Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 4. Логотерапия: Виктор Франкл



Виктор Франкл (1905-1997) — австрийский психиатр, психолог и невролог. С 1942 по 1945 год Франкл находился в германских концентрационных лагерях, в том числе в Освенциме и Дахау. Его отец, мать, брат и жена погибли в лагерях. Франкл является основателем третьей Венской школы психотерапии (логотерапии), после первой психоаналитической школы Фрейда и второй школы индивидуальной психологии Адлера (Глэддинг С., 2003). Логотерапия сосредоточивается на стремлении к смыслу, в то время как психоана­лиз сосредоточивается на стремлении к удовольствию, а индивидуальная психология — на стремлении к власти.

Слово logos имеет двойное значение «смысла» и «духовности». Логотерапия, таким образом, имеет дело с экзистенциальной и духовной природой человека. Согласно Франклу (1990), стремление к смыслу является центральным мотивом человеческого существования. Смысл жизни уникален для каждого человека и изменяется с течением времени. Пациенты часто утверждают, что смыслом жизни является удовольствие. Если бы удовольствие было главным источником смысла, вряд ли стоило бы жить, поскольку неприятных ощущений в жизни гораздо больше, чем приятных. Те же, кто слишком занят поиском удовольствия или счастья, не могут их найти, потому что слишком концентрируются на их поиске. Франкл выделяет три основных способа, с помощью которых люди могут находить смысл в жизни:

1) что-то давать жизни (ценности творчества);

2) что-то брать от жизни (ценности пережива­ния);

3) занимать определенную позицию по отношению к судьбе, которую нельзя из­менить, например, при неоперабельном раке (ценности отношения).

Кроме того, пере­живания, имевшие место в прошлом, и религия — это еще две области, в которых люди могут обнаружить смысл.

 

Смысл в работе. Работа — главная область, в которой люди могут выходить за пределы самих себя. Работа, которой человек занимается, не имеет большого значения, имеет значение способ выполнения этой работы. Необходимо разъяснить это невротическим личностям, которые предъявляют жалобы на то, что другой род занятий позволил бы им лучше реализовать себя. Франкл считает, что при выполнении любой работы существуют такие возможности, хотя он признает, что некоторые виды работ в основном рутинны. В таких случаях смысл творче­ства следует искать в делах, которыми можно заняться на досуге.

Экзистенциальная важность работы проявляется в том, что Франкл называет «неврозом безработицы». Наиболее выраженным симптомом у безработного является апатия, чувство бесполезности и пустоты. У невротических личностей безработица становится оправданием всех неудач и снимает с них всякую ответственность перед другими и перед собой, а также перед жизнью. Вместе с тем безработица скорее может быть результатом невроза, чем невроз — результатом безработицы. Безработица не является ударом судьбы, с которым следует смириться. Некоторые люди реагируют на экзистенциальный вызов безработицы, оставаясь активными и увлеченными, таким образом им удается избежать невроза, связанного с безработицей. Существует альтернатива физическому отступлению под напором социальной судьбы. Вполне можно заняться различными другими видами деятельности, с пользой проводить время, занять жизнеутверждающую позицию. Работа — не единственный способ придать жизни смысл. Человек способен решать, каким будет его отношение к потере работы, позитивным с элементами надежды или же апатичным. Логотерапия показывает безработному способ обрести внутреннюю свободу, несмотря на неблагоприятную ситуацию, и учит осознанию ответственности, благодаря которой он сохраняет возможность сделать свою трудную жизнь содержательной.

Занятость может иметь как положительное, так и отрицательное значение. Некоторые люди пытаются избежать столкновения с пустотой своего существования, ища убежища в работе или в профессии.

 

Смысл в страдании. По мнению Франкла (1990) люди могут выбирать, как им отвечать на страдание. Например, смертельно больные люди могут видеть в жизни смысл до последнего момен­та, если они принимают брошенный им судьбой вызов и страдают мужественно. Франкл цитирует Гете: «Не существует такого затруднительного положения, которое мы не мог­ли бы облагородить либо деянием, либо терпением».

Некоторые люди могут возвыситься до вызова страданию и способны духовно обогащаться и укреп­ляться благодаря ему. Однако людям нужно быть осторожными и не принимать судьбу с излишней с готовностью. Обращаться к ценностям отношения следует только тогда, когда у них появляет­ся твердая уверенность в том, что они не в силах изменить свою судьбу.

Смысл любви. «Любовь — лишь один из возможных способов наполнить жизнь смыслом, причем далеко не лучший способ. Наше существование было бы весьма печальным, а жизнь бедной, если бы их смысл зависел от того, испытываем ли мы счастье в любви...» (Франкл В., 1990). В тоже время отсутствие любви может объясняться скорее невротической неудачей, чем судьбой. Внешняя физическая привлекательность сравнительно не важна, а ее отсутствие не является достаточной причиной для отказа от любви. Отказ от любви связан обычно с завышенной или с заниженной оценкой любви. Невротические личности могут опасаться напряжения, связанного с несчастной, неразделенной любовью, поэтому склонны избегать возможностей для любви.

 

Сверхсмысл. Люди неспособны понимать предельный смысл человеческого страдания. Однако это не значит, что страдание не имеет такого предельного смысла. Франкл не согласен с положениями светской экзи­стенциальной философии, согласно которым одна из главных задач человека — терпеть бессмысленность жизни. Франкл считает, что люди должны мириться со своей неспо­собностью охватить умом и увидеть с рациональной точки зрения предельный смысл жизни. Бесконечный Бог скорее молчалив, чем мертв.

Одной из тенденций современной жизни является не уход от религии, а ослабле­ние акцента, который делается на различиях между различными вероисповеданиями. Франкл не выступает в защиту универсальной религии. Вместо этого он видит смысл в создании глубоко персонифицированной религии, которая позволила бы людям обращаться к верховному существу на их собственном индивидуальном язы­ке, используя свои слова.

Экзистенциальный вакуум и экзистенциальный невроз. Франкл различает две стадии бессмысленности — экзистенциальный вакуум и экзистенциальный невроз.

Экзистенциальный вакуум, или экзистенциальная фрустрация, — феномен, характеризующийся субъективными переживаниями скуки, апатии, пустоты, цинизма.

Именно экзистенциальный вакуум (ощущение пустоты и бес­смысленности жизни) не позволяет индивиду достойно выстоять перед жизненными трудностями. Фрустрация воли к смыслу — это «экзистенциальная фрустрация». Такая фрустрация иногда заместительно компенсируется жаждой власти или удовольствия.

Экзистенциальная фрустрация не всегда является патологическим феноменом. Франкл не считает, что поиск смысла существования, или даже сомнение в его наличии обязательно обусловлено каким-либо заболеванием или приводит к нему. Часто он успокаивает «не-пациентов», говоря, что их экзистенциальное отчаяние — скорее дос­тижение, чем признак невроза. Это признак интеллектуальной глубины, а не поверх­ностности.

Экзистенциальный, илиноогенный невроз, развивается при присоединении к экзистенциальной фрустрации невротической симптоматики. Хотя экзистенциальные конфликты могут развиваться и без невроза, каждый невроз имеет экзистенциальный аспект. Неврозы, по мнению Франкла, коренятся в четырех различных слоях (или «измерениях») человеческого бытия — физическом, психологическом, социальном и экзистенциальном, или духовном. Разные типы неврозов различаются с точки зрения относительной важности каждого из этих четырех измерений. Цель диагностики — выявить среди них первичный. Ноогенные неврозы составляют лишь около 20% случаев неврозов.

Терапия затрагивает человека в целом и может включать физическое (или медицинское) вмешательство, психотерапию и логотерапию, параллельно или последовательно. Логотерапия ставит целью не занять место существующей психотерапии, а лишь дополнить ее духовным измерением. Она фокусируется на смыслах и ценностях.

Термин ноэтический относится к духовному измерению. Ноогенные неврозы возникают из-за экзистенциальных проблем, среди которых фрустрация воли к смыслу играет значительную роль. Психозы также включают экзистенциальные аспекты, которые заключаются в свободе определять собственное отношение к болезни. Следовательно, даже психоз представляет собой проверку человеческих качеств пациента.

Логотерапевты внимательно относятся как к явным признакам экзистенциального ва­куума (например, к словам клиента: «Моей жизни не хватает смысла»), так и к скры­тым симптомам, таким как апатия и скука, которые указывают на то, что клиенты ощу­щают внутреннюю пустоту. Ликвидация признаков экзистенциальной фрустрации, таких как апатия и скука, является «побочным продуктом» поиска и обнаружения смысла. Когда кли­енты начинают видеть больше смысла в своей жизни, выраженность имеющих­ся у них симптомов (депрессии, наркомании, агрессии) обычно уменьшается.

Массовая невротическая триада. Франкл говорит о невротизации человечества, обусловленной наличием экзистенци­ального вакуума. Глобальное воздействие экзистенциального вакуума не ограничива­ется индуцированием чувства бессмысленности и ноогенных неврозов. Франкл исполь­зует термин «массовая невротическая триада» при описании трех основных эффектов: депрессии, наркомании и агрессии.

Относительно депрессии су­ществуют объективные свидетельства того, что уровень самоубийств растет, особенно среди молодых. Франкл видит причину этого в распространяющейся экзистенциаль­ной фрустрации.

Что касается наркомании, то люди, имеющие низкие жизненные цели, с большей степенью вероятности будут пробовать найти смысл в наркотиках, чем те люди, которые имеют четко определенные высокие цели в жизни. Наркоманы часто утверждают, что они обратились к наркотикам, желая найти смысл в жизни. Многие алкоголики также страдают от ощущения бессмысленности.

Что касается агрессии, Франкл уверен, что люди с наи­большей вероятностью становятся агрессивными тогда, когда их захватывают чувства пустоты и бессмысленности.

Логотерапевтические методы. Значение логотерапии заключается в том, что она помогает клиентам найти смысл в жизни. Логотерапевтические консультанты стремятся «столкнуть» клиентов с их жизненными задачами и переориентировать кли­ентов на решение этих задач.

Логотерапия придает важное значение отношениям между пациентом и психотерапевтом. Эти отношения есть важнейший аспект психотерапевтического процесса, гораздо более важный фактор, чем любой метод или техника. Отношения требуют равновесия между двумя крайностями, человеческой близостью и научной отстраненностью. Это значит, что психотерапевт не должен руководствоваться исключительно симпатией или желанием помочь пациенту, но также и не должен подавлять человеческий интерес к нему, сводя отношения к техническим приемам.

В техническом отношении логотерапия близка к когнитивно-бихевиоральной терапии. Методы парадоксальной интенции, дерефлексии, изменения установок и позитивного переформулирования (их называют методами сократического диалога) характерны для обоих направлений.

Один из основных методов экзистенционального анализа — работа с биографией — противопоказан при высоких эмоциональных нагрузках, так как может привести к состоянию перенапряжения и повысить суицидальный риск у клиента.

При невротических состояниях основными методами логотерапии являются парадоксальная интенция и дерефлексия.

Парадоксальная интенция. Использование парадоксальной интенции рекомендуется для краткосрочного лечения клиентов с обсессивно-компульсивными и фобическими психическими расстройства­ми.

Суть парадоксальной интенции заключается в том, что клиентам предлагают наме­ренно сделать именно то, чего они боятся. Кроме того, парадоксальная интенция задействует чувство юмора клиентов и поддерживается им; благодаря чувству юмора у клиентов усиливается ощущение от­страненности от неврозов, так как они начинают смеяться над ними.

Парадоксальная интенция категорически противопоказанапри психотической депрессии.

 

Дерефлексия. Цель применения парадоксальной интенции — помогать клиен­там высмеивать имеющиеся у них симптомы невроза, а цель применения дерефлексии — помогать клиентам игнорировать эти симптомы.Дерефлексия особенно полезна в случаях мужской импотенции и неспособности достичь оргазма у женщин. Дерефлексия отвлекает внимание от выполняемого действия и собственной персоны, переключая его на партнера.

При наличии психозов типа эндогенной депрессии и шизофрении логотерапию можно применять в сочетании с лекарственной терапией. Сама по себе логотерапия имеет дело со здоро­вой частью личности, помогая клиен­там увидеть смысл в страдании.

 

Оценка. Было бы несправедливым судить о логотерапии на основе техник парадоксальной интенции и дерефлексии. Это специфические техники для вполне конкретных симптомов или невротических состояний. Они едва ли применимы в случае более тяжелых нарушений, с которыми имеет дело экзистенциальная психотерапия, в частности при экзистенциальной фрустрации и утрате смысла жизни.Логотерапия призвана заниматься этими философскими или духовными проблемами.

Высказывается мнение о том, что логотерапия — это скорее вера, философия жизни, светская религия, чем наука или школа психотерапии в обычном смысле слова.

Терапия Франкла представляет собой «смыслотерапию», а бессмысленность и поиск смысла всегда будут для человека проблемами; даже по одной этой причине следует ожидать, что логотерапия сохранит свое значение как самостоятельная форма лечения в сфере психотерапии.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 1209; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь