Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Особенность первая: происхождение



 

Хорхе Марио Бергольо (Франциск I) родился 17 декабря 1936 г. в Буэнос‑ Айресе (Аргентина) в семье итальянских эмигрантов. После учебы в столичной семинарии Вилла Девото 11 марта 1958 г. он вступил в иезуитский монашеский орден, послушником изучал гуманитарные науки в Чили. Затем учился в колледже Св. Иосифа в Буэнос‑ Айресе, где получил лиценциат по философии и преподавал ее в католических колледжах столицы Аргентины. 13 декабря 1969 г. Бергольо был рукоположен в священники и назначен профессором теологического факультета в столичном колледже Сан‑ Мигель. С 1973 по 1979 гг. – провинциал Аргентины. С 1980 по 1986 гг. – ректор семинарии Св. Иосифа.

После защиты докторской диссертации в Германии Бергольо служил в Кордовской архиепископии (Аргентина). 20 мая 1992 г. он был назначен епископом, а через шесть лет – архиепископом Буэнос‑ Айреса. 21 февраля 2001 г. папа Иоанн Павел II возвел Бергольо в кардиналы. В качестве кардинала Бергольо являлся членом Конгрегации (монашеского объединения) по делам духовенства, Конгрегации богослужения и дисциплины таинств, Конгрегации институтов посвященной жизни и обществ апостольской жизни, Комиссии по Латинской Америке и Папского Совета по делам семьи.

Итак, в фигуре нового Папы соединились Европа, а точнее Италия (по происхождению), Германия (по существующим у нового Папы связям с выходцами из этой страны) и Латинская Америка. На первый взгляд, выбор латиноамериканца, но имеющего итальянские корни, свидетельствует о том, что в условиях резкого упадка значения католицизма в Европе, вес латиноамериканского католичества набирает силу. Сегодня 42 % исповедующих католицизм живут в Латинской Америке, и лишь четверть католиков проживает в Европе.

Однако не стоит забывать, что процесс вытеснения христианских ценностей происходит везде, в том числе и на латиноамериканском континенте. В этом плане знаменательно, что Аргентина, в которой провозглашена полная свобода вероисповедания, единственная страна Латинской Америки, где с июля 2010 г. узаконены однополые браки (в Мексике и Бразилии гомосексуализм легализован только в некоторых штатах). В целом же, по мнению хорошо знакомых с ситуацией священнослужителей, Ватикан не является сегодня авторитетом для католиков в Латинской Америке; ему мало доверяют, а среди современной латиноамериканской молодежи католическая церковь вообще не пользуется доверием. Так что иллюзий относительно того, что новый Папа способен «оздоровить» католичество, не должно быть.

Кстати, Франциск I свободно говорит на трех языках: это итальянский, испанский и немецкий. По всей видимости, в семье он говорил по‑ итальянски, а школу посещал немецкую. Как известно, после Второй мировой войны именно Аргентина приютила самое большое количество выходцев из нацистской Германии, которые, в частности, создали множество школ, где преподавание велось на немецком языке.

Однако пристального внимания заслуживает не только происхождение Бергольо. Очевидно, что новый Папа призван решать особые задачи, которые напрямую связаны с главной его особенностью.

 

Вторая особенность: Франциск I – первый папа‑ иезуит

 

Впервые главой Ватикана стал член Ордена иезуитов[23]– самой могущественной, активной и хорошо структурированной католической организации, играющей крайне важную роль в формировании и переформатировании сознания элитных групп, способных управлять процессами на региональном и глобальном уровнях. Миссия Ордена всегда заключалась не только в контроле над Св. Престолом и решениями Папы, но в проникновении, как в организации других религиозных конфессий, так и в правительственные структуры различных стран мира. При этом, как отмечает О.Н. Четверикова, главное отличие иезуитов от остальных орденских структур заключается в том, что они незаметно перестраивают католическое учение в соответствии с велениями времени и реализацией конечной цели – формирования единой мировой религии.

Свою деятельность Орден сконцентрировал изначально на трех направлениях, которые вот уже на протяжении нескольких столетий определяют его влияние в мире: обучение, миссионерская деятельность и исповедь. Иезуиты прославились и славятся до сих пор как учителя, миссионеры и духовники, выступая одновременно в качестве агентов Ватикана и спецслужб. Они выработали уникальный метод культурной адаптации и мимикрии, позволяющий проникать в организации любых религиозных конфессий и приспосабливаться к любым социально‑ политическим условиям.

Именно иезуиты разработали наиболее гибкие методы работы с православием. На этом поприще прославился французский иезуит М. д’Эрбиньи, глава Комиссии Pro Russia, созданной в 1925 г. при Конгрегации для Восточной церкви с целью подготовки кадров священнослужителей для Советской России. Особое значение, о чем еще в 1926 г. писал Н.А. Бердяев, придавалось криптокатолицизму – тайному католицизму. На патриарший престол в России планировалось возвести епископа, тайно перешедшего в католичество и давшего присягу Папе. Криптокатолицизм удобен тем, что не требует формального разрыва с православной церковью. Священник продолжает служить в православном храме, потихоньку насаждая среди прихожан симпатии к Св. Престолу и католическому учению.

Культурно‑ нравственная мимикрия послужила основой «знаменитой» иезуитской морали, позволяющей произвольно толковать основные религиозно‑ нравственные требования, подстраиваться под воззрения и нравы людей любого времени и места, оправдывать любой безнравственный поступок. Именно в системе «нравственного богословия» иезуитов, воспитавших целые поколения властных групп, можно найти истоки «двойной морали», «двойных стандартов», которые стали ключевыми принципами западной дипломатии. Кроме того, иезуитам разрешается вести светский образ жизни, не афишировать свою принадлежность к Ордену, пользоваться широкими привилегиями и нести ответственность только перед руководством Ордена. Так что они легко проникают в масонские и другие оккультные круги, а также в политические и государственные структуры.

Однако ведущей сферой деятельности иезуитов, которые по праву считаются интеллектуальной элитой Ватикана, было и остается образование. Сегодня иезуиты издают более 1100 журналов, возглавляют 195 университетов во всем мире. Понимание значения «мягкой силы» позволяет иезуитам выдвигать своих людей на ключевые посты в государственных структурах Европы и США. Так, иезуитские частные высшие учебные заведения закончили такие знаковые фигуры мировой политики, как бывшие руководители ЦРУ У. Кейси (Фордхэмский университет), Дж. Тенет (Джорджтаунский университет), Р. Гейтс (Джорджтаунский университет), Л.Э. Панетта (университет Св. Клары). Выпускником Фордхэмского университета является и новый директор ЦРУ Дж. О. Бреннан.

Однако вернемся к Франциску I. То, что, прежде всего, обращает на себя внимание в связи с избранием иезуита – это абсолютное послушание, которому должен следовать каждый член ордена. Основатель ордена Игнатий Лойола в своих «Духовных упражнениях» наставлял: «Подчиненный должен смотреть на старшего как на самого Христа, он должен повиноваться старшему, как труп, который можно переворачивать во всех направлениях, как палка, которая повинуется всякому движению, как шар из воска, который можно видоизменять и растягивать во всех направлениях ». Известно, что эта иезуитская методика достижения полного подчинения личности вызвала наибольший интерес у руководителей нацистской Германии. Именно по принципам Ордена иезуитов строил организацию СС Г. Гиммлер, о котором Гитлер неслучайно говорил: «Я вижу в нем нашего Игнатия Лойолу».

Кстати, свой первый звонок новый Папа сделал своему давнему другу и коллеге – главе Ордена иезуитов Адольфо Николасу. Причем, звонил он главе Ордена лично, минуя секретаря, а в прессе этот факт преподнесли как свидетельство скромности Франциска, который решил ввести в обиход простое, неформальное общение.

Этот случай высветил жесткую иерархию Ордена. Дело в том, что, с одной стороны, Генерал Ордена или «Черный папа» подчиняется непосредственно понтифику. С другой – став Папой, Бергольо остался членом Ордена и по уставу Ордена должен по‑ прежнему подчиняться своему Генералу. Возникла весьма двусмысленная ситуация. Очевидно, что самостоятельность нового Папы весьма относительна. В то же время в его лице произошло слияние власти Ордена и власти Церкви. Так что невольно возник вопрос: Кто будет править – «Черный папа» или Папа Римский?

 

«Бедный» Папа и теология освобождения

 

Не менее значимой в условиях обострения борьбы за власть, информацию и ресурсы оказывается третья особенность нового Папы – его исключительная скромность и подчеркнутая близость к простым людям.

Франциск I, действительно, идеально говорит о «бедной церкви». В ситуации разрастания мирового кризиса, когда бедные беднеют, а богатые богатеют, появление Папы, который отказывается от роскошного лимузина, как нельзя кстати. Однако уже в своей первой проповеди Франциск говорит о смирении, терпении и прощении. «Немного милосердия делает мир менее холодным и более справедливым. Мы должны понять милосердие Господа… Бог никогда не устает прощать. Это мы устаем просить прощения».

Как уже отмечалось, основой успешной деятельности иезуитов всегда была их приспособленческая мораль, приучающая верующих под видом исполнения нравственного закона, в сущности, нарушать его, возможно, даже не подозревая этого. Имеет смысл всерьез задуматься над словами О.Н. Четвериковой: «Новый стиль поведения понтифика, которым так восхищаются представители СМИ, с его показной скромностью, демократичностью и даже некоторым запанибратством следует воспринимать как составную часть иезуитской методики поведения, предполагающей максимальное погружение в окружающую культурную реальность». Поэтому главное – дьявол кроется в деталях – не в том, что говорит новый понтифик, а в той стратегической задаче, ради выполнения которой он и был назначен. А задача эта – обеспечить укрепление власти транснационального класса собственников. Для этого как раз и нужны иллюзии установления справедливой Церкви, иллюзии спасителя бедных. Поэтому установку Папы на создание «бедной церкви» стоит рассматривать как методику усыпления бдительности верующих, пока богатые будут присваивать национальные богатства католических стран – в первую очередь Латинской Америки.

С феноменом «бедного» Папы вязана четвертая особенность Франциска – его отношение к теологии освобождения (ТО). Бергольо еще в самом начале своей карьеры дистанцировался от теологии освобождения. Однако прямая перекличка с этой доктриной присутствует в его риторике, что привлекает многих латиноамериканских католиков.

Дело в том, что ТО базируется на принципах социальной справедливости, борьбы с бедностью как общественным грехом. Для лучшего понимания проблемы назову несколько основных принципов ТО, зафиксированных в Новом словаре о теологии, изданном в Иллинойсе в 1988 году:

> христианское спасение недостижимо без экономического, политического, социального и идеологического освобождения как значимого признака человеческого достоинства;

> необходимо уничтожение эксплуатации, произвола и несправедливости этого мира;

> необходимо гарантировать всем доступное образование и здравоохранение;

> бедность является общественным грехом;

> бедные всегда должны осознавать, что они вовлечены в процесс классовой борьбы;

> сначала необходимо обеспечить человеку достойные условия жизни, и лишь потом приобщать его к вере, если он того желает.

Итак, теологи данного направления полагают, что бедность является источником общественного греха. Именно поэтому активное развитие ТО в 1960‑ х гг. в Латинской Америке привело к новому прочтению Библии и признание Христа не только как Утешителя, но и как Освободителя угнетенных. Таким образом, теология освобождения часто понимается как форма христианского социализма. В Латинской Америке христианской миссии была присвоена особая роль защиты справедливости для бедных и угнетенных, особенно через политическую деятельность. Кстати, максимально распространение ТО получила именно среди иезуитов. В частности, как указывает СВ. Дерюгин, иезуиты учили: «Борьба за веру и борьба за справедливость неотделимы… Вера в бога будет мертвой, если в отношении к слабому, бедному и угнетенному выражать только сочувствие и опекать его. Истинная вера требует солидарности с ним».

Однако влияние ТО в католицизме пошатнулось после того, как Кормас МакКрори издал акт об ее официальном осуждении в 1980‑ х гг., а теологи освобождения стали преследоваться Иоанном Павлом II, а затем и Бенедиктом XVI. Последний, будучи главой Конгрегации доктрины веры несколько раз осудил это течение. Подробнее об этом можно прочитать в работе С.Н. Земляного «Теология освобождения. Марксистская ересь или метаморфоза католицизма? ».

Тем не менее, в пользу ТО высказывался целый ряд видных церковных деятелей, включая архиепископа Сальвадора Оскара Ромеро, разоблачавшего олигархическую диктатуру и убитого правыми боевиками в 1980 году. Мать Тереза во время своего визита на Кубу в 1986 г. следующим образом описала соотношение христианского и социалистического учений:

«Я считаю учение Христа глубоко революционным и абсолютно соответствующим делу социализма. Оно не противоречит даже марксизму‑ ленинизму».

Христиане Латинской Америки находят в теологии освобождения ответы на многие важные вопросы. В частности, «как сделать так, чтобы вера не отчуждала, а освобождала? ». Уго Чавес – один из проводников ТО, сформулировал это так: «Иисус Христос, несомненно, был исторической фигурой – он был повстанцем, одним из наших, антиимпериалистом. Он восстал против Римской империи… Христос был революционером. Он восстал против религиозных иерархий. Он восстал против экономической власти того времени. Он предпочел смерть для защиты своих гуманистических идеалов, и он жаждал перемен. Он был нашим Иисусом Христом».

Очевидно, что подобная революционная направленность не может быть воспринята и одобрена Ватиканом. Однако использование некоторых элементов ТО именно иезуитами с целью проникновения в революционные организации, с целью включения крестьянских масс Латинской Америки в орбиту влияния укладывается в их методику социальной и культурной мимикрии. Так, мировые СМИ часто цитируют изречения нового Папы, отличающиеся социальной направленностью, но с явным душком примиренчества и неизменности установленного порядка неолиберальной эпохи. Например, «несправедливое распределение благ остается неизменным, создавая ситуацию общественного греха, которая взывает к небесам и ограничивает возможности для полной жизни многим нашим братьям». Или, «давайте работать вместе и идти вместе по пути братства и любви. Давайте помолимся друг за друга, за весь мир, в котором есть великое братство». Папа, вроде бы, и осуждает неравенство, но в то же время констатирует его «неизменность», делая главный вывод – даже в несправедливом мире все равно есть «братство». Тем самым на подсознательном уровне у паствы формируется образ невинных богатых, нивелируются социальные противоречия, воспитывается политическая пассивность.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 499; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь