Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Закономерность ошибочных действий



Осуществленный Фрейдом психологический анализ забывания и неверного при­поминания имени художника позволил ему прийти к таким выводам, которые легли в основу психоаналитического исследования разнообразных ошибочных действий, являющихся наглядным примером проявления вытесненного бессознательного в жизни человека. Один из этих выводов имел непосредственное отношение к его самоанализу. Так, по поводу собственных случаев забывания и ошибочного воспро­изведения имен Фрейд писал, что почти каждый раз, когда ему случалось наблю­дать это явление на самом себе, он имел возможность объяснить его именно ука­занным образом, то есть как акт, мотивированный вытеснением. Другой вывод касался общего положения, связанного с забыванием имен. Фрейд сформулировал его в достаточно осторожной форме, говоря о том, что наряду с обыкновенным за­быванием собственных имен встречаются и случаи забывания, которые мотивиру­ются вытеснением. И наконец, им был сделан еще один, пожалуй, наиболее важ­ный для психоанализа вывод, согласно которому исчезновение из памяти одного имени и замена его другим или другими не может восприниматься в качестве про­стой случайности. В обобщенной форме этот вывод сводился к одному из осново­полагающих психоаналитических утверждений Фрейда, а именно — в психике нет ничего случайного.

В «Психопатологии обыденной жизни» Фрейд подробно рассмотрел те ошибоч­ные действия, которые могут проявляться и наблюдаться у каждого человека. Он выделил три группы подобных действий. Первую группу ошибочных действий составляют оговорки, обмолвки, описки, очитки, ослышки. Вторую — недлитель­ное, временное забывание имен, иностранных слов, словосочетаний, впечатлений и выполнения намерений. Третью — запрятывание предметов, затеривание вещей, совершение определенных ошибок-заблуждений, когда на какое-то время веришь чему-то, хотя знаешь наверняка, что это не соответствует действительности. К этой же группе можно отнести целый ряд других явлений, включая симптоматические и на первый взгляд случайные действия.

Особенность подхода Фрейда к рассмотрению ошибочных действий состояла в том, что его не удовлетворяли ранее предпринимаемые попытки объяснения этих явлений с физиологической или психофизиологической точки зрения. Он не от­рицал, что нарушение нормальной деятельности человека может быть вызвано фи­зиологическими причинами, включая, например, недомогание или нарушение кро­вообращения. Не отвергал он и того, что соответствующие нарушения могут быть связаны с психофизиологическими причинами: усталостью, рассеянностью или волнением. Вместе с тем Фрейд утверждал, что существуют такие ошибочные дей­ствия, которые невозможно объяснить только физиологическими и психофизио­логическими причинами. Так, нередко человек может совершать ошибочные дей­ствия даже тогда, когда он не испытывает никакого недомогания, не чувствует усталости, не является ни рассеянным, ни взволнованным. Напротив, человек мо­жет быть исключительно бодрым, предельно внимательным и сосредоточенным на чем-то конкретном и в то же время совершать ошибочные действия.

С точки зрения физиологических или психофизиологических объяснений подобным действиям действительно можно найти ряд подтверждений, но сами ошибочные действия в этом случае будут восприниматься как простая случайность или досадное недоразумение. Но можно посмотреть на эти действия с психо­логической (психоаналитической) точки зрения, то есть попытаться разобраться в том, что происходит при совершении человеком ошибочного действия, почему он совершил именно его, а не другое и почему он совершил его именно таким обра­зом, а не каким-то другим. Фрейд считал, что подобное видение ошибочных дей­ствий способствует пониманию того, что они не являются простой случайностью. Что кажущиеся на первый взгляд закономерности на самом деле являются такими закономерностями, которые, будучи не понятыми с позиций психологии сознания, могут быть выявлены исходя из признания бессознательного психического и на­личия подавленного, вытесненного из сознания материала, остающегося, тем не менее, действенным и обусловливающим возникновение тех или иных промахов в жизни человека.

Таким образом, психоаналитический подход к рассмотрению ошибочных дей­ствий не только ограничил физиологическое объяснение причин их возникнове­ния. Он расширил границы возможного вторжения психологии в то, что Фрейд назвал психопатологией обыденной жизни. В результате, с одной стороны, был переброшен мост между клиническим материалом, почерпнутым из терапевтичес­кой практики, и наблюдениями над нормальными людьми, совершающими оши­бочные действия в повседневной жизни. С другой стороны, появилась возмож­ность не только для объяснения причин возникновения разнообразных промахов с точки зрения психологического знания в поведении человека, но и понимания того, что они являются полноценными психическими актами. По словам Фрейда, психоанализу удалось доказать, что все эти вещи могут стать легкопонятными посредством чисто психологического объяснения и существовать в уже известных взаимосвязях психологических явлений.

Психоаналитический подход к ошибочным действиям привел к довольно пара­доксальной ситуации. В самом деле, с точки зрения физиологического и психофизиологического объяснения разнообразные промахи человека оказываются не чем иным, как ошибочными действиями. Более того, даже с точки зрения психологии (правда, психологии сознания) промахи человека — это именно ошибочные дей­ствия. С позиции же психоанализа все выглядит наоборот. То, что обычно считается ошибочным действием, может быть рассмотрено в качестве уди­вительно правильного действия. Для психологии бессознательного промахи чело­века — правильные, правомерные действия, с той лишь незначительной поправкой, что они возникли вместо чего-то другого, ожидаемого или предполагаемого. По­этому в глазах психоаналитика ошибочные действия выглядят не только полно­ценными психическими актами. Они имеют определенную цель, свою собственную форму выражения. И не только это. Для психоаналитика ошибочные с точки зре­ния логики сознания, но правильные с точки зрения логики бессознательного дей­ствия человека имеют смысл и значение.

Анализ ошибочных действий

Для Фрейда смысл ошибочного действия представлял больший интерес, чем усло­вия его возникновения. Психоаналитическое рассмотрение ошибочных действий как раз и предполагало, прежде всего, выявление их смысла. Под смыслом любого психического процесса Фрейд понимал не что иное, как намерение, которому он служит, тенденцию, которой он придерживается. В одних случаях смысл какого-то ошибочного действия оказывается очевидным и не требует больших усилий для его понимания. В других — необходима аналитическая работа, прежде чем станет понятным смысл ошибочного действия. Встречаются также случаи, когда за поверх­ностным, бросающимся в глаза смыслом ошибочного действия скрывается более глубинный, потаенный смысл, выявление которого оказывается делом непростым, но важным и необходимым. Часто ошибочные действия случаются в результате столкновения двух различ­ных намерений, когда одно намерение может подменяться другим, искажаться, модифицироваться. Это ведет порой к образованию таких комбинаций, которые кажутся в какой-то степени осмысленными или, напротив, абсурдными, не имею­щими никакого смысла. Однако, как считал Фрейд, в любом случае ошибочное действие выражает вполне определенное намерение человека, прояснение которо­го необходимо для понимания того, что на самом деле стоит за тем или иным его промахом. В конечном счете, вывод основателя психоанализа по поводу ошибоч­ных действий сводился к тому, что они представляют собой серьезные психические акты, имеющие свой смысл, и что они возникают благодаря взаимодействию, а луч­ше сказать, противодействию двух различных намерений.

Если ошибочное действие — это результат столкновения между собой двух раз­личных намерений, то для понимания его смысла необходимо, прежде всего, выявить данные намерения. Одно из них, нарушенное намерение, как правило, не вызывает трудностей для своего обнаружения, так как совершивший ошибочное действие че­ловек знает об этом намерении и признает его. Второе, нарушающее намерение в од­них случаях может быть явно выраженным, и человек догадывается о нем, но в дру­гих случаях оно может лишь частично выражать первоначальное намерение или искажать его, в результате чего утрачивается его истинное понимание.

В работе «Психопатология обыденной жизни» Фрейд привел большое количе­ство примеров ошибочных действий, наглядно демонстрирующих возможные противодействия сознательных намерений и бессознательных тенденций, активнодействующих в глубинах человеческой психики. Одни примеры относились к его собственным ошибочным действиям, другие были взяты из жизни его друзей, кол­лег и пациентов, третьи — почерпнуты из художественной литературы, включая произведения Шекспира и Шиллера. Фрейд не только привел разнообразные при­меры ошибочных действий, но и показал возможности использования психоана­литической техники для выявления смысла ошибок и промахов, имеющих место в повседневной жизни людей.

Фрейд считал, что «психоаналитическое объяснение промахов приводит к не­заметному изменению образа мира, как бы малы ни были рассматриваемые явле­ния». Возможно, это слишком сильно сказано, если иметь в виду образ природно­го и социального мира как такового. И мир, и его образ действительно изменяются под воздействием человеческой деятельности. И все же Фрейд имел в виду, скорее всего, то, что психоаналитическое объяснение ошибочных действий способствует переосмыслению взглядов на соотношение между причинностью и случайностью, и, следовательно, изменению образа мира (с точки зрения сужения рамок действия случая). Но не вызывает сомнения, что психоаналитическое понимание ошибоч­ных действий привело к изменению образа человека как исключительно сознатель­ного существа. В этом состоит заслуга Фрейда, наглядно продемонстрировавшего возможности психоанализа при работе с эмпирическим материалом, включающим в себя реалии бессознательного психического.

Ошибочные действия — это одна из трех сфер, где бессознательное заявляет о себе в своих конкретных проявлениях и где можно не только фиксировать его, но и рабо­тать с ним. Сновидения являются второй, не менее, а быть может, более важной сфе­рой деятельности человека, в недрах которой бессознательное во весь голос заявляет о себе. Поэтому после разбора ошибочных действий можно приступить к непосред­ственному рассмотрению психоаналитического понимания и толкования сновидений.

Вопросы для самопроверки

1. Является ли Фрейд первооткрывателем сферы бессознательного?

2. Как и каким образом Фрейд пришел к идее бессознательного психического?

3. Что такое предсознательное и вытесненное бессознательное?

4. Как возможно познание бессознательного?

5. Что имел в виду Фрейд, говоря о бессознательных влечениях?

6. Каково психоаналитическое понимание влечений человека?

7. В чем состоит специфика бессознательных процессов?

8. Может ли психоаналитик ответить на вопрос, что такое бессознательное?

9. Каковы трудности и ограничения, лежащие на пути осознания бессознатель­ного?

10. В каких областях человеческой деятельности психоаналитик может фикси­ровать реальное проявление бессознательных процессов?

11. Почему Фрейд заинтересовался ошибочными действиями?

12. Какие ошибочные действия допускает человек?

13. Что представляют собой ошибочные действия с точки зрения психоанализа?

14. В чем состоит смысл ошибочных действий?

15. Что может лежать в основе несчастных случаев?

16. Как и каким образом ошибочные действия находят свое отражение в художественной литературе?

17. Можете ли вы дать объяснение своим собственным бессознательным про­махам?

18. Что дает человеку психоаналитическое понимание ошибочных действий?

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 564; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь