Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии 


Духовный брак. Дело будущего




 

Чтобы понять смысл духовного брака, необходимо оценить общий эволюционный процесс института брака, понять, откуда и куда движется это, казалось бы, совсем простое дело по воссоединению мужчины и женщины в единое целое.

Любой народ ведет свою историю с патриархальных времен. Разумеется, у всех все было по-разному. Однако, не рискуя ошибиться, можно сказать, что у всех народов основные принципы организации семьи сходны между собой. Главное заключалось в разделении труда на мужской и женский. Это очень выгодно в трудные времена: один полностью отвечает за кухню, воспитание детей, одежду, другой отвечает за добычу денег или еды, защищает семью (общину, государство) от врагов, делает тяжелую, но необходимую работу…

Стоит ли объяснять, что оборотной стороной патриархального брака, патриархального бытия было закрепощение женщины, выключение ее из большинства социальных процессов.

В дальнейшем, с увеличением общей продолжительности жизни, с ростом образованности и культурного уровня населения в целом, положение женщин медленно, но верно стало изменяться. Исчезла политическая и экономическая обоснованность как разделения труда, так и многодетности – двух краеугольных камней патриархального брака.

Революционным является момент, когда женщины в массовом порядке пошли на службу. Возникшая ныне иллюзия, что женщин вновь удастся загнать в домашнюю резервацию, глубоко ошибочна и наивна. К патриархальному браку возвратиться невозможно. Стереотип патриархального брака, безусловно, разваливается и может быть сохранен лишь как музейный экспонат.

Разрушение устоев патриархального брака должно сопровождаться рождением стереотипа равного брака, но сам по себе равный брак объективно слабее патриархального, да и установить его в один день по всей стране невозможно. В результате мы имеем то, что имеем, а именно жесточайший кризис брака. Искать при этом способ возвращения в прошлое бессмысленно, точка возврата пройдена, надо идти дальше. Однако выбор все же есть: либо застрять, на западный манер, в дебрях равного брака, либо, зажмурившись, прорываться вперед, в будущее, к стереотипам брака духовного, брака очень сложного, неоднозначного, но намного более прочного, чем брак равный.

Можно сколько угодно говорить о вхождении России в мир Запада, мир капитализма, мир правовых государств, однако примирить русскую естественность, душевную широту и веру в судьбу с жесткими и прагматическими правилами равного брака очень трудно.

 

Возрастная духовность

 

Обращаясь к возрастной шкале обычной человеческой жизни, мы должны отметить, что, в каком бы браке ни пребывал человек, он, так или иначе, проходит все стадии брачных стереотипов. До 30 лет исчезают романтические иллюзии, в 40 лет не остается надежд, что жена будет вечно заниматься детьми, штопкой, стиркой, глажкой и так далее. После сорока наступает эра выяснения отношений, когда мужчина слабеет и сдает позиции одну за другой, а женщина, напротив, как бы расправляет крылья.

Однако в 55 лет, с наступлением возраста Дракона, происходит обратная трансформация, воля мужчины укрепляется, воля женщины ослабевает, о равенстве, конкуренции, борьбе речь больше не идет. Возврата к патриархальному порядку, разумеется, уже не происходит. Но в патриархальный период, как правило, попадают выросшие дети, и уже на фоне их патриархального брака, воспитывая подрастающих внуков, супруги могут установить отношения, к которым тяготеют люди, потерявшие веру во всеобщее братство, уставшие от борьбы, слабые внешне, но исключительно богатые внутренне. Вот тут-то как раз и можно говорить о духовном единстве.

Возникает удивительная ситуация, когда сильный умом, но слабый душевно мужской пол резко слабеет интеллектуально, но укрепляется духовно. Женщина же, напротив, резко прибавляет умственно, значительно придерживая широкий кредит своей души. Необычайно различные изначально мужчина и женщина именно в этот период максимально готовы к объединению в одно существо. И как знать, может, именно в этом состоит великий смысл эволюции.

Возрастное взаимопроникновение, безусловно, основано на доскональном изучении особенностей друг друга. База для этого – проведенные совместно минуты, часы, дни, годы. Чем больше воспоминаний, тем лучше. Однако еще важнее, чтобы не пропал обоюдный интерес друг к другу, а интерес, как известно, основан на некоторой загадке, некоторой взаимной непостижимости. Так что, надеясь на долгую совместную жизнь, не торопитесь раскрывать все секреты.

 

Гороскоп духовности

 

Из сказанного выше со всей очевидностью следует, что духовный брак должен быть самым сложным, самым трудноустановимым. Неудивительно, что знаки супругов максимально далеки. У них ни в чем нет равенства – ни в знаке образа жизни, ни в знаке мышления. То есть из четырех возможных вариантов брака духовным оказался именно тот, в котором дорога друг к другу максимально далека, максимально запутанна и неочевидна.

Если супруги попадают в духовный брак молодыми, то им предстоит пройти через множество больших и малых кризисов и размолвок, а может быть, даже и через развод. Но если удастся в кризисах, преодолевая собственное «я», выходить каждый раз на новый уровень общения, как бы двигаясь по спирали и поднимаясь все выше, то постепенно духовный брак будет укрепляться, углубляться и в конечном счете станет лучшим из всех возможных браков. В таком браке уже не будет ни отдельных личностей, ни отдельных гороскопов, даже души сольются воедино. Вот сколь высоки ставки в духовном браке.

Разумеется, что все эти трансформации возможны не у всех людей, а лишь у некоторых, избранных, духовно богатых, как говорят, одухотворенных. Речь не идет лишь об элите, о богеме, одухотворенным вполне может быть и крестьянин, и рабочий. И все же, дабы понять величие брака, мы обратимся к великим примерам, к тем бракам, что указывают нам путь в будущее.

Итак, Ростропович – Вишневская (Кот – Тигр), Александров – Орлова (Кот– Тигр), Меньшов – Алентова (Кот – Лошадь), Щедрин – Плисецкая (Обезьяна – Бык), Феллини – Мазина (Обезьяна – Петух), Пырьев – Ладынина (Бык– Обезьяна), Арагон – Триоле (Петух – Обезьяна), Рерих – Рерих (Собака – Кот), Герасимов – Макарова (Лошадь – Коза), Панфилов – Чурикова (Собака – Коза).

 

Что ожидает нас в будущем

 

Итак, проскакивая слишком западные правила равного брака, Россия устремляется в просторы той самой духовности, о которой так много говорят все кому не лень. Бороться с этим бессмысленно, а вот подготовиться нужно.

Одним из условий должно быть образование, причем желательно высшее. Чтобы родился общенациональный стереотип, нужно, чтобы число дипломированных специалистов превышало число людей необразованных. Необходимо, чтобы жажда творчества постепенно вытеснила понятие служебного долга, служебной карьеры и так далее. Все, что связано со службой, скорее соответствует равному браку. Необходимо, чтобы люди верили в долгую жизнь и бодрую старость и не слишком форсировали события в молодости (в том числе женитьбу, карьеру, рождение детей).

Рождение и воспитание детей из сферы случайности и самотека должно перейти в сферу строгого расчета и научной последовательности. Таким образом, просто материнство, как явление почти природное, постепенно переродится в творческое, научное материнство, что, с одной стороны, укрепит духовный (творческий) брак, а с другой – породит поколение людей, у которых духовная сфера будет преобладать как над физической, так и над чисто интеллектуальной.

Очень многое должно произойти в окружающей человека среде. Общее напряжение, исходящее от господства политических тем, способствует преобладанию равного брака. Резкое снижение интереса к политике, понижение престижности бизнеса и признание ценности творчества (научного, художественного, просто творческого отношения к любому делу) сразу же поднимет значение семьи, значение брака, причем брака духовного.

Чрезвычайно важно, что в будущем возрастет влияние женщин на принятие глобальных решений, да и вообще возрастет женский авторитет, ибо только женское влияние способно победить всемирное мужланство, укротить мужское буйство и сподвигнуть мужчин на то, чтобы они больше шевелили мозгами и меньше бряцали оружием, больше могли сотворить и меньше натворить.

Любовь, которую психологи до сих пор считали губительным для крепости брака (векторный или романтический союз) фактором, в духовном браке станет неизбежно необходимой. Однако в любви этой будет куда меньше страсти, меньше борьбы полов, меньше слепоты и злости.

Говоря о юридических сторонах брака будущего, стоит надеяться, что из области имущественных согласий и разногласий брак перейдет в сферу творческих споров и вопросов соавторства.

 

Духовное кино

 

Самым неразработанным (а чему тут удивляться) в кино остается духовный брак. Дело в том, что экранизировать духовные отношения, переложить их на целлулоид – задача весьма не простая. Тут нет вариантов, ведущих к легким победам. Если не считать, конечно, тех фильмов, в которых режиссеры пытались экранизировать свои собственные духовные браки.

Из наиболее удачных примеров стоит вспомнить фильм «Доживем до понедельника». Подумайте сами: какой союз подошел бы здесь? Патриархальный не годится, потому что нет ни быта, ни детей, ни излишнего оптимизма. Романтический союз тоже не подходит, потому что слишком много разговоров, слишком много мудрствования, интеллекта, нет нужной доли наивности и надмирности. И наконец, равный не подходит потому, что нет и намека на равенство (какое уж тут равенство – учитель и бывшая ученица). А вот духовный союз тут как нельзя кстати. И гениальная интуиция режиссера сумела рядом с Вячеславом Тихоновым (Дракон) найти место юной Ирине Печерниковой (Петух).

Что касается экранизаций собственных духовных браков, то тут тоже не густо. Герасимов (Лошадь) снял себя с женой Макаровой (Коза) в фильме «Лев Толстой». Много заумных разговоров и никакого толку, в реальности-то у Толстого был брак патриархальный.

Также Рыбников (Лошадь) снимался с Ларионовой (Коза) в каком-то фильме про шахтеров. Что-то у них там странное получилось. Она не поняла его простой шахтерской души, он не оценил ее сложную или, напротив, пустую женскую душу.

Кайдановский (Собака) снялся с Симоновой (Коза) в «Пропавшей экспедиции». И вновь невнятица. Любовь не любовь, романтика не романтика. Идут какие-то ненужные беседы. Зачем в приключенческом фильме беседы?

Недаром Меньшов (Кот) свою Алентову (Лошадь) постоянно сдает в «аренду» то Баталову (Дракон – романтический сюжет), то Гаркалину (Лошадь – комедийный сюжет), чувствует, что духовный союз не экранный.

 

Духовные заповеди

 

1. Идеальной ситуацией для вхождения в духовный брак является ощущение непереносимого одиночества. Только тот, кто несет в себе страх перед окончанием молодости, страх перед потерей друзей и близких, страх перед тем, что повзрослеют и разбегутся дети, страх перед темнотой и бездной, в которую нельзя шагнуть, не взявшись хоть с кем-нибудь за руки, только тот окончательно созрел для духовного брака.

2. Предохраняясь от одиночества и предвидя предательство друзей, сослуживцев и прочих граждан, духовники должны нанести упреждающий удар и первыми отвернуться от мира людей. Можно здороваться, беседовать, травить анекдоты, но при этом отдавать себе отчет, что люди – это всего лишь предмет декорации, а реально действующих лица в пьесе жизни только два – духовно взаимодействующие супруги. Поэтому так легко общаться с остальными людьми, ведь они всего лишь зрители и слушатели, а может быть, читатели, но они не могут повлиять на реальное действие, там все решают только двое.

3. Будьте мудрыми, глубокими, не ищите простых путей и легких истин. Усложняйте там, где просто, мутите там, где прозрачно, нагромождайте там, где было просторно. Такова ваша судьба. Вы призваны к сложным маршрутам, простые пути оставьте иным людям, ваш путь не банален. Отсюда сам стиль вашего общения, идите от обратного: хотите сказать «да!» – говорите «нет!», в белом ищите черное, в злодее ищите, где он добр, в герое ищите, где он подл. Так учил нас Станиславский.

4. Общайтесь безгранично. Не отказывайте себе в удовольствии любую тему превратить в предмет великого мудрствования и философского исследования. Научитесь выслушивать неприятное и непонятное для вас мнение, находить на него симметричный ответ и вступать в долгий контакт касательных ударов. А вот столкновений в лоб надо избегать. Духовный брак никуда не торопится, никуда не бежит, а потому быстрые решения, истины, рождаемые в жарких спорах, тут не нужны. Не торопитесь, не сталкивайтесь лбами, не истина нужна в духовном браке, а лишь поиск ее, совместный путь прохождения к этой истине. А отсюда излюбленный стиль общения – один говорит про одно, другой про другое. Вопросы остаются без ответов, следствия меняются с причинами, верх становится низом, правое левым и так далее. Главное, чтобы такой стиль не злил, а забавлял собеседников.

5. Отсюда главный критерий живучести духовного союза – супруги должны быть друг другу чрезвычайно интересны. Они как диковинные зверушки, как инопланетяне. Невиданно, непостижимо, завораживающе. Отсюда вывод – маскируйтесь, не помогайте раскрыть вас до конца, храните секреты, мутите воду, заметайте следы. Прозрачный и ясный человечек в духовном браке долго не протянет. Идеальный вариант для взаимной инопланетности – это великое мастерство именно в том, в чем супруг максимально бездарен. Владение мастерством в том, что недоступно пониманию партнера, – это путь к максимальному восторгу. А состояние творческой восторженности в духовном браке – дело хорошее, дело нужное.

6. Уникальные умения супругов неизбежно порождают систему двух карьер. Но фокус в том, что каждая из двух карьер свершается не сама по себе, а в угоду вечному другу. В этом уникальность духовной карьеры, она бескорыстна, ибо ее достижение – это восторг и удовлетворение того единственного человека, ради которого стоит жить и творить. Так из одного тандема рождаются уже четыре. Взаимодействуют между собой не столько два человека и даже не столько две карьеры, сколько каждый из супругов с чужой карьерой. Они как бы тянут друг друга, говоря по-современному, становятся продюсерами друг для друга. Такой вариант был бы идеален.

7. Страх перед духовным браком как некоей психбольницей, приютом для умалишенных, кузницей всех видов отклонений и патологий совершенно неоправдан. Это брак высшего духовного взлета, эксперимент чистого и бескорыстного проникновения за линию горизонта, за грань, отделяющую мир временный от мира вечного. Ну а если кто-то не дозрел еще до понимания глубин мироздания, то это его проблемы. Никто еще не доказал, что человечество в своем развитии обязано остановиться, стало быть, надо идти вперед, а впереди только он, бескорыстный, тихий и глубокий духовный союз, каким бы ненормальным он ни казался сейчас, при взгляде из мира жадности, агрессии и культа индивидуальных достижений.

8. Тех, кто уже решил для себя, что духовный брак – это собрание ангелочков с крылышками, что в нем все ходят в мягких тапочках и говорят только шепотом, автор вынужден разочаровать. Участники духовного союза слишком мудры и слишком глубоки, чтобы скользить по поверхности ханжеских стереотипов, соблюдать правила навязанной плебеям морали. Духовники могут все, что позволяет им личная совесть, не взятая напрокат из прописей законников и догматиков, а выстраданная в бесконечных борениях духа и плоти. Кстати, плоти в духовном браке всегда хватало, это не какой-то вам бесплотный романтический союз. В этом парадокс компенсации. Пока плоть сильна, она стремится в романтическую высь, а вот почти уже бесплотный дух за плоть цепляется двумя руками.

9. Духовный брак, в идеальном своем варианте, должен совершить чудо – вскрыть линию реально полезного взаимодействия полов. Пролетая сквозь романтику поверхностного слоя внешних различий, продираясь сквозь частокол патриархально-хозяйственной целесообразности разделения трудов, наконец, проскальзывая полосу войны полов, духовный знак демонстрирует главное различие полов. Мужчина – гениальный творец, женщина – не менее гениальный восприниматель. Мужское творчество всегда слишком самостоятельно, слишком необоснованно, слишком произвольно. Женщина идет более длинным, витиеватым путем, сравнивает и усваивает чужое лучше и объективнее. В этом смысле они идеальная пара.

10. Брак силен своими достижениями. В духовном браке эти достижения лежат на уникальном пути сосуществования двух карьер. Никто и никогда не придумает такого совершенного соавторства, как в духовном браке. Если есть на свете хоть что-то существующее на стыке двух ли наук, двух ли искусств, двух ли сторон бытия, то высшего успеха достичь там должны мужчина и женщина, сплетающиеся то ли телами, то ли умами, то ли душами своими. Темная и плотная душа мужская, светлая и рыхлая душа женская.

11. Закрепощая в духовном браке свои индивидуальности, супруги получают полное раскрепощение по отношению к обществу. Таким образом, этот брак антиобщественный по сути своей. Романтический брак должен отдать обществу свою красоту, патриархальный брак должен отдать обществу своих детей, равный брак должен отдать обществу свою энергию и свою агрессию. Духовный брак ничего не должен обществу – он основа будущего анархистско-индивидуалистического общества. Ну а пока светлое будущее не наступило, не стесняйтесь поменьше обращать внимание на политиков, чиновников, правительства, президентов, государства всех типов, все виды тусовок, научных собраний, обществ, сообществ, академий и так далее и тому подобное…

12. Сказку про белого бычка помните? Вот духовный брак примерно про это. Движение в браке есть, но движение это идет по спирали, с бесконечными заходами на одни и те же круги. Такое движение в гармонии с сутью брака, в котором ничто и никогда не договорено до конца, где все запутанно, неясно, где не проставлена ни одна точка, да и запятые почти не видны. А потому вперед – к тому, что сзади, или назад – к тому, что впереди. А потому никогда не опускайте руки, нет причин, которые запрещают в случае нестыковки пойти еще на один круг, потом еще на один, еще и еще… Итак, романтический всегда неизменен, равный всегда изменяется, патриархальный в постепенном ухудшении, ну а духовный благодаря своему спиральному подъему всегда должен улучшаться. Именно для этого и нужна спираль. Каждая тема брака должна время от времени подвергаться ревизии, совершенствоваться и укрепляться. Только без спешки, никуда не торопясь.

13. Духовный брак единственный из равновесных (векторный не в счет), в котором человек «отплывает» от своего знака. Тот, кто обладал волевым типом мышления, постепенно смещается в сторону мистического мировосприятия. Мистик, благодаря которому произошло это продвижение, в свою очередь выдвигается в волевую стихию. Аналогично взаимодействие между логической и реалистической стихиями. Так человек, за счет неостановимой работы и могучего брачного взаимодействия, не только меняет свою судьбу, но и преображает то, что было даровано ему от рождения, – его знак.

14. На каком-то этапе духовный брак, видимо, требует постоянного общения. Однако, если «захват» душ произошел, то так ли уж важно, рядом супруги или нет? В этом, как и во многих других, смысле духовный брак является среднеарифметическим от романтического и равного союзов. Романтический требовал постоянных разлук, равный требовал постоянного контакта, стало быть, духовный требует чего-то среднего. Например, постоянного контакта в условиях разлуки или бесконтактного пребывания рядом. Скорее же всего речь идет о беспрерывном чередовании разлук и встреч, приближений и отдалений. Духовный брак должен колыхаться.

15. Духовный брак потому и называется духовным, что, несмотря на свой антисоциальный и противообщественный характер, он максимально приближен к религиозному пониманию брака. В нем нет болтовни о вечной любви, нет аскетического служения, нет битвы за дело Господа. Зато есть реальное присутствие божественных сил, которые, собственно говоря, выделяются в момент схождения знаков со своих мест. Знак как пробка, закрывающая бутыль. Чем менее притерта пробка, тем быстрее начинает улетучиваться джинн (дух), живущий в бутыли. В векторном браке бутыль открывается как шампанское, с грохотом и пеной. В духовном браке пробка вынимается потихоньку.

16. Духовный брак менее других испытывает антагонизм к прочим бракам. Он со своей высоты благосклонно смотрит на все другие браки. Для него все это игры, но вполне забавные. Забавно поиграть в романтику, забавно поиграть в патриархальные отношения, можно, впрочем, устроить драку и соцсоревнование на манер равного союза. Ну а когда все это надоест, можно вернуться и к духовному союзу. В этом смысле духовный брак – единственно синтетический.

Подведем итог: духовный брак, хоть и наиболее сложен в осуществлении, в исполнении своем не строг. А потому само понятие заповедей здесь не совсем уместно. Скорее речь идет о пожеланиях.

 

Дополнение к брачной теории

 

Главным дополнением конечно же является теория брачного предназначения. Это очень мягкое дополнение, в нем нет догматического, жесткого определения, это скорее технологический прием.

 





Рекомендуемые страницы:


Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2019 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.) Главная | Обратная связь