Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Интерпретация социально- гуманитарного познания в неокантианстве



 

Неокантианство - философское движение втор пол 19 века, получившее наибольшее распространение в Германии. И представляло из себя возрождение интереса к Кантовской философии, но в новой эпистемологической ситуации, когда наука достигла уже достаточно развитое состояние.

Для этого течения наиболее характерно переоценка наследия Канта. Например -отказ от понятия «вещи в себе», как не имеющего научного значения. Раз это в принципе непознаваемо, то и говорить не о чем.

И вторая идея - «идея априоризма» (знание которое не выводиться из опыта, не нуждается в нём, и которое делает сам опыт возможным) к анализу научного познания. Знания и теория в целом не извлекается непосредственно из фактов, а наоборот - предшествует им и делает опыт возможным.

Например, произведение 321*123=? - существует априори. Истина этого произведения уже есть и не зависит от человеческого опыта.

Отсюда вывод неокантианцев - научное зание - априорно по своей природе и философия должна исследовать эти априорные структуры познания.

Тезис - философия, это наука. И научная философия - это философия науки. А рассуждения о свободе, нравственности - следует оставить другим наукам.

Следующий тезис - фундаментальные, априорные принципы, на которые опираются науки не выводиться внутри науки, а являются внешними истинами, по отношению к научному познанию вообще. И эти фундаментальные априорные истины, следует называть не истинами (так как истина является.. ), а ценностями и идеальными нормами.

 

Основные течения неокантианства

Марбургская школа - Натор, Коген, Кассирер

Баденская школа

Вильгельм Виндельбанд Основные работы: История Новой философии, история и науки о природе. Философия культуры и трансцендентальный идеализм.

По поводу природы социо-гуманитарного знания.

Социально- гуманитарные науки есть науки о духовной культуре и это есть прежде всего знания об основных ценностях человеческого существования, которые не даны нам непосредственно. В нашем сознании они в явной форме не присутствуют, но это тот фундамент нашего человеческого мировоззрения. И знание об этих ценностях чрезвычайно важны, потому что эти ценности проявляются (объективируются )в человеческой жизни. Поэтому история - есть основа социально- гуманитарного знания в целом, фундаментальная гуманитарная наука. А отсюда - не естественные науки должны быть эталоном научной деятельности, а именно гуманитарное знание есть ключ к пониманию сущности научной деятельности. Потому что оно направлено на изучение тех норм и установок сознания, которыми определяется наше отношение к миру.

 

Науки делятся прежде всего на два типа:

- науки номотетические (закон)- направленные на изучение общих законов, выражающих порядок мироздания.

- и идиографические (своеобразие) - занимающиеся не общим и универсальным, а уникальным и неповторимы.

 

Генрих Риккерт.1863-1936

Основные работы: Науки о природе и науки о культуре. Философия жизни. Границы естественно-научного образования понятий. Философия истории.

Историческая наука, как и все гуманитарные науки основаны на ценностном отношении к реальности, каковым в данном случае является прошлое. Хотя это отношение не всегда чётко осознаётся и тем более -формулируется.

Если говорить о соотношении гуманитарного и математического естествознание - то последнее носит абстрактный характер. Оно даёт нам не картину реальной природы, а всего лишь картину неких идеализированных объектов, которыми обозначаются предметы реальности. «Мир современного естествознания - это мир, которого мы не видим и в которым мы не живём». А действительность, в которой живёт человек, являются конкретные события и вещи, которые локализованы в конкретном времени и обстоятельствах. Более того, науки о природе- изучают фрагменты действительности, как правило вне времени, в том смысле, что они говорят об универсальном и постоянно воспроизводящемся (движение абсолютно твёрдого тела по наклонной плоскости). А историческая науки имеет с событиями во времени и потому событиями уникальными. Каждое событие привязано к конкретному времени и никогда не повторяется как физический эксперимент. И за этими событиями читается не прямой, а весьма извилистый путь человеческого духа, самого человека.

Три периода в истории человечества

1. Догматизм, т.е господство христианского мировоззрения. (античность даже ещё не история)

2. Скептицизма - эпоха доминирования естественно - научного стиля мышления, где всё духовное и внеопытное становиться химерой и иллюзией. Физика не видит ни духа, ни сознания, не знает оценки

3. Критицизм - эпоха, которая начинается с Канта и заключается в новом понимании человеческого познания, учение об априорных ценностях и установках мира человека.

 

В отличии от Виндельбанда, Риккерт считает, что наиболее фундаментальной наукой является наука, исследующая основы духовной жизни человека - Психология. (созвучно с Дильтеем).

 

 

Интерпретация гуманитарного познания в философии жизни. (Вильгельм Дильтей)

 

Философия жизни

Основателями - Артур Шопенгауэр 1788- 1860

Фридрих Ницше 1844-1900

К основным представителям этого течения в дальнейшем следует отнести Вильгельм Дильтей

Генрих Зиммель, Анри Гарсон, Освальд Шпенглер.

 

Философия жизни как реакция на умозрительную метафизическую традицию, которая долгое время развивалась в европейской философии, основным представителем на тот момент был Гегель (система объективного идеализма- рафинированный рационализм, с оттенком теологии. Согласно которому первичным, основой всего существующего является некая идеальная схема процесса эволюции мирового разума. как некая программа реализующаяся в настоящем мире. За всеми явлениями действительности - движение мирового разума. всё есть он в своих ипостасях. Последовательность развёртывания этой программы излагаются в диалектике). С точки зрения Гегелевской метафизике - формальные правила предшествуют объективной действительности. и подлинной реальностью является не эта текущая и постоянно изменчивая жизнь, а некая теоретическая схема. Мировой разум имеет логику, направление, путь, И, человеческая история - является реализацией Мирового разума.

 

Мировая воля Шопенгауэра - метафизическая (не сводимая к материальным проявлениям) сила. Мир в целом объединят - изменчивость, некая динамика, это постоянное стремление куда-то. и основное свойство мировой воли - никчемуненапрвваленность. И таким образом нет никакой задачи и никакого смысла. И с этой точки зрения что такое человеческая жизнь -

 

Ницше - Смерть Бога - в душе у человека, по крайней мере. Христианская вера, бывшая фундаментом европейской цивилизации - уходит из душ людей.

 

И в это контексте мироздание Шопенгауэра - это тот самый мир без Бога. Предоставляя человека самому себе - одного и безо всякого смысла.

 

Философия жизни.

 

-течение в философии кон. 19 — нач. 20 в., выдвигавшее в качестве исходного понятия «жизнь» как основополагающую основу мира. К этому течению относятся разные по типу философствования мыслители: Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон, О. Шпенглер, Г. Зиммель, Л. Клагес, Т. Лессинг, X. Ортега-и-Гасет и др. Ф.ж. возникла как реакция на неокантианство и позитивизм и пыталась вместо абстрактных и неопределенных понятий «материя», «бытие», «дух» и т.п. найти фундаментальную, первичную основу всего сущего. Различают биологический и историцистский варианты Ф.ж. Первый наиболее ярко представлен Ницше и Бергсоном, второй — Дильтеем и Шпенглером.

 

Появилась как антитеза позитивизму.

 

Ницше неоднократно подчёркивал, что ни наука должна господствовать над жизнью, а наоборот - жизнь есть высшая господствующая сила- она выше науки. Жизнь первична по отношению к культуре. Жизнь первична и потому естественна. А культура - это извращение жизни.

О христианстве - в книге Антихрист - Иисус - первый и единственный христианин. Христос говорил о самом важном - о человеке и жизни. Даже явление его состоялось не учёным, а неграмотным рыбакам.

Определение жизни у Ницше - Жизнь есть воля к власти (силе). И прежде всего развитие силы в самом себе. идея сверхчеловека. Современный человек есть существо несовершенное и развивающееся, он есть некий мост от животного к сверхчеловеку, как человеку будущего.

Идея любви к дальнему. Сделать ближнему сейчас больно, чтобы потом человеку было легче жить дальше. Подобно врачу, который причиняет боль в надежде исцелить от страдания в дальнейшем.

В целом философия Ницше - это осознание кризиса европейской культуры. Это то, что назревало у Шопенгауэра, в такой мрачно-пессимистической тональности, вплоть до отрицания смысла существования. У Ницше это скорее стремление преодолеть назревающий кризис европейской цивилизации.

 

Жизнь в философии Ницше — это органический процесс, постоянно совершенствующийся, превозмогающий самого себя, расширяющий свое господство, никогда не застывающий в конечных и ограниченных формах. Сознание, дух — только средства и орудия на службе у жизни. Подлинный человек — это человек, обладающий мощной жизненной силой, жизненными инстинктами, в котором не угасло и не подавлено дионисийское (экстатически страстное, хаотическое, оргиастически-иррациональное) начало. Там, где начинает преобладать интеллект, угасает жизнь, человек становится ручным животным, живущим по законам рабской морали и искусственным законам науки.

Жизнь, согласно Бергсону, подобна взлетающей ракете, сгоревшие остатки которой падают вниз, образуя материю. Жизнь — космическая сила, «жизненный порыв», ведущий эволюцию, побуждающий к творчеству, порыв, никогда не воплощающийся окончательно ни в каких делах и свершениях, чистая длительность, постоянная изменчивость. Выражением чистой длительности в человеке является сознание как поток переживаний, внутренняя жизнь, где нет неподвижного окоченелого субстрата, нет различных состояний, которые проходили бы по нему, как актеры по сцене, а есть просто непрерывная, неделимая мелодия, которая тянется от начала и до конца нашего сознательного существования, никогда не повторяясь и постоянно изменяясь от каждого нового впечатления, как музыка от каждой новой присоединенной ноты. Поскольку мы живем больше в пространстве, нежели во времени, больше во внешней действительности, чем во внутреннем переживании, то весь мир является для нас разделенным на застывшие объекты, предметы и внешние отношения, и мы не замечаем, что они длятся, переходят друг в друга, что они текучи и динамичны.

Вильгельм Дильтей. 1833-1911

Идеи которого тесно связаны с идеями как Шопенгауэра, так и Ницше, и отчасти с Критикой чистого разума.

Основные работы

Введение в науки о духе: опыт полагания основ для изучения общества и истории.

Построение исторического мира в науках о духе.

Будучи по духу к идеям философии жизни, Дильтей вместе с тем весьма увлёкся в определённый момент своего творчества работами Канта. Его интересовала логика развития прежде всего гуманитарных наук. И прочитав «Критику чистого разума» он сделал вывод, что этот труд возник в целом на материалах не гуманитарных наук, а естествознания. И Дильтей увидел здесь для себя определённую перспективу. Он пришёл к вводу что теперь вслед за Критикой чистого разума должна быть написана Критика исторического разума. проект был такой, что с позиции Канта проанализировать сущность того, что он называл историческим разумом, речь шла по существу об анализе исторического сознания. О сущности исторического сознания как феномене человеческой культуры.

Основной исторического сознания является понимание жизни.

Дильтей выделяет три аспекта понимания жизни.

Первое - под жизнь он предлагает понимать только человеческую жизнь. Жизнь - это неразрывное единство и взаимодействие человека с окружающим миром. Я использую выражение жизнь в науках о духе лишь применительно к человеческому миру.

Второе - Жизнь - есть наряды с вышеупомянутым проявление, есть проявление и как переживание этого взаимодействия человека с окружающим миром в самом человеке. Т.е. жизнь одновременно есть её переживание. Жизнь отличается от прочего в этом мире что она переживается своим носителем

Третье - Жизнь есть присутствие человека в мире, реализуемое во времени. Т.е. жизнь имеет историю. и в этом смысле только человеческая жизнь имеет историю.

 

С т.зр. Дильтея, не бытие, а жизнь есть первое и всегда современное. Метафизика — это проектирование тотальности жизни на бытие. Все метафизические истолкования и интерпретации мира покоятся на переживании жизни. Переживание — основа наук о духе, в отличие от естествознания. Все продукты человеческой истории возникли из переживаний души, душевная связь, объективированная психическая жизнь лежит в основе мифа, литературы, искусства, исторических событий. Эта психическая жизнь имеет структурную взаимосвязь. Поскольку мы воспринимаем, внутренне переживаем эту структурную связь, охватывающую страсти, страдания и судьбы людей, постольку мы и понимаем человеческую жизнь, все ее глубины и противоречия. Любой интеллектуальный процесс поддерживается всей целостностью душевной жизни. Объясняем мы интеллектуально, но понимаем через взаимодействие всех душевных сил. Мы, по Дильтею, исходим из связи целого, данного нам живым, чтобы сделать постижимым единичное и отдельное, единичный факт, отдельный жест и однократное, неповторимое историческое событие. Поэтому человек всегда понимает больше, чем знает, и переживает больше, чем понимает. Т.о., внешние данные — только повод для работы воображения историка.

 

Специфика связи человеческой связи с миром, т.е. следственно жизни, состоит в том, что она её носителем, человеком, переживается и осмысливается. Т.е. человек есть существо, которое сознаёт собственное существование. Единственно живое существо, которое осознаёт своё существование

Человек есть жизнь, осознающая себя. в целом это доминирующий мотив экзистенциальной философии, которая является как бы продолжением философии жизни.

 

Хайдеггер - об историзме Вильгельма Дильтея - как бы добавил то, что человек не просто существо осознающее свою жизнь, но прежде всего осознающий конечность своей жизни, своего существования. Смерть для жизни. И решает он этот вопрос так, что осознание своей конечности должно создавать в человек не состояние пессимизма и безразличия к своей жизни, а наоборот - сосредоточенности и внимания к настоящему моменту, осознания значимости каждого мгновения твоего бытия.

Подобно ответу Толстого на вопрос относительно того, какое дело самое важное в жизни. Дело самое главное это то, что ты сейчас делаешь, потому что у тебя нет гарантии в том, что ты завтра сможешь к нему вернуться и что-то исправить. Т.е. человек не просто конечен, но неожиданно конечен, непредвиденно.

И самый главный человек - это то который в данный момент перед тобой.

В своих работах Дильтей говорит о том, что естествознание к ХХ веку достигло значительных высот, но за счёт это достигается - за счёт абстрактности и аскетизма. Естествознатель отвлекается от самой жизни, упрощаем её. Математическое естествознание засушивает жизнь и имеет дело с мёртвыми формулами и схемами. А поэтому Жизнь остаётся непроницаемой для естествознания, непонятна и понята быть не может. Феномен жизни эт сфера наук о Духе, наук гуманитарных. И если естествознание во всей своей истории всегда подозрительно относилась к субъективно и стремилась всячески её изгнать, то гуманитарные науки работают с предметами, так как они представлены в жизни человека, т.е субъективность не выноситься за скобки и не является отрицательной характеристикой познания.

 

В терминологии Дильтея ключевыми являются - Переживание, выражение, понимание, значение.

Переживание - жизнь заключается во взаимодействии живых существ между собой и миром. Результатом этого взаимодействия является Переживание -как психологическое отражение контактов с окружающей действительностью. И мы переживаем не только настоящие взаимодействия, но и то, что присутствует в наших воспоминаниях и фантазиях.

Основной принцип переживания - всё что существует для нас как таковое дано лишь в настоящем.

Т.е настоящее, прошлое и будущее человек переживает именно сейчас. (эти рассуждения о природе переживания времени созвучны с идеями Августина Блаженного, кот в своей Исповеди).

Переживание - это психологическая реальность, которая способна простираться до неразличимых глубин. В собственном переживании, если возвращаться к нему человек может уйти на гораздо большую глубину, чем то, что он переживал в момент происходящего. Причём эта способность в наибольшей степени доступна не учёным, а поэтам. Поэтому поэзия и искусство в целом ближе к жизни, чем наука.

Переживание как психологический акт есть событие нашего сознания, некий внутренний процесс, который принадлежит только и носителю (субъективность сознания). Но и даже для самого субъекта это переживание может носить не всегда отчётливый характер, потому что \

Переживание осознаётся и становиться элементом познания, когда оно выражается и передаётся

Отсюда Выражение - это интерпретация Переживания в языке (не обязательно языке как речи). И учёный и поэт выражает каждый по-своему свой опыт встречи с миром. Поэтому наука и искусство говорят нам о мире на разных языках. Происходящее в сознании выводиться в сферу языка. Но переживаемое и говоримое не тождественны. Когда мы выражаем свои переживания мы делаем лишь частично. Некий барьер между подлинностью переживания и его выражением.

 

Понимание - это постижение, или раскрытие смысла. Переживание может быть выражено но не понято.

Смысла, заключённого в языковых выражениях. Поэтому понимать можно только то, что выраженно в языке, и во-вторых - понимать можно только то, что обладает смыслом. И проблема понимания - это не проблема взаимоотношения между субъектом и объектом, а проблема взаимодействия между двумя субъектами.

 

Категория значения - характеризует отношение элементов жизни к целому. Под элементами жизни у Дильтея - отношения событий исторических. При этом благодаря тому, что мы способны придавать значение одним событиям и не предавать значения другим. И это как правило те события, которые связаны с течением нашей жизни в целом. События, которые так или иначе нарушают течение жизни. как в истории личной так и общественной - событие приобретает значение при соотнесении события к целому и отношения к прошлому и будущему. Хотя мы никогда не можем оказаться в той точке, где история нашей жизни становятся очевидны нам в целом. Оценить в целом, задать определённые приоритеты в жизни - всегда удаётся лишь относительно настоящего момента. В следующий момент эти приоритеты и смыслы будут уже другими.

Пока мы присутствуем в истории мы никогда не обладаем его целостью. Нужно дождаться конца истории чтобы постичь смысл этой истории. Поэтому любой жизненный план всегда ограничен условиям, в которых мы воспринимаем и переживаем жизнь.

Писатель действует так, когда он выделяет значительные элементы жизни человека, историк называет того или иного человека значительным для истории.

Таким образом, то что мы называем смыслом жизни или истории определяется значимостью этих событий. Но поскольку значимость эта всегда относительна, поскольку история и жизнь не завершена, то и смысл остаётся лишь относительным.

 

 

Феноменология.

 

Гуссерль - вводит понятие жизненного мира, которая оказала в дальнейшем значительное влияние на такую область исследований как феноменологическая социология. Основателем этой науки является один из известнейших последователей Гуссерля - Ал Шюнц. (Избранное: Мир светящийся смысл).

 

Жизненный мир - это мир жизни сознания. Мир как он существует в нашем сознании. Мир, который конституируется, т.е создаётся значениями и смыслами нашего сознания. Нашими целями и устремлениями на основе обыденного опыта социального субъекта.

 

Реальность - в том виде как она переживается и представляется в обыденном мышлении, в языке людей. И вот этот мир долен считаться объектом изучения гуманитарных наук.

 

Хайдеггер поставил вопрос о носителе этого жизненного мира - о человеке. Вопрос о бытии этого существа, которого он назвал Dаsein - вот-бытие или здесь-бытие.

Само понятие бытия (термин который был впервые встречается у Парменида), является предметом исследования онтологии, как учении о бытии.

Хайдеггер говорит, о том, что мы можем продвинуться в понимании того, что такое бытие, если сосредоточимся на характере существования самого существа в существовании которого появляется этот вопрос о бытии. Чтобы понять, что такое бытие нам нужно понять что подвигло человека на эти поиски ответа на вопрос о том что такое бытие.

Как и у Дильтея, который говорил, что жизнь есть взаимодействие с миром и другими людьми.

Жизнь человека - это некое присутствие в мире, и основное свойство Дазая - это «бытие-в». Человеческое существование растворено в мире, погружено в мир. Человек обнаруживает себя начиная с первых мгновений своего существования в неком мире. Мир то, что является человеку в его сознании.

Хайдеггер заменяет сознание на человеческое бытие. Мир - это то что присутствует в его сознании.

И тогда мир - это не объективная реальность физиков. Мир Дазая имеет центр, которым является он сам. Мир - это некая сфера жизнедеятельности человека, которая начинается от него и простирается в бесконечность. Поэтому т, что я называю мира, зависит от характера моего присутствия в мире. Всё зависит от того. Как человек присутствует в том мире. Есть мир физика, есть мир социолога… Где-то они совпадают, особенно на бытовом уровне, но в целом они различны.

 

Дальше этот мир у человека распадется на

Ближайший мир - то, понимание которое непосредственно связано с моей деятельность, то, что ближе

Удалённый мир - мир в целом, то что вообще окружает человека. Например, звёздное небо было далеко от мира человека, но для мореплавателя - оно переходит в ближайший мир, который ему важен и значим.

 

Поскольку мир человеком переживается и осознаётся в его выражении, то поговорим о роли языка в человеческом познании.

 

Дильтей - Мир дан человеку не непосредственно, а в форме психических процессов. В форме структур психической жизни. и переживание как психический процесс есть результат взаимодействия некоторого я(субъекта) с некоторым объектом. И в самом переживании эта дистанция не содержится. Когда Гамлет страдает на сцене - для зрителя меркнет его собственное Я, но при этом всегда страдает именно «мой» Гамлет. Поэтому к Переживанию не применима логическая оценка истинности или ложности. Оно не может быть ложным. Оно достоверно само по себе. Поэтому в переживании следует различать содержание, например, музыкальный аккорд, или математическая формула, и отношение к данному содержанию. Вроде удовольствие от музыки или от математики. Поэтому переживание есть «для-меня-наличное- бытие», или осознанное бытие. Но само сознание не переживается. Само сознание не является чем-то переживаемым и поэтому не может выступать в качестве основоположения наук о духе. (у Сартра - Сознание само по себе есть чистое Ничто). Выражение и постижение переживаний происходит в мышлении и языке в форме дискурсивных актов (неких последовательностей). Любое рассуждение, высказывание имеет в виду некоторое переживание.

Основным средством выражения нашего переживания является язык.

Язык в самом общем определении - это знаковая система для обмена информацией. Делиться на естественные (говорят люди) и искусственные (науки, религии, искусства, дорожных знаков).

Речь - есть форма объективации мысли посредством выражения её в определённой знаковой системе.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 625; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.068 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь