Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Иджмалийа (опровержение в общем).



Матуридиты истолковали все эти атрибуты не прямым смыслом, а истолковали как милость, мощь, сила, власть и т.д. почему они так сделали? Чтобы избежать уподобления Всевышнего Аллаха творениям. И эту их ложную основу мы опровергли на первых уроках.

Матурдиты говорят, что если описать Аллаха Руками, Ладонью, Пальцами, то мы опишем Аллаха органами тела, а также тем, что Он может собираться или расчленяться.

Мы говорим им: " Вы являетесь теми, которые утвердили Аллаху Слух, Зрение, Жизнь, Разговор". Это является абстракцией, т.е. смысловыми вещами. Они говорят, что Аллах не описывается абстракцией, для того чтобы отрицать от Всевышнего Аллаха Атрибуты, которые приходят в Коране и сунне, поэтому они отрицают от Аллаха некоторые Атрибуты, заявляя, что это является абстракцией. Они говорят, что слух и зрение является абстракцией, но не в отношении Всевышнего Аллаха, т.е. эти Атрибуты такие, как надлежит Всевышнему Аллаху и Его Величию.

Мы им говорим, говорите тоже, самое относительно Рук Всевышнего Аллаха, стоп, лика и т.д., что это не является органом тела относительно Аллаха, однако является Его Атрибутом, как и надлежит Его Величию. Если вы имеете такие убеждения насчет одних Атрибутов, то относитесь к другим так же.

 

Тафсылийа (опровержение конкретного Атрибута).

Есть несколько доводов, которые опровергают убеждения матуридитов:

1. В книгах матуридитских имамов говорится о том, что тот, кто истолкует Атрибут Руки Мощью или Милостью, тот не является приверженцем сунны, но это истолкование является словом к'адаритов и му'тазилитов.

И в их же книгах говорится, что тот, кто истолкует Атрибут Рука Мощью или Милостью, аннулирует этот Атрибут, а это является запретным.

Подобные утверждения встречаются со слов Абу Ханифы, а также имамов, которых возвеличивают и уважают матуридиты, таких как Фахр Аль-Ислям Аль-Баздави, Сарк'аси, Хафиз Ад-Дина Ан-Насафи, Аляуддин Аль-Бухари, Абу Аль-Мунтаха Аль-Магнисави, Мула Али Аль-Кари, Шейх Заду, Аль-Алляма Аль-Кашмири. В книгах этих людей встречается это указание что если кто то истолкует Руку Аллаха мощью или милостью, тот не является из ахли сунна, а является последователем муатазилитов и кадаритов и тем кто аннулирует этот атрибут.

 

2. Матуридиты говорят: " Мы делаем подобные истолкования только тогда, когда на это есть довод, это они говорят для того чтобы не быть похожими на заблудших карамитам, батанитам, рафидитам, джахмитам и им подобным неверующим философам, грекам, персам и индийцам".

Но мы спрашиваем у них: какой у них довод на то, что в арабском языке Мощь или Милость можно описать Руками, Пальцами, Ладонью, Хваткой и т.д. Наоборот пришли слова многих обладателей знания, которые говорят, что невозможно этим описать Атрибуты милостью или мощью, такого не найдешь в арабских словарях.

 

Приходит от Абу Аль-Хасан Аль-Аш'ари, тот, кого матуридиты считают своим имамом, что он сказал: " Не позволяется в арабском языке и в обычаях арабов говорить: " Я сделал это Своими двумя Руками" и иметь в виду Милость. А раз Аллах обратился к людям на арабском языке и теми изречениями и словосочетаниями, которые приняты и понимаемы среди арабов, то не позволительно делать такое истолкование и оно является ложным, непозволительным". (Аль-Ибана, стр. 97-99, 131-132 издательство Аль-Джами'а Аль-Ислямийа).

 

Подобные слова говорил также их другой имам ашаритов Абу Бакр Аль-Бак'илляни в книге Ат-Тамхид, стр. 258-259. Схожие слова другого их имама Абу Аль-Хасана Али ибн Аль-Халяфа, который известен как Ибн Аль-Батталь, передал Хафиз Ибн Хаджжар Аль-Аск'алйани в своей книге Фатх Аль-Бари, 13/394. Те же самые слова есть у другого имама Абу Мухаммада Абдуль-Вахида Ас-Сафак'иси Аль-Малики, который известен как Ибн Тин, его слова также передал Хафиз Ибн Хаджжар в книге Фатх Аль-Бари, 13/394. То же говорили имамы аш'аритов Ибн Фаурак и Аль-Байхаки в книгах (Мушки Аль-Хадис, стр. 106, 327; Аль-И'тикад, стр. 88; Асма ва Ас-Сыфат, стр. 314).

 

Говорит имам Ибн Хузайма в своей книге Китаб Ат-Таухид, 1/118-198: «Посмотри внимательно на арабский язык и какие смыслы он несет, и ты поймешь, что джахмиты являются заменяющими Книгу Аллаха и искажающими ее, а не теми, которые правильно истолковывают ее. Говорить, что под Руками имеется в виду Милость, является неправильным. Если бы под Двумя Руками имелась в виду Милость, то в этом аяте было бы не " баль йядаху мабсутатан" а было бы " баль йядаху мабсутата" или «баль йядаху мабсутатун или мабсутатан», то есть тамарбута на конце, но не было мабсутатан в двойственном числе, потому что Милости Аллаха больше, чем ее можно сосчитать, и не возможно, чтобы Милости Аллаха было всего лишь две, и не больше этого».

 

3. Матуридиты и аш'ариты в истолковании атрибутов Аллаха, больше погрязли в своих заблуждениях, чем иудеи. Когда иудеи сказали, что под словами " Рука Аллаха скручена" имеется в виду, что Всевышний Аллах жадный, скупой, то Аллах опроверг их слова о скупости, но не опроверг то, что у Него есть Рука. Сказал « Его обе Руки распростёрты». Сура 5 «Аль-Ма’ида - Трапеза», аят 64

В этих аятах подразумевается Щедрость Аллаха, но также и Атрибут две Руки Аллаха. Иудеи не отрицали Атрибуты Аллаха и не истолковывали их вначале своей истории, и только затем в конце своего времени начали это делать. И поэтому Аллах не порицал их за то, что они говорили, что у Аллаха нет Руки, но порицал за то, что назвали Его жадным, потому что они не отрицали Руки Аллаха.

 

4. В арабском языке одно слово может иметь несколько толкований, однако все они, кроме одного, теряют свое значение, если приходят в контексте, конкретных описаниях.

Ибн Аль-К'аййим говорит: " Пришло описание Руки различными действиями (тем что она трясет, хватает, скручивает, пишет, начертывает, создал Адама руками). Да, возможно такое, что рука несет значение милости в арабском языке, но не тогда когда она описывается всеми этими действиями (как: трясет, хватает, скручивает, пишет, начертывает и т.д. все это невозможно приписать к милости). И их ошибка произошла из-за того, что они взяли это слово отдельно от контекста предложения, и посмотрели какой смыл оно несет, и начали этим смыслом истолковывать все контексты".

 

(Например): Взять слово ручка человек открыл словарь плотников и увидел что там слово ручка значит, ручка двери и там даже рисунок показан, и потом он читает книги и там сказано и взял человек своей рукой мяч, и он думает что под словом рукой тут имеется ввиду то что описано в столярном словаре, то есть ручка от двери, потом читает и написал Вася ручкой диктант, он снова думает, написал диктант ручкой от двери. Вот такая же глупость получается у этих сектантов. Только они это делают, сознательно искажая, потому что им было указано, но они продолжают искажать. И еще спорят, это равносильно, что тот прочитавший словарь плотника начнет спорить с учителем русского языка, что слово ручка касается только ручки от двери и везде где приходит в предложениях слово ручка имеется ввиду именно ручка от двери спорит с учителем до посинения, что он прав. А потом выносит постановление что учитель русского языка джахиль, также как эти сектанты выносят постановление на ахли сунна что они кафиры или заблудшие потому что утверждают Аллаху атрибут Рука).

 

5. Даже если рука может нести значение мощи, то не в этом контексте: «О Иблис! Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворил Своими Руками? » Сура 38 «Сад», аят 75. Потому что Иблис ответил бы Аллаху: " Почему я должен поклоняться тому, кого Ты создал Своими двумя Руками (имея в виду Мощь) в то время, как меня Ты тоже создал Мощью". Тогда не было никакого отличительного признака У Адама (мир ему) перед Иблисом.

 

6. Если арабы употребляют слово " рука", или две руки подразумевая милость, то они не употребляют этого слово кроме как по отношению к тому, кто действительно обладает руками. Арабы говорят иногда: " У меня две руки для тебя". Т.е. имеется в виду, что когда один сделал милость другому и он еще не отблагодарил его за милость. Но арабы не используют фразу " у меня две руки для тебя", кроме как к объекту, который действительно обладает двумя руками, поэтому неправильно говорить в арабском языке " у этого камня две руки для меня", потому что этот камень не обладает атрибутом рук. И другие фразы так они используют. Поэтому если даже согласится что тех аятах которые истолковывают ашариты и матуридиты как милость, то все равно вместе с этим необходимо указать на то что этих аятах все равно приходит утверждение рук относительно Всевышнего Аллаха. ( То есть, то, что вы истолковали этот аят как милость, не отменяет то, что в этом аяте также имеется в виду руки потому что такой оборот речи арабы относят к тем у кого есть руки).

 

[Примечание не из книги]:

Приведу некоторые доводы на утверждение Аллаху атрибута Рука, которые привел имам Захаби в своей книге: Исбат аль-йад лиЛлях (Утверждение Руки для Всевышнего Аллаха):

«В Судный день, Аллах свернет небеса, затем возьмет их Своей рукой и скажет: «Я – Царь, где же могучие, где же гордецы»? [Его привел Муслим №2787, 2788, Абу Дауд в своем «Ас Сунан» №4732 и от него его привел Аль Байхакы в «Аль Асма» № 705].

 

Посланник Аллаха, саля Ллаху алейхи ва салам, сказал: «Поистине, Аллах первой вещью сотворил «Аль Калям» ( перо ) и взял его Своей правой рукой, а у Него обе руки правые, и написал все, что будет происходить, благое и нет, жидкое или твердое, и сохранил это все в Писании, затем сказал: «Если хотите, читайте: «Это Наша книга, которая говорит против вас истинно, поистине, Мы приказывали записывать все, что вы совершали». Аль Джасийа 29. А бывает ли запись, кроме как после совершенного деяния?! [Передал его Ад Даракутни в " Ас-Сыфат", 14-35, и ас-Суюты возвел его к тафсиру Ибн Мардавейхи, и такой же асар передан от Ибн Аббаса в тафсире Ибн Джарира].

 

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах возьмет Свои небеса и Свои земли Своей рукой и скажет: «Я – Аллах». Сожмет Свои пальцы и разожмет их: «Я – Царь, Я – Милостивый». Этот хадис достоверный. [Муслим №2788].

 

Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) на минбаре говорил: «Поистине, Аллах, Свят Он и Велик, когда настанет Судный день, соберет небеса и земли в кулак, затем скажет: «Я – Аллах» . [У Ибн Арафа окончание хадиса. Передал его Ибн Арафата в джузе, 9-47, и у Муслима он 4-2139].

 

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах написал книгу Своей рукой, и поместил ее у Себя над Троном. «Поистине, Моя милость преобладает над Моим гневом». Этот хадис достоверный. [Аль Бухари №3194 и Муслим №2751].

 

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Самая первая вещь, которую сотворил Аллах – перо (Аль Калям), взял его Своей правой рукой, а Его обе руки правые, и написал земную жизнь и все что там будет происходить». Это привел Бакыя бин Валид от Арто бин Аль Мунзир, от Муджахида, от Ибн Умара. [Передал Ибн Аби Асым в " Ас-Сунна", 1-49, и аль Фирьяби, 231, и аль Аджурри в " Аш Шариа", 175]

 

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда Аллах сотворил Адама и его потомство, то ангелы сказали: «О Господь, ты создал их, они едят, пьют, женятся и???, сделай же для них эту жизнь а для нас последнюю». И сказал Всевышний: «Того, кого Я сотворил Своими руками и вдохнул в него от Своего духа, я не сделаю подобно тому, кому Я сказал «Будь» и оно стало». [Аль Бейхакы в аль Асма уа ас Сыфат, 877].

 

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) что он сказал: «Земля в Судный день будет как хлеб, скрутит ее Могучий Своей рукой, подобно тому, как каждый из вас скручивает свой хлеб для поездки». [Аль Бухари №6520 и муслим № 2792].

 

Передается от Ибн Умара, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Скрутит Аллах небеса, затем возьмет их Своей правой ( рукой ), затем скажет: «Я – Царь». И скрутит земли Своей левой ( рукой ), затем скажет: «Я – Царь, где же могучие, где же гордецы»? Это привел Муслим от Абу Бакра бин Абу Шейба, от Абу Усамы, от Умара бин Хамза, от Салима, от Ибн Умара. [Передал аль Бухари муаллякан 7418, и Муслим, 2148 с непрерывным иснадом].

 

Пришло достоверно от Абу Суфьяна, от Вахба бин Мунаббих, что он сказал: «Творения в кулаке Аллаха ничто иное как горчичное зерно в руке одного из вас». [Привел Муджахид в своем Тафсире на стр. 580].

 

Пришло достоверно от Ибн Аббаса, что он сказал: «Аллах провел по спине Адама и вывел в Свою правую (руку) всех благочестивых, а в Свою другую руку вывел всех нечестивых». [Привел Ибн Батта в «Аль Ибана» 1334].

 

Пришло достоверно от Ибн Аббаса, что он сказал: «Всевышний Аллах, взял потомков Адама с его спины, как пылинки и сказал: «О, такой то, совершай то-то, о такой то, совершай то-то. Затем взял две пригоршни, горсть в Его правой руке и горсть в Его другой руке, и сказал тем, кто в Его правой (руке): «Заходите в рай». И сказал тем, кто в Его другой руке: «Заходите в огонь, Я так решил» . Привел А’маш от Хабиба бин Абу Сабита, от Саида бин Джубейра, а от него Мухадара бин Маури’ и др. [Передал Ибн Манда в " Ар Родд аля аль Джахмия", 29-58, и Ибн Батта, 1633].

 

Пришло достоверно от Сальмана аль Фариси, что он сказал: «Аллах сорок ночей укрывал глину Адама, затем собрал ее Своей рукой, и Хамад бин Саляма указал на свою руку, и вывел благочестивых Своей правой (рукой), а нечестивых левой». Сказал: «Вот так», и Хамад провел одной рукой по другой, и так же поступал Хаджадж аль А’вар. Это передал Хаджадж от Хамада бин Саляма, от Сулеймана ат Таймий, от Абу Усмана ан Нахди от Сальмана. [Аль Байхакы 2/153, Ибн Манда в " Ат Таухид", 484, и другие].

 

Достоверно пришло от Нафи’ бин Умара аль Джамхи, что он сказал: «Я спросил Ибн Абу Мулейка о руке Аллаха, она одна или их две? Он ответил: «Нет, их две».

И это пришло от Ибн Абу Мулейк через нескольких табиинов. Это привел Ад Дарими, в опровержении на Бишра, от Саида бин Абу Марьяма от Нафи’, от Ибн Умара. [Ар Родд аля аль Бишр, 38]

 

Ахмад бин Ханбаль сказал, что ему рассказал Абу аль Мугыра, что ему рассказала Абда от ее отца Халеда бин Ма’да, который сказал: «Поистине, Аллах, никого не трогал Своей рукой, кроме Адама, создал его Своей рукой». [Абдуллах Ибн Ахмад в Ас Сунна, 574, и аль Хаким ат Тирмизи, 96].

 

Нам рассказал Исмаиль бин Аль Фарра, что ему рассказал Абу Мухаммад бин Кудама, от Яхья бин Махмуд Ас Сакафи, что ему рассказал его дед Аль Хафиз абу Аль Касим Исамиль бин Аль Фадль аль Асбаханий сказав: «То что пришло в Книге Аллаха или передано с достоверным иснадом на тему Качеств Аллаха, то мнение саляф что они утверждают это и принимают со внешним смыслом, отрицая уподобление. Потому что слова на тему Качеств это ответвление от слов относительно Самого Аллаха. А утверждение Аллаха – это утверждение Его существования, а не утверждение каким образом это происходит. И точно также утверждение Его описаний.

 

А если кто-либо скажет, что «рука» на внешнем смысле не может быть кроме как плотью и телом.

 

То мы ответим: а что же тогда вы говорите относительно рук Всевышнего Аллаха? И если они скажут, что это со смыслом «Сила», то мы скажем, что ведь «Сила» не может быть кроме как «явление», и она не представляется ничем кроме явления (арад).

 

А если они скажут что со смыслом «плоть» - это она у нас. Тогда отталкиваясь от вашего толкования нет ничего особенного в том, что Аллах Своей силой сотворил Адама, так как. иблиса Он тоже сотворил Своей силой, и так же все остальные творения.

 

И отталкиваясь от такого толкования, они разрешили сказать: «Поистине, Аллах сотворил иблиса Своими руками»».

В опровержение им мы скажем, что уже было упомянуто, что Аллах Своей рукой сотворил лишь только три вещи, а остальным созданиям Он сказал «Будь» и они стали. И так же не останется разницы между этими (тремя) вещами и остальными творениями.

 

И почему вы так же сказали: «Поистине рука, по внешнему смыслу своему это ничто иное как орган»? Нет, напротив, рука – это слово, которая несет в себе несколько смыслов, которые меняются в зависимости от того, чья это рука, к какому существу она относится. И если идет речь о животном, то она будет со смыслом органа из плоти, а если будет скульптурой из металла или камня, то она будет со смыслом металла или камня. А если будет высечена на стене, то она (рука) будет высеченной. А если Он является Тем, что нет Ему подобного, то и Рука будет той, которой нет подобия, и которая не является телом.

 

И если мы скажем, например: «У меня медный идол у которого есть две руки и две ноги, может ли кто-нибудь подумать, что его руки и ноги это органы из плоти и крови»?!

 

И если я скажу: «У меня есть деревянная вырезка с двумя ногами, придет ли в голову, что они так же из плоти»?!

 

И если я скажу: «Какие же смелые руки у Зейда, которыми он пишет", разве внешне с этих слов видно что его руки не являются плотью»?

 

Или же если я скажу: «Поистине Аллах, Свят Он и Велик, нет ничего подобного Ему, и Он не является телом и явлением, и Он сотворил Адама Своими обеими руками. Может ли разумный человек подумать, что Его почетные руки это: тело, явление, плоть и т.п.

 

И точно также, если ты скажешь:

«Сердца рабов ( находятся ) между пальцами Аллаха, Свят Он и Велик». [Муслим 4/2045]

«Поистине Аллах не одноглазый». [Аль Бухари 13/90, Муслим 1/155 и др.].

«… пока Господь величия не положит на него ( т.е. на ад ) Свою стопу». [Аль Бухари 8/594, Муслим 4/2186 и др.].

Или: «Наш Господь удивляется молодому человеку, у которого нет страсти». [Его привел Ахмад 4/151, Аль Байхакы 2/417 и др.].

 

И подобно тому, как Его, Свят Он и Велик, невозможно представить в мыслях и вообразить в голове, точно так же Его руки и остальные описания, их невозможно представить в мыслях и вообразить в голове. И точно так же если я скажу: «Какой-то человек обладатель руки в городе». Может ли прийти в голову слушающего, что это орган в данном контексте? Или когда Всевышний Аллах сказал: «Поистине в этом напоминание для того, у кого есть сердце». (Каф 37). Можно ли понять, что тут идет речь о куске мяса? Нет, все что можно тут понять, что подразумевается здесь то что является результатом руки и сердца из похвальных качеств, как владение в городе, и тому подобное.

 

И если это так, то описание каждой вещи будет в зависимости от нее. И если мы смогли представить какую-либо вещь, то мы сможем представить и ее описания. А если мы не можем представить эту вещь, то мы отрицаем представление и ничего не представляем. Это то, в чем нет сомнений».

 

А если кто-то скажет, в обычаях уже стали понимать, что рука – это всем известный орган из плоти, то мы скажем, что в обычаях так же уже стали понимать, что знание, слух, зрение – это явления, которые бывают с телом, какая же тогда разница?

 

А если кто-либо скажет, что Его обе руки это со смыслом две милости, то мы ответим, что милостей Аллаха не сосчитать, а что же это за две особенные из общего числа?! [См. «Ат Таухид» у Ибн Хузейма 1/151, 198].

 

И так же, милости Аллаха – это творения, как же Аллах сотворил Адама посредством творений, иблис в таком случае будет более почетен, нежели Адам, т.к. иблиса Аллах сотворил без посредника. И так же так не говорится: «Я своими двумя руками сделал то-то», имея ввиду свои две милости. А тот, кто доказывает это со стороны языка, тот клевещет на язык и говорит то, о чем не знали истинные арабы.

 

Так же можно сказать, что мы знаем без сомнений, что сподвижники и их последователи (табиин), и те, кто пришли после них, что среди них были и бедуины и неучи, были и женщины и дети и т.п. кто не знал бы такого толкования, но вместе с этим они слушают эти аяты и хадисы относительно описаний (Аллаха). И так же об этом в присутствии большого скопления людей рассказывали имамы из числа сподвижников и табиинов, и ни одно описание ни разу они не истолковывали, а оставляли этих простолюдинов на их понимании и на их естестве.

 

И если бы истолкование было бы допустимым, то они бы первыми устремились бы к этому, так как это отрицание уподобления и придания тела если согласится с ложным заявлением тех, кто заявляет, что из внешнего смысла этого, уместного для Аллаха, понимается что у Аллаха есть тело. И напротив, когда выявился Аль Джахм бин Сафуан, и он первый кто начал истолковывать, то имамы, жившие в его время, объявили его нововведенцем, такие как Суфьян бин Уейна, Аль Фадыль бин Ияд, Ибн Мубарак, Абу Юсуф, Мухаммад бин Хасан, АбдуРрахман бин Махди, Аш Шафии, Ахмад и Исхак, а другие имамы которых не сочтёт никто, кроме Аллаха. И среди них были и те, кто обвинили его в неверии, и были те, кто дозволили убить его.

 

И мы не начали это, и не намекаем, что бы кого-то тут порицать, достаточно нам его опровержений, которые были до нас, и опровержений его последователей как Бишр аль Мариси и Ибн Абу Дуад.

 

Мы скажем, что у Всевышнего Аллаха есть Рука хакыкатан (настоящая, на внешнем смысле), подобающая Ему, и не вытекает из этого ничего порицаемого, типа уподобления, или придания тела" (конец слов имама Ат Тейми).

 

А вот слова Ибн Аббаса: «Нет в этом мире ничего того, что было бы в Раю, за исключением названий». [Ибн Аби Хатим 1/89 и др.].

 

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В раю то, что не видел глаз и не слышало ухо, и не представлялось в сердце человека». [Аль Бухари 8/515 и Муслим 4/2175].

 

Мы знаем, что в раю будут фрукты, пальмы, гранаты хакыкатан, но это не будет тем же самым что и в этой жизни с какой бы то не было стороны. Ты видишь, что творения в этой жизни отличаются с творениями в раю, за исключением названий. И точно так же отличаются Его описания и описания Его творений, за исключением названий. Любое описание имеет является хакыкой в зависимости от того, что оно описывает, и не является маджазом (переносным смыслом), несмотря на то, что названия схожи.

 

Разве ты не видишь, что если я скажу: «Я видел ‘Аайн (ع ي ن – это слово на арабском языке имеет много смыслов, которые определяются по контексту)», то есть вероятность, что я видел глаз человека, или солнечный диск, или шпиона кафиров, и только лишь когда я отнесу это слово к кому то, или конкретизирую, или в контексте слов будет указание на того, к кому оно отнесено, то уходит неясность и это слово становиться основным в понимании слушающего. Например, если ты скажешь: «Я видел ‘Айн (источник) воды», ты употребил это слово в контексте с водой. Или ты скажешь: «Я видел ‘Айн (источник) текущий». Всевышний сказал: «Там есть источник текущий». Аль Гашийа 12. Или то, что идет дальше и толкует это слово, и неясность так же уходит. Или ты скажешь: «Я плавал в ‘Айн (источнике)», или «Я видел ‘Айн (источник) с большим количеством рыбы в нем», и точно так же все остальное.

 

И мы это говорим, что все описания Всевышнего Аллаха устанавливаются только Книгой или сунной. Поразмышляй же над этим, задумайся над собой честно и справедливо.

 

И мы просим Великого Аллаха, что бы Он направил нас и вас к истине, к Своему правильному пути, и что бы даровал нам благоразумие. И каждый из нас если оставит страсти, то поймет, что должен стремиться за истиной и верным руководством.

Просим Аллаха, что бы Он сделал нас и вас из числа тех, кто держится за сунну. И нет силы и мощи ни у кого, кроме Великого Аллаха.

 

(Все что было приведено выше, приведено выборочно, из книги имама Аз-Захаби «Исбат аль-йад лиЛлях». Выборочно приведено чтобы не удлинять текст).

[Конец примечания].

________________________________________________

9 (б) Разъяснение сомнения матуридитов о том, что фраза (две руки) (ядан) приходит в хадисе Наууаса ибн Сам'ана в смысле мощь (кудра).

 

Матуридиты говорят, что пришло в некоторых контекстах использование слова «йадейн» - «две руки» в смысле «мощь», т.е. они схватились за слова где Шейхуль ислям ибн Таймийа, а также Ибн Къайим говорят: «никогда не приходят понятия «две руки» в двойственном числе и под ними подразумеваются «мощь», такого в арабском языке нет». Пришли матуридиты и говорят «ваш Шейхуль ислям ибн Таймийа, а также Ибн Къайим являются джахилями», говорят никогда не используется фраза «две руки» в форме или смысле «мощь», на самом деле это говорят это приходит и используется в арабском языке.

И в довод приводят хадис Наваса ибн Самана у имама Муслима, в котором рассказывается история, как выйдут Яджудж и Маджудж, в этом хадисе приходит «И тогда Всевышний Аллах внушит Исе (мир ему) «Я вывел своих рабов, и ни у кого нет двух рук, чтобы сопротивляться им…», «двух рук» имеется в виду ни у кого нет силы и мощи, чтобы сопротивляться им. И пришло, что Ан-Навави, а также Ибн аль-Асир истолковывая этот хадис сказали, что под двумя руками имеется в виду мощь. Они сказали посмотрите, эти имамы указывают на то, что слово «йадан» в двойственном числе «две руки» может нести смысл «мощь» в арабском языке, и тем самым зацепились за слова Шейхуль ислям ибн Таймийа и Ибн Къайима.

 

И ответ матуридитов заключается в том, что Шейхуль ислям ибн Таймийа и Ибн Къайим знают о том, что «две руки» в данном случае могут приходить в смысле «мощь». Откуда они это знают? Знают они от того, что сами используют это слово и сами приводят эти хадисы в своих книгах и упоминают их, и разъясняют этот вопрос. И говорят они, что «две руки» не используется в смысле «мощь» не потому что являются невежественными относительно этого вопроса. Допустим, Ибн Къайим сам же говорит в своей нунии «хукмуль ма хаббати сабитуль аркани малюс судуди би фасхи зака йадани», «зака йадани» имеет в виду «мощь», под «двумя руками» имеет в виду «мощь». Также от Шейхуль ислям ибн Таймийа в маджму аль-фатаве том 1, стр. 44 приходит этот хадис Наваса Ибн Самана и упоминает об этом в вопросе. Также же в маджму аль-фатаве 28 том, стр. 28 приходит другой хадис: «Если ты увидишь или застанешь такие времена, когда люди будут подчиняться своей скупости, и будут следовать за своими страстями, и будут отдавать предпочтение этой дунье, и увидишь, что каждый удивляются своему мнению и считает его правильным, и увидишь такое дело против которого у тебя нет мощи, тогда позаботься о самом себе и оставь людей» т.е. не заботься о людях и позаботься о себе. В этом хадисе пришла фраза «у тебя нет двух рук, чтоб сопротивляться против этого дела» под «двумя руками» имеется в виду «мощь». Для чего это все мы приводим?! Чтобы указать, что Шейхуль ислям ибн Таймийа, а также Ибн Къайим не являются невежественными в этом вопросе и знают, что фраза «йадан» может использоваться в смысле «мощь» в арабском языке, но проблема в том, что слово «йадан» - «две руки» т.е. в двойственном числе может использоваться в нескольких значениях в арабском языке.

 

Назовем из этих значений два, потому что они нас волнуют на данный момент.

 

Слово «йадан» если приходит без приписывания кому-либо конкретно т.е. без местоимения (йадайка, йадайя - мои две руки, твои две руки), говорится просто две руки с «алифом» - йадан, оно может нести значение «Къудра» - мощь в арабском языке. И с этим никто не спорит, в том числе Шейхуль ислям ибн Таймийа и Ибн Къайим, сами приводят эти хадисы и сами используют это слово в смысле мощь в своих стихотворениях, например, в «нунии» Ибн Къайима. Но когда приходит слово «рука» в двойственном числе с приписыванием к какому-либо местоимению, как йадайа или йадайк, или йадайна (мои две руки, твои две руки), то оно не может нести значение «мощь». Если они скажут откуда вы это взяли? Мы скажем, что это основа в арабском языке, то что две руки не приходит в арабском языке в смысле мощь, кроме как если есть на это довод. Что касается фразы йдан, то мы увидели на это доводы что оно приходит в арабском языке в смысле мощь, если вы хотите что приписывая это слово к местоимению оно несет смысл мощь то принесите на это довод.

 

[Примечание не из книги]:

Некоторые приверженцы ашаритского каляма приводят, передаваемые от сподвижников, толкования Корана, называя их «таъвилем» Качеств и Атрибутов Аллаха. Однако если мы углубимся в понимание текстов, то поймем, что никто не толковал Атрибуты аллегорически, а лишь указывал на значения текстов в арабском языке. Просто кто-то сегодня путает слова и понятия.

 

Передается что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Аллах сказал (و َ ا ل س ّ َ م َ ا ء ب َ ن َ ي ْ ن َ ا ه َ ا ب ِ أ َ ي ْ د ٍ ) «Мы воздвигли небо благодаря могуществу». Т.е. могуществом и силой». Приводит Куртуби и др.

 

Тем самым по их мнению Ибн Аббас, аллегорически толкует Атрибут Аллаха Руки (аль-Яд).

 

Однако, надо знать арабский язык, прежде чем утверждать подобное. Слово (ا ل أ ي د ) «аль-Айд», совсем не означает мн. число арабского слова (ا ل ي د ) «аль-Яд», основой этого является слово (أ ي د ) «Айд». Сказал языковед прошлого, Ибн Манзур, в книге-словаре «аль-Лисан», глава (أ ي د ): «Айд» значит, сила… Как в Словах Аллаха: (و ا ذ ك ر ع ب د ن ا د ا و د ذ ا ا ل أ َ ي ْ د ) «и вспомни раба Нашего, Дауда, обладателя мощи (аль-айд)». Т.е. мощи… (ا ل ت أ ْ ي ـ ي د ) «тайийд» – масдар глагола «айядту» (поддержал), что значит, добавил силы. Аллах сказал: (إ ِ ذ أ َ ي د ت ك ب ر و ح ا ل ق د س ) " Я поддержал тебя Святым Духом»…". Книга «Лисан аль-Араб».

 

На это в принципе отвечает и сам Имам аль-Ашари в своей книге «аль-Ибана» опровергая доводы джахмитов и муътазилитов, аллегорически толковавших Атрибут Руки:

«Этот неблагоразумный, выставил для себя отговоркой Слова Аллаха: «(و َ ا ل س ّ َ م َ ا ء ب َ ن َ ي ْ ن َ ا ه َ ا ب ِ أ َ ي ْ د ٍ ) « Мы воздвигли небо благодаря могуществу». Сказав, что «аль-айд» - есть сила, и таким образом обязательно следует толковать смысл Слов Аллаха: «би-ядейн» - Двумя Руками, как двумя силами». Им следует ответить, что этот «таъвиль», несостоятелен в двух сторон: 1) (ا ل أ ي د ) «аль-айд», не является мн. числом (ا ل ي د ) «аль-яд», его мн. число (أ ي د ي ) «аль-айдий», а мн. числом (ا ل ي د ) «аль-яд»- что означает силу, будет (أ ي ا د ي ) «айядий». Аллах сказал: (ل ِ م َ ا خ َ ل َ ق ْ ت ُ ب ِ ي َ د َ ي ّ َ ) «кого Я сотворили Своими обеими Руками». Этим становится не состоятельным, чтоб смысл (ب ِ ي َ د َ ي ّ َ ) Двумя Руками, был подобен смыслу (ب َ ن َ ي ْ ن َ ا ه َ ا ب ِ أ َ ي ْ د ) Мы воздвигли благодаря могуществу». См. «аль-Ибана» стр. 108.

 

Сказал Имам Ибн Хузейма аш-Шафии: «Некоторые джахмиты считают, что смысл «Аллах создал Адама Своими Двумя Руками», значит Своими двумя силами. Они считают, что (ا ل ي د ) аль-яд есть сила. Это относится к подмене, и является невежеством в понимании арабского языка. Сила в арабском языке называется (ا ل أ ي د ) аль-айд, а тот, кто не видит в этом разницы, то ему следует еще учиться и учиться, а не лезть в диалог и спор». См. «ат-Таувхид» стр. 87.

 

Опровержение на все домыслы по поводу «таъвиля» Сахабов и Имамов прошлого, вы сможете прочитать в книге «аль-Ашаира фи мизан Ахлю-Сунна» Шейха Фесала аль-Джасима на стр. 547 – 592.

[Конец примечания].

________________________________________________

10. Атрибут Аллаха - Благородный Лик (опровержение ложных истолкований матуридитов).

 

Следующий атрибут, который необходимо разобрать и относительно него разъяснить - Аль-Ваджуль Карим ( Благородный Лик Всевышнего Аллаха ).

Вопрос об этом атрибуте затрагивался на диспуте и разъяснение этого вопроса необходимо. Прежде чем разбирать вопросы о Лике Всевышнего Аллаха (субханахьу ва та'аля) необходимо отметить то, что приверженцы сунны и единой общины утверждают Всевышнему Аллаху (субханахьу ва та'аля) этот атрибут и говорят Всевышний Аллах (субханахьу ва та'аля) описывается Ликом. И этот атрибут является атрибутом хабария, то есть атрибутом, весть о котором пришла нам в контекстах. Имеется в виду хабария противоположна аклия - не является атрибутом аклия, постигаемого разумом. То есть человек не может постичь разумом, что Всевышний Аллах (субханахьу ва та'аля) описывается Ликом, но извещение об этом пришло в контекстах шариата - в Кур'ане и Сунне. Этот атрибут является неотъемлемой частью сущности Всевышнего Аллаха (субханахьу ва та'аля) неотделяемой от нее.

И приверженцы сунны утверждают этот атрибут и говорят, Всевышний Аллах (субханахьу ва та'аля) описывается Ликом, таким Ликом, каким подобает Его Величию не подобным лицам творений.

Матуридиты, которые идут по мазхабу (дороге) та'виля (истолкования) - истолковывают этот атрибут словами " Аль-Вуджуд " или " Аз-зат ". Они говорят, когда Всевышний Аллах (субханахьу ва та'аля) говорит " Лик Аллаха" - имеется в виду либо существование Аллаха, либо сущность Аллаха. Такое истолкование встречается в их книгах, таких как «Мадарик ат-Танзиль ва хакаику-т-Таъвиль» Абуль-Бараката ан-Насафи (ум. 710 г.х.) 2 том, стр. 670, " Шарх аль-мавакъиф аль-джуржани" 8 том, стр. 111, " 'Иршад аль-акъыл аль-салим" Абу Са'уда аль-'Имади 7 том, стр. 28. " Ишарат аль марам Аль Баяды" стр. 189.

 

И здесь необходимо упомянуть то, что кроме этих двух истолкований, то есть " Аль-Вуджуд " и " Аз-зат " (существование и сущность) - у этого атрибута есть другие истолкования у других заблудших течений. Некоторые из них говорят то, что под Ликом Всевышнего Аллаха (субханаху ва та'аля) имеется в виду саваб валь-джаза (награда Всевышнего Аллаха).

 

Четвертое истолкование этого атрибута то, что говорят " аль-къибля ", то есть направление в сторону которого необходимо делать ду`а, совершать намаз и другие виды поклонения.

 

Это те истолкования, которые имеются в книгах философов, матуридитов, ашаритов, муътализитов и им подобных заблудших течений. И эти истолкования необходимо разрушить и разъяснить их несостоятельность.

 

Во-первых, несостоятельность того, что под Ликом Всевышнего Аллаха (субханахьу ва та'аля) подразумевается " Аз-зат ", - сущность Всевышнего Аллаха (субханахьу ва та'аля).

 

Несостоятельность этого можно разъяснить в следующем:


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 411; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.108 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь