Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Этапы становления и развития политологии как науки.



В истории развития политического знания выделяют три крупных этапа:

 

Слайд 3-6

I – этап – период Древнего мира, Античности и нового времени - это период господства мифологических, а позже - философско-этических и теологических объяснений политических явлений и постепенной их замены рациональными трактовками, при этом политические идеи развиваются в общем потоке гуманитарных знаний;
II этап – Новое время – середина XIX в. - политические теории освобождаются от религиозного влияния, приобретают светский характер и самое главное – становятся более привязанными к конкретным потребностям исторического развития; центральными вопросами политической мысли становятся проблема прав человека, идея разделения власти, правового государства и демократии; в этот период происходит становление первых политических идеологий, политика осознается как особая сфера жизнедеятельности людей;
III этап – вторая половина XIX в. и по сегодняшний день - это период становления политологии как самостоятельной научной и образовательной дисциплины; процесс оформления политологии начинается приблизительно во второй половине XIX века, потом понадобится почти сто лет для окончательного оформления и профессионализации политической науки.

 

I этап.

Период Древнего мира характеризовался становлением первых представлений о политике, политически институтах.

Термин же «политика» (греч. politike — искусство управления государством) появляется впервые в работах древнегреческого мыслителя Аристотеля (384 — 322 до н. э.), рассматривавшего различные формы правления и устройства греческих полисов (греч. polis — город-государство). Аристотель определял политику как цивилизованную форму общности, служащую достижению «общего блага», закрепляя за ней функции согласования общих и частных интересов, осуществления господства и подчинения, управления общественными делами.

V—IV вв. до н. э. становятся временем, когда в трудах античных мыслителей формируются первые научные категории, появляются первые политические теории, носящие преимущественно философско-этическую форму. Среди наиболее известных античных ученых можно выделить Платона (427-347 гг. до н. э.); Аристотеля (384-322 гг. до н. э.); Полибия (210-128 гг. до н. э.); Цицерона (106—43 гг. до н. э.) и др. Философы античности по-разному подходили к осмыслению политики и политической жизни общества. Так, если центральным вопросом в осмыслении политической жизни у Аристотеля становится вопрос подчинения власти интересам общества, «общему благу», то основная идея Платона — укрепление государственной власти, установление общего порядка и предотвращение «наихудшего состояния общества» — анархии.

В средние века (V—XV века н. э.) в Западной Европе господствовало религиозное мировоззрение. Выдающимися учеными этого периода являются автор доктрины «двух мечей» Аврелий Августин (353-430), утвердивший главенство церковной власти над властью светской, и Фома Аквинский (1225 – 1274) осуществивший синтез аристотелевского учения о политике с христианскими воззрениями. Фома Аквинский, обосновывая божественную природу всякой власти (в том числе и светской), рассматривал политику (т.е. обращение с властью) как исключительно человеческую деятельность, которая должна следовать христианским канонам. Исходя из аристотелевского определения политики как способа достижения общего блага, а также из понимания человека как существа политического, ученый-богослов утверждал, что осуществление этой задачи зависит от установленного Богом порядка, который заключается в подчинении монархам, олицетворяющим собою государство; государи же, в свою очередь, будучи всего лишь людьми, склонными к ошибкам в своей деятельности, должны контролироваться властью духовной.

Существенное изменение содержание термина «политика» происходит в эпоху Возрождения. Наиболее ярким представителем этого времени был итальянский мыслитель и политический деятель Никколо Макиавелли (1469— 1527), которого называют основателем новой политической науки. Оценивая изменения, произошедшие в развитии общества и общественных отношений, Н. Макиавелли отмечает, что если в политическом управлении полисами непосредственно участвовали все граждане (а понятия «государство» и «общество» были неотделимы друг от друга), то в больших национальных государствах, сформировавшихся во времена средневековья, власть уже концентрируется в руках небольшой по численности правящей верхушки и осуществляется с помощью особого (государственного) аппарата. Именно Макиавелли впервые использует термин «stato» (итал. — государство) для обозначения политической формы организации общества.

Н. Макиавелли осуществляет размежевание политики, философии и этики, заменяя средневековую концепцию божественного происхождения политической власти обоснованием политики как отдельной сферы деятельности. Он определяет политику как «совокупность средств, которые необходимы, для того, чтобы прийти к власти и полезно использовать ее...» .

Считая политику реальным, а не идеальным явлением, Н. Макиавелли, по сути, становится основателем новой, реалистической политической теории (цель оправдывает средства).

Под политикой понимался особый способ организации управления обществом. С одной стороны — это особая система, определяющая правителей и способ реализации власти, с другой — способ взаимодействия индивидов внутри сообщества.

Проблемы политической власти и понимания политики поднимаются и в политических теориях Нового времени (XVI — XVIII вв.). Окончательным разрывом со средневековыми представлениями о происхождении государственной власти стало появление теории «общественного договора», объяснявшей происхождение государства рациональным соглашением (договором) между сувереном (правителем) и его подчиненными (населением) для организации общественного порядка. Эта теория получила развитие в работах таких мыслителей, как Томас Гоббс (1588 — 1679), Джон Локк (1632 — 1704), Жан-Жак Руссо (1712 — 1778) и др.

II этап.

XIX в. характеризуется появлением новых научных подходов к трактовке политики, что обусловлено серьезными изменениями в общественной жизни Европы, связанными с переходом от традиционного к индустриальному типу общества: появлением новых экономических отношений, усложнением социальной структуры общества, возникновением различных идеологических течений, введением массового избирательного права, оформлением первых политических партий и т.д.

Осмысление нового содержания политики находит свое отражение в работах французских социологов Огюста Конта (1798-1857) и Эмиля Дюркгейма (1858- 1917), английского ученого Герберта Спенсера (1820- 1903) и др. Политика стала восприниматься не как совокупность определенных средств и методов завоевания и удержания власти, а как особый вид общественных отношений, сфера интеграции или сфера борьбы индивидов, групп, общностей.

В рамках такого понимания политики возникают два основных подхода к ее определению — нормативный (политика как средство обеспечения целостности общества) и конфликтологический («политика как механизм регулирования конфликтов»).

Развивая эту идею, немецкие философы и мыслители Карл Маркс (1818— 1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) стали трактовать политику как сферу борьбы между классами. По их мнению, государственная власть выражает интересы экономически господствующего класса. Таким образом, с позиций марксизма, политика — это «сфера господства и подавления одних социальных групп другими».

К началу XX в. в рамках социологического подхода, политика стала восприниматься как тип конфликтных отношений, соперничество определенных общественных групп за реализацию собственных интересов с помощью власти (А. Бентяи, Д. Трумен и др.). Политика, таким образом, стала восприниматься как универсальный способ урегулирования конфликтов.

 

III этап.

Как самостоятельная наука политология начинает складываться в середине XIX в., что было обусловлено, в первую очередь, качественными изменениями, происходившими в механизмах и способах организации политического процесса. Стремясь по-новому взглянуть на политику и политические отношения, ученые переходят от анализа формальной структуры власти к исследованию ее реальной организации, выявлению ее мотивов и оснований.

Термин «ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА» (англ. — political science) был предложен в 1857 г. американским ученым Ф. Либером для кафедры, проводившей исследование в области политики. В 1871 г. в Париже открывается Свободная школа политической науки, в 1895 г. основывается Лондонская школа экономики и политических наук, а в 1903 г. создается американская Ассоциация политических наук.

Теоретическая основа новой политической науки создается в работах немецких и итальянских ученых М. Вебера (1864-1920), Г. Моска (1858-1941), В. Парето (1848-1923) и Р. Михельса (1876-1936), в значительной мере определивших общее направление исследований политической сферы в начале XX в. Именно эти ученые впервые переходят от изучения политических институтов к характеристике реальных субъектов политических отношений, ставят в центр политического анализа такие проблемы, как политическая власть, политическая элита, политическое лидерство и пр.

Так, с именем Макса Вебера связывается разработка концепции политической власти, анализ типов легитимности власти, изучение феномена бюрократии. Он одним из первых начинает изучение политических партий, а Вилъфредо Парето, Гаэтано Моска и Роберт Михелъс по праву считаются классиками теории политической элиты, основанной на наблюдении за реальным политическим поведением и взаимодействием субъектов политики.

Первым политическим исследованием реальных политических процессов в США становится работа Артура Фишера Бентли «Процесс руководства. Изучение общественных движений» (1908). Особенностью научной деятельности А. Ф. Бентли (1870-1957), Ч. Мерриама (1874- 1953), Г. Лассуэлла (1902-1978) и др. американских ученых становится анализ реальных политических взаимодействий индивидов и социальных групп, что приводит к возникновению и развитию в 20-30-е гг. XX в. бихевиористического направления в политических исследованиях. От изучения политических институтов представители новой политической науки переходят к эмпирическому изучению политических отношений и процессов (выборов, политической социализации, политического лидерства, общественного мнения и т.д.).

Таким образом, особенностью политической науки в США стала ее эмпирическая направленность. Результатом объединения эмпирического и теоретического планов анализа стало рождение целого ряда новых исследовательских парадигм, среди которых можно выделить:

· теорию «политической системы» (Д. Истон, Г. Алмонд, К. Дойч);

· теорию «политической культуры» (Г. Алмонд, С. Верба, Б. Рассел);

· теорию «модернизации» (Г. Аптер, С. Хантингтон, Ф. Риггс) и др.

Если американская политическая наука в первой половине XX в. развивается на основе бихевиоризма, сосредотачивая свое внимание на изучении мотивов поведения субъектов власти, характера властных отношений, техники распределения ресурсов, то европейская политическая мысль опирается на традиционные (академические) научные направления — философские, юридические, исторические.

Так, политические исследования во Франции оформляются на базе конституционного права. Заметным вкладом в развитие политических исследований становятся работы М. Острогорского, А. Зигфрида, Ж. Бюрдо и др. Л. Дюги и М. Ориу формулируют понятие политического института, ставшее одним из основных в современной политической теории. Морис Дюверже (1917), руководитель центра сравнительного анализа политических систем, член Академии наук и искусств США, международный консультант по проблемам конституционного права и избирательной борьбы, первым из европейских ученых указавший на необходимость рассмотрения политической науки как самостоятельного направления исследований, создает ставшую классической теорию политических партий («Политические партии», 1951 г.). Необходимо отметить и огромный вклад в развитие политической науки выдающегося ученого, публициста Раймона Арона (1905-1983), автора свыше 60 научных работ, среди которых, в первую очередь, можно выделить работу «Демократия и тоталитаризм» (1965), посвященную общей теории политических режимов.

Немецкая политическая мысль развивалась на основе традиций немецкой классической философии. В рамках научных исследований немецкой политической науки можно выделить научные концепции, базирующиеся на теории государства и права (Э. Френкель, Г. Хеллер, О. Штаммер и др.). Большое влияние на развитие политической теории в рамках философии государства оказал Карл Шмитт (1888-1987), автор концепции «тотального государства», рассматривавший содержание политики в рамках бинарности «свои» — «чужие». Концепция К. Шмитта активно используется современными консерваторами в ФРГ. Среди других направлений немецкой политической мысли выделяют фундаментальную политическую философию (Э. Фегелин, Л. Страус, А. Бергштрас- сер), а также целый ряд политико-социологических теорий: концепции «радикального функционализма» Н. Лумана (1927), «критическую теорию общества» Ю. Хабермаса (1929), «теорию конфликта» Р. Дарен- дорфа (1929) и др.

После второй мировой войны термин «политическая наука» употребляется для обозначения новой социальной науки, появление которой связывается с образованием в 1949 г. под эгидой ЮНЕСКО Международной ассоциации политических наук.

Слайд 7.

Политическая наука (кратко) – это отрасль знания о политике, законах функционирования и развития политической жизни общества, отражающих процесс включения социальных общностей[1] и личности в деятельность по выражению политических интересов и политической власти. Политология – это наука о политической власти и управлении, о закономерностях и особенностях развития политических отношений и процессов, функционирования политических институтов и систем, о политическом сознании, коммуникации, поведении и деятельности людей в различных цивилизационно-культурных и временных измерениях.

Как любая наука политология имеет свой объект и предмет изучения.

Сфера политических отношений намного шире того, что можно было бы назвать чисто политическим. Она включает процессы функционирования и развития власти, включения масс в политику, экономические, социальные и духовные интересы общества. Политическая сфера представляет собой взаимодействие в политическом процессе больших и малых социальных групп, объединений граждан, отдельных индивидов. Политическая сфера включает в себя и социально-политические институты и организации, посредством которых осуществляется взаимодействие между отдельными субъектами политики.

Сегодня в качестве объекта политологии выделяют…., а в качестве предмета…

 

Слайд 8-9.

Объект политологии – политическая жизнь людей, социальных общностей, интегрированных в государство и общество. Предмет политологии - являются закономерности формирования и развития политической власти, формы и методы ее функционирования и использования в государственно-организационном обществе.

Таким образом, политология - это система знаний о политике, политической власти, политических отношениях и процессах, об организации политической жизни общества. Политология возникла и развивается во взаимодействии со многими науками, исследующими отдельные стороны политики как общественного явления. Собственные подходы к изучению разных аспектов политики имеют история и география, право и социология, философия и экономика, психология и кибернетика и ряд других наук. Каждая из них имеет своим предметом исследование того или иного аспекта сферы политических отношений, начиная от методологических и кончая конкретно-прикладными вопросами. История изучает реальные общественно-политические процессы, различные точки зрения на эти процессы. Тем самым позволяет выяснять и объяснять причины текущих политических процессов. Философия создает общую картину мира, выясняет место человека и его деятельности в этом мире, дает общие понятия о принципах и условиях познания, разработки теоретических концепций вообще, политических в частности. Экономическая теория рассматривает экономические процессы как основу политической сферы, что дает возможность понять природу политических отношений. Право очерчивает общие рамки деятельности всех государственных структур, а также других организаций, граждан и их объединений, т.е. рамки формирования явлений центральных для политики. Социология дает политологии информацию о функционировании общества как системы, о взаимодействии разных социальных групп в аспекте политических отношений. Особенно ценными для политологии являются методологические разработки социологии относительно проведения эмпирических исследований (анкетирования, контент-анализа, экспертных опросов и т.п.). Тесно связана политология с психологией. Анализируя деятельность человека в политической сфере, политолог использует понятия, разработанные психологической наукой: «потребности», «интересы», «идеалы» и др. В своих исследованиях политология опирается также на данные политической географии [2] и политической антропологии [3], использует материалы политической глобалистики [4]. В последнее десятилетие появился целый ряд специальных политологических дисциплин: политическое моделирование, политическая имиджиология, политический маркетинг и др.Такие науки как кибернетика, логика, статистика, теория систем дают политологии форму, количественные измерения, конструкции подачи научных сообщений с точки зрения абстрактных толкований политических явлений и процессов.

Таким образом, В комплексе социальных наук политология выступает самостоятельной наукой, изучающей политику во всех ее проявлениях и взаимодействии с другими сферами общественной жизни.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 603; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.031 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь