Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 22. Империи презрения, империи почитания



 

358 Более подробное обсуждение этой темы см. Roderick McFarquhar, “The Post-Confucian Challenge”, Economist (February 9, 1980); 67—72; Lucian Pye, «The New Asian Capitalism: A Political Portrait», в сб. под редакцией Peter Berger and Hsin-Huang Michael Hsaio, In Search of East Asian Devolpment Model (New Brunswick, N.J.: Transaction Books, 1988), рр. 81—99; и Руе (1985), рр. 25-27, 33-34, 325-326.

359 В Японии основные социальные отношения складыва­ются не между сверстниками, но вертикально, между семпаи и когаи, старшим и младшим. Это так в семье, в университете, в фирме, где для человека основное — его старший патрон. См. Japanese Society (Berkley: University of California Press, 1970), рр. 26ff.

360 Например, первый трактат Локка о правительстве начи­нается с нападок на Роберта Филмера, который отстаивал пат­риархальную политическую власть по образцу семьи. Обсуж­дение этого см. Tarcov (1984), стр. 9—22.

361 Это не случайно; Локк защищает права детей от некото­рых проявлений родительскои власти во «Втором трактате».

362 Pye (1985, стр. 72) указывает, что японская семья отли­чается от китайской, поскольку личная честь в ней ставится не ниже семейной лояльности, и потому такая семья более открыта и адаптабельна.

363 Семья сама по себе вряд ли представляет большую цен­ность для экономической рациональности. В Пакистане и ме­стами на Ближнем Востоке семейные связи ничуть не менее сильны, чем в Восточной Азии, и все же это часто составляет препятствие экономической рационализации, поскольку поощряет непотизм и предпочтения на родоплеменной основе. В Восточной Азии семья состоит не только из ныне живущих членов большой семьи, но и из долгой череды покойных пред­ков, которые ожидают от человека определенных стандартов поведения. И такие сильные семьи развивают чувство внут­ренней дисциплины и прямоты, а не требуют непотизма.

364 Рекрутский скандал 1979 года и иные скандалы, свалив­шие двух премьер-министров из ЛДП в течение одного года, а также потеря этой партией большинства в верхней палате пар­ламента показывают, что в японской политической системе есть и подотчетность западного типа. И все-таки ЛДП сумела пережить этот удар и восстановить свою гегемонию над поли­тической системой, не проводя никаких структурных реформ ни в себе, ни в образе действий японских политиков и чинов­ников.

365 Например, южно-корейцы при создании своей правя­щей партии пытались скопировать не только республиканскую и демократическую партию Америки, но и японскую ЛДП.

366 В последние годы определенные приемы японского ме­неджмента, культивирующие преданность и верность коллек­тиву, были с некоторым успехом экспортированы в США и Великобританию — в одном пакете с прямыми японскими инвестициями в заводы и оборудование. Можно ли подоб­ным образом, экспортировать, и другие азиатские социальные институты высокого.морального содержания, такие как се­мья или национальное чувство, — сомнительно, учитывая их укорененность в культурном опыте тех стран, откуда они при­ходят.

367 Неясно, считал ли Кожев, что конец истории требует создания в буквальном смысле всеобщего (универсального и однородного государства. С одной стороны, он говорил, что история кончилась в 1806 году, когда система государств еще явно оставалась нетронутой; с другой стороны, трудно вооб­разить себе государство, являющееся полностью рациональным, если в нем не исключены все морально значимые наци­ональные различия. Собственная работа Кожева на Европей­ское Сообщество указывает, что он считал уничтожение суще­ствующих государственных границ работой исторической зна­чимости.

 

 

Глава 23. Нереалистичность «реализма»

 

368 III 105.2. Сравнить с I 37б 40-41.

369 В книге Kennet Waltz, Theory of International Politics (New York: Random House, 1979). рр. 65—66, содержится следующий абзац:

«Хотя перемен полно, случаи преемственности впечатля­ют не меньше, если не больше — предложение, которое мож­но проиллюстрировать разными способами. Тот, кто читает апокрифическую книгу Первых Маккавеев, держа в уме собы­тия после Первой мировой войны, получит ощущение преем­ственности, характеризующей международную политику. Что во втором веке до рождества Христова, что в двадцатом после арабы и евреи дрались другс другом за остатки северной империи, а внешние по отношению к этой арене государства внимательно наблюдали или активно вмешивались. Чтобы привести более общую иллюстрацию, можно вспомнить зна­менитый случай — как Гоббс воспринимал то, что было современно Фукидиду. Менее известный случай, но не менее поразительный - это осознание Луисом Дж. Галле актуально­сти Фукидида в век атомных бомб и сверхдержав».

370 Reinhold Niebuhr дает самое лаконичное изложение своих взглядов на международные отношения в Moral Man in Immoral Society: A Study in Ethics and Politics (New York: Schribbner’s, 1932). Учебник МогMorgenthau Politics among Nations: The Struggle for Power and Peace (New York: Knopf, 1985) выходил шестым издани­ем; последнее после смерти Моргентау редактировал Кеннет Томпсон.

371 Waltz изначально различает причины на уровне государ­ства и причины на уровне международной системы в книге Man. the State, and the War (New York: Columbia University Press, 1959).

372 Реалисты показывают свою родственность либеральным националистам, подчеркивая, что отсутствие общего сюзерена и международного закона — корни войны. На самом деле, как мы увидим, отсутствие общего сюзерена не кажется критичес­ким фактором в деле предотвращения войны.

373 Вариант этого утверждения см. определение Трасимаха справедливости как «преимущества Сильнейшего» в «Государ­стве» Платона.

374 В отличие от многих послевоенных реалистов Джордж Кеннан не верил, что экспансия внутренне свойственна Рос­сии, а считал ее продуктом советского национализма в сочета­нии с милитаризованным. марксизмом. Его стратегия сдержи­вания была построена на прогнозе, что советский коммунизм рухнет под воздействием внутренних причин.

375 Версию этого утверждения см. Samuel Huntington, «No Exit: The Errors of Endism», National Interests 17 (Fall 1989); 3-11.

376 Kenneth Waltz критиковал таких реалистов, как Morgenthau, Kissinger, Razmond Aron, Stanlez Hoffman, за допущение примеси внутренней политики в теорию конфликта» напри­мер, за различение государств «революционных» и государств «статус кво». Он же, наоборот, старается объяснять междуна­родную политику исключительно на основе структуры систе­мы без учета каких бы то ни было факторов внутреннего ха­рактера составляющих ее государств. Удивительным образом обращая обычное лингвистическое словоупотребление, он на­зывает теории, учитывающие внутреннюю политику, «редукционистскйми» в отличие от своей теории; которая редуциру­ет всю сложность мировой политики к «системе», о которой, в сущности, можно знать только одно: биполярная она или мно­гополярная. См. Walty (1979), стр. 18—78.

377 См. по этому поводу Walty (1979), рр. 70-71, 169-193. В теории многополярная система, подобная классическому ев­ропейскому согласию наций, должна иметь некоторые пре­имущества перед биполярной, поскольку государство, броса­ющее системе вызов, можно уравновесить быстрой переменой союзников; более того, поскольку сила распределена более равномерно, сдвиги равновесия в определенных пределах меньше меняют картину. Однако эта система наиболее эффективна в династическом мире, в котором государства совершенно сво­бодно могут заключать и разрывать союзы и физически регу­лировать свою мощь добавлением или отбором провинций. В мире, где свобода государства заключать союзы ограничена национализмом и идеологией, многополярная система стано­вится невыгодной. Совсем не ясно, была ли Первая мировая война результатом не многополярности, а загнивающей многополярности; которая все больше и больше напоминала биполярность. Германия и Австро-Венгрия по идеологическим при­чинам в сочетании с националистическими сомкнулись в бо­лее или менее постоянном союзе, заставив остальную Европу объединиться в столь же негибкий союз против себя. Угроза целостности Австрии со стороны сербского, национализма лег­ким прикосновением столкнула неустойчивую биполярную систему в войну.

378 Niebuhr (1932), р. 110.

379 Henry A. Kissinger, A World Restored: Metternich, Castlereagh and the problems of Peace 1812-1822 (Boston: Houghton Mifflin, 1973), вособенности стр.312— 332.

380 Morgenthau (1985), р. 13.

381 Там же, стр. 1—3.

382 Niebuhr.р. 2ЗЗ

383 Единственным исключением, конечно, была реакция на нападение Северной Кореи на Южную в 1950 году, которая стала возможном лишь из-за советского бойкота ООН.

384 О диссертации Киссинджера см. Peter Dickson, Kissinger and the Meaning of History (Cambridge: Cambridge University Press, 1978).

385 John gaddis, «One Germany – In Both Alliances» New york Times (March 21, 1990), р. А27.

386 John J. Mearsheimer, «Bach to the Future: Instability in Europe after the Cold War», International Security 15, no. 1 (Summer 1990): 5-56

 

 

Глава 24. Сила бессильных

 

387 Mearsheimer (1990), стр. 12

388 Попытка Уолтца вычистить соображения внутренней политики из своей теории международных отношений возникла из желания сделать эту теорию строгой и научной — в его тер­минологии, сохранить отчетливые «единицы» и «структурные» уровни анализа. Величественное интеллектуальное сооруже­ние, которое он строит в усилиях найти регулярные и универ­сальные законы поведения человека в национальной полити­ке, в конце концов оказывается рядом банальных наблюдений о поведении государств, которые все можно резюмировать одной фразой: «Главное - это равновесие сил».

389 См. ответ афинян, следующий за обращением корин­фян к лакедемонянам в «Истории» Фукидида (Л., 1981. С. 34), где они отстаивают эквивалентность Афин и Спарты, несмот­ря на то, что Спарта поддерживает статус кво; и их аргументы в диалоге с мелянами III 105. (См. эпиграф к главе 23.)

390 Конечно, когда соседи растут непропорционально быс­тро, возникают проблемы — ситуация, которая часто приво­дит к негодованию. Однако современные капиталистические государства, встретившись с такой ситуацией, стараются не подорвать успех соседа, а повторить его.

391 Утверждение о взаимосвязи силы и легитимности и кри­тику упрощающих концепций «политики с позиции силы» см. Макс Вебер (1946), «Политика как призвание» и «Престиж и мощь «великих держав»».

392 Аналогичное возражение на неисторическую позицию теории реализма Кеннета Уолтца, но с марксистской точки зрения, приведено в Robert W. Cox., «Social Forces, States and World Orders; в сб. под редакцией Robert O. Keohane, Neorealism and Its Critics (New York: Columbia university Press, 1986), рр. 213—216. См. также Geirge Modelski, «Is the World Politics Evolutionary Learning? » International Organization 44, no. 1 (Winter 1990): 1-24.

393 Joseph A. Schumpeter, Imperialism and Social Classes (New York: Meridian Books, 1955), р. 69.

394 Там же, стр. 5

395 Шумпетер не пользуется понятием тимоса, вместо этого давая довольно функциональное или экономическое опреде­ление безграничной жажды завоевания как пережитка времен, когда она была необходима, чтобы выжить.

396 Это оказалось верным даже в Советском Союзе, где жерт­вы операции в Афганистане оказались куда более политичес­ки заметны, даже при брежневском режиме, чем были склон­ны думать внешние наблюдатели.

397 Ни один из этих трендов не противоречит ни высокому уровню насилия в современных американских городах, ни все более привычному изображению насилия в популярной куль­туре. Для основных обществ среднего класса в Северной Аме­рике, Европе и Азии личный опыт насилия или смерти куда ниже, чем два-три века назад, пусть даже только по причине улучшений в здравоохранении, из-за которых снизилась дет­ская смертность и выросли сроки ожидаемой продолжитель­ности жизни. Графическое изображение насилия в фильме — возможно, отражение того, насколько оно не является обыч­ным в жизни тех, кто ходит этот фильм смотреть,

398 Tocqueville 1945. Vol. 2. Р. 174-175.

399 Некоторые из этих утверждений сделал Джон Мюллер (John Mueller) в книге Retreat from Doomsday: The Obsolescence of Major War (New York: Basic Book, 1989). Мюллер указывает на исчезновение рабства и дуэлей как на примеры долго суще­ствовавшей общественной практики, отмененной в современ­ном мире, и предполагает, что большую войну между разви­тыми странами, быть может, ожидает та же судьба. Он верно указывает на перемены, но, как замечает Карл Кайзен (Carl Kaysen 1990), они представлены как изолированные явления, происходящие вне общего контекста эволюции человеческих обществ за последние несколько сот лет. Отмена рабства и дуэлей имеет общие корни с отменой отношений господина и раба, произведенной Французской революцией, и обращени­ем жажды признания у господина в жажду рационального при­знания универсальным и однородным государством. Дуэль в современном мире была бы явлением искусственным со сто­роны человека с моралью господина, желающего рискнуть жизнью в кровавой битве. Коренная причина секуялрного увя­дания рабства, дуэли и войны одна и та же—то есть прише­ствие рационального признания.

400 Многие из этих общих утверждений высказаны Карлом Кайзеном в его Превосходной обзорной статье о Джоне Мюл­лере, «Is War Obsolete? » International Security 10, no.4 (Sprin 1990); 42-64.

401 См., например, John Gaddis, «The Long Peace: Elements of Stability in the Postwor International System», International Security 10, no. 4 (Spring 1986): 99-142.

402 Конечно, ядерное оружие само по себе ответственно за наиболее серьезный конфликт СССР — США во время «хо­лодной» войны — за кубинский ракетный кризис, но даже в этот момент перспектива ядерной войны не дала конфликту перерасти в настоящее вооруженное столкновение.

403 См., например, Dean V. Babst, «A Force for Peace», Industrial Research 14 (April 1972)» 55-58; Ze’ev Maoz and Nasrin Abdolaly, «Regim Types and International Conflict, 1816—1976», Journal of Conflict Resolution 33 (March 1989); 3-35; и R.J. Rummel, «Libertarianism and International Violence», Journal of Conflict Resolution 27 (March 1983): 27-71.

404 Это заключение в некоторой степени зависит от опре­деления либеральной демократии у Доила. Англия и Соеди­ненные Штаты вступили в воину в 1812 году, в то время когда британская конституция приобрела много либеральных черт. Доил уходит от этой проблемы, датируя превращение Брита­нии в либеральную демократию прохождением Билля о ре­форме в 1831 году. Эта дата несколько произвольна — избира­тельное право в Британии оставалось ограниченным довольно долго даже в двадцатом веке, и уж точно Британия не предос­тавила в 1831 году либеральных прав своим колониям. Тем не менее выводы Доила и верны, и поразительны. Doyl (1983d), рр. 205—235, и Doyl (1983b), рр. 205—235. См, также его рабо­ту «Liberalism and World Politics», American Political Science Review 80, no. 4 (October 1986): 1151-1169.

405 Разъяснение перемены советского определения «националь­ного интереса» см. Stephan Sestanivich, «Inventing the Soviet National Interest», The National Interest. 20 (Summer 1990): 3—16.

406 В. Хуркин, С. Караганов и А. Кортунов, «Вызов безопас­ности: старое и новое», «Коммунист» (1 января 1988), стр. 45.

407 Уолтц предполагал, что внутренние реформы в Совет­ском Союзе вызваны переменами в международном окруже­нии и что перестройка сама по себе должна восприниматься как подтверждение теории реализма. Как отмечалось выше, внешнее давление и конкуренция много сделали, чтобы про­двинуть реформы в Советском Союзе, и теория реализма мог­ла бы быть реабилитирована, если бы был сделан шаг назад, чтобы потом сделать два вперед. Но при этом полностью упус­каются из виду перемены национальных целей, произошед­шие в Советском Союзе и в основе советской державы после 1985 года. См. комментарии Уолтца в United States Institute for Peace Journal 3, no. 2 (June1990 ), рр.6-7.

408 Mearsheimer (1990), р. 47. В невероятно ловкой редук­ции Миршаймер спрессовывает два столетия мира между ли­беральными демократиями до всего трех случаев: Британия и Соединенные Штаты, Британия и Франция, и западные де­мократий после 1945 года. Нет необходимости говорить, что случаев этих гораздо больше, начать хотя бы с примера США — Канада. См. также Huntington (1989), рр. 6—7.

409 В современной Германии есть меньшинство, ратующее за возврат бывших немецких территорий, принадлежащих те­перь Польше, Чехословакии и Советскому Союзу. Эта группа состоит в основном из тех, кто был изгнан из этих регионов после Второй мировой войны, или их потомков. Парламенты бывших Западной и Восточной Германий, а после парламент воссоединенной Германии отреклись от этих претензий. Воз­никнет ли снова в политически значимой степени в демокра­тической Германии реваншизм, направленный против демок­ратической Польши — это хороший тест для тезиса, что либе­ральные демократии друг с другом не воюют. См. также Mueller (1990), р. 240.

410 Schumpeter (1955), p. 65.

 

 

Глава 25. Национальные интересы

 

411 William L. Langer, «A Critique of Imperialism». в сб. под редакцией Harrison M. Wright, The New Imperialism: Analyse of Late Nineteenth-Century Expansion, second edition (Lexington, Mass.: D.C. Heath, 1976), р. 98.

412 По этому поводу см. Kaysen (1990), стр. 52.

413 Именно эта жесткость, а не внутренний дефект многополярноети объясняет разрушение европейского согласия де­вятнадцатого века и в результате - вспыхнувшую Первую ми­ровую войну. Если бы государства оставались организованы по династическому принципу легитимности, куда было бы проще европейскому согласию отреагировать на растущую мощь Германии быстрыми сменами союзов. Впрочем, без на­ционального принципа Германия бы вообще не объединилась.

414 Многие из этих утверждений были сделаны Эрнестом Галлнером, Ernest Gallner, Nations and Nationalism (Ithaca, N.Y.: Cornell University Press 1983).

415 См., например, John Gray, «The End of History – or of Liberalism? » The National Review (October 27, 1989): 33-55.

416 Gellner (1983), p. 34.

417 Франкофильство русской аристократии — это, наверное, крайний случай, но практически во всех странах существуют отчетливые диалектные различия языка, которым говорит ари­стократия, и языка, которым говорит крестьянство.

418 Необходима осторожность, чтобы избежать слишком механического применения экономического объяснения на­ционализма. Хотя национализм может во многом рассматри­ваться как продукт индустриализации, националистические идеологии иногда живут своей жизнью, независимой от уровня экономического развития страны. Как еще можно объяс­нить националистические движения в таких доиндустриальных странах, как Камбоджа или Лаос после Второй мировой войны?

419 Таким образом, например, Ататюрк на последнем этапе своей деятельности потратил много времени на исторические и лингвистические «исследования», в сущности, создавшие базис для современного турецкого национального самосозна­ния того рода, который был Ататюрку желателен.

420 Gellner (1983), стр. 44-45.

421 Конечно, мне известно существование сильных христианско-демократических партий по всей Европе, но факт, что они сначала демократические, а потом уже христианские, а также секулярная природа их интерпретации христианства суть просто свидетельства триумфа либерализма над религией. Не­терпимая, антидемократическая религия ушла из европейской политики со смертью Франко.

422 Это будущее направление эволюции национализма под­держивает Геллнер (1983), стр. 113.

423 Конечно, есть крыло русского националистического движения, остающееся шовинистическим и имперским, и это крыло широко представлено в высшем командовании бывше­го Советского Союза. Как можно было бы ожидать, импер­ский национализм старого стиля можно найти в наименее раз­витых частях Евразии; один пример — шовинистический серб­ский национализм Слободана Милошевича.

424 Миршаймер отмечает национализм как практически единственный аспект внутренней политики, который он счи­тает важным для войны и мира. Он определяет «гипернацио­нализм» как источник конфликта и предполагает, что сам «ги­пернационализм» вызван к жизни внешней средой, или ина­че — неправильным преподаванием национальной истории в школе. Автор, кажется, не признает, что национализм и «ги­пернационализм» не появляются случайно, но возникают из специфического исторического, социального и экономичес­кого контекста и, как все исторические явления, подвержен внутренним законам эволюции. Mearshimer (1990), стр. 20— 21, 25, 55-56.

425 Когда отстаивающий независимость Грузии «круглый стол» Звиада Гамсахурдия победил на выборах в 1991 году, одним из первых его дел было ввязаться в драку с осетинским меньшинством Грузии, отвергая за ним какие бы то ни было права на признание его национальным меньшинством. Это резко отличалось от действий Бориса Ельцина на посту прези­дента России. В 1990 году Ельцин в поездке по России заве­рил все народы, составляющие республику, что их ассоциация с Россией будет полностью добровольной.

426 Интересно, что многие из новых национальных групп стремятся к суверенитету, несмотря на то что их размер и гео­графическое положение не дают им шанса выжить незави­симо в военном смысле — по крайней мере согласно идеям реалистов. Это наводит на мысль, что система государств уже не так грозна, как это было когда-то, и традиционный аргу­мент за большие государства — национальная оборона — уже не так остер.

427 Конечно, есть несколько важных исключений из этого правила, как, например, китайская оккупация Тибета, изра­ильская оккупация Западного Берега и сектора Газа, и погло­щение Гоа Индией.

428 Часто замечали, что вопреки иррациональности суще­ствующих национальных границ в Африке, перерезающих ли­нии раздела племен и этнических групп, после достижения независимости ни одна из них не была успешно перенесена. См. Yehoshafat Harkabi, «Direction os Change in the World Strategic Order: Comments on the Address by Professor Kayser», в The Changing Strategic Landscape: IISS Conference Papers, 1988, Part II, Adelphi Paper No. 237 (London: International Institute for Strategic Studies, 1989), рр. 21-25.

 

 

Глава 26. К Тихоокеанскому союзу

 

429 Это различие в большой степени соответствует старому различию между Севером и Югом, или между развитым и разви­вающимся миром. Однако это соответствие не полно, поскольку такие развивающиеся страны, как Коста-Рика или Индия — дей­ствующие либеральные демократии, а некоторые развитые стра­ны вроде нацистской Германии были тираниями.

430 Описание не реалистской внешней политики см. Stanley Kober, «Idealpolitik», Foregn Policy No. 79 (Summer, 1990); 3—24.

431 Одним из главных орудий ведения идеологической борь­бы были радиостанции «Свободная Европа», «Свобода» и «Голос Америки», постоянно вещавшие на советский блок в тече­ние «холодной» войны. Их третировали и игнорировали реалисты, считавшие, что «холодная» война есть целиком дел о танковых дивизий и ядерных боеголовок, но оказалось, что эти станции, спонсируемые США, сыграли важную роль в под­держании на плаву идеи демократии в Восточной Европе и Советском Союзе.

432 Из Седьмого тезиса «Идеи всеобщей истории» И. Кан­та. Соч. в 6 томах; Т. 6. М;, 1966. С. 17. Кант особенно был озабочен тем, что моральное усовершенствование человече­ства не может произойти, пока не будет решена проблема меж­дународных отношений, потому что это требует «долгого внут­реннего совершенствования каждого общества ради воспита­ния своих граждан» (там же с. 18).

433 О точке зрения, что сам Кант не считал вечный мир осу­ществимым проектом, см. Kenneth Waltz, «Kant, Liberalism and War», American Political Science Review 56 (June1962): 331-340.

434 Кант определяет республиканскую конституцию как ус­тановленную «во-первых, на принципах свободы членов об­щества (как людей); во-вторых, на принципах зависимости всех от единого общего законодательства (как подданных); и в-тре­тьих, на законе об их равенстве (как граждан)». Из «Вечного мира»: И. Кант. Соч. в 6 томах. М., 1966; С. 257—310.

435 Там же. С. 271.

436 См. Carl Friedrich, Inevitable Peace (Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1948), стр. 45.

437 Конечно, ГАТТ не требует, чтобы страны — ее члены были демократиями, но имеет жесткие критерии либерализма для их экономической политики.

 

 

Глава 27. В царстве свободы

 

438 Кожев (1947), стр. 435 (сноска).

439 По этому поводу см. Gellner (1983), стр. 32-34, 36.

440 Использование Кожевым термина «бесклассовое обще­ство» для описания послевоенной Америки, как бы оно ни было уязвимо, явно имеет не марксистский смысл.

441 Tocqueville (1945), vol. 2, рр. 99—103.

442 См. Milovan Djilas, The New Class: An Analyse of the Communist System (New York: Praeger, 1957).

443 Практически все, кто критиковал мою статью «Конец истории? » слева, указывали на многочисленные экономичес­кие и социальные проблемы современного либерального об­щества, но никто из этих критиков не захотел пропагандиро­вать явный отказ от либеральных принципов для их решения, как сделали когда-то Маркс и Ленин. См., например, Marion Dö nhoff. «Am Ende aller Geschichte? » Die Zeit (22 сентября 1989), стр. 1; и Andre Fontaine, «Aprè s l’histoire, l’ennui? » Le Monde (27 сентября 1990), стр. 1.

444 Для тех, кому такая перспектива кажется весьма дале­кой, рекомендую составленный в колледже Смита список «кон­кретных проявлений угнетения», в который включен пункт, названный «Внешнизм» (lookism) — это «мнение, будто внеш­ний вид есть индикатор ценности человека». Цитируется по Wall Street Lournal (26 ноября 1990), стр. А 10.

445 О теории справедливости Джона Ролза см. Аллеи Блум «Justice: John Rawls versus the Tradition of Political Philosophy» в Bloom, Giants and Dwarfs: Essays 1960—1960 (New York, Simon and Schuster, 1990), р. 329.

446 Tocquevile (1945), vol. 2, рр. 100-101.

 

 

Глава 28. Люди без груди

 

447 Ницше, «Воля к власти» 1: 18 Nietzsche F. The Will to Tower N. 4. 1968 b. Р. 16.

448 См. Ницше, «К генеалогии морали» 2: 11; «По ту сторо­ну добра и зла»; афоризмы 46, 50, 51, 199, 201; 202, 203, 229.

449 См. «По ту сторону добра и зла», афоризм 260; также афоризм 260 о тщеславии и признании «простого человека» в демократическом обществе.

450 См. обсуждение вопроса о признании в ответе Штраусса (Leo Strauss) Кожёву в книге Штраусса «On Tyranny» (1963), стр. 222. См. также его письмо Кожеву от 22 августа 1948 года, где он предполагает, что сам Гегель верил, будто мудрость, а не только признание необходимы для удовлетворения челове­ка и что Потому «окончательное государство обязано своей привилегией мудрости, правлению мудрости, популяризации мудрости... а не своей универсальности и однородности как таковым». Цитируется в Strauss (1991), р. 238.

451 Комиссия California Task Force to Promote Self-Esteem and Social Responsibility была детищем члена нижней палаты законодательного собрания штатаДжона Васконселлоса и пос­ледний свой отчет издала в середине 1990 года. См. «Courts, Parents Called Too Soft on Delinquents», Los Angeles (December 1, 1989), р. АЗ.

452 Калифорнийская комиссия по самооценке определила самооценку как умение «оценивать по достоинству свою лич­ную ценность и важность и иметь характер, быть подотчетным самому себе и поступать ответственно по отношению к дру­гим». Очень многое заключается во второй половине опреде­ления. Как заметил один критик: «Когда движение самооцен­ки захватывает школу, учителя попадают под давление — вос­принимать каждого ребенка как он есть. Чтобы дети относи­лись к себе хорошо, приходится избегать любой критики и любого мало-мальски трудного задания, которое может пове­сти к неудаче». См. Beth Ann Krier, «California Newest Export», Los Angeles (June 5, 1990), р. Е1.

453См., например, «По ту сторону добра и зла», афоризмы 257, 259.

454 См. Платон, .«Государство», Книга VIII

455 Ницше Ф. Цит. по изд.: The Portable Nietzsche, Р. 130,

456 Ницше Ф. «О пользе и вреде истории для жизни» // Ф. Ницше. Соч. в двух томах. Т. 1. М., 1990. С. 165.

457 Каким образом ницшеанский релятивизм стал частью нашей общей культуры и как нигилизм, когда-то наполняв­ший Ницше ужасом, в современной Америке стал вполне рес­пектабельным, блестяще и документально описано в книге Allan Bloom, The Closing of the American Mind (New York: Simon and Schuster, 1988), в особенности стр. 141— 240.

458 Ф. Ницше; цит. по изд.: The Portable Nietzsche, p. 130.

459 Другой пример — Макс Вебер, чей плач по «исчезновению очарования» в мире перед лицом растущей бюрократиза­ции и рационализации и чей страх перед тем, что духовность уступит «специалистам без духа и сенсуалистам без сердца», отлично известны. Он отбрасывает нашу современную циви­лизацию в следующем абзаце: «После опустошительной кри­тики Ницше тех «последних людей», что «изобрели счастье», я могу полностью оставить в стороне наивный оптимизм, в ко­тором наука — то есть способы покорения жизни, основанные на этой науке - прославляетсякак путь к счастью. Кто в это верит? Кроме, конечно, больших детей на университетских кафедрах и редакционных кабинетах». «Наука как призвание»...

460 Tocquevile, (1945), vol.2, р. 336.

461 Там же, стр. 45.

462 См. Mme. Perier, «La vie de M.Pascal» в Blaise Pascal, Pensees (Paris: Garnier, 1964), рр. 12—13.

463 Eric Temple Bell, Men of Mathematics (New York: Simon &, 1937), рр. 73, 82.

464 Кожев (1947), стр. 434-435 (сноска).

465 См. выше главы о международных отношениях в части четвертой.

466 Кожев утверждал: «Если Человек снова станет живот­ным, его искусства, его любовь, его игра тоже должны стать опять полностью естественными. Следовательно, необходимо будет признать, что после конца истории люди будут строить свои величественные здания и произведения искусства, как птицы вьют гнезда или пауки плетут паутину, будут исполнять музыку в манере лягушек и цикад, будут играть, как молодые животные и наслаждаться любовью, как животные взрослые». Кожев (1947), стр. 436 (сноска).

467 Последним проектом Кожева было написание работы под названием Essai d’une histoire raisonnee de la philosophie panenne (Paris: Gallimard, 1968), в которой он надеялся зафиксировать весь цикл рационального человеческого дискурса. В этом кру­гу, начиная от досократовских учений и кончая Гегелем, мож­но было бы найти любые возможные философские системы прошлого и любые возможные философские системы будуще­го. См. Roth (1985), рр. 300-301.

468 Курсив оригинала. Кожев (1947), стр. 436.

469 Strauss (1963, р. 223) утверждает: «Государство, которым человек, как сказано, разумно удовлетворяется, есть, следова­тельно, государство, в котором основа человечности человека усыхает начисто, или в которой человек утрачивает человеч­ность. Это — состояние «последнего человека» Ницше».

 

 

Глава 29. Свободные и неравные

 

470 Это утверждение сделал Мэнсфилд (Harvey Mansfield) в Taming the Prince (1989), рр. 1—20.,

471 Кожев (1947), стр. 437 (сноска).

472 См. John Adams Wettergreen, Jr., «Is Snobbery a Formal Value? Considering Life at the End of Modernity», Western Political Quarterly 26, по. 1 (March 1973); 109-129.

 

 

Глава 30. Полные права и ущербные обязанности

 

473 Tocquevile (1945), vol. 2. р. 131.

474 Хотя как пропагандист жизни в ассоциациях в совре­менном обществе наиболее известен Токвиль, Гегель тоже при­водит довольно похожие доводы в пользу подобных «посред­нических институтов» в «Философии права». Гегель также счи­тал, что современное государство слишком велико и обезли­чено, чтобы иметь смысл как источник идентичности, и потому утверждал, что общество должно быть организовано в Stä nde — классы или сословия; например, крестьянство, средний класс, чиновничество. «Корпораций», за которые ратовал Гегель, — это и не замкнутые средневековые гильдии, и не мобилизаци­онные единицы фашистского государства, но ассоциации, спонтанно организованные гражданским обществом, служа­щие средоточием общественной жизни и добродетели. В этом отношении сам Гегель весьма отличается от его интерпрета­ции у Кожева. Универсальное и однородное государство Кожева не оставляет места для «посредничающих» структур вро­де корпорации или Stä nde; сами прилагательные, которыми Кожев пользуется для описания своего конечного государства, предполагают скорее марксистское видение общества, где ни­чего нет между свободными, равными и атомизировайными личностями— и государством. См. также Smith (1989), стр. 140-145.

475 Эти эффекты несколько компенсируются развитием средств связи, которые дают возможность появления новых видов ассоциаций, объединяющих физически разделенных лю­дей с общими интересами и целями.

476 Обсуждение эгой темы см. Thomas Pangle, «The Constitution’s Human Vision», The Public Interest (Winter 1987): 77—90.

477 Как отмечалось выше, сплоченность общественных объ­единений в Азии достигается за счет прав личности и за счет терпимости; сильная семья поддерживается некоторой степе­нью социального остракизма по отношению к тем, у кого нет детей; социальный конформизм в таких делах, как одежда, образование, сексуальные предпочтения, род занятий и тому подобное, требуется, а не презирается.

В какой степени защита прав личности и спаянность об­щины друг другу противоречат— показывает пример одной общины в Инкстере, штат Мичиган, где хотели подавить тор­говлю наркотиками, установив блок-пост для проверки ма­шин. Конституционность этого действия была оспорена ACLU на основании Четвертой поправки, и блок-пост пришлось снять, пока дело проходило судебные инстанции. Наркоторговля, от которой жизнь в округе стала практически невыно­симой, вернулась снова. Приводится в статье Amitai Etzioni, «The New Rugged Communitarianism», Washington Post, Outlook Section, January 20, 1991, р. В 1.

478 Pangle, (1987), стр. 88-90.

 

 

Глава 31. Безграничные войны духа

 

479 Гегель в «Философии права» утверждает вполне ясно, что в конце истории войны все еще будут. С другой стороны, Кожев предполагает, что конец истории будет означать конец больших споров, а потому исключит необходимость в борьбе. Почему Кожев решил занять такую очень негегелевскую позицию неясно. См. Smith (1989a), стр. 164

480 Bruce Catton, Grant Takes Command (Boston: Little, Brown, 1968), pp. 491-492

481 О настроении европейской общественности перед Великой войной см. Modris Eksteins, Rites of Spring (Boston: Houghton Mifflin, 1989), pp. 55-64

482 Там же, стр. 57

483 Там же, стр. 196

484 См. «Сумерки идолов», «По ту сторону добра и зла» и «Так говорил Заратустра»

485 Насколько Ницше связан с немецким фашизмом, см. во вводной главе Werner Dannhouser, Nietzsche’s View of Socrates (Ithaca, N.Y.: Cornell University Press, 1974)

486 См. «Государство», Книга IV

487 За эту формулировку проблемы я благодарен Генри Игуэра (Henry Higuera)

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 395; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.114 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь