Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Из письма артиста Московского Художественного театра



В.Э. Мейерхольда

А. П. Чехову от 19 апреля 1901 г.

Я открыто возмущаюсь полицейским произволом, свидетелем которого был в Петербурге 4 марта[10], я не могу спокойно предаваться творчеству, когда кровь кипит и все зовет к борьбе. Мне хочется пламенеть духом своего времени. Мне хочется, чтобы все служители сцены пришли к сознанию своей великой миссии. Меня волнуют мои товарищи, не желающие подняться выше кастовых, узких интересов, чуждых интересам общественности.

Да, театр может сыграть громадную роль в переустройстве всего существующего. Недаром петербургская молодежь так старательно поддерживала свое отношение к нашему театру. В то время, как на площади и в храме ее, эту молодежь, бессердечно, цинично колотили нагайками и шашками, и театре она безнаказанно могла открыто выражать свой протест полицейскому произволу, выхватывая из «Штокмана»[11] не имеющее к идее пьесы никакого отношения (фразы. - Сост.) и неистово аплодируя им: «Справедливо ли, чтобы глупцы управляли людьми просвещенными», «Когда идешь защищать правду и свободу, не следует одевать лучшей пары». Вот какие фразы Штокмана вызывали демонстрацию…

ЦГАОР, ф. ДП, ед. хр. 384, л. 1. Цит. по: Ушаков А.В.., С. 56-57.

 

№ 41

Резолюция, принятая студентами - представителями всех высших учебных заведений Москвы на сходке,

состоявшейся в Московском университете

Февраля 1902 г.

Мы, учащиеся в высших учебных заведениях Москвы, на общем собрании 9 февраля 1902 года в количестве 518 чел.[12] после всестороннего обсуждения единогласно постановили: считая ненормальность существующего академического строя лишь отголоском общего бесправия, мы откладываем навсегда иллюзию академической борьбы и выставляем знамя общеполитических требований... 1. неприкосновенность личности; 2. свобода печати; 3. свобода совести; 4. свобода собраний и организаций; 5. непосредственной ответственности административных лиц; 6. общедоступность образования; 7. допущения женщин в университет; 8. уравнения прав национальности. Вместе с рабочими требуем: 9. 8-часового рабочего дня; 10. прав стачек... Общеполитическая программа заставляет нас вынести наш протест на улицу, где мы с кадрами рабочих и общества готовы силой поддерживать наши требования.

ЦГАОР, ф. ДП, ед. хр. 3, ч. 150, т. 2, пр., л. 33. Цит. по: Ушаков А.В.., С. 59.

 

 

№ 42

Движение учащихся средних учебных заведений России

Формы выступлений Количество выступлений за годы Итого
Волнения (1) - -
Бунты (2) - -
Забастовки - - -
Демонстрации - - - - -
Всего - -

Ушаков А.В. Революционное движение демократической интеллигенции в России. 1895-1904. М, 1976. Цит. по: Ушаков А.В.., С. 60.

(1) Имеются в виду более или менее мирные выражения недовольства, без прекращения занятий и нанесения ущерба школьному имуществу и персоналу.

(2) Стихийные выступления, приводящие к разгрому имущества и помещений школ, иногда к избиению администрации.

№ 43

Движение среди семинаристов

Волнение, охватившее всю учащуюся молодежь, не прошло бесследно и для духовных семинарий. Ряд «беспорядков» в Рязанской, Калужской, Тульской, Казанской, Пермской, Архангельской, Иркутской и других семинариях показал, что и в этой части учащейся молодежи таится серьезное недовольство. Перед нами - ряд листовок, изданных «Временным Центральным Организационным Советом семинаристов» и зовущих семинаристов к организации и коллективной борьбе за реформу учебного дела и уравнение прав семинаристов с правами воспитанников других учебных заведений в деле продолжения образования. Все прокламации «Центрального Совета» написаны весьма серьезно и обнаруживают готовность семинаристов упорно и с выдержкой отстаивать свои интересы. В одном «бюллетене-циркуляре» находим отчет «Центрального Совета» о ходе организационного дела, из которого знаем, что Совету удалась завязать прочные связи между 22 семинариями в разных концах России и еще с 19-тью ведутся переговоры. Московская и Казанская духовные академии относятся сочувственно к движению...

Искра, 1902, 1 апр. Цит. по: Ушаков А.В.., С. 61.

 

№ 44

Адрес Тверского губернского земства, посланный Николаю II по поводу вступления его на престол

Январь 1905 г.

Мы питаем надежду, что с высоты престола будет услышан голос нужды народной... Мы горячо верим, что права отдельных лиц и права общественных учреждений будут незыблемо охраняемы. Мы ждем, государь, возможности и права для общественных учреждений выражать свое мнение по вопросам, их касающимся, дабы до высоты престола могло достигать выражение потребностей и мысли не только представителей администрации, но и народа русского. Мы ждем, государь, что в Ваше правление Россия двинется вперед по пути мира и правды со всем развитием живых общественных сил. Мы верим, что в общении с представителями всех сословий русского народа, равно преданных престолу и отечеству, власть вашего величества найдет новый источник силы и залог успеха в исполнении великодушных предначертаний вашего императорского величества.

ЦГАОР, ф. 124, oп. 4, ед. хр. 67, л. 2-2 об. Цит. по: Ушаков А.В.., С. 61-62.

 

№ 45

Речь Николая II во время приема представителей сословий по поводу его бракосочетания

17 января 1895 г.

Я рад видеть представителей всех сословий, съехавшихся для заявления верноподданнических чувств, искони присущих народу русскому. Но мне известно, что в последнее время слышались в некоторых земских собраниях голоса людей, увлекавшихся бессмысленными мечтаниями об участии представителей земства в делах внутреннего управления. Пусть все знают, что я, посвящая все свои силы благу народному, буду охранять начало самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял его мой незабвенный, покойный родитель.

Правительственный вестник, 1895, 18 (30) янв., № 14. Цит. по: Ушаков А.В.., С. 62

 

№ 46

Программа русских либералов

Под редакцией г-на Струве[13] стал выходить в Штутгарте либеральный орган «Освобождение». После 3-летней борьбы с революционным марксизмом во имя бернштейнианства г-н Струве убрался, наконец, в лагерь либеральной буржуазии. Скатертью дорога! <...>

Вот как определяет г-н Струве свою задачу, как литературного представителя либеральной партии: «Дать этому, уже готовому, уже созревшему сознанию литературное выражение - вот на что мы притязаем. Мы были бы вполне удовлетворены, если бы на нашу долю выпала лишь роль регистраторов свободной политической мысли в России, если бы мы здесь, за рубежом, могли только предавать тиснению идущее из России свободное слово, являясь его простыми наборщиками и печатниками». И в другом месте: «Это не означает, однако, что редакция от себя предложит читателям готовую программу, содержащую по пунктам решение всех основных вопросов необходимого для страны коренного преобразования. Такая программа должна быть еще выработана общественными деятелями нашей страны, и прежде всего деятелями самоуправления». Не дать программу им, а получить ее от них - вот на что рассчитывает редакция «Освобождения».

Мы хорошо знаем, что всякая буржуазия, хотя бы и трижды либеральная, по отношению к своим «идеологам» - к политическим и литературным представителям своего класса - является весьма строгим «хозяином», требующим, чтобы они были не более как «регистраторами» «ее свободной политической мысли», выражающей ее классовые интересы. Мы хорошо знаем, что экономическая необходимость или сила «общественного мнения» данной среды являются достаточно могучими средствами, чтобы достигнуть этой цели и превратить идеологов в простых «регистраторов», в простых «кулиев» (поденщиков) на службе буржуазии. Но об этом не принято говорить. Напротив, принято делать вид, будто бы, что диктуется «политической мыслью» буржуазии, выходит из-под пера писателя или из уст оратора как свободное выражение его собственной политической мысли... Быть может, своеобразность положения г-на Струве, как вчерашнего марксиста, делало неизбежными особые с его стороны гарантии того, что его политическая мысль совпадает с классовыми интересами... то бишь, со свободной политической мыслью того класса, на служение которого он ныне отдает свои труды, свои знания и свои таланты.

В статье «От русских конституционалистов» мы находим ту политическую программу, которую г-н Струве «получил» от русской «земской политической партии», как выражаются о себе авторы статьи. Г. Струве «всецело присоединяется» к этой программе. Два письма «земцев» в 1-м и 2-м номерах дополняют эту программу и дают нам возможность составить себе довольно полное представление о характере нового литературно-политического предприятия.

«Отличие нашего органа от других заграничных изданий», заявляют «конституционалисты», «заключается в том, что мы предполагаем объединить те группы русского общества, которые не имеют возможности найти исход своему возмущенному чувству ни в классовой, ни в революционной борьбе».

Итак, либералы намерены и впредь оставаться вне сферы революционной борьбы. Не вовлечь либеральную буржуазию на путь революционной борьбы против царизма, а оставить ее на том пути нереволюционной оппозиции царизму, на котором она топчется без всякого успеха 40 лет; не двигать либеральную буржуазию вперед, а держать ее на одном месте, - вот цель «земской» политической партии.

«Мы вовсе не желаем порвать с той мирной и легальном деятельностью, на почве которой мы, по мере наших сил, работали до сих пор», - говорят земцы в № 2 «Освобождения», а г. Струве в редакционном заявлении с большим усердием защищает эту позицию от критики тех «тенденциозных» социалистов, которые думают, что «мирная и легальная» культурная деятельность не есть еще та политическая борьба с царизмом, которая является обязанностью всякого русского гражданина. «Такому движению, - говорит г. Струве, - нельзя навязывать, в качестве общеобязательных, средства, пригодные и приемлемые только для отдельных крайних групп, нельзя внушать взглядов и настроений, которыми оно в целом и общем не может проникнуться [курсив наш]. Вместо того, чтобы «глаголом жечь сердца» российских обывателей, напоминая им, что борьба с «национальным врагом» - царизмом требует «подвигов» и героических настроений, вместо этого им внушают, что «выше лба уши не растут» и что только «отдельные крайние группы» могут стать выше жалкой «культурной» и легальной работы в современных условиях, массе же позволительно застыть в ее трусости, половинчатости и эгоизме. Наши «критики марксизма» и бернштейнианцы много старались о том, чтобы привить нам, социал-демократам, такое мнение о праве рабочей массы оставаться вечно в этом состоянии политического младенчества. Наш пролетариат отказался от этой почетной позиции. Неужели г. Струве будет иметь больше успеха с той же проповедью, обращаемой им ныне к массам либеральных собственников?

Какова же политическая задача новой партии, если она так решительно открещивается от задачи самостоятельной политической (т.е. при современных русских условиях - революционной) борьбы? Ни одним словом «Освобождение» не дает нам основание думать, чтобы этой задачей было содействие революционной борьбе, уже ведущейся, т.е. борьбе рабочего класса, борьбе учащейся молодежи или загорающейся борьбе крестьянства. Задача новой партии - «организовать политически ясное, солидарное и сильное своей сознательностью и сплоченностью общественное мнение». Очень хорошо. Но какова же будет роль этого организованного общественного мнения? На этот вопрос отвечает нам статья «От русских конституционалистов».

«Многочисленные признаки показывают, что разложение нашей государственной формы идет быстрыми шагами вперед». Революционное брожение в «низших слоях населения», «широко развившееся рабочее движение», студенческие беспорядки, террористические акты и крестьянские бунты - все эти активные нападения на самодержавие должны, по мнению наших либералов, вынудить правительство «приступить к серьезной политической реформе» и для этой цели обратиться к земству. И вот роль «организованного общественного мнения» либеральных собственников сводится к тому, чтобы подготовиться к этому важному моменту, наметить программу действий для этого момента. Другими словами, либералы организуются не столько для борьбы с царизмом в настоящее время, сколько для переговоров с царизмом в такое время, когда последний, под влиянием ужаса перед рабочим движением и другими революционными силами, станет думать о «серьезной политической реформе». Какие же условия поставят в этот момент наши либералы?

Они потребуют «принципиального признания» (путем царского манифеста) целого ряда перечисленных ими «основных прав»: свободы печати, собраний и союзов, личной неприкосновенности, равенства перед законом и права петиций[14]. Когда царский манифест даст народу все эти права, отменит всякие незаконные административные распоряжения и даст амнистию осужденным за государственные преступления, тогда царь, признав в принципе «бессловесное народное представительство», должен созвать представителей от земств и крупных городов, которые порешат вопрос о проведении в жизнь всех вышеперечисленных принципов, т. е. выработают конституцию.

Итак, основная задача «земской политической партии» достаточно ясна: когда революционное движение расшатает царизм, она выступает с требованием, чтобы ликвидация этого царизма и определение основ нового свободно-конституционного порядка было поручено никому иному, а представителям земства и городских дум, т. е. известной части земельных собственников и капиталистов. Стало быть, отказываясь принять участие в борьбе, направленной непосредственно на разрушение ненавистного всем порядка, наша либеральная буржуазия больше всего озабочена тем, как бы сделать, чтобы дело установления нового порядка досталось целиком в ее руки. Мы очень хорошо понимаем это стремление либеральной буржуазии. Для нас очевидно, что, отказываясь от участия в классовой борьбе, направленной против царизма, она тем более спешит подготовить свои силы для классовой борьбы против тех социальных групп, которые добиваются свержения самодержавия, чтобы установить новый политический порядок с наибольшей выгодой для их интересов. Конституционалисты пытаются организовать либеральную буржуазию не столько для борьбы за низвержение самодержавия, сколько для того, чтобы приготовить ее к борьбе за право безраздельно хозяйничать в России после победы народа над самодержавием...

Искра, 1902, 1 авг. Цит. по: Ушаков А.В.., С. 62-65.

 

№ 47

Земское движение

...Сначала откликнулись на призыв столицы и крупные культурные центры, а затем волны понеслись далее и достигли самых отдаленных медвежьих углов. Первый грандиозный «банкет», - невиданное для России явление с самого начала ее существования, состоялся 20 ноября в С.-Петербурге, в зале Павловой, под председательством известного писателя В.Г. Короленко. Предлогом для этого банкета, как и для других, явилось 40-летие судебных уставов, а участниками были до 650 литераторов, ученых, врачей и других представителей либеральных профессий. После блестящих речей, в которых охарактеризовано было печальное положение суда, «как продукт общих наших политических условий», и выяснена была невозможность улучшения судебного строя вне общей коренной государственной реформы, единогласно была принята и всеми подписана «резолюция Союза»[15]. Затем почти такого же рода «резолюции» по поводу 40-летия судебных уставов были приняты во многих городах, как-то: в Москве, Киеве, Одессе, Саратове, Харькове, Курске, Ростове-на-Дону, Владимире, Воронеже, Ярославле, Тамбове, Смоленске, Н.-Новгороде и других.

Белоконский И.П. Земское движение. 2-е изд. М, 1914, с. 238-239. Цит. по: Ушаков А.В..., С. 66.

 

№ 48


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 668; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.032 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь