Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Мораль, нравственность как этические категории



Мораль, нравственность как этические категории

Слово этика было введено др.греч философом Аристотелем в 4веке дон.э.

В переводе с др.греч этос означает обычай, темперамент, характер, образ мыслей.

Этика- филосовская наука исследующая вопрос о природе и сущности морали..

Слово мораль (лат.) означает обычаи, нравы, поведение. Чаще всего мораль определяют как особую форму общественного сознания. Особый способ регуляции поведения людей в обществе.

Понятием морали является добро, зло, долг, ответственность и т.д.

Моральные нормы с одной стороны не проходящие, а с другой изменяющие свою суть. М.н. это часть социальных норм имеющих нормативное сознание.

Т.е. мораль предполагает знания о нормах предполагающие мотивацию нашего разумного поведения, это нормы и оценки поведения людей.

В этической науке употребляется слово нравственность, образованное от русск. слова прав, что означает совокупность душевных качеств человека.

С точки зрения науки мораль несет общественный характер, а нравственность индивидуальный характер

Этика как наука имеет 2 основных направления:

1) Ненормативная этика – относится дескриптивная метаэтика. Метаэтика исследует гносеологические, логические и др. проблемы этики, представляющие интерес для профессионалов философов. В рамках дескриптивной этики в рамках конкретного … применяются при рассмотрении проблем морали и нравственностью поведения, т.е. ненормативный характер этих частей нуки означает что в данном случае целью не является предписание должного поведения, не обосновываются нравственные ценности.

2) Нормативная этика – занимается обоснованием, систематизацией, оправданием морального идеала моральных норм и стандартов, вырабатывает точные оценочные суждения, строгие определения нравственных ценностей и моральных обязательств.

Видными теоритическими концепциями норм этики являются:

· Утилитаризм (Иеримия Бентам)

· Деонтологическая теория (Эмануил Кант)

Основным направление норм этики является:

§ Прикладная этика, под поторой понимаеют сферу углубленного этико-теоритического анализа трудных моральных ситуаций в различных областях жизнидеятельности современного общества.

Предназначение заключается в том, чтобы поднять конкретную социальную практику до уровня моральных требований.

Разновидностью прикладной этики является профессиональная этика.


 

Профессиональная этика

Это разновидность прикладной этики в различных преимущественно человедческих профессиях, задачами которой являются определение и обоснование целей профессий, группы, системы нравственных ценностей данной профессии, моральных качеств необходимых ее представителям.

Профессиональные требования появились в мед.практике еще 1, 5 тыс. лет до н.э., врачи др.Индии давали профессиональную клятву.

В европейской мед. огромную роль сыграли этические нормы сформулированные Гиппократом.

 

13. СУРРОГАТНОЕ МАТЕРИНСТВО

Суррогатное материнство напрямую затрагивает чел. жизнь, поэтому возникает этич. и моральных вопросы.

«Суррогатное материнство» означает методику переноса оплодотворенных яйцеклеток женщины, которая по тем или иным причинам не может выносить беременность, в организм другой женщины – суррогатной матери. Рожденный этой женщиной ребенок передается генетическим родителям на основе заключенной договоренности. Соглашение о суррогатном материнстве может быть коммерческим и некоммерческим.

ПРОБЛЕМЫ:

*лишние эмбрионы

*угроза псих. и физ. здоровья матери и ребенка

*негативное влияние на психику потенц. родителей

* разрушение понятий, обознач. кровное родство

*это коммерческая услуга

*обесценивание образа матери и разрушение семьи

*злоупотребление НРТ (безопасность тех-и)

*сохранение тайны рождения детей

*купля/продажа детей

Модели мед. этики

В европейской медицине более 25 веков формировались, изменялись различные нормы и правила, различные нравственные регуляторы функционировали на разных этапах развития общества и влияли на формирование этических моделей в медицине.

Учитывая все многообразие врачебного нравственного опыта выделяют 4 основных модели мед.э:

1) Модель Гиппократа – принцип «не навреди». Основывается на принципах изложенных др.греч. философом, врачом Гиппократом в его труда «клятка», « о законе», «об искусстве», «Наставление», « о враче», «о благополучном поведении». Основополагающий принцип формирует исходную проф. Гарантию, которая может рассматриваться условие и основание признания обществом в цело и каждым чел. В отдельности, которые доверяют врачу свою жизнь.

2) Модель Парацельса – принцип «твори добро». Это форма мед.э. в рамках которой нравственные отношения с пациентом понимаются как составляющее стратегии терапевтического поведения врача. Ведущее значение приобретает учет личных индивидуальных особенностей пациента и установление доверительных отношений между врачом и пациентом. Принцип делает благо, акцентирует внимание мед.работников на необходимости непросто избавления вреда, но и активных действий по его предотвращению или исправлению.

Если в гиппократской модели завоевывается социальное доверие личности, то модель парацельса формирует личностый, индивидуальный учет с использованием эмпирического, психического лечения.

3) Диентологическая модель- принцип соблюдения блага. ……

Согласо этому принципу мед.раб должен строго выполнять предписанные мед.э. нормы и правила и в соответствии с ними свои проф. Обязанности. Проф. Долгом становится следование принципам не навреди и твори добро. Нарушение требований влечет за собой не только меры наказания, но и личная ответственность за совершенный поступок. Идея долга должна быть ведущей в деятельности мед.раб. и если чел. Способен этому следовать, то он соответствует профессии, если нет, то покинуть ее.

Диентология разработала основные направления:

· Соблюдение врачебной тайны

· Мера ответственности за жизнь и здоровых и больных

· Взаимопонимание в мед сообществе

· Взаимоотношения с больными и их родственниками

Правила были разработаны почти для каждой специальности

4) Биоэтика – принцип уважения прав и достоинств человека

 


 

III. Медикаментозная

IV. Дистаназия (спасение жизни пациента во чтобы то не стало)

«За»:

1) чел. должно быть представлено право самоопределения вплоть до того, что он сам может выбирать, продолж. ему жизнь/нет

2) чел. должнен быть защищен от жестокого и негуманного лечения

3) чел. имеет право быть альтруистом, т.е. пожалеть своих близких, не обременятьих ни морально, ни финансово

4) эконом. сторона проблемы

«Против»:

1) покушение активной э. на челов. жизнь

2) возможность диагностич. и прогностич. ошибки врача

3)возможность появл. медикаментов и способов лечения

4) наличие более эффективных болеутоляющ. средств

5) риск злоупотребл. со стороны персонала

 

11. ИСКУССТВЕННЫЙ АБОРТ

Этич. и юрид. проблемы.

1)Самое либерал. законодат. разрешает аборт по просьбе в большинстве Европейских стран.

1920г- первый аборт в России

2)Свобод. законод. делает аборт по соц. и мед. показаниям.

3)Строгие законы, разреш. аборт когда (Польша, Португалия, Испания, Швейцария)

· угроза физ./психич. здоровью женщины

· инкурабельные дефекты плода

· инцест

· износилование

4)крайне консерват. законы запрещ. аборты/разреш. лишь когда беременность представл. опасность для жизни женщины (Сев. Ирландия, Мальта, Респ. Ирландия)

 


 

10. НОВЫЕ РЕПРОДУКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Мед. вмешательство направлено на лечение бесплодия, а с др. стороны на предупрежд. зачатия и прерыв. беременности, следоват. эти репродукции явл. проблемными.

К НРТ относят методы искууств. оплодотвор.:

- ЭКО

- ПЭ

- Искус. инсеминация – известна б. 300 лет. Использов. в массвой практике с конца 1960г, а в нашей стране с 1981г. Примен. при мужском бесплодии чаще с использ. биоматер. донора, реже как отсроченное родительство.

ВМА в заявлении об искусств. оплодотв. 1987г считает мед. помощь, оказыв. при бесплодии оправд. как с этич.и научной точки зрения. Однако особо выдел. неприченению вреда здор. ребенка и благополуч семьи, что требует обследования донора.

ЭКО и ПЭ религиоз. авторы отвергают этот метод как опасный шаг к дегуманизации чел. жизни.

ВМА считает допустимым как оставш. единств. возможность при лечении некотр. форм бесплодия и способ прифилакт. генетич. аномалий и как важное научное направление исслед-я репродукции и контрацепции.

Этич. проблемы ЭКО и ПЭ:

1) гиперстимуляция яичников – адекватно ли инфор. о последствиях женщину и ее близких

2) продцедура оплодотвор. – все получ. зрелые яйцеклетки и спустя 3 сут. в матку переносятся 3-4 эмбриона. Возможна многоплод. беременность

3) наступление беременности – что делать с лишними эмбрионами

Донорство. Христиан. религия видит аналог прелюбодеяния, светские критики – морал. распущенности, безответственности. Тайна донорства – конфиденц. инф-я о донорах должна содерж. в строгой тайне, а с др. стороны – совершеннолет. дети имеют право знают о биолог. родителях. Опасность инцеста – донорами явл. здоровые лица в возрасте от 25-40 лет, сдающ. сперму не чаще 5 р/месс. и не дольше 5 лет. Оплата донорства – тоже этич. проблема.

Согласно ст. 35 на право примен. искусств. оплодотвор. есть у каждой соверш. женщины, при этом в инструкции Мин.здрава технология должна примен. по мед. показаниям


 

14 ЭТИЧ. ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ И ВОСПРОИЗ. ЛС

В конце 1970-х гг. П.В. Лопатиным была сформулирована концепция лекарства как материализованной программы доставки лекарственного вещества к биологической мишени и предложена закрытая графическая модель процесса его разработки.

1, Формулирование требований к создав. ЛС:

Выбор биологической мишени.

Создание прототипов ЛС

2.1. композиции;

2.2. определение дозы в потребительской таре;

3. Исследования соответствия характеристик прототипов; 3.1местных тканевых реакций;

3.2. токсикологии;

3.3. специфического действия; 3.4 параметров

качества;

4. Выбор оптимал. варианта из прототипов (! при отсуств. неудов. рез-та тема закрыв.)

Ст 30

При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:

1) уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;

2) выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;

3) обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

4) проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;

5) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;

6) сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, в соответствии со статьей 61 настоящих Основ;

7) информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в соответствии со статьей 32 настоящих Основ;

8) отказ от медицинского вмешательства в соответствии со статьей 33 настоящих Основ;

9) получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья в соответствии со статьей 31 настоящих Основ, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

10) получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования;

11) возмещение ущерба в соответствии со статьей 68 настоящих Основ в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;

12) допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;

13) допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения.

В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации либо в суд.

 

Мораль, нравственность как этические категории

Слово этика было введено др.греч философом Аристотелем в 4веке дон.э.

В переводе с др.греч этос означает обычай, темперамент, характер, образ мыслей.

Этика- филосовская наука исследующая вопрос о природе и сущности морали..

Слово мораль (лат.) означает обычаи, нравы, поведение. Чаще всего мораль определяют как особую форму общественного сознания. Особый способ регуляции поведения людей в обществе.

Понятием морали является добро, зло, долг, ответственность и т.д.

Моральные нормы с одной стороны не проходящие, а с другой изменяющие свою суть. М.н. это часть социальных норм имеющих нормативное сознание.

Т.е. мораль предполагает знания о нормах предполагающие мотивацию нашего разумного поведения, это нормы и оценки поведения людей.

В этической науке употребляется слово нравственность, образованное от русск. слова прав, что означает совокупность душевных качеств человека.

С точки зрения науки мораль несет общественный характер, а нравственность индивидуальный характер

Этика как наука имеет 2 основных направления:

1) Ненормативная этика – относится дескриптивная метаэтика. Метаэтика исследует гносеологические, логические и др. проблемы этики, представляющие интерес для профессионалов философов. В рамках дескриптивной этики в рамках конкретного … применяются при рассмотрении проблем морали и нравственностью поведения, т.е. ненормативный характер этих частей нуки означает что в данном случае целью не является предписание должного поведения, не обосновываются нравственные ценности.

2) Нормативная этика – занимается обоснованием, систематизацией, оправданием морального идеала моральных норм и стандартов, вырабатывает точные оценочные суждения, строгие определения нравственных ценностей и моральных обязательств.

Видными теоритическими концепциями норм этики являются:

· Утилитаризм (Иеримия Бентам)

· Деонтологическая теория (Эмануил Кант)

Основным направление норм этики является:

§ Прикладная этика, под поторой понимаеют сферу углубленного этико-теоритического анализа трудных моральных ситуаций в различных областях жизнидеятельности современного общества.

Предназначение заключается в том, чтобы поднять конкретную социальную практику до уровня моральных требований.

Разновидностью прикладной этики является профессиональная этика.


 

Профессиональная этика

Это разновидность прикладной этики в различных преимущественно человедческих профессиях, задачами которой являются определение и обоснование целей профессий, группы, системы нравственных ценностей данной профессии, моральных качеств необходимых ее представителям.

Профессиональные требования появились в мед.практике еще 1, 5 тыс. лет до н.э., врачи др.Индии давали профессиональную клятву.

В европейской мед. огромную роль сыграли этические нормы сформулированные Гиппократом.

 

13. СУРРОГАТНОЕ МАТЕРИНСТВО

Суррогатное материнство напрямую затрагивает чел. жизнь, поэтому возникает этич. и моральных вопросы.

«Суррогатное материнство» означает методику переноса оплодотворенных яйцеклеток женщины, которая по тем или иным причинам не может выносить беременность, в организм другой женщины – суррогатной матери. Рожденный этой женщиной ребенок передается генетическим родителям на основе заключенной договоренности. Соглашение о суррогатном материнстве может быть коммерческим и некоммерческим.

ПРОБЛЕМЫ:

*лишние эмбрионы

*угроза псих. и физ. здоровья матери и ребенка

*негативное влияние на психику потенц. родителей

* разрушение понятий, обознач. кровное родство

*это коммерческая услуга

*обесценивание образа матери и разрушение семьи

*злоупотребление НРТ (безопасность тех-и)

*сохранение тайны рождения детей

*купля/продажа детей

Модели мед. этики

В европейской медицине более 25 веков формировались, изменялись различные нормы и правила, различные нравственные регуляторы функционировали на разных этапах развития общества и влияли на формирование этических моделей в медицине.

Учитывая все многообразие врачебного нравственного опыта выделяют 4 основных модели мед.э:

1) Модель Гиппократа – принцип «не навреди». Основывается на принципах изложенных др.греч. философом, врачом Гиппократом в его труда «клятка», « о законе», «об искусстве», «Наставление», « о враче», «о благополучном поведении». Основополагающий принцип формирует исходную проф. Гарантию, которая может рассматриваться условие и основание признания обществом в цело и каждым чел. В отдельности, которые доверяют врачу свою жизнь.

2) Модель Парацельса – принцип «твори добро». Это форма мед.э. в рамках которой нравственные отношения с пациентом понимаются как составляющее стратегии терапевтического поведения врача. Ведущее значение приобретает учет личных индивидуальных особенностей пациента и установление доверительных отношений между врачом и пациентом. Принцип делает благо, акцентирует внимание мед.работников на необходимости непросто избавления вреда, но и активных действий по его предотвращению или исправлению.

Если в гиппократской модели завоевывается социальное доверие личности, то модель парацельса формирует личностый, индивидуальный учет с использованием эмпирического, психического лечения.

3) Диентологическая модель- принцип соблюдения блага. ……

Согласо этому принципу мед.раб должен строго выполнять предписанные мед.э. нормы и правила и в соответствии с ними свои проф. Обязанности. Проф. Долгом становится следование принципам не навреди и твори добро. Нарушение требований влечет за собой не только меры наказания, но и личная ответственность за совершенный поступок. Идея долга должна быть ведущей в деятельности мед.раб. и если чел. Способен этому следовать, то он соответствует профессии, если нет, то покинуть ее.

Диентология разработала основные направления:

· Соблюдение врачебной тайны

· Мера ответственности за жизнь и здоровых и больных

· Взаимопонимание в мед сообществе

· Взаимоотношения с больными и их родственниками

Правила были разработаны почти для каждой специальности

4) Биоэтика – принцип уважения прав и достоинств человека

 


 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 1035; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.072 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь