Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Этапы арт-терапевтического процесса



А.И. Копытин (2002) выделяет следующие основные этапы арт-терапевтического процесса:

1) подготовительный этап;

2) этап формирования отношений и начала изобразительной деятельности клиента;

3) этап укрепления и развития психотерапевтических отношений и наиболее продуктивной изобразительной деятельности клиента;

4) завершающий этап.

 

Подготовительный этап. Подготовительный этап арт-терапевтического процесса включает:

1) первую встречу с клиентом, получение от него первичных данных и определение показаний для арт-терапии;

2) разъяснение клиенту содержания и особенностей арт-терапевтической работы, основных правил его поведения и тех возможностей для художествен­ной экспрессии, которые имеются в его распоряжении;

3) заключение психотерапевтического контракта, регламентирующего общие цели и условия арт-терапевтической работы, количество, частоту и продолжительность сессий, и другие моменты;

4) создание «безопасного пространства».

 

Некоторые категории клиентов, обычно не подлежащих вербальной психотерапии (например, олигофрены, лица с тяжелыми психическими заболева­ниями или речевыми нарушениями, лица преклонного возраста с нарушениями памяти и внимания), при определенных условиях могут довольно успешно зани­маться с арт-терапевтом индивидуально или в группе. Это связано с том, что, имея сниженные способности к вербальной коммуникации, они нередко могут выра­жать свои переживания и изобразительной форме. Даже если некоторые из них не способны создавать художественные образы, простая манипуляция и различные виды игр с изобразительными материалами оказываются очень важными для их активизации, тренировки сенсомоторных навыков, развития невербального мыш­ления и других функций.

В качестве самостоятельного лечебно-коррекционного метода арт-терапия подходит, прежде всего, клиентам с негрубой пси­хической патологией в форме неврозов или личностных расстройств. Более серь­езные психические нарушения могут являться препятствием для формирования психотерапевтических отношений. Однако даже с ними арт-терапия может быть использована в качестве одного из элементов комплексной лечебной или реаби­литационной программы, дополняя методы биологической терапии.

Особую ценность арт-терапия может иметь для работы с теми детьми и взрос­лыми, у которых имеются затруднения в выражении и вербализации своих чувств и мыслей, например в силу речевых нарушений, аутизма или малоконтактности, а также сложности самих переживаний и наличия значительных внутренних ба­рьеров для их выражения (например, у лиц с ПТСР, наркотической или алкогольной зависимостью и т. д.). Это не значит, конечно же, что арт-терапия не может быть эффективной в работе с теми, у кого имеется достаточная способность к вербальному общению. Для таких людей ху­дожественная экспрессия может являться альтернативным средством общения, позволяющим им выразить свои мысли и переживания с большей полнотой и убе­дительностью.

Наличие у клиента художественных способностей и навыков изобразительной работы сколь-либо большого значения при этом не имеет.

Хотя соблю­дение конфиденциальности в отношениях специалиста с клиентом является одним из основополагающих этических принципов его деятельности, этот момент может быть дополнительно оговорен в контракте. То же самое относится и к условиям хранения художественных работ клиента и праву его собственности на свою изоб­разительную продукцию.

Психотерапевт подчеркивает, что эта работа не предполагает наличия каких-либо художественных способностей или навыков изобразительной деятельности и не ставит своей целью создание «высокохудожественных произведений». Он дает клиенту понять, что акцент будет сделан на свободном выражении клиентом сво­их чувств и мыслей с помощью имеющихся и его распоряжении изобразительных материалов. При этом целесообразно добавить, что это будет необходимо или весь­ма желательно для достижения положительных результатов арт-терапевтической работы.

Немаловажное значение имеет и позиция самого психотерапевта, и хотя стиль его работы и используемые им методы могут быть различны, эта по­зиция, как правило, отличается недирективностью и мягкостью.

 

Этап формирования системы психотерапевтических отношений и начала изобразительной деятельности клиента. Этот этап арт-терапевтического процесса связан с формированием психотерапев­тического альянса и переходом клиента к изобразительной деятельности, в ходе которой происходит первоначальное отреагирование им своих чувств, конфлик­тов и потребностей, а также тех переживаний, которые отражают его отношение к психотерапевту.

Принципиальное значение имеет установление с клиентом эмоционального ре­зонанса, что является одним из факторов психологической защищенности клиен­та и эффективного обмена с ним чувствами, представлениями и фантазиями. Мно­гие арт-терапевты стремятся подчеркнуть равноценность своих позиций и пози­ций клиента и даже в некоторых случаях (как, например, в работе с детьми или с клиентами с «хрупкой психической организацией») выполнять его волю, чтобы он смог ощутить возможность управления ситуацией, что является важным средст­вом поддержки его хрупкого «Я».

Для начального этапа арт-терапевтического процесса характерна преимущественная фокусировка внимания клиента и психотерапевта на их отношениях, что связано с их «настройкой» друг на друга, стремлением понять особенности личности и реагирования другого, а также с необходимостью преодоления возможного конфликта между взаимными ожиданиями. При этом внимание клиента и психотерапевта, в отличие от вербаль­ной психотерапии, многократно в течение одной сессии может переходить с их от­ношений на изобразительную работу. И даже когда их внимание сфокусировано на художественной экспрессии, она нередко отражает отношение клиента к пси­хотерапевту.

Во многих случаях, однако, психотерапевту приходится прилагать определен­ные усилия для того, чтобы вовлечь клиента в изобразительную работу. Он может, в частности, еще раз продемонстрировать имеющиеся в арт-терапевтическом ка­бинете изобразительные материалы. У многих клиентов на начальном этапе арт-терапевтического процесса имеется внутреннее сопротивление изобразительной деятельности. Тем не менее, дополнительное разъяснение психотерапевтом особен­ностей художественной экспрессии в арт-терапии, ее отличий от профессиональ­ных или любительских занятий изобразительным творчеством, направленных на создание «эстетической продукции», и подчеркивание им допустимости любых форм экспрессивного, связанного с художественной деятельностью поведения, способно во многих случаях помочь клиенту справиться с этим внутренним сопро­тивлением.

На данном этапе арт-терапевтического процесса специалист делает то, что делают большинство специалистов, использу­ющих вербальные формы психотерапии, а именно — строит диагностические ги­потезы, позволяющие объяснить поведение клиента, а также причины и механиз­мы имеющихся у него эмоциональных и поведенческих расстройств. Взаимодей­ствуя с клиентом, психотерапевт пытается проверить правильность этих гипотез.

Большое значение при этом принадлежит способности и желанию психотерапевта ви­деть в поведении и высказываниях клиента как можно больше и обращать внима­ние на самые разные аспекты его психической феноменологии — а не только то, что он «хочет» в клиенте видеть или то, что соответствует тем или иным жестким тео­ретическим конструктам.

 

Этап укрепления и развития психотерапевтических отношений и наиболее продуктивной изобразительной деятельности клиента. Данный этап арт-терапевтического процесса связан с укреплением психотерапев­тических отношений, консолидацией личности клиента и его постепенным пере­ходом от хаотичного поведения и изобразительной деятельности к созданию бо­лее сложной изобразительной продукции с осознаванием ее психологического со­держания и связи со своим опытом и системой отношений.

Он начинает более активно выражать свои чувства, мысли, потребности и фантазии в изобразительной работе и общении с психотерапевтом. В процессе его изобразительной работы происходит актуализа­ция переживаний, отражающих различные аспекты как более раннего, так и теку­щего опыта клиента, которые, так или иначе, запечатлеваются в создаваемой им ху­дожественной продукции. Конфронтация с этими переживаниями может быть для клиента порой весьма болезненной. Кроме того, углубление и развитие его отно­шений с психотерапевтом могут служить одним из факторов провокации таких связанных с переносом чувств, как, например, чувства гнева, вины, утраты и др. Однако надежные границы психотерапевтического пространства, доверие к пси­хотерапевту и возросшая структурированность поведения и художественной дея­тельности клиента являются факторами «удерживания» всех этих переживаний и предупреждения их «выплескивания» в импульсивных или хаотичных действиях. Кроме того, поскольку на данном этапе клиент переходит к созданию более слож­ных, так называемых символических образов, они также выступают в качестве од­ного из факторов «удерживания». Работая над созданием серии связанных друг с другом образов или вновь и вновь возвращаясь к одной и той же теме или изображению, он проецирует на них эти переживания, которые «накапливаются» в изобразительной продукции словно в «контейнере» и находятся в ней до тех пор, пока эти чувства не начнут осмысляться клиентом и не будут включены им в бо­лее сложную систему значений, отражающую внутренний мир клиента и систему его отношений. Осознание содержания изобразительной продукции и ее связи с внутренним миром и системой отношений иногда происходит благодаря самосто­ятельной работе клиента с образом и взаимодействию с ним (инсайт), независимо от интервенций психотерапевта, однако чаще всего это происходит благодаря ин­терпретации и вербальной обратной связи.

Используемые психотерапевтом на данном этапе арт-терапевтического процес­са приемы работы могут быть различными. Он, в частности, может применять раз­ные виды обсуждений, направленные на «прояснение» скрытого смысла изобра­зительной продукции, а также высказываний и поведения клиента. Воздержива­ясь, как правило, от собственных оценок, психотерапевт использует вопросы, ам­плификации и метафоры для того, чтобы помочь клиенту как можно более полно раскрыть этот смысл. Некоторые вопросы могут быть направлены на «проясне­ние» смысла эмоциональных реакций или действий клиента, вызванных его взаи­модействием с психотерапевтом, и осознание клиентом их связи с его отношени­ями с близкими ему людьми в прошлом и настоящем.

На данном этапе работы могут также применяться различные виды игровой деятельности, художественные описания изобразительной продукции, элементы драматерапевтической работы, движение и танец, работа с голосом, построение ролевых диалогов, а также различные виды обсуждений, направленные на «декон­струирование» привычных ассоциативных связей и связанной с образом системы значений, направленные на преодоление культурных стереотипов и привычных форм самоидентификации клиента. При этом психотерапевт стремится предоста­вить клиенту новую информацию, идеи и образы, помогая ему тем самым по-ино­му описать и осмыслить свой опыт.

Психотерапевт может использовать иные формы интервен­ций и виды работы, в том числе убеждения, советы или рекомендации; коррекцию неверных мыслительных процессов, помощь в преодолении клиентом чувств вины и стыда, поддержку более адаптивных защитных механизмов и способов поведе­ния, помощь клиенту в установлении и регулировании его социальных связей, кон­фронтации и собственные интерпретации действий клиента, различные системные интервенции, связанные с привлечением к арт-терапевтической работе членов се­мьи клиента и другие приемы.

Многие арт-терапевты действуют «посредством» сложных чувств клиента, а не «в обход» них: «сопровождая» клиента в моменты пережива­ния им чувств фрустрации, тревоги, гнева, вины и т. д. и не пытаясь искусственно заменить их чувствами оптимизма, комфорта и удовлетворения, они, тем не менее, помогают ему «принять» в себе эти чувства и осмыслить их связь со своим внут­ренним миром и системой отношений.

Для второго этапа арт-терапевтического процесса характерна фокусировка внимания клиента на его взаимоотношениях с психотерапевтом, что чередуется с пе­риодами непродолжительной фокусировки на изобразительной деятельности, На третьей стадии происходит увеличение фокусировки клиента на изобразительной деятельности и уже созданных им работах. Взаимоотношения с психотерапевтом, сохраняя свою значимость, нередко отступают на второй план. Обучаясь самосто­ятельно справляться с неприятными переживаниями и регулировать свое поведе­ние, клиент уже не в такой степени, как раньше, нуждается в поддерживающем, фасилитирующем и структурирующем воздействии со стороны психотерапевта. Все больше погружаясь в изобразительную работу и связанные с ней чувства, ассоци­ации и образы, клиент начинает больше фокусироваться на своем «Я» и внутрен­нем мире и более широкой системе отношений.

Клиент начинает ощущать определенное «сродство» со своими работами. Они наполняются для него ценностью и смыслом. Развивается способность клиента к различению и осознаванию особенностей создаваемой им художественной продукции, ее формы и содержания и уяснению ее связи с содержаниями своего внутреннего мира и системой отношений. Клиен­ты нередко способны при этом испытывать чувство глубокого внутреннего удов­летворения и радости от процесса художественной экспрессии и ее результатов, но не потому, что созданные ими работы кажутся им «красивыми» или могут кому-то понравиться (хотя это также может быть иногда немаловажно), а потому что они «открывают» для себя в их форме и содержании нечто важное и становятся более спонтанными, искренними и аутентичными в выражении посредством художе­ственной экспрессии своих чувств, мыслей и потребностей.

Одной из примет происходящих в клиенте изменений является также более ча­стое использование им так называемых «символических образов». В данном слу­чае речь идет не о стереотипных «псевдосимволических» изображениях, имеющих широкое хождение в конвенциональной культуре и иногда называемых «архетипическими образами», а о тех работах, которые обладают глубиной и богатством смысла и «феноменологической убедительностью», органично выражая не то, что клиент «придумал» о себе и мире, а то, что он действительно смог в себе и окружа­ющем мире «открыть».

Многие приверженные психодинамической теории психотерапевты, воспри­нимающие создаваемую клиентом изобразительную продукцию через призму фигуративности и иконографии, порой не могут увидеть разницы между этими дву­мя типами образов (символами и «псевдосимволами»). Более того, вырывая изоб­ражения из культурного и социального контекста, они тем самым выхолащивают их содержание. Увлекаясь созданием собственных метафор на основе изобрази­тельной продукции клиентов, они интерпретируют ее таким образом, что их ин­терпретации отражают лишь их собственное видение реальности или теоретиче­ские взгляды, а отнюдь не переживания и взгляды клиента.

Обольщение некоторых психотерапевтов «псевдосимволическими» и мифо­логическими образами и их склонность во всем видеть «архетипы» может дезори­ентировать и привести к ошибочной оценке наблюдаемых в арт-терапевтическом процессе феноменов. Ограничиваясь оценкой одних лишь символических репре­зентаций внутренних качеств и переживаний клиента, психотерапевт неизбежно использует художественную экспрессию лишь в качестве «паллиативного сред­ства» — весьма слабого утешения для того клиента, чьи проблемы и страдания свя­заны, например, с расовой или этнической дискриминацией, неравенством полов или гомофобией.

Происходящие в клиенте на данном этапе арт-терапевтического процесса изменения можно было бы в целом охарактеризовать как движение от бессмыслен­ности — к смыслу, от слабости — к силе; от фрагментированности — к интеграции; от дефицитарности — к полноте; от зависимости — к самодостаточности.

Завершающий этап. Данный этап можно рассматривать как период подведения итогов и оценки резуль­татов психотерапии.

Начинающие психотерапевты предпо­лагают, что психотерапевтический процесс завершится довольно гладко в некое идеально подходящее для этого время, когда клиент решит все свои проблемы и научится самостоятельно справляться с новыми возникающими в его жизни труд­ностями. К сожалению, это происходит довольно редко. Завершение психотера­пии представляет собой компромисс между ожиданиями клиента и психотерапев­та и теми ограничениями, которые связаны с недостаточной мотивацией к работе, переживанием психического дискомфорта, стоимостью психотерапевтических услуг и множеством других факторов.

Так или иначе, психотерапевт и клиент должны стремиться к тому, чтобы мо­мент завершения был ими согласован и чтобы арт-терапевтический процесс не прекращался в одностороннем порядке. Очевидно, что преждевременный выход клиента из арт-терапевтического процесса в одностороннем порядке может нане­сти ему вред.

Нередки случаи деструктивных проявлений с попытками клиента уничтожить ранее созданные работы. На завершающем этапе подобные проявления могут играть как положительную, так и отрицательную роль. Положительная роль де­структивных проявлений связана с тем, что они могут отражать интернализацию пережитого клиентом в арт-терапевтическом процессе опыта и преодоление им зависимости от внешних (связанных с этим опытом) объектов. Это может также отражать его решительное и окончательное дистанцирование от психотерапевта и психотерапевтического пространства

Шаверьен (Schaverien, 1992; цит.по Копытину А.И., 2002) рассматривает разрушение клиентом со­зданных им образов как положительное явление, указывающее на то, что клиент смог дистанцироваться от травматичного опыта, благодаря чему образ утрачивает способность оказывать на клиента какое-либо влияние.

Осознание клиентом психологического содержания созданных им образов ве­дет к их «депотенцированию», благодаря чему у него возникает к ним новое отно­шение: иногда — холодно-равнодушное, иногда — агрессивное. Так или иначе, те­перь клиент является «хозяином» своих чувств и способен контролировать их про­явление.

Деструктивные проявления на завершающем этапе арт-терапевтического про­цесса принципиально отличаются от тех деструктивных реакций, которые харак­терны для начала арт-терапии и связаны с «выплескиванием» чувств. В последнем случае попытки клиента уничтожить созданную им работу свидетельствуют о его неспособности удерживать аффекты и принять их в себе.

Как бы то ни было, уничтожение клиентом своих работ может вызвать у психо­терапевта сильные переживания, включая чувства гнева, беспомощности, опусто­шенности, сожаления, отчаяния и т. д. Все эти чувства могут многое сказать пси­хотерапевту о состоянии клиента, но требуют дополнительного прояснения моти­вов его деструктивных действий и того, какой смысл клиент в них вкладывает.

Психотерапевт не должен ни препятствовать отреагированию клиентом своих чувств подобным образом, ни оставлять его дей­ствия без внимания и обсуждения. Столь же непродуктивным следует признать директивные попытки некоторых психотерапевтов «навязать» клиенту уничтоже­ние некоторых его работ в надежде, что это само по себе поможет ему освободить­ся от травматичного опыта.

Деструктивные проявления на завершающем этапе арт-терапии отмечаются, конечно же, не всегда. Чаще всего клиенты просто оставляют свои работы психо­терапевту, теряя к ним интерес. Иногда при этом клиент может осознанно или неосознанно делать это в надежде на новую встречу с психотерапевтом или про­должение арт-терапевтической работы. Большинство клиентов, однако, делают это в связи с произошедшей интериоризацией опыта арт-терапевтической работы и по­явлением у них спокойного отношения к своей изобразительной продукции.

Определенная категория клиентов выражает желание взять некоторые или все работы с собой, что может свидетельствовать о высокой значимости для них того, что произошло с ними в арт-терапевтическом процессе. Когда клиент заби­рает с собой какое-либо из созданных им произведений, оно может выступать для него в качестве «транзитного объекта» (Winnicott, 1980; цит.по Копытину А.И., 2002), и подобно тому как «транзитный объект» помогает ребенку дистанцироваться от матери, так и данное произведение помогает ему дистанцироваться от психотерапевта и достичь самодостаточности.

Кроме того, забирая свои работы с собой, клиент может вновь и вновь возвра­щаться к ним с целью анализа, что помогает ему лучше осмыслить опыт арт-тера­певтического процесса и собственные переживания.

Одним из несомненных достоинств арт-терапии является то, что опыт участия клиента в арт-терапевтической работе облекается в создаваемую им изобразитель­ную продукцию, что позволяет проводить ее ретроспективный обзор на заверша­ющем этапе арт-терапевтического процесса и помогает ему интегрировать свои чувства и мысли.

В глазах некоторых клиентов их работы могут иметь определенную эстетиче­скую привлекательность. Другие же берут работы с собой, опасаясь, что их могут уничтожить, выбросить или использовать против них. В большинстве случаев по­добные опасения можно предупредить или снять, подчеркивая полную конфиден­циальность арт-терапевтической работы при заключении психотерапевтического контракта и сообщая клиенту, как его изобразительная продукция будет исполь­зоваться в дальнейшем.

На всей создавае­мой клиентом в ходе арт-терапевтических сессии изобразительной продукции дол­жны указываться его фамилия, имя и дата. В ходе арт-терапии эта продукция дол­жна храниться в надлежащем месте. В тех случаях, когда срок лечения продолжи­телен и в связи с хранением изобразительной продукции возникают определенные проблемы, их необходимо решать вместе с клиентом. В большинстве случаев, од­нако, изобразительная продукция и описания хода сессий должны сохраняться арт-терапевтом в течение трех лет после завершения арт-терапевтического процес­са. Кроме того, если по истечении трех лет после завершения арт-терапевтической работы у психотерапевта появляется потребность использовать изобразитель­ную продукцию клиента для экспонирования, публикаций или научных исследо­ваний, он должен сохранять анонимность работ и не ущемлять при этом интере­сов клиента.

 

Групповая арт-терапия

Групповая арт-терапия предполагает как прямое, так и опосредованное художественной экспрессией и изобразительной продукцией взаимодействие между членами группы, что делает ее чрезвычайно богатой по сво­им возможностям. Процессы и психо­терапевтическое воздействие групповой арт-терапии отличаются как от групповой вербальной психотерапии, так и индивидуальной арт-терапии.

На сегодняшний день используются три основные формы групповой арт-те­рапии (Копытин А.И., 2002): студийная открытая группа; динамическая (аналитическая) группа; тематическая группа.

Одним из критериев, позволяющих дифференцировать, разные формы групповой арт-терапии, является степень их структурированности.

Члены неструктурированной группы, находясь в об­щем помещении, работают в основном самостоятельно. Им не предлагается ни ка­ких-либо тем, ни инструкций по выполнению работы. Структурирование предполагает наличие определенных инструкций или правил, которые придают изобразительной работе членов группы определенную направ­ленность.

Студийная открытая группа. Слово «открытая» в названии этой группы означает, что она, как правило, не име­ет постоянного состава. На любом этапе работы к группе могут присоединяться но­вые участники. Кроме того, участники такой группы могут в любое время прекра­тить свои посещения. «Студийной» такая группа называется потому, что изоб­разительная работа се участников напоминает работу в художественной студии. Студийную группу можно определить как «неструктурированную».

Занятия с открытой студийной группой проводятся в специально оборудован­ных кабинетах-студиях, в которых имеется определенное количество мест для ху­дожественной работы с индивидуальными наборами материалов. Кабинет-студия также обычно имеет зону отдыха с креслами и столом для чая и кофе, где посети­тели студии могут проводить время, не мешая другим, если им необходимо сделать перерыв в работе.

Перед началом работы группы психотерапевт (или иной работающий с такой группой специалист) объясняет общие правила поведения и задачи группы. По­скольку глубокая психотерапевтическая работа при использовании студийного подхода не проводится, заключение контракта не предусматривается. Вместе с тем психотерапевт может внекоторых случаях подчеркнуть отличия этой работы от деятельности традиционных художественных студий, указав, в частности, на то, что общей целью работы будет «свободное творческое самовыражение» и прояв­ление членами группы в ходе изобразительной деятельности своих чувств, мыс­лей и фантазий.

Кроме того, в некоторых случаях, особенно когда психотерапевт предполагает установление с членами группы индивидуального раппорта и использование опре­деленных интервенций и вербальной обратной связи, в том числе в форме группо­вых обсуждений, он может подчеркнуть «психотерапевтическую направленность» деятельности группы, то есть то, что занятия посетителей студии изобразительным творчеством и выражение ими своих чувств, мыслей и фантазий в художествен­ной форме будут способствовать достижению лечебного эффекта или способство­вать решению имеющихся у членов группы психологических проблем и стабили­зации их эмоционального состояния.

Объясняя общие правила поведения членов группы, психотерапевт подчерки­вает необходимость соблюдения тишины и уважения «личного пространства» дру­гих. Это означает, что они не должны вмешиваться в процесс художественного творчества других, находящихся рядом с ними людей и не пытаться давать свои оценки их работам, если, конечно же, не будут организованы групповые обсужде­ния. Психотерапевт также может сказать о том, что он будет находиться рядом с членами группы и оказывать им в случае необходимости ту или иную помощь.

После этого он приглашает посетителей студии к работе. Поскольку они рабо­тают в разном темпе и отличаются разной степенью готовности ксвободному ху­дожественному самовыражению, психотерапевт должен проявлять достаточную гибкость, оказывая в случае необходимости членам группы индивидуальную по­мощь, которая может выражаться в структурировании их действий, фасилитации эмоциональной экспрессии, эмоциональной поддержке.

Подготовительный этап работы по сравнению с индивидуальной арт-терапией бывает менее продолжительным, а непосредственное отреагирование членами группы своих чувств, потребностей и фантазий в поведении проявляется в значительно меньшей степени. Психотерапевт контролирует поведение членов группы и при наличии у кого-либо из них слишком ярких, мешающих работе дру­гих эмоциональных проявлений, делает этому человеку замечание либо даже уда­ляет из группы.

Во всем остальном студийная работа предполагает свободную, демократичную атмосферу и использование психотерапевтом недирективного подхода. Он, в част­ности, не стремится слишком настойчиво побуждать членов группы к изобрази­тельной работе, понимая, что для некоторых из них может быть полезным и при­ятным даже простое пребывание в атмосфере студии с минимальным включением в изобразительную деятельность. Несмотря на то, что вербальный контакт между членами группы в ходе изобразительной работы минимален, а группа является от­крытой, через некоторое время в ней формируется определенная культура.

Открытые студийные группы в их традиционном виде имели наибольшее рас­пространение на заре развития арт-терапии. В последующем, однако, эта форма групповой арт-терапии была в значительной степени вытеснена другими.

Тем не менее, данная форма групповой арт-терапии может быть с успехом использована в работе с опре­деленными категориями клиентов, главным образом с теми, для которых участие в других арт-терапевтических группах, предполагающих более тесное взаимодей­ствие между их участниками, связано со слишком большой нагрузкой(например, для пациентов с хроническими психическими расстройствами), либо с теми кли­ентами, вработе с которыми на первый план выходит развитие у них навыков твор­ческого использования различных материалов, проявление ими индивидуального художественного стиля.

Студийная арт-терапевтическая группа может быть весьма удачной формой работы с детьми. Дети быстро идентифицируют себя с группой, приходя в определенный день и час, однако вскоре каждый погружается в индивидуальную работу над своей, отражающей его проблемы те­мой. Арт-терапевт перемещается от одного ребенка к другому, останавливаясь и разговаривая с детьми. Такая группа может быть весьма ценной для развития социальных навыков детей, поскольку они чутко воспринимают ту мо­дель отношений и терпимости к различиям, которую демонстрирует арт-терапевт. Дети также получают очень много — благодаря тому, что каждый имеет возможность выразить свои проблемы и переживания в безопасной атмосфере группы.

В целом, однако, возможности открытой студийной группы, в особенности, если она не дополняется элементами тематического или динамического подхода, отно­сительно ограниченны. Основным фактором психотерапевтического воздействия в данном случае является художественная экспрессия; факторы психотерапевти­ческих отношений и вербальной обратной связи используются при этом виде ра­боты в значительно меньшей степени, что отражается на динамике арт-терапевтического процесса и его результатах. Поскольку фактор художественной экспрес­сии при этой форме групповой арт-терапии оказывается ведущим, психотерапев­тические эффекты связаны главным образом с отвлекающим, седативным, акти­визирующим или катарсическим воздействием художественного творчества.

Для того чтобы помочь клиенту в осознании содержания своей изобразительной продукции, некоторые психотерапевты чередуют студийные групповые сессии с индивидуальными, что позволяет проводить обсуждение и анализ изоб­разительной продукции членов группы, либо периодически организуют обще груп­повые обсуждения.

В тех случаях, когда эмоциональный резонанс психотерапевта с участниками группы достаточно высок и когда он вступает с ними в более тесный вербальный контакт, а его присутствие приобретает для них большую значимость, можно говорить о воздействии фактора психотерапевтических отношений.

 

Динамическая (аналитическая) закрытая группа. Динамической же (или аналитической) она называется в связи с тем, что на развитие этой формы груп­повой арт-терапии большое влияние оказал психодинамический подход. Степень структурированности сессий при данной форме работы невысока. Действия чле­нов группы предполагают значительную спонтанность и минимум директивности со стороны психотерапевта.

Динамическая группа является комплексной формой групповой работы, соче­тающей в себе как индивидуальную, так и совместную изобразительную деятель­ность членов группы, а также их вербальную коммуникацию. Вербальная комму­никация может осуществляться как в рамках групповых дискуссий, так и в ходе изобразительной работы и иных видов деятельности членов группы — игр, драма­тических постановок, ролевых диалогов, упражнений телесно-ориентированного характера. В ходе сессий члены группы могут неоднократно переходить от глубокого погружения в изобразительную и иные виды творческой деятельности к активному взаимодействию с ведущим и друг с другом.

Ход сессий в целом не имеет какого-либо определенного плана и определяется актуальным состоянием и потребностями участников группы, а также той атмо­сферой, которая складывается в ней в каждый конкретный момент времени.

Большое влияние на динамику групповых процессов при этом виде работы ока­зывает фактор художественной экспрессии. Он взначительной мереопосредует взаимодействие членов группы друг с другом и является инструментом выраже­ния ими самых различных переживаний, потребностей и фантазий. С учетом это­го изобразительная продукция может заключать в себе множество разнообразных смыслов, связанных внутри личностным, межличностным и групповым (социаль­ным) опытом ее участников. Кроме того, в ходе работы члены группы могут ис­пользовать различные виды совместной художественной и иной творческой рабо­ты, вступая благодаря этому друг с другом в тесное взаимодействие.

В динамической группе быстро формируется определенная культура, проявля­ющаяся не только в действиях и высказываниях ее участников, но и в создаваемых ими художественных образах. Каждый из них начинает ощущать эту культуру, ре­агируя на чужие работы и видя, как его работы влияют на других членов группы. Создаваемые в арт-терапевтическом процессе художественные образы превраща­ются в материальные и весьма красноречивые свидетельства их собственного и группового опыта.

Использование данной формы групповой арт-терапии требует от ведущего вы­сокого профессионализма, гибкости и умения использовать широкий репертуар различных приемов. Он использует свой авторитет для создания границ психотерапевтического простран­ства и определенной системы правил.

В ходе работы динамической арт-терапевтической группы проявляются все факторы психотерапевтического воздействия — фактор художественное экспрес­сии, фактор психотерапевтических отношений и фактор интерпретации и вербаль­ной обратной связи

Динамическая группа подходит главным образом для работы с клиентами с по­граничными психическими расстройствами. В то же время, как было указано при описании студийной группы, элементы динамического подхода могут применять­ся и с другими категориям и клиентов, в том числе с психиатрическими пациента­ми, лицами с аддиктивными расстройствами, в семейной психотерапии.

Тематическая группа. Тематическая группа предполагает большую степень структурированности хода сессий по сравнению как со студийной, так и с динамической группой. Это дости­гается главным образом за счет фокусировки внимания членов группы на какой-либо значимой для них теме или на определенных техниках изобразительного ха­рактера. В большинстве случаев тематические группы являются полуоткрытыми.

Отдельные участники группы могут прекращать работу на том или ином ее этапе, в то же время в группу могут включаться новые члены. Это возможно в силу того, что работа тематической группы не имеет той динамики, которая свойственна ди­намической группе. В то же время работа этой группы более динамична, чем рабо­та студийной группы. Как пра­вило, тематическая группа работает непродолжительное время, ориентируясь на решение тех или иных конкретных проблем ее участников.

Тематический подход к групповой арт-терапии может применяться в работе с весьма широким кругом клиентов, а это связано с тем, что в зависимости от соста­ва группы и задач работы могут применяться те или иные темы и виды деятельности. Тематический подход может сочетаться с динамическим или студийным, а также с различными видами вербальной групповой и се­мейной психотерапии.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 4399; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.049 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь