Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Кабан (От двадцати четырех до тридцати одного)



 

Удивительно расположение седьмого возраста в жизненном пространстве человека. С одной стороны, проблемы взросления почти исчерпаны, жажда независимости и свободы более не поглощает человека целиком, а с другой – ничто еще не поздно, ни карьера, ни семья никуда не убегут, все еще будет… Главное, что еще есть право на ошибки, есть возможность пробовать, искать, заблуждаться.

Единственный запрет – не запрет даже, а пожелание к этому возрасту – не принимать необратимых решений. В остальном же – это самый роскошный возраст, веселый, в меру компанейский, в меру эгоистический, самый здоровый, не самый бедный, одним словом, живи – не хочу.

Меж двух стремительных, судьбоносных, фатальных возрастов (Крысы и Собаки) Кабан выглядит эдаким островом спокойствия и благодушия в море страстей, спешки, вечного страха не успеть, не доделать, не дожать. Однако, как мы уже убеждались не раз, пустого времени не бывает, и если предусмотрена законами развития некая пауза, некий период пробуксовки и безответственности, то это всего лишь означает, что прогресс из сфер видимых переместился в области внутреннего роста.

 

Возвращение к реальности

 

Процесс обучения в средней (12–17) и высшей (17–24) школах вполне соответствует нереалистической сути знаков Быка и Крысы. Эти знаки оторваны от реальности, предпочитая ей мир умозрительный, идеальный. Отданный в обучение человек живет в мире книжных знаний и учебных умений, подчас никак с жизнью реальной не связанных. В возрасте Кабана по окончании учебы приходит время встретиться с реальностью, и тут реалистическое мышление Кабана очень кстати.

Возвращение к реальности – это как пробуждение после сна, понимаешь, как смехотворны былые экзаменационные волнения, как нелепа зубрежка, как наивно было хранить конспекты лекций в надежде, что они пригодятся в практической работе. Одновременно и параллельно идет прощание с идеалами молодости, слишком абстрактными, декларативными и наивно-романтическими.

Родившийся в учебных аудиториях интеллект наконец-то обретает реальный объект для своей работы. Юный врач получает своего первого пациента, юный ученый проводит первые самостоятельные эксперименты, юный учитель обретает первых учеников. Все это уже не шутки, не игра, не тренировка – это реальность. И все же не стоит переоценивать самостоятельность, ответственность и значимость первых шагов молодого специалиста. Как и всякий другой завершитель, Кабан уверен, что нет нужды с первых же шагов карьеры браться за «изобретение велосипеда», а потому ищет авторитет, на который можно опереться. Поэтому так тяжело в этом возрасте без шефа, шеф нужен – и для руководства неокрепшим интеллектом, и для оправдания безыдейности Кабана.

По сути, весь возраст еще не столько начало творческого пути, сколько набор практического опыта. В этом главное предназначение реализма – «опыт – сын ошибок трудных»… Два предыдущих возраста дали знания, теперь к знаниям должен быть добавлен опыт.

Работа реалистического мышления подобна игре. В третьем (3–7) возрасте ребенок, играя, формировал свой образ жизни, языковую сферу бытия, в седьмом приходит пора интеллектуальных игр, мужчина в этом возрасте не столько творит, сколько умствует, подражает настоящим творцам. Впрочем, если Корней Иванович Чуковский признавал за третьим возрастом лингвистическую гениальность, почему бы нам и не признать, что вторичность мышления Кабана сочетается с уникальным по мощности интеллектом. Кабан, безусловно, самый интеллектуальный знак, тем более что его интеллект еще не имеет практической ценности и существует как бы сам для себя.

Если дать возможность дошкольнику повалять дурака до 7 лет, не гнать его в школу раньше наступления четвертого возраста (7–12), то он станет учиться лучше, чем его сверстники, начавшие обучение раньше срока. Так же и с научной карьерой в возрасте Кабана – если карьера начата слишком рано, то будет протекать вяло и не даст хорошего результата. Ошибки и провалы, бесконечный возврат «к разбитому корыту» – вот удел возраста Кабана, и тогда в возрасте Собаки родится настоящий ученый (врач, учитель и т. д.).

Увы, человечество еще не вышло окончательно из старых представлений о мужской карьере. Многим до сих пор кажется, что мужчина в 24 года уже должен встать на магистральную дорогу своей жизни, возглавить семью, организовать бизнес, застолбить территорию научного поиска. На деле же, как бы серьезно ни выглядел мужчина, в этом возрасте он остается игроком, пустоплясом, пересмешником, в определенном смысле более ребенком, чем в романтическом возрасте Крысы. По крайней мере, в прошлом возрасте мужчина точно знал, кем он хочет стать, а в этом возрасте тема предпочтения его уже не занимает, он готов менять свои пристрастия беспрестанно, при этом речь идет не только о хобби, но и о профессии, не только о дружбе, но и о любви.

Может показаться, что реализм делает Кабана человеком, хорошо приспособленным для ведения хозяйства. На деле же Кабан скорее удачливый финансист, чем основательный хозяин, скорее любитель красивой жизни, чем гарант стабильного существования.

Красота – извечный спутник реалистического мышления. В возрасте Козы ребенок стремился красиво говорить, теперь, в возрасте Кабана, мужчина стремится красиво мыслить, но одновременно и красиво жить. Разумеется, у каждого свои представления о красивой жизни. Кто-то предпочитает путешествовать, кто-то – гулять с компанией дружков, кому-то милее богемная жизнь тусовки. И уж, наверное, в список жизненных красот не входят грязные пеленки, молочные кухни и бессонные ночи с ребенком на руках. Оборотной же стороной эстетских воззрений Кабана является его страсть к некоему самолюбованию, что делает мужчину в этом возрасте идеальным объектом для заманивания, опутывания брачными сетями. В следующем возрасте мужчина станет для вовлечения в брак очень неудобным объектом.

Безволие Кабана вполне компенсируется романтической боевитостью знака. Указанная боевитость делает седьмой возраст более удобным для военной службы, чем шестой возраст (17–24), непригодный для нее ни в каком виде по очень многим причинам.

 

Идеальная жена

 

Если мужчину возраст Кабана делает самым завидным женихом, то женщина идеальный возраст невесты уже миновала и в возрасте Кабана предпочла бы не очаровывать мужчин вообще, а применить свои чары к одному-единственному избраннику.

Вместо достаточно поверхностного реалистического мышления женщина обретает глубокое и загадочное мистическое мышление. Если главной научной карьерой женщины считать постижение мужчины, то период общего обзора в возрасте Крысы сменился периодом подробного изучения и экспериментирования в возрасте Кабана. Научный гений женщины достигает в этом возрасте своего максимума. Именно в этом возрасте она обладает инструментами для полной расшифровки сущности мужчины, именно в этом возрасте наиболее четко виден прообраз грядущей женской науки – закрытость, мистика, индивидуальный подход. Стоит напомнить, что мужская наука держится на совсем других принципах – обобщении, воспроизводимости эксперимента. Нельзя сказать, какая наука лучше, каждая хороша на своем месте, мужская наука лучше при изучении природных объектов, женская сильнее при изучении человека.

Результатом научных изысканий женщины возраста Кабана является достаточно полная информация о муже, его привычках, его желаниях, его способностях, не исключено даже, что можно получить информацию о будущей карьере мужа, а стало быть, судьбе всей семьи. Вот почему так важно, чтобы муж был получен в самом начале возраста Кабана (либо в конце возраста Крысы) – именно тогда успех в его изучении будет наиболее полным. Становится понятным также, почему женщин так раздражает сама мысль, что муж дается не навсегда, а на время, уход мужа не просто потеря близкого человека – это потеря всех научных прозрений, крушение научной карьеры женщины.

Удивительной способностью женского мистического мышления (знаки Козы, Кабана, Кота) является сочетание максимального владычества над мужчинами и минимальной зависимости от них. В отличие от мужчин-мистиков (Крыса, Обезьяна, Дракон), вечно горящих огнем любви, женщины-мистики не имеют внутреннего огня, а потому не так зависимы от капризов любимого человека. Такое положение только подтверждает научный смысл роли жены – излишняя любовь внесла бы элемент предвзятости в чисто научное исследование. У женщины еще будет возраст, в котором любовь снова может стать неуправляемой страстью, пока же это только наука (сначала постижения, а затем и управления мужчиной).

Теперь представим себе, что в этом напряженном и насыщенном для женщины возрасте, когда на счету каждый день, каждая минута, вдруг приходится родить и воспитывать ребенка. У этого шага два серьезных следствия, и оба негативны. Первое – недостаточное постижение мужа, а стало быть, недостаточная способность им управлять (когда-нибудь эта недостаточность может стать роковой), второе – неспособность с первых же дней всецело сосредоточиться именно на ребенке, в результате гарантированное недовыполнение возрастных программ ребенка.

Разумеется, что для разных знаков и для разных браков оптимальные сроки рождения первого ребенка могут варьировать, однако мы будем ориентироваться все же на интервал 28–32 года, беспроигрышный для всех.

Что касается призыва к красивой жизни в возрасте Кабана, то напряженность научных женских изысканий тут не помеха, ибо наука эта развивается не столько интеллектуальным путем, сколько путем эмпирического поиска максимально приятного для супругов образа жизни, поиска взаимоприемлемого стиля общения. Можно уверенно сказать, что каждый потерянный супругами в этом возрасте день (на холостяцкие пирушки или на воспитание детей) впоследствии скажется на их отношениях.

 

Закрытость

 

Интересные парадоксы – идеальная невеста открыта миру, идеальная жена закрыта. Идеальный жених тоже закрыт, видимо, для того, чтобы не расширить круг претенденток, а сузить его до предела.

Действительно, закрытость можно трактовать как стремление сузить круг общения, взамен сделав общение интенсивнее, глубже. С этим, собственно, и связано жениховство мужчины. В открытом возрасте Крысы мужчина не мог представить себя скованным узами брака. В закрытом возрасте Кабана он понимает, что никакой брак не в состоянии ограничить его свободу, ибо свобода внутри, в бесконечном погружении вглубь, а отнюдь не в отсутствии внешних ограничений…

Для рождения и воспитания детей закрытость вроде бы не помеха, однако эстетство закрытых знаков, стремление к богемности, интеллектуальной игре и очень неопределенная мораль (если не сказать, отсутствие морали) делают стихию закрытости далекой от проблем детства. Реально в возрасте Кабана ребенок воспринимается как говорящая кукла, скорее объект для сомнительных интеллектуальных новаций, чем абсолютный смысл бытия, вместилище всех чаяний и надежд, как это бывает в возрасте Собаки. Именно ортодоксальные возрасты стоят на жизненном пути человека как острова семейной стабильности. Закрытый возраст (так уж случилось) лишь доводит человека до такого состояния, что его тянет к ортодоксальной стабильности. Никогда в жизни человека за закрытым возрастом не следует открытый, а всегда ортодоксальный. Соответственно, закрытость почти всегда приходит после возрастной открытости, дабы затормозить центробежность жизни и обратить ее в центростремительность.

Закрытость – это всегда стремление уйти от общественных пристрастий к своим личным. В открытом возрасте все на одно лицо, в закрытом – каждый должен найти свое собственное лицо. Внешне ничего особенного не происходит, однако однородность молодежных компаний после 24 лет исчезает, кто-то оказывается более ловок, кто-то более умен, кто-то удачлив, кто-то – нет, одному все подавай сразу, а другой готов затеять долгое неподъемное дело. Многоликость компаний в возрасте Кабана – залог их будущего развала, который в возрасте Собаки объясняется семейными и профессиональными обязанностями.

Появление в возрасте Кабана индивидуального лица у каждого человека можно понимать достаточно буквально, и тогда получается, что за всю жизнь у человека проявляется всего четыре лица. Первое (для родителей) во втором возрасте (1–3), второе (для брака) в седьмом возрасте (24–31), третье (для людей, для власти) в девятом возрасте (40–55) и, наконец, последнее лицо (для Бога) в двенадцатом возрасте (после 85 лет). В том же смысле можно говорить об индивидуальности, которая также рождается четыре раза в течение жизни.

Возвращаясь к брачной теме, можно заметить, что если женщина вышла замуж в начале возраста Кабана, то ее индивидуальность сформируется по образу и подобию мужа, если же позже, то надежд на «перевоспитание» жены мало.

 

Последняя молодость

 

Психологическая особенность, связанная с процессом возмужания, – специфическая характеристика молодежного мировосприятия – длится уже третий возраст подряд. Эту характеристику можно называть грубостью, низкой чувствительностью, безжалостностью, а смысл ее все тот же – дать возможность человеку, покинув один дом и не построив пока другой, побродить по свету без всякого риска для здоровья.

Пока эта характеристика не покинула человека, можно позволить себе и бессонные ночи, и неумеренные гулянья, и работу до седьмого пота. На деле же лучше всего использовать ее для тренировки тела, закалки организма, создания запаса физической мощи на будущие времена.

Благодаря этому свойству можно испытывать комфорт в любой некомфортной обстановке, и это дополнительная возможность пожить в свое удовольствие. А вот если в этом возрасте появится ребенок, то не избежать недоразумений, ведь ему-то комфорт нужен, нужно ему и сочувствие, которого в этом возрасте еще очень мало. Конечно, отсутствие возрастного сочувствия может быть компенсировано врожденным знаком, общим материальным инстинктом, наличием бабушек, тетушек и так далее. И все-таки воспитание ребенка так сложно и так скоротечно, что каждая калория материнского тепла на счету и надо выбирать максимально удобный момент. Придуманная некоторыми мамами «рокировка» – родить в возрасте Кабана, а повеселиться в возрасте Собаки – никуда не годится, ибо в возрасте Собаки веселиться не хочется, уж лучше повеселиться в возрасте Кабана… на всю оставшуюся жизнь.

 

Природный оптимизм

 

Возраст Крысы, такой романтический, насыщенный событиями, но лишенный механизмов энергосбережения, выматывает человека до предела. Редкий молодой человек не сталкивается в том возрасте с депрессиями, срывами, глубокими страданиями. Следующие за возрастом Кабана возрасты Собаки и особенно Змеи также очень бедны энергетически, а потому возраст Кабана – это, по сути, главная «бензозаправка» взрослого мира. Если в это время не накопить энергии, то больше просто и некогда. Причем энергия идет и в прямом виде, и потом еще много лет в виде радостных воспоминаний. Очень многие компании, кстати, так и существуют на «бензине» воспоминаний о тех безумствах, что позволяли себе в благословенном возрасте Кабана.

Вспомнив, что данный тип темперамента встречается в обоих школьных возрастах, мы поймем, что при всем солидном виде возрастной Кабан всего лишь школьный озорник, со всеми присущими школьным временам хохмочками, а потому не будем ждать от этого возраста степенности и благоразумия. Разумеется, что, став в этом возрасте родителями, молодые люди не смогут сыграть классическую роль занудливых воспитателей, не смогут осадить расшалившегося ребенка, не смогут держать воспитываемого в рамках приличия. Им бы самих себя в рамках держать.

 

Последний пионер

 

Знак судьбы, связанный с жаждой первооткрывательства, встречался в жизни ребенка первого и третьего возрастов. Тогда эта жажда была вполне объяснима: первый вздох, первый глоток, первый синтезированный звук, потом первая мысль, первое сочиненное слово и так далее. Так зачем же теперь выпускнику института, молодому специалисту нужно это смешное и наивное детское свойство самонадеянного первооткрывательства? Оказывается, нужно, да еще как. Покинув последний пионерский возраст в семь лет, человек три возраста кряду был в обучении, пионерство ему было ни к чему, от него требовалось делать то, чему учили педагоги. Теперь обучение кончилось, и вновь от человека потребуется «нахальство» пионера, его неукротимый дух первооткрывателя, когда ему предстоит выдать первую самостоятельную научную идею, написать первую научную статью, сделать первый доклад, защитить первую диссертацию. Одним словом, именно в этом возрасте психологический барьер по преодолению зависимости от авторитетов наиболее просто преодолеваем. Это же относится и к сфере семейной жизни, где тоже все впервые – первый брак, первая супружеская ссора, первое примирение, первая яичница, первый заработанный для семьи утюг (холодильник, автомобиль и т. д.). Самое же главное, что любая новизна в радость, стабильности бытия еще не хочется.

Стоит ли добавлять в этот водопад нововведений еще и первого ребенка, первые пеленки и так далее? Подумайте. В любом случае необходимо помнить, что оборотной стороной пионерства является неспособность доводить начатое дело до конца. Пионеру все интересно только в начальной стадии, потом следует охлаждение. Умение вести дело от начала до конца, именуемое ответственностью, придет лишь в следующем возрасте.

По той же причине не стоит в возрасте Кабана начинать дело всей жизни, лучше поискать себя в разных сферах, в разных направлениях, обогатиться интеллектуально, чтобы в 31 год найти действительно большое дело.

Таков этот возраст, в котором еще ничего не поздно, в котором как мужчина, так и женщина выходят на максимальные свои возможности, максимальные таланты. Задача возраста не только в том, чтобы развить эти таланты, но и в том, чтобы не растранжирить их раньше времени.

 

Заповеди интеллектуала

 

1. Перво-наперво необходимо разлюбить кумиров и приучить себя сомневаться в истине любого уровня солидности. Так рождается первое кардинальное отличие от предыдущего возраста. Тогда, в шестом возрасте, при всей возможной тяге к созданию контркультуры, интеллект еще очень и очень робкий. Собственно, контркультура потому и создавалась, что на одной площадке со взрослым миром юношество выступать было еще не готово. Кроме того, общий настрой возраста был очень уж благодушным и восторженным, для борьбы с авторитетами не хватало духа оппозиционности, интеллектуальной наглости. Именно того, что несет человеку седьмой возраст. В шестом возрасте надо было конспектировать лектора и хорошенько все зубрить перед экзаменом. Теперь же можно и нужно пользоваться разными источниками знаний, сравнивать их, сомневаться, критиковать.

2. Во-вторых, необходимо научиться копать вглубь. Прошлый возраст приучил к поверхностному взгляду на вещи. Слишком все было общо, слишком панорамно. Выбрав свой персональный объект, надо изучить его досконально и всесторонне. Можно сказать, что происходит своеобразная рокировка. В прошлом возрасте насаждался взгляд на весь мир с одной колокольни (тот самый стиль мышления). Теперь надо резко сократить территорию интересов, смотреть в одну точку, но значительно разнообразить число точек зрения, перепробовать все подходы, побывать на всех возможных колокольнях, с которых можно увидеть выбранную точку.

3. В-третьих, надо научиться отличать правду от выдумки. Слишком долго бывший школьник и студент купался в инфантильности и безответственности. Откуда при такой ситуации у него разовьется чувство реальности? Только от опыта. Нужно научиться не только проектировать, но и доводить до рабочего состояния свои проекты. Вот тут-то интеллектуал и должен проявить себя как реалист, умеющий распознать, что в его идеях соответствует реальности, а что нет. Тогда и появится «опыт – сын ошибок трудных»!

4. Ну и, наконец, надо полюбить интеллектуальность в самом себе. Никем не станешь без любви. Не полюбив в себе сложность, глубину, умение крушить авторитеты, разоблачая их через несоответствие реальности, не станешь настоящим интеллектуалом. Так что к таким чудовищным грехам, как непочтительность и наглость, добавляется еще и спесь. Увы, такова цена прорыва к вершинам. Время комплексов неполноценности еще настанет (девятый возраст), пока же надо набираться наглости, раздуваться от спеси, будто бы мыльный пузырь, бесконечно заниматься самолюбованием.

5. Что касается эрудиции, которую в последнее время почему-то принято отождествлять с интеллектом, она конечно же не помешает, но самоцелью быть не может, в цене совсем другие приемы познания мира. Куда важнее проводить параллели, искать аналогии, уметь увидеть сходство между на первый взгляд разнородными категориями. В конце концов, обрести некое предчувствие, развить интуицию, обострить чутье. Все это многократно ценнее туповатой эрудиции, которая есть всего лишь неразобранная куча знаний. Одним словом, пора в этой куче наводить хоть какой-то порядок.

6. Не в цене у истинных интеллектуалов и быстромыслие, которое, может быть, и нужно полководцу на поле боя, но для интеллектуальной работы почти непригодно. Интеллектуал скорее тугодум, готовый каждую ситуацию, каждую свою мысль бесконечно обмусоливать с разных сторон, обдумывая ее множество раз, пока наконец-то не блеснет что-то действительно ценное.

7. А вот свобода поиска у интеллектуала в большой цене. Не скованный догматизмом изученных наук, не попавший пока в плен собственных разработок и догм, интеллектуал является потенциальным гением, именно благодаря абсолютной свободе и неангажированности своего мышления. Он может все. В следующем возрасте метания станут самым страшным грехом, а пока разбросанность и жизненная непоследовательность – это большое благо. Причем желательно проносить дух свободомыслия и праздного шатания через все сферы жизни. Менять профессии, менять пристрастия, менять все, что угодно. Разве что дружков своих не менять, выбрав себе в подмогу таких же беспечных путешественников по миру интеллектуальных развлечений.

8. Глупо в столь прекрасном и жизнерадостном периоде жизни становиться безвозвратно женатым, безвозвратно преданным какой-либо идее. Но особенно опасно в этом возрасте реализовать свои заветные мечты. Пусть все носит временный характер, а мечта, имеется в виду главная мечта, остается далекой и несбыточной. Дабы не растерять темп движения по жизни, в седьмом возрасте (как и в пятом) не стоит стремиться к слишком успешной реализации, дабы сохраниться для лучших времен. Есть такое понятие: «свободный агент» – это идеал для седьмого возраста. Сам еще не лидер, но и другим лидерам кланяться уже поздно.

9. И все же вопрос остается: как долго выдерживать свой интеллект в свободно подвешенном состоянии? В аналогичной ситуации с дошкольником мы ждали, когда вывалятся первые молочные зубы, чтобы отдать ребенка в школу. Чего ждать теперь? Что должно вывалиться, чтобы человек перестал изображать из себя великого интеллектуала и, наконец, занялся делом? На кого-то влияет женитьба, кого-то сдвигает рождение наследника, кого-то отрезвляет пошатнувшееся от беспрерывного загула здоровье. И все-таки главным является момент накопления энергии сверх критического уровня. Дело в том, что весь седьмой возраст идет непрерывное накопление энергии, энергии движения. Как только энергии становится больше, чем человек может в себя вместить, начинается восьмой возраст.

10. Находясь между двух фатальных, а стало быть, божественных возрастов (шестой и восьмой), седьмой возраст оказывается возрастом главного резерва высших сил. Представьте, что на неком всемирном конкурсе судьбы большинство людей уже получило свои предназначения в шестом возрасте. Но остается некая группа то ли неудачников, то ли, напротив, счастливчиков, которые должны еще целый возраст провести в зале ожидания, оттачивая свой интеллект, дабы получить свою судьбу с опозданием на десять лет, дабы броситься вдогонку давно убежавшим вперед сверстникам. Таким образом, истинных баловней судьбы ждет прорыв восьмого возраста и к нему надо приготовиться.

11. Теперь о женщинах. В то время как мужчины затачивают свой интеллект до состояния опасной бритвы и вот-вот сами порежутся о него или кого-нибудь им зарежут, женщины ничем таким не заняты. Со времен шестого возраста дорожки двух полов уже разошлись очень далеко. Настолько далеко, что в следующем возрасте их придется насильно сводить обратно. А пока женщины в седьмом возрасте, они интеллектом не блещут, а, напротив, достигают какой-то удивительной нирваны, выключаются из системы мирового прогресса. Они как бы становятся инопланетными существами, забывают о том, что в жизни надо куда-то бежать и к чему-то стремиться. Это удивительное состояние очень женщинам к лицу и украшает их необыкновенно. Одним словом, нежданно-негаданно, без всякой логики и подготовительной работы женщины вдруг становятся невероятно женственны и прекрасны. Лучше, чем в этом возрасте, они никогда не были и никогда уже не будут.

12. Во всех прочих возрастах женщины очень стараются производить на мужчин правильное впечатление, и, кстати, очень редко когда это у них получается, и только в седьмом возрасте без всяких видимых стараний они достигают цели. Причем мужчины очарованы именно тем, что женщина от них ничего не хочет. Кому-то даже покажется, что это произошло за счет отключения этой извечной женской политической хитрости по закабалению мужчин. На самом деле хитрость на месте и состоит она именно в бесхитростности, в том, что единственный раз в своей жизни женщина на самом деле хочет угодить мужчине, хочет познать это странное существо, узнать глубинную суть мужчины, просканировать его самые сокровенные желания. Одним словом, постигает высшее мастерство женской магии. Представляете, как обидно столь чудесный возраст растратить на рождение и воспитание детей.

13. Так рождается удивительный сплав беспрерывно и бесцельно умнеющего мужчины и застывшей в своей удивительно глубокой красоте женщины. Стоит ли говорить, что именно этот возраст является идеальным для любви. Он просто создан для того, чтобы любовь из подручного средства в делании карьеры или устраивании своей жизни превратилась в самоцель. Любовь имеет право хоть раз в жизни стать самоценной и выйти на абсолютно первое для человека место. На этом блаженном острове между почти вечной учебой (до) и почти вечной работой (после) наступает момент искренней и всепоглощающей любви.

14. В этом смысле мужчина и женщина достигают определенного равенства, что позволяет им создать семью, в которой мужчина и женщина вроде бы ничем не отличаются. Но это иллюзия, которая будет вскрыта, как только наступит восьмой возраст. Сразу же выяснится, что мужчина – это сверхмощный интеллектуал, почти гений, а женщина абсолютно отсталое существо, годное разве что для ведения хозяйства и воспитания детей. Так именно на входе в восьмой возраст неравенство полов достигнет своего абсолютного максимума. И это факт, с которым надо смириться. Женщина тут же бросится вдогонку и к концу восьмого возраста догонит мужчину, но пока она об этом ничего не знает, она еще спит своим блаженным сном любви.

15. Что касается энергетического состояния, то оно достаточно безопасно. Никакие депрессии человеку не грозят. Если же по какой-то причине энергии не хватает, необходимо все бросить и отправиться путешествовать. Возраст идеален для путешествий – вольный ветер, молодость, любовь, природа, а еще отсутствие претензий по комфорту… Ну что еще нужно человеку для личного счастья?

16. Знак судьбы также ничего сверхъестественного от человека не требует. Пионерство подразумевает открытие новых тем, новых пространств, нежелание подолгу застревать на одном деле. Все та же охота к перемене мест. Чрезвычайно важно помнить, что пионерство приходит в жизнь последний раз. Никогда больше человек уже не будет пионером, никогда больше не почувствует такой жажды к первооткрывательству. Вся оставшаяся жизнь – это судьба, завершение дел (по два раза) и один период полустарческой самодеятельности.

17. Откровенная антисоциальность возраста, эгоистические устремления, вызов обществу, идущие от доживающей свое время молодежной контркультуры, – это удивительный факт возрастной эволюции человека. Очень скоро налет социального безразличия слетит и человек вступит в возраст фанатичного служения обществу, когда молодежная ирония, издевка и наплевательство слетят и бывший рокер (хиппи, битник) вдруг превратится в нормального взрослого человека – отца, мужа, клерка, патриота и гражданина.

18. Таким образом, последний плановый застой в жизни человека подходит к концу и впереди уже безостановочное движение только вверх. В любом случае перелом 31 года можно уверенно считать самым главным, ибо он вводит человека в центральный возраст всей его жизни, так называемый фокус жизни, когда все маски будут сорваны и человек узрит свое истинное лицо. Все, что было до этого, – подготовка, все, что будет после, – это расшифровка того, что, собственно, человек увидит в зеркале от 31 до 40 лет. Таким образом, нас ждет момент истины длиною 9 лет.

 

 

Возраст новаторства

 

Собака (От тридцати одного до сорока)

 

Если человеку удается пройти предыдущие семь возрастов в полном соответствии с возрастной программой, если удается разгадать столь запутанный замысел Создателя, то в скоротечном восьмом возрасте человек достигает поразительных вершин, выворачивается наизнанку, взрывается, мгновенно и навсегда обгоняя всех, кто, казалось бы, ушел далеко вперед.

Увы, необходимо признать, что без помощи теории выдержать возрастной график можно лишь одним путем – путем мучительных проб и ошибок. Дело в том, что мы всегда торопимся, нам всего хочется побыстрее – побыстрее нарастить мышцы, пораньше начать зарабатывать деньги, поскорее защитить диссертацию или написать книгу… Нам все время кажется, что жизнь – это гонка и, как говорится, кто не успел – тот опоздал. Реально же, как мы убедились, куда больше общего у жизни не с забегом, а с неким прыжком, для которого важнее мощный толчок, чем долгий и вялый разбег. Собственно, такой прыжок и должен совершить человек в возрасте Собаки.

Человечество не сразу пришло к осознанию своей истинной возрастной сути. Не сразу пришло осознание необходимости всеобщего начального образования (возраст Лошади), а затем и всеобщего среднего образования (возраст Быка). Не за горами признание необходимости всеобщего высшего образования (возраст Крысы) с естественной отменой воинской обязанности до 24 лет. Ну а там рукой подать и до тех дней, когда ни одной женщине не придет в голову рожать детей раньше 30 лет. Впрочем, тянуть после 30 лет с этим делом также категорически не рекомендуется. Рубеж в 31 год для взрослых людей является таким же магическим, каким для детей возраст 7 лет.

 

Новаторское мышление

 

Начиная с 12 лет сознание отрока заполняет поток собственных, сугубо личных идей. Поначалу мысли эти настолько банальны, что их самостоятельность очевидна лишь их автору, и обществу от этих идей толку почти никакого нет. В возрасте Крысы и Кабана самостоятельность мысли юноши тщательно маскируется, частично системой образования, частично молодежной контркультурой (более языковой, чем интеллектуальной). И лишь после 31 года, с наступлением восьмого возраста, мужчина начинает мыслить полномасштабно, смело, дерзко, нетривиально, а главное, абсолютно самостоятельно.

Разумеется, новаторство восьмого возраста при всем том, что оно неожиданно и практически непредсказуемо, все-таки тесно связано с тремя предыдущими возрастами. По сути дела, все три возраста возмужания (Бык – Крыса – Кабан) под видом самых разных дел и занятий натаскивали мужчину всего лишь на одно умение – способность самостоятельно мыслить. Все эти годы мужчина осваивал множество профессий, влюблялся, занимался спортом, но за этим он скорее подсознательно, чем осознанно слышал один-единственный приказ: учись думать, сомневайся во всем, что ты видишь, во всем, что ты слышишь, сопоставляй, анализируй. И вот наконец-то пробил его час: спорт, милые сердцу развлечения, страсти и страстишки – все уходит на второй план, и остается лишь одно – абсолютная независимость мышления, яростное стремление сказать то, что все эти годы неясно зрело в нем, прикрываясь расхожими штампами, общими местами, банальными истинами и прочей шелухой обыденной жизни.

Мужчине в эти мимолетные 9 лет дается невероятный шанс сказать всему миру свое слово (точнее – свою мысль), вставить свой собственный кирпичик в стену мировой культуры (точнее – науки). Разумеется, по большому счету этим шансом воспользовались очень немногие. Тем же, кто не верит в столь узкие возрастные рамки мирового новаторства, полезно было бы обратиться к истории науки. Грегор Мендель – свою генетику, Альберт Эйнштейн – теорию относительности, Дмитрий Менделеев – периодический закон открыли именно в этом возрасте…

После 40 лет ученые мужи в основном разворачивают пришедшие ранее им идеи, воплощают, внедряют их в жизнь, выжимают из них все, что можно. Ну а после 55 лет мышление мужчины если и делает резкий скачок, то уже не в сторону свежести, а скорее наоборот – постепенно каменеет, останавливается. (Речь идет о науке, а не о прозе, живописи или военном искусстве, потому что новаторство важнее всего именно в науке, сфере человеческой деятельности, в которой сбиться с магистрального пути – непозволительная роскошь.)

Те мужчины, кому не дано родить новаторские идеи для всего человечества, вполне могут удовлетвориться так называемым внутренним новаторством – сотворить магистральные пути собственной эволюции, найти идеи на всю собственную оставшуюся жизнь. Тут и профессия, и образ жизни, и увлечения, и политические воззрения. Может быть и средний вариант, не для всего человечества, не для себя лично, а для некоего круга людей, друзей, родственников, трудового коллектива… придумать то, чего никто ранее придумать не смог, а впоследствии люди будут долго этим пользоваться.

Еще один аспект новаторства – строительство дома (в широком смысле). Плох тот солдат, который не мечтает быть генералом, и плох тот отец, который не мечтает стать прародителем рода, клана, семейства… Ну а столь грандиозный и последовательный взгляд в будущее – это и есть настоящее новаторство.

 

Любовь и воля

 

Возраст, в котором мужчине (настоящему мужчине) предстоит сделать космический прыжок в карьере, выстроить дом для своей семьи (или рода), воспитать и вскормить своих детей, нуждается в жесточайшей дисциплине, в железной воле. Причем воля должна быть не шальная, сумасбродная (как в возрасте Крысы), бросающая человека из крайности в крайность, а разумная, ставшая итогом многолетних размышлений. Это та самая воля, которая тем сильнее, чем осознаннее, та самая воля, которая выковывалась в бесконечных размышлениях и поисках. Человек устал к 30 годам от собственной бестолковости, от метаний и шараханий, от длинной череды ошибок. Теперь он, «обжегшись на молоке, дует на воду». Он не желает более совершать ошибок, каждое свое действие просчитывает наперед, соразмеряя желаемое и возможное. Но уж если решение принято, то оно будет выполнено любой ценой, залогом чему – его истинность.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.073 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь