Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Архитектура, равно как и в эпоху готики, становится ведущим видом искусства.



Национальные школы модерна

В других странах называется также: «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в США, «ар-нуво» и «fin de siè cle» (букв. «конец века») во Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль» — по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend) в Германии, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modern style, букв. «современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Нидерландах, «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии.

 

Предтечи: прерафаэлиты (теоретик Дж. Рескин, художник У. Моррис).

Предпосылки:

· промышленная революция, распространение унифицированных архитектурных форм и материалов, предметов мебели и быта массового производства, тенденция деиндивидуализации.

· эклектика в архитектуре (набор исторических стилевых элементов, сочетающихся в соответствии с желанием заказчика)

· прерафаэлиты (Red House У. Морриса, 1960-е гг.)

 

Архитектура модерна

 

Архитектуру рубежа Х1Х-ХХ вв. характеризует сосуществование двух направлений: романтического и классицистического. Сочетания этих разных тенденций наблюдаются не только в архитектуре одной страны, в творчестве одного архитектора, но даже и в одном художественном произведении. Объединяющим началом стало формирование архитектуры стиля «модерн», идейная основа и художественные приемы которого присутствуют в каждом произведении-репрезентанте архитектуры рубежа Х1Х-ХХ вв.

Предпосылкой возникновения архитектуры стиля «модерн» является эклектика, развивавшаяся в XIX в. Архитектура эклектики не замкнута в границах одного стилевого направления; открыта для активного взаимодействия ряда художественных объект-языков в конструировании

целого. Эклектическим периодом развития архитектуры были возрождены традиции архитектуры готики, барокко, рококо, классицизма как актуализирующие значимые концепции мироотношения. Но если для эклектики характерно лишь цитирование и воспроизведение, то в модерне происходит творение нового качества в результате синтеза художественных традиций.

 

Художественные традиции архитектуры модерна:

1. Развитие архитектуры основывалось на изучении природного мира. Сами природные формы становились основой архитектурного моделирования.

2. Традиции готики: духовная устремленность, уподобление здания живому природному организму.

3. Традиции архитектуры Позднего Возрождения: слияние здания с пейзажем, единство архитектурных и природных форм;

4. Традиции архитектуры барокко: динамика архитектурных форм, перетекающих одна в другую, множество точек зрения на здание, воспринимаемое в движении.

5. Традиции рококо: атмосфера комфорта, организация интерьеров, создание памятников светской архитектуры.

6. Традиции восточного - арабского искусства: принципы арабского орнамента в линии модерна - арабеске.

7. Традиции японского искусства: актуальна идейно­-художественная программа японского искусства, обожествляющая природу, постулирующая отношение к природе и искусству как к религиозному культу; природная основа архитектурных форм;

8. асимметричный принцип построения композиции, ценность пространственных и временных пустот, организуемых зданием; принцип линеарности.

Архитектура, равно как и в эпоху готики, становится ведущим видом искусства.

Здание представляет собой органичный синтез, стилевое единство.

Многие архитекторы того времени были одновременно и художниками, и дизайнерами.

Отличной от средневековья является функциональная ориентированность сооружений рубежа веков. Главным образом, это - частные особняки, виллы, отели, многоквартирные жилые дома, моделирующие эгоцентрическую религиозность, а также здания, связанные с демонстрацией произведений искусства - театры, выставочные залы, школы искусства. Строительство культовых сооружений было весьма редким явлением на рубеже веков.

Функцию культового пространства взяло на себя интимное, камерное, индивидуальное помещение каждодневного бытия человека.

Архитектурными средствами бытовое пространство было преобразовано в площадку душевного восхождения. Иногда архитекторы превращали в подобную площадку и городскую среду, создавая парки, павильоны метро, торговые дома и т.п.

Вводились плафоны, витражи, окна, связывающие несколько этажей здания.

 

5. Сложные планы сооружений, развивающихся без единой оси, из точки вестибюля вовне, подобно естественному росту природного организма. Ни одно из помещений зданий не имеет правильных геометрических очертаний. Пространства наслаиваются друг на друга, спиралевидно разворачиваясь из точки входа, инициирующей «раскручивание» архитектурной системы. Интенсивное введение природных растительных мотивов в архитектурные формы переводит здание на неясную границу между природным и искусственным объектами.

 

Глубинность зданий модерна связана с практически полным разрушением плоскости стены как в экстерьере (рельефностью фактуры, живописными панно, балконами, эркерами, окнами, мезонинами, карнизами и пр.), так и в интерьере (рисунком стен, лестничными массивами, лампами, консолями, колоннами, окнами и пр.).

Стилевое пространство модерна в архитектуре конца XIX - начала XX вв.: архитектура Франции, Бельгии, Испании

Бельгийский модерн

Бельгийский модерн представлен произведениями таких архитекторов, как Виктор Орта и Анри Ван де Велде. Особняк Тасселя в Брюсселе, построенный В.Орта в 1892-1893 гг. является ярким репрезентантом стиля. Здание предстает как единый организм, созданный в соответствии с органическими законами роста, восхождения. Извилистые, волнообразные линии кованых лестничных перил и колонн повторяются в каждой детали интерьера: линейный мозаичный узор на полу, стеклянные плафоны крыши, изогнутые формы замочных скважин и пр. Каждый элемент интерьера определяется понятием интенциальности, внутренней потребности к переходу в иное. Для визуализации данных понятий берутся такие природные формы, как бутон и стебель, подчеркивающие не венчающую стадию расцвета и роста, но саму потенциальность возрастания, устремления, тяги к самораскрытию, предел которому не положен. Узловой точкой особняка, начинающей процесс самораскрытия, выступает вестибюль, от которого расходятся реальные (лестничные) и ирреальные (арабески) поднимающиеся волны. Извилистый рисунок стен демонстрирует подвижность плоскостей потолка и пола, их взаимное сообщение, не параллельность, но тягу к взаимопересечению. Лестничная площадка оформлена копией античного рельефа трона Лудовизи «Рождение Афродиты». Поднятие Афродиты из волн морских, восхождение рождающейся богини любви выступает иконическим знаком, настраивающим все символическое архитектурное пространство на соответствие вектору божественного движения. В результате все сооружение строится как визуальная модель морских волн, порождающих в своем поднятии божество.

Вестибюль особняка Ван Эйтвелъд, выполненного В.Орта в 1895 г. в Брюсселе демонстрирует эффекты взаимодействия стекла и металла, создающие атмосферу прозрачности, просвечиваемости, хрупкости этого мира, его готовности к растворению. Спиралевидные лестницы вестибюля образуют линии, каждая из которых выводит и зрительский взгляд и самого зрителя-обитателя к светящимся оконным проемам. Стекла соединяют несколько этажей здания и решены не как проемы в стене, но как сама стена, что раскрывает здание вовне, а также вверх, поскольку высшей точкой устремления лестничных и опорных линий является плафон вестибюля.

А.Ван де Велде в здании особняка Отле в Брюсселе также при помощи оконной системы, соединяющей этажи, и активном использовании лестничных изгибающихся сложных конструкций демонстрирует перетекание одного уровня в другой, а, следовательно, подвижность здания как единого организма, существующего единым порывом, а не раздельными этажами. В здании Высшей школы изящных искусств великого герцога Саксонского Ван де Велде использовал принцип динамического сжатия лестницы для организации ощущения стремительности взлета. Вытянутые окна, прорезанные в стене по стороне лестницы, поставлены под углом друг к другу и на разной высоте, что делает их также идеальными ступенями лестничного пространства.

Отличием субъект-языка произведений А.Ван де Велде от стиля В.Орта является применение принципа абстрактной линии, не стилизующейся под формы растений. Художественная форма активно включает не только изогнутые линии, но и объемные элементы. В его произведениях декор является не столько графичным, сколько скульптурным, сохраняя при этом преимущественно орнаментальный характер.

 

Французский модерн

Французский модерн представлен произведениями Гектора Гимара. В 1900 г. данным архитектором были созданы павильоны парижского Метрополитена (станция «Порт Дофин», станция «Пале-Рояль», станция «Отель де Билль»). Данным произведением была выполнена одна из основных художественных программ модерна - программа идеального преображения земного мира средствами произведений искусства.

Входы в Метрополитен - подземную систему Парижа, по определению подчиненные движению сверху вниз, в произведениях Г.Гимара преобразили свою утилитарную функцию. Основной строительный материал - железо, которое благодаря своим качествам пластичности и гибкости, позволяет создавать сложные формы, подобные формам деревьев, трав, цветов. Уличные фонари, обрамляющие входы, напоминают экзотические растения или цветы, тянущиеся вверх. Кроме того, чугунные решетки, которыми оформлены спуски в метро, окрашены в зеленый цвет. Тем самым движение в метро моделировалось как движение к корням растений, а выход - к расцвету цветов под лучами света. Расходящаяся вверх лучевая структура воспроизведена в оформлении станции Порт Дофин. В результате движение пользующегося метрополитеном приобретало характер эталонного соучастия с природой.

Немаловажным, в решениях архитектора было то, что при абсолютной новизне форм они обладали высоким уровнем технологичности и, как следствие, доступности изготовления. К примеру, глядя на уникальные органичные чугунные формы ограждений, использованные Гимаром для входного вестибюля метро, мало кто догадывался о том, что они собирались из ограниченного набора готовых элементов, позволяющих использовать их для серийного производства, при сохранении различных вариантов сборки. Еще одним преимуществом было то, что монтаж подобных конструкций происходил быстро, не требуя использования специалистов высокой квалификации.

В отеле Поля Меззара, выполненном Г.Гимаром в 1911 г., нервюры единым стеблем пронизывают собой интерьер здания (внутренний дворик). Кроме того, вводится окно в потолке, что соответствует принципу готических соборов. Единство стекла, железа и воздуха обеспечивает прозрачный характер интерьера, его готовность к растворению с природным пространством. Стеклянные окна находятся в свободном парении, обеспечивает почти полную прозрачность. Отсутствие определенности, предельности форм обеспечивают общий эффект зрительного взлета, поддерживаемого возможностью физического подъема по витой лестнице.

Модерн Испании

Пластицизм в архитектуре модерна наиболее полно представлен произведениями испанского модерна. В 1890-е гг. в Барселоне возникло направление «Каталонский модерн», к которому принадлежали: Антонио Гауди-и-Корнет, Луис Доменеч-и-Монатанар, Х.Пуиг-и-Кадафальк.

Художественные традиции каталонского «модернизмо»:

· народное искусство Каталонии,

· готика,

· арабское зодчество мавританского стиля «мудехар»,

· испанское барокко «чурригуэра».

Архитектура, решенная как скульптура, демонстрирует анимационный статус мироздания, а скульптура, решенная как архитектура, представляет включенность человеческого начала в качестве строителя в здание вселенной.

Восточный фасад, скульптурно представляющий Рождество Христово, связан с природным явлением встающего, рождающегося солнца - здесь начинается освещение, здесь зарождается христианская жизнь - т.е. зданием оформляется вход солнца, вход света.

Западный фасад, представляющий Страсти Христовы, соответствует закату, заходу солнца; здание церкви моделирует час заката как момент единства человеческого и природного перехода в мир иной. Данными приемами организованного взаимодействия архитектурного памятника и места его расположения подчеркивается целостность модели мироздания, единство законов мира человеческого и мира божественного.

Модерн в Германии

Памятником немецкого модерна является фотоателье «Эльвира», построенное Августом Энделем в Мюнхене в 1897-1898 гг. И на фасаде, и в интерьере представлено намеренное противопоставление декора и конструкции здания: геометрической упрощенности фона противопоставлена сложность лепки декоративных элементов, которые напоминают одновременно и растительные формы, и формы фантастических животных, и морские волны.

Модерн в Швейцарии

Главное архитектурное произведение венского архитектора Рудольфа Штейнера является сооружение, возведенное в Швейцарии - «Гётеанум» в Дорнахе.

Главная идея, которая пронизывает собою весь облик здания - идея взаимопревращений - метаморфоз. Философия Р.Штейнера, находящаяся в идейном единстве с философией И.Гёте, развивала теорию непрерывного духовного становления вселенной, в которую может и должно включиться каждое единичное человеческое душевное существование.

Национальные школы модерна

В других странах называется также: «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в США, «ар-нуво» и «fin de siè cle» (букв. «конец века») во Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль» — по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend) в Германии, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modern style, букв. «современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Нидерландах, «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии.

 

Предтечи: прерафаэлиты (теоретик Дж. Рескин, художник У. Моррис).

Предпосылки:

· промышленная революция, распространение унифицированных архитектурных форм и материалов, предметов мебели и быта массового производства, тенденция деиндивидуализации.

· эклектика в архитектуре (набор исторических стилевых элементов, сочетающихся в соответствии с желанием заказчика)

· прерафаэлиты (Red House У. Морриса, 1960-е гг.)

 

Архитектура модерна

 

Архитектуру рубежа Х1Х-ХХ вв. характеризует сосуществование двух направлений: романтического и классицистического. Сочетания этих разных тенденций наблюдаются не только в архитектуре одной страны, в творчестве одного архитектора, но даже и в одном художественном произведении. Объединяющим началом стало формирование архитектуры стиля «модерн», идейная основа и художественные приемы которого присутствуют в каждом произведении-репрезентанте архитектуры рубежа Х1Х-ХХ вв.

Предпосылкой возникновения архитектуры стиля «модерн» является эклектика, развивавшаяся в XIX в. Архитектура эклектики не замкнута в границах одного стилевого направления; открыта для активного взаимодействия ряда художественных объект-языков в конструировании

целого. Эклектическим периодом развития архитектуры были возрождены традиции архитектуры готики, барокко, рококо, классицизма как актуализирующие значимые концепции мироотношения. Но если для эклектики характерно лишь цитирование и воспроизведение, то в модерне происходит творение нового качества в результате синтеза художественных традиций.

 

Художественные традиции архитектуры модерна:

1. Развитие архитектуры основывалось на изучении природного мира. Сами природные формы становились основой архитектурного моделирования.

2. Традиции готики: духовная устремленность, уподобление здания живому природному организму.

3. Традиции архитектуры Позднего Возрождения: слияние здания с пейзажем, единство архитектурных и природных форм;

4. Традиции архитектуры барокко: динамика архитектурных форм, перетекающих одна в другую, множество точек зрения на здание, воспринимаемое в движении.

5. Традиции рококо: атмосфера комфорта, организация интерьеров, создание памятников светской архитектуры.

6. Традиции восточного - арабского искусства: принципы арабского орнамента в линии модерна - арабеске.

7. Традиции японского искусства: актуальна идейно­-художественная программа японского искусства, обожествляющая природу, постулирующая отношение к природе и искусству как к религиозному культу; природная основа архитектурных форм;

8. асимметричный принцип построения композиции, ценность пространственных и временных пустот, организуемых зданием; принцип линеарности.

Архитектура, равно как и в эпоху готики, становится ведущим видом искусства.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 521; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.04 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь