Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Эксперименты и утопии. Сенежская студия.



Реальная работа многих дизайнеров в Советском Союзе в 70-е гг. зачастую представляла собой дизайнер­ское проектирование в строгих рамках отраслевых кон­структорских бюро. Это была скучная деятельность, когда мало, что внедрялось, превращала дизайнера в простого служащего, выполняющего однообразную и рутинную работу. Как своеобразный выход, а отчасти и протест сложившейся ситуации стало движение " Бумажное проектирование", " Бумажная архитектура", " Бумажный ди­зайн", которое особенно ярко проявило себя в архитек­туре. Лидеры " Бумажной архитектуры" (начало 80-х) завоевали целый ряд наград на концептуальных между­народных конкурсах. Как и в 20-е гг. талантливые архи­текторы, не имевшие возможности реализовать себя на практике, вынуждены были уйти в концептуальное про­ектирование.

В дизайне это нашло выражение в серии концепту­альных выставок, прошедших в 70-80-е гг., а особенно в работах Сенежской студии.

Сенежская студия. Руководители проекта Евгений Розенблюм, Андрей Боков, Андрей Скокан.

Макеты, выполненные в Се­нежской студии, представля­ли художественный результат дизайнерского творчества, имеющий самостоятельное значение, независимо оттого, будет ли реализован позже проект или нет. Самоценное, по существу, станковое изде­лие, (ибо никуда, кроме как на выставку оно не годилось) было эфемерно и уже через год-другой начинало разрушаться физически.

Широкую известность в 70-е годы получили эксперименты советских дизайнеров, свя­занные с художественным ос­мыслением новейших научно-технических достижений. Одно из таких направлений -создание кинетических ком­позиций. Его ярким предста­вителем является архитектор Вячеслав Колейчук, член груп­пы кинетического искусства «Движение», автор оригиналь­ных вантово-стержневых кон­струкций.

Другое направление связано с изучением возможностей по­лучения управляемого синте­за света, цвета и звука. Лидер этого направления - конструк­торское бюро " Прометей" (Ка­зань), названное так в честь русского композитора Алек­сандра Скрябина. Руководи­тель бюро Булат Галеев вмес­те с сотрудниками снимают светомузыкальные фильмы, конструируют сложные опти­ческие системы, позволяющие создавать абстрактные свето­музыкальные композиции.

Точно так же как в период 20-х годов конструкти­висты сочинили себе некий определенный тип человека будущего - рационального, технически грамотного, целе­устремленного, демократичного, также и в 60-е и 70-е годы в условиях учебно-экспериментальной студии, рас­положенной под Москвой на озере Сенеж, художники моделировали различные типы и группы потребителей, подразумевая их постоянное присутствие в своих проек­тах [11, С. 113].

За более чем два.десятилетия существования студии было выполнено множество комплексных перспективных проектов для Баку, Минска, Алма-Аты, Одессы, Красно­ярска, Коломны, Москвы.

Как правило, это большие макеты городской среды из бумаги. Они сопровождались предварительными кла-узурами и развернутыми концептуальными пояснениями. Работы Сенежской студии демонстрировали синтез пред­метного творчества с архитектурой. Многие из них мож­но назвать театрализованной реконструкцией с учетом всех возможных историко-культурных реминистенций [12, С. 176]. М, етод Сенежской студии нашел широкое распро­странение в реальном комплексном проектировании сре­ды.

Если в дизайне 20-х гг., делая уникальный проект или модель, постоянно думали о массовом производстве, ориентировались на него - то в 70-е, наоборот, стандартные материалы и технологии привлекались для того, чтобы создать вещи принципиально уникальные, единич­ные, выставочные. Уникальность и должна была сформи­ровать ту самую неповторимую атмосферу «неформаль­ного общения». Вместо изобретения конструкций и форм идет изобретение еще не существующих вещей.

Но в любом случае дизайнеры показывали не столько проекты или образцы изделий, сколько особые экспона­ты, раскрывающие творческую лабораторию" художников. «Дизайнеры сделали выставку не вещей, но дизайна»

В 1975 г. в Москве состоялся Международный конгресс Ик-сид (ICSID) под девизом " Ди­зайн для человека и обще­ства". Это стало собиытием прежде всего, для советских дизайнеров, которым предсто­яло на равных участвовать в обсуждении всех насущных творческих вопросов мирово­го дизайна. ВНИИТЭ как кол­лективный член Иксида стал центром подготовки к конгрес­су.

Дизайнеры, которые оформ­ляли конгресс, рассматрива­ли его как быстро разворачи­вающийся, стихийно склады­вающийся клуб общения. По­этому появились " островки" для контактов и бесед - вокруг ги­гантской пепельницы, напоми­нающей детскую песочницу, вокруг картонных стендов с информацией, вокруг стран­ных тут и там разбросанных объемных композиций. Это был национальный русский вари­ант оформления дизайнерско­го конгресса в конструктив­ных формах, дешевых и неде-корированных материалах.

В 1976 году во ВНИИТЭ был разработан проект Экспери­ментального детского конст­руктора для сюжетно-ролевых игр (ЭПО-КСИ). Его авторы -А.Ермолаев, Т.Рубцова, А.Си­монова создали максимальные возможности для детского уча­стия. Деревянный каркас с разноцветными матрасами и мягкими игрушками - все это позволяло не просто комбини­ровать детали, а строить свое­образные смысловые ланд­шафты. Ситуации " Африкан­ский пейзаж" или" Подмосков­ный июль", " Хижина" или " Ав­томобиль" - и масса других композиций акцентировали не столько возможности струк­турной комбинаторики, сколь­ко образные и реальные ситу­ационные возможности конст­руктора. Это был один из пер­вых конструкторов с помощью которого можно было модели­ровать не столько объемные абстрактные композиции, сколько осмысленные ситуа­ции.

Одним из направлений т.н. " бу­мажного проектирования" яв­ляется обучение художе­ственному конструированию детей.Свой метод обучения детей творчеству, объединя­ющий различные дисциплины - черчение, графику, живо­пись, объемное макетирова­ние - В.Кирпичев, руководи­тель самой известной детской архитектурной школы " Эдас" (1977) называет " динамичес­ким". Все это - воплощение современного чувства формы, цвета, материала. Через мо­делирование человек познает мир

 

Дизайн в Великобритании, Германии и Франции в послевоенный период.

Англия

В Англии после окончания Второй мировой войны развитие дизайна проходило под знаком повышения конкурентоспособности английских товаров. В 1944 г. с целью " способствовать всеми возможными средствами повышению художественно – конструкторского уровня изделий, выпускаемых промышленностью Великобритании", был создан совет по дизайну – официальная организация, пользующаяся государственной субсидией. Совет начал широкую пропаганду одновременно в двух направлениях: среди промышленников, убеждая их привлекать дизайнеров к созданию новых изделий, и среди оптовых и розничных покупателей, прививая им высокую требовательность к качеству промышленных товаров

Если на первом этапе послевоенного развития промышленный дизайн в Англии находил применение главным образом в производстве товаров широкого потребления, то с 60-х гг. он все шире применяется при проектировании средств производства и различного сложного оборудования. В 1963 г. был создан так называемый комитет Филдена с задачей изучить положение в области проектирования продукции английского машиностроения. Комитет подчеркивал важность применения дизайна и отмечал, что если раньше дизайнеры занимались главным образом внешним видом изделий, то теперь при проектировании больше внимания уделяют проблемам эргономики.

 

Германия

В период между двумя мировыми войнами ведущее положение в области промышленного дизайна занимала Германия. Однако в 1933 г., после закрытия Баухауза и прекращения деятельности Веркбунда, всякая организованная деятельность в этой области прекращалась. Лишь на отдельных предприятиях, главным образом в стекольной, фарфоровой, мебельной промышленности, работали художники-конструкторы из числа выпускников Баухауза.

После окончания второй мировой войны, в 1951 г. в Германии было принято решение " в интересах конкурентоспособности промышленности и ремесла" содействовать всем усилиям, " способным обеспечить немецким изделиям наилучшую форму". Рекомендовалось создать в качестве негосударственной организации Совет технической эстетики. В помощь ему, был затем образован Фонд развития художественного конструирования.

Задачами Совета являлась, в первую очередь, пропаганда принципов художественного конструирования в промышленности, ремесле, торговле и тд

По всем этим направлениям Совет развил широкую деятельность. Один из ее примеров – разработка краткой инструкции по оценке промышленных изделий с позиций дизайна, которая явилась первым в мировой практике документом такого рода. В инструкции, в частности, перечислены " минимальные требования, которым должно отвечать:

· высококачественное промышленное изделие, отличающееся хорошим технико-эстетическим уровнем:

· Оно должно безупречно функционировать в соответствии со своим назначением

· Его форма должна соответствовать характеру конструкционного материала, из которого оно выполнено.

· Его форма должна отвечать особенностям технологии его производства.

· Для изделий, тесно связанных с человеком, выразительность формы должна оцениваться особенно высоко".

Италия

В структуре послевоенной промышленности Италии наряду с высокоразвитыми отраслями (машиностроение, автомобилестроение) сохранялись отрасли, тесно связанные с ремесленным производством: производство стекла, керамики, плетеной мебели и т.п. Последние, хотя и имели вполне современную промышленную организацию, в вопросе качества продукции в значительной мере зависели от виртуозности и мастерства рабочих. Многие образцы изделий этих отраслей создавались при участии видных итальянских дизайнеров, например, Джио Понти является автором ряда изданий стекольной промышленности.

Высоким художественным вкусом отмечена продукция фирмы " Оливетти". Выпускаемые ею модели конторского оборудования заслужили признание во всем мире благодаря классической простоте и пропорциональности формы. Именно эти черты легли в основу " стиля Оливетти", который приобрел значение образца и стал предметом подражания для многих других промышленных фирм.

Участие дизайнеров способствовало и укреплению престижа автомобильных фирм (" Фиат", " Альфа Ромео", " Ланча" и др.). Все модели фирмы " Фиат" послевоенного периода разрабатывались при участии ее директора, известного дизайнера Д.Джакозы. Уже тогда собственный отдел художественного конструирования фирмы насчитывал несколько десятков сотрудников. Кроме того, " Фиат" пользовался услугами внештатных дизайнеров-консультантов.

В Италии было создано около 30 дизайнерских фирм, специализировавшихся на автомобильном дизайне. Наиболее известная из них – " Пининфарина" (Турин) – выполняла заказы крупнейших автомобильных фирм (" Фиат", " Мерседес", " Дженерал Моторс" и др.). Ее основатель Пинин Фарина – признанный создатель нового направления в дизайне автомобилей, для которого характерны стремление к подчеркнутой простоте линий, функциональность форм и отсутствие украшательства. Другая крупная дизайнерская кузовная фирма – " Гиа" обслуживала компании " Рено", " Фольксваген", " Крайслер" и др.

В 1956 г. в Италии создана Ассоциация дизайна (АДИ). Своими целями она провозгласила пропаганду и поощрение развитие дизайна в стране, привлечение дизайнеров к работе, направленной на повышение технического и эстетического уровня промышленной продукции, установление контактов и сотрудничества между дизайнерами, инженерами и предпринимателями.

После Второй мировой войны в силу ряда причин экономического характера во Франции промышленность ориентировалась в основном на внутренний рынок. Доля экспорта в реализации французских промышленных изделий была гораздо ниже, чем, например, в ФРГ. Государство и промышленники не особенно заботились о повышении конкурентоспособности товаров и использовании в этих целях дизайна, чем и объясняется его отставание от развития дизайна в других крупных промышленных странах того времени.

Франция

Между тем, Франция имела устойчивые традиции в развитии идей художественного конструирования. Здесь в 1920-е гг. сформировалась школа Ле Корбюзье, призывавшего к созданию средствами архитектуры и дизайна гармоничной предметной среды, к комплексному пересмотру окружающего человека мира вещей. Однако одних только традиций для успешного развития дизайна оказывается мало, необходимы еще достаточно сильные экономические стимулы.

Послевоенный дизайн во Франции тесно связан с именем дизайнера и общественного деятеля Жака Вьено. До начала 1950-х гг. в стране почти не было дизайнеров–профессионалов. В 1952 г. по инициативе Вьено создается Институт технической эстетики, задуманный как общественная организация, призванная объединять усилия представителей различных кругов, направленные на развитие и пропаганду дизайна.

Дизайнерских бюро во Франции было немного, и штат их большой частью не превышал 10 человек. Крупнейшее и старейшее во Франции бюро " Текнэс" возглавлял Анри Вьено. Для этого бюро всегда был характерен глубокий аналитический подход к художественному конструированию и всесторонний учет интересов будущего потребителя проектируемого изделия. Среди работ " Текнэс" - телевизоры, фотоаппараты, автомобили, бытовые машины, электроприборы и электроинструменты.

 

34 Хай-тек. Франция (Национальный центр искусства и культуры им. Жоржа Помпиду), Великобритания (сэр Норман Фостер, Рон Арад), Испания (С. Калатрава), Австрия (Х. Холляйн), Япония.

Термин хай-тек образован слиянием " high stile" - " высокий стиль" - и " technology". Употреблять его стали после 1978 года. Однако объекты, воплощающие концепцию этого направления, возникали и до этой даты. К числу первых принадлежит Национальный центр искусства и культуры им. Жоржа Помпиду в Париже (1977г.). Его авторы - итальянский архитектор Ренцо Пиано и англичанин Ричард Роджерс - в качестве формообразующих выделили два аспекта: использование пространства, основанное на нерасчлененности площадей, и высокотехничные средства осуществления. Стальные конструкции трубчатого каркаса вынесены за пределы наружного ограждения наподобие строительных лесов. Наружу выведены и сети инженерного обеспечения. В соответствии с назначением вертикальные трубы коммуникаций ярко покрашены. Главным элементом 6-ти этажного фасада стал косой зигзаг движущихся лестниц, заключенных в стеклянный цилиндр, который прересекает фасадную плоскость по диагонали. В этой постройке впервые проявилась разница с архитектурой модернизма. Преклонение перед техникой сменилось игрой атрибутами технического века, зрелищем, полным намеков, расчитанное не на почтительное созерцание, а на вовлечение в игру. Уровни в системе культурных ценостей сместились, место " храма культуры" заняла постройка, напоминающая производственое здание.

Хай-тек, казавшийся поначалу несерьезным, не только успешно развивался в 80-е, нои дал многочисленные импульсы архитектуре промышленных зданий, активно влиял на промышленный дизайн. В конце 80-х - начале 90-х, теряя игровое начало и ироничность хай-тек стал преображаться в гармоничное формообразование объектов, создаваемых с использованием высоких технологий.

Наряду с архитектурой хай-тек завоевывает дизайн жилой среды. Его основным методом здесь становится использование промышленного оборудования. Хай-тек пропагандирует внедрение в жилье мебели из стандартных металлических элементов, выпускаемых для изготовления стеллажей складов, заводов, раздевалок в бытовках. В качестве мебели часто используются автобусные, самолетные, зубоврачебные кресла, посудой служат, например. предметы из лабораторий и т.д. Интерьер зачастую выглядит как ассамбляж из вещей, изготовленных для иных целей.

Норман Фостер

Он превратил архитектуру в современное искусство, основательно переписав ее правила. Перепроектировал Рейхстаг, водрузив на него стеклянный купол, но сохранив матерные «граффити» русских солдат. Поставил в центре Лондона удивительный яйцевидный небоскреб и построил самое большое на сегодняшний день здание в мире - Пекинский аэропорт, сверху имеющий форму дракона.

В числе его достижений - лондонский стадион Уэмбли, международный аэропорт Гонконга, небоскреб Херста в Нью-Йорке и построенный во Франции виадук Millau - самый высокий мост в мире (его центральная колонна превосходит по высоте Эйфелеву башню). А еще - здания университетов, больниц, музеев, заводов, школ и целые городские кварталы, уже возведенные или возводимые в данный момент едва ли не на всех континентах - от Аргентины до Индии. А в Абу-Даби он работает над сооружением экологически чистого «мини-города нового поколения»: он будет стоять на 7-метровом подиуме, под которым будут курсировать электроавтомобили.

Норман Фостер - это человек, который сформировал новый взгляд на архитектуру как среду обитания, придумал понятия «sustainability» (термин, представляющий собой симбиоз слов «устойчивость» и «независимость») и «сhesa futurа» («Дом Будущего»).

Рон Арад

В 1981 году вместе с Каролин Торман он основал " One Off Ltd". Их дебютом стали выставка в шоу-руме Ковент Гардена. Молодому дизайнеру удалось произвести фурор и решить проблему отсутствия инвестиций, создав мебель из промышленных отходов. Кресло Rower изготовлено из переднего сидения автомобиля Rower и рамы строительных лесов.
В этот период он впервые почувствовал успех, который принесли ему теперь уже хорошо известные вещи, такие как: " Стул-вездеход", стул " Трансфомер" в вакуумной упаковке и дистанционно управляемая лампа " Аериал". В более поздних работах он экспериментировал с закаленной сталью, сначала в работе под названием " Хорошо закаленный стул" и позже в известном " Книжном черве.

Рон Арад больше напоминает путешественника-искателя, он постоянно ищет необычные или даже парадоксальные решения и технологии, " ведь только тогда, - говорит дизайнер, - проектирование имеет смысл". Рон Арад работает с новейшими технологиями в области дизайна.

Дизайнерские работы Рона Арада экспонировались в музеях современного искусства и дизайна по всему миру. Известный своим нетрадиционным взглядом на используемые материалы, Арад стал сотрудничать с известной маркой Dupont Corian, с помощью которой он планирует раскрыть совершенно новую область использования интерьерных материалов Dupont.

Сантьяго Калатрава Вальс - известный испанский архитектор. Он творит в стиле био-тек, одном из самых модных и в то же время недостаточно разработанных сегодня направлений. Стиль био-тек противостоит хай-теку и является основой для биоурбанистики. Кроме проектов зданий, Калатраве принадлежат также проекты скульптур и других сооружений.

Здания в стиле био-тек и футуристических стилях, разработанные Калатравой, можно найти не только в Испании, но и во многих других странах. Это достаточно необычные на вид сооружения, которые привлекают к себе взгляды многих туристов и прессы. Он также принимал участие в таких инновационных проектах, как Город искусств и наук в Валенсии, где был построен самый большой океанариум и самое необычное из зданий - здание музея наук.

Ханс Холляйн

На заре карьеры Ханс увлекся футурологической архитектурой. Он брал привычные объекты и обыгрывал их посредством масштабирования. Такой подход позволял добиваться неожиданных архитектурных эффектов. Однако впоследствии Холляйн отказался от этого направления творчества в пользу реального проектирования.

Оставаясь верен постмодернизму, Холляйн называл архитектуру «контролем температуры тела», «защитным кожухом» и «кондиционированием психологического состояния».

Ханс Холляйн использовал контраст оттенков, формы и материалов. Ему удавалось добиться гармоничного соседства экстерьера и интерьера, обеспечивая плавный и лаконичный переход от одного к другому. При этом архитектор использует алюминий, за что был удостоен награды за художественное использование алюминия.

При строительстве музея вулканизма Холляйн сочетает различные материалы, фактуры и формы – легкие стеклянные поверхности, тщательно отполированные каменные плиты и мощные лавообразные пласты, «стекающие» по стенам «вулканического сада», четкую геометрику и природную гибкость форм. Замкнутые пространства сменяются открытыми и прозрачными, горизонтали террас переходят в диагонали лестниц и вертикали (с легким наклоном) стен

 

35Постмодернизм в графическом дизайне. США, Великобритания, Япония.

Постмодернизм распространился с начала 70-х годов XX века как тип мировоспрятия, согласно которому мир не рационально устроен, он сомнителен и непознаваем. Этот стиль, отрицая современный функцианализм, объединил различные концепции многочисленных экспериментаторов, существовавших в это время. Еще в 1966-м году в США вышла книга Роберта Вентури «Сложность и противоречия в архитектуре», где были сформулированы принципы антифункционализма. «Я скорее за богатсво значений, чем за ясность значений; я за неявную функцию, так же как и за явную функцию. Я предпочитаю «и то и другое», а не «или то, или другое», и черное и белое, а иногда серое, - черному или белому». Постмодернизм не отрицает прошлое, а пересматривает его иронично, без наивности. Более в широком смысле это понятие начало применяться после издания книги Чарльза Дженкса «Язык архитектуры постмодернизма»(1977 г.), ставшей третьей среди «книг века», посвященных архитектуре. Постмодернизм стал лозунгом, вокруг которого консолидировались разрозненные экспериментаторы. Постулат модернизма «форма следует за функцией» был разрушен. Семантическое значение объекта стало столь же важным, как и его практический смысл Постмодернизм обратился к декоративности и красочности, китчу и шику, индивидуальности и образной семантике элементов, к ироничности и цитированию исторических стилей. Архитекторы и художники постмодернизма использовали цитаты из не только прошлых стилей, но и из сюрреализма, китча, компьютерной графики. Постмодернизм отвернулся от монохромности, от рациональных форм В этом же 1977 году американский архитектор Роберт Стерн назвал «три его принципа или точнее подхода»: контекстуализм, аллюзианизм и орнаментализм. Первый принцип – подчинение архитектуры факторам, исходящей из конкретной среды и контекстов культуры; второй – введение в объект намеков (аллюзий), отсылающих к историческим стилям. При этом аллюзии отличаются от прямых цитат ироническим отношением к источнику. Третий принцип - круг архитектурных элементов очень широк, он выходит за пределы утилитарно необходимых В начале 80-х складывалось сосуществование различных концепций, связанных на уровне скрытых культурных значений, но воплощавшихся в несхожие визуальные модели. Это и постмодернизм, и хай-тек, и деконструктивизм. Яркими представителями постмодернизма стали архитекторы: Роберт Вентури, Рикардо Бофилл, Чарльз Мур, Роб Криер, Майкл Грейвс, Альдо Росси, Ханс Холляйн. Многие из них работали и в области дизайна Начинавшийся в архитектуре с теоретических предпосылок, постмодернизм продолжился в дизайне в виде концепции коммерческой культуры, став, в итоге, ее частью. Постмодернизм создал новое представление о дизайне как о проектировании, ориентированном на потребителя. Он дал толчок к поискам яркого и значимого дизайна с новым смыслом и экологической моралью.

В постиндустриальном обществе 80-х была окончательно разрушена господствовавшая до этого доктрина современного движения «форма следует за функцией».

Термин «постиндустриальное общество» родился в США на рубеже 50 – 60 гг., его использовал Даниел Белл.

Его становление связывают с развёртывающейся революцией в организации и обработке информации и знаний, в которой центральную роль играет компьютер. В связи с этим появился новый термин «информационное общество».

Корни постмодерна берут свое начало в поп-культуре и радикальных течениях дизайна.

Перестали делить дизайн на «плохой» и «хороший», на хорошую форму» и «китч», на «высокую культуру» и «обыденную». Он был менее политичным.

В художественном формообразовании постмодерн обратился к декоративности и красочности, китчу и шику, ироничности и цитированию исторических стилей.

В Италии представителями постмодерна являлись миланские группы «Алхимия» и «Мемфис» - понятию постмодерн предпочитал название «новый интернациональный стиль».

Стекло, сталь, оцинковка, алюминий, ламинат, стали применяться в новых смысловых комбинациях. Многие произведения выглядели как детские игрушки или экзотические экземпляры. Использовались коллажи, в которых на первый план выдвигались декоративность и принцип хаоса. В этом виделась параллель раскрепощённости и мобильности общества эпохи постмодерна.

Постмодерн создал новое представление о дизайне как о проектировании, ориентированном на потребителя.

Филлип Старк – в дизайне мебели отличился необычной комбинацией материалов: пластмасса и алюминий, плюш и хром, сталь и стекло.

Успехи японского дизайна часто объясняют многовековой культурой художественного ремесла и быта. В формировании предметного мира японцы с древности придерживались функциональности, лаконичности и чистоты форм. За несколько десятилетий японский дизайн вышел на первое место в мире. Первая немногочисленная группа дизайнеров появилась в стране в начале 1950г. В 1952г. они создали японскую ассоциацию дизайнеров. Промышленный подъем в1960-х вызвал усиление конкуренции между фирмами. В заботе о привлекательности своей продукции японцы были вынуждены прибегать к услугам дизайнеров.

В японском дизайне сложилось сразу 3 направления, условно называемых «национальным», « интернациональным» и «смешанным». Создание собственной концепции японского дизайна происходило на базе смешанного стиля, возникшего на основе органического сочетания особенностей японского быта и его художественных традиций и лучших достижений мирового дизайна.

Феномен японского дизайна заключается в его ориентации на западную систему образования, но не путем отрицания старого, как это было в странах Европы, а за счет восстановления старого в новом цикле.

Яркими представителями постмодерна стали архитекторы Роберт Вентури, Хельмут Джан, Риккардо Боффил, Чарльз Мур, Роб Криер, Майкл Грейвс, Альдо Росси, Ханс Холляйн.

Жан Поль Готье - модельер, обратившийся к «вульгарным» материалам, чем подверг разрушению не только эстетическое, но и моральное табу.

Альдо Росси – известный итальянский архитектор, дизайнер, теоретик, один из лидеров постмодерна. К его наиболее крупным произведениям относятся театральные постройки в Генуе и Торонто, проекты предметов домашней утвари для фирмы «Алесси». Он концептуально осмысливал архитектурные формы и получаемые абстракции переносил на свои промышленные объекты.

Майкл Грейвс – архитектор и дизайнер – ведущий мастер американского постмодерна. Получил известность своими игривыми проектами для итальянской группы «Мемфис». Его чайник со свистком в виде птицы стал любимым для полумиллиона пользователей, а так же ознаменовал переход шутливого поп-дизайна в жилище.

Широ Курамата – величайший дизайнер Японии. «Поэт креативной пустоты», который изучил западный модернизм Баухауза вместе с сюрреалистическими и минималистическими элементами и соединил их в восточной философии. Через игру формы он стремился достичь ее функциональности. Ключом его формообразования является прозрачность и легкость. Своим творчеством Курамата перевел обыденные индустриальные материалы в разряд поэтических объектов.

Штефан Веверка – немецкий дизайнер, художник и архитектор. Его проекты отличаются модернисткой направленностью и высоким функционализмом. Обращается к проектированию комбинированной мебели, которая позволяет трансформировать и расширять функции затесненного пространства. Ему принадлежит идея кухни, которая подобно дереву, «осваивает» пространство. В 1985г. появляется его «Цела» - шкаф и кровать рабочая плоскость и книжная полка в одном компактном блоке. Вершиной его поисков является «остров для сидения» - сооруженный из плоских геометрических форм в стеклянном павильоне выставки «Документа -8».

 

36 Постмодернизм в средовом дизайне. Франция. Группа «Тальер». Филипп Старк. Жан Поль Готье. СТИЛИ ИНТЕРЬЕРА. Дизайн интерьера. Постмодернизм  

Среда, 22 Февраля 2012 г. 22: 37 + в цитатник

ПОСТМОДЕРНИЗМ - зарождение

Постмодернизм от фр. postmodernisme, после модернизм - термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века. Постмодернизмом называют совокупное название художественных тенденций, обозначившихся в 1960-е годы и характеризующихся пересмотром позиции модернизма и авангарда.

Во второй половине двадцатого века дух модернизма и интернационального стиля себя исчерпал. Городская среда стала дискомфортной в связи с дешевой застройкой домами, выдержанными в духе рационального функционализма, создающими ощущение уныния, монотонности и однообразия.

Архитекторы постмодерна попытались вернуть потерянную образность и внести в архитектуру выдумку, фантазию, театральное игровое начало, сложные образные ассоциации.

Понятие постмодернизм отражает живой процесс развития искусства, и еще не считается устоявшимся. С одной стороны - это дальнейшее развитие модернизма, а с другой - критичность и даже его исключаемость в своих проявлениях. Отличительными чертами стиля постмодернизм стали использование готовых форм, маргинальность, ирония, синтетичность и сплав старого в новом контексте.

Постмодернистскими течениями традиционно признаются поп-арт, оп-арт, кинетическое искусство, концептуальное искусство, минимализм, хэппенинг.

В 1980-е годы постмодернизм сформировался как особое идейное, теоретическое течение. Он быстро проник во все сферы социально-гуманитарного знания, в том числе и в социологию, начал оказывать влияние на различные сферы общественной жизни - политику, культуру, международные отношения.

Широкую известность приобрели ведущие теоретики постмодернизма - Деррида, Лиотар, Фуко, Бодрийар и др. Возникнув как явление духовной жизни Запада, постмодернизм на рубеже 80-90-х преодолел границы западного общества и стал распространяться не только вглубь, но и вширь, порождая различные формы.

Российский постмодернизм, сложившийся в условиях «неофициального искусства», порождает направления, параллельные западным, самобытным его стилистическим ответвлением явился соц-арт, ставший воистину массовым в период перестройки.
ПОСТМОДЕРНИЗМ - основные черты стиля

Главная особенность постмодернизма в интерьере - это отказ от стереотипов и обыденности, гармоничное сочетание всех элементов интерьера. При отсутствии какой-либо видимой логики, стиль постмодерн достаточно реалистичен. В интерьере постмодернизма заметны четкие орнаменты, применение ярких цветов, введение символики форм, контрастное сочетании текстур и фактур. Стилю свойственны просторные залы с легкими и оригинальными конструкциями.

Интерьер стиля постмодерн чаще соответствует ресторанам, клубам, салонам красоты, а также богемным квартирам, отличающимся асимметричной и свободной планировкой, а также нестандартным подходом к дизайну.

Стены в стиле постмодерна характеризуются отсутствием жесткого стиля, диктующего определенный отделочный материал. Чаще делаются однотонными и нейтральными для акцентирования ярких предметов декора. На стенах постмодернизма уместны ниши, геометрические вставки из металла, стекла и даже пластика с использованием подсветки, одну из стен можно даже украсить аэрографией.

Потолок в стиле постмодерна чаще однотонный, многоуровневый и несимметричный. Многоцветность и применение ярких красок зависит от необходимого желаемого эффекта, здесь главное не перенасытить.

Пол стиля постмодерн зависит только от требуемого качества к напольному покрытию и функциональному назначению комнаты (ванная, гостиная, кухня и т.п.), в остальном без ограничений. Орнамент или текстура, например, паркета - строгая и четкая. Если выбираете ковер - то яркий, однотонный с геометрической формой или асимметричный. Тоже и для ковролина, однако, чаще выбирается однотонный нейтрального цвета.

Для мебели в стиле постмодерна преобладают свободные, динамичные линии, симметричные и асимметричные формы, а также трансформы. Стилю постмодернизм присуща неоднородность, в одном интерьере может находиться мебель строгой формы одновременно с плавной и обтекаемой. Широкое применение в постмодерне нашли искусственная кожа, никелированные и хромированные материалы. Уместна футуристическая мебель. Не должно быть перегруза, старайтесь минимизировать количество мебели.

Предметы декора стиля постмодерн должны соответствовать духу современных предметов искусств. Причудливые статуэтки из различного материала - металл, пластик, керамика. Растения в геометрических горшках с ярким орнаментом, ветвистые сухоцветы. Цветное стекло - вазы, посуда, стеклянные шарики в сосуде. На диване и креслах разноцветные подушки. Предметов не должно быть много, все они уместны и целостно расположены.
ПОСТМОДЕРНИЗМ - советы по оформлению интерьера

Стиль постмодерн в интерьере многолик и делится на континенты, страны, исторические эпохи, этнические особенности, являясь игрой и шаржем на предыдущие стили. Такая разноликость хороша для проявления Вашей творческой фантазии и индивидуальности. Стиль весьма энергичен и ультрасовременен. Перед выбором данного стиля интерьера Вы должны четко себя ощутить в нем.

В постмодернизме предпочтения в отношении цветовой гаммы отсутствуют, но в приоритете яркие, энергичные цвета, также серебристый, «металлик», перламутровый и флуоресцентный. Делать весь интерьер ярким и едким абсурдно и тяжело для восприятия. Поэтому ограничивайтесь отдельными элементами, выраженными в одном ярком цвете или нескольких, хаотично расположенных в интерьере, на фоне умеренных нейтральных цветов. Такой яркий окрас может выделяться как на отделке, так и мебели, и предметах декора.

Яркие краски, как впрочем, и основной тон подбирайте с особым вниманием. Цвета стиля постмодерн не должны утомлять Вас и быть в тоже время слишком «кричащими». Не забывайте про функциональное назначение комнаты и подобающую атмосферу.

В интерьере постмодерна главное фантазия и креативное мышление, может использоваться абсолютно любой предмет по совершенно новому для себя назначению, смело нарушайте традиционные пропорции и схемы чтобы добиться необычности постмодернизма.

Предметы искусства в интерьере постмодернизма также должны быть весьма смелыми и даже причудливыми. Если картины, то яркие и насыщенные в духе абстракционизма, кубизма, постимпрессионизма или даже дадаизма. Отлично вписываются принты - постеры или плакаты.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 2633; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.061 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь