Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Развитие принципов научного познания в европейской философии XVII века (Философия нового времени)



Тема 5.

Философия Нового Времени

1. Развитие принципов научного познания в европейской философии XVII века (Философия нового времени).

1.1. Социально-экономическая характеристика XVII века.

1.2. Ф.Бэкон - основатель эмпиризма.

1.3. Система рационализма Р. Декарта.

1.4. Т.Гоббс: единство эмпирических и рациональных методов познания.

1.5. Пантеизм Б.Спинозы.

1.6. Г.Лейбниц о «предустановленной гармонии мира».

2. Философские идеи Просвещения

2.1. Общая характеристика Просвещения.

2.2. Начало просветительства во Франции. Вольтер, Ж.Ж.Руссо.

2.3. Развитие идей эмпиризма. Д.Локк, английские и французские материалисты

2.4. XVIII в. Трансформация сенсуализма — Д.Беркли, Д.Юм.

Развитие принципов научного познания в европейской философии XVII века (Философия нового времени)

Общественный прогресс, определяемый глубокими экономическими причинами, все в большей степени выявляет необходимость развития научного познания и науки в целом. Интересы производства и военного дела привлекают пристальное внимание к деятельности учёных, руководителей государств, новых социальных слоёв общества, связанных с промышленностью, торговлей, мореплаванием, освоением новых территорий и т.д. Бурное, скачкообразное развитие знаний, возникновение нового экспериментально-математического метода научных исследований дало право назвать XVII век - веком первой научной революции. Именно в это время создаются первые системы научного познания, всесторонне обсуждаются возможности человеческого разума, соотношение опытного и рационального в познавательном процессе. Философия, ориентированная на науку, переосмысливает онтологические, гносеологические, социальные, ценностно-смысловые, методологические и другие аспекты рассмотрения мира.

Социально - экономическая характеристика XVII века

Символами общественного прогресса в XVII веке становятся первые буржуазные революции в Нидерландах (конец XVI - начало XVII вв.) и Англии (середина XVII в.). Под влиянием революционных преобразований происходят радикальные изменения в экономике, политике, социальных отношениях, сознании людей. Мануфактурное производство, быстрый рост мировой торговли, мореплавание, интересы военного дела и т.д. во многом определили основной вектор развития науки. Все более проявляется потребность в научных исследованиях, имеющих прикладное, практическое значение: предприимчивый купец и любознательный ученый олицетворяют идеал человека.

Правящие круги передовых европейских государств, стремясь к военному и экономическому господству, оказывают покровительство ученым и поддержку научно-исследовательской деятельности. Государственная политика по отношению к науке проявляется в образовании академий наук, научных обществ и т.д. Особенно значительную роль в европейской науке XVII века сыграло знаменитое Лондонское королевское общество (окончательно оформившееся под покровительством Карла II в 60-х гг. XVII в.) и существующее по настоящее время. Членами этого общества являлись Роберт Бойль — основоположник химии и физики нового времени и Исаак Ньютон — великий физик и математик, автор теории движения небесных тел. Почти одновременно в Париже при участии Кольбера (первого министра Людовика XIV) открылась естественно-научная Академия.

В науке XVII века наряду с успехами опытно-экспериментальных исследований, активно развиваются математические формализованные методики, что приводит к появлению алгебры, созданию дифференциального и интегрального исчислений, аналитической геометрии. Опытно-экспериментальное и математическое направления в научном исследовании возникли еще в эпоху Возрождения, однако в новое время они все более объединяются в одном экспериментально-математическом методе познания.

Ведущей отраслью знания становится механика - наука о движении тел, сыгравшая огромное методологическое значение в формировании философско-мировоззренческих взглядов XVII века.

Связь философии с порождающей ее социальной средой не была опосредствована только лишь через различные формы естествознания. Значительной оставалась роль религиозного мировоззрения, играющее активную роль в социальных движениях, являющееся официальной государственной идеологией. Кроме того, ограниченность механистического мировоззрения нередко вынуждала передовых мыслителей XVII века обращаться к божественному всемогуществу, «первотолчку», «мировому разуму» и т.д., что характерно для научного творчества Г.Галилея, Р.Декарта, И.Ньютона, Т.Гоббса и многих других. В силу этого соотношение материализма и идеализма, теизма и атеизма в рассматриваемый период не носит характера жесткой взаимоисключающей альтернативы «или... или». «Двухмерное» видение проблемы не позволяет познать многообразие живого реального процесса становления научного познания. Философские воззрения, пытающиеся согласовать новую естественнонаучную картину мира с гипотезой о существовании трансцендентной, внеприродной личности творца получили название - деизма. Как и в эпоху Возрождения большое распространение имеет концепция «двух истин» - «божественной» и «природной». В средневековой философии она проявлялась как противостояние номинализма и реализма.

В рассматриваемый период с новой силой развернулась полемика о том, что является основой подлинного знания - разум или опыт. В новое время эти два направления принимают форму эмпиризма и рационализма.

Ф. Бэкон - основатель эмпиризма

Френсис Бэкон (1561-1626) - родоначальник материалистического направления в английской философии. Лорд-канцлер при короле Якове I, по своим политическим пристрастиям - сторонник «нового дворянства», связанного с развитием буржуазных отношений, развитием производства, торговли, мореплавания. Главное философское произведение «Новый органон» (1625) противостоит «Органону» Аристотеля - символу старой схоластической умозрительной науки. Главной задачей науки Ф.Бэкон провозглашает увеличение власти человека над природой в целях совершенствования человеческой жизни. «Знание – сила» - вот в чем заключается пафос науки.

Для успешного осуществления наукой своих функций необходима, по мнению Ф.Бэкона, реформа научного метода: обращение к эмпирическому опыту и достижение истины посредством индукции, в основе которой лежит эксперимент и очищение разума от заблуждений («признаков» или «идолов»).

В соответствии с этой концепцией наука должна осуществлять практические цели по изучению законов природы, свойств явлений и вещей через опыт, эксперимент. Существуют два вида опытов: плодоносные и светоносные. Первые приносят непосредственную пользу, т.е. носят прикладной характер, вторые связаны с теоретическими исследованиями. Совершенно необоснованными считаются суждения и понятия схоластики, опирающиеся на силлогистическую логику Аристотеля. Ф.Бэкон предлагает совершенно иной путь формирования общих понятий - индукцию, т.е. движение мысли от частного к общему: на основе отдельных опытных данных в результате систематизации достигается истина в форме общего вывода.

Заблуждения разума проистекают из особенностей человеческого познания, языка, мышления и подразделяются: на «идолы» рода - заблуждения, проистекающие из несовершенства органов чувств вообще, «идолы» рынка - из неправильного употребления слов и понятий, «идолов» театра - из некритического следования авторитетам.

Истинный метод исследования, заключающийся в умственной переработке материала опытного, представленного экспериментом, Ф.Бэкон образно сравнивал с деятельностью пчелы, перерабатывающей нектар в мед.

В «Новой Атлантиде» рассматривается утопический прообраз «технократического общества» - концепции, получившей широкое распространение в XX веке.

Пантеизм Б.Спинозы

Бенедикт Спиноза (1632-1677), пантеистически отождествляя природу с богом, создает монистическую концепцию о единой субстанции, которая противостоит дуализму Декарта. Субстанция существует в качестве начала и причины всего сущего, является причиной самой себя (causa sui). Неотъемлемыми качествами субстанции (атрибутами) являются мышление и протяжение. Отдельные вещи и идеи представляют ее модусы, т.е. единичные проявления, которые не обладают субстанциональностью. В этом проявляется крайний реализм (в средневековом значении) учения Б.Спинозы, составляющий основу его, доведенного до логического завершения пантеизма.

Учение о субстанции, декларирующее абсолютное тождество бога и природы, души и тела, духовного и материального позволяет Б.Спинозе развить и утвердить один из основополагающих положений рационализма: порядок и связь идей соответствует порядку и связи вещей. Поскольку человек - часть природы и все его действия включены в систему мировой закономерной детерминации и определены ими, постольку «воля и разум - одно и то же». Отсюда известное определение свободы как «познанной необходимости». Мир как единая система может быть по существу понят с помощью геометрического метода. Основные труды: «Богословско-политический трактат», «Этика», «Основы философии Декарта».

Литература

1. Рассел Б. История западной философии. Новосибирск, 2007. – 645с.

2. Реале Дж., Антисери Д.Западная философия от истоков до наших дней. Т.3. – СПб, 1999. – 481с.

3. Нарский И.С. Западно-европейская философия XVII века. Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1974.

4. Таранов П.С. Анатомия мудрости: 120 философов: В 2-х т. Симферополь: Реноме. 1997. – Т.2.

5. Гоббс Т. Левіафан. Пер. з анг.- К.: Дух і літера, 2000.

6. Лейбниц Г. Соч. в 4-х т. М.: Мысль, 1982.

7. Бэкон Ф. Соч. в 2-х т. М.: Мысль, 1972.

8. Декарт Р. Избранные произведения. М., 2005.

9. Спиноза Б. Избранное/Пер. С голл. и лат.- Мн.: ООО “Попурри”, 1999.- 592 с.

Литература

1. Антология мировой философии. В 4-х т. М.: Мысль, 1970. Т.2.

2. Величие здравого смысла: Человек эпохи Просвещения/ Сост. С.Я.Карп. М.: Просвещение, 1992.

3. Беркли Дж. Сочинения. Минск., 2003

4. Вольтер. Философские сочинения/ Пер. с фр. С.Я.Шейнман-Топштейн. М.: Мысль, 1988.

5. Локк Д. Соч. В 3 т. М.: Мысль, 1988.

6. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. М.: 2005. – 317с.

7. Юм Д. Сочинения в 4-х т. М., 2009

 

 

Тема 5.

Философия Нового Времени

1. Развитие принципов научного познания в европейской философии XVII века (Философия нового времени).

1.1. Социально-экономическая характеристика XVII века.

1.2. Ф.Бэкон - основатель эмпиризма.

1.3. Система рационализма Р. Декарта.

1.4. Т.Гоббс: единство эмпирических и рациональных методов познания.

1.5. Пантеизм Б.Спинозы.

1.6. Г.Лейбниц о «предустановленной гармонии мира».

2. Философские идеи Просвещения

2.1. Общая характеристика Просвещения.

2.2. Начало просветительства во Франции. Вольтер, Ж.Ж.Руссо.

2.3. Развитие идей эмпиризма. Д.Локк, английские и французские материалисты

2.4. XVIII в. Трансформация сенсуализма — Д.Беркли, Д.Юм.

Развитие принципов научного познания в европейской философии XVII века (Философия нового времени)

Общественный прогресс, определяемый глубокими экономическими причинами, все в большей степени выявляет необходимость развития научного познания и науки в целом. Интересы производства и военного дела привлекают пристальное внимание к деятельности учёных, руководителей государств, новых социальных слоёв общества, связанных с промышленностью, торговлей, мореплаванием, освоением новых территорий и т.д. Бурное, скачкообразное развитие знаний, возникновение нового экспериментально-математического метода научных исследований дало право назвать XVII век - веком первой научной революции. Именно в это время создаются первые системы научного познания, всесторонне обсуждаются возможности человеческого разума, соотношение опытного и рационального в познавательном процессе. Философия, ориентированная на науку, переосмысливает онтологические, гносеологические, социальные, ценностно-смысловые, методологические и другие аспекты рассмотрения мира.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь