Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Редактор Высшей лиги Белорусского КВН



Муковозчика А.Н.

 

 

КВН – " третья команда"

(методическое пособие)

 

 

Минск – 2004 г.


 

Под редакцией:

 

Председателя Правления МОО " Белорусский КВН"

Муковозчика А.Н.

Авторский коллектив:

Редактор Высшей лиги Белорусского КВН

А.Жук

Директор Первой Гомельской лиги Белорусского КВН

А.Чистов

Концертный директор Белорусского КВН

С.Сербун

Координатор белорусской Школьной лиги КВН

А.Приловская

 


 

Аннотация:

Обобщив богатейший практический опыт проведения игр и турниров КВН различного уровня в Республике Беларусь, авторы подробно, с приведением необходимых примеров и образцов описывают процесс подготовки игры, турнира, сезона КВН, останавливаясь на создании и разделении функций «команды» организаторов; подборе членов жюри и общих правилах судейства; выборе темы игр и набора различных конкурсов; сравнении различных игровых схем сезонов; графиках подготовки и проведения КВНовских игр и фестивалей. Книга содержит рекомендации и примеры по проведению игр и турниров КВН различного уровня и сложности: от областного, городского, районного до вузовского, заводского, школьного и т.д.

Материал пособия рассчитан на всех, кто занимается или хочет заняться организацией игр КВН, проведением постоянных турниров и созданием КВНовских лиг, педагогов-организаторов школ и внешкольных учреждений.


 

Оглавление:
Введение " История Белорусского Клуба веселых и находчивых"
Часть первая – ознакомительная " Кто мы? Где мы? Камо грядеши? "
Часть вторая – тем, кто делает КВН и хочет… " Делать свое дело хорошо"
Часть третья, из которой ясно, что КВН – это удовольствие. А за удовольствие нужно платить, только вопрос – кому?.. " Поиск финансирования"
Часть четвертая: что делать и с чего начинать… это делать " КВН должен быть доступен каждому!!! "
Часть пятая – выбор правильного пути " Схема сезона"
Часть шестая, в которой рассказывается о том… " Какие конкурсы играть"
Часть седьмая: " как вы яхту назовете, так она и поплывет! " " Темы игр и конкурсов"
Часть восьмая – о четкой организации " Месяц до игры"
Часть девятая, очевидная … " Необходимость редактуры"
Часть десятая – о людях: " А судьи кто? "
Часть одиннадцатая – о людях-2: " Кто есть who"
Часть двенадцатая – о людях – возвращаемся: " Это вам, редакторы! "
Часть тринадцатая – ради чего все было - " Игра"
Приложения
Список использованной литературы

Введение

" История Белорусского Клуба веселых и находчивых"

 

История КВНовского движения в Республике Беларусь началась в 60-х годах прошлого века, когда в 1966 году минская команда дошла до финала Всесоюзного КВН, а в 1971 году команда КВН Белорусского Политехнического Института (по сути – сбор­ная Минска) стала чемпионом Всесоюзного телеКВН на ЦТ. С закрытием в 1972 го­ду телевизионной передачи движе­ние Клубов весёлых и наход­чи­вых не закончилось, и когда в 1986 году возрожденный КВН вновь начали показывать по ЦТ, в минских вузах уже играли друг с другом с деся­ток команд КВН. Исторически сложилось так, что в это время в Минске движение СТЭМов (студенческих театров эстрад­ных миниатюр) было на очень высоком уровне как в творческом, так и в организа­ци­онном отношении. После проведения в 1987 году Третьих Всесоюзных Дней Физика в столице Беларуси самообразовался городской студенческий клуб, который и взял на себя организацию и проведение Минского город­ского турнира КВН.

Минский городской турнир команд КВН в 1988 году получил статус «открытого», когда в нем приняла участие команда ВГПИ-ВТИЛП (Витебск), будущий дважды чемпион Белорусского КВН, в 1989 году завоевавшая свое первое звание и призовую поездку в Париж. В 1990 году открытый Минский городской турнир превратился в чемпионат Белорусского Клуба веселых и находчивых, и с этого же года трансляции игр КВН стали регулярно появляться на Белорусском телевидении. В 1992 году, впервые в СНГ, игры КВН стали проводиться и в прямом эфире Белорусского радио (турнир «Гран-при»). Сезон 1993 года задумывался как выяснение отношений среди команд Белорусского КВН «по гамбургскому счёту» и назывался «Кубок Белорусских Чемпионов». Вообще, к началу 90-х годов из Белорусского Клуба веселых и находчивых вышла целая плеяда выдающихся КВНщиков (достаточно вспомнить лишь чемпиона 1991 года – команду КВН БГУ «первого созыва»), до сих пор активно работающих в различных творческих сферах (дирекция и редактура Белорусского КВН и Евролиги МС КВН, телевидение и радио, реклама, сценарии телепрограмм и сериалов, продюсерская деятельность и т.п.). Это способствовало выходу бело­рус­ских команд на международную арену, что придало развитию Белорусского КВН новый им­пульс. В 1994 году была предпринята первая попытка собрать все команды республики на Фестиваль КВН и перевести чемпионат с учебного на календарный год, и с 1995 года он именное так и проводится. В 1996 году республиканский чемпионат стал откры­тым: в нём играла рязанская команда КВН «Чернокнижник», которая и стала чемпионом. К десятилетнему юбилею существующего «де-факто» (но не «де-юре») Белорусского Клуба веселых и находчивых стало понятно, что необходим единый КВНовский центр республиканского масштаба.

 

Республиканское молодежное общественное объединение «Белорусский КВН» как юридиче­ское лицо было создано в 1997 году с целью консолидации КВНовского дви­же­ния в Республике Беларусь и организации в республике единой структуры чемпионатов ко­манд КВН разных уровней. В марте 1997 года был проведён первый официальный республиканский Фестиваль команд КВН, в котором приняло участие более 50 белорус­ских команд, и по итогам которого в Республике Беларусь впервые были сформированы Выс­шая и Первая лиги Белорусского КВН. Тогда же Правлением Белорусского Клуба ве­се­лых и находчи­вых была сформирована сборная команда КВН Республики Беларусь «Белорусский вок­зал», в составе которой были представлены лучшие КВНовские силы из разных городов Беларуси, успешно выступившая на международном Фестивале команд КВН в г. Сочи.

 

В играх Высшей лиги и Кубка Белорусского КВН сезона 1998 года приняло участие 8 команд, сыгравших между собой в течение года 15 игр. Сборная команда КВН Республики Беларусь «Белорусский вокзал» (вместе с командой КВН БГУ) принимала участие в играх Первой лиги Международного союза КВН в г. Казани. А команды Белорусского Клуба веселых и находчивых «ЧП» (Минск) и «Случайная связь» (Витебск) в Риге и на канале ЛТ-2 разыграли между собой звание чемпиона открытого чемпионата КВН стран Балтии.

 

В 1999 году по поручению ТТО «АМиК» (телевизионного творческого объедине­ния «Александр Масляков и Кампания») Белорусский КВН начал проводить в Минске турнир " Евролиги КВН" открытого международного Чемпионата команд КВН стран Балтии, Беларуси, России и Украины. Именно из Евролиги КВН появились на ОРТ такие команды как «ЧП» (Минск), сборная Москвы, «Югра» (сборная Ханты-Мансийского АО), «Дизель» (Николаев), сборная РУДН (Москва), «Дубы-колдуны» (Сыктывкар).

Параллельно с турниром Евролиги международного союза КВН, в 1999 году прошли чемпионаты Высшей ли­ги Белорусского КВН (участвовало 12 команд, чемпион – сборная Вооруженных Сил Республики Беларусь «Бывало и Хуже») и Первой лиги. Команда КВН БГУ с творческой поддержкой Бело­рус­ского Клуба веселых и находчивых стала чемпионом Международного Союза КВН, а сам Клуб как общественное объединение успешно прошел перерегистрацию в Министерстве юстиции Республики Беларусь.

 

В 2000 году Правлением Белорусского Клуба веселых и находчивых начато формирование структуры Первых лиг в областных центрах: при поддержке обкома БСМ начала работу Первая лига Белорусского КВН в Могилёве. Игры Высшей лиги проходили в Минске, в них приняло участие 6 команд, чемпионом стала команда «Симплисити» (Витебск). Объединение этого и предыдущего чемпионов Беларуси с привлечением лучших КВНовских сил республики и обкаткой их в турнире Евролиги МС КВН к 2002 году дало новую сборную команду КВН РБ – «Белорусская сборная», успешно представлявшую Беларусь на международной арене (фестивали «КиВиН» в Сочи и «Голосящий КиВиН» в Юрмале, игры Северной лиги МС КВН в г. Ханты-Мансийске, турнир Премьер-лиги МС КВН в г. Москве и на ОРТ).

 

В 2001 году с целью популяризации КВНовского движения, расширения геогра­фии, укрепления существующих и создания новых Первых лиг Белорусского КВН, Правле­нием Клуба было решено проводить игры Высшей лиги (республиканского чем­пи­она­та) по новой схеме: одна команда (хозяйка игры) играла у себя в родном городе против Клуба. В сезоне приняло участие 9 команд, а игры КВНовского чемпионата Беларуси прошли в Минске, Гродно, Могилёве, Пинске, Мозыре и Полоцке. Финал Высшей лиги был посвящен борьбе против СПИДа и организован совместно с представительством ООН в Республике Беларусь, а чемпи­оном Беларуси стала команда КВН БГМУ «Тайна третьей палаты». Творческая поддержка Белорусского Клуба веселых и находчивых в этом же году помогла команде КВН БГУ второй раз стать чемпионом Международного Союза КВН.

 

Проводимый Белорусским Клубом веселых и находчивых турнир Евролиги КВН к 2002 году вышел на лидирующие позиции в Международном Союзе КВН. На XIII междуна­родном фестивале «КиВиН-2002», проходившем в городе Сочи, Евролиге был при­св­оен статус Центральной лиги. Если сравнивать лиги КВН с учебными заведения­ми, то Евролига – это КВНовский университет. Придуманные в Белорус­ском КВН кон­кур­сы (оригинальный вариант разминки – «белорусский хоккей», конкурс «оз­вуч­ка», схема проведения сезона игр «команда против Клуба» и др.) с успехом используются при проведении игр и турниров КВН во всех странах СНГ (Рига, Одесса, Ростов, Донецк, Ханты-Мансийск и др.).

Внутри республики Белорусский КВН продолжал формирование Первых лиг в областных центрах: начали работать лиги в Бресте, Гомеле, Витебске. Игры Высшей лиги Белорусского КВН прошли в Гомеле, Жлобине, Гродно и Витебске по схеме «Команда против Клуба», а чемпионом Беларуси стала команда КВН «Янки» ГГУ им. Я.Купалы.

 

В 2003 году было практически завершено формирование структуры Первых лиг Белорусского КВН: в четырех областных центрах работали Первые лиги, чемпионы которых автома­ти­чески попадали в следующий сезон Высшей лиги (республиканского чемпиона­та). Всего в играх Высшей и Первых Лиг Белорусского КВН сезона 2003 года приняло участие 48 команд из большинства крупных городов Беларуси, чемпионат республики выиграла команда КВН «Коза Ностра» (БГУК).

К этому времени совместными усилиями Министерства образования Республики Бела­русь и РОО «Белорусский КВН» был также начат первый официальный сезон бело­рус­­ской Школьной лиги КВН. Отбор команд проводился с мая 2003 года по февраль 2004 года на уровне областных чемпионатов, а в мае 2004 года при содействии ЦК ОО «БРСМ» и руководства БГУИР прошел двухдневный финал и определен первый чемпион белорусской Школьной лиги КВН: команда «Хорошо» МГДДиМ. В финале играло 15 команд – чемпионов и вице-чемпионов всех областей Беларуси и г. Минска. Такое большое количество участников финала объясняется просто: в одной только Гомельской области в турнире приняло участие около 80 школьных команд КВН.

 

С появлением Первой лиги в г. Гродно в 2004 году было завершено формирова­ние структуры лиг Белорусского Клуба веселых и находчивых: Школьная, Первые лиги в областях, в столице прохо­дят игры Высшей лиги Белорусского КВН и турнир Евролиги Международного Союза КВН.

В настоящее время (лето 2004 года) Белорусский Клуб веселых и находчивых является крупным республиканским мо­ло­деж­ным обществен­ным объединением, активно взаимодействует с дру­ги­ми обще­ст­вен­­ными объеди­не­ни­­ями (БКМО, БРСМ, БЛИК и др.). В рядах МОО «Белорус­ский КВН» постоянно со­стоит почти тысяча играющих КВНщиков из всех круп­ных городов Беларуси, силами объе­динения сов­мест­но с Первым национальным телеканалом регулярно производятся и вы­ходят в эфир телевизионные программы «КВН». За время существования Клуба в иг­рах, организо­ван­ных Белорусским КВН, при­ня­ло участие 244 команды из 75 городов 8 государств, общее число членов Клуба при­бли­жается к 4 тысячам человек. Ежегодно в республике под эгидой Клуба проходит около 100 КВНовских игр, кубков и фестивалей, а проводимая в столице Беларуси Евро­лига МС КВН имеет между­на­род­ный авторитет, статус «центральной лиги ТТО «АМиК» и является для КВНов­ской молодёжи быв­шего СССР таким же интеграционным центром, как и город Минск для всех стран СНГ.

 

… Вот такая «история». Для «стариков» - как звук боевой трубы, для «молодых» - как сборник забавных анекдотов, ну, а для тех, кому адресована эта книжка, – как подаренный альбом для фотографий. Жизнь, бурлящая в этот момент вокруг вас, конечно же, интересней и ярче «Истории Белорусского КВН», но давайте помнить и о том, что ваши самые замечательные и значительные игры и турниры когда-нибудь тоже станут ее страницами.

Андрей Муковозчик


Олимпийская.

Самая первая, " классическая", схема, пришедшая к нам из спорта. Команды играют один на один. Победитель проходит в следующий круг, а проигравший выбывает.

Достоинства:

- понятность и " прозрачность" схемы: сразу ясно, кто прошел в следующий круг, а кто вылетел;

- жесткие стыковые встречи, всегда интересные публике.

Недостатки:

- опасность свести в первых (не финальных) играх сильнейшие команды, которые " переиграют" друг друга, и как результат – выход в финал более слабых команд;

- отсутствие дальнейшей игровой практики у команд, проигравших в первых играх (а ведь мы с вами заинтересованы не только в сиюминутном определении победителя, но и в долгосрочном увеличении количества опытных команд);

- большое количество конкурсов в каждой игре (ведь играют всего две команды), что значительно усложняет командам подготовку к ним, и поэтому игра может получиться не сильной.

Кроме того, данная схема четко диктует количество этапов, которые нужно сыграть (8 команд – значит, четвертьфиналы, полуфиналы и финал, 3 этапа, 7 игр). Данную схему целесообразно применять, когда в вашем сезоне играет небольшое четное количество команд и, как минимум, половина из них – сильные, способные за сезон написать несколько игр с большим количеством конкурсов (что для начинающей команды довольно сложно). И в то же время есть слабые команды, от которых нужно избавиться на начальных этапах турнира. Так что применять эту схему в первом сезоне, не зная всех возможностей своих команд, наверное, не стоит.

 

В современном КВН чаще используется измененная олимпийская схема, при которой в каждой игре участвует от 3 до 6 (кто больше? ) команд, а в следующий круг проходит не одна, а сразу несколько команд, в зависимости от количества этапов (которое тоже можно варьировать). Это позволяет большему числу команд продолжать играть в сезоне, получать игровую практику, значит - совершенствоваться и расти над собой. Ну, и такая схема резко уменьшает количество конкурсов в каждой игре.

 

Правда, при такой схеме сезона достоинства классической олимпийки несколько теряются, но чем-то ведь приходиться жертвовать!

В «измененной олимпийке» часть команд проходит в следующий круг согласно занятым местам (в данном примере это - первые места), для отбора остальных команд можно сравнить баллы в двух играх, можно оставить это решение жюри, а можно доверить выбор оргкомитету - уж он-то в своем решении может руководствоваться любыми правильными критериями. Главное, чтобы принципы прохождения в следующий круг были заранее сформулированы и понятны всем: и командам, и жюри, и оргкомитету, и болельщикам, и широким зрительским массам. Лучше, если эти принципы будут «забиты» в Регламенте сезона, но если команды узнают о критериях прохождения в следующий круг из Регламента очередной игры (а он, напомним, рассылается за месяц) – тоже ничего страшного. Лишь бы правила были для всех одинаковы!

 

Продолжительность игры

К примеру, в игре принимает участие 6 команд. Пускай они сыграют приветствие, разминку, СТЭМ, капитанский и музыкальный конкурс? НЕТ!!! Вы представляете, сколько времени займет ваша, пусть даже очень интересная игра? Вы что, пригласили зрителей " с ночевкой"? Давайте посчитаем: приветствие (6 команд по 5 минут) – 30 минут, разминка (даже если по одному вопросу) – 10 минут, СТЭМ (6´ 4) – 24 минуты, капитанский (6´ 2) – 12 минут, музыкальный конкурс (6´ 7) – 42 минуты, итого (30+10+24+12+42) – 118 минут. Из опыта Белорусского КВН известно, что это " чистое" время нужно увеличить на четверть: ведь слова ведущего, смех в зале, возможные паузы при выступлениях команд и т.д. тоже требуют времени. Итак, 118+118: 4»150 минут, т.е. 2, 5 часа, и это мы еще брали по минимуму. Плохо! Время вашей игры должно приближаться к 2 часам и только в экстренных случаях переваливать за него (но тогда уж будьте любезны предусмотреть антракт). Практика показывает, что при просмотре даже самого веселого КВН, примерно через час у зрителей наступает " яма" в восприятии. Хорошо бы в этот момент их чем-то отвлечь и дать отдохнуть. Лучший отдых для зрителей в зале – переключение внимания. Для этой роли хорошо подходит Разминка (Хоккей), Конкурс болельщиков, а идеально – антракт.

Кроме того, чем больше конкурсов играет команда, тем сложнее ей готовиться, а значит, и результат будет не всегда удовлетворительный. Особенно это касается молодых команд, не имеющих достаточного опыта в написании целых игр. Так давайте сделаем всем приятно: командам дадим поиграть маленькие конкурсы, а зрителей не будем заставлять смотреть неумелую реализацию огромных начинаний.

Наконец, что делать, если в игре не может участвовать большое количество команд, например, в финале, где играет 2 команды? Парадокс заключается в том, что и в этом случае командам проще готовить несколько " мелких" конкурсов, а не пытаться написать одно монументальное произведение на 15 минут.

 

Разноплановость конкурсов

Как известно, долго смотреть одно и тоже скучно. Послушав 15 минут " голых" шуток зритель неминуемо захочет услышать песню. Хотя постоянное пение – отнюдь не самая удачная альтернатива.

Подбирая набор конкурсов для игры, необходимо подумать об их взаимной расстановке. Здесь тоже есть несколько правил. Самое главное из них – похожие конкурсы не должны стоять рядом. Два статичных конкурса (бриз, капитанский, конкурс новостей) не стоит ставить подряд, нужно " развести" их динамичным конкурсом, не похожим по содержанию (поэтому СТЭМ или, например, Конкурс пантомимы больше подойдут, чем Разминка или Хоккей). Аналогично стоит поступить со СТЭМом и Домашним заданием (в сущности, СТЭМ – это один из блоков " домашки", а домашнее задание в первом приближении можно считать сильно растянутым СТЭМом). А по большому счету, их вообще нецелесообразно применять в одной игре. Наверное, не нужно объяснять, что два музыкальных конкурса также не должны " располагаться близко" друг к другу. К тому же большинство из них очень похожи, так что не стоит делать их в одной игре (например, конкурс финальной песни, конкурс единственной песни, конкурс одной песни, конкурс пародии и т.п.).

В КВН нет никаких строгих правил по поводу начала или финала игры. Да, принято начинать с приветствия, но только потому, что оно больше всего для начала игры подходит. Но даже это не аксиома, бывали эксперименты и здесь (например, начинать с разминки).

Чем более разноплановыми будут конкурсы в вашей игре, тем больше удовольствия получит публика и команды. А для этого вам нужно иметь достаточный набор возможных конкурсов (особенно музыкальных, т.к. как правило, именно они получаются большими и громоздкими, что не всегда сочетается с продолжительностью игры), о котором мы, собственно, и говорим в этой главе. Понятно, что и оцениваются разные конкурсы по-разному. Но прежде, чем двинуться дальше, давайте сделаем небольшое отступление и поговорим о не об отдельных оценках, а о системе оценок вообще.

 

Системы оценок

Оценивать КВНовские конкурсы можно по-разному. Коротко остановимся на наиболее распространенных (или хотя бы просто опробованных) системах оценок:

1. Сложение баллов – все оценки, выставленные членами жюри складываются. Самая первая система оценок в КВН. В последнее время возвращена к жизни в играх Высшей лиги Белорусского КВН.

достоинства – наибольшая точность подсчетов, никаких погрешностей;

недостатки – жесткость оценки: каждый балл каждого члена жюри имеет решающее значение.

2. Средний балл – оценки, выставленные членами жюри, складываются и делятся на количество членов жюри. На сегодняшний день наиболее распространенная в КВН система оценок.

достоинства – жесткость первой системы несколько сглаживается при округлении;

недостатки – всегда присутствует определенная погрешность. Команды могут набрать за игру одинаковое количество баллов (по сумме), но из-за погрешности одна из них может получить небольшой перевес (такие случаи бывали).

3. Обсуждение – жюри вообще не поднимают оценок, решение принимается коллективно. В Белорусском КВН не применяется (да и вам не советуем).

достоинства – к ним, наверное, можно отнести отсутствие оценочной неточности;

недостатки – объективность коллективного решения (да еще при отсутствии четких критериев оценки) всегда вызывает сомнения. Да и вообще не понятно, почему такое же решение не может принимать каждый человек самостоятельно.

4. Двоичная (троичная) – каждый член жюри расставляет команды по местам (победил – проиграл), в троичной системе добавляется ничья. Команда, набравшая большее количество голосов, побеждает в конкурсе. В Белорусском КВН успешно применяется в отдельных конкурсах (Хоккей, некоторые варианты капитанского (Дуэль), конкурсы новостей и т.п.).

достоинства – практически полностью «снимается» субъективизм оценок, невозможно завысить или занизить оценку команде;

недостатки – тут проще взять цитату из книги " Мы начинаем КВН" (А. Масляков, М. Марфин, А. Чивурин, М. Щедринский): " …как только одна из команд набирает три очка из пяти возможных, дальнейшая игра со спортивной точки зрения становится бессмысленной. Эта система, кроме того, начисто исключала возможность сравнения выступлений команд в разных играх".

5. Раздельное судейство – функции членов жюри и самого жюри разделены, оценки выставляет несколько " инстанций" (родительский комитет, жюри клуба, зрители и т.п.), потом все это как-то суммируется.

И снова цитата из упомянутой книги: " Дважды устраивались эксперименты с альтернативным жюри, которые оба раза заканчивались скандалом".

 

Выбирая систему оценок, помните – это выбор на весь сезон (равный доступ к победе – помните? ). И ваша ошибка может очень дорого обойтись всем. Поэтому совет: с оценками экспериментируйте в последнюю очередь, когда все остальное будет работать, как часы.

 

Высший балл

А теперь несколько слов о самих оценках, т.к. они также влияют на расстановку конкурсов в игре. Максимальной оценкой в Белорусском КВН принята семерка. Почему? Попытаемся разобраться. Ну, во-первых, оценка " 1" не применяется («кол» - это слишком жестко). Остается шесть. Оценка " 2" – самая низкая из предлагаемых членам жюри – обычно воспринимается ими самими, да и публикой, больше как педагогическая мера воздействия на команду. Вот и остаются те самые пять баллов, к которым мы так привыкли, просто начинаются они не с единицы. По сути дела, мы (члены жюри) при высшей оценке за конкурс «7» оцениваем команды так: «отлично, великолепно, лучше не бывает» - 7 баллов, «очень хорошо, близко к идеалу, практически без слабых мест» - 6 баллов, «хорошо, добротно, качественно, уверенно, есть, над чем работать» - 5 баллов, «неудачно, недотянуто, неслаженно, довольно много дырок» - 4 балла, «слабо по идее, никак по исполнению, шуток практически нет, команда не готова» - 3 балла, «нет конкурса, нет команды» - 2 балла.

Отсюда понятно, почему в Белорусском Клубе веселых и находчивых принято просить члена жюри обязательно объяснять свои оценки, если разрыв между командами по одному конкурсу у него составил больше 3-х баллов. Например, если одной – 3, а другой – 6, то получается, что против профессионалов вышла играть даже не дворовая команда, а вообще непонятно кто. Но ведь вы – дирекция и редактура – так не считаете, иначе команда с 3-мя баллами была бы максимум гостем игры? И в этом случае вы (и зрители, и болельщики), наверное, правы. А член жюри – нет. Это должно заставить вас задуматься над составом жюри следующих игр, но еще до этого пусть он (член жюри) расскажет командам и залу, почему он поставил именно такие оценки. Возможно, у него есть свои резоны. И, возможно, к ним стоит прислушаться.

С уменьшением максимального балла за конкурс шкала оценок практически не изменяется, просто отбрасываются самые плохие. То есть, при 7-балльной системе конкурс с максимальным баллом 4 оценивается по трем критериям: «отлично-хорошо» - 4, «хорошо-удовлетворительно» - 3, «удовлетворительно-плохо» - 2 балла. Ведь максимальную оценку 7 баллов нужно давать только самым большим, сложным и весомым (вообще или в конкретной игре) конкурсам. А, скажем, капитанский конкурс имеет высший балл 4 – из тех соображений, что он, во-первых, небольшой (по крайней мере, должен быть таким по Регламенту и сценарию игры), а во-вторых, чтобы не дать одному капитану проиграть много, тем самым решив судьбу всей команды в этой игре.

Меньше, чем 4, высшая оценка (при 7-балльной системе) быть не может. Оценку ведь не ставить нельзя? А тогда получается (если высший балл - 3), что конкурс оценивается по двоичной системе (3 или 2, напомним, «единиц» нет! ). Если так, то лучше перевести такой конкурс в разряд оцениваемых не баллами, а, например, стрелками (смотри «Системы оценок, двоичная»). И больше 7 баллов в Белорусском КВН не ставят. По опыту известно, что разброса высших баллов от 4 до 7 (4 «категории») вполне хватает и для разделения всех конкурсов игры «по ранжиру», и для построения и реализации командами тактических планов на игру, и для выделения нужных организаторам и редактуре конкурсов в разряды «важный – неважный». Из этих же соображений на стандартных играх КВН высший балл не делается одинаковым для всех конкурсов – обязательно есть разброс хотя бы в 1 балл (лучше - минимум в 2).

Впрочем, на основании вышеизложенных критериев вы можете изобрести и свою систему высших баллов, например, сделав высшей оценкой 10, а низшей - ну, придумайте сами. Но вам придется настолько долго объяснять ее и командам, и жюри, и зрителям (ведь система оценок должна быть понятна на интуитивном уровне ), что стоит задуматься вот о чем: не все изобретения одинаково полезны.

А как баллы влияют на расстановку конкурсов? Да очень просто. Если в начале игры вы сыграете все " дорогостоящие" конкурсы, а потом начнутся конкурсы на четыре балла, то может получиться, что еще до финала вся интрига игры закончится (напоминаем, мы делаем шоу, а оно должно быть интригующим до самого конца). Все-таки лучше, когда последний конкурс оценивается высоко, чтобы в нем кто-то мог отыграться, или наоборот – оторваться.

Пример 1:

Сценплан финала Евролиги МС КВН 2003 года

17.11.03., КЗ " Минск", 3 команды

Антракт (10-15 минут)

Конкурс капитанов (7 минут)

Гомель, ОКЦ, 4 команды

Антракт (10-15 минут)

Музыкальный конкурс (7 минут х 5 = 35 минут)

Слова жюри, награждение, кода (10 минут)

Время 2 отделения: 45 ´ 1, 25 =56 минут

Общее время игры: 56 + 15 + 56 = 2 часа 7 минут

 

Пример 4:

Сценплан 1/8 финала Высшей лиги Белорусского КВН 2004 года

Минск, БГУИР, 6 команд

Ведущий.

Некоторые считают, что КВН может провести любой (даже они сами). Снова надеемся, что вы к числу этих, ничего не понимающих людей, не относитесь. Ведущий – ключевая фигура игры (даже как-то странно, что мы заговорили о нем только сейчас). В его умелых (хочется верить) руках сосредоточены все нити игры: только он следит за соблюдением правил и может (очень или не очень тактично) сказать об этом жюри. Только он может заполнить неожиданную паузу в игре. Только он может остановить выступление команды, если оно по техническим причинам (например, не включилась фонограмма) началось неудачно. Он даже может остановить и запустить заново игру (поверьте на слово, такие случаи бывали). Он контролирует болельщиков и весь зал. Он представляет жюри, выпускает на сцену команды, объявляет порядок оценок … он – хозяин, главный и единственный распорядитель праздника «Игра КВН». Кстати – почему «он»? Бывали случаи, что и «она». Правда, случаи так и остались единичными, но ведь были! И почему – «единственный»? На пару это делать проще и веселей, а если эта пара еще и «звездная»… Другой вопрос, что само по себе ни «проще», ни «веселей» не станет – сценарная и репетиционная работа предстоит такая же, если не более серьезная, да к тому же и слаженность пары не приходит сразу. Но результат вполне может оправдать затраченные усилия. А если идти дальше (глубже), то давайте вспомним, что в первом сезоне Белорусского КВН, в 1987 году, игру вела целая бригада из 3-5 человек, каждый из которых отвечал за «свой» конкурс или часть конкурса в рамках общего для всех сценария. Но в любом случае выбор ведущего – серьезное и ответственное дело.

Вот что о нем говорили родители КВН – Аксельрод, Муратов и Яковлев [1]:

" -...Прежде всего этому человеку должен нравиться сам процесс игры. Он тоже должен играть, а не изображать из себя этакого всезнающего экзаменатора или заведующего учебно-юмористической частью.

- ...Хорошо чувствовать шутку. Не «работать всерьез», легко вступать в контакт с людьми. Внимательно «слушать» зал.

- ...Иметь чувство меры. Нельзя «сыпать остроты» по любому поводу, превращая соревнование КВН в сольный вечер.

- ...Говорить ясно, правильно строить фразы.

- ...Должна быть хорошая дикция, громкий голос.

- ...Он должен быть «в работе» с самого начала.

 

Судья-секундометрист.

Обычно эту функцию берет на себя один из редакторов, хотя можно возложить ее и на отдельного человека (напомним – тоже члена жюри! ).

Обязанности на первый взгляд очень простые: подсчет среднего балла (только сначала четко определите с какой точностью вы будете вести счет, до одной десятой, одной сотой, и по каким правилам округлять) и аккуратное ведение протокола судьи-секундометриста (см. Приложение 16). Зачем? Ну, во-первых, для отчетности (у вас все ходы должны быть записаны). А во-вторых, как же мы можем воспитывать жюри (см. выше), если не сможем проанализировать их оценки? Ну, и наконец, все протоколы должны храниться в архиве – для памяти и разбора возможных спорных ситуаций

 

Постановщик (декоратор).

А что у вас будет на сцене? Где расположатся три буквы «КВН», щиты ваших спонсоров и спонсоров команд, место (как, оно, кстати, будет выглядеть? ) ведущего? И откуда он – ведущий - будет выходить, откуда будут появляться (и куда «исчезать») команды, члены жюри, другие официальные лица? Как сцена будет выглядеть – как палуба космического корабля (если тема вашей игры – «Отроки во Вселенной»), и тогда развернутся ли команды на ней с ширмами, своим реквизитом и реквизитом игры? Или кроме линялого задника и немытого пола на вашей сцене не будет ничего лишнего? А оценки жюри, они будут как-то выглядеть, или у вас есть человек, который еще помнит, что такое плакатные перья, трафареты и тушь? Вот это и есть тот круг вопросов, который должен решать (вместе с вами, естественно) художник-постановщик. Эскизы оформления, расчет мест и размеров, изготовление декораций, их сборка, установка, разборка, перевозка, хранение и реставрация – его работа.

 

Звукорежиссер.

Очень важная должность. У каждой игры есть музыкальное оформление и сопровождение, так кто-то ведь должен запускать эти фонограммы вовремя и в нужном месте? Кроме того, звукорежиссер следит за работой микрофонов и аппаратуры, сидя в центре зала и слыша все так же, как и публика. И если кто-то из выступающих слишком громко или слишком тихо говорит в микрофон, вот тут в игру вступает звукорежиссер и исправляет дело. Ура! Ура! Игра спасена! Шутка прозвучала так, как надо.

 

Звукооператор.

А вы думали, звукорежиссер справится один? Нет. Звукорежиссеру и своих забот хватает, а вот выносить и уносить микрофоны, мгновенно менять в них севшие батарейки, следить за аппаратурой, установленной за кулисами (там обычно ставятся проигрыватели, с которой команды запускают свои фонограммы), и вообще следить за звуком на сцене – здесь не обойтись без звукооператора.

 

Тапер.

Это музыкант, находящийся в зале, видящий все, что творится на сцене, и играющий на синтезаторе (ну не на флейте же! ) «вживую». В век высоких технологий тапера, как и многое другое, повсеместно заменила фонограмма. Они – звукорежиссер и тапер – могут, кстати, работать параллельно. Но только «живой» тапер, как и ведущий, может мгновенно отшутиться по поводу чего-то, что произошло на сцене вот прямо сейчас, сыграв (даже просто обозначив) какую-то мелодию; только он может запланированную фонограмму заменить, сыграть ее «с акцентом», «перевести» мажор в минор и т.д. Наконец, фонограмма не может работать с болельщиками – это дело тапера: поднять, завести, поддержать, успокоить. Ну, и разминка – здесь хороший тапер с своими музыкальными «репликами», «вопросами» и «ответами» тоже незаменим. Понятно, что с ведущим они должны не просто понимать друг друга, а чувствовать, да и игру тапер должен «читать» не хуже. Где такого тапера взять? - рецепта нет. За всю историю в Белорусском Клубе веселых и находчивых было всего три таких тапера - тех, у кого это получалось. Но три-то было! Значит, и вы, если захотите, тоже сможете найти такое украшение своей игры.

Осветитель.

Обязанности этого человека, я думаю, в пояснении не нуждаются. Без него зрители просто не увидят КВН (или увидят очень плохо). А если в зале есть художественный свет, то он-то как раз и подскажет вам, что с этим можно придумать.

 

Охрана.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 924; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.106 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь