Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Церковь Архангела Гавриила (Меншикова башня)



1701-1707 гг., арх. Иван Зарудный. Высота 84, 3 м. Здание первоначально имело пять уровней (два верхних были построены из дерева). Была увенчана 30-метровым шпилем с флюгером в форме ангела, богато украшена декоративной скульптурой. В 1723 году в башню ударила молния, и пожар полностью уничтожил верхнюю деревянную часть с часами. Колокола упали, проломив своды и уничтожив интерьеры нефов (частично). В 1773-1779 башня была восстановлена и приобрела свою нынешнюю форму.

 

Голицынское барокко — одна из стилевых вариаций в рамках московского барокко, связанная с именем князя Бориса Алексеевича Голицына, единомышленника Петра I и сторонника европеизации русской культуры. Его прозападные взгляды выразились, в частности, в возведении в подмосковных имениях построек, близких к западноевропейской архитектурной традиции. Поскольку голицынское барокко не вписывалось в московское архитектурное пространство того времени, резко контрастируя с ним, стиль не получил дальнейшего распространения в России.

Характерные черты голицынского барокко:

1) окончательный отказ от сохранения традиционного силуэта русского храма

2) заимствование из арсенала западноевропейского барокко сложного лепного декора

3) ориентация на на австрийские образцы (которые, в свою очередь, следовали итальянским прототипам)

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах

1690-1704 гг. Церковь построена из белого камня. Основание храма представляет равноконечный крест с закругленными концами. Первый этаж поставлен на высоком фундаменте, дающем возможность обвести вокруг стен открытую ходовую паперть, богато украшенную резьбой и орнаменталь­ным узором, тянущимся по парапету, прерываемому четырьмя многогранными лестничными сходами. Храм украшен скульптурными изображениями. Венчает храм корона вместо традиционной главы.

 

Ощущается влияние петровской архитектуры.

Лефортовский дворец

1697-1699 гг., арх. Д. В. Аксамитов. Дворец с высокими крышами был построен в эклектическом стиле, сочетая элементы западноевропейской архитектуры с теремными постройками и первыми элементами петровского барокко. Дворец считается первой попыткой освобождения от допетровских форм российской архитектуры. Приёмный зал площадью свыше 300 квадратных метров с высотой потолка 10 метров мог одновременно вместить 1500 гостей. Главный фасад дворца был обращён на реку.

АРХИТЕКТУРА ПРИ АННЕ ИОАННОВНЕ

 

В первые годы после смерти Пётра I в 1725 г. значительных изменений в архитектуре не было. Работы над уже начатыми проектами в Петербурге и его окрестностях завершались относительно успешно, но новых появлялось значительно меньше.

В 1730-е годы стартует самостоятельная карьера у многих архитекторов русского происхождения, которые в петровское время получали образование или работали под руководством иностранных мастеров.

Михаил Григорьевич Земцов – начинал свой путь в 1710-е в качестве ученика Доменико Трезини и в дальнейшем участвовал в различных строительных проектах Петербурга, Москвы и Ревеля. Земцов примечателен тем, что он одним из первых в XVIII в. предпринял сознательную попытку синтеза «новых» западноевропейских и старых русских архитектурных традиций в рамках столичного строительства.

Пётр Михайлович Еропкин – с 1737 года возглавлял Комиссию о Санкт-Петербургском строении. В частности он разработал новый генеральный план Петербурга. Помимо этого, Еропкин много работал над созданием русскоязычных пособий по архитектуре (оригинальный трактат «Должность архитектурной экспедиции» и переводы трудов Палладио). В 1740 г. Еропкин был казнён по делу о группе заговорщиков против Бирона под руководством А.П. Волынского, из-за чего не успел реализовать много проектов в Петербурге.

 

Генеральный план Петербурга П.М.Еропкина

Был составлен генеральный план Петербурга, а также проекты планировки и застройки его центральных районов. Центр города окончательно закрепился на левом берегу Невы, система улиц образовала знаменитое трёхлучие. По замыслу Еропкина Гороховая улица, Невский и Вознесенский проспекты легли по направлению к Адмиралтейству. Строительство богатых усадеб, разбивка садов велись в основном на Адмиралтейской стороне, вдоль набережных Невы, Мойки и Фонтанки. Проект Еропкина предусматривал и планировку большого жилого района — Коломны, а также Екатерингофа, солдатских слобод Семёновского и Измайловского полков. Высокое мастерство архитектора заключалось в его поразительном умении достигать единства красоты и рациональности, вписывать в уже существовавшие здания, улицы, изгибы рек обновлённый Петербург.

АРХИТЕКТУРА ПРИ ЕЛИЗАВЕТЕ ПЕТРОВНЕ

Воцарение Елизаветы петровны не в последнюю очередь было связано с недовольством «немецким засильем» в правящих верхах, что вызвало к жизни одну из важнейших черт её правления, выраженную в «возвращении к русским традициям».

Зримое выражение этих идей было поручено именно архитектуре. Требовалась некая характерная деталь, которая бы передавала «русский дух» в постройках, — и было выбрано характерное для средневековых церквей пятиглавое завершение, а в качестве прототипов были рекомендованы кремлёвские соборы Москвы. Такая композиция полностью выпала из столичной архитектурной практики в рамках петровского барокко. Елизавета Петровна лично требовала от архитекторов, строивших церкви, применять пятиглавое завершение, и иногда доходило даже до изменения реализуемых проектов на ходу или надстройки уже завершённых церквей. Сами церковные главы стали оформляться в форме луковиц, что также усилило аллюзию на средневековые русские храмы, хотя сама эта идея могла прийти не оттуда, а из немецкого барокко, где похожий элемент также был распространён.

Елизаветинское барокко осталось стилем столичным и мало затронуло русскую провинцию.

 

САНКТ ПЕТЕРБУРГ

 

Елизаветинское барокко — термин для обозначения архитектуры русского барокко эпохи Елизаветы Петровны (1741—1761). Крупнейшим представителем этого направления был Ф. Б. Растрелли, откуда второе название — «растреллиевское барокко».

Характерные черты елизаветинского барокко:

1) монументальные масштабы построек, тяготеет к созданию героизированных образов с целью прославления могущества Российской империи

2) пышность декоративного убранства

3) полихромия фасадов - двух-трёхцветный насыщенный окрас с применением золота, на фоне которого резко выделяются белые лепные детали и скульптура

4) мажорный, праздничный характер архитектуры

5) в культовой архитекутуре применяются сущностные для русской храмовой традиции элементы (крестово-купольная схема, луковичные или грушевидные пятиглавия)

6) группы зданий или корпусов зачастую формируют замкнутый архитектурный ансамбль, раскрывающийся лишь при проникновении внутрь его

 

Центральным мастером архитектуры елизаветинского времени по праву считается Бартоломео Франческо Растрелли. В 1715 г. в возрасте 15 лет он прибыл ко двору Петра I вместе со своим отцом — известным скульптором Бартоломео Карло Растрелли. В 1720-е работал на строительстве различных объектов в Петербурге, но полноценную карьеру начал уже в 1730-е, когда возвёл Рундальский и Митавский дворцы для герцога Бирона. В этих постройках впервые проявились черты растреллиевского стиля — более пластичного и масштабного по сравнению с петровским барокко. Бирон порекомендовал Растрелли Анне Иоанновне, и та назначила его обер-архитектором. В этом качестве зодчий построил не дошедший до наших дней аннинский Зимний дворец в Петербурге (1732–1736).

При Елизавете Петровне Растрелли не только сохранил своё высокое положение, но и стал получать ещё больше заказов от императорского двора и частных лиц.

В облике его построек элементы западноевропейских архитектурных стилей сочетаются с влиянием традиционной русской архитектуры (мастер мог ознакомиться с ней во время своих поездок в Москву), что выразилось в возросшей композиционной сложности и живописности создаваемых им ансамблей и использовании декоративных мотивов, позаимствованных из нарышкинского барокко. Вместе с этим зодчий усвоил и некоторые доселе не встречавшиеся в русской практике мотивы из современной ему европейской архитектуры. В частности таковыми стали завитки-рокайли, заимствованные из рококо.

Большой Петергофский дворец

1747–1755 гг. Первоначально довольно скромный дворец, сооруженный в стиле «петровского барокко» в 1714-1725 гг. по проекту И. Браунштейна, Ж.-Б. Леблона, а затем Н. Микетти, был перестроен Ф.Б. Растрелли по модели Версаля. Длина обращённого к морю фасада - 268 м.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 441; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь