Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 9. Терапия творчеством: Удо Баер



 

Удо Баер — немецкий педагог, философ, практикующий психотерапевт, основатель и руководитель «Мастерской будущего» — института для подготовки творческих психотерапевтов.

По мнению Баера, искусство терапевта состоит в первую очередь в том, чтобы выстроить с клиентом такие отношения, которые дают им обоим возможность пойти на риск и заставить «таять» «замороженные» стереотипные модели реагирования (ригидные паттерны поведе­ния, чувствования и восприятия), сделать их более гибкими, под­вергнуть сомнению их незыблемость и постоянство и хотя бы ради эксперимента попытаться испробовать новые варианты пове­дения.

Один из важных источников для развиваемого им подхода Баер считает гештальт-терапию с ее основными положениями о осознавании, принципом «здесь и теперь», тем значением, какое она придает выражению чувств, роли терапевта в поддержке и поощрении этих чувств. Баер считает также важным положение гештальт-терапии о необходи­мости обращать внимание на внутренние образы и картины, на­блюдать за ними и проводить эксперименты.

В процессе терапии творчеством люди проектируют, разрабатыва­ют свои жизненные перспективы, создают свой мир, переделыва­ют и переосмысливают его, рассказывают свою жизнь, продолжа­ют ее творить, что сближает подход Баера с нарративной психотерапией.

 

9.1.Основные принципы

 

Баер (2013) выделяет несколько принципов, которые считает особенно существенными для терапии творчеством.

 

1. Как правило, люди приходят на терапию, когда не могут самостоятельно справиться со своими жесткими моделями - так называемыми ригидными паттернами - в поведении, чувствова­нии, мышлении, когда эти их привычные, ставшие стереотипны­ми способы реагирования начинают мешать им жить и даже зас­тавляют страдать. Прежде всего терапевту важно запустить процесс по изменению, «расшатыванию» подобного стереотипа и сопровож­дать клиента в процессе этого изменения.

При этом предлагаемые психотерапевтические методи­ки и приемы помогают клиенту выразить содержание его бессоз­нательного, изменить его точки зрения, опробовать новые пози­ции и подходы. Преобразование содержания бессознательно­го, создание условий для выведения его вовне, оформление его во внешний образ при помощи изобразительных средств - очень важный момент. Но сам по себе он не всегда способен исцелить. Поэтому особенно ценны методики и приемы работы, когда клиент, оформляя свои состояния и чувства при помощи изобразительных средств, начинает активно формировать и про­живать происходящие в нем изменения.

 

2. Иногда психотерапия ограничивается тем, что клиент со­здает некий образ, а потом терапевт и клиент об этом беседуют. По мнению многих клиентов и терапевтов, «настоящая» терапев­тическая работа происходит уже «после» изобразительной работы. Такая позиция не использует в полной мере терапевтические возможно­сти изобразительного процесса. Уже в самом ходе создания образов человек открывает для себя целый веер возмож­ностей самостоятельно расширять границы восприятия и осознавания, пробовать новые способы поведения.

Само собой разумеется, что беседа с клиентом в то время, когда он порождает и созидает образы - важная часть терапев­тического процесса, но - только часть. Многие описанные Баером методики являются подтверждением того, что применяемая им пси­хотерапия дает клиентам нечто большее, чем возможность созда­вать образы, которые потом будут использоваться лишь как «ма­териал» для разговорной терапии.

В такой же степени узколобо и односторонне - делать акцент только на целительную силу рисования или какого-либо другого созидательного процесса. Может быть, для инициации изменения некоторым людям и достаточно только рисования, лепки или дру­гого способа самовыражения, однако большинству людей все же необходимо общение, обмен мнениями с другими, живой контакт и поддерживающее сопровождение.

Сердцевина любой терапии - отношения между клиентом и терапевтом. Терапия происходит и развивается в живом контакте, в межличностном взаимодействии.

 

3. Терапевты нужны клиентам в трех ипостасях: как пи­тающие, дающие подпитку, как отражающие, дающие обратную связь, как визави ( собеседники).

В какой «пище» клиент нуждается, какие отражения он мо­жет принять, какого рода визави благотворны и живительны для него - это знает только сам клиент, и только он может быть «пос­ледней инстанцией» в принятии решений.

Максимум того, что терапевты, на основании профессиональной и личной способности к вчувствованию в клиента могут сделать, - это в подходящий момент занять «нужную», «правильную» роль. Под «нужной» ролью Баер понимает ту, которую можно назвать исцеляющей и изменяющей застывшие, мешающие адаптивному поведению схемы и стереотипы клиента.

 

4. Основная установка, которой руководствуется Баер, может быть сформулирована как «уважение компетентнос­ти клиента» и обращение к ней. Терапевты, используя все свои знания и способности, могут лишь сопровождать и поддерживать своих клиентов в про­цессе изменения, подчеркивая их компетентность и обнаруживая те ловушки, которые они сами себе ставят.

Основная терапевтическая установка на компетентность кли­ента состоит в том, что терапевт не может быть экспертом в жиз­ни клиента: он отклоняет любые формы толкования и трактовки и вместо этого использует те методики и техники работы, которые поддерживают клиента в том, чтобы он сам интерпретировал со­зданные им образы и при этом открывал и развивал свои соб­ственные истолкования.

Такая позиция не исключает возможности того, что терапевт делится с клиентом своими собственными внутренними образами или ас­социациями по поводу его рисунка, скульптуры и т.п. Предостав­лять подобную информацию в распоряжение клиента - суще­ственная составная часть терапевтических отноше­ний. Но терапевт преподносит клиенту эти образы, идеи и мысли четко и недвусмысленно, делая акцент на том, что они его личные, и все­гда оставляет за клиентом выбор: принять их или отвергнуть.

Для Баера не существует раз и навсегда принятых толко­ваний значения различных цветов, символов, движений и т.п. Клиенты научили его видеть, насколько индивидуальным может быть, например, значение какого-либо цвета: один и тот же красный цвет может означать для одного человека гнев, для дру­гого - зависть, для третьего - глубокое оскорбление, а для четвер­того, наоборот, символизировать радостное ощущение полноты жизни.

 

 

9.2. Воплощающий диалог

 

Существенное содержание любой терапии заключается не только в том, чтобы люди что-то о себе узнавали и что-то для себя откры­вали, но также и в том, чтобы они в этом процессе учились идти на контакт с другими и находиться в этом живом непосредствен­ном контакте.

Если в диалоге клиента и терапевта используется не только и не столько вербальный язык, а скорее опосредованный язык (то есть коммуникация, общение происходит посредством таких мате­риалов, как краски, газетная бумага, ткань, дерево, глина, пласти­лин и т.д.), то такой диалог на языке материалов-посредников, на языке творчества Баер называет воплощающим диалогом.

Такой диалог может открывать клиентам новые пути для об­щения и для развития их коммуникативных способностей, позво­ляет им испытать, опробовать на деле новые возможности самовы­ражения, восприятия и обмена информацией.

Под воплощающим диа­логом Баер понимает не ту ситуацию, когда клиенты, задействовав свои творческие силы, сначала что-то создают, а уже затем тера­певты обсуждают с ними то, что получилось. Воплощающий диалог для него - это процесс, во время ко­торого между терапевтом и клиентом происходит непосредствен­ное общение при помощи изобразительных или других вырази­тельных средств.

Диалог могут сопровождать слова, звуки или движения, но он может быть и бессловесным и ограничиваться только работой с изобразительным материалом.

Баер часто работает в русле творческого воплощающего диало­га, так как считает, что он предоставляет прекрасное пространство для экспериментирования и осознавания. В таком диалоге стано­вится более отчетливым то, что происходит между двумя людьми, проясняется, что в данный момент возможно, а что - нет, стано­вится понятным, где диалог открыт, а где он застопорился и т.п. Ригидные модели общения и важные для клиента темы становят­ся доступны переживанию и наблюдению.

При пристальном рассмотрении воплощающий диалог - все­го лишь особая форма того, что мы как терапевты, так или иначе, делаем. Мы находимся в диалоге с клиентом, в состоянии обмена какими-то содержаниями, информацией, мы включены в этот ди­алог интеллектуально, телесно и эмоционально - и одновременно мы как бы со стороны (или с высоты птичьего полета) наблюдаем за тем, что делаем мы и что делает клиент.

Терапевту особенно важно помнить о том, что в процессе воплощающего диалога клиенту становится видимым его, тера­певта, собственный стиль общения, его способ коммуникации, клиент получает возможность вникнуть в эту модель коммуника­ции, разобраться в ней, а иногда и поспорить с ней.

Кроме того, и терапевт со своей стороны в таком диалоге час­то узнает клиента более непосредственно, чем просто в беседе. Терапевт сам участвует в этом диалоге телом, разумом и эмоци­ями, включается в него своими внутренними образами, представле­ниями и воображением, и все это реализует в непосредственных диалогических действиях, например, глиной или красками.

Эти двусторонние непосредственные отношения между тера­певтом и клиентом часто содержат в себе указания на новые воз­можности, на выходы из коммуникативных тупиков. Воплощающий диалог - очень хорошая возмож­ность обогатить контакт между терапевтом и клиентом (а тем са­мым также между клиентом и другими его партнерами по обще­нию), продвигать и поддерживать терапевтический процесс.

Воплощающий диалог используют в работе творческие пси­хотерапевты самых разных направлений. Станет ли он их посто­янным «рабочим инструментом», зависит, прежде всего, от особен­ностей терапевтических отношений: насколько открыто ищется и строится контакт с клиентом.

Ниже приводятся наиболее часто встречающиеся варианты воплощающего ди­алога.

 

Подпитывающий диалог. В подпитывающем (питающем) варианте воплощающего диалога терапевт мало прибегает к контра­пункту, не предлагает возможностей для столкновений и разъясне­ния точек зрения, мало отражает, а ведет себя скорее как «кормящий»: рисует, поддерживает и сопровождает, предоставляет клиенту много свободного простран­ства и предлагает различные варианты развития диалога. Если клиент воспринимает слова и действия терапевта как подпитку и подхватывает их, то из этого получается игра в рисова­ние по очереди со взаимной поддержкой и взаимным побуждени­ем к дальнейшим творческим шагам.

Многие клиенты психически, социально или в духовном пла­не истощены, «недокормлены». В процессе терапии им просто не­обходима подпитывающая поддержка. Конечно, нельзя ограничи­ваться только ею, но в некоторых фазах терапии именно «пита­ние» необходимо в первую очередь.

 

Отражающий диалог. В терапевтическом процессе терапевты всегда выступают как подпитывающие, отражающие и визави для своих клиентов. Бывает так, что терапевты выполняют все три функции одновремен­но и ни одно из этих качеств не преобладает над другими. Но на определенных этапах терапии какая-либо из этих функций может выдвинуться на передний план и стать основной.

Функция отражения особенно важна в начале воплощающе­го диалога, когда терапевт осторожно приближается к клиенту, старается его «почувствовать» и настроиться на него. Воплощающий диалог, в котором терапевты особый акцент делают на отражении клиента, отзеркаливании его действий, мыслей и чувств, может проводиться не только посредством рисования, но и с помощью других техник.

Диалог в позиции визави. Вступить в воплощающий диалог нужно предлагать клиенту преимущественно в тех случаях, когда на первый план терапевтичес­кого процесса выходит тема отношений.Любая проблема, касающаяся отношений клиента с Другими, может проявиться во всей своей полноте в отношениях с терапевтом.

Вследствие этого значимые для клиента темы и модели его отношений становятся видимыми и легко поддаются наблюдению, чувства, которые до сих пор были блокированы, выходят на пер­вый план. В результате диалог клиента и терапевта может превра­титься в игровой поиск и испытание новых путей.

Не бывает так, чтобы в воплощающем диалоге «ничего не происходило». Любая остановка и блокада, любое отступление и наступление - все это является частью диалога. По мнению Баера, все, что происходит в таком диалоге, для терапевта всегда явля­ется открытием, а порой и неожиданностью.

Иногда терапевт заранее пла­нирует, как будет проводить воплощающий диалог.

Терапия состоит не только в том, чтобы помочь клиентам по-настоящему оживить их эмоции и чувства и развить их воз­можности и способности к взаимодействию. Терапия состоит также и в том, чтобы предоставить клиенту больший выбор возможностей, научить его различать, где, когда и с кем он может предоставить своим импульсам свобо­ду, а где, когда и с кем лучше этого не делать.

Большинство клиентов уже располагают внутренними «по­мощниками» для подобной дифференциации, только еще не осоз­нали этого или же не доверяют им. Чтобы клиенты сумели вос­пользоваться уже имеющимися у них способностями, требуется помощь терапевта – он дает усиленную обратную связь, предоставляет возможности и создает условия для проживания клиентом пози­тивного опыта, как во время терапии, так и вне ее – в повседнев­ной жизни.

 

Терапевтическая песочница как возможность построения диалога. Когда нужно помочь клиенту освободить, вывести наружу внутренние образы и воспоминания, Баер рекомендует чаще прибегать к помощи песка. «Вот песочница, погрузи свои пальцы в песок и разреши им поиграть. Позволь своим рукам делать все, что они захотят. При этом старайся воспринимать, что в тебе происходит, замечай, что ты чувствуешь, что ощуща­ешь, о чем думаешь. Но не придумывай заранее, что ты будешь делать с песком, позволь действовать своим рукам, и пусть все произойдет само собой».

Во время игры с песком у человека возникают образы из дет­ства, он вспоминает сцены игр на песчаном пляже, собирания ра­кушек, детских ссор в песочнице и еще много другого. Он мечтает и фантазирует при помощи рук и одновременно что-то создает.

Песочницу с ее стимулирующим воздействием и способнос­тью вызывать у людей спонтанную активность Баер использует в ра­боте с клиентами самого разного возраста и с самым широким спектром проблем.

 

9.3.Картины-мазилки

 

Баер (2013) относит методику «Картины-мазилки» к категории «порогопонижающи­х», потому что она снижают тот порог стыда и страха, который возникает перед людьми, когда они начинают выражать себя пу­тем рисования, лепки и т.д. Он предлагает клиентам принять участие в эксперименте и попробовать нарисовать картину-мазилку: «…гарантирую вам, что при этом нельзя что-то сделать правильно или неправильно, поэтому вам не нужно специально стараться, вы должны при помощи пальцев и ладоней просто оставлять мазки, сле­ды на листе, можете просто пачкать бумагу. Возьмите себе лист бумаги и тюбики с красками. Выбе­рите те, какие вам нравятся. Все, что похоже на так на­зываемое правильное рисование, – запрещается! Речь идет о том, чтобы просто пачкать бумагу различными красками, ос­тавлять любые следы, позволяя возникнуть какой-нибудь картине».

Сама постановка задачи «создать картину-мазилку» парадоксальна: терапевт просит изобразить картину и одновре­менно запрещает рисовать – по крайней мере, рисовать так, как это понимается в обычном смысле. Эта методика полна сюрпризов и случайностей, она – как любое создание чего-то изобразительными средствами – не толь­ко позволяет возникнуть множеству неожиданных моментов, но и провоцирует их возникновение. Дело в том, чтобы суметь помочь лю­дям устранить внутренние препятствия, убрать сдерживающие факторы, мешающие им выразить себя при помощи изобразитель­ных средств.

 

Картины-мазилки можно использовать не только в качестве «порогопонижающего» средства, но также и во многих других терапевтических ситуациях. Баер назвает три основных признака, которые во время терапевтического процес­са указывают на уместность использования этой методики.

 

1. Клиент не может назвать конкретную тему, волнующую его, не выделяет «ничего важного», над чем стоило бы поработать. Клиент чувствует себя пустым и «неприкаянным», не имеет пред­ставления о том, чем можно заняться на терапевтической сессии. Часто такое состояние клиента является показателем, что за этим «ничего» скрывается очень даже много того, что нуждается во внимании и проработке. В таких случаях Баер предлагает клиенту создать картину-мазил­ку, и тогда все то, что было под покровом этого «ничего», как пра­вило, выходит на поверхность. Иногда он просто говорит: «Намазю­кай тут свое Ничего ».

 

2. Некоторые темы, чувства и конфликты настолько сильно охватывают и блокируют клиента, что обычные пути для их вы­ражения становятся невозможными. Эти темы, чувства и конф­ликты находятся уже на пороге сознания, но остаются неосознан­ными: зачастую клиенту трудно ясно мыслить и отчетливо чув­ствовать, он замечает только, что ему нехорошо, что внутри него какое-то «брожение» и давление, чувствует, что что-то держит его «в плену». Клиент может ощущать также боли или другие теле­сные симптомы.

В такой ситуации терапевт не может просто оставить клиен­та пребывать в своем состоянии или начать резко взламывать его блокады. Важно вместе с клиентом найти пути, «навести мосты» между сознанием и бессознательным, создать подступы и подхо­ды, с помощью которых клиент постепенно, шаг за шагом сможет испытать то, что давит на него, что его телесно, душевно и эмоци­онально будоражит, не дает покоя. В этом могут существенно по­мочь картины-мазилки.

 

3. Картины-мазилки могут быть очень полезны и тем клиен­там, которые не имеют опыта работы изобразительными средствами и боятся сде­лать что-то «неправильно», что рождает страх перед рисованием.

После фазы пачканья, мазни и клякс возникает важный во­прос - что клиент видит на своей картине, что он воспринимает. Увиденное часто помогает приблизиться к значимым для клиен­та темам. Рассматривание картины и последующая беседа помога­ют найти нужный подход к чувствам и ощущениям клиента.

Иногда на данном этапе терапии этого вполне достаточно. Но иногда можно сделать еще один шаг: дать кли­ентам возможность продолжить, преобразовать уже начатую кар­тину. Тут, как правило, и начинается самая интенсивная и важная фаза работы.

 

Картины-мазилки и отпечатки. «Техника отпечатывания» заключается в том, что на картину - когда крас­ки немного подсохли, но еще остаются влажными - кладут лист чистой бумаги и прижимают его. Таким образом, получают отпе­чаток с «оригинала».

Клиенты могут самостоятельно решить, как поступать с лис­том для отпечатка: прижимать его к своей картине сильно и плот­но или же просто положить поверх картины.

Техника отпечатывания хорошо подходит для того, чтобы превращать одни картины в другие, позволяя скрытому содержанию выйти из тени и отчетливее проявляя различные грани важных для клиента тем.

 

 

Чувства

Многие клиенты на вопрос те­рапевта о чувствах рассказывают о чем угодно, но только не о сво­их чувствах. А ведь во многих случаях, чтобы вый­ти из проблемного тупика и найти возможности для изменений и развития личности, необходимо вникнуть в содержание чувств.

Существуют арт-терапевтические методики, кото­рые с самого начала делают главной темой те­рапии чувства, выдвигая их на первый план.

Картины чувств и скульптуры чувств. Если клиент выбирает темой работы на сессии свое чувство, с которым он не справляется, терапевт предлагает ему: «Нарисуй это чувство» или «Изобрази это чувство в виде какого-то объекта из глины или из газетной бумаги». Часто у клиента после этих слов сразу возникает какой-то образ чувства, или же такой образ может развиться во время в процессе рисования или лепки.

Но иногда для возникновения образа требуется дополни­тельная помощь: «Закрой на пару минут глаза, почувствуй твое дыхание... Представь себе ситуацию, в которой ты когда-то испытывал страх... (или отвращение, или гордость)... Прислушайся к тому, как ты ощущаешь это чувство теперь... Ка­кие ощущения возникают сейчас в твоем теле... Воспринимай все картины, формы, краски, которые возникают перед твоим внут­ренним взором...»

Такое вспомогательное введение может быть полезным, на­пример, в том случае, когда клиент говорит: «Я хотел бы порабо­тать над чувством отвращения, которое часто ощущаю. Но я не знаю, что мне надо для этого делать, потому что прямо сейчас я не испытываю никакого отвращения». В большинстве случаев чув­ство только при упоминании о нем уже готово «всплыть на повер­хность», и, сконцентрировавшись, его можно вновь почувствовать здесь и теперь.

Расслабление и фантазирование могут сослужить хорошую службу, когда нужно поддержать клиентов в восприятии чувств и облегчить возникновение образов, связанных с этими чувствами. При этом важно не приводить никаких примеров подобных обра­зов, а устроить «путешествие в страну Фантазию» - так, чтобы у клиентов смогли родиться их собственные образы.

Одна из возможностей такого путешествия - описывать внутренний путь по телу: «Ляг поудобней, закрой глаза, наблюдай за своим дыханием... Воспринимай, как ты вдыхаешь, как ты вы­дыхаешь... Как дыхание происходит само собой... Тебе не надо ни­чего делать, все происходит само собой. Вдох и выдох приходят и уходят, и твои мысли приходят и уходят, так же, как и твое дыха­ние... Наблюдай, как дыхание течет и струится через твое тело. Позволь ему течь, позволь ему струиться и двигаться по твоему телу, позволь всему просто происходить...

Теперь положи руку туда, где, по-твоему, находятся твои чув­ства, где они живут... (некоторые клиенты кладут руку на живот, другие на сердце или на лоб) …ощущай, как дыхание проходит че­рез это место, как оно касается его...

Ощути, какое чувство находится сейчас в том месте, на кото­рое ты положил руку. Может быть, ты чувствуешь его ясно и отчетливо, а может быть, оно смутное, скрыто и только чуть-чуть показывается. Дай себе время, позволь твоему дыханию прихо­дить и уходить, просто воспринимай его... А сейчас ощути внут­ренним взором, как выглядит это чувство, как выглядит место, в котором оно находится, какие краски там есть и какие формы... Возможно, ты видишь какие-то конкретные картины, а может быть, что-то абстрактное... Позволь твоему дыханию струиться, а картинам - возникать...»

Такое «путешествие в страну Фантазию» помогает большин­ству клиентов осознать свое чувство (или чувства) и вообразить его таким образом, чтобы можно было его нарисовать или создать в виде скульптуры.

Некоторые клиенты в ходе беседы называют одно или не­сколько чувств, говорят о них, но при этом совершенно их не ис­пытывают. Часто такое наблюдается в семейной терапии, ког­да приходят супружеские пары. Они хорошо «натрениро­ваны» в спорах по поводу чувств, легко бросаются словами, обо­значающими чувства, но в действительности не позволяют себе по-настоящему чувствовать. Если обратить на это внимание суп­ругов, они становятся беспомощны и совершенно не представля­ют, как же испытывать те чувства, которые они назвали. В таком случае можно предложить следующее упражнение.

Оно снова начинается с расслабления и просьбы сконцен­трироваться на дыхании. Когда они расслабились, можно сказать: «Сейчас я буду называть чувства, а вы представляйте себе картины, позволяйте возникать образам, какие хотят возникнуть. Пусть образы-картины возникают и пропадают так же, как ваше дыхание следует ритму вдоха и выдоха. Попробуйте не изменять эти образы, а просто регистрировать их, воспринимать... Неважно, конкретные они или абстрактные. При этом все время оставайтесь сконцентрированными на вашем дыхании... А сейчас я называю первое чувство: ярость...»

На это отводится приблизительно минута или две, время от времени вновь обращая их внимание на течение дыхания: «Снова и снова концентрируйтесь на вашем дыхании, наблюдайте, как вы вдыхаете, как выдыхаете. Как это происходит само собой, как вдох и выдох приходят и уходят. Точно так же позвольте приходить и уходить вашим картинам-образам... Сейчас я назову следующее чувство: тоска...»

Если в то время, как клиенты расслабляются, называются чув­ства, о которых на сессии уже шла речь, то это почти всегда ведет к тому, что у клиентов образы-представления возникают достаточ­но легко. Часто они бывают очень неожиданными, но в любом случае впечатляющими.

Затем клиентам предлагается нарисовать возникшие образы или изобразить их каким-либо другим способом. Семейные пары часто бывают очень взволнованы и почти потрясены тем, что и как они смогли узнать друг о друге.

Картины в рамках. Идея методики, изложенной в этом разделе, возникла в про­цессе изучения того, какие функции выполняет рама вокруг кар­тины. Рамы часто используются для того, чтобы охватить и укра­сить картину, отграничить ее от окружающего пространства, вы­делить ее из него. Если рамка подобрана хорошо - она помогает картине, если плохо - может снизить силу ее воздействия. Неко­торые художники, понимая значение рамы для картины, сами за­нимаются созданием рамы, включая ее в свое произведение.

В терапевтическом процессе мы часто сталкиваемся с чув­ствами, которые пугают клиентов или приводят их в панику. Например, скорбь может представляться столь огромной, что сопровождается морем слез, в котором клиент боится утонуть. Ярость может казаться настолько всеохватной и острой, что, раз­решив себе погрузиться в нее, клиент окажется уже во власти страха поранить других.

В таких случаях можно использовать терапевтическую методику «Картина в рамке», потому что чувства, перехлестывающие через край, нуждаются в ограни­чении, в обрамлении, то есть в «рамке» - в рамке надежности и безопасности, рамке доверия и защиты.

Терапевт просит клиента взять лист бумаги и нарисовать на нем четырехугольник, тем самым разделяя лист на внутреннее поле, в котором будет создана сама картина и поле обрамляющей ее рамки.

Клиенты решают сами, какой величины должны быть рамка и сама картина и каким образом они должны быть отделены друг от друга. Терапевт объясняет: «Чувство, которое ты воспринимаешь как угрожающее, нуждается в обрамлении, в надежной рамке. Это со­вершенно нормально для каждого человека: наши чувства нужда­ются в безопасности. Я предлагаю тебе нарисовать во внутреннем поле то чувство, которое готово захлестнуть тебя, а в рамке - то, что дает тебе безопасность. Определи самостоятельно, в каком по­рядке это сделать».

Иногда терапевт помогает клиенту и задает уточняющий вопрос: «Как ты считаешь, какое чувство противоположно тому, которое может поглотить тебя? » Если, например, клиент называет как противоположность страху чувство покоя, то я предлагаю нарисо­вать его в рамке, а страх – во внутреннем поле. Последователь­ность рисования определяет, как уже упоминалось, сам клиент.

В процессе терапевтической работы бывает так, что терапевт видит уместность и даже необходимость самому принять непосредствен­ное участие в создании картины в рамке. Работа над картиной та­ким образом превращается в диалог.

Образ Я

 

Цветок женской сущности, цветок мужской сущности. Многие люди стремятся познать свою половую идентичность и шаг за шагом, преодолевая трудности, продвигаются по этому пути. Они ищут свою идентичность, борются за нее. Иногда для людей обращение к своему образу Я означает, прежде всего, обра­щение к своей половой идентичности. Для работы с такими кли­ентами Баер придумал пластичную графическую форму в виде цвет­ка, представляющего собой в заполненной виде метафору женской/мужской сущности.

Уже само понятие «женская/мужская сущность» вызывает споры между клиентом и терапевтом. Клиенты спрашивают: поче­му именно сущность, бытие как женщины/мужчины, а не «муже­ственность –женственность», или «Инь и Ян».

В ответ на эти вопросы Баер подчеркивает, что пользуется имен­но этим понятием потому, что оно в большей степени, чем другие подобные понятия, выражает социальные, культурные, биографические аспекты контекста жизни человека.

Что касается образа цветка, то Баер просит клиентов в процессе рисования больше думать не о красоте цветов, а об их разнообра­зии и довериться самой форме цветка, тому, что она, не сковывая их фантазию, даст толчок для раскрытия всех индивидуальных аспектов половой идентичности.

Начиная работу, Баер просит клиентов нарисовать цветок, у которого есть серединка и три лепестка. Можно показать изоб­ражение цветка и сказать: «Приблизительный набросок может выглядеть примерно так». Форма, размер и контур цветка и его составляющих могут быть самыми разнообразными.

Во время этого довольно длительного процес­са освещаются, исследуются и изображаются различные аспекты женской (мужской) сущности клиента. Из отдельных лепестков постепенно создается целостный образ цветка, подчас с интерес­ными, неожиданными связями между лепестками. Во время это­го довольно длительного процесса освещаются, исследуются и изображаются различные аспекты женской (мужской) сущности клиента.

Ниже приводится описание конкретных шагов, которые Баер предпринимает, приме­няя технику «Цветок женской сущности» (с мужчинами прово­дится аналогичная работа).

 

1. После того, как на лист бумаги нанесен контур цветка, терапевт просит клиентку:

«Выбери один из лепестков для создания источника твоего женского бытия, твоей женской сущности. Что является источни­ком твоего женского бытия?..

Может ли ты вспомнить женщин, которые были для тебя об­разцом для подражания?..

Есть ли в твоей семье сейчас или были ли в ее предыдущих поколениях женщины, которые являются источником твоего жен­ского бытия?..

Кто учил тебя быть женщиной?..

Что питает тебя как женщину?..»

 

2. «Теперь создай второй лепесток - тень твоей женской сущности, твоего бытия как женщины.

Что спрятано за твоей спиной, в твоем тылу?

Каковы темные стороны твоего женского бытия?..

Что лежит позади тебя, в твоем прошлом?..»

 

3. «Третий лепесток должен называться визави, то есть тот, к кому ты обращаешься своей женской сущностью.

Кто был твоим доверенным собеседником, когда ты была де­вочкой?

В каком собеседнике (мужчинах и женщинах) ты нуждаешь­ся сейчас, уже став женщиной, и почему?

Чего ты ждешь от него?

Хочешь ли ты получить от него поддержку, или ждешь, что он примет тебя такой, какая ты есть, или тебе необходимо обсу­дить с ним острые проблемы? »

 

4. «Серединка, центр цветка — это свободное пространство для создания поля на тему Я как женщина. Оно может быть свя­зью, сцеплением, слиянием всего того, что было тебе важно сейчас, когда ты создавала лепестки... Может быть, эта часть имеет и со­вершенно самостоятельное, четко очерченное значение... Создай этот центр цветка в соответствии с тем, как ты чувствуешь себя и свою тему Я как женщина ».

 

Каждый шаг методики дает толчок для возникновения множества ассоциаций, историй, диа­логов между клиентами и терапевтом, рождает неповторимые те­лесные ощущения, мысли и чувства. Создавая цветок своей муж­ской/женской сущности, клиенты проделывают серьезную работу, осознавая свою половую идентичность, а зачастую и находя соб­ственную личностную идентичность. Постепенно возникающая при этом картина цветка ока­зывается много больше простой суммы ее частей.

 

9.6.Терапевтический триптих

Трехчастная форма триптиха предоставляет хорошую возможность для создания связей между опытом, уже имеющимся у человека, между тем, что человек ис­пытывает сейчас, и тем, что он может сделать в будущем.

Триптих как особая художественная форма в изобразитель­ном искусстве, благодаря своему сложному трехчастному строе­нию, имеет свои характерные особенности и возможности. Это композиция из трех самостоятельных частей на общую тему или на единый сюжет. Обычно средняя часть триптиха выделяется большей значительностью содержания и размерами. Чаще всего в центральной его части изображается главное событие, выдвигает­ся главная тема всего триптиха, тогда как боковые части содержат изображения или описания событий (тем), дополняющих, разъясняющих изображенное или описанное в центральной части. Но иногда составные части триптиха «рассказывают истории» слева направо, то есть так же, как мы читаем (например, Рождение Хри­ста - Распятие - Воскрешение).

 

Варианты работы с терапевтическим трип­тихом:

 

1. Терапевт может попросить участников (или участника) сессии начать с цен­тральной части триптиха и отразить в ней свои сиюминутные мысли и впечатления, чувства, образы по прорабатываемой теме.

Этот вариант Баер использует достаточно часто. Центральная часть – это стержень и одновременно «вход» в триптих, это та плоскость, в которой, как в зеркале, отражаются чувства и внут­ренние образы рисующего, независимо от того, осознаны они или нет. Часто клиент проецирует на центральную часть триптиха то, что лишь смутно присутствует в его ощущениях, о чем он только догадывается, но не может облечь в слова.

Левая и правая части триптиха представляют собой место для дополнений, частных аспектов обсуждаемой темы. Это «боко­вые входы» в триптих, которые могут расставить в нем совершен­но новые акценты и заставить взглянуть на картину в целом под совершенно новым углом.

 

2. Чаще всего просьбу оформить внешние части трипти­ха Баер формулирует конкретно. Он предлагает отразить в них полярные аспекты темы: в левой части оформить отрицательные аспекты темы, свои опасе­ния или негативный опыт, а в правой части - свои желания и на­дежды, то есть положительные аспекты темы.

 

3. Терапевт может определить качественные характеристики боковых частей следующим образом: левая часть закрепляется за прошед­шим опытом, связанным с затронутой темой, в то время как в пра­вой части оформляются аспекты темы, относящиеся к будущему, ожидания и надежды, связанные с ней.

Например, при работе со страхом Баер просит клиентку рисовать только в средней части, а за­тем говорит: «Нарисуй, пожалуйста, в левой части триптиха кар­тину по теме “Как я обходилась с моим страхом раньше? ”». Затем предлагает: «А теперь нарисуй в правой части картину по теме “Как я хочу обходиться с моим страхом в будущем? ”».

Как правило, Баер заканчивает работу с триптихом созданием той его части, которая ориентирована на будущее, исполнена на­дежды, положительна. Эта часть триптиха у большинства клиен­тов касается усиливающих и дающих силу аспектов темы.

 

4. В предыдущих вариантах работы с терапевтическим трип­тихом терапевт просил клиентов начинать с оформления центральной части картины. Если же терапия посвящена работе с противоречи­выми или полярными чувствами, то и работу с триптихом терапевт может начать именно с полярностей и попросить клиента в первую очередь оформить внешние стороны.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 4142; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.092 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь