Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Физиологические причины обморока



 

Ощущение головокружения и обморочного состояния возникает по двум причинам:

1. Сжатие сонных синусов (пазух) в горле в результате сочетания практик уджайи пранаямы, кхечари мудры и джаландхара бандхи (в методе 2). Сонные синусы расположены в шее рядом с сонной артерией, которая обеспечивает мозг жизненно необходимой ему кровью, насыщенной кислородом. Эти синусы чувствительны к давлению и регулируют частоту сердечных сокращений и кровяное давление, согласовывая их с дыханием. Они, в частности, необходимы для поддержания кислородного баланса в организме.

При выполнении мурчха пранаямы эти синусы испытывают постоянное давление; это уменьшает приток крови к мозгу и непосредственно вызывает обморочное состояние.

2. Кумбхака еще больше уменьшает снабжение мозга кислородом. Это становится особенно заметно при длительной задержке дыхания. Мозгу недостает кислорода. Это ведет к обмороку.

Эти два влияния — сжатие сонных синусов и кумбхака дополняют друг друга и вызывают нечто вроде наркоза, в результате чего ум обретает точечное сосредоточение. Все умственные флуктуации затихают.

 

Благотворное действие

 

Мурчха пранаяма — очень мощная практика, особенно если ее делать с длительной задержкой дыхания. Она расслабляет ум и все тело. Она отключает осознание от внешнего мира (пратьяхара), так что все внешние звуки, ощущения, запахи и т.д. не достигают ума. Одновременно она делает ум свободным от мыслей. Это ведет к медитации и блаженству.

 

Тема 5

Медитация. Антар Мауна (Стадия 4)

 

Огромное множество болезней, в том числе рак, гипертония, астма и т.д., вызываются в первую очередь психологическими потрясениями, конфликтами и подавленными чувствами. Конечно, другие факторы тоже вносят свой вклад, но нам представляется, что основная причина связана с умом. Психологические конфликты отражаются в организме. Крайняя напряженность, неудовлетворенность, или фрустрация, со временем приводит к проявлению того или иного нарушения физических функций, то есть заболевания.

Регулярная практика антар мауны приводит к постепенному высвобождению скрытой напряженности и подавленных эмоций. Это, в свою очередь, ведет к большему расслаблению на праническом и физическом уровнях. То есть расслабление ума способствует устранению закупорок в пранических каналах тела... поток праны получает возможность беспрепятственно протекать через все части тела. Происходит постепенное устранение хронических мышечных напряжений. Внутренние органы, например органы пищеварения, не испытывая помех со стороны волнующегося ума, могут работать более эффективно. Эндокринная система начинает работать гладко, без постоянных перегрузок. Таким образом могут постепенно устраняться физические и пранические расстройства. Все тело обретает утерянное состояние совершенного здоровья и наполняется новыми жизненными силами. Включение практики антар мауны в повседневную жизнь может принести много пользы.

Если вы еще не практиковали три предыдущие стадии, мы рекомендуем вам начать выполнять стадию 1. Если вы уже регулярно занимались этими первыми тремя стадиями, то можете переходить к стадии 4[149].

 

Антар Мауна — Стадия 4

Осознание и удаление спонтанных мыслей

 

При выполнении стадии 1 осознание направлено на чувственные впечатления из внешнего мира. На второй стадии имеет место осознание спонтанного извержения мыслей. На третьей стадии вы по своей воле создаете мысли, а затем избавляетесь от них. На этой, четвертой стадии происходит следующее:

1. вы позволяете мыслям спонтанно возникать;

2. затем выбираете мысль, которая кажется вам особенно сильной;

3. некоторое время размышляете над этой мыслью;

4. затем по своей воле освобождаетесь от нее;

5. снова осознаете спонтанный поток мыслей;

6. и повторяете весь процесс.

 

Назначение

 

Цель этой стадии состоит в том, чтобы встречаться лицом к лицу с более глубокими, тонкими мыслями и видениями, скрытыми в подсознательном уме. На определенном этапе пути йоги эти тонкие мысли начинают спонтанно выходить на поверхность. Очень легко стать привязанным к ним, поскольку они открывают и показывают новые измерения вашего существа, о существовании которых вы, вероятно, даже не подозревали. Но вам следует стараться оставаться беспристрастным, так как они представляют собой отвлекающие факторы, препятствующие дальнейшему продвижению вперед. Они препятствуют более глубокому восприятию вашего собственного существа. Они могут быть предвидениями будущего или воспоминаниями событий очень далекого прошлого. Тем не менее они — не более чем тонкие отвлекающие факторы. Старайтесь противиться искушению придавать им значимость и видеть в них более глубокий смысл. Сравните это с ситуацией, когда человек собирается встретиться со своим другом. Ему нужно добраться до дома своего друга; вам нужно добраться до внутренней сердцевины вашего существа. Если человека отвлекает все, что встречается ему на пути, если он нюхает каждый цветок или беседует с каждым встречным, то ему понадобится очень много времени, чтобы достичь своей цели. То же происходит, если вы отвлекаетесь на психическую обстановку и привязываетесь к ней, — вам потребуется очень много времени, чтобы добраться до цели. Поэтому идите прямо к конечной цели и не тратьте время по пути. Просто будьте свидетелем всех этих тонких впечатлений. Противостояние этим впечатлениям ведет к постепенному очищению ума на более глубоких уровнях. Со временем, ум становится все более и более утонченным и ясным.

 

Подготовка

 

Прежде чем практиковать стадию 4, необходимо систематически расслаблять ум и тело. Без этой подготовки тонкие впечатления не будут возникать, и вы мало что получите от практики. Мы рекомендуем предварять четвертую стадию антар мауны другими техниками йоги. Предпочтительно использовать асаны и пранаяму; поэтому четвертую стадию антар мауны лучше всего практиковать в конце вашей программы ежедневных занятий. В качестве альтернативы можно в течение нескольких минут практиковать осознание дыхания джапы или уджайи[150]. Простой и эффективный метод достижения расслабления представляет собой кайя стхаирьям[151]. Выберите любой метод, который вам нравится, и практикуйте его несколько минут в качестве подготовки к стадии 4.

 

Техника выполнения

 

Сядьте в удобную позу.

Закройте глаза, держите голову и позвоночник вертикально, и расслабьте все тело.

В течение нескольких минут методично расслабляйте ум‑ тело, выполняя предварительную практику, например, кайя стхаирьям или осознание дыхания.

Затем начинайте стадию 4.

Позволяйте всем мыслям возникать спонтанно.

Не создавайте никаких мыслей, как вы делали на стадии 3.

Осознавайте непрерывный поток мыслей.

Старайтесь быть беспристрастным свидетелем.

Если вы достаточно расслаблены, то мысли будут возникать и изобильным потоком извергаться из подсознания.

Многие мысли будут выражаться в форме психических видений.

Это будет почти что мысленный понос.

Продолжайте осознавать процесс.

Внезапно среди всей этой неразберихи вы можете осознать одну мысль, которая в большей степени бросается в глаза, чем другие.

Немного подумайте над ней.

Старайтесь не отождествляться с ней; затем усилием воли отбросьте ее прочь.

Эта мысль представляет собой проекцию более глубоких областей подсознательного ума; она может быть приятной или неприятной... это не имеет значения.

У вас может возникнуть искушение раздумывать над ней в течение долгого времени; старайтесь противиться этому искушению; просто поразмышляйте над ней несколько секунд, а затем отбросьте ее.

Мысль должна приходить к вам спонтанно, но отбрасывать ее следует преднамеренно и по собственной воле.

Продолжайте осознавать спонтанное извержение мыслей.

Внезапно ваше внимание привлечет еще одна особенно заметная мысль.

Подумайте над ней несколько секунд.

Затем избавьтесь от нее.

Продолжайте действовать в том же духе в течение всего времени практики, попеременно осознавая спонтанное течение мыслей и размышляя над выбранной конкретной мыслью, выделяющейся из общего потока.

Старайтесь все время оставаться свидетелем. Это и есть четвертая стадия антар мауны.

 

Отсутствие потока мыслей

 

Возможно, вы не будете переживать этот наплыв спонтанных мыслей. Ваш ум может оставаться обращенным вовне. В этом случае следует снова начать практиковать стадию один. Это означает, что вы преждевременно начали выполнять стадию четыре. Потратьте еще несколько месяцев, поочередно осваивая стадии 1, 2, и 3.

Возможно также, что в процессе практики вы будете переживать временное прекращение мыслей. То есть на фоне спонтанного потока мыслей будет возникать состояние пустоты. В этом случае следует терпеливо ожидать возобновления внутреннего потока. Старайтесь продолжать осознавать: «Я практикую антар мауну» и пассивно наблюдайте чидакашу — пространство перед закрытыми глазами.

 

Продление каждой стадии

 

Мы не рекомендуем вам приступать к четвертой стадии, пока вы полностью не освоите предыдущие. При необходимости, следует потратить несколько месяцев на стадии 2 и 3. Если вы уделите каждой стадии всего несколько дней, то получите мало пользы. Практикуйте каждую стадию до тех пор, пока не будете готовы начать следующую. Признаки этой готовности вполне ясны, и мы уже описали их для каждой стадии[152]. Тщательно следите за этими признаками и используйте их в качестве указания на то, когда вам можно переходить к следующей стадии.

 

Готовность к стадии 5

 

Стадия 5 возникает автоматически, когда мысленный процесс почти или полностью прекращается. Стадия 5 начинается, когда имеет место состояние безмыслия[153].

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 384; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь