Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 6. Экзистенциальный анализ: Альфрид Лэнгле



Альфрид Лэнгле - австрийский психотерапевт, клинический психолог, профессор медицины и философии. Он считает, что в настоящее время люди стали меньше по­нимать, для чего им в принципе проживать свою жизнь. Человек больше не нацелен на выход за рамки собственного бытия через служение Богу. Напротив, он безжалостно предоставлен самому себе и вынужден искать новые ориентиры. Снижение роли религии во многих странах ведет к утрате представлений о смысле бытия. Сегодня перед нами открываются новые возможности, о кото­рых не могли мечтать наши прародители. Жизнь предлагает множество разных видов дея­тельности и способов получения удовольст­вия. Но полагать, что потребление способно заменить смысл - большая ошибка. Скорее это попытка удовлетворить голод в отноше­нии смысла эрзацами полноценной пищи. Современные люди проживают свою жизнь менее интенсивно, чем раньше, когда люди сталкивались с большим числом угроз. Например, неурожай непременно означал голод, стихия могла навсегда оставить без крыши над головой, от простуды можно было умереть. Сегодня большинства подобных опасностей просто не существует. Мы не испытываем настоящего голода, редко переживаем чувство подлинной опасно­сти. Мы все менее интенсивно ощущаем, какое счастье - просто жить, все слабее понимаем истинную ценность жизни как таковой. И нам труднее различить ее смысл.

Экзистенциально-аналитическая концепция деп­рессии. Лэнгле (2010) связывает депрессию с тем, что цен­ность, которую представляет жизнь, не может быть обнаружена и прожита человеком. Дефицит включенности в переживание приводит к бедности отношений с миром, с собой, и в конечном итоге — к физическому истощению, «синдрому эмоционального выгорания» и депрессии.

Если человеку не знакомы доброжелательные, любящие отношения с окружающими людьми или ему пришлось расти с чувством собствен­ной нежеланности, то жизнь ощущается им пустой и холодной. Когда мы соотносимся с другими, мы схватываем жизнь. Решимость в установке к жизни делает нас по-настоящему способными к отношени­ям. В этом случае страдание, проблемы, трения могут быть стоически выдержаны, так как значимость жизни не подвергается сомнению. Благодаря этому мы доступны и открыты. Поэтому в любых хороших отношениях всегда присутствует жизнеутверждающая позиция. То, что называется «нравится жить», пронизывает собой все отношения. Сердечность излуча­ет свет, являясь для других приглашением к взаимо­действию и к жизни. Если у нас нет времени для себя, если мы не можем его для себя выделить таким образом, чтобы устроиться с самими собой и с другими приятно, уютно, сохранив внутреннюю динамику, то мы пре­кращаем чувствовать себя и других. Мы утрачиваем ощущение жизни, отношения с жизнью становятся напряженными. Терапия и консультирование заключаются в том, что­бы навести в них порядок, вновь придать им витальность, почувствовать их боль и их силу — и через печаль и опыт радости помочь клиен­ту войти в ощутимый контакт с жизнью. Работа над переживанием ценности жизни, должна быть посто­янной, принимая форму ежедневных упражнений. Делать для себя ежедневно что-то хорошее — это достижение, добиться которого бывает слож­нее, чем весь день трудиться на благо семьи.

Если естественная любовь к жизни не подхватывается самим человеком, и если извне на нее нет ответа, то может возникнуть чувство, что наши ощущения от жизни, ее красоты, ее радости и удовольствий не являются истинными. Человек словно бы «мертв», слов­но бы у него нет отношений. Он ищет жизнь, ищет ее повсюду. Ему приходится отправляться в опасные пу­тешествия, заниматься экстремальными видами спорта, вступать в поиске чувств в различные связи, женить­ся и заводить детей. Однако если жизнь, несмотря на все прилагаемые усилия, так и не обнаруживается, то по-прежнему вопреки кажущейся внешней активнос­ти внутри ощущается отсутствие жизни, и, в конце концов, человек отказывается от борьбы и его насти­гает депрессия.

Лэнгле (2010) выделяет три разновидности снижения ценности жизни:

1. Депрессия как защитная реакция на дефицит­ную жизнь.

2. Депрессия как психогенное развитие блокады чувств.

3. Депрессия как эндогенный дефицит витальности.

 

Депрессии как защитная реакция на непреодоленный дефицит отношений и ценностей («дефицитная жизнь»).Депрессия может возникнуть как реак­ция на дефицит ценностей. Непереработанные утра­ты или длительное состояние дефицита ценностей способствуют возникновению у человека чувства, что он в жизни был обойден. Депрессия развивается как болезнь, связанная с дефицитом, в том случае, если, например, детство человека характеризовалось постоянным отсутствием обращения к нему со сторо­ны родителей и значимых лиц, если не осуществились мечты и не были достигнуты жизненные цели (касаю­щиеся, например, любви, здоровья, минимального жизненного стандарта). Состояния дефицита могут также возникать в связи с утратой жизненных ценностей, которые невозможно возместить: ранняя смерть близких, разлука со значи­мыми людьми. Сюда же относятся случаи отсутствия у ребенка постоянного значимого лица (дети, вырос­шие в интернате). К таким же последствиям приводят и болезни, вызывающие инвалидность (например, паралич после инсульта). Пациент чувствует, что жизнь могла бы быть хорошей, но она недоброжелательна к нему. Ему неведом путь, который мог бы привести к согревающим, насыщающим ценностям жизни. Типичные реакции, которые могут про­явиться и в фазах терапии, - зависть к другим лю­дям, которые не были в такой степени обделены жизнью, либо гнев по отношению к жизни или к Богу.

Депрессия как психогенное развитие блокады чувств. Субъективно переживаемый дефицит ценнос­тей может возникать и тогда, когда человек окружен всевозможными ценностями, но заблокирован в их восприятии. Так бывает, когда в связи с пережитыми обидами человек воздвиг душевный защитный пан­цирь во избежание последующих обид. Общим моментом в этой группе депрессий остает­ся ранящий характер исходной ситуации. Сюда отно­сятся такие травмы, как изнасилование или другое применение силы в отношении человека, любые формы проявления отвержения. В этом же ряду - лишение ребенка телесного контакта и нежности, отвержение и пренебрежение со стороны братьев и сестер. Преобладаю­щее жизненное чувство, возникшее на основании горького опыта, можно выразить в формуле: «жизнь нехорошая, потому что люди нехорошие». Бесчув­ственность, возникшая в результате многочисленных, приносящих разочарование обид, приводит к ощуще­нию, что ты не принадлежишь к жизни.

Депрессия как эндогенный дефицит витальнос­ти. Еще одна причина дефицита ценностей может находиться в самом субъекте. Имеется в виду недостаток внутренней силы, необходимой для того, чтобы подойти к ценностям и радоваться им. В связи с внутренним характером этой причины обусловленную ею депрессию можно назвать эндогенной (при этом не имеется в виду исключительно генетическая предрасположенность - утрата сил вполне может возникнуть под влиянием хронического психического стресса). Общей особенностью для этой группы депрессий является слабость, которую постоянно ощущает человек, будучи не в состоянии принимать участие в жизни. Его жизнь - экономия энергии, жизнь в сокращенном виде, что, как известно, всегда сопутствует депрессивным личностным расстройствам. Эти формы жизни предпочитают уединение и тишину. Сюда же следует отнести классическую «эндогенную депрессию». Причиной жизненного дефицита человек считает себя самого, чувствуя себя неудачником. Чувство вины - его постоянный спутник.

Общий завершающий этап депрессий. Все три группы депрессий, связанные с переживанием, при­ходят к общему конечному этапу. «Дефицитная жизнь» ощущается слишком убогой по сравнению с тем, какой могла бы быть. С этой жизнью действительно не хочется вступать в отношения, она недостаточно ценна. Или же человек чувствует себя слишком слабым для того, чтобы установить «отношения с жизнью», - сделать внут­ренний шаг и обрести возможность сказать: «Да, я хочу жить, мне нравится пускаться в эту жизнь с ее встречами и отношениями, радостью и горем, мне нравится все это чувствовать, нравится, когда она пульсирует во мне, нравится дать ей меня затронуть, расти с ней, созреть и умереть! »

Либо мир слишком беден в плане предложения ценностей, либо человек слишком обижен или слиш­ком слаб. Депрессия возникает, когда у человека так мало внутренних средств, что он больше не хочет вступать в отноше­ния с жизнью.

Нарушения фундамен­тальной ценности всегда отрицательно влияют на чувство витальности. Если не развиваются поддающи­еся клинической диагностике депрессии, то, вероят­но, неудержимо накапливаются «тени жизни», из-за которых она становится все труднее и которые при­водят человека к мысли, что другому трудно его полюбить. В любви они всегда должны себя «обезопасить», ибо сами не могут по-настоящему любить. Истинная способность любить связана с хорошим чувствовани­ем фундаментальной ценности. Лишь ясное «Да-жизни» делает нас способными к отношениям.

В своей основе депрессия - это неудача, которую потерпел человек в постижении ценности жизни. Поэтому терапия депрессии в своей глубине связана с работой над фундаментальной ценностью. При этом полезно обращать внимание на контрпере­нос: «Нравится ли мне этот пациент? Могу ли я почувствовать ценность его жизни? » Ни одна терапия депрессии не может быть завершена, если не постиг­нута фундаментальная ценность и не построены фундаментальные отношения, поскольку утрата экзистенциальности в этой сфере болезненно ощущается в депрессии.

Для тех, кого депрессия затронула, она, прежде всего - страдание, требующее лечения. И все же Лэнгле (2010) задается вопросом: «Есть ли в депрессии хоть какой-нибудь смысл? »

Нарушение фундаментальных отношений с жизнью имеет глубочайшее экзистенциальное значение, ибо с ним связана опасность для Бытия-здесь, - опасность, которая заключается в том, что останется не найден­ной ценность жизни, если человек будет и дальше держаться своего способа жить. Таким образом, депрессия есть предупреждение об опасности! Жизнь вне ощущения ее ценности стала бы еще большей ут­ратой, если бы человек прожил ее, так и не почув­ствовав никакого дефицита.

С экзистенциальной точки зрения депрессия пред­ставляет собой определенную ценность, смысл кото­рой заключается в том, чтобы не дать нам жить дальше так, как мы жили до сих пор, удержать от желания вести тот же образ жизни при тех же обстоятельствах. Депрессию можно понимать как призыв сделать все, чтобы, невзирая на тяжесть страдания, изменить обстоятельства, включая внутренние установки и позиции. Необходимо вступить в отноше­ния с другими людьми и с помощью других людей над этим работать, поскольку вряд ли возможно спра­виться со столь сложной задачей в одиночку. В конечном итоге, речь идет о способности прожить со всей полнотой любовь к жизни, чтобы не умереть, не будучи затронутым ценностью этого состояния.

 

Терапия депрессии. Экзистенциальный анализ депрессии помогает пациентам почувствовать себя понятыми в своем страдании, что способствует развитию доверительных отношений и включенности в работу. Психотера­пия выраженных и длительных депрессий является нелегким испытанием, требующим зрелости от тера­певта и терпения от пациента. Придается большое значение образовательной работе, направленной на развитие и формирование личности экзистенциального аналитика. Серьезная многолетняя подготовка, основанная на самопознании, делает возможным сочета­ние феноменологической позиции с формированием доверия и эмпатии в отношениях с депрессивными пациентами.

Этапы и задачи терапевтической работы:

1. В экзистенциальном анализе при лечении деп­рессии терапевтическим отношениям уделяется особое внимание. Они должны быть проникнуты теплым, понимающим и принимающим чувством. Активное обращение к пациенту и его беде, эмпатическое вчувствование важны потому, что общение с тера­певтом представляет собой новое соприкосновение с жизнью, благодаря которому пациент может согреть­ся и застывшие нормативные структуры смогут «оттаять». Рядом с терапевтом пациент обретает возможность возобновить отношения с жизнью. Терапевт становится словно бы представителем самой жизни, при этом он в большей степе­ни идет навстречу пациенту, чем на это способна реальная жизнь в ситуации депрессивного отступ­ления.

2. Обращение к настоящему и разделение задач. Депрессивный пациент в большой степени живет прошлым. У него мало актуальных отношений, позво­ляющих установить близость с жизнью, все его отно­шения преимущественно дистантные. Судить о том, что такое жизнь, он может, лишь наблюдая других, а не на основе собственного опыта. Такая дистанция по отношению к жизни нарушает ее формирование. Особенно важно выяснить, относится ли пациент эмо­ционально к тому, что делает. Поддержка намерений пациента сохранить способность к выполнению хотя бы небольших задач дает ему возможность завязать отношения с жизнью.

3. Работа над когнитивными структурами. Этот шаг не является специфи­ческим для экзистенциального анализа. Речь идет о раскрытии и осознании «замкнутых кругов мышления» — гене­рализаций, обобщений типа «всегда», «никогда», «все» и т.д., приводящих к истощению.

4. Мобилизация персональных ресурсов и упраж­нение в определении своей позиции. Здесь использу­ются специфические экзистенциально-аналитические методы, в особенности работа с центральной персо­нальной способностью - находить и занимать соб­ственную позицию.

 

Депрессивный человек, который при выполнении какой-либо деятельности не может больше радоваться, будет воспринимать и этот факт как собственную неудачу. В резуль­тате может происходить постепенное нараста­ние, эскалация негативного: человек начнет грустить по поводу того, что не может больше радоваться, не способен найти для себя радость ни в чем. В терапии следует учитывать возмож­ность такого нагнетания негатива. Можно облегчить состояние пациента, если обратить его внимание на то, что в период депрессии ожидание, что чувство радости оживет, едва для этого появят­ся условия, вряд ли оправдано. Он должен в большей мере концентрироваться на когнитив­ных знаниях, на ощущении, что правильно, а что — нет, но не на дефицитарном чувстве. Таким образом, пациент освобождает себя от ожиданий пози­тивных эмоций и вместе с тем от разрушитель­ного чувства, что он должен радоваться, но не может.

 

Переработка чувства, что ты потерпел неудачу.Следует обнаружить неспособность что-либо сделать и, начав отсюда, пройти по депрессивным ощущени­ям вплоть до позитивного ядра, благодаря чему негативное превращается в позитивное: «Имеется ли сильная сторона в том, что я считаю слабостью? ».

Лэнгле (2010) описывает случай пациентки, пришедшей на прием с депрессивным расстройством. Она приняла приглашение своих подруг посидеть за чашкой кофе, дошла до дома одной из них, где они решили встретиться, уже собиралась нажать на кнопку звонка, но в после­дний момент вдруг передумала и вернулась домой. Там она закрылась от всех и предалась депрессив­ным переживаниям и мыслям. Она ощущала себя ни к чему не способной неудачницей. «Неспособность сделать что-то» мы прорабаты­вали, используя феноменологический подход: что двигало ею, когда она решила принять приглашение и пойти к подруге? По какой причине она не нажала на кнопку звонка? Почему не позвонила подругам, возвратившись домой? Мы стремились обнаружить скрытую ценность ее действий. В результате поиска выяснилось, что в тот момент, когда она должна была нажать на кнопку звонка, ею завладело чув­ство, что она не может встретиться с подругами, потому что находится в состоянии депрессии. Она подумала, что лишит их радости, если придет с таким настроением. Теперь ей стало понятно, что повернулась и ушла она из благих побуждений - хотела защитить подруг. Иными словами, она верну­лась домой из-за любви к близким людям. Благодаря пониманию собственных намерений исчезло чувство неспособности, неудачливости. Пациентка ушла с сеанса с чувством облегчения.

Упражнение в прини­мающей установке по отношению к ценностям. Девиз: «Ежедневно делать что-то хорошее для себя! » Отвергающая, обесценивающая позиция по отноше­нию к себе и связанная с этим утрата отношений с собственной жизнью должны быть пересмотрены и переработаны. Благодаря ежедневному упражнению, конкретным решительным действиям приобретается новый жизнеутверждающий опыт.

Терапия суицидальности. Рассмотрим кратко позитивную внутреннюю установку по отношению к жизни как самую сильную защиту от суицида. Она может проистекать из глубо­кого убеждения в ценности жизни и рационального знания о том, что дело всего лишь во временном недостатке производства нейротрансмиттеров в мозге или в психическом состоянии, которое соот­ветствует утрате экзистенциальной ценности и еще персонально не проработано и т.д. Знание причин депрессивного состояния важно для того, чтобы сохранить убеждение, что жизнь по-прежнему имеет ценность. Убеждение - это установка, общее реше­ние в отношении фундаментальной ценности жизни. Обычно подобное убеждение сопровождается воспо­минаниями о прежней жизни, о том времени, когда она имела позитивную ценность, - это означает, что у жизни есть и другие стороны, которые в данный момент невозможно увидеть.

Наконец, скрытой формой позитивной внутренней установки является отказ от суицида из-за недостатка мужества. В этом чувстве «трусости», как пациенты называют свою установку в типичной самообесцениваюшей и аутоагрессивной манере, феноменологи­чески обнаруживается неуверенность, сомнения, скрытая надежда, непризнанный импульс в отноше­нии того, что в конце концов жизнь могла бы быть чем-то хорошим - или же что она по своей природе неприкосновенна. Терапевтам важно увидеть и учесть то, что скрывается за такими словами.

В терапии суицидальности следует:

а) проработать с пациентом понима­ние ситуации;

б) взять с пациента обещание, что он не совершит суицид;

в) если пациент откажется от такого обещания, то следует в обязательном порядке обеспечить постоянное присутствие рядом с пациентом других людей.

Терапевт приглашает пациента поговорить о его желании совершить суицид, о его намерениях или планах. Поскольку здесь речь может идти о скрывае­мых намерениях, необходима эмпатическая форму­лировка, которая поможет пациенту либо услышать и принять вопрос, либо обойти скрываемое им намере­ние. Например: «Я хорошо понимаю положение, в котором вы сейчас находитесь. Вы несете огромный груз... И я допускаю, что в такой ситуации может ис­чезнуть желание жить, вплоть до того, что появляется мысль... вообще покончить с жизнью... Не возникает ли у вас такого чувства? » Таким образом, пациент может почувствовать себя понятым.

Если пациент не испытывает подобных импульсов и чувств, то этот запрос в любом случае не причинит вреда. Человек, не имеющий суици­дальных намерений, даже если он находится в состо­янии депрессии, может воспринять этот вопрос скорее как вызов занимаемой им позитивной пози­ции в отношении жизненной ситуации и ответит что-нибудь вроде: «Моя ситуация не настолько тяжела! »

Тот, кого посещают суицидальные мысли, отреаги­рует по-иному. Либо он с облегчением согласится, чувствуя, что его понимают, либо по разным причинам будет стараться скрыть свои намерения. Это может быть желание избежать госпитализации и медикамен­тозного лечения; или же пациент не настолько доверяет терапевту, чтобы говорить с ним на столь тяжелую тему, наконец, бывает и так, что он уже решился и не хотел бы, чтобы кто-то препятствовал исполнению его замысла.

Пациентов с суицидальными намерениями спрашивают, могут ли они пообещать, что ничего с собой не сделают. Не рекомендуется задавать вопрос общего характера: «Вы можете пообещать, что не убьете себя? » Большинство людей не смогут дать такое обещание. Вопрос должен быть более конкрет­ным и рассчитанным на определенный временной интервал: «Можете ли вы пообещать мне, что в этом месяце (или на этой неделе) не причините себе вре­да? » В тяжелых случаях вопрос должен быть еще более узким: «Можете ли вы пообещать мне, что завтра мы снова увидимся? »

В особо острых случаях единственное содержание, которого может касаться обещание, - отношения между терапевтом и пациентом, а не возможный поступок. «Можете ли вы пообещать мне, что в любом случае свяжетесь со мной, если ваши мысли будут вращаться вокруг самоубийства? ». Необходимо скрепить это обещание рукопожатием, при этом открыто посмотреть друг другу в глаза. Если пациент стремится избежать рукопожатия (или оно некрепкое), если он избегает взгляда, то следует настоять, чтобы скрепление договоренности прошло нормально. Такое обещание имеет большой вес, ибо тяжело умирать с нарушенным обещанием! Если получить от пациента обещание не удается, то ситуацию следует рассматривать как критическую, в таком случае нельзя оставлять пациента одного.

 

Профилактика депрессии. Профилактика заключается в том, чтобы пристально следить за сферами истощения и быть чувствитель­ным в отношении тех областей, где возникает потеря сил. Это часто происходит там, где человек действует из чувства долга или же прилагает к чему-то слишком много усилий, например, на работе. Такие стрессо­вые факторы следует осознавать, потому что на них уходит много сил, и часто это ведет к раздражитель­ности, к появлению мышечного напряжения (прежде всего в плечевой области и в спине). Правильная организация отдыха, внимательное отношение к продолжительности сна, к перерывам, к занятиям спортом, режиму дня, планированию недели может предотвратить потерю сил и истощение. Ритмичность и регулярность облегчают жизнь, так как отпадает необходимость принимать решения. Важно жить сообразно своему темпу, ибо, как показывает опыт, в любой депрессии есть доля истощения.

Бережное использование времени. По возможности делать только то, что является для тебя важным, и избегать траты времени на второ­степенное. Для депрессивного человека соблюдение этого правила особенно значимо. Не отставлять себя вновь и вновь, не отказываться от себя ради других.

Специальная работа над установками. Депрессив­ный человек склонен к установке подчинения, осо­бенно в начале депрессии. Ему свойственно приспо­сабливаться, чтобы «заслужить» ценную бли­зость, подчиняться судьбе или авторитетам. Надле­жит работать над тем, что важно вступаться за себя, проживать свои желания, потребности, запросы. Следует критически рассмотреть и изменить депрес­сивную «идеальную» картину: отнюдь не всегда хорошо быть скромным и «задвигать» себя. Для сохранения или роста самоуважения важно относиться всерьез к проявлениям неуважения со стороны других, не следует терпеть неуважительное отношение.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 1391; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.03 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь