Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 3. Предпосылки зарождения и опыт благотворительности и общественного призрения в дореволюционной России



1. Зарождение традиций помощи и взаимопомощи в древнейших славянских общинах.

2. Принятие христианства, народные традиции взаимопомощи и другие социокультурные факторы как основные предпосылки возникновения благотворительности в России.

3. Структура и основные этапы становления дореволюционной модели общественного призрения в России.

4. Дореволюционный опыт помощи и общественного призрения на территории мордовского края.

Формы помощи в славянских общинах складывались под влиянием языческого мифологического сознания древнейших славян, сохранения общинной системы земледелия, пережитков в семейно-бытовой сфере и т. д.

Выделяются следующие основные формы защиты и поддержки в древнейших славянских обществах:

1. культовые формы поддержки с различными сакральными атрибутами;

2. общественно-родовые формы помощи и защиты в рамках рода, семьи, населения;

3. хозяйственные формы помощи и взаимопомощи.

1. Культовые формы поддержки:

· Культ оберегов от злых духов. Древние славяне связывали помощь с различными мифами, например, поклонение древних славян кругу (колесу). По представлениям древних, человек переселялся в другой мир, оставляя за собой свои привязанности, привычки, потребности. Поэтому рядом с умершим в могилу клали необходимые предметы быта, утварь и даже животных. В честь умерших устраивались тризны, погребальные состязания, игрища, трапезы.

· Культ героя. Показательны в этом отношении княжеские пиры, на которые собирались дружинники. Легенды и сказания о княжеских пирах свидетельствуют о том, что непременными участниками трапезы были калеки-перехожие, нищие странники, получавшие богатую милостыню.

2.Общинно-родовые формы помощи:

· Круговая порука – «вервь». Она была не только формой гражданского права, но и системой взаимоподдержки общинников друг друга. Тем самым закладывалась традиция заботы о слабых, менее защищенных.

· Поддержка стариков. Если семья не помогала пожилому человеку либо некому было помочь, то заботу о стариках брала на себя община. Для них отводился по специальному решению общества отрезок земли, где они работали. Если же пожилые люди окончательно «впадали в дряхлость», они призревались общиной. Старика определяли на постой на несколько дней, затем он менял своих кормильцев.

· Поддержка детей-сирот. Проводилось усыновление детей внутри общины, так называемое «приймачество». «Приймать» в семью сироту, как правило, могли люди пожилого возраста, когда им становилось трудно справляться с хозяйством или когда у них не было наследников. Принятый в семью должен был почитать своих новых родителей, вести хозяйство и т. д. Другой формой поддержки сироты была общинная, мирская помощь. Она по своему характеру совпадала с помощью «немощным старикам», когда ребенок переходил из дома в дом на кормление.

· Помощь вдовам. Нуждающимся вдовам оказывали помощь продуктами, это происходило, как правило, после уборки урожая. Сельская община предоставляла им также землю, на них распространялись такие же формы мирского призрения, как и на стариков.

3. В основе хозяйственной помощи и поддержки лежала всевозможная взаимовыручка:

· «Помочи» оказывались людям в различных ситуациях: при пожаре, наводнении, других экстремальных ситуациях. Особой формой поддержки были «наряды миром». Они проводились в семье, если взрослые члены семьи были больны: соседи приходили, чтобы растопить печь, накормить скот, ухаживать за детьми. Обязательными «помочи» были при постройке дома, уборке урожая.

· Одной из активных форм помощи были толоки. Они включали в себя не только совместную обработку земли, но и различные виды перевозок: сена, урожая зерна.

Таким образом, в древнейший период славянской истории зарождаются интересные традиции помощи и поддержки.

Развитие благотворительности в России непосредственно связано с принятием ею христианства. Начиная с X в. происходит изменение форм помощи и поддержки, что связано с принятие христианства, укреплением княжеской власти на Руси, но при этом сохранялись и народные традиции взаимопомощи.

Основные тенденции помощи в этот период были связаны с княжеской защитой и попечительством.

Простейшие формы благотворительности заключались первоначально и почти исключительно в кормлении нищих. Практиковались они, как свидетельствуют летописи, отдельными «нищелюбцами», из среды которых особенно выделялись князья, духовенство. Все они под влиянием только что принятого христианства, поучались великим религиозным заповедям, главнейшие из которых повелевали любить Бога и ближнего. Практически это означало накормить голодного, напоить жаждущего, приютить бездомного, т. е. проявить свое милосердие и нищелюбие.

Во второй половине XII в. княжеская помощь и защита нуждающихся претерпевает изменения. Это обусловливается рядом причин:

· ростом монастырского и церковного призрения;

· ростом татаро-монгольских набегов и данничества;

· князья становятся хозяевами-вотчинниками уже своего удела.

Удельное княжество вырабатывает свои виды помощи и поддержки, связанные с дальнейшим процессом принятия христианства, строительством городов, защитой мигрантов, охраной земель от набегов соседей.

Исходя в своей благотворительности из нравственно-религиозных побуждений, князья, естественно, ставили ее под покровительство церкви и поручали осуществление самого дела представителям религии, т. е. духовенству. Особой щедростью в этом деле отличались иноки Киево-Печерского монастыря.

При всех монастырях, имевших средства, производилось кормление нищих и убогих, для которых устраивались иногда отдельные помещения. Такая заботливость духовенства о благотворении, помимо религиозных побуждений, обусловливалась соответствующими церковными постановлениями. Так, уже в Церковном уставе 996 г. упоминается об обязанностях духовенства по надзору и попечению за призрением бедных, причем на содержание церквей, монастырей, богаделен и на прием странных неимущих была определена «десятина», т. е. десятая часть поступлений от хлеба, скота, судебных пошлин и т. д.

Подобные отчисления на благотворительность делали и частные лица. Так как само духовенство было при этом свободно от различных платежей и сборов, а позже и от татарских даней и, следовательно, пользовалось относительным богатством и достатком, то в руках его находились весьма значительные средства на нужды неимущих.

Отличительной чертой благотворительности этого периода была «слепая» раздача милостыни, при которой какие-либо расследования о нищих, расспросы и т. д. не только не производились, но прямо воспрещались учениями святых отцов. Помощь была разнообразна и часто соответствовала действительной нужде. Она выражалась и в постройке жилища, и в выкупе пленных, и в обучении ремеслам.

В исторических памятниках XIV–XV веков мы находим отдельные указания об организации общественного призрения. Есть свидетельство, например, что псковский князь Всеволод организовал дом, в котором воспитывались «слепые, глухие, хромые и больные». Епископы Новгородский, Тверской и Ростовский обращали особое внимание на воспитание «убогих». В Смоленской области имелся странноприимный дом для слепых, глухонемых и хромых.

В первой половине XVI века значительно увеличилось число глухонемых, воспитывавшихся в приютах, увеличилось число богаделен для сирот, нищих странников.

Первые законодательные акты, в которых общественное призрение усматривалось как отрасль государственного управления относятся к правлению Ивана IV Грозного. В Судебнике 1550 г. впервые поднимается вопрос о правомерности призрения церковью людей, не являющихся ее клиентами «по закону»: «женщины, дети, престарелые, родители, рабы». Это постановление было направлено против тех бельцев, которые за плату покупали право жить в монастырях.

Инновационные моменты Судебника 1550 г.:

1. предполагалось произвести опись нуждающихся;

2. рекомендовалась организация специализированных учреждений;

3. выделялись определенные формы помощи – питание, одежда, ночлег;

4. предписывалось произвести разбор в нуждающихся, т. е. разным учреждениям надлежало заниматься разными категориями нуждающихся (погорельцы, нищие, калики, вдовы, сироты, престарелые и др.);

5. функции помощи и поддержки возлагались на священнослужителей и целовальников (как органы местного самоуправления);

6. содержаться учреждения должны были на пожертвования.

Таким образом, анализ благотворительной деятельности на Руси до XVII века, позволяет утверждать, что она практически не имела ни какой организации, то есть, была неупорядоченной. Помощь, оказываемая просящим ее беднякам, осуществлялась без какого-либо предварительного изучения как личности нуждающегося, так и степени его нужды. Единственным на что обращал внимание благотворитель, являлась щедрость оказываемой им помощи.

Структуру дореволюционной модели общественного призрения в России можно представить тремя составляющими:

1) государственное,

2) общинное;

3) частное призрение.

Эта система в России складывалось на протяжении почти двух столетий. Неупорядоченность в деле призрения бедных явилась причиной того, что нищенство как социальное явление стало угрожать не только общественной безопасности, но и устоям российской государственности. Однако в течение XVII века ничего существенного со стороны государства в области принятия мер как против нищенства, так и с целью упорядочения призрения бедных предпринято не было. Только в 1682 году царь Федор Алексеевич издает указ, в котором предписывается «произвести строительство двух богаделен и осуществить разборку московских нищих». Из содержания указа следует, что государственная власть прекратила свое пассивное отношение к бедным и начала борьбу с нищенством.

С наступлением петровских времен в управлении государством история становления и развития призрения бедных вступает в новый период, отличающийся большей разносторонностью и последовательностью мероприятий.

Дальнейшее развитие их в более или менее полную систему, получающую во многих частях своих практическое осуществление, относится уже ко второй половине единоличного царствования императора. Обширный круг законов Петра I и распоряжений затронул все основные вопросы призрения:

1. Произведен тщательный «разбор» нуждающихсяпо причинам их нужды и решено определять помощь в соответствии с этой нуждой (профессиональные нищие, трудоспособные и т. п.). По указу 1712 г. « О воспрещении нищенства» всех «ленивых прошаков» (просильщиков), без разбора, били кнутом прилюдно на площадях, клеймили и ссылали на каторжные работы.

2. Указаны меры предупреждения нищеты как лучший способ борьбы с ней и определены меры взыскания за бродяжничество и профессиональное нищенство: телесные наказания, принудительные работы, каторга. Еще в период двоецарствия (Иван 5 и Петр 1), в 1691г. появился указ «О забирании нищих, притворяющихся увечными, и о наказании их». По этому указу, притворявшихся немощными, наказывали и ссылали на каторгу. Здоровых также отправляли в работные дома или по месту их приписки. Повторно уличенных в попрошайничестве били кнутом и ссылали в Сибирь.

3. Приняты решительные меры к урегулированию частной благотворительности. Петр I высказывался отрицательно о древнейшей форме благотворительности – о безразборчивой милостыне. В ней он видел зло, с которым нужно бороться. С 1718 г. карали дающих милостыню.

4. Определена организованная помощь общества, установлены органы призрения и необходимые для развития дела средства:

а) в селениях несет ответственность сам помещик, который обязан трудоспособным дать работу, а нетрудоспособных обеспечить питанием и одеждой;

б) в городах магистраты обязаны строить и содержать гошпитали и др. учреждения общественного призрения;

в) обязанности по содержанию солдат и нищих слоев возложены на монастыри.

5. Сформирована система централизованного местного управления: изначально – Патриарший и Монастырский Приказ, с 1721 г. – Святейший синод, с 1724 г. – Камер-контора.

6. Создана сеть закрытых заведений:

а) смирительные дома (для мужчин) – направлялись представители разных сословий из числа профессиональных нищих;

б) прядильные дома – для женщин;

в) гошпитали – для больных, увечных;

г) сиротские дома;

д) дома для зазорных младенцев.

Основные законодательные меры:

· Указ 1712 г. «Об учреждении во всех губерниях гошпиталей».

· Указ 1714 г. «Об устройстве при церквях гошпиталей для незаконнорожденных детей».

· Указ 1721 г. «О вычете из жалования у всяких чинов людей, кроме солдат по копейке на содержание гошпиталей».

· Указ 1723 г. «Об отдаче в богадельни слепых и престарелых, являющихся при переписи, о раздаче безродных младенцев на воспитание».

Т. о., применяемые Петром I меры составляют не ряд разрозненных попыток наладить дело оказания помощи и поддержки, а последовательную систему.

Приемники Петра 1 не внесли сколько-нибудь существенных дополнений в законодательную деятельность, кроме ужесточения наказаний за попрошайничество. При Екатерине 1 и Елизавете Петровне закрылись даже те приюты для незаконнорожденных детей, которые учредил Петр 1. Все руководство лежало на Сенате, без разрешения которого никто не мог быть определен в приюты и богадельни.

Только в эпоху царствования Екатерины II (1762 – 1796 гг.) происходит завершение формирования системы социального призрения.

Екатерина II становится продолжателем дел Петровых в области социальной политики. Она продолжила развитие системы государственного призрения:

1. Продолжила мероприятия по разбору нищенства, но значительно смягчила наказание за профессиональное нищенство.

2. Были приняты меры к учреждению в каждой из 26 епархий по богадельне.

3. Разрабатывались технологии, правила по пристройству и присмотру бродяг, нищих, безумных и т. д.

4. Была учреждены Вдовья Ссудная и Сохранная казна.

5. В 1763 г. в Москве был создан Воспитательный дом, а в 1770 г. и в Санкт-Петербурге. Известный филантроп И. И. Бецкой разработал Устав этих учреждений. В них должны были обучаться и в дальнейшем пристраиваться в жизнь сироты, незаконнорожденные дети.

6. Центральным органом медицинского дела с 1763 г. стала Медицинская коллегия.

7. Наиболее масштабным стало мероприятие по созданию целой сети специальных учреждений, занимающихся делом призрения – Приказов общественного призрения. Они были созданы согласно «Учреждению для управления губерний Всероссийской империи» 1775 г. Приказ общественного призрения являлся административным органом, председателем которого являлся генерал-губернатор. Подчинялись приказы Коллегии экономики. Этим приказам вменялось в обязанность учреждать и поддерживать:

· сеть народных школ;

· сиротские дома для призрения и воспитания сирот мужского и женского пола, оставшихся без родительского попечения;

· гошпитали и больницы для излечения больных;

· богадельни для мужского и женского пола, убогих, увечных, престарелых, не имеющих пропитания;

· дома для неизлечимых больных, не имеющих пропитания;

· работные дома для лиц обоего пола;

· смирительные дома для лиц обоего пола;

· дома для сумасшедших.

· Деятельность приказов разворачивалась не сразу во всех губерниях: с 1776 по 1787 гг. приказы общественного призрения существовали только 22 губерниях из 51.

Т. о., система призрения, созданная Екатериной II, становится универсальной системой благотворительности.

В пер. пол. XIX в. Приказы общественного призрения проходили дальнейшую трансформацию и находились в постоянном процессе совершенствования системы их финансирования и управления. С учреждением в 1802 г. министерств Приказы общественного призрения вошли в ведение Министерства внутренних дел; с 1810 по 1819 гг. они подчинялись Министерству полиции, а с ликвидацией последнего они вновь перешли в подчинение Министерства внутренних дел и Правительствующего Сената.

К 1862 г. в приказах общественного призрения сложилась определенная финансовая структура капиталов, которая включала:

· собственные капиталы;

· благотворительные капиталы;

· апелляционные капиталы;

· судебные вклады;

· частные и правительственные вклады;

· пересылочные суммы.

В этот же период оформляется и организационная структура приказов. Они управлялись коллегиально при непосредственном председательстве губернатора. В состав правления входили заседатели совместного суда, по одному из каждого сословия: дворянства, купечества, селян и ведение дел возлагалось на одного из членов правления

К сер. 19 в. сложилась и определенная структура учреждений социальной помощи:

1. лечебные заведения (больницы для умалишенных);

2. заведения призрения (богадельни, инвалидные дома);

3. учебно-воспитательные заведения (воспитательные дома, сиротские дома, училища для детей канцелярских служащих);

4. институты пансионеров, местные благотворительные общества.

Параллельно с государственными структурами помощи еще в XVIII в. начинают развиваться институты частной благотворительности, ведомственные институты поддержки и защиты, благотворительные общества. Этот период можно считать началом формирования целой плеяды частных благотворителей и меценатов. Возникал и новый тип государственно-частной благотворительности – квази-государственные благотворительные организации (Ведомство учреждений императрицы Марии, Императорское Человеколюбивое общество). В дальнейшем эти формы призрения будут активно развиваться вплоть до 1917 г.

В дореволюционный период у мордвы основным субъектом помощи была община. Община — исторически сложившаяся форма крестьянского объединения и самоуправления. Она проявляла себя во всех сферах жизни: экономической, социальной, в семейно-брачных отношениях, быте, психологии, культуре. Мордовская сельская община была довольно жизнестойка. В этнографической литературе не раз подчеркивалось, что Мордовия является краем с сильными общинными традициями, таковой она осталась после отмены крепостного права, таковой она вышла из столыпинских реформ. Община довольно активно функционировала в первый период советского строительства, и только коллективизация сумела разрушить этот институт. Мордовская община, как и у ряда других народов, сохраняла себя как социум, прежде всего потому, что в ней и через нее удовлетворялась естественная потребность крестьян в трудовой и социальной кооперации.

У мокши и эрзи нет слова для передачи понятия «община». В повседневном бы-ту крестьяне обычно употребляли термин велень пуромкс (м.), велень промкс (э.), имея в виду орган управления, соединявший в себе и правотворческие, и исполнительные функции. Велень пуромкс (промкс) выражал мнение общины и одновременно корректировал его в соответствии с нормами обычного права. Историческую специфику и этнический фон мордовской общине придавали устойчивые, крепкие родственные и свойские связи и отношения.

Заметное место в общественной жизни деревни занимала соседская помощь лезкс (м.), лездамо (э.), которая зачастую проходила через институт общины. Широкое распространение имело оказание коллективной помощи для поддержки хозяйства вдов, сирот, семей рекрутов. По решению схода, в таких хозяйствах выполнялись фактически все полевые работы: пахота, жатва, обмолот хлеба и др. Община помогала и домохозяину, попавшему в сложное положение, например, в случае внезапной его болезни или смерти лошади. Повсеместно практиковалось оказание помощи погорельцам.

Участие в помочи сознавалось как нравственная обязанность, поэтому отказов почти не бывало. В отличие от индивидуально организуемых лезксов (лездамо), общественные носили в основном безвозмездный, благотворительный характер. Мир исполнял работы зачастую лишь за словесную благодарность. Такие общесельские мероприятия оказывали огромное влияние на формирование личности, в особенности детей. Молодое поколение приобщалось к коллективным видам работы, к крестьянской этике труда. На лезксах вырабатывались, закреплялись и передавались в межпоколенной трансляции производственные приёмы и навыки, происходил обмен практическими знаниями. Поэтому влияние помочей на поведение детей оказывалось важным фактором в их социализации.

Община принимала непосредственное участие в судьбе сирот. Широко бытовало мнение, что сироты находятся под покровительством бога, отсюда — подать сироте, что богу. Во время сева молились, чтобы уродился хлеб для нищих и сирот. Взять сироту на воспитание считалось богоугодным делом. Согласно нормам обычного права, забота об осиротевших детях возлагалась на родственный коллектив. На семейном совете выбирался опекун над малолетними, после чего обращались к миру за санкцией своего решения. К опекуну предъявлялись определенные требования, в частности, чтобы он был человеком достаточно состоятельным, имел хорошую репутацию, пользовался уважением. В обязанности опекунов входили забота о здоровье детей, их воспитании и обучении. Кроме того, они брали на себя ответственность о сиротском хозяйстве. По традиции, никакого вознаграждения за труды им не полагалось. У мокши опекун мог пользоваться лишь плодами имущества, но не самим имуществом. На страже собственности детей стояло и общественное мнение. Оно осуждало опекуна, если тот воспользуется теленком от сиротской коровы или же поставит сиротский улей на свою пасеку. Усадебная земля оставалась наследственной собственностью сирот, а земельные наделы могли поступить либо в распоряжение опекуна, а в случае его отказа — общины. Обычно опека продолжалась до совершеннолетия воспитанников. Достигнув 17-18 лет, они сами могли позаботиться о своем хозяйстве.

Издержки, связанные с воспитанием, старались восполнить тем, что, повзрослев, опекаемых отдавали в наем или заставляли исправить за семью какие-либо обязанности и т. п. Сами сироты, став взрослыми, должны были отблагодарить опекуна, работая на него на правах приемышей.

Однако помимо общины существовали и другие субъекты общественного призрения. Так, на территории современной РМ в 1864 г. были образованы земства.

В Мордовских уездных земствах:

1. в больницах оказывалось бесплатное лечение;

2. при больницах существовали дешевые аптеки, а для неимущих лекарства выдавались бесплатно (введена система рецептов).

В Симбирской губернии финансировались земствами стипендии для учащихся в училищах, сиротский дом для девочек и отдельно для мальчиков.

Были на территории Мордовии и представители частной благотворительности. В Саранске по инициативе врача-мещанина Михаила Васильевича Соколова был создан временный благотворительный комитет, собиравший средства для земляков, пострадавших от засухи 1891 – 92 гг. В рассматриваемый период на культурно-просветительном поприще продолжала активно работать одна из общественных организаций страны – «Попечительство о народной трезвости». Она вносила свой вклад в дело просвещения граждан. Для достижения намеченной цели общество открывало в Темникове, Ардатове, Инсаре, Саранске читальни, чайные, столовые, в которых иелась периодическая и другая «дозволенная» в публичных библиотеках литература. В обществе «Попечительства о народной трезвости», как в других общественных организациях края, таких как «Саранское общество любителей изящных искусств», сословная характеристика членов определялась главным образом мещанами: владельцами слесарных мастерских, ремесленниками, врачами, учителями, мелкими служащими (учителя Елена и Лидия Токаревы, фельдшер Голышенков, служащие городских управ Козлов и Водясов, врачи Петерсон и Соколов, инженер Макаров и др.).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 1650; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.037 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь