Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Возникновение философии ее место и роль в системе духовной культуры.



Возникновение философии ее место и роль в системе духовной культуры.

Термин “философия” происходит от греческих слов philio-любовь и Sophia-мудрость и означает любовь к мудрости. Для Пифагора, смысл философии – в поиске истины. Разделял это мнение и древнегреческий философ Гераклит. Однако совсем другого мнения придерживался софисты.

Главная задача философа, - считали они, - научить своих учеников мудрости. Мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказать то, что каждый сам считает правильным и выгодным.

Знаменитый древнегреческий мыслитель Платон полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой.

По мнению Аристотеля, задача философии – постижение всеобщего в самом мире. В итоге, одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие – в том, чтобы её утаить, приспособить к соответственным интересам; одни устремляли свой взор к небу, другие - на землю.

Таким образом сформировалось следующее определение философии: философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношении человека и мира.

Философия - эта та область духовной деятельности человека, в основании которой лежит рефлексия над самой деятельностью и, следовательно, над ее смыслом, целью и формами и, в конечном счете, над выяснением сущности самого человека, как субъекта культуры, то есть сущностных отношений человека к миру.

 

Проблемы познаваемости мира. Агностицизм.

Проблема познаваемости мира связана с решением вопроса о том, как соотносятся человеческие знания, имеющие всегда субъ­ективно-ограниченную природу, с объективным порядком вещей. В решении этой проблемы выделяют три основные гносеологические стратегии: познавательный оптимизм, агностицизм, скептицизм.

Познавательный оптимизм характерен для преимущественного большинства философских концепций от Платона и Аристотеля до Маркса, что связано с исходными установками философии на поиск истины и верой в то, что истина.

Скептицизм философское направление, отрицающее всякую возможность достоверного познания объективной действительности.

Агностицизм (от др.-греч.— непознаваемый, непознанный) — термин в философии, теории познания и теологии. Сторонники агностицизма считают принципиально невозможным познание объективной действительности через субъективный опыт и невозможным познание любых предельных и абсолютных основ реальности.

Отрицается также возможность доказательства или опровержения идей и утверждений, основанных полностью на субъективных посылах. Иногда агностицизм определяется как философское учение, утверждающее принципиальную непознаваемость мира.

 

Диалектика и метафизик как метод познания.

Диалектика и метафизика - два противоположных метода познания, разработанные в классической философии.

Метафизический метод направлен на создание однозначной, статичной картины мира. Он характеризуется тем, что рассматривает вещи и явления изолированно друг о друга, сводит многообразие форм движения к какой-либо одной форме, например, механической, отрицает противоречивость движения и развития.

Диалектический метод направлен на создание многокачественной, динамичной картины мира. Он характеризуется стремлением к установлению связей между вещами и явлениями, выявлению качественного своеобразия форм движения, рассматривает движение и развитие в их внутренней противоречивости.

На основе этих философских методов познания формируются противоположные способы мышления - метафизический и диалектический.

 

Проблемы материализма и идеализма в философии.

Материализм провозглашает материю вечной, независимой, неуничтожимой и первичной – источником всех вещей, которая существует и развивается по своим собственным законам.

Природа, бытие, материя, материальное – первоисточники всего, а в свою очередь сознание, мышление, дух, идеальное – вторичны, определяются и порождаются материальным..

Согласно материализму мир – материален, существует сам по себе, никем не создан и неуничтожим, закономерно изменчив, развивается в силу своих собственных причин; представляет собой единую и последнюю реальность, которая исключает любую силу.

Достоинства материализма – опора на науку, логическая доказуемость многих положений. Слабая сторона – недостаточное объяснение сущности сознания и всего идеального.

Согласно идеализму первичным началом всего существующего является духовное начало (Бог, дух, идея, индивидуальное сознание), материя возникает из духа и подчиняется ему, природа, материальные мир — вторичное.

Идеализм имеет две основные формы:

Объективный идеализм, согласно которому идеальное существует объективно, независимо от человека и природы в виде мирового разума, космической души, абсолютной идеи.

Субъективный идеализм определяет идеальное формой внутреннего человеческого опыта. Внешний мир, его свойства и отношения зависят от сознания человека.

 

Предмет философии. Структура философского знания.

Философия (от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость) – любовь к мудрости.

Философию можно определить как учение об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира.

Цель философии – увлечь человека высшими идеалами, вывести его из сферы обыденности, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.

Предмет философии – все сущее во всей полноте своего смысла и содержания.

Философия включает в себя:

- онтология стала исследовать принципы бытия, определяющие мироустройство;

- гносеология - теория познания, исследование общих принципов, форм и методов человеческого познания;

- антропология - учение о человеке;

- этика исследует мораль и нравственность,

- эстетика исследует эстетические и художественные формы освоения и преобразования мира,

- аксиология – учение о ценностях;

- логика – учение о формах мышления;

- социальная философия изучает общество, его структуру, законы и формы его исторического развития.

 

Космоцентризм древнегреческой философии.

 

Космоцентризм — это первый этап развития античной философии, который часто называют досократовским, он сохраняет вначале черты мифологии.

Вместе с тем и пифагорейцы, и представители милетской и элейской школ выступают как философы, поскольку стремятся познать Космос, внешний мир, построить моноэлементную модель бытия.

И Пифагор, и Фалес, и Гераклит, и Анаксагор делают значительный шаг от мифологии к философии, поскольку они пытаются объяснить мир из единого начала (воды, воздуха, числа, огня и т.д.).

Вместе с тем у них есть общее с мифологической традицией, поскольку все они с разными оговорками не только признают сущее за проявление беспредельно-стихийного первоначала, но и считают его живым, развивающимся существом. Кроме того, они чаще всего не доказывают свои утверждения, а изрекают, как это делает, например, Гераклит.

Космоцентризм интересен не только своими интеллектуальными результатами, но и спецификой постановки вопросов, которые носили принципиально мировоззренческий, философский характер и тем самым на века предопределили дальнейшее развитие греческой, а затем европейской и мировой философской культуры.

Философия Аристотеля.

Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.) – ученик Платона. Аристотель занимался многими направлениями философии и является создателем: этики, логики, биологии.

Аристотель разработал учение о сущем и сущности. Сущее – совокупность единичных предметов, а каждое единичное имеет свою сущность, которая постигается умом, а не чувством. Сущность – вечна, неизменна; - ключ к пониманию сущего.

Аристотель разработал учение о четырёх первоосновных и высших причинах. Любая вещь обладает всеми четырьмя причинами:

1) Материальная причина – то, из чего сделана вещь;

2) Формальная причина – что это есть?

3) Движущая причина – откуда начало движения;

4) Целевая причина – ради чего сделана вещь.

Аристотель разработал иерархическую систему категорий, в которой основной была «сущность», или «субстанция», а остальные считались её признаками. Он создал классификацию свойств бытия, всесторонне определяющих субъект — 9 предикатов.

На первом месте стоит категория сущности с выделением первой сущности — индивидуального бытия, и второй сущности — бытия видов и родов. Другие категории раскрывают свойства и состояния бытия: количество, качество, отношение, место, время, обладание, положение, действие, страдание.

Стремясь к упрощению категориальной системы, Аристотель затем признавал среди основных девяти категорий только три — время, место, положение.

 

Философия эпохи просвещения

 

XVII и XVIII века – это время особых исторических изменений в странах Западной Европы. В этот период мы наблюдаем становление и развитие промышленного производства.

Все активнее осваиваются в чисто производственных целях новые природные силы и явления: строятся водяные мельницы, конструируются новые подъемные машины для шахт, создается первая паровая машина и т.д.

Все эти и другие инженерные работы выявляют очевидную потребность общества в развитии конкретно-научного знания. Уже в XVII веке многие полагают, что “знание – сила” (Ф.Бэкон), что именно “практическая философия” (конкретно-научное знание) поможет нам с пользой для нас овладеть природой и стать “господами и хозяевами” этой природы (Р.Декарт).

В XVIII веке еще более закрепляется безграничная вера в науку, в наш разум. Если в эпоху Возрождения принималось, что наш разум безграничен в своих возможностях в познании мира, то в XVIII столетии с разумом стали связывать не только успехи в познании, но и надежды на благоприятное для человека переустройство как природы, так и общества.

Для многих мыслителей XVIII века научный прогресс начинает выступать как необходимое условие успешного продвижения общества по пути к человеческой свободе, к счастью людей, к общественному благополучию.

При этом принималось, что все наши действия, все поступки лишь тогда могут быть гарантированно успешными, когда они будут пронизаны светом знаний, будут опираться на достижения наук. Поэтому главной задачей цивилизованного общества объявлялось всеобщее просвещение людей.

Историософия П. Я. Чаадаева

П. Я. Чаадаев — родоначальник самобытной историософской мысли России, гениальный критик России и пророк великого ее будущего. Как св. Исаак Сирин чувствовал «пламень вещей», так Чаадаев, по выражению В. В. Зеньковского, был наделен даром чувствовать «пламень истории», промысел Божий, действующий в ее священном течении.

Основная интуиция Чаадаева, лежащая в основании его историософии, заключается в понимании прогресса как культурной реализации Царства Божьего на земле. Христианство как духовное внутреннее явление истины Божией неизбежно должно проявлять себя во внешнем мире — в формах культуры: благоустроенности жизни, навыках сознания, действенных наставлениях в национальной традиции и т. д. Отсутствие внешнего проявления христианской культуры свидетельствует об ущербности внутреннего духовного опыта: Применяя этот критерий к оценке Европы и России, Чаадаев приходит к выводу: с одной стороны, в европейском обществе, несмотря на все незаконченное, порочное и преступное в нем, Царство Божие в известном смысле осуществлено, потому что общество это содержит начало бесконечного прогресса; с другой стороны, отсутствие христианской культуры в России заставляет усомниться в правильности духовных оснований нашего православия, которым мы кичимся.

Суть историософского понимания России Чаадаевым может быть выражена в следующих положениях. Во-первых, Чаадаев фиксирует в фактах отечественной истории лишь глубокое действие власти и внешних обстоятельств и полное отсутствие общественной воли. Чаадаев проводит обоснование идеи выпадения России из мировой истории: «Мы стоим как бы вне времени, всемирное воспитание человеческого рода на нас не распространилось». Кроме того, он утверждает идею выпадения России из собственной культуры: «Мы же, явившись на свет как незаконнорожденные дети, без наследства, без связи с людьми, предшественниками нашими на земле, не храним в сердцах ничего из поучений, оставленных еще до нашего появления».

Во-вторых, понимая под историей народа не «вереницу следующих друг за другом фактов», но присутствие в каждом факте идеи, Чаадаев главный «изъян» истории России видит в том, что она представляет собой только последовательность «фактов», а не связь «идей», осуществившихся в фактах. На основании важнейшего уточнения Чаадаева о том, что «...мы никогда не рассматривали еще нашу историю с философской точки зрения», он приходит к выводу, что основная причина отсутствия исторических идей в фактах отечественной истории состоит не в отсутствии самих идей, а в недостаточной мыслительной работе по их осознанию. Из этого делается вывод: разработка русской философии истории является необходимой основой национального самосознания. «Мы будем истинно свободны от влияния чужеземных идей лишь с того дня, когда вполне уразумеем пройденный нами путь». В-третьих, Чаадаев приходит к осознанию уникальности исторических предпосылок и великой будущности России. Осознание своего призвания позволит России стать не только «умственным средоточием Европы», но и исполнить миссию вселенского масштаба. Нам необходимо понять, пишет Чаадаев, что «провидение создало нас слишком великими, чтобы быть эгоистами; что оно поставило нас вне интересов национальностей и поручило нам интересы человечества». Идея об уникальном «беспристрастии» русского взгляда получает дальнейшее развитие в учении Достоевского, а тезис о главенствующей роли России в осуществлении христианского идеала в мировой истории приобретает четкое понятийное оформление в концепции всеединства В. С. Соловьева и русского религиозного ренессанса.

 

Мораль. функции мораль

 

Религия выступает как одна из форм мировоззрения. Она пришла на смену мифологическому мировоззрению, которое не смогло дать удовлетворительные ответы на вопросы, возникав­шие в древнем обществе при переходе от первобытнообщинных отношений к более усложненным, классовым.

Религиозное сознание, возникнув в древности и претерпев различные изменения, связанные с развитием общественных отношений.

Религия представляет собой сложное образование. В ее структуре, формирование кото­рой завершилось в период появления классо­вого общества, выделяют три основных элемента:

• религиозное сознание; • религиозный культ; • религиозные организации.

Религиозное сознание представляет собой два относительно самостоятельных уровня: религиозную психологию и религиоз­ную идеологию.

Религиозная психология — это совокупность религиозных представлений, чувств, настроений, привычек, традиций, прису­щих верующим, которые формируются под воздействием носи­телей религиозного сознания, всего окружения, связанного с религией.

Религиозная идеология — это система религиозных идей, раз­работкой и пропагандой которых занимаются религиозные орга­низации в лице профессиональных богословов и служителей культа. В современных развитых религиях в религиозную идео­логию входят теология, различные религиозно-философские учения, социальные теории и т.д.

Центральная часть религиозной идеологии — теология, или богословие. Она включа­ет в себя систему богословских дисциплин, излагающих и обосно­вывающих отдельные стороны вероучения. Основа теологии — священные книги, содержанием которых является совокупность «богооткровенных истин». Религиозная философия стремится посредством доказательных аргументов обосновать истинность и непреходящую ценность религиозной догматики, полезность и всеобщую значимость ре­лигии для человека.

Неотъемлемой частью любой религии является религиоз­ный культ, представляющий собой совокупность символических действий, с помощью которых верующие пытаются повлиять на воображаемые сверхъестественные или реально существующие объекты. К культу относятся все виды действий, связанные с религиозно-мистическими представлениями: обряды, таинства, ритуалы, жертвоприношения, богослужения, мистерии, посты, молитвы. Роль культа в любой религии исключительно велика.

Существенную роль в функционировании религии играют религиозные организации. Функции религиозных органи­заций состоят в удовлетворении религиозных потребностей верующих, регулировании культовой деятельности, обеспечении, устойчивости и целостности объединения. Особое значение; приобретают религиозные организации в монотеистических ре­лигиях, как, например, в христианстве, исламе, буддизме.

Религиозное сознание, религиозные культы и религиозные орга­низации характеризуют деятельность религии как специфического социального института. Новый шаг в институционализации религи­озной жизни был связан с появлением монотеистических религий. Возникнет церковь — автономный, строго централизованный инсти­тут, обслуживаемый профессиональными священнослужителями. Церковь является проводником жестко фиксируемой системы веро­учения и культа; ей присущи иерархический принцип управления, деление на клир, т. е. получивших специальную подготовку профес­сиональных служителей культа, и мирян.

Религия как общественное явление имеет свои причины возникновения и существования – социальные, гнесеологические и психологические.

Социальные причины — это те объективные факторы обще­ственной жизни, которые с необходимостью порождают и вос­производят религиозные верования. Одни из них связаны с отношением людей к природе, другие — с отношениями междулюдьми.

Гносеологические причины — это предпосылки, возможно­сти формирования религиозных верований, возникающие в процессе познания человеком природных явлений. Появление у человека возможности мыслить абстрактно, т. е. вычленять в мышлении общее, существенное и необходимое, отвлекаясь от единичного, несущественного и случайного, способствовало раз­витию теоретического познания.

Психологические причины возникновения и воспроизводст­ва религии заключаются в следующем. Религиозные верования.возникают также в зависимости от эмоционального состояния людей, их настроений, переживаний и т.п. Постоянные и устой­чивые отрицательные эмоции, в том числе неуверенность и страх как повторяющиеся переживания, могут создать благопри­ятную почву для приобщения индивида к религии. Помимо страха и неуверенности в себе такую же почву для религии соз­дают другие отрицательные эмоции — чувства горя, скорби, одиночества.

Возникновение философии ее место и роль в системе духовной культуры.

Термин “философия” происходит от греческих слов philio-любовь и Sophia-мудрость и означает любовь к мудрости. Для Пифагора, смысл философии – в поиске истины. Разделял это мнение и древнегреческий философ Гераклит. Однако совсем другого мнения придерживался софисты.

Главная задача философа, - считали они, - научить своих учеников мудрости. Мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказать то, что каждый сам считает правильным и выгодным.

Знаменитый древнегреческий мыслитель Платон полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой.

По мнению Аристотеля, задача философии – постижение всеобщего в самом мире. В итоге, одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие – в том, чтобы её утаить, приспособить к соответственным интересам; одни устремляли свой взор к небу, другие - на землю.

Таким образом сформировалось следующее определение философии: философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношении человека и мира.

Философия - эта та область духовной деятельности человека, в основании которой лежит рефлексия над самой деятельностью и, следовательно, над ее смыслом, целью и формами и, в конечном счете, над выяснением сущности самого человека, как субъекта культуры, то есть сущностных отношений человека к миру.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 449; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.04 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь