Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вещественные первоисточники врачевания Древней Месопотамии (клинопись).



Родина клинописи - Месопотамия, как ее называли греки, или Междуречье по-русски, земля, простирающаяся между реками Тигром и Евфратом. Ее южную часть нередко называют Двуречьем. В Египте писали на камне, на папирусе и на черепках глиняной посуды -страках. В Двуречье нет каменистых утесов, не растет там и папирус. Зато вдоволь глины. Вот ее и использовали как самый удобный и самый дешевый материал. Замесил немного глины, слепил из нее небольшой блин, вырезал треугольную в разрезе палочку и пиши, выдавливая на влажной, а потому мягкой глине письменные знаки. От нажима такой палочки получались знаки, похожие на клинья, поэтому такое письмо назвали клинописью. Глиняные таблички сушили на солнце, а если хотели сохранить запись дольше, таблички обжигали на огне.

Открытием, которое возбудило стремление к новым поискам шумерских документов, стал город Ниппур. Там в конце 19 века американские археологи обнаружили несколько тысяч табличек с надписями — клинописью. Шумерские таблички размещались в 62 комнатах. Следующей находкой была библиотека шумеров на месте древнего города Шурупака. Почти все таблички с клинописью грозили рассыпаться. Их извлекали из сырой земли, просушивали, чистили, фотографировали, обжигали и аккуратно укладывали в ящики. На это ушло восемь месяцев, на публикацию результатов работ — двадцать лет.
Ученые классифицировали шумерскую библиотеку разделив её на серии. Первая - тексты хозяйственного содержания, вторая - школьная: глиняные таблички игравшие роль современных школьных тетрадей. Но самое главное - шумерская библиотека позволила составить список архаических клинописных знаков.
Еще в 17 веке европейские путешественники и агенты различных компаний снимали копии клинописных знаков в Персии, Аравии и других странах.
Поначалу клинопись считали орнаментом, узорами на камнях. Говорили даже, что это следы птиц на мокрой глине. Но европейские учёные всё больше склонялись к мнению, что это древняя письменность, которую, казалось, никогда не разгадать. Ведь не могли даже толком уяснить, как читать таблицы: сверху вниз, слева направо или наоборот.
Житель Дании К. Нибур свершил подвиг исследователя — добыл ценные клинописные документы шумеров. Но этим он поставил перед учёными большую и трудную задачу: прочесть письмена, которые внешне действительно похожи на хаотические следы каких-то фантастических птиц.

Наконец, немецкий учёный Гротефенд смог прочесть надпись на одной из табличек: Это произошло в 1802 году. Путь к прочтению письмён Ассирии и Вавилонии, клинописной библиотеки шумеров, был открыт. Исчезнувшие далёкие миры возвращались из небытия. История человечества расширилась далеко в глубь тысячелетий. Над разгадкою шумерской клинописи работал и исследователь Смит. Перед ним открывалась жизнь древнего Востока: то строительная надпись, то инвентарный список. Но однажды с невзрачной серой таблички повеяло таинственными чарами Востока. Смит нашёл текст о всемирном потопе, о котором позже было написано в известной всем книге - Библии.

На протяжении многих тысячелетий клинопись прошла долгий и сложный путь развития. Учёными прочитано уже много клинописных глиняных книг. Они дали богатый материал по истории развития клинописи. Развитие клинописи шло по пути упрощения рисунков. Знаками, которые имелись в арсенале шумерского письма, можно было сделать хозяйственную запись, подсчёт имущества, то есть зафиксировать самое простейшее, конкретное. А как записать мифы, исторические события, поэмы? Это натолкнуло шумеров на введение в письмо фонетических дополнений. Но шумерская клинопись так и не дошла до буквенного письма. В фондах французского музея Лувра хранится табличка из бухгалтерской глиняной книги древнего Шумера. На нём записано, сколько зерна нужно, чтобы прокормить рабов.

Кроме таких деловых документов, шумеры оставили нам труды по математике, сельскому хозяйству, медицине, литературные произведения. Теорема Пифагора была доказана ещё математиками Месопотамии. Шумерские учёные составляли календари, карты, успешно использовали в медицине различные растения. Глиняные таблички рассказали нам о мудрости и поэтичности шумерского народа. Например, пословицы. Они гораздо старше египетских. «Если страна плохо вооружена, враг всегда будет стоять у ворот». «Увернулся от дикого быка, натолкнулся на дикую корову». А басни, сюжеты которых, как считали, придумал Эзоп, оказывается, появились ещё раньше в Шумере.
Около четырёх тысяч лет пролежали в земле семнадцать клинописных табличек. На них была записана своеобразная педагогическая поэма. Эти семнадцать глиняных таблиц - прекрасный памятник педагогических взглядов, близких и понятных нам.

Кроме шумеров, К. пользовались аккадцы (вавилоняне и ассирийцы), эламиты, хетты, финикийцы г. Угарита, урарты и персы.

5.4. Древний Египет. Медицина и врачевание в древнеегипетском пантеоне.

Место цивилизации – долина нижнего течения Нила. В 6 тыс. до н.э. Египет вошел в состав Византии. У египтян сохранились тотемизм и фетишизм. Почти каждое живое существо почиталось в виде животного, а позднее в виде человека. Важное место занимали представления о сотворении мира и всего сущего. Фараон причислялся к богам.

Источники: папирусы мед. содержания, свидетельства писателей древности (Геродот, Плутарх, Полибий).

В истории врачевания выделяют 3 крупных периода:

1. Царский (30-4 вв до н.э.)

2. Греко-римский (332 г. до н.э. – 395 г. н.э.)

3. Византийский (395 –638 гг)

Знания получали из практического опыта.

В эпоху Др. Царства – сооружение пирамид, в эпоху Нового Царства – расцвет государства.

Египтяне обладали обширными понятиями по хирургии, внут. и кожным болезням, в акушерстве, стоматологии. В текстах папирусов встречается большое количество магических формул. Более ранние тексты содержат менее религиозной мистики. Магические приемы и действия сопровождали рациональные приемы. Имелись знания о строении чел. тела. Уже в сер. 2 тыс. были описаны крупные органы.Впервые был описан мозг. Занимались мумификацией. Процедура бальзамирования занимала 70 дней.

Причины болезни связывали с естественными и сверхестественными явлениями. Считали, что ведущее место в жизнедеятельности организма занимали кровь и пневма.

Пневма – находящееся в воздухе невидимое и невесомое существо, кот. при входе поступало в легкие, затем в сердце и далее вместе с кровью расходилось по всему телу. Т.о. зародились две важнейшие концепции: гуморальная и пневматическая, которые в различных формах сохранялись в медицине более 3 тыс. лет. Египтяне полагали, что многие вредные для организма вещества изменяющие свойства крови и пневмы содержатся в пище. Эти причины служили обоснованием для проведения очистительных процедур с целью предупреждения и лечения болезней. Врачи рекомендовали каждый месяц три дня очищать желудок. Основным органом считалось сердце – ему приписывалась способность мыслить и чувствовать. Считали что от сердца отходят 22 сосуда во все части тела. В древнем Египте распространялись паразитарные и инфекционные заболевания (оспа, малярия, чума). В связи сэтим большое значение придавалось соблюдению гигиенических требований.

В Древнем Египте существовали и космогонические представления о четырех элементах — воде, воздухе, земле и огне, в связи с которыми возникли зачатки классического гуморального учения о четырех основных соках организма, определяющих состояние здоровья или болезни. Эти указания, однако, не согласуются с имеющимися данными о том, как представляли себе древние египтяне происхождение и картину мира. Вместе с тем не исключено, что космогонические представления, возникшие в Древнем Иране и имевшие широкое хождение у вавилонян и халдеев, были известны и египетским жрецам, благодаря чему могли попасть в древнеегипетские тексты конца периода Нового царства (16—11 вв до н.э.).

Начиная с эпохи Древнего царства в Египте существовала медицинская школа «Дом жизни». Медицинскую подготовку юноши получали также в школах и храмах Гелиополиса и Саиса, Мемфиса, Фив. В стране не было равенства в рангах, дознаниях и материальной обеспеченности врачей. Из папирусов хорошо известен тип врача высшей категории — врача-жреца. Основная же масса врачей Египта вербовалась из вольноотпущенников или рабов. Нередко они состояли на службе у врачей-жрецов. Еще в период Древнего царства существовали лечебники. К концу Среднего царства (21—18 вв. до н.э.) относится появление своеобразного свода знаний по лечебной диететике, а также по женским болезням и лечению животных. Наряду с медицинским образованием и медицинской литературой в Древнем Египте существовали и некоторые формы организации медицинской помощи. В частности, известно, что не позднее 3 тысячелетия до н.э. в древнеегипетской армии была создана медико-санитарная организация. При храмах, по-видимому, впервые в истории человечества были выделены специальные помещения (типа стационаров) для увечных, слепых и хронических больных. Не исключено, что именно у египтян древние греки заимствовали идею организации стационаров при храмах. В крупных городах имелись специальные дома для родовспоможения. Существовали лечебные заведения при армии – стационары для раненых.

Дома жизни были также местом хранения папирусов. Врачем высшей категории считался жрец, существовали еще врачи-лечебники. Египетских врачевателей приглашали на службу в другие страны.

В древнеегипетской М. существовала специализация врачей: были специалисты по внутренним, кожным, глазным, желудочно-кишечным («утробные врачи») болезням, по хирургии, акушерки и др. Большое внимание уделялось глистным инвазиям, О развитии зубоврачебного искусства свидетельствуют обнаруженные у мумий (3 тыс. лет до н.э.) зубы, прикрепленные к другим зубам золотой проволокой, челюсти, просверленные при операции. Античные авторы считали Египет родиной учения о кожных болезнях. В древнейших памятниках письменности приводятся описания кожных сыпей и других симптомов различных заболеваний кожи: чесотки, карбункулов, рожи, проказы и др.

Древний Египет считают родиной косметики. Дошедшие до нашего времени прописи свидетельствуют, что древнеегипетские косметические средства обладали высокой стойкостью, не раздражали кожу, а в ряде случаев оказывали противовоспалительное и фотозащитное действие.

Для лечения переломов древнеегипетские врачи применяли нечто подобное современным шинам, лонгетам и даже гипсовым повязкам (бинтовые полоски из холста погружались перед наложением в алебастр или затвердевающие смолы). Известно, что в Древнем Египте производили ампутацию конечностей, трепанацию черепа, операции на позвоночнике, органе слуха и др. Изготавливались близкие по форме к современным металлические хирургические инструменты: ланцеты, пинцеты, ножи, ножницы и т.д. При операциях использовались обезболивающие средства. Имеются указания, что в Древнем Египте была впервые применена перевязка кровоточащих сосудов. Не исключено, что врачи Древнего Египта осознавали в какой-то мере опасность инфицирования раны и пытались бороться с воспалительными явлениями, прикладывая к ране листья ивы.

Египтянами описано около 250 болезней и 877 способов их лечения. Высокого развития достигла хирургия: проводили ампутацию, трепанацию. Изготавливали близкие к современным хирургическим инструменты. Египет считают родиной косметики.

Египет оказал большое влияние на медицину других народов. Отдельные древнеегипетские тексты были включены а «Гипократов сборник», оттуда в труды стран Арабского халифата, Европы.

5.5.Религиозные представления. Учение о бессмертии души и культ мертвых. Бальзамирование.

Религиозные представления древних египтян постоянно развивались, хотя приверженность к традициям, заставлявшая наслаивать новые представления на старые, способствовала сохранению пережитков даже первобытных верований. Так, у египтян сохранялись долгое время фетишизм, тотемизм (почти каждое египетское божество почиталось в виде какого-либо животного, позднее — в виде человека с головой животного). Наряду с этим египтяне. по-видимому, первыми ввели в религию антропоморфные представления (культ Осириса и Исиды, обожествление архитектора и врача Имхотепа и др.), представление о суде справедливости в загробном мире, культ умирающего и воскресающего бога, являвшегося одновременно верховным судьей в царстве мертвых, и т.д. Египтяне выстроили иерархию богов более жесткую, чем у других народов Древнего Востока. Важное место в мировоззрении древних египтян занимали учение о бессмертии души и связанный с ним культ мертвых. Согласно древнеегипетским верованиям, у человека было несколько душ, важнейшая из которых Ка (божественный двойник человека, олицетворяющий собой жизненную силу) после смерти отделялась от тела и отправлялась в странствия по загробному царству. Достичь вечного блаженства можно было при условии, если тело будет сохранено в целости (отсюда обычай мумифицировать трупы) и если на суде Осириса будет установлено, что сердце умершего не отягощено грехами.Египтяне первыми ввели в религию антропоморфные представления (культ Осириса и Исиды), предметом особого культа были змеи.

Обычай бальзамировать трупы способствовал накоплению анатомических знаний, поскольку бальзамирование было сопряжено с извлечением внутренних органов и головного мозга. Однако многовековая практика бальзамирования не привела древних египтян к созданию сколько-нибудь стройной системы анатомических представлений. Судя по текстам медицинских папирусов, древнеегипетским врачам были известны лишь отдельные внутренние органы, в т.ч. сердце, головной мозг, печень, а также сосуды. Основным органом считалось сердце, ему приписывались функции мышления и чувств. Другие народы Древнего Востока уже во 2—1 тысячелетии до н.э. считали мышление функцией головного мозга. По-видимому, древние египтяне имели представления о движении крови в связи с деятельностью сердца. Они считали, что от сердца отходят 22 сосуда, которые направляются ко всем частям тела. Врач, «касаясь головы, затылка, рук, ладони, ног, везде касается сердца, ибо от него направлены сосуды к каждому члену», — говорится в папирусе Эберса.

5.6 Медицинские папирусы: частная патология, лекарственное лечение, диететика (папирус Эберса), хирургические методы лечения (папирус Смита), акушерство (папирус из Кахуна), лечение детских болезней (папирус Бругша).

Источниками знаний о состоянии М. в Древнем Египте являются дошедшие до нашего времени папирусы с медицинскими текстами, многочисленные иероглифические надписи на саркофагах, пирамидах, колоннах храмов, различные памятники материальной культуры (санитарно-технические сооружения, хирургические инструменты, предметы бытового обихода, произведения искусства). Некоторые сведения медико-гигиенического характера, а также косвенные свидетельства об уровне развития М. и состоянии медицинской помощи в Древнем Египте имеются в памятниках письменности религиозного содержания, государственных и дипломатических документах, литературных произведениях. Кроме того, оценка достижений древних египтян в области М. дана в произведениях античных авторов. Египтяне обладали обширными для своего времени знаниями в области хирургии, внутренних и кожных болезней, акушерства, лечения зубов и др. Они создали школы для подготовки врачей. Вместе с тем в текстах медицинских папирусов встречается большое количество магических формул, заклинаний и обрядов, выполнением которых должно было сопровождаться каждое рациональное действие врача и больного, чтобы обеспечить успех в диагностике и лечении.

Причем исследователи древнеегипетских медицинских папирусов отмечают, что более ранние тексты менее отягощены религиозной мистикой и магическими формулами. Так, папирус Смита (дошедший до нашего времени экземпляр, датируемый 1550 г. до н.э., считают копией раннего текста, авторство которого приписывается Имхотепу, не позднее 2700 г. до н.э.) в отличие от остальных папирусов, составленных значительно позднее, не содержит каких-либо магических заклинаний. Медицина в Египте с течением времени все более и более погружалась в колдовство и мистику. Древнеегипетская М. базировалась на опыте земледельческой и охотничьей общины и не могла быть свободна от демонологических, тотемистических, анимистических представлений. Судя по содержанию папирусов, древнеегипетская М. во 2 тысячелетии до н.э. сделала много рациональных приобретений в области гигиены, диагностики и лечения.

В папирусе Эберса, посвященном главным образом вопросам частной патологии, описано 250 заболеваний различных органов и частей тела и 877 способов их лечения. В частности, есть подробное описание симптоматики кровотечений, слоновой болезни, заболеваний желудочно-кишечного тракта, органов дыхания и др. Древнеегипетские врачи умели пользоваться различными диагностическими приемами: осмотром для выявления изменений формы и окраски наружных частей тела, кожи, волос, ногтей; ощупыванием для установления отклонений положения, формы, напряжения и температуры органов брюшной и грудной полостей, конечностей и др. Древнеегипетские врачи знали стадию кризиса при острых заболеваниях, считали критическими 10-й день от начала болезни.

О знаниях древних египтян в области акушерства и гинекологии свидетельствует папирус из Кахуна (2200—2100 или 1850 гг. до н.э.). В нем описаны признаки маточных кровотечений и лечебные меры при них, а также при нарушениях менструального цикла, некоторых воспалительных заболеваниях женской половой сферы и молочных желез. Наряду с ошибочными представлениями (например, египтяне считали, что матка открывается вверх) в медицинских папирусах содержалось немало рациональных рекомендаций. Например, в качестве противозачаточного средства рекомендовалось вводить во влагалище листья акации (в настоящее время выяснено, что акация содержит вид камеди, которая при растворении образует молочную кислоту). Для установления беременности проводилась проба, выявлявшая ускорение прорастания пшеницы и ячменя под влиянием мочи беременной женщины. Именно этот прием под названием «проба Мангера» был предложен для диагностики ранних сроков беременности в начале 20 в.

В Египте издревле имелись акушерки, принимавшие роды на дому. Египтянки рожали сидя. Примитивный родильный стульчик сооружался из кирпичей, сложенных таким образом, чтобы между бедрами женщины и полом было достаточное пространство для выхода ребенка. Проводилась обработка новорожденного: его обмывали, отрезали пуповину и клали на ложе из кирпичей. Предположение о том, что египтянам была известна операция кесарева сечения, не находит подтверждения у современных исследователей, однако несомненно, что египтяне умели извлекать плод из утробы умершей матери. Имеются сведения о применении обезболивающих средств при родах.

Употреблявшийся в Древнем Египте арсенал лекарственных средств был чрезвычайно разнообразен; многие из них продолжают применяться до настоящего времени. В папирусе Эберса упоминаются препараты из мака, можжевельника, граната, акации, льняного семени, укропа, тмина, чеснока, сельдерея, ромашки, полыни, тамариска, камыша, лотоса и др., а также такие вещества растительного происхождения, как уксус, вино, дрожжи («ил пива»), скипидар, мирра (смола аравийского мирта), касторовое масло, кедровое масло, белена, стрихнин. Из минеральных веществ в лечебных целях использовались сера, селитра, купорос, различные соли и кислоты, соединения сурьмы, малахит, ярь-медянка, микродозы меди («удар медного молотка»), алебастровый порошок, уголь в виде «сажи со стен над очагом», мемфисский камень, квасцы, поваренная соль и др. Из средств животного происхождения применялись женское молоко и молоко коз, бычья и рыбья желчь, мед, жиры, мозг, печень, кровь различных животных и др. Кроме лекарственных средств местного происхождения египтяне пользовались средствами, привозимыми из Китая, Индии, Центральной и Южной Африки. Сохранились списки привозных лекарственных средств, служивших объектом международной торговли.

Были распространены разнообразные лекарственные формы: припарки, примочки, пластыри, мази, отвары, пилюли. При этом пилюли для женщин приготовлялись с добавлением меда, для мужчин — без меда. Применялись лекарства сложного состава, иногда включавшие до 30 компонентов; предписывалось употребление «утром», «вечером» и т.д. В городах существовали учреждения для хранения и продажи лекарственных средств. Такие городские аптеки-склады имели вид круглых, наполовину находившихся в земле колодцеобразных помещений, в которые по радиусам вели длинные узкие ходы. Для хранения лекарств служили углубления, выдолбленные в стенах наподобие ячеек.

Образ жизни египтян, по свидетельству Диодора, был так целесообразно урегулирован, что можно было видеть в нем не плод законодательного творчества, но работу дельного врача. сумевшего разработать его согласно правилам науки о здоровье. Действительно, в образе жизни и гигиенических предписаниях, которыми руководствовались древние египтяне, было много рационального. Так, рекомендовалось рано вставать, ежедневно заниматься гимнастикой и обтирать тело прохладной водой. Поощрялись занятия спортом (греблей, плаванием, нырянием, стрельбой из лука, метанием копья); гимнастика и некоторые виды спорта входили в число обязательных занятий во всех древнеегипетских школах. Предметом особого внимания были забота о чистоте тела и уход за кожей. Законодательством регламентировались правила погребения умерших, надзор за качеством продаваемых пищевых продуктов (в частности, осмотр мяса).

Уделялось внимание и санитарному благоустройству городов; в кварталах знати имелись водопроводы, канализация, бассейн и др. Еще в додинастический период была осушена огромная площадь нильской дельты. В эпоху Древнего и Среднего царств вся страна покрылась сетью дренажных канав. Осушение осуществлялось также путем насаждения деревьев с мощной влаговсасывающей корневой системой.

Древнеегипетская М. оказала большое влияние на развитие М. других народов. Так, известно, что в Древнем Иране большим авторитетом пользовались египетские врачи и египетская медицинская литература. Некоторые общепатологические положения (в частности, учение о пневме), приемы диагностики, консервативного лечения были заимствованы и развиты античными врачами, а затем врачами Византии, стран Арабского халифата. Средней Азии, а также Западной Европы периода раннего средневековья.

6. Литература для преподавателей (в т.ч. на электронных носителях).

Основная литература

1.Лисицын, Ю. П. История медицины: учебник для студ. мед. вузов / Ю. П. Лисицын. – М, 2010. – 304 с. – Режим доcтупа:

http: //www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970415030.html

Дополнительная литература

1.Мирский, М.Б. История медицины и хирургии: учеб. пособие для студентов / М.Б. Мирский – М., 2010. – 528 с. – Режим доступа: http: //www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970414293.html.

 

ЗАНЯТИЕ 3


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 506; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.037 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь