Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО



ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СУДЕЙСТВЕ

 

Объективная оценка каждой ситуации боя – параметр судейства, который кажется само собой разумеющимся, но здесь есть масса нюансов, без осознания которых судейство поединка невозможно.

Разберем наиболее значимые из этих нюансов.

1. Необходимо отбросить все симпатии и антипатии к спортсменам, которые могут возникнуть при общем восприятии его на площадке или быть продиктованными знанием его бывших достижений или неудач, хорошего или плохого поведения и пр.

2. Важно обратить внимание судей на то, что при судействе поединка определяется не лучший или худший спортсмен по совокупности его способностей, а тот, кто лишь в период времени, отведенного на данный поединок, смог в рамках именно этих соревнований добиться преимущества согласно тем критериям, которые определены правилами данных соревнований. Например, один из спортсменов мастерски владеет широким арсеналом технических и тактических средств, а второй гораздо менее совершенен технически, но оказался трудным (неудобным) соперником и смог провести оцениваемое действие. Его соперник провел десяток сложных технических действий, но не смог их завершить должным образом и выполнить требования, соответствующие критерию ваза-ари или иппон. Единственно правильным исходом данного боя должен быть проигрыш последнего. Если судьи (судья) начнут экстраполировать его действия и оценивать их потенциал, а не реальный результат, исход поединка будет извращен. Это недопустимо, иначе соревнования потеряют всякий смысл и никогда не возникнут новые «звезды», а победивший несколько раз будет «обречен» на дальнейшие победы.

3. Нельзя допустить в своем сознании (если ты судья) мысли о том, что ты на площадке важнее спортсмена и можешь вершить его судьбу, давая оценку или наказывая. Только преимущество, показанное спортсменом сегодня в этом поединке с этим соперником в рамках этих правил, может обеспечить ему победу. Судья же должен это увидеть, правильно оценить и обозначить в виде соответствующих оценок. Если же соревнования превращаются в бенефис судьи или рефери, если соревнуются судьи, а не спортсмены, то организация, имеющая такой судейский корпус, обречена на развал.

4. Судья должен четко понимать, что правила существуют для определения более сильного спортсмена и ни в коем случае не должны быть использованы в качестве инструмента для наказания спортсменов. Задача судьи не искать повод для наказания, а не прозевать момента, когда возникнет необходимость с помощью правил соревнований защитить спортсмена, добросовестно выполняющего требования правил, от того, кто их нарушает и может представлять опасность для здоровья соперника.

5. Только судья, досконально знающий правила и свободно владеющий жестами и терминами, предусмотренными правилами, может свободно судить поединок. Любой пробел в знаниях будет отвлекать внимание судьи от действий на площадке, и он будет больше заботиться о том, чтобы не сделать ошибку в обозначении своего мнения, чем о том, чтобы не пропустить мельчайшие детали в действиях соревнующихся.

6. Большой проблемой неопытных судей является желание создать видимость глубокого понимания каждой ситуации и возможности ее оценить. Истинное мастерство судьи в том, чтобы оценивать только то, что видел и что возможно увидеть, находясь на том месте, где ты есть, не мешая объективно оценить те ситуации, которые могли видеть только другие судьи. При этом необходимо преодолеть желание и искушение оценить действие спортсмена не на основе реального видения конкретной ситуации, а на основе своего опыта и логики развития событий. Только то, что видел от начала и до конца, можно оценивать. Все остальное – ошибка.

7. Говоря о работе судьи и о необходимости в одно мгновение правильно оценить ситуацию, нельзя упустить тот факт, что поединок судят несколько судей и рефери. Эта бригада выносит коллективное решение. Поэтому для судьи важно не только знать правила, вовремя увидеть и правильно оценить действие, но необходимо также владеть техникой жеста, свистка и т.д. для того, чтобы эта оценка была вовремя замечена и адекватно понята рефери. В свою очередь рефери, великолепно реагирующий на ситуации боя, мгновенно принимающий правильное решение на основании своей реакции на события и обобщения решений судейской бригады, может все это испортить неправильным жестом или термином, который будет занесен в протокол в искаженном виде и приведет к большим, а иногда и непоправимым проблемам.

8. Реагирование на ситуации боя со стороны рефери и судей должно быть разным, это объясняет тот факт, что иногда классные судьи, имеющие огромный опыт, пытаясь работать в качестве рефери, терпят полное фиаско и теряют уважение коллег по судейству и тренеров. Нарушение или непонимание разницы в построении реакции на ситуации боя между рефери и судьей основывается на пренебрежении основными законами. Вынесение решения на основе мгновенного анализа ситуации боя может быть:

а ) одновременно с замеченной техникой;

б) в конце комбинации;

в) через некоторое время после окончания комбинации.

Судья наиболее правильно поступит, если обозначит свое решение одновременно (в пределах разумного) с оцениваемой техникой в виде жеста о ее качестве (ИППОН или ВАЗА-АРИ). Если техника выполнена на ВАЗА-АРИ в начале комбинации, а затем, до окончания комбинации, еще одно или несколько действий заслуживают оценки, то, наиболее правильным, для судьи, будет при первой эффективной технике показать оценку ВАЗА-АРИ, а затем, при проведении спортсменом следующей оцениваемой техники, повысить качество оценки до ИППОН, сопровождая это соответствующими жестами и сигналами свистка, как предусмотрено правилами.

Рефери наиболее правильно поступит в этой же ситуации, если, заметив первое действие, не остановит поединок, а дождется окончания комбинации и оценит совокупность действий комбинации на оценку ИППОН, как это и предусмотрено правилами соревнований. Реагируя на каждое техническое действие командой ЯМЭ, Рефери может перечеркнуть огромную работу, проделанную спортсменами и тренерами и не дать возможность реализации наработок и комбинаций, а также нанести урон красоте и зрелищности соревнований и имиджу боевого искусства каратэ-до. Если же судья не будет реагировать на каждое эффективное или решающее техническое действие, это может исказить оценку приемов и не дать возможность рефери объективно оценить ситуацию, т.к. из нескольких судей, работающих в данном поединке, каждый может видеть лишь часть действий проводимой комбинации.

9. Многие судьи и тренеры неправильно понимают, что такое контролируемый удар и чем он отличается от неконтролируемого. В правилах есть раздел: «запрещенные действия» и там говорится о том, что неконтролируемые удары руками и ногами, выполняемые с проносом даже в разрешенные для атаки зоны, запрещены. Из этого многие тренеры и судьи делают вывод о том, что контролируемым ударом нужно считать такой удар, при котором нет проноса, и который останавливается на небольшом расстоянии от тела соперника. На самом деле контроль подразумевает не остановку бьющей руки или ноги в нескольких сантиметрах от тела соперника, а смещение точки концентрации удара таким образом, чтобы эта точка находилась не внутри тела, а перед его поверхностью. Понимание этого принципа уходит корнями в теорию построения ударного действия в каратэ-до. Принципы формирования потенциала ударов, их построение настолько отличается от построения ударной техники, например, в боксе, что человеку, не знающему этого, невозможно понять, как можно готовить спортсмена к соревнованиям, где необходимо контролировать технику, не выхолостив удары, и не превратив боевое искусство в нелепую показуху, где оцениваются действия, не несущие никакого потенциала, и побеждает тот, кто может затормозить свое ударное движение к моменту соприкосновения с телом соперника. Отсюда глупые вопросы о контактном и бесконтактном каратэ, отсюда оценки техники, не имеющей потенциала, отсюда сотни представителей «школ каратэ», не умеющих нанести удар и дискредитирующих каратэ-до.

10. Важным аспектом правильной оценки техники в каратэ-до является умение различать правильный удар и толчок. При ударах ногами в корпус очень часто эти понятия путают. Некоторые судьи считают, что если удар, например мае-гери, в корпус привел к падению соперника в направлении удара, то это толчок. На самом деле это совсем не так и при проведении семинаров необходимо разбирать различные варианты этих действий и объяснять судьям критерии отличий правильных ударных действий от неправильных.

11. При оценке удара нельзя не учитывать тот факт, что в формировании его потенциала участвуют оба соперника, а не только тот, кто наносит удар. Действие одной и той же силы и скорости при использовании с «первого номера» может привести к 100% результату или к 0% в зависимости от относительной скорости движения бьющей конечности и зоны атаки, в которой должны учитываться не только линейные составляющие, но и угловые скорости корпуса или головы относительно осей вращения. Еще более сложная картина при оценке удара, выполненного со «второго номера», где результат может быть меньше 100%, вплоть до 0%, а может быть и значительно больше 100% потенциала, созданного бьющим спортсменом.

Приведенные примеры не исчерпывают и десятой части проблем судейства соревнований по каратэ-до, но даже они подтверждают утверждение о том, что невозможно стать хорошим судьей по каратэ-до без достаточного уровня квалификации в каратэ-до.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СУДЕЙ

Методические приемы практической подготовки судей в каратэ-до помогут более продуктивно работать на семинарах и оценивать результаты подготовки. Приведем некоторые из них.

 

Метод кругового судейства с расширенным контролем в зонах наблюдения.

На площадку приглашаются 4 претендента, которые садятся по углам и судят поединок. Возможно 6 или 8 претендентов, которые располагаются, кроме углов площадки, еще и в серединах боковых линий. За каждым из них располагаются по 2 – 3 опытных судьи из числа членов экзаменационной комиссии или ассистентов. Ракурс наблюдения каждого претендента совпадает с ракурсом наблюдения членов комиссии. Во время поединка ведется протокол каждым наблюдателем, в котором отмечаются все «+» и «-» реакций претендента на происходящие события. Каждый из претендентов должен отработать минимум в 4 различных зонах и его действия оценят минимум 8 – 12 судей высокой квалификации. Такое тестирование может проводиться с разными спортсменами в несколько этапов. В результате решение об уровне претендента выносится на основании обобщенных результатов анализа его работы.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь