прежний способ комплектования – прибор (вербовка охотников) – заменён общим рекрутским набором (с 1705 г.).

- Наделение служилых людей поместьями заменено штатным денежным жалованием.

- Дворяне начинали службу простыми солдатами.

- Базой для подготовки офицеров служили Семёновский и Преображенский полки. Также были созданы специальные школы: навигацкая, артиллерийская, инженерная.

- Был создан мощный военный флот.

 

Реформы центрального управления:

- Боярская дума постепенно прекратила своё существование, т.к. царь перестал давать пожалования в думские чины.

- С 1699 г. по 1711 г. важнейшими государственными делами ведали “консилии” (советы) министров.

- В 1711 г. учреждён Сенат, орган высшей судебной, административно-управленческой власти. Позднее стал также законосовещательным органом.

- Запутанная система приказов заменена Коллегиями (1718 г.). Управление коллегией состояло из президента, вице-президента, 4-5 советников и 4 ассесоров. Коллегия подчинялась Сенату, а ей – местные учреждения.

1. Иностранная коллегия 2. Военная коллегия 3. Адмиралтейская коллегия   “первейшие” коллегии
4. Камер-коллегия 5. Штатс-контор-коллегия 6. Ревизион-коллегия Доходы Государственные Расходы финансы Контроль
7. Коммерц-коллегия 8. Берг-коллегия 9. Мануфактур-коллегия   Торгово-промышленные дела
10. Юстиц-коллегия  
11. Вотчинная коллегия Ведала вопросами наследования имений, определяла границы владений.
12. Гланый магистрат Управлял городами, ведал судебными делами горожан.
13. Духовная коллегия (Святейший Синод)  

 

 

- Были созданы органы государственного надзора. Во главе находился генерал-прокурор Сената. Ему подчинялись все прокуроры, назначенные во все государственные учрежде-ния (гласный надзор), и фискалы (тайный надзор). Сам он подчинялся только царю.

- Обилие поступавших на царское рассмотрение бумаг потребовало создания особого ведомства – Кабинета – личной царской канцелярии с широчайшим кругом полномочий. Используя Кабинет, Пётр I нередко вмешивался в дела, входившие в компетенцию Сената, коллегий и иных учреждений, нарушая тем самым им же созданный порядок.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 598; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.032 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь