Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Карманный календарь для пациента и его семьи



Если ты подаришь другому человеку рыбу, то она утолит его голод только на кроткий период времени. Если же ты научишь его ловить рыбу, он всегда будет сыт.

Восточная мудрость

 

В процессе лечения больного важную роль играют четыре жизненные сферы, в которых находятся разные типы конфликтных реакций: тело/чувства, успех/работа, контакт и фантазия. Когда пациент в ходе внимательного наблюдения научится видеть и различать «позитивные стороны» и «аллергические пункты» своей личности, врач может смело рекомендовать ему использовать эти знания в рамках самопомощи как в индивидуальном порядке, так и привлекая к своей работе других членов семьи.

Календарь наблюдений и тренировок сделан в виде шаблона, с которого нужно снять несколько копий для их последующего использования. Пациент может положить эти листочки в карман или просто вставить их в свой органайзер. На следующих страницах вы найдете четыре таблицы и краткое руководство с примерами, рассказывающее о том, как ими пользоваться. Поскольку сама идея работы с такими таблицами непривычна и оригинальна, пациент должен вначале научиться правильно работать с первой частью, охватывающей сферу тело/чувства, задав себе следующий вопрос: «Что я сделал сегодня для своего тела? » Иногда одно только самонаблюдение приводит к тому, что человек самостоятельно модифицирует свое поведение в тех или иных существенных чертах. Подобным же образом можно работать и с другими сферами. Как уже было сказано выше, подробное практическое руководство вы найдете в тексте, помешенном после календаря.

Никто не тает, что он может,
пока не попробует.

Публий Штрус

 

 

Пациент в интерактивной ситуации   В поисках смысла (по разработкам д-ра мед. Н. Песешкиана при сотрудничестве с психологом X. Дайденбахом)   Календарь наблюдений и тренировок для психического здоровья

 


 

I. ТЕЛО/ЧУВСТВА День 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14   1. Забота о теле 2. Движение Спорт Релаксация Дыхание Прогулки 3. Питание Количество Качество Время Контакт Ощущение Диета Посты Пищеварение 4. Продолжительность сна Ритм сна 5. Физический контакт Нежность 6. Сексуальность 7. Боль   Поведение: " +" = «правильное»; " -" = «неправильное»; " " = полное отсутствие данной активности

 


 

II. УСПЕХ/РАБОТА Шеф, сотрудники, коллеги, управление, домашнее хозяйство   День 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 1. Пунктуальность 2. Чистоплотность 3. Аккуратность 4. Послушание 5. Вежливость 6. Честность/открытость 7. Усердие – успех 8. Бережливость 9. Надежность 10. Точность 11. Терпение 12. Время 13. Контакт 14. Доверие 15. Надежда 16. Вера – религия   Поведение: " +" = «правильное»; " -" = «неправильное»; " " = полное отсутствие данной активности

 


 

III. КОНТАКТ Партнер, дети, родители, родственники, друзья, знакомые   День 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 1. Пунктуальность 2. Чистоплотность 3. Аккуратность 4. Вежливость 5. Честность/открытость 6. Усердие – успех 7. Послушание 8. Бережливость 9. Надежность 10. Верность 11. Терпение 12. Время 13. Контакт 14. Доверие 15. Надежда 16. Нежность 17. Любовь 18. Сексуальность 19. Вера – религия   Поведение: " +" = «правильное»; " -" = «неправильное»; " " = полное отсутствие данной активности  
 

 


 

V. БУДУЩЕЕ Мировоззрение, религия, жизненная философия   День 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 1. Фантазия 2. Мечты 3. Музыка 4. Рисование 5. Лепка 6. Литература 7. Религия 8. Смысл жизни 9. Здоровье 10. Заболевание 11. Смерть 12. Жизнь после смерти 13. Окружающий мир 14 Растения 15. Животные 16. Люди 17. Политика 18. Мир во всем мире 19. Единство всего человечества   Поведение: " +" = «правильное»; " -" = «неправильное»; " " = полное отсутствие данной активности

 


Методики вербализации

Если ты намерен затеять игру, вначале определи правила игры, объясни их применение и обозначь цель.

Позитивная психотерапия

 

Вербализация состоит из двух основных частей: Конфликт – Концепция – Противоположная концепция

Тренировка вежливости и честности

Для более полного раскрытия этой методики мы приводим пример одного группового терапевтического сеанса (пациентка с ярко выраженными диабетическими синдромами, осложненными целым букетом психосоматических заболеваний).

 

Госпожа Н.: Вообще-то я неохотно рассказываю об этом случае, поскольку одно только воспоминание о нем вызывает у меня раздражение. Дело было так. Несколько дней тому назад у нас случилась крупная ссора с мужем. На следующий день мы ждали в гости мою свекровь. Наш сын, присутствовавший при ссоре, тотчас по приходе бабушки рассказал ей обо всем, что произошло между нами. В результате на протяжении всего визита свекрови атмосфера в квартире была ледяной. Как только свекровь ушла, я отвесила сыну оплеуху и стала кричать на него: «Ты что, совсем с ума сошел? Что у тебя на плечах – голова или капуста? Наши внутренние дела не должны никого касаться..! »

Госпожа Б.: Бедный мальчик. В конце концов, ты сама виновата. Зачем, спрашивается, было устраивать скандал при ребенке? На твоем месте я бы промолчала и извлекла бы соответствующий урок из этого случая.

Госпожа Ф.: Да ведь разве ты не знаешь, что она настоящая мученица. Ребенок мог бы промолчать и ничего не говорить бабушке. Все мы хорошо знаем, какие сложные отношения у Н. с ее свекровью.

Госпожа X. (до этого она сидела молча): Вы говорите о частностях, а нужно смотреть в корень. Я бы просто спросила своего ребенка, как он дошел до того, что рассказывает другим людям обо всем, что происходит дома.

Вся группа очень оживленно обсуждала эту тему. Из мозаики различных мнений, высказанных во время сеанса, постепенно выкристаллизовалась противоположная концепция, которая по зрелом размышлении, примирила точки зрения всех членов группы: не следует угощать посторонних теми кушаньями, которые были приготовлены дома, не нужно выносить сор из избы! Этот общий вывод, сделанный группой, госпожа Н. попыталась в доступной форме донести до своего сына. Его собственной концепции, согласно которой человек должен всегда говорить то, что он думает, и желанию обрадовать бабушку и завоевать ее доверие, честно рассказав ей обо всем, была противопоставлена альтернатива, направленная на дифференциацию социального поведения ребенка. Тычки и ругательства (позиция матери) также нашли отражение в другой противоположной концепции, выработанной группой. Действия матери не всегда были понятны ребенку, который мог только догадываться о причинах родительского возмущения. Поэтому указания на честность и вежливость ребенка стали отправной точкой для разработки альтернативного поведения для матери.

Руководствуясь приведенным примером, опишите конфликты, имеющие место в вашей жизни. Письменно зафиксируйте уже имеющуюся у вас концепцию и попытайтесь выработать альтернативу. Озаглавьте свой рассказ «Концепции моей жизни».

 

Концепция моей жизни
Конфликт Концепция Противоположная концепция
«Бабушка, мама и папа недавно поссорились из-за тебя. Мама сказала, что ты должна знать свое место и не вмешиваться в наши дела, а я так рад снова видеть тебя у нас». (11-летний ребенок) «Ты что, с ума сошел? Что у тебя на плечах – голова или капуста? Наши внутренние дела не должны никого касаться..! » «Мне нечего сказать. Мне следует извлечь для себя урок из этого случая, поскольку я одна виновата во всем случившемся».   «Недопустимо смотреть на такое поведение ребенка сквозь пальцы» «Как ты дошел до того, что рассказываешь о внутренних делах нашей семьи другим людям? » Для ребенка: «Не следует угощать посторонних теми кушаньями, которые были приготовлены дома! » Для матери: Честность/вежливость. Неужели нужно наказывать ребенка за то, что он сказал правду? То, что касается свекрови, нужно обсуждать только с ней.

 

Из любой безвыходной ситуации
можно выйти по меньшей мере тремя
способами.

Жизненная мудрость

 

В качестве мотивации можете использовать приведенную ниже историю.

 

 

Пророк и длинная ложка

Один правоверный пришел к пророку Илие. Его интересовали вопросы об аде и рае, а кроме того он хотел обсудить с пророком некоторые важные проблемы своей жизни. Увидев Илию, он обратился к нему со следующими словами: «Где расположен ад и где находится рай? », но в ответ услышал лишь молчание. Внимательно посмотрев на пришедшего, пророк взял его за руку и по темным и узким улочкам повел своего гостя по направлению к дворцу. Миновав железные ворота, они очутились на большом открытом дворе. Там толпилось множество людей как бедных, так и богатых. Одни были одеты в лохмотья, другие, наоборот, наряжены в роскошные одежды, украшенные драгоценными камнями. Посередине двора был разложен костер, на котором стоял огромный котел, распространявший вокруг себя дивный аромат наваристого супа. Вокруг котла толпились тощие люди с осунувшимися щеками и глубоко запавшими глазами. Каждый из них старался подойти поближе к котлу, чтобы получить свою порцию супа. Спутник Илии был немало удивлен, увидев, что ложки, которыми были вооружены эти люди, по размерам превосходили своих владельцев. Ложки имели деревянные рукоятки, в то время как сами ковшики были сделаны из железа и. попадая в кипящий суп, сильно накалялись. Люди жадно обступили котел. Каждый из них хотел насытиться, но никто не мог сделать это. Прилагая неимоверные усилия, они вытаскивали ложки из супа, но из-за огромных размеров этих орудий, даже самый сильный из них, был не в состоянии донести суп до рта. В спешке они обжигали раскаленными ложками лица и руки или не в силах удержать ложку выливали суп на плечи соседям. Они громко ругались друг на друга и били друг друга теми же ложками, с помощью которых они жаждали утолить свой голод. Пророк Илия сжал руку своего спутника и сказал: «Это ад! » Они покинули двор, и адский шум прекратился. После долгих блужданий по темным коридорам дворца они наконец вышли на другой двор. Там также сидело множество людей, а в центре, как и в предыдущем зале, стоял котел с супом. В руках у присутствующих были все те же длинные ложки, которые Илия и его спутник видели в аду. Но в этом зале все люди отличались завидной упитанностью. Здесь не было шума, лишь время от времени раздавалось чье-то довольное восклицание, и слышался сочный всплеск погружающихся в суп ложек. Люди сидели по двое и по очереди кормили друг друга. Один опускал ложку в суп и подносил ее ко рту своего товарища. Если ложка с ее содержимым была слишком тяжела для него, ему помогали соседи. Когда один насыщался, он принимался кормить своего уставшего друга. Обратившись к своему спутнику, пророк сказал: «А вот это рай! ».

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь