Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Диалектика как учение о развитии. Принципы, категории и законы диалектики.



Диалекгику можно определить как учение о развитии бытия, познания и мышления, источником которого (развития) признается становление и разрешение противоречий в самой сущности развивающихся объектов.

Принципы диалектики

___С примерами диалектического мышления мы уже знакомы по изложению в историко-философском разделе учебника идей Гераклита, Сократа, Платона, Гегеля, Маркса и других мыслителей. Обобщенно совокупность разработанных ими принципов диалектики может быть представлена в следующем перечне:

• всеобщая взаимосвязь всех явлений;

• всеобщность движения и развития;

• источник развития — становление и разрешение противоречий;

• взаимосвязь количественных и качественных изменений как проявление механизма развития;

• развитие через отрицание;

• отрицание отрицания как проявление направленности процессов развития;

• противоречивое единство общего и единичного, сущности и явления, формы и содержания, необходимости и случайности, возможности и действительности и др.

Диалектика - метод философского познания и способ мышления, базирующийся на анализе всевозможных точек зрения на исследуемый предмет. Как правило, такой анализ различных точек зрения сводится к столкновению противоположных позиций, которые принято называть тезисом и антитезисом. «Три закона диалектики»

1. переход количественных изменений в качественные

В древности греческие философы обратили внимание на то, что незначительные, до поры незаметные изменения одного и того же предмета, накапливаясь, могут приводить к изменениям весьма заметным. К примеру, убавление числа песчинок в куче песка или волос на голове человека рано или поздно приводит к тому, что куча песка исчезает, а человек становится лысым. Причём граница перехода одного состояния в другое здесь размыта, неуловима, в других же случаях она прочерчивается резко. Гегель увидел в таких изменениях не просто любопытные случаи, а всеобщую закономерность, получившую название перехода количественных изменений в качественные. Каждый предмет обладает множеством свойств и потому имеет не одну, а множество характеристик. Свойства бывают существенные и несущественные. Однако есть также неотъемлемые свойства. В философии их называют атрибутами. Так, предметы немыслимы бел характеристик пространства, времени, движения. Для человеческой личности атрибутным свойством является, в частности, память.

Предметы – это не механический набор или простая сумма свойств, но их взаимосвязь, единство. Устойчивая совокупность свойств предмета выражается в философии понятием качество.

• Качество – такая определённость предмета, процесса, явления, которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных ему предметов.

• Количество – характеристика предметов, явлений, процессов по степени их развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах.

Закон перехода количественных изменений в качественные говорит о том, как, каким образом происходит процесс развития, каков механизм этого процесса. Единство количества и качества называется мерой. Мера – это своего рода граница, рамка, в которой предмет остаётся самим собой. Нарушение этой меры, этого определённого сочетания количественной и качественной сторон приводит к изменению самого предмета, к превращению его в другой предмет. Мера – диалектическое единство количества и качества или такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определённость предмета.

• Скачок - переход в количественных изменений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое (в результате повышения меры)

2. закон единства и борьба противоположностей. Он раскрывается через категории: противоположность, противоречие, тождество, различие. Противоположность – черты, стороны, признаки предмета, которые коренным образом отличаются друг от друга и вместе с тем не могут существовать друг без друга (день и ночь, добро и зло, верх и низ).

Противоречие – это импульс, толчок к изменению и развитию предмета. Различают следующие виды противоречий:

• антагонистические(противоречия, которые существуют между классами, группами, слоями, интересы которых различные, взаимоисключающие) и неантагонистические (противоречия, противоположные антагонистическим, характерные только для общества).

• Внутренние (противоречия между противоположными сторонами предмета (производство и потребление)) и внешние (противоречия между данным явлением и другими явлениями (между природой и обществом, живым организмом и внешней средой)).

• Основные (противоречия между ведущими (главными) сторонами предмета) и неосновные (противоречия между другими сторонами предмета).

Сущность закона: любой предмет обладает: противоположностями, которое в процессе взаимодействия приводят к противоречию. Противоречие даёт толчок к развитию предмета.

3. закон отрицания отрицания. Каждое явление, предмет, изменяясь, имеет определённый исходный пункт и результат. При этом результат данного процесса составляет исходный пункт дальнейшего процесса, которые также имеют определённый результат. Так происходит в обществе, природе и мышлении. Одни явления отмирают, уходят в прошлое, другие становятся на их место.

Отрицание – такая связь старого и нового в процессе развития, когда новое возникает на месте старого под влиянием свойственных ему внутренних противоречий, преодолевает его и при этом сохраняет в той или иной степени. Некоторые положительные черты, присущие старому.

Сущность закона: закон отрицания отрицания показывает связь старого и нового в процессе развития, которая состоит в том, что новое качество отбрасывает старое и вместе с тем включает в себя, в преобразованном виде, некоторые черты, стороны старого. Данный закон носит противоречивый характер, показывает направленность развития предмета или явления.

17. Взаимоотношение человека с природой

Природа - это прежде всего универсум, который охватывает все сущее, в том числе наши познания и практическую деятельность, всю Вселенную, и в этом смысле она близка к понятию материи, можно сказать, что природа - это материя, взятая во всем многообразии ее форм. В этом плане мы лишь частичка этого универсума, хотя и уникальная по своим возможностям.

История человеческого общества в определенном смысле являет собой картину его изменяющегося взаимодействия с природой.

В системе античного мышления природа понималась, как подвижное, изменяющееся целое, и в этом смысле человек не столько противопоставлялся природе, сколько воспринимался как одна из его частей. У античных философов, как мы знаем, понятием космоса по существу охватывалась вся доступная человеческому понятию природа. При этом космос противопоставлялся хаосу - он трактовался как нечто не только всеобъемлющее, но и организованное, закономерное и совершенное. Идеалом считалась жизнь в согласии с природой.

Совершенно другое понимание природы сложилось в средневековой христианской культуре. Здесь, окружающая человека природа рассматривалась как нечто сотворенное богом и более низкое, чем сам человек, поскольку только он в процессе творения был наделен Божьим началом - душой. Более того, природа нередко понималась как источник зла, который нужно преодолеть или подчинить, а жизнь человека при этом выступала как творение Божественного начала - души с греховным природным началом - телом. И это служило оправданием для негативного отношения к природе и даже обоснованием применяемого к ней насилия. Подобная система взглядов не могла стимулировать интерес к научному познанию природы.

В эпоху Возрождения отношение к природе меняется. Человек открывает для себя красоту и великолепие окружающей природы, начинает видеть в ней источник радости, наслаждения, в противовес мрачному аскетизму средневековья. Природа начинает пониматься как убежище, противостоящее развращенной и порочной человеческой цивилизации. Жан-Жак Руссо прямо утверждал, что переход человека от природного естественного начала к социальному является источником всех наших несчастий.

Зависимость человека от природы, от естественной среды обитания, существовала на всех этапах человеческой истории. Она, однако не оставалась постоянной, а изменялась диалектически противоречивым образом. Во взаимодействии с природой человек постепенно, в процессе труда и общения формировался как социальное существо. Этот процесс имеет своим исходным пунктом выделение человека из животного царства. В силу вступает и социальный отбор: выживали и оказывались перспективными те древнейшие общности людей, которые в своей жизнедеятельности подчинялись определенным социально-значимым требованиям сплоченности, взаимопомощи, заботе о судьбе потомства, что формировало зачатки нравственных норм. Социально значимое закреплялось и естественным отбором и передачей опыта. Образно говоря, человек в своем развитии постепенно становился на рельсы социальных законов, сходя с колеи биологических закономерностей. В преобразовании в человеческое общество большую роль играли социальные закономерности на фоне активного действия биологических. Это осуществлялось в процессе труда, навыки к которому постоянно совершенствовались, передаваясь от поколения к поколению, и образуя, тем самым, вещественно фиксированную “культурную” традицию. Процесс труда начинается с изготовления орудий, а их изготовление и употребление может происходить только в коллективе. Лишь коллектив придает жизненный смысл и могучую силу орудиям. Именно в коллективе предтрудовая деятельность наших предков могла превратиться в труд, являющийся выражением социальной деятельности и формированием зачатков производственных отношений.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 513; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь