Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Характеристика эпохи XX века.Стр 1 из 7Следующая ⇒
МЕДИЦИНА НАВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ 1. Характеристика эпохи XX века, начало XXI века. 2. Специализация и целостность медицины. 3. Технологизация и гуманитаризация медицины. Медицина в период Второй мировой войны. 5. 6. Открытия в области медицины и смежных наук, удостоенные Нобелевской премии. 7. Международное сотрудничество в области здравоохранения в XX – начале XXI века. История создания ВОЗ. 8. Биоэтика: история, проблемы, перспективы. Международное сотрудничество в области здравоохранения Общность задач в области здравоохранения, необходимость единства действий для их осуществления привели медиков различных стран мира к объединению. В наши дни ведущее место среди международных медицинских организаций и международных движений занимают: Международный Комитет Красного Креста, Лига Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Всемирная организация здравоохранения, а также общественное движение «Врачи мира за предотвращение ядерной войны». Красный Крест ― всемирное движение. Основная задача― оказывать помощь и защиту жертвам войн, конфликтов и катастроф через национальные и идейные границы. Швейцарец Анри Дюнана в северной Италии в 1859 году организовал добровольную помощь жертвам битвы при Сольферино. В 1863 году в Женеве был создан комитет, который позднее получил название «Международный комитет Красного Креста». После этого в Европе стали быстро возникать национальные общества Красного Креста. Эмблемами организации являются красный крест, а в исламских странах ― красный полумесяц на белом фоне. Главная цель Красного Креста― прочный мир. Основополагающие принципы Международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца 1. Гуманность. 2. Беспристрастность. 3. Нейтральность. 4. Независимость. 5. Добровольность. 6. Единство. 7. Универсальность. Движение «врачи мира за предотвращение ядерной войны» Из 5 тысяч лет письменной истории человечества только 292 года прошли на Земле без войн; остальные 47 веков сохранили память о 15 513 больших и малых войнах, которые унесли более 4 млрд. жизней. Из них, по меньшей мере, 50 млн. жизней оборвалось на полях второй мировой войны (1939—1945). В 1946 г. Советский Союз внес в ООН проект международной конвенции о запрещении применения, производства, хранения и об уничтожении в трехмесячный срок всех запасов атомного оружия. За год до изобретения атомной бомбы вопрос о направлении атомной энергии в мирных целях поднял Нильс Бор ― один из основоположников ядерной физики, лауреат Нобелевской премии. Более 30 лет тому назад А. Эйнштейн, Б. Рассел, Ф. Жолио-Кюри и другие ученые стремились привлечь внимание всего человечества к той опасности, которую несет оружие массового уничтожения. Однако только врачи, в силу своего профессионализма, в полной мере смогли оценить всю глубину медико-биологических последствий ядерной катастрофы и увидеть угрозу — всеобщего само- и взаимоуничтожения человечества. В конце 1980 г. в Женеве состоялась встреча шести советских и американских ученых-медиков: профессоров Л. А. Ильина, М. И. Кузина, Е. И. Чазова (СССР), профессора Б. Лауна и докторов Д. Мюллера и Э. Чевиана (США), по инициативе которых зародилось международное движение «Врачи мира за предотвращение ядерной воины». Первый международный Конгресс движения «Врачи мира за предотвращение ядерной войны» состоялся в марте 1981 г. в небольшом городке Арли (США). В июле 1981 г. при Президиуме АМН СССР был организован Советский комитет «Врачи за предотвращение ядерной войны». В 1985 г. Норвежский Нобелевский комитет присудил движению «Врачи мира за предотвращение ядерной войны» Нобелевскую премию мира — «за заслуги перед человечеством по распространению достоверной информации о катастрофических последствиях ядерной войны и доведение ее до сознания людей». Всемирная организация здравоохранения была основана вскоре после окончания второй мировой войны, когда активизировались тенденции к расширению международного сотрудничества в различных областях экономической, социальной и культурной жизни. Днем официального учреждения ВОЗ считается 7 апреля 1948 года, когда Устав организации был ратифицирован 26 государствами членами ООН. ВОЗ решает задачи, провозглашенные в ее Уставе и служит гуманной целью ― « достижению всеми народами возможно высшего уровня здоровья». В программе ВОЗ нашли отражения вопросы социально-экономического характера ― защита человечества от опасности атомной радиации, роль врача в поддержании и укреплении мира, всеобщее и полное разоружение, запрещение в кратчайшие сроки химического и бактериологического (биологического) оружия и др. Функции ВОЗ В обязанности ВОЗ входят координация международной работы по здравоохранению и обеспечение сотрудничества в этой области; оказание помощи странам в укреплении служб здравоохранения и борьбе с болезнями; принятие конвенций, соглашений и правил, рекомендаций по вопросам международного здравоохранения, поощрения и проведения исследований в области здравоохранения; содействия о повышении стандартов подготовки кадров здравоохранения; установления и пересмотр международной классификации болезней, травм и причин смерти; стандартизация диагностических процедур, установление и распространение стандартов для пищевых, фармацевтических и аналогичных продуктов. Республика Беларусь является членом ВОЗ. С распадом Советского Союза членство Беларуси во Всемирной организации здравоохранения заметно активизировалось, о чем убедительно свидетельствуют международные проекты, которые успешно разрабатываются и внедряются в республике. Биоэтика: история, основные проблемы (эвтаназия, использование научно-технического прогресса), перспективы. БИОЭТИКА представляет собой важную точку философского знания. Формирование и развитие биоэтики связано с процессом трансформации традиционной этики вообще, медицинской и биологической этики в частности. Оно обусловлено, прежде всего, резко усиливающимся вниманием к правам человека (в медицине — это права пациента, испытуемого и т.д.) и созданием новых медицинских технологий, порождающих множество проблем, требующих решения, как с точки зрения права, так и морали. Кроме того, формирование биоэтики обусловлено грандиозными изменениями в технологическом оснащении современной медицины, огромными сдвигами в медико-клинической практике, которые стали возможными благодаря успехам генной инженерии, трансплантологии, появления оборудования для поддержания жизни пациента и накопления соответствующих практических и теоретических знаний. Все эти процессы обострили моральные проблемы, встающие перед врачом, перед родственниками больных, перед средним медперсоналом. Существуют ли пределы оказания медицинской помощи, и каковы они в поддержании жизни смертельно больного человека? Допустима ли эвтаназия? С какого момента следует отсчитывать наступление смерти? С какого момента зародыш можно считать живым существом? Допустимы ли аборты? Вот лишь некоторые из тех вопросов, которые встают перед врачом, а также перед широкой общественностью при современном уровне развития медицинской науки. Биоэтика, возникшая около 20 лет назад явилась ответом на так называемые «проблемные ситуации» в современной клинической практике. ИСТОРИЯ МЕДИЦИНОЙ ЭТИКИ Во все времена к врачам относились с почтением. Ведь люди этой профессии приходят на помощь в самые критические моменты жизни человека, начиная с появления на свет и до предсмертного часа. С древних времен врач считался человеком, выполняющим высоко моральное дело. Например, надпись на храме Асклепия в Акрополе гласит: «…он, как Бог, должен быть одинаковым спасителем рабов, бедняков, богатых людей и наследников престола и быть для всех братом, вот какую помощь он должен оказывать». В свою очередь и к больным было также особое отношение. Ярким примером тому служит деятельность рыцарского ордена госпитальеров Святого Иоанна в Иерусалиме, основанного в конце XI века. При официальном посвящении в это братство каждый член ордена приносил древний обет: «Собратья Госпиталя должны служить нашим господам, больным, с усердием и преданностью, как если бы они были рабами своих господ». Врачам приходится принимать решения, связанные с жизнью, здоровьем, достоинством и правами людей. Медицинская помощь не может быть полноценной, если самый высокопрофессиональный врач не обладает этическими качествами. Поэтому этика – принципы нравственности и основанные на их правила поведения, т.е. деонтология – занимает в медицине особое место. Этика – учение о моральных нормах и правилах, определяющих взаимоотношения людей в семье, обществе, быту и трудовой деятельности. Слово «этика» произошло от греческого ethos ― обычай, нрав. Термин «этика» был предложен Аристотелем (384-322 гг. до н.э.). Медицинская этика ― совокупность норм поведения и морали медицинских работников. В профессиональной медицинской этике исходным следует считать принцип гуманизма. Гуманизм — это воззрение, рассматривающее человека как высшую ценность, защищающее его свободу и всестороннее развитие. Несмотря на то, что сам термин «гуманизм» возникает лишь в эпоху Возрождения, идея гуманности (человеколюбие как добродетель, как определенная нравственная ценность) формируется уже в середине первого тысячелетия до н. э., встречается в Библии, у Гомера, в древнеиндийских, древнекитайских, древнегреческих философских источниках VI—IV вв. до н. э. В этот исторический период врачи Древней Греции давали этическое обязательство — «Клятву» Гиппократа (460—377 гг. до н. э.). Идея гуманности заложена уже в знаменитом «золотом правиле нравственности»: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. У Гиппократа идея гуманизма имеет конкретные выражения: «В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного... Я направлю режим больных к их выгоде... воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости...». К ярчайшим проявлениям гуманизма этики Гиппократа следует отнести заповеди о врачебной тайне и о безусловной ценности любой человеческой жизни. Медицинский гуманизм в своем исходном значении утверждает человеческую жизнь в качестве высочайшей ценности, определяет ее защиту и помощь ей как основную социальную функцию медицины, которая должна выполнять эту свою задачу, руководствуясь научными знаниями и профессиональным мастерством. Подтверждением этой истины явилась организация в 1981 г. движения «Врачи мира за предотвращение ядерной войны». В движении врачей планеты против угрозы ядерной войны в широчайших исторических масштабах проявился нравственный принцип заповеди медицины о ценности человеческой жизни, заповеди, являющейся подлинным началом профессиональной медицинской этики. Медицинская этика требует уважать страдания человека, даже если речь идет о плененном враге, что отражено в Международной конвенции Красного Креста об отношении к военнопленным (1929 г.). Основа и содержание принципа медицинского гуманизма в современных условиях раскрывается через этическое отношение врача, каждого медицинского работника к боли, страданиям, болезням и здоровью человека, к открытости, незащищенности в условиях врачевания внутреннего мира, частной жизни пациента. Из истории медицины известно, что еще в 3 веке до н.э. в сочинении индийского народного эпоса «Аюрведа» («Книга жизни») нашли отражение вопросы отношения врача к больному и взаимоотношений между врачами. О личности врача здесь сказано, что он должен быть скромным в жизни и в поведении, не выставлять на показ свои знания и не подчеркивать, что другие знают меньше тебя. Медицинская этика требует конкретности в отношениях между всеми членами коллектива, невзирая на чины и звания. Почтительное обращение к коллегам, так же как и белый цвет медицинского халата, подчеркивает чистоту и высокий смысл профессии. Особенно строго этого принципа нужно придерживаться, если общение происходит в присутствии больного. Врач в глазах пациента не должен ставить под сомнение профессионализм коллеги. Ситуацию с коллегой необходимо обсудить очно и наедине. Уважительно врачи должны относятся к среднему и младшему медицинскому персоналу. Современная медсестра – высококвалифицированный работник, знающий и умеющий очень много. Она первый помощник врача, без которого лечебный процесс невозможен. Уважительные отношения с медсестрами особенно молодому специалисту позволяют многому научиться и избежать массы ошибок. Категории медицинской этики: 1. Равенство и справедливость. 2. Благо и добро. 3. Профессиональный долг. 4. Ответственность. 5. Честь, достоинство, совесть. Принципы и категории этики — это ее теоретический аппарат. Равенство и справедливость. Медицинская этика требует видеть в больном, прежде всего больного, устанавливая известное равенство всех людей перед лицом болезни и смерти. Нравственное чувство людей особенно чутко реагирует на неравенство распределения «медицинских услуг» в обществе. Никто из медиков не вправе забывать, что в стационаре и в поликлинике (диспансере) они всегда имеют дело с массой больных, значительная часть работы с каждым из которых (лечение каждого) осуществляется на глазах у окружающих. Первый этический экзамен перед своими пациентами каждый медик сдает по предмету «равенство». Прием кого-то из больных в обход очереди (без медицинских на то показаний) является многократным моральным злом: проявлением неуважения ко многим людям одновременно, пренебрежением к состоянию больных, циничной, вызывающей демонстрацией медиками аморального поведения. В то же время медицинская этика не может оставить без внимания и вопросы, касающиеся «этики пациента». Этичной будет такая позиция пациента, когда он с пониманием отнесется к любому случаю справедливого неравного внимания, которое врач уделяет некоторым больным в силу естественных различий течения болезней у них. Б лаго и добро. Эти категории близки по смыслу, но не тождественны. В медицинской практике, прежде всего, следует обратить внимание на такие проявления блага, как жизнь и здоровье. Улучшение состояния больного, случайное совпадение способствующих успеху лечения обстоятельств, неосведомленность значительной части больных относительно прогноза их заболевания — все это есть благо. Добро (как и зло) есть самое общее моральное понятие. Даже когда действия человека не увенчаются в силу каких-то внешних обстоятельств практическим успехом, сам по себе правильно сделанный им моральный выбор позволяет говорить о данном человеке, что он не изменил себе как человек, так как стремился сделать добро. Благо больного — приоритетнейшая цель профессиональной деятельности врача. В медицинской практике больной в известном смысле олицетворяет категорию «блага», а врач (медик) — категорию «добра». Категория «долг» наиболее непосредственно отражает единство общественного и личного в понятиях морали. Категория «долг» во врачебной этике раскрывается как профессиональный долг медиков перед больным, как их долг перед своей профессией и перед обществом. В представлении больного образцовый врач — это человек долга, для которого оказание помощи больному не только должностная обязанность, но подлинно моральное деяние. Истинный врач всегда преодолеет эгоистические или корыстные соблазны, которые могут затруднить выполнение им врачебного долга. Об этом свидетельствуют бессмертные строки «Клятвы Гиппократа»: «В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного...». Верность профессиональному долгу требует и мудрости, и своего рода моральной стойкости, моральной закаленности. В этом случае, говоря о мудрости, мы имеем в виду меру развития, зрелости разума врача, осознания им коллективного нравственно-этического опыта коллег, а главное — способность делать разумные выводы не только из собственных успехов, но и из ошибок. Под моральной стойкостью следует понимать приобретение врачом своеобразного нравственно-этического опыта в преодолении различного рода искушений. Категория «ответственность» . Ответственность есть конкретная мера долга. Общепризнанным считается, что ответственность медиков в их деле огромна. У отдельных людей порой складывается гипертрофированное представление об ответственности медицинских работников. Ответственность — несомненно важнейшее моральное качество медика, именно сознание, чувство ответственности питает его профессионализм в целом, это «гормон роста» самой его личности. Нравственная энергия профессиональной ответственности медицинского работника концентрируется затем во множестве конкретных деонтологических императивов, например, таких: ни при каких обстоятельствах не нарушать обещание, данное больному, в отношении с больными врачу запрещены антипатия, раздражения, обида, спешка, нетерпеливость, забывчивость. Понятие профессиональной ответственности в медицине имеет также юридический смысл. Категории: честь, достоинство, совесть. Понятие «чести» отражает оценку личности обществом, а также отношение самой личности к этой оценке. Не уронить себя в глазах других людей, прежде всего своей социальной группы, профессионального окружения — внутреннее законодательство каждого человека. Белый халат и шапочка как бы символизируют незапятнанность чести медицинских работников. Чувство профессиональной чести должно быть у студента-медика уже на I курсе. В профессиональном чувстве чести медицинских работников, как в едином сплаве, заключается и гордость за медицинский гуманизм, и сознание огромной социальной значимости медицинского труда, и вера в силу научного медицинского звания. Получающий право врачевания, должен работать с такой ответственностью, которой требуют законы и традиции медицины. Несоответствие должному профессиональному уровню недопустимо с точки зрения профессиональной чести. Как и всякому человеку, врачу дорого самоуважение. Сознание профессионального достоинства не вырабатывается у студента-медика сразу, оно является плодом внутренней духовной работы, нравственного самовоспитания. Профессиональное достоинство врача собирательно характеризует его нравственные качества. Самостоятельность, независимость, свобода нравственных решений — слагаемые личного достоинства человека. Сознание и чувство личного достоинства исключает малодушие, льстивость, самоунижение и неверие в себя. Отношения медиков с больными требуют особого такта, соблюдения своеобразного этикета. Огромное воспитательное значение имеет пример старших коллег. Целью воспитания (и самовоспитания) является выработка сознания и чувства собственного достоинства, которые определяют в итоге правила профессионального этикета врачей, медицинских сестер. Если достоинство есть стремление личности не вступать в разлад с собой, то совесть — это стремление личности не вступать в разлад с правдой жизни Этическая категория совести призвана играть важнейшую роль в решении всех противоречивых проблем, порождаемых медицинской практикой. Делом совести врача является постоянная самооценка своего отношения к медицине — к ее прошлому и будущему, к ее исторической судьбе. Право на информацию. Врачу вменяется в обязанность информировать пациента: 1) о состоянии его здоровья; 2) о характере и целях предлагаемого ему лечения; 3) о связанном с ним существенном риске; 4) о возможных альтернативах данному виду лечения. Право на смерть. Эвтаназия. Эвтаназия одна из этических проблем медицины. Термин «Эвтаназия» происходит от греческих слов «evos» -«хорошо», и thanatos - «смерть», означая буквально «добрая», «хорошая» смерть, так греки называли почетную смерть за отечество. В современном понимании, данный термин означает сознательное действие или отказ от действий, приводящие к скорой и безболезненной (не всегда) смерти безнадежно больного человека, с целью прекращения не купируемой боли и страданий. Впервые термин был использован в XVI веке английским философом Фрэнсисом Бэконом для обозначения " легкой", не сопряженной с мучительной болью и страданиями смерти, которая может наступить и естественным путем. В XIX веке эвтаназия стала обозначать " умерщвление пациента из жалости". Классификация эвтаназии: a) пассивная – случаи, когда смерть пациента наступает в результате прекращения врачебных мер по продлению жизни; в) активная – случаи, когда применяют специальные средства, приводящие к смертельному исходу. Различают также добровольную эвтаназию – по требованию самого больного и принудительную, которая осуществляется по настоянию родственников, общества или государственных учреждений. Аморальность последней не приемлют ни врачи, ни общество, ни закон. А допустимость добровольной эвтаназии является предметом ожесточенных споров. Врачи, как и все современное общество, разделились на сторонников и противников эвтаназии. Проблема эвтаназии стала острой в 20 столетии в связи с прогрессом медицины. Появились возможности поддерживать жизнь неизлечимых больных при помощи аппаратов искусственного дыхания, кровообращения, искусственной почки, лекарств. Уместно вспомнить два важнейших исторических обстоятельства до рассмотрения современных точек зрения как противников, так и сторонников эвтаназии: 1—принцип «святости» (неприкосновенности) человеческой жизни содержится в «Клятве Гиппократа»: «Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла»; 2 — пионеры-практики эвтаназии были нацистские медики. Проект новой редакции закона о здравоохранении, принятый депутатами во втором чтении в мае 2008 года, четко закрепляет норму о запрете эвтаназии в Беларуси. В статье 31 сообщается: " Эвтаназия - удовлетворение просьбы пациента о прекращении жизнедеятельности его организма и наступлении смерти посредством каких-либо действий (бездействия) с целью избавления от мучительных страданий, вызванных неизлечимым заболеванием. На территории Республики Беларусь осуществление эвтаназии, в том числе с помощью медицинских (фармацевтических) работников, запрещено. Лицо, сознательно побудившее другое лицо к эвтаназии и (или) осуществившее эвтаназию, несет ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь". В настоящее время эвтаназия при соблюдении весьма строгих правил законодательно разрешена в Нидерландах, Бельгии, Швейцарии, Люксембурге в некоторых штатах Америки. 4. Трансплантация органов. С конца 19 века внимание медиков, юристов и философов привлекли моральные проблемы, связанные с пересадкой органов. Упоминания о трансплантации некоторых органов и тканей встречаются в греческой мифологии, христианских легендах (например, легенда о Косьме и Дамиане), народных сказаниях раннего средневековья. Существует предание, что китайский хирург Хуа Ту (2 в. н. э.) удалял пораженные внутренние органы и на их место пересаживал здоровые. Современные медицинские технологии позволяют пересаживать больным различные органы: почку, сердце, легкое, костный мозг. Их изымают из трупов людей, получивших смертельные травмы. После получения смертельной травмы донора доставляют в больницу, констатируют смерть и тут же забирают необходимый материал для пересадки. Это порождает неразрешимую этическую проблему – необходимость смерти одного для спасения другого. Встает проблема: проводить ему реанимационные мероприятия или нет?; по каким критериям констатировать смерть донора? С одной стороны перед человечеством открылась чрезвычайно перспективная возможность лечения больных, ранее считавшихся обреченными, но с другой стороны, возник целый спектр этических проблемных вопросов. Например, морально ли тратить средства на трансплантацию? Пересадки органов ― это дорогостоящие операции, которые потребляют значительные ресурсы здравоохранения. Морально ли получить органы от живых людей? Ведь пересадка органов от живого донора сопряжена с серьезным риском для последнего. Во-первых, это риск, связанный с ведением самой хирургической операции, которая всегда весьма травматична для человека. Во-вторых, лишившись одного из парных органов или части органа, донор становится более уязвим. Нарушается основополагающий гиппократовский принцип медиков ― «не навреди». Использование трупа человека в качестве источника органов для пересадки вызывает также целый спектр моральных проблем. Все мировые религии запрещают нанесение повреждений телу умершего человека, предписывают бережливое и почтительное отношение к нему, и любой акт действий над ним является предосудительным поступком, оскорбляющим память человека. Встают также вопросы: как справедливо распределить дефицитные ресурсы для трансплантации?; следует ли «отдавать» полученный орган лицам с асоциальным поведением (например, людям, страдающим наркоманией)?; будет ли справедливо лечить инвалидов, в то время как в листе ожидания находятся сотни детей, молодых трудоспособных людей? Конституция Республики Беларусь полагает охрану здоровья и медицинскую помощь в качестве неотъемлемого права каждого гражданина. Поэтому в распределении органов трансплантологи руководствуются следующими критериями: степенью совместимости пары донор-реципиент; экстремальностью ситуации; длительностью нахождения в «листе ожидания». Важно, чтобы все это достаточно реализовывалось на практике. Выбор реципиентов ― это всегда этический поступок. Факультетское обещание (дореволюционная Россия) «Принимая с глубокой признательностью даруемые мне наукой права врача и постигая всю важность обязанностей, возлагаемых на меня сим званием, я даю обещание в течение всей своей жизни не помрачать чести сословия, в которое ныне вступаю: Помогая страждущим, обещаю свято хранить вверяемые мне семейный тайны и не употреблять во зло оказанного доверия: Обещаю быть справедливым к своим сотоварищам-врачам и не оскорблять их личности, однако же, если бы этого потребовала польза больного, говорить правду без лицемерия. В важных случаях обещаю прибегать к советам врачей, более меня сведущих и опытных; когда же сам буду призван на совещание, обязуюсь по совести отдавать справедливость их заслугам и стараниям». Сегодня в каждой стране существует своя «Клятва» или «Присяга» врача. Сохраняя общий дух древнегреческой «Клятвы», каждая из них соответствует своему времени, уровню развития медицинской науки и практики, отражает национальные и религиозные особенности и общие тенденции мирового развития. Женевская декларация (1948) «Я торжественно клянусь посвятить свою жизнь служению человечеству. Я воздам моим учителям должное уважение и благодарность; я достойно и добросовестно буду исполнять свои профессиональные обязанности; здоровье моего пациента будет основной моей заботой; я буду уважать доверенные мне тайны; я всеми средствами, которые в моей власти, буду поддерживать честь и благородные традиции профессии врача; к своим коллегам я буду относиться как к братьям; я не позволю, чтобы религиозные, национальные, расовые, политические или социальные мотивы помешали мне исполнить свой долг по отношению к пациенту; я буду придерживаться глубочайшего уважения к человеческой жизни, начиная с момента зачатия; даже под угрозой я не буду использовать свои знания против законов человечности. Я обещаю это торжественно, добровольно и чистосердечно». Международный кодекс медицинской этики, выработанный Всемирной медицинской ассоциацией в 1949 г. Мудрые слова Гиппократа " Я буду применять такой метод лечения, который е соответствии с моими способностями и суждениями я считаю полезным для моего больного, и воздержусь от каких бы то ни было вредны» и злонамеренных действий" кодекс дополнил " Ни при каких обстоятельствах врачу не разрешается делать ничего того, что могло бы ослабить физическую или умственную стойкость человеческого организма, за исключением строго терапевтических или профилактических показаний, предписываемых в интересах пациентов". Члены Всемирной Медицинской Ассоциации в 1964 году принимают Хельсинскую Декларацию Всемирной Медицинской Ассоциации. Ее основные положения становятся правовыми нормами многих национальных законодательств. В Хельсинской Декларации Всемирной Медицинской Ассоциации в разделе “Основные принципы”, позиция 2, говорится: ”Общая схема и план проведения каждого типа исследования должны быть четко описаны в протоколе, который представляется на рассмотрение и утверждение специальной комиссии. Члены комиссии должны быть независимы от лиц, проводящих исследование и спонсора исследования. Состав комиссии формируется в соответствии с законодательством страны, в которой проводится исследование”. Таким образом, принципиальным положением Хельсинской Декларации стал тезис о том, что «интересы испытуемых должны всегда превалировать над интересами науки и общества». Со времени основания ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) этика является стержнем ее миссии по защите и укреплению здоровья глобального сообщества. Деятельность в сфере этики осуществляется многими программами и департаментами, а также региональными бюро / ВОЗ. Так например, в 1994 г. Региональное бюро для стран Америки учредило региональную программу по биоэтике. В 2002 г. Генеральный директор ВОЗ д-р Гро Харлем Брундтланд учредила Инициативу в области этики и здоровья, которая является с тех пор координатором деятельности в области этики в масштабах всей Организации. Примеры ее деятельности включают издание " Руководства по этике и справедливому доступу к лечению и оказанию помощи в связи с ВИЧ" и " Этических соображений при разработке ответных мер общественного здравоохранения при пандемическом гриппе". ВОЗ также вносит вклад в региональные усилия по укреплению потенциала в области этики в тесном сотрудничестве с государствами-членами. Например, проект создания Сети в области этики биомедицинских исследований в Африке (NEBRA) был нацелен на укрепление потенциала африканских стран в проведении эффективных этических обзоров. Конвенция Совета Европы «О правах человека и биомедицине» была принята с целью предотвращения возможности негативных последствий использования новых медицинских технологий, защиты прав и достоинства человека, оказывающегося в роли пациента или испытуемого. Приведем некоторые положения Конвенции. В области генома человека: проведение генетического тестирования допускается только в терапевтических целях; вмешательство в геном человека может быть осуществлено только в профилактических, терапевтических или диагностических целях. В области исследования на эмбрионах: создание эмбрионов человека в исследовательских целях запрещается. В области трансплантологии: забор органов у живых доноров может осуществляться только с их согласия и исключительно для лечения реципиента; тело человека и его части не должны служить источником финансовой выгоды. Дополнительный протокол Конвенции 1997 года провозглашает запрет на клонирование человека. Какие уроки мы можем извлечь, размышляя над представленным материалом? Во-первых, этика — не абстракция, а набор принципов, которые обретают смысл, проявляясь в наших действиях (в частности, в нашем отношении к больному). Эти принципы также определяют уровень ответственности медицины перед обществом в целом, особенно перед наиболее бедными, социально незащищенными и оттого крайне уязвимыми его представителями. Во-вторых, этика, к сожалению, не является чем-то непреложным, она во многом определяется приоритетами государства, личными планами, карьерными побуждениями, соображениями выгоды, а также предубеждениями, глубоко укоренившимися в сознании общества и отдельных людей. В-третьих, медицинская этика несовместима с самой идеей иерархического деления людей в зависимости от их ценности. Когда врачи начинают участвовать в установлении подобных приоритетов (по воле других общественных структур или по собственной инициативе), этика подвергается глубокой коррозии, за этим с пугающей легкостью возникает бесчеловечность. Таким образом, различные аспекты этики требуют постоянного пристального внимания из-за ее уязвимости, которая стала очевидной при анализе истории медицинской этики. Приведем слова писателя Андре Моруа, который выступил с заключительным докладом на Международном конгрессе по врачебной этике в Париже в 1966 году. «Завтра, как и сегодня, будут больные, завтра, как и сегодня, понадобятся врачи. Медицинская наука станет ещё точней, её оснащение приумножится, но рядом с ней, как и сегодня будет стоять, сохранит своё место в медицине врач классического типа – тот, чьим призванием останется человеческое общение с пациентом. И, как прежде, он будет утешать страдальцев, и ободрять павших духом. Появятся новые чудеса. И появится новая ответственность. Медики всех стран будут, как и сегодня, связаны единой врачебной моралью. Завтра, как и сегодня, человек в медицинском халате будет спасать жизнь страждущему, кто бы он ни был – друг или недруг, правый или виноватый. И жизнь врача останется такой же, как и сегодня, - трудной, тревожной, героической и возвышенной».
МЕДИЦИНА НАВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ 1. Характеристика эпохи XX века, начало XXI века. 2. Специализация и целостность медицины. 3. Технологизация и гуманитаризация медицины. Медицина в период Второй мировой войны. 5. 6. Открытия в области медицины и смежных наук, удостоенные Нобелевской премии. 7. Международное сотрудничество в области здравоохранения в XX – начале XXI века. История создания ВОЗ. 8. Биоэтика: история, проблемы, перспективы. Характеристика эпохи XX века. На развитие медицины в ХХ веке определяющее влияние оказали геополитические события: две мировые войны и их последствия, национально-освободительное движение, крах колониализма, образование новых независимых государств, распад социалистической системы. На рубеже 19-20 в.в. под влиянием достижений естественных наук и технического прогресса были сделаны важнейшие открытия в медицине. Исторические перемены, происшедшие в 1917 г. в результате февральской и октябрьской революций, негативно сказались на состоянии политической и экономической жизни страны. В первые годы советской власти в России свирепствовали эпидемии сыпного тифа, холеры, брюшного тифа и других инфекционных заболеваний. Повсеместно крайне недоставало квалифицированных медицинских кадров, лечебных учреждений, медикаментов. Гражданская война и военные операции на всей территории страны усиливали разруху в промышленности и сельском хозяйстве. Население страны голодало. Не хватало топлива. Транспорт, системы водоснабжения и очистки городов и деревень находились в весьма запущенном состоянии, что создавало опасную эпидемиологическую ситуацию. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 892; Нарушение авторского права страницы