Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Таким образом, мы с вами рассмотрели, что же такое идеология, какова ее структура и функции. Исходя из всего вышесказанного предметом курса «Основы идеологии белорусского государства является.



Предметом данного курса является:

 

Слайд:

Предмет курса «Основы идеологии белорусского государства» — изучение совокупности идей, ценностей, принципов и представлений, составляющих основу деятельности государства, объединяющих население Беларуси в политическое сообщество, определяющих цели и задачи развития белорусского общества и обосновывающих пути их реализации.

Как любая дисциплины «Основы идеологии белорусского государства»

Классификация идеологий.

Идеологическая панорама современного мира сложна и многообразна. В ней существуют и сталкиваются, соперничают друг с другом идеологии различного масштаба, уровня и степени влияния. Важное значения для понимания всего этого разнообразия идеологических течений имеет их классификация или типологизация.

Классификация идеологий может быть осуществлена по различным основаниям:

Слайд 45-47

по субъектам политики по сферам общественной жизни и направлениям деятельности политиков по масштабу распространения и числу приверженцев по социально-политической парадигме методам его осуществления и технологиям социальных изменений идеологии принято
государственная партийную, корпоративную, групповую экономическую, социальную, культурную, демографическую глобальные, локальные частичные правые левые центристские радикальные консервативные умеренные

 

Слайд 48

Глобальные идеологии претендуют на выработку общего для всего человечества понимания мира, универсальной программы жизнедеятельности, единых принципов существования общества и государства, а также их экономического и политического устройства.

 

К таким идеологиям, как правило, относят либерализм, консерватизм, социализм и национализм (в его разновидностях).

Слайд 49

Локальные идеологии обычно формируются отдельными обществами и государствами, не претендуют на универсальную значимость и выражают потребности внутреннего регулирования отношений между властью и обществом в отдельной стране.

Такие идеологии формируются на специфической национальной почве, но испытывают влияние глобальных идеологий, которые они воспринимают и усваивают в соответствии с традициями и культурными особенностями тех стран и регионов, где они действуют.

 

Слайд 50

Частичные идеологии отличаются более узким диапазоном распространения и отражают интересы отдельных социальных слоев и групп.

 

В данном случае можно говорить о классовой, корпоративной, групповой, партийной идеологии. Конкретным проявлением наличия частичных идеологий является многопартийность. Частичные идеологии нередко воспринимают, заимствуют и трансформируют в своем содержании и способах проявления элементы локальных и глобальных идеологий.

Слайд 50

Правые – связывают идею прогресса с обществом, основанным на идеалах свободной конкуренции, рынка, частной собственности и предпринимательства.

Слайд 51

Центристские и левые - видят социальный прогресс в постоянном преобразовании общества в направлении достижения равенства, социальной справедливости, создании условий для всестороннего развития личности.
Радикальные - выступающие за постоянные глубокие революционные преобразования.

Слайд 52

Консервативные – стремящиеся к сохранению установившегося политического порядка и согласных на самые незначительные изменения.
Умеренные – располагающиеся между первыми двумя и предпочитающие постепенные реформы.

 

Основные идеологии современности.

Либерализм

Одной из идеологий современности является либерализм.

Слайд:

Либерализм (от латинского liberalis - свободный), идейное и общественно-политическое течение, возникшее в европейских странах в 17 - 18 вв. и провозгласившее принципы гражданских, политических, экономических свобод.

 

Идейно-теоретические истоки либерализма восходят к периоду буржуазных революций XVII–XVIII вв. Они были сформулированы в работах Дж.Локка (1632–1704), Ш.Л. Монтескье (1689–1755), А. Смита (1723–1790), Б. Франклина (1706–1790), Т. Джефферсона (1743–1826), А. Токвиля (1805–1859).

 

Основными принципами либерализма являются:

Слайд:

1. приоритет свободы; 2. автономия индивидуальной воли; 3. функционирование государства на основе консенсуса; 4. верховенство закона; 5. ограничение сфер деятельности государства; 6. идеалы свободного рынка и конкуренции; 7. абсолютная ценность личности и равенство всех людей; 8. неотчуждаемые права человека; 9. договорной характер отношений индивида и государства; 10. разделение властей; 11. господство частной собственности; 12. развитие гражданского общества и независимого государства 13. защита частной жизни человека и свободы его действий во всех сферах общественной жизни.

 

Для классического либерализма характерны следующие основные принципы.

I. В социальной сфере: общество должно обеспечивать каждому человеку наибольшую свободу, которая, не должна нарушать права других людей. При этом свобода понималась негативно, то есть как отсутствие принуждения и внешних ограничений (неприкосновенность частной жизни, отсутствие политического и социального контроля) со стороны коллектива, общества и государства. Свобода в выборе жизненных целей и направлений деятельности предполагает личную ответственность человека за свое благополучие и социальное положение.

II. В политической сфере либерализм следует следующим принципам: равенство всех перед законом; принцип разделения властей; демократические формы управления государством (парламентизм); обеспечение политических свобод (свободы слова, мыслей, взглядов, убеждений и т.д.).

3. В экономике: неприкосновенности частной собственности и полного невмешательства государства в экономическую сферу.

В начале XX в. в развитии ряда государств, в основе государственной политики которых находилось учение классического либерализма, обозначился кризис, достигший наибольшей остроты в США в 1930-е гг. и вошедший в историю под названием «Великой депрессии». В этот период слабые стороны идеологии либерализма обнаружились наиболее ярко.

В создавшихся условиях под влиянием критики и социальных процессов во второй половине XIX - начале XX в. возникла новая форма либерализма - неолиберализм, или социальный либерализм .

Неолиберализм изменил и дополнил ряд важнейших принципов и установок классического либерализма:

Основные различия между формами либерализма можно представить следующей таблицей.

ЛИБЕРАЛИЗМ НЕОЛИБЕРАЛИЗМ
Индивидуализм. Самоценностью обладает индивид, а не общество в целом. Индивидуализм социально- ориентированный. Самоценностью обладает не только индивид, но и сообщество.
Негативная трактовка свободы, как отсутствия принуждения или ограничения естественных прав человека. Свобода индивида - дело его рук, простор для личной инициативы. Позитивное понимание свободы, как равенства возможностей и обеспечение выбора, не предопределяемого другими людьми и обстоятельствами жизни самого индивида. Общество ответственно перед индивидом.
Политические свободы (свободы слова, печати и др.) и плюрализм понимаются как самодостаточные ценности, к которым следует стремиться как к основной цели. Свобода слова, печати, высказываний и др. являються средствами поиска истины, выработки разумных решений, приоритет отдается компетентности
Частная собственность - важнейшее неотъемлемое естественное право каждого человека. Государство не может переопределять доходы в пользу неимущих слоев населения. Право на частную собственность даруется обществом. Доход граждан может перераспределяться в зависимости от их вклада в общее благо через налогообложение.
Максимальное ограничение функций государства, его невмешательство в социальную и экономическую сферы - концепция «минимального государства» или государства «ночного сторожа». Признание допустимости и необходимости вмешательства государства в экономическую и социальную сферу, возложение на него обязанностей обеспечения социальной стабильности - концепция «государства благосостояния».

 

А теперь остановимся на отдельных примерах, чтобы лучше понимать, в чем заключалась суть либерализма (основной акцент будет сделан на политических воззрениях мыслителей).

Демонстрируется слайд:

Шарль Луи Монтескье (1689-1755) -выдающий политический мыслитель, философ, «вождь законодательной Европы», наряду с Вольтером являлся родоначальником французского Просвещения. Труды: «Дух законов», «Персидские письма» (1721) и «Размышления о причинах величия и падения римлян» (1734).

Идеи Монтескье:

1. выдвинул идею разделения властей: законодательную, исполнительную и судебную;

2. являлся сторонником политической свободы – она ускоряет развитие экономики, промышленности и торговли;

3. идею политической свободы связывал с принципом гражданской свободы («безопасность граждан»);

4. свобода – делать все, что дозволено законом;

5. выступал за устранения имущественного неравенства в обществе, считал, что государство обязано обеспечить каждого гражданина средствами к существованию;

6. выделил 3 формы правления: республику, монархию и деспотию

 

Демонстрируется слайд:

Социально-политические воззрения Жан-Жака Руссо (1712–1778 гг.), выдающегося философа, писателя и теоретика педагогики, положили начало новому направлению общественной мысли – политическому радикализму. Выдвинутая им программа коренных преобразований общественного строя соответствовала интересам и требованиям крестьянских масс, радикально настроенной бедноты.

 

Жан-Жак Руссо (1712-1778) -французский философ-просветитель, писатель, композитор, теоретик искусства, один из наиболее ярких и оригинальных мыслителей всей истории политико-правовых учений. Труды: «Рассуждение по вопросу: способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов? » (1750), «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1754), «О политической экономии» (1755), «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762).

 

Взгляды:

1. теория гипотетического естественного состояния: естественного состояния никогда не существовало, говорить об этом – ошибка, его можно рассматривать только в виде гипотезы;

2. сначала люди жили как звери: не было ничего общественного, даже речи, не говоря уже о собственности или морали, они были равны между собой;

3. по мере совершенствования навыков и знаний человека, орудий его труда складывались общественные связи, как постепенно зарождались социальные формирования – семья, народность;

4. дальнейшее развитие цивилизации было сопряжено с появлением и ростом общественного неравенства, или с регрессом свободы: имущественное неравенство, политическое неравенство, неравенство перерастает в деспотию;

5. деспотия это своего рода второе естественное состояние людей, при котором все держится на праве сильного;

6. оправдывал революционное свержение влас ти: если народ повинуется и терпит это хорошо, но если он решил свергнуть тирана, он поступает еще лучше, восстание против деспота – правомерно;

7. развивает теорию политического права, которое противостоит естественному состоянию и основывается на договорах; в естественном состоянии права не было;

8. теория происхождения государств а: государство возникло на основании договора (образование государства, представляет собой договор лишь с внешней стороны (один предложил учредить публичную власть – другие согласились)). Подобное соглашение как раз и создает такую ситуацию, когда в обществе есть правительство и законы, но отсутствуют право, юридические отношения между людьми;

9. выступает с критикой частной собственности, против феодальных порядков и против капитализма;

10. суверенитет принадлежит народу, суверенитет народа проявляется в осуществлении им законодательной власти.

 

Демонстрируется слайд:

Анри́ -Бенжаме́ н Конста́ н де Ребе́ к, (25 октября 1767, Лозанна, Швейцария— 8декабря 1830)— французско-швейцарский писатель, публицист, политический деятель времён Французской революции, бонапартизма и реставрации и Реставрации. Труд: Курс конституционной политики»

 

Воззрения Б. Константа.

1. в основе его воззрений лежит проблема индивидуальной свободы;

2. человек должен обладать материальной и духовной автономией, которые должны быть защищены законом. Человек должен подчиняться только законам. Государство должно стоять на страже материальной и духовной автономии человека. Суверенитет государства не должен посягать на независимость частного лица;

3. в то же время государство должно быть сильным: должна быть четко определена компетенция органов государственной власти, власть государства должна быть неограниченной в сфере его деятельности;

4. Констант являлся сторонником конституционной монархии;

5. люди, обладая свободой, могут и в состоянии самостоятельно реализовать себя, обеспечить себе достойное существование;

6. право, опираясь на свободу печати, должно стать гарантом индивидуальной свободы человека. Оно противостоит произволу. Право направлено на то, чтобы все политические институты не ущемляли индивидуальную свободу индивида.

1. Свобода – это личная независимость, самостоятельность, право влиять на управление государством, в то время как управление государством не является обязательным элементом свободы).

 

Слайд


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 514; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь