Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 8. Основные проблемы теории познания – 4 часа
План лекции: 1.Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания. 2. Чувственное и рациональное в познании. 3. Теория истины. Проблема критерия истины. 4. Наука как специфическая форма развития познания. 5. Методы научного познания. 6. Основные понятия и принципы синергетики
1) Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания Познание – это процесс взаимодействия субъекта и объекта. В философии Нового времени противопоставление человека и мира было заменено противопоставлением субъекта и объекта. Под субъектом познания следует понимать наделенного сознанием человека, включенного в систему социокультурных связей, чья активность направлена на достижение тайн противостоящего ему объекта. Объект – это та сторона действительности, на которую направлено познание. В принципе все, что только может помыслить или представить себе человек, способно стать предметом его познавательной деятельности, любые фантазии и гипотетические ситуации. Современная трактовка понятия «субъекта познания» берет свое начало от Декарта, который считал противопоставление субъекта и объекта исходным пунктом анализа познания. Это дало возможность решать вопросы достоверности знания при обосновании активности субъекта. Субъектом познания философы Нового времени считают не эмпирического индивида, человек, обладающий абстрактно-всеобщими способностями к познанию. Важный шаг был сделан Кантом, который раскрыл законы внутренней организации субъекта, представление о родовом субъекте, априорном и апостериорном знании. Он выдвигает идею трансцендентального субъекта, представляющую собой, по сути, философское оформление творчески активного потенциала человечества. Характерные черты познания: --познание есть сущностное отношение к миру; --творческий процесс, детерминированный историческими аспектами --основа конструктивного отношения к миру, которое проявляется в способности мысленного преобразования мира.
2) Чувственное и рациональное в познании В процессе познания принимают участие и чувства и разум. Сенсуализм абсолютизирует роль чувств, рационализм – разума. Чувственное и рациональное представляют собой две стороны познания, которые тесно переплетены. Чувственное познание: непосредственное отражение (кроме представления); отражение внешнего; отражение единичного (включает элементы общего). Рациональное: опосредованное отражение; отражение внутреннего (сущности); отражение общего. Общее и опосредованное для чувственного – элементы, а для рационального они составляют сущность. К чувственному отражению относятся ощущения, восприятия и представления. Проникнуть в суть вещи, познать законы ее функционирования, связи можно с помощью абстрактно-логического мышления, которое осуществляется в виде понятий, суждений и умозаключений. Итак, познание – это активный, поисковый сложный процесс, складывающийся из диалектического соотношения чувственного и рационального. Единство чувственного и рационального в познании. Чувственный опыт зависит от понятийного аппарата, от языка, используемого человеком в практической деятельности. Приступая к познанию чего-то с помощью органов чувств, мы имеем рациональную почву, какую- то жизненную установку, под углом зрения этого логического знания и воспринимаем предмет. Само понятие является результатом исторического опыта человечества или группы. Они постоянно сопоставляются с непосредственным опытом людей, их интересами, проверяются и уточняются на практике. Не существует чисто эмпирической стадии познания, так как уже в процессе выработки ощущений принимают участие ранее накопленные знания, относящиеся к рациональной сфере. Чувственное отражение – не механическое фотографирование внешнего, а результат активного осмысленного освоения человеком воспринимаемого. В сознании человека хранится зафиксированный в виде идеальных образов и понятий, приобретенный в процессе всей его жизни опыт. Человек подводит восприятия под эти понятия и они накладывают определенный отпечаток на содержание восприятия.
3). Теория истины. Проблема критерия истины. Для выражения форм познания с внешним миром используется категория «истины». В современной философии выделяют три концепции истины: 1.концепция соответствия (классическая) высказана Платоном и Аристотелем. Эта концепция устанавливает соответствие между формами психики, знанием и объективным содержанием, предметом. Аристотель считал, что истинное и ложное находится в мысли, а не в вещах. Истина – соответствие мыслей действительности. 2. когерентная концепция разрабатывалась Лейбницем, Спинозой, Гегелем. Эта концепция пыталась найти критерий истины в сложных познавательных ситуациях, когда отсутствует прямой контакт субъекта и объекта (речь идет о науках, занимающихся абстракциями высшего уровня). 3. прагматическая концепция берет начало в греческой софистике и древней китайской философии. Критерием истины считают эффективность, практическую полезность знания. Все три концепции дополняют друг друга. Проблема истины включает в себя: объективность истины, диалектику объективного и субъективного, абсолютного и относительного, принцип конкретности, проблему критерия истинного знания. Истина – диалектический процесс от субъективной идеи человек идет к объективной истине через практику. Объективная истина бывает относительной и абсолютной: эти понятия характеризуют процесс обретения истины с разных сторон. На каждом отдельном этапе познание всегда несуверенно (относительно), поскольку оно ограничено временем и уровнем развития того общества, в котором существует. Суверенность познания выражается в принципиальной возможности получения истинных знаний обо всей действительности на протяжении существования ряда поколений. Любое знание всегда содержит нечто такое, что имеет статус всеобщности и необходимости, то есть не зависит от субъекта. Это и есть абсолютное в знании. Таким образом, абсолютное и относительное – моменты объективной истины. Практика – это взаимодействие субъекта и объекта, это процесс, в ходе которого человек, преобразуя действительность, изменяет самого себя. Практика и познание – диалектическое единство: материальная деятельность предполагает целеполагание как акт сознания, а с другой стороны, целеполагание есть результат отражения общественно- исторической практики в формах знания. Гносеологические функции практики. Она рассматривается как генетическая основа познания, фундамент, на котором вырастает здание человеческого знания; как цель познания; как движущая сила познания; критерий истины.
4) Наука как специфическая форма развития познания Наука – это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Наука в классическом виде сформировалась в XVII—XVIII вв. и представляла собой, прежде всего, естествознание. Долгое время сложившийся образ науки считался единственно возможным, абсолютным. Однако наука, как и другие формы духовной культуры, подвержена изменению и развитию. Во второй половине XIX в. начинает быстро развиваться гуманитарное и социальное знание, которое по своему содержанию (предмету, методу, формам существования) конфликтует с классическим образом научности. Наука как знание обладает целым рядом характеристик. Главной особенностью научного знания является его рациональность. В науке новые сведения о реальности формулируются и выражаются в виде непротиворечивых принципов и законов. Три этапа развития науки, 3 типа научной рациональности: 1.классический тип (17-18 вв.) – господствует объективный стиль мышления, стремление познать объект сам по себе, абстрагируясь от всего субъективного. 2.неклассический тип (19-20 вв.) – учитывает зависимость результатов исследования от характера средств ученого и от тех операций, которым подвергался изучаемый объект. Отвергает объективизм классической науки, пытаясь осмыслить связи между звеньями объекта и характером средства операции. 3.постклассический тип (вт.пол. 20 в). учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с исследовательскими средствами и операциями, но и ценностно-целевой ориентацией ученого. Важнейшая особенность – универсальный эволюционизм. Идеи эволюции соединяются с идеями системного подхода. Выделяют различные критерии научности: внутренняя системность знания, его формальная непротиворечивость, воспроизводимость, открытость для критики, свобода от предвзятости.
5) Методы и формы научного познания Высшей формой познания является научное. Научное познание имеет два уровня: эмпирический и теоретический. В эмпирическом исследовании чувственные данные предстают как материал, подлежащий сравнительному анализу, и представляют собой основу для выводов, которые должны быть сопоставлены с имеющимся знанием и подвергнуты проверке. Науки, занимающиеся эмпирически исследованием, носят название индуктивных. Теоретическим называется исследование, направленное на выявление сущностной детерминации событий и результатом которого является построение теории. К методам эмпирического познания относятся такие, которые устанавливают непосредственную связь исследователя с исследуемым предметом. К основным относятся наблюдение, эксперимент, аналогия.. Теоретическим называется исследование, направленное на выявление сущностной детерминации событий и результатом которого является построение теории. Методы теоретического исследования: моделирование, аксиоматика, формализация, математизация. Научное познание объектов предполагает изучение развития объекта, то есть его истории. А это возможно 2 методами: исторический воспроизводит все детали действительного исторического развития и логический, который также воспроизводит историю, но в ее главных существенных чертах. Логическим методом воспроизведения объекта в понятиях является метод восхождения от абстрактного к конкретному.
6). Основные идеи и принципы синергетики Одной из центральных проблем науки становится проблема самоорганизации материальных систем, которую решает синергетика. Ее основоположниками считаются Г. Хакен и И. Пригожин. Синергетика исследует процессы, протекающие в открытых системах, в которых при определенных условиях из хаоса могут самопроизвольно возникать упорядоченные структуры, что и характеризует стремление к самоорганизации. Система должна быть открытой и нелинейной, взаимодействия между множеством ее элементов всегда подвержены малым флуктуациям (случайным возмущениям в системе, способствующим появлению новых структур). Основные принципы синергетики: 1.невозможно жесткое программирование тенденций эволюции сложноорганизованных систем – речь может идти лишь об их самоуправляемом развитии; 2.любой сложной системе присуща альтернативность сценариев ее развития; 3.неустойчивость трактуется как одно из условий и предпосылок стабильности и динамичности развития; 4.целое и сумма частей – качественно различные структуры Свое понимание феномена самоорганизации И. Пригожин связывает с понятием диссипативной структуры – структуры спонтанно возникающей в открытых неравновесных системах. Именно «совместное действие» или когерентное поведение элементов диссипативных структур и является тем феноменом, который характеризует процессы самоорганизации.
Вопросы и задания к самоконтролю 1. Когда возникло представление о познании как субъектно-объектном отношении? 2. Каково соотношение чувственного и логического познания? 3. Какая процедура лежит в основе восприятия – отражение или интерпретация? 4. Раскройте основные типы рациональности. 5. Какие существуют критерии научности? 6. В чем ограниченность каждой из концепций истины? 7. Являются ли научные факты абсолютно истинным знанием? 8. Во всех ли науках возможно вычленение эмпирического и теоретического? 9. В чем суть исторического и логического метода? 10. Раскройте основные принципы синергетики.
Литература Основная 1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. М., 2000. 2. Введение в философию, Учебное пособие для вузов. М., 2002. 3. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение // Вопросы философии. 1992. № 12. 4. Спиркин А.Г. Основы философии: Учебное пособие. М., 1998. 5. Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания: Учебник. М., 2005. С.364-397, 419-442. Дополнительная 1. Айдинян Р.М. Система понятий и принципов гносеологии. Л., 1991. 2. Бажанов В.А. Наука как самопознающая система. Казань, 1991. 3.Бахтияров К.И. Многомерность Истины //Философские науки.1991. № 4 4. Ильин В.В. Теория познания. Общие проблемы. М., 1993. 5. Кезин А.В. Научность: эталоны, идеалы, критерии. М., 1985. 6. Кочергин А.Н. Методы и формы научного познания: Учебное пособие. М., 1990. 7. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М., 1994. 8. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001. 9. Лукашевич В.К. Научный метод: структура, обоснование, развитие. Минск, 1991. 10. Миронов В.В. Образы науки в современной культуре и философии. М., 1997. 11. Основы современной философии: Учебник для вузов. СПб., 2002. 12. Руткевич М.Н., Лофман И.Я. Диалектика и теория познания. М., 1994. 13. Степин В.С. Теоретическое знание. М., 2000. 14. Философия: Учебник для вузов. (Под ред. В. Д. Губина). М., 2001. 15. Философия и методология науки. М., 1996. 16. Философия: Учебник. М.: Русское слово, 1996. Ч. 2. Гл. 2. 17. Хакен Г. Синергетика. Иерархия неустойчивости в самоорганизующихся системах и устройствах. М., 1885. 18. Хинтикка Я. Проблема истины в современной философии // Вопросы философии. 1996. № 9.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы