Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ТЕМА 7. «ОБЩЕСТВЕННОЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ



СОЗНАНИЕ, ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ»

Вопросы лекционного занятия:

• Общественное сознание. Его относительная самостоятельность.

• Структура общественного сознания.

• Формы общественного сознания.

 

Основные понятия:

Общественное сознание – это совокупность общественных идей, теорий, взглядов, учений, воззрений, социальных чувств, настроений, переживаний, отражающих социальную действительность. Оно представляет духовную сферу жизни, сознание общества на определенном этапе его развития.

Духовная жизнь общества – это процесс производства, обмена, распределения и потребления духовных ценностей, удовлетворения духовных потребностей, т. е. духовной деятельности людей.

Индивидуальное сознание – это духовный мир конкретной личности, ее взгляды, представления и настроения. Оно определяется особыми обстоятельствами жизни человека, его местом в системе общественных отношений, образованием, жизненным опытом, способностями и т. д., а потому выступает как нечто единичное, своеобразное, неповторимое.

Общественная идеология – это совокупность политических, правовых, философских, религиозных и иных идей, взглядов, теорий, учений, выражающих интересы, цели и задачи определенных общественных классов и социальных групп и обусловленных в конечном счете экономическими отношениями общества, общественным бытием, условиями жизни людей.

Общественная психология – совокупность социальных чувств, настроений, потребностей, интересов, стремлений, привычек, обычаев, традиций, особых черт характера социальной группы и общества в целом, возникающих на основе общности социально-экономических укладов жизни. Это преимущественно эмоциональная сфера общественного сознания.

Научно-теоретическое сознание – это теоретически разработанные взгляды и накопленные естественно-научные знания, которые представляют собой результат деятельности теоретиков, ученых.

Обыденно-практическое, или эмпирическое, сознание – сознание массы людей, возникающее в процессе их повседневной деятельности. Сюда относятся трудовые знания, представления об окружающем мире, традиции, нравы, обычаи и т. п.

 

Общественное сознание. Его относительная самостоятельность.

Общественное сознание – это совокупность общественных идей, теорий, взглядов, учений, воззрений, социальных чувств, настроений, переживаний, отражающих социальную действительность. Оно представляет духовную сферу общества на определенном этапе его развития.

Духовная жизнь общества – это процесс производства, обмена, распределения и потребления духовных ценностей, удовлетворения духовных потребностей, т. е. духовной деятельности людей.

Общественное сознание отражает не все существующее в обществе идеальное, а совокупность наиболее характерных для него идей, социальных чувств и т. д. Не все из индивидуального сознания входит в общественное, а только социально значимые элементы. Вместе с тем общественное сознание реально не может существовать иначе, как через индивидуальное, ибо в обществе есть только один сознательный субъект – человек.

Индивидуальное сознание – это духовный мир конкретной личности, ее взгляды, представления и настроения. Оно определяется особыми обстоятельствами жизни человека, его местом в системе общественных отношений, образованием, жизненным опытом, способностями и т. д., а потому выступает как нечто единичное, своеобразное, неповторимое. Вместе с тем индивидуальное сознание есть также сознание общественное, т. е. социально обусловленное, поскольку человек – это совокупность общественных отношений, продукт общественной жизни. Личность – представитель определенного класса, социальной группы, нации и, безусловно, несет в себе черты, свойственные этому классу или группе, нации.

Таким образом, общественное сознание относится к индивидуальному как общее к единичному. Они находятся во взаимосвязи, единстве, одно без другого, не может существовать.

Однако все это не исключает их качественного различия. Нельзя представлять общественное сознание как простую сумму индивидуальных сознаний.

Развитие общественного сознания подчиняется общесоциологическому закону решающей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию, которое показывает, что общественное сознание эпохи, народа, нации можно понять, лишь проанализировав материальное общественное бытие людей.

Будучи порождением, отражением общественного бытия, общественное сознание обладает относительной самостоятельностью в своем функционировании и развитии. Это проявляется, прежде всего, в преемственности духовного развития человечества. Новые общественные идеи, теории возникают не на пустом месте, а на основе того идейного, материала, запаса понятий и представлений, которые накоплены в ходе предшествующего развития.

Относительная самостоятельность в развитии общественного сознания заключается и в том, что теории, идеи, взгляды могут известное время не соответствовать социальной действительности – опережать ход исторического развития или отставать от него. Подобная способность общественного сознания, точнее отдельных его сторон, элементов, делает возможным предвидение главных тенденций исторического движения, разумеется, на основе научного анализа, изучения предшествующей и современной действительности. Именно на этом базируются социальное прогнозирование.

Структура общественного сознания. Идеология и общественная психология.

Общественное сознание изучается с двух сторон – гносеологической и социологической.

Гносеология рассматривает его как отражение объективной действительности и оценивает с точки зрения того, в какой степени верно, полно и глубоко общественное сознание и его формы передают реальную социальную действительность.

Социология обращается к нему как к социальному явлению, моменту, выражению деятельности людей, общественно-исторической практики, которая неразрывно связана с экономической и социальной жизнью. Она учитывает также как и что отражается в общественном сознании из изменившихся и изменяющихся условий жизни, каково его содержание в определенный момент и какие социальные функции оно выполняет.

Гносеологический и социологический подходы к анализу общественного сознания неотделимы, ибо философско-социологическая наука исследует его и с точки зрения соотношения материального и идеального в обществе (гносеология), и с точки зрения того, какую социальную основу, действительность, социальную структуру, экономические отношения оно отражает, каково его содержание в конкретные эпохи социальной жизни, какие функции оно реализует (социология).

Общественное сознание обладает сложной структурой, которая зависит от многообразия самого объекта отражения (общественного бытия). Оно подразделяется на уровни, сферы и формы.

В гносеологическом аспекте выделяют два уровня: научно-теоретический и обыденно-практический (эмпирический).

Научно-теоретическое сознание – это теоретически разработанные взгляды и накопленные естественно-научные знания, которые представляют собой результат деятельности теоретиков, ученых.

Обыденно-практическое, или эмпирическое, сознание – сознание массы людей, возникающее в процессе их повседневной деятельности. Сюда относятся трудовые знания, представления об окружающем мире, традиции, нравы, обычаи и т. п.

Эти уровни отличаются по глубине проникновения в действительность. На первом – знание проникает в сущность явлений и процессов, устанавливая их причинно-следственные связи, формулируя законы и закономерности развития объективного мира; на втором – оно обычно не поднимается до теоретического осмысления, а ограничивается рамками повседневного опыта.

В социологическом аспекте общественное сознание подразделяется на сферы и формы.

Сферами выступают общественная идеология и общественная психология.

Общественная идеология – это совокупность политических, правовых, философских, религиозных и иных идей, взглядов, теорий, учений, выражающих интересы, цели и задачи определенных общественных классов и социальных групп и обусловленных в конечном счете экономическими отношениями общества, общественным бытием, условиями жизни людей.

Общественная психология – совокупность социальных чувств, настроений, потребностей, интересов, стремлений, привычек, обычаев, традиций, особых черт характера социальной группы и общества в целом, возникающих на основе общности социально-экономических укладов жизни. Это преимущественно эмоциональная сфера общественного сознания.

И идеология, и общественная психология, научно-теоретическое и обыденно-практическое сознание тесно связаны между собой. Грани между ними подвижны и относительны.

Кроме того, общественное сознание подразделяется на формы: экономическую, политическую, правовую, научную, философскую, моральную, эстетическую, религиозную.

Они также находятся во взаимодействии и взаимопроникновении, но вместе с тем различаются способом и характером отражения действительности, социального бытия, предметом, т. е. тем, какую сторону социальной действительности она представляет, и ролью в жизни общества.

Одни из них, например наука, философия, отражают и познают действительность при помощи законов, категорий, понятий, другие, в частности искусство, – с помощью художественных образов. Некоторые формы выполняют функции преимущественно познавательные, преобразовательные (наука, философия), другие – регулятивные (мораль, право) и т. д.

Философия изучает уровни, сферы и формы общественного сознания в их взаимообусловленности, с позиций их места в общей системе. Специфические же особенности стали предметом специальных наук: правосознание – юридических, эстетическое сознание – эстетики и искусствоведения, общественная психология – социальной психологии и т. д.

Идеология – это система общественных идеи, теорий, взглядов, учений. Ее своеобразие заключается в том, что она, как и наука, представляет собой теоретизированную сферу общественного сознания, но в отличие от нее выражает интересы групп людей, обосновывает программы действия.

Идеология существовала, существует и будет существовать, ибо всегда сохранится потребность в теоретическом обосновании действий, программ, интересов людей. Деидеологизация не означает отказ от всякой идеологии, а представляет собой лишь отход от господства одного ее направления.

Идеология может быть научной и ненаучной, прогрессивной и непрогрессивной. Критерием научности служит ее теоретическая обоснованность, аргументированность и соответствие отражаемому предмету. Прогрессивность оценивается по тому, насколько идеологическая система способствует социальному прогрессу и гуманизации человека и общества. Здесь, безусловно, необходим ценностный подход.

Общественная психология, как мы уже знаем, отражает действительность, материальные отношения и социальные условия жизни в виде чувств, настроений, переживаний, стремлений людей. Причем речь идет преимущественно о повседневных условиях существования, связях и отношениях.

Однако это не означает, что социально-психологическое отражение является менее точным и сложным, чем идеологическое. Оно «...опосредуется не только через опыт прошлых поколений, аккумулированный в привычках, традициях, обычаях и нравах, особенностях национального характера, но и через все другие грани социальной психологии», а также «через призму групповых и межгрупповых отношений». Если бы общественная психология была непосредственным отражением общественного бытия, то ее легко и сразу можно было бы изменить, преобразовав бытие.

В структуру общественной психологии входят относительно устойчивые психические элементы и относительно подвижные. Первые – это психический склад, социальный характер, социальные привычки, потребности, интересы (в психологическом аспекте, а не экономическом), вкусы, обычаи, традиции, идеалы, стремления; вторые – социальные чувства, настроения, увлечения, эмоции, мода, мнения и т. д.

Общественная психология имеет социально дифференцированный характер и несет на себе печать особенностей того или иного класса или социальной группы (национальная психология и др.).

Формы общественного сознания.

Формы общественного сознания выделяются по предмету отражения действительности, способу отражения и социальным функциям. Каждая форма характеризуется своим соотношением теоретического и обыденно-практического уровней, идеологического и психологического аспектов.

Экономическая формасознания отражает специфику хозяйственной деятельности и производственных отношений людей, их экономические интересы и потребности. Теоретический ее уровень представлен экономической теорией, программами экономического развития общества, отраслевой экономической наукой (экономикой промышленности, сельского хозяйства, здравоохранения, образования и т. д.), конкретными экономическими знаниями (например, теориями организации труда и производства, менеджмента, маркетинга п др.) Обыденно-практический уровень – это совокупность практических знаний людей, возникших на основе повседневной хозяйственной деятельности (представления о цене труда, товаров и услуг, о рыночных отношениях и т. д.).

Наиболее важными функциями экономического сознания являются познавательная, регулятивная и управленческая.

Познавательная функция состоит в раскрытии экономической теорией законов хозяйственной деятельности, рыночных отношений, форм и методов повышения экономической эффективности.

Регулятивная функция реализуется через экономическое планирование и прогнозирование и направлена на улучшение эффективности производства, совершенствование экономических отношений в обществе.

Управленческая функция заключается в использовании принципов, методов, средств и форм управления производством, предприятиями, разработанных теорией менеджмента с целью роста рентабельности и увеличения прибыли.

Политическое сознание – система взглядов, теорий, стремлений и настроений, выражающих отношение людей к власти, политической системе общества.

Политика – это сознательно реализуемая линия поведения классов, социальных групп, партии, государств по отношению к другим классам, группам, партиям, государствам, отражение отношений между ними, теоретическое выражение их коренных интересов и целей и представляет собой политическое сознание.

В нем особенно отчетливо выделяются идеологический и психологический аспекты. Идеология – теоретизированная его часть. Она обосновывает взгляды социальной общности, личности, государства на политику, формулирует программу действий, цели и формы их достижения.

Политическая психология передает чувства, стремления, порывы и настроения социальных общностей и отдельных людей, порождаемые проводимой в обществе политикой. Это социальная солидарность, организованность, готовность к действию, решительность или, напротив, колебания, апатия, социальная ненависть, инфантильность, безразличие, политическая неорганизованность, аморфность, неспособность защищать свои интересы.

Политическое сознание включает не только политические учения и теории, но и политические программы и платформы, политическую стратегию и тактику, которые вырабатывают определенную линию поведения на длительную перспективу и в той или иной конкретной обстановке.

Правовое сознание – это совокупность прав и обязанностей членов общества, убеждений, идей, теорий, понятий о правомерности или неправомерности поступков, о законном и незаконном, должном и обязательном в отношениях между людьми в данном обществе. Оно закрепляется в законах, указах, постановлениях, имеющих юридическое оформление в виде правил, норм, на основе которых формируются правовые отношения в обществе.

В правосознание входят право как система общеобязательных социальных норм, правил, установленных в законах, и система взглядов людей на право, оценка ими существующих в государстве норм права как справедливых или несправедливых, а также оценка поведения граждан как правомерного или неправомерного. Поэтому право в государстве одно (законы, воплощенные в правовых нормах), а правосознаний (в узком смысле слова) может быть много. Имеется в виду правосознание как взгляды, идеи и представления, выражающие отношение людей, социальных групп, классов к праву, законности, правосудию, представление человека о своих правах и обязанностях. Отсюда ясно: сколько людей, столько и правосознаний

Право общеобязательно для всех. Чтобы правовые нормы соблюдались каждым гражданином, существует государство, сила его власти, которая принуждает выполнять их. За нарушение применяются различные меры государственного воздействия.

Система права имеет внутреннюю структуру. Она дифференцируется на отрасли – совокупности правовых норм, правил поведения, регулирующих отношения в определенной сфере жизни (государственное (конституционное) право, административное, финансовое, гражданское, трудовое, земельное, семейное, уголовное и др.). Ведущей отраслью является конституционное право. С помощью норм конституции закрепляются государственный и общественный строй, правовое положение личности, структура и характер взаимоотношений между различными государственными органами, порядок их формирования и деятельности, функции государства и его органов.

Кроме того, со времен Древнего Рима право делится на публичное и частное.

Публичное право представляет собой совокупность норм, охраняющих интересы государства, способствующих его внутренней организации и деятельности. Оно «вбирает» в себя отрасли, которые закрепляют статус государственных органов, их систему, отношения государственных органов между собой и гражданами.

Частное право составляют нормы, охраняющие и защищающие интересы частных лиц. Вокруг него группируются отрасли, регулирующие имущественные и иные отношения между отдельными гражданами, а также гражданами и организациями.

Право неразрывно связано с государством и может выполнять свои функции в единстве с ним. Соответствующие органы государства создают правовые акты, другие обеспечивают их соблюдение.

Таким образом, право выполняет функцию регулятора отношений между людьми в обществе, юридически оформляя сложившиеся экономические, политические и иные общественные отношения. Правосознание в целом направлено на подчинение поступков, действий, поведения социальных субъектов нормам, которые отражают социальную природу права.

Мораль – это система норм, правил и принципов поведения, регулирующих отношения людей с позиции добра и зла, справедливого и несправедливого, честного и бесчестного. Если нормы права утверждаются государством и законами, к их соблюдению принуждают силой государства, то моральные нормы формируются самим обществом, социальными группами, общностями. Они влияют на человеческие отношения через общественное мнение, убеждение, воспитание, традиции.

Мораль отличается также тем, что выполнение каждым человеком ее требований контролируется всеми. Причем моральный авторитет того или иного индивида не связан с какими-либо официальными полномочиями. Поэтому требования принимают форму безличного долженствования, касающегося всех, но ни от кого не исходящего повеления.

Мораль обращена, прежде всего, к внутреннему миру человека, к таким глубинным явлениям духовности, как совесть и долг. Совесть – это способность производить самооценку совершаемых поступков, подчинять личный интерес общечеловеческому, ответственность человека за свое поведение перед другими, сопоставление намерении с общественными требованиями.

Долг представляет собой осознание человеком собственных обязанностей перед обществом, народом, классом, семьей, близкими. В отличие от должного, выступающего в виде требований, предъявляемых к людям в форме норм, долг представляет собой внутренне принимаемое человеком обязательство. Совесть и долг наиболее категоричные моральные требования.

Мораль, как и правосознание, дифференцирована. Выделяются исторические и религиозные типы морали (мораль родового общества, феодального, буржуазного; христианская мораль и др.), мораль социальных общностей. В ней существуют общечеловеческие нормы, т. е. нормы поведения, которые приняты всеми людьми, независимо от классовой или национальной принадлежности. Они необходимы для всякого человеческого общежития. К ним относятся некоторые простые нормы морали, охраняющие совместную жизнь людей: верность данному слову, уважение к старшим, забота о детях и детей о родителях, осуждение физического насилия, хулиганства и т. д. Они возникли в глубокой древности и передаются из поколения в поколение.

Наука – одно из сложнейших общественных явлений, деятельность по получению нового знания и результат этой деятельности в виде систематизированных объективных знаний о действительности. Она является и социальным институтом, т.е. системой отношений и организационных форм в сфере добывания знаний (университеты, академии, лаборатории, институты, научные центры, ботанические сады, испытательные станции и т. д.).

Это, прежде всего, система знаний о природе, обществе, человеке. Она существует в виде научных законов, зафиксированных словами или уравнениями; теорий, концепций, объясняющих с помощью исходных понятий и принципов многообразие научных фактов определенной предметной области; системы методов (наблюдение, анализ, синтез, моделирование индукция, дедукция и т. д.), с помощью которых приобретается знание.

Научное знание, в отличие от продуктов обыденной познавательной деятельности людей, характеризуется системностью и обоснованностью. Обыденные знания предстают как конгломерат сведений, предписаний, рецептур деятельности и поведения, накопленных на протяжении исторического развития повседневного опыта. Их достоверность устанавливается в конкретных практических ситуациях.

Совокупность научных дисциплин образует сложную развивающуюся систему. Можно выделить три большие группы отраслей знаний, различающиеся по предметам отражения и методам: естественные науки (физика, химия, биология и т. д. – науки о природе), общественные (гуманитарные, социальные - науки об обществе, личности) и технические (сопротивление материалов, теория фундаментов и т. д. - науки о технических системах).Границы между ними подвижны, что делает проблему детальной классификации крайне сложной. Поэтому группировка наук весьма условна.

В свою очередь каждая группа наук подразделяется на ряд научных дисциплин, а последние – на более конкретные науки. Так, химия, входящая в группу естественных наук, включает физическую химию, органическую, неорганическую, коллоидную и т. д. Кроме того, по уровню организации знания они делятся на эмпирические и теоретические, по связям с практикой – на фундаментальные и прикладные.

Наука – это особая сфера деятельности, имеющая свою систему видов (экспериментирование, теоретические описания результатов исследований, интерпретация экспериментальных данных и др.) и субъектов (ученые, профессионально занимающиеся наукой, т. е. производством новых знаний).

Наука выполняет ряд социальных функций в жизнедеятельности людей. Это прежде всего:

• Объяснительная функция. Постигая существенные, относительно устойчивые, повторяющиеся, необходимые связи и зависимости, т. е. законы, в соответствии с которыми изменяются и развиваются предметы, явления, процессы, наука вскрывает и объясняет сущность, структуру и функционирование окружающего нас мира.

• Функция предвидения. На основе теоретических представлений о состоянии явлений и процессов предсказывается будущее их состояние, а так же делаются выводы о существовании неизвестных фактов, объектов или их свойств, связей и т. д. На этом основываются научное предвидение, прогнозирование. В ряде случаев наука способна обеспечивать сверхдальнее прогнозирование практики (межпланетные полеты, природные катаклизмы и т. д.).

• Преобразовательная функция. Наука превращается в непосредственную производительную силу через материализацию научных знаний в технике, оборудовании, технологии и т. п. Тем самым она участвует в преобразовании действительности. Научные открытия становятся базой для прикладных инженерно-технических исследовании и разработок, внедрение которых в производство создает новые технологии и отрасли. Опредмечивание научных идей в определенных материальных формах образует новую сферу жизни – техносферу, искусственную (в отличие от естественной, природной), сформированную по законам дизайна техническую среду (архитектура города, освещение улиц, планировка квартир и т. д.). Поэтому вполне справедливо утверждение, что нет ничего практичнее, чем хорошая теория.

Эстетическое сознание (от греч. aisthetikos – чувствующий, чувственный) – совокупность вкусов и идеалов, взглядов и представлений о прекрасном и безобразном, трагическом и комическом, возвышенном и низменном. Оно связано с эстетической деятельностью и эстетическими отношениями человека к действительности. Последние реализуются в труде, быту, общественной жизни, искусстве и заключаются в изменении и производстве предметов, явлений по законам красоты. Особенность эстетического отношения заключается в том, что оно носит конкретно-чувственный, эмоциональный и бескорыстный характер.

Наиболее общее понятие, фиксирующее эстетические отношения человека к действительности и результаты эстетической деятельности, – эстетическое, т. е. совершенная целесообразность, соотнесенная с мерой. Она обнаруживается в природных и общественных явлениях, продуктах материального и духовного производства, произведениях художественной культуры. Объективно-эстетическое связано с симметрией, ритмом, гармонией свойств, сторон, целесообразностью, упорядоченностью, оптимальностью функционирования предметов, процессов, явлений. Субъективно-эстетическое предстает в форме эстетических вкусов, идеалов, чувств, суждений, взглядов, теорий. Наиболее концентрированно эстетическое выражено в искусстве.

В структуру эстетического сознания входят также эстетические чувства, оценки, вкусы, идеалы, эстетические суждения, взгляды, категории, теории. Эстетические чувства – это эмоциональные переживания удовольствия, наслаждения или неудовольствия, неприятия в зависимости от меры соответствия объекта восприятия идеалам субъекта. Процесс эстетических переживаний может иметь верхние и нижние пределы. Если мера ожидаемого значительно превзойдена, эстетическое чувство поднимается до высокого напряжения, которое можно охарактеризовать как достижение гармонии чувств через потрясение. Если созерцаемый объект более или менее отвечает эстетическому идеалу, возникает чувство удовольствия, умиротворенности, комфорта.

Эстетический идеал – это представления людей о предельно совершенном в своем роде, соответствующем мере, гармонии и соразмерности. Так как эстетическое связано не только с утилитарным, функциональным, но и с этическим, эстетический идеал можно определить как «обобщенное представление о благом содержании и красивой форме». Он взаимодействует с другими элементами эстетического сознания, потому что, сложившись, становится критерием эстетических чувств, впечатлений, оценок, суждений.

В наиболее полном, обобщенном виде эстетическое осмысление мира, действительности воплощено в искусстве. Оно выступает такой формой духовной деятельности человека, которая, специализируясь на эстетическом осмыслении действительности, доводит его до предельных степеней разносторонности и обобщенности. Именно поэтому произведение искусства всегда обладает эстетической ценностью, даже если оно изображает безобразное, трагическое или ужасное, но изображает это прекрасно.

Искусство – специфическая форма духовного освоения мира, в которой органически сочетается художественно-образное отражение действительности с творческой переработкой ее по законам красоты. В нем действительность не только отражается и познается, но и оценивается. Отношение художника к тому, что он показывает, его позиция, оценочное суждение – неотъемлемая сторона художественного произведения.

Отличается искусство и специфическим предметом: это не мир сам по себе, а отношение человека к нему, взаимосвязь объекта и субъекта, т. е. объективная реальность, преломленная в духовном мире человека, или этот духовный мир, отражающий объективную реальность. Иначе говоря, предмет искусства составляет духовное содержание социального бытия человека.

Художественное освоение мира многопланово: искусство отражает и познает, выражает отношение человека к миру, передает вложенную в него информацию и т. д.

Соответственно этому у искусства несколько взаимосвязанных функций: оно несет знания о жизни (познавательная), формирует отношение к действительности (мировоззренческая), развивает душевную восприимчивость (воспитательная), доставляет эстетическое наслаждение (гедонистическая).

Религия (от лат. religio – благочестие, набожность, святыня) –мировоззрение и мироощущение, основанное на вере в существование сверхъестественного начала – бога, творца всего сущего, и потустороннего мира. Кроме верований религия включает систему ритуалов (обряды, культ и их соблюдение, т. е. религиозные действия) и формы религиозной организации (церковь, секта и др.).

Определений религии множество, но главным признаком религиозного сознания большинство исследователей считает веру в сверхъестественное.

Сверхъестественное – нечто, стоящее вне естественного, над ним, не подчиняющееся законам материального мира, выпадающее из цепи причинных связен и зависимостей, способное творить сами законы и естественный мир. В ранних формах первобытных религиозных верований (магии, тотемизме, фетишизме) оно отражалось в вере в фантастические свойства материальных предметов. В более позднее время появляется идея бога как вечной, бесконечной, абсолютной, не сотворенной никем сущности, а остальной мир стал рассматриваться как «тварный» – совокупность изменчивых, преходящих, сотворенных богом вещей и людей.

Как форма общественного сознания религия включает в себя различные уровни и сферы.

Теоретический уровень представлен богословием, философскими, этическими, эстетическими и социально-политическими доктринами, в основе которых лежит та или иная система религиозного вероучения. Как правило, он объективирован в священных книгах, богословских и философских трактатах. Это продукт деятельности профессиональных теологов, церковников или идеологов религиозного толка.

Обыденный уровень состоит из чувственно-наглядных фантастических образов, мифов, верований, чувств (священного ужаса, страха, восхищения), страстных ожиданий и т. д.

Существует несколько религий (иудаизм, даосизм, конфуцианство, иудаизм и др.), но наиболее распространенными, мировыми, являются три: христианство, буддизм и ислам.

Христианство возникло в I в. н. э. в Римской империи и связано с верой в искупительную жертву богочеловека Христа, его воскресение из мертвых и последующее второе пришествие для осуществления последнего суда над живыми и мертвыми. Главные его положения содержатся в священной книге христиан – Библии, складывающейся из Ветхого завета (изложение основ иудаизма - религии израильтян) и Нового завета, повествующего о жизни основателя христианства Иисуса Христа, его проповедях, чудесных деяниях, смерти и воскресении.

С V в. произошло разделение христианства на православие и католицизм, а в XVI в. выделился протестантизм. В настоящее время насчитывается свыше миллиарда христиан разных исповеданий.

Ислам (араб., букв. – предание себя богу) зародился в VII в. Его основателем был Мухаммед (или Магомет). Последователи ислама называются мусульманами. Он связан с признанием абсолютного единобожия – Аллаха (от араб, всемогущий), пославшего пророка Мухаммеда для установления царства справедливости и мира на Земле. Главные его положения записаны в священной книге Коране.

Эта религия требует строгого выполнения норм культа. Пять предписаний считаются обязательными: верить, что нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – его пророк; каждый день совершать пятикратную молитву (намаз), а перед молитвой омовение; выплачивать в пользу бедных налог; раз в год соблюдать пост, т. е. в течение месяца воздерживаться от еды, питья, курения с восхода до заката солнца; совершить паломничество (хадж) в священный город Мекку.

Ислам стремится контролировать не только личную и семейную жизнь верующих, но и общественную – политику, правосудие, культуру. Для него характерно тесное сращение государственной и духовной власти, поэтому мусульманское духовенство выполняет не только чисто религиозные, но и светские функции, в том числе судебные, строящиеся на шариате – мусульманском законодательстве.

Буддизм (от санскр. – пробуждать, познавать, бодрствовать) – самая древняя из мировых религий. Он появился в Индии в VI V вв. до н. э. Основатель его – царевич Сиддхартха Гаутама, из аристократического рода Шакья, который в 29 лет стал отшельником, покинув родных и богатый дом. В 35 лет в ходе семинедельной медитации (глубоких сосредоточенных размышлений) он стал Буддой – просветленным, а затем в течение 45 лет проповедовал свое учение об избавлении от страданий.

Буддисты исходят из того, что жизнь есть страдание, но существует путь, идя по которому можно избавиться от него: вера в Будду и его учение, праведные слова и дела, образ жизни и стремления, полное освобождение от земных привязанностей с помощью медитации.

Следуя этим путем, человек достигает совершенства, обеспечивает возможность озарений, ясновидения, затем погружается в нирвану (состояние полного освобождения от земных желаний и страданий). Наступает душевное равновесие и духовное просветление.

Как сложное духовное образование религия полифункциональна. Она выполняет ряд психологических и социальных функций.

1. Религия дает утешение перед лицом смерти, вносит хотя и иллюзорный, но смысл в человеческое существование.

2. Фрейд выделяет функцию защиты людей от страха беспомощности. Ребенок ищет защиту у родителей, взрослые пытаются найти ее у любящего всемогущего бога.

3.Французский социолог и философ, основатель французской социологической школы Э. Дюркгейм в работе «Элементарные формы религиозной жизни» говорит об объединяющей функции религии. Она наглядно проявляется в использовании ритуалов. Концентрируя внимание и надежды людей на общих верованиях и объектах поклонения, она объединяет и укрепляет общество.

4. Существует также функция социального контроля личной, семейной и общественной жизни, которая реализуется с помощью предписаний, верований, обещающих бедным надежду на лучшую жизнь в ином мире. А в этом мире надо быть терпеливым и смиренным, любить своих врагов и, получив по одной щеке, подставить другую. Гнев, агрессивность, борьба за справедливость – греховны.

5. Многие исследователи в качестве важнейшей выдвигают иллюзорно-компенсаторную функцию, которая связана с удовлетворением потребности иллюзорного восполнения практического бессилия людей, их неспособности сознательно управлять своими общественными отношениями. В религии человек компенсирует земные страдания представлением о таком другом мире, в котором они будут вознаграждены, зло будет наказано и справедливость восторжествует.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 465; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.069 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь