Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Йога: определение и суть, как физической и духовной практики.



БИЛЕТ № 1

Йога: определение и суть, как физической и духовной практики.

Слово «Йога» происходит от санскритского корня «юдж», значит связывать, соединять, прикреплять, переплетаться, направлять и концентрировать внимание.

Йога-преобразование энергии в покой, Силы – в расслабление, терпение -в мощь, напряжение – в ясность. Преобразование статики поз в интенсивную внутреннюю работу. Искусство йоги помогает пережить жизненные трудности и сохранить озеро покоя чистым и гладким. Это о искусство, которое делает непоследовательный и рассеянный ум последовательным и сосредоточенным, прикрепление всех тел ума и души к Богу. Она позволяет дисциплинировать ум, чувства и эмоции, что способствует уравновешиванию души и дает человеку возможность спокойно взирать на жизнь во всех ее аспектах, единение человеческой души с Богом.

Йога —совокупность различных духовных, психических и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и психического состояния.

Ее целью является постепенное развитие духа до такой степени, что посредством здорового фуекционирования тела, духа и чувств действительность будет воспринята такой, какая она есть на самом деле, и самосознание будет реализовано.

Упражнения построены так, что они развивают не только мускулатуру, но одновременно укрепляют скелет, и оказывают влияниена органы, не контролируемые человеком(система пищеварения, нервная система и эндокринные железы.

Йога учит, что наряду с физическим есть и астральное тела, и благодаря координации дыхания и поз, можно проивести оба тела к полному контролю, для духовного совершенствования.

Понятие йоги впервые упоминается в древнейшем памятнике индийской литературы «Ригведе». Считается, что йога развилась из аскетических практик (тапаса) ведийской религии, которые упоминаются в ранних комментариях к Ведам — Брахманах (датируемых периодом с X по VI века до н. э.).

Сначала Йога покоряет тело, принося ему здоровье и силу. Затем она снимает покров различий между телом и умом. В конечном итоге она ведет садхаку к умиротворению и абсолютной чистоте.

Йога систематически обучает человека тщательному и эффективному поиску божественного в себе. Практикующий познает себя от внешнего тела до внутренней сути. Он следует от тела к нервам, а от нервов к чувствам. От чувств он переходит к уму, который контролирует эмоции. Затем он проникает в интеллект, который руководит умом. От интеллекта его путь лежит к воле и оттуда — к сознанию (читта). Последняя ступень — от сознания к его Сути, к самому его существу (Атма).

Таким образом, Йога ведет садхаку от невежества к знанию, от темноты — к свету и от смерти — к бессмертию.

Йога является универсальной практической наукой: йога универсальна по практике и применению, независимо от культуры, национальности, расы, касты или уровня жизни, пола, возраста, и уровня физической подготовленности. Это практическая наука. Ни посредством чтения литературы по йоге или древних текстов, ни при их обсуждении, ни благодаря соблюдению аскезы человек не станет реализованным йогином. Без регулярной практики невозможно ни ощутить пользу от упражнений йоги, ни раскрыть свойственный этим упражнениям потенциал. Только регулярные занятия йогой (садхана), представляют собой систему, способную совершенствовать тело и сознание. Для достижения высших ступеней йоги, от практикующего требуется несгибаемое намерение в занятиях по тренировке тела и ума, и очищении сознания.

Дословно, термин Садхана переводится, как регулярная практика определенных техник, способствующих достижению духовной цели. Именно садхана делает самореализацию и духовный опыт возможными.

Главная цель Йоги - освободиться от отождествления себя с телом, прервав бесконечную цепь кармических перерождений (сансару), ведущую к страданиям. Слиться с Брахманом, вечной надфизической реальностью, в единое целое. Именно к переживанию этой реальности (состоянию Самадхи) стремятся йогины, пытаясь достичь этого с помощью разных практик, объединённых одним словом " Йога". При этом происходит осознание своего собственного " Я" как чистого сознания, свободного от привязанностей и влияния иллюзорной реальности. Истинное " Я" едино с источником всех вещей и явлений и находится в состоянии вечного блаженства. Состояние Самадхи также называют просветлением.

Таким образом, Йога - это движение, направленное от иллюзии к истинной реальности, от преходящего к вечному.

 

Йога-прекращенгие колебаний ума

Йога-соединять и объединять тело, сознание и дух.

Йога-объединение опыта человечества в целом, ведущее к гармонии

Йога-освобождеие себя от всего плохого.

Это достигается прохождением нескольких ступеней развития, под названием аштанга-йога(8 ступеней

Яма- правила поведения с обществе

Нияма - кодекс личного образа жизни(очищение тела и души)

Асана-позы и упражнения

Пранаяма- ритмичное дыхание

Пратьяхара – отделение чувств от внешнего мира

Дхарана- сосредоточение

Дхъяна – медитация

Самадхи- просветление или самореализация..

 

 

Классические тексты по йоге:

-Хатха-йога-Прадипика

-Шива-самхита

-Гхеранда-самхита-

-Сиддха-сиддханта-паддхати

Школы хатха-йоги:

-Йога майсукрского дворца, основ. Шри Тирумалай-Кришнамачарья и ее ответвленгия:

-Айенгар-йога

-Аштанга-Виньяса-йога

- Виняям-йога

Храмовая традиция йоги, осн. Свами Шивананда Сарасвати

Делийская школа йоги, осн. Свами Дхихеранда Брахмачари

 

 

 

Базовые типы дыхания.

Пранаяма-процесс увеличения внутреннего запаса энергии -Праны

Верхнее дыхание(ключичное)

Техника выполнения

При этом типе дыхания вы должны стараться не расширять и не сокращать ни грудную клетку, ни живот. Держите руки на груди, чтобы вы могли определить, движется ли грудная клетка. Слегка сократите мышцы живота.

Теперь постарайтесь вдохнуть, подтягивая ключицы и плечи к подбородку. Хороший метод – вдыхать и выдыхать с шипящим звуком (как у спящего); это автоматически вызывает верхнее дыхание. Выдохните, отводя плечи и ключицы вниз от подбородка. Не обязательно дышать таким образом слишком долго; достаточно лишь почувствовать, как действует верхнее дыхание, и убедиться, что оно требует много усилий и не позволяет вдыхать или выдыхать большое количество воздуха.

Среднее дыхание

Техника выполнения

Можно выполнять в положении лёжа или сидя. Постарайтесь расслабиться, насколько это возможно. Суть этого типа дыхания в том, чтобы дышать за счет движения грудной клетки.В течение всего упражнения старайтесь не двигать животом; это достигается за счет лёгкого сокращения мышц живота. Можно положить руки на грудь, чтобы ощутить расширение и сжатие грудной клетки. Медленно вдохните, расширяя грудную клетку вперёд и вверх. Вы обнаружите, что дышать глубоко невозможно из-за ограниченной возможности расширения грудной клетки. Помните, что нужно стараться не использовать живот для вдоха.

В конце вдоха задержите дыхание на одну—две секунды. Затем медленно выдохните, втягивая грудь внутрь и вниз. Мышцы живота остаются слегка сокращенными, но без напряжения. В конце выдоха ненадолго задержите дыхание. Снова медленно вдохните. Повторите этот процесс от 10 до 20 раз или больше, если позволяет время.

Брюшное дыхание

Техника выполнения

Расслабьте всё тело. Одну руку положите на живот возле пупка, чтобы почувствовать, что ваш живот действительно движется вверх и вниз. Сделайте полный медленный выдох.

Помните, что именно движение диафрагмы обеспечивает брюшное дыхание.

Выдыхая, почувствуйте, как ваш живот сокращается; пупок движется по направлению к позвоночнику. В конце выдоха диафрагма будет полностью расслаблена и выгнута вверх, в полость грудной клетки. Задержите дыхание на секунду или немного больше. Сделайте вдох, стараясь не расширять грудную клетку и не двигать плечами. Почувствуйте, как ваш живот расширяется, и пупок двигается вверх.

Старайтесь вдыхать медленно и глубоко. В конце вдоха ваша диафрагма будет выгнута в сторону живота; ваш пупок достигнет верхней точки своего движения. Задержите дыхание на секунду или две. Затем снова медленно и до конца выдохните. Снова постарайтесь ощутить движение пупка в сторону позвоночника. В конце выдоха живот будет сокращен, а пупок максимально втянут.

Старайтесь вдыхать медленно и глубоко. В конце вдоха ваша диафрагма будет выгнута в сторону живота; ваш пупок достигнет верхней точки своего движения. Задержите дыхание на секунду или две. Затем снова медленно и до конца выдохните. Снова постарайтесь ощутить движение пупка в сторону позвоночника. В конце выдоха живот будет сокращен, а пупок максимально втянут.

Ненадолго задержите дыхание, вдохните и снова повторите весь цикл. Это и есть брюшное дыхание. Продолжайте выполнять это упражнение. Сделайте 10—20 вдохов и выдохов или больше, если позволяет время.

Безусловно, йога и, в частности, пранаяма (техники дыхания) могут принести большую пользу нашему здоровью. Но, несмотря на это, в йоге существуют и некоторые противопоказания.

 

Тадасана и ее варианты (4 варианта).

Поза горы (поза пальмы)— техника выполнения

Положение стоя, руки опущены по длине туловища, ладони лежат вдоль бедер, шея вытянута вверх, мышцы лица расслаблены, взгляд направлен вперед, на определенную точку. В такой позе необходимо находится около минуты.

Стопы поставьте таким образом, чтобы пятки и большие пальцы соприкасались, при этом пальцы ног раздвигайте максимально широко и плотнее прижимайте их к полу. Вес всего тела должен равномерно распределиться по всей поверхности стоп.

Для активизации мышц бедер напрягите коленные чашечки, при этом почувствуйте, как позвонки тянутся вверх, поднимая фронтальную поверхность туловища.

Напрягите низ живота и ягодицы, уберите прогиб поясницы. Плечи следует отвести назад и соединить лопатки, открывая грудную клетку.

Вытяните шею, стопы прижмите к полу, тяните макушку вверх, при этом создается ощущение «открытости» фронтальной поверхности тела.

Пальцы ладоней сомкните вместе, тыльная сторона ладони повернута к бедрам, плечи при этом остаются в исходном положении.

Поднимите грудную клетку, при этом дышите расслаблено и ровно, смотрите прямо перед собой, почувствуйте активность и поступающую энергию.

Выполняйте упражнение около одной минуты.

Польза практики: Тадасана развивает прямые мышцы живота и укрепляет кишечник. Она обеспечивает правильный рост позвоночных костей и устраняет скученность спинных нервов в местах их выхода из позвоночного столба. Если вы выпьете 6 стаканов воды, а потом сделаете 100 шагов в тадасане, вы сможете избавиться от нехронического застоя в кишечнике.

Практика этой асаны полезна в течение первых шести месяцев беременности.

Она оказывает очистетельное действие на 2 основных энергет канала ИДА и ПИНГАЛА, чем созд хорошая основа для последующей практики.

Устраняет сколиоз, созд осанку, устаняет ишиас, полезна беременным, позволяет йогу снять напряжение с мышц спины, расслабить их, прийти к общему равновесию и успокоиться.

При продолжительном выполнении техника положительно воздействует на нервную систему и состояние суставов, помогает укрепить мышцы спины, тем самым уменьшая боль в позвоночнике, укрепляет бедра, колени, лодыжки, мышцы живота и ягодиц. Рекомендуется выполнять тадасану людям, страдающим плоскостопием и пояснично-крестцовым радикулитом.

Варианты тадасаны.

Комплекс Тирьяка Тадасана

Для улучшения эффективности техники Тадасана, рекомендуем продолжить позой Тирьяка Тадасана (поза «пальмы, которую раскачивает ветер»), это позволит улучшить гибкость позвоночника, развить прямые мышцы пресса и уменьшить жировые отложения на боках, обеспечить бесперебойную работу кишечника и укрепить легкие. В процессе выполнения тирьяка тадасана проводится массаж печени, кишечника и поджелудочной железы.

Техника выполнения

Положение стоя, ноги на ширине примерно 15-20 см.

Руки в «замке» поднимите над головой, на выдохе наклоняйтесь вправо (левая половина туловища вытянута).

На вдохе поднимитесь и со следующим выдохом сделайте наклон влево. Упражнение необходимо выполнить восемь раз в каждую из сторон.

Существует вариант балансировки на носках, держать равновесие сначала будет трудно, но все приходит с практикой.

При выполнении упражнения необходимо тело и голову держать в одной плоскости.

При выходе из асаны следует опустить руки вниз, поставить ступни на ширину плеч, расслабиться и восстановить дыхание.

 

2. Станьте прямо. Ноги расположите на расстоянии примерно 10-15 см друг от друга. Запрокиньте голову. Прямые руки с переплетенными пальцами поднимите над головой ладонями вверх; смотрите на руки. Приподнимитесь на носках и представьте, будто вас тянут за руки вверх. Потянитесь всем телом. Затем медленно опустите пятки на пол.

3. Балансируя на пальцах ног, поднимите одну ногу и вытяните ее вперед или назад. Опустив первую ногу, повторите то же движение другой ногой. Этим завершится один цикл упражнения. Дыхание: Поднимаясь на носки, делайте вдох, находясь на кончиках пальцев - задерживайте дыхание. Опускаясь на пятки, выдыхайте. Если вам будет трудно балансировать на пальцах ног, вы можете делать эту асану, опустив пятки на пол, пока не освоите балансирование на носках. Однако вы должны пытаться балансировать на пальцах хотя бы в течение нескольких секунд всякий раз, когда выполняете эту асану. Так вы постепенно разовьете способность балансировать на пальцах ног.

4. Кати чакрасана Встаньте прямо, ноги расставьте примерно на ширину 60 см друг от друга. Переплетите пальцы рук на животе, на уровне пупка. Поднимите руки над головой ладонями вверх. Наклонитесь вперед, согнувшись в поясе так, чтобы спина и ноги образовывали прямой угол. Смотрите на руки; спину держите прямо. Медленно поверните туловище до предела вправо, затем - до предела влево. После пятого поворота вправо, верните туловище в среднее положение и разогнитесь. Опустите руки.
Дыхание: Вдыхайте, поднимая руки, поворачиваясь вправо и разгибаясь. Выдыхайте, наклоняясь, поворачиваясь влево, и опуская руки. Станьте прямо, ноги расставьте на ширину примерно двух футов (60 см). Вытяните руки в стороны на уровне плеч. Поверните верхнюю часть тела вправо, кладя левую руку на правое плечо, а правой рукой плавно обвивая талию сзади. Повторите эти же движения в противоположную сторону.
Дыхание: Дышите нормально.
Польза практики: Эта асана тонизирует талию, спину и тазобедренные суставы. Она устраняет скованность в спине, дефекты осанки и жировые отложения в области талии.

Тадасана, Поза горы (поза пальмы)— техника выполнения

Варианты тадасаны

Встать прямо, ноги вместе. Руки через стороны вверх, не касаясь плечами ушей. Ладони развернуть наружу. Пятки вместе, встать на кончики пальцеви вытянуть все тело вверх.Можно в этой позе делать махи руками вперед-назад, или сбоку-вверх-вниз, можно описывать круги руками, или одну руки вверх, другую вниз, ладони внуть, и тянуть вверх-вниз., потом менять рукии. Балансируя на пальцах ног, поднимите одну ногу и вытяните ее вперед или назад. Опустив первую ногу, повторите то же движение другой ногой. Этим завершится один цикл упражнения. Проделайте 10 циклов.

Дыхание: Поднимаясь на носки, делайте вдох, находясь на кончиках пальцев – задерживайте дыхание. Опускаясь на пятки, выдыхайте.

Пояснение: Тадасана является контрпозой перевернутых асан.

Польза практики: Тадасана развивает прямые мышцы живота и укрепляет кишечник. Она обеспечивает правильный рост позвоночных костей и устраняет скученность спинных нервов в местах их выхода из позвоночного столба. Если вы выпьете 6 стаканов воды, а потом сделаете 100 шагов в тадасане, вы сможете избавиться от нехронического застоя в кишечнике.

Практика этой асаны полезна в течение первых шести месяцев беременности.

Она оказывает очистетельное действие на 2 основных энергет канала ИДА и ПИНГАЛА, чем созд хорошая основа для последующей практики.

Устраняет сколиоз, созд осанку, устаняет ишиас, полезна беременным.

 

БИЛЕТ № 2

.
2. Этические и моральные принципы йоги / Яма и Нияма/.(билет №1) Автор Йога-сутр, Патанджали в своем трактате называет восемь ступеней аштанга-йоги. К ним относятся предписания нравственного и этического характера, наставления о том, как поддерживать физическое и психическое здоровье, а также о том, как прикоснуться к духовным граням человеческой природы. Первые две ступени йоги являются как бы подготовительными. Называются эти две ступени " яма" и " нияма".

 

1.Яма- первая ступень, общие нравственные требования, воздержание, правила поведения с обществе

5 Правил ямы – это предостережения и указания людям, каких действий и внутренних состояний следует опасаться и избегать

Ахипса - - ненасилие на уровне слов, мыслей и действий, любовь-главное качество в ахипсе.Насилие возникает от страха, слабости, невежества и беспокойства.

Сатья» - это честность. Человек должен быть правдив в мыслях, словах и делах. Правду говорить всегда, но знать, как сказать. слова горькой правды произносить не следует.Реальность в сущности – это любовь и правда. Скупость и зависть, сладкая ложь и преследование корыстных целей под личиной честности — все это должно быть отметено.

Астейя» - не воровство. А- не я, стея- воровство.

«Брахмачарья» - воздержанность и умеренность во всех проявлениях, особенно это касается чувственных удовольствий, целомудренная жизнь.

«Апариграха» - непринятие даров, необладание, запрет на желание обладать, несобирательство, ненакопительство..

 

2.Нияма - вторая ступень йоги. Через асаны мы очищаем организм.Это указания человеку на то, что следует включить в свою жизнь, каких правил придерживаться, как строить внутреннюю систему ценностей, соблюдение обетов, отношение к себе, самодисциплина, кодекс личного образа жизни(очищение тела и души).

1.Шауча» - соблюдение Бахир шауча(внешнее очищение рот, лицо, уши, тело, и Антах шауча (внутреннее очищение).

Бахир шауча включает в себя мытье наружных частей тела красной глиной и водой.

Антах шауча дает свет и радость, приносит благожелательность, устраняет душевные муки, уныние, печаль и отчаяние. Это явление очищенгия ума от несущих смятение эмоций.(ненависть, ярость, гнев, алчность, обман, гордыня)Она означает видеть в каждом создании друга и помогать всем живым существам. Это означает, что разум воспринимает все сущее как друга и видит в нем отражение Бога. Такого рода концентрация внимания на Высшей Сущности и называется антах шауча. Это явление очищения ума от несущих смятение эмоций- ненависть, ярость, гнев, вожделение, алчность, обман, гордыня. Посредством концентрации достиг управление чувствами, когда человек готов войти в храм своего тела и увидеть свое истинное я в зеркале своего ума.

2.«Сантоша» - удовлетворенность; довольство тем, что есть; пренебрежение к неудобствам любого рода. Если ум человека устремлен в одном направлении, если человек всегда чувствует себя счастливым и никогда ни о чем не жалеет, то он испытывает удовлетворение (сантошу). Практикующий сантошу постоянно пребывает в радости.Это возникает тогда, когда пламя духа не колышется от ветра желаний.

3.«Тапас» - рвение и аскетизм, это сиять, гореть, пылать, стремление достичь цели при любых обстоятельствах. Самодисциплина, накопление внутренней энергии и направление ее к высшему. Выполнение ритуалов для тренировки тела и органов чувств. Есть 3 типа тапоса:

1.К телу (канка)- воздержание и ненасилие

2.К речи (вачика) – выбор слов, пославляющих Бога, привычка говорить правду, не считаясь с последствиями для себя, не говорить дурного о других.Речи присущи 3 греха:

1.оскорбление и брань

2.лжесвидетельство

3.клевета и сплетни

4.высмеивание того, что другие считают святым. Контроль над речью ведет к искоренению злобы.

3.К уму (монасика ) – человек сохраняет спокойствие всегда и не утрачивает самоконтроля, уравновешен в радости и печали.

 

4.«Свадхиайя» - постоянное самообразование, самообучение; развитие ума, интеллекта; поиск новых знаний.это чтение ведических текстов и молитв согласно особым правилам. Сват-сам, хия-образование

5.«Ишвара Пранидхана» - преданность или посвящение себя Богу. Это значит, что все свои действия, все намерения — высказанные и невысказанные — человек совершает без расчета на их плоды. Результаты всех поступков он предлагает Господу.

 

Выбор объекта осознания

В качестве объекта можно выбрать: пламя свечи, символ АУМ, восходящее солнце (но не полуденное солнце), луна, звезда, точка между бровями, ваши собственные глаза в зеркале и т.д.

Благотворное действие

Тратака невероятно развивает способность к сосредоточению. Кроме того, сосредоточение умственной энергии в одной точке приводит к спокойствию ума, поскольку подавляет его тенденцию к постоянному блужданию. Тратака — прекрасный метод для обретения медитативного опыта и высвобождения некоторых скрытых потенциальных возможностей ума. Успокаивая ум, тратака способствует улучшению нашей памяти.

 

Мула (корневой замок)

Кхечари (языковой замок)

Мула (Корень, Источник, Начало). Корневой замок. Свами Шивананда «Йога-терапия» пер.Сидерского.Мула-бандха заставляет прану (энергию) подниматься вверх по всем каналам энергетического тела, затем вниз живота. Практика мула-бандхи собирает энергию всех нижних уровней и поднимает ее вверх, потом прана из головы направляется вниз, распределяясь по телу и накапливаясь в нижней части живота.

Техника замыкает психическую энергию в высшей сфере психического тела и не позволяет ей опускаться в низшие области. Мула бандха стимулирует работу Муладхара чакры ментальным (воображаемым) сокращением, пробуждающим кундалини.

Состоит из трех частей:

Ашвини мудра -Лошадиный анус -сокращение анального сфінктера, имеет 2 клапана, внешний и внутренний.

Ваджроли мудра - „Молния - напряжение и сокращение сфинктера мочевого пузыря, с втягиванием и напряжением низа передней стенки живота.

Муладхара-мудра, Иони-мудра – влагалище у женщин и передняя часть пениса у мужчин. Мула-бандха является прекрасной профилактикой всех заболеваний мочеполовой системы организма.

Сокращение мышц промежности приводит к гармоничной работе эндокринной системы, улучшению работы нервного аппарата тазовой области и, как результат, — нормализации работы внутренних органов. Сжатие половыхорганов и втягивание их внуть и вверх, сокращение мышц тазового дна, влагалища, пениса. Эта мудра стимулирует поток энергии вверх и ее равномерное распределение по всем каналам. Ягодицы не работают. Эти упражнения делают и на вдохе и на выдохе.

Эффект

Мула оказывает полож влияние на репродуктивную систему, вызывает спонтанную сонастройку физического, ментального и психического тел человека. Сокращение мышц промежности приводит к гармоничной работе эндокринной системы, улучшению работы нервного аппарата тазовой области и нормализации работы внутренних органов.

Способствует накоплению, очищению и трансформации половой энергии, обретению контроля над сексуальными импульсами. Устраняет запоры и все связанные с ними неприятности - геморрой, недержание спермы, излишнюю сексуальную возбудимость при недостатке половой силы, потерю аппетита, показаны при опущении органов. Нельзя вып при менструациях, при посл стадии геморроя, при опухолях.

Мула бандхи вып непроизвольно во всех асанах, наклонах, прогибах, переворотах.

Уддияна- брюшной замок, создает вакуум в брюшной полости. („Взлет“, “Парящий высоко“)

Втягивание живота внутрь и поднятие пупка называется уддияна бандхой.

Уддияна бандха включает в себя втягивание внутрь и подтягивание вверх живота и желудка. Она может выполняться сидя, стоя или лежа на спине. Первоначально она должна практиковаться стоя. Она всегда должна выполняться на совершенно пустой желудок, причем желательно также перед занятием опрожнить кишечник.

Делают на задержке дыхания после полного выдоха(сжать мула-бандхи, втянуть живот внуть и вверх) Выполнять с комплексом Мула, джаландара, уддияна.

Техника: Сделайте свободный и глубокий вдох, затем, согнув руки, наклонитесь вперед, сделав возможно более полный выдох. После этого снова поднимитесь и, сжав горло, чтобы перекрыть доступ воздуха, попытайтесь «вдохнуть», расширив грудную клетку (но оставив расслабленными диафрагму и мышцы живота). Брюшная стенка втянется внутрь и вверх, а в животе возникнет вакуум.

Противопоказания: в дни месячных; при обострениях язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки; при беременности. Осваивать осторожно при любых формах: патологии лёгких; сердечно-сосудистых заболеваний; заболеваний внутренних органов, прилегающих к диафрагме; при грыжах в брюшной полости; при слабых мышцах брюшного пресса или больших размерах живота.

Физиологический эффект: Укрепляет и омолаживает нервы желудочно-кишечного тракта.Усиливает перистальтику. Способствует выделению токсинов из пищеварительного тракта и очищению прямой кишки. Делает самый лучший массаж внутренних органов. Укрепляет и омолаживает все железы внутренней секреции {эндокринная система) брюшной полости. Укрепляет глубоко лежащие мышцы спины. Вытягивает позвоночник, особенно его нижнюю часть.

Терапевический эффект: Устраняет и предупреждает появление грыж. Устраняет смещение внутренних органов. Лечит заболевания внутренних органов и желудка, профилактика и лечение геморроя.

Психический и энергетический эффект: дает бодрость и легкость всему телу. Заряжает энергией пупочный энергетический центр. Способствует переводу энергии (в том числе и половой) из нижних энергетических центров (чакр) в верхние.

Джаландхара („Джала“-„сеть“, “дхара“- «поток, масса текущей жидкости»)

Джаландхара бандха - это " подбородочный замок", используемый для сжатия пранической силы в той части туловища, которая стимулирует энергию кундалини.

Не совершайте вдоха или выдоха до тех пор, пока не освободились от замка, т.е. пока не подняли голову.

Ограничения:

Нельзя делать людям с гипертонией или сердечно сосудистыми заболеваниями, ОРВИ, язвах желудка и 12-п кишки в стадии обострения. Хотя вначале она понижает кровяное давление, но освобождение подбородочного замка (при подъеме головы) может вызывать учащенное сердцебиение, беременность, менструации, опухоли.

Техника:

- Опускание головы вниз и прижатие подбородка к груди(в яремную впадину)

-Опускание головы вниз на расстоянии 1 дюйма- 2-х пальцев от груди

-Опускание головы вниз по ощущениям, главное-достижение эффекта контроля

Эффект: сдавливает сонные синусы — органы, расположенные на сонных артериях в шее. Это главные артерии, снабжающие мозг кровью. Сонные синусы играют роль барорецепторов (датчиков давления) и помогают согласовывать кровяное давление и частоту сердечных сокращений с работой дыхательной системы. Они посылают по особым нервам сигналы в мозг, а он предпринимает нужные действия для уравновешивания кровообращения и дыхания. При повышении кровяного давления сонные синусы сжимаются. В мозг поступает сигнал о необходимости предпринять шаги для предотвращения повышения давления. При выполнении ДБ происходит искусственное сдавливание этих рецепторов. Это ведет к предотвращению внезапного подъема кровяного давления, которого следовало бы ожидать.Делают для снятия давления в головном мозге, чтобы весь поток энергии снизу не проходил в голову, потому сжимаем шею.Выполняют в асанах на прогибы.

Противопоказания: гиперфункция щитовидки, грыжи в обл шеи, так как если сильно тянуть подбор вниз, могут еще болдьше сместиться позвонки. 2-й вариант-на 2 пальца-эффект контроля.

Кхечари бандха(Кхечари мудра) из хатха-йоги-прадипики.

Набхи-бандха или Кхечари бандха. Техника выполнения набхи-бандхи очень простая – вы просто касаетесь неба кончиком языка. В трактатах по йоге говорится, что йогин все время удерживает эту бандху, кроме тех случаев, когда он ест или говорит.

Техника:

-Точка ветра-касание языка над верхними зубами

-Точка воды-касание и прижатие языка к середине неба

-Точка огня- загибание языка внутрь и касание нежного неба

-Кхечари-Удлинение и загибание языка далеко внутрь и вверх для касания точки черепа

Цели кхечари мудры:

Шактичоланимудра

Шакти“-психоэмоциональная энергия „Чола“-ученик „Мудра“- состояние

Выполнение: Запрокидывание головы назад и напряжение задней и передней стороны шеи до дрожания головы

Этим достигается контроль психоэмоциональной энергии.

Польза.

Техника стимулирует потоки психической и духовной энергий и преобразует экстравертный ум в интравертный, что приближает к медитации. Устраняет запоры, геморрой, недержание, потерю аппетита, опущения органов малого таза. Регулярная практика мула-бандхи, например, позволяет сохранить молодость тела.

5 ветров-5 Пран:

Врикшасана и ее варианты (в том числе адаптация и усложнения).

Врикшасана – «поза дерева». Она учит нас придерживаться намеченному пути, несмотря ни на какие препятствия» Суть этого изречения в том, чтобы предпринять искреннее усилие

Т ехника выполнения:

Встаем в Тадасану – «позу горы».

Стоя на одной (левой) ноге, сгибаем другую (правую) ногу в колене, расположив пятку у основания внутренней стороны бедра прямой ноги. Пальцы ног при этом должны быть направлены вниз, пятка как можно ближе к лобковой кости. Нога должна находиться в одной плоскости с телом, т.е. колено должно быть направлено строго в сторону.

Опорная нога толкает пол. Мышцы ноги достаточно напряжены, стопа стоит прямо, нога прямая в колене, коленная чашечка направлена только вверх. Колено согнутой ноги направлено вниз, стопа толкает опорную ногу.

Вытягиваем руки вверх, выпрямляя их в локтях. Тянемся вверх всем телом. Следим за поясницей, чтобы в ней не было сильного прогиба. Грудь раскрыта.

Руки на груди в Намасте.

Далее поднимаем их вверх ладонями друг к другу и слегка разводим.

Находимся в позе несколько секунд. Сохраняем равновесие. Дыхание спокойное и ровное. Взгляд сфокусирован на одной точке. Представьте, что вы дерево и опорная нога корнями врастает в пол, а голова словно крона тянется ввысь.

Опускаем руки и возвращаемся в «позу горы».

Повторяем асану, меняя опорную ногу.

Расслабляемся.

Упрощения и усложнения асане:

Для тех, кому сложно расположить пятку у основания бедра, допускается вариант с опорой возле колена или хотя бы на голень – это самое простое.

Для тех, кому слишком легко находится в данной асане, можно правую ногу уложить в полулотос, дальнейшее усложнение в асане – попробовать закрыть глаза или захватить правую стопу (ту, что в полулотосе) правой рукой из-за спины, сделать наклон на прямой левой ноге и опустить левую руку на пол.

Возможные ошибки:

Не «проваливаете» позвоночник вперед

Не уводите таз в сторону

Не отклоняйте колено согнутой ноги вперед

Не сжимайте пальцы опорной ноги.

Результат:
Регулярно выполняя Врикшасану, вы почувствуете ощутимые изменения. Эта асана, как и многие балансовые асаны, прежде всего на концентрацию, сосредоточение, она направлена на успокоение ума. Со временем устраняется плоскостопие. Растягивается позвоночник и исправляется осанка. Уходит скованность плечевых суставов. Асана восстанавливает кровообращение в спине и руках, тонизирует и укрепляет мышцы ног и позвоночника, раскрывает таз. Развивается координация. Поза дерева укрепляет силу воли, развивает самодисциплину. Врикшасана тонизирует все тело, придает чувство уверенности, уравновешенности, спокойствия и собранности.
Противопоказания:

Травмы и боли в ногах и суставах.

Высокое давление.

При варикозе не рекомендуется находиться в асане более 20 секунд.

БИЛЕТ № 3

Балансы на руках

В эту категорию входят следующие асаны: Бакасана (Поза Журавля), Аштавакрасана (Асана посвящена мудрецу Аштавакре), Бхуджа Пидасана(Поза давления на плечи), Титибхасана (Поза светлячка), Адхо Мукха Врикшасана (Стойка на руках), Эка Пада Галавасана (Эка” - один, “пада” – нога. Галава - это имя мудреца), Вишвамитрасана (Поза мудреца Вишвамитры) и более продвинутые асаны: Випарита Чакрасана, Экапада Бакасана и Эка Пада Каундиньясана эти балансы на руках, порой, создают препятствия даже для опытных практикующих. Основной физический принцип любых балансов на руках заключается в том, что положение тела и фиксация его пространстве поддерживается не за счет силы отдельных мышц, а за счет слаженной работы всего тела. Чтобы освоить простые и сложные балансы, необходимо осознанно и внимательно слушать свое тело и подключать все мышцы и суставы, использовать бандхи и правильное дыхание.

Важно постепенное введение балансов на руках в свою практику и тщательная предварительная подготовка – разогревающие комплексы и укрепление мышц рук, спины и брюшной полости статическими асанами (идеальный вариант - Чатуранга дандасана) и динамическими виньясами..

Способы адаптации к нагрузке

Визуализации и медитации на муладхара-чакру и аджна-чакру. Именно эти энергетические центры отвечают за устойчивое положение и сохранение баланса.

Пример: во время выполнения любой позы на баланс представьте корни дерева, уходящие из вашего тела глубоко под землю, это поможет лучше удержать равновесие.

Соблюдение принципа концентрации. Зацепитесь взглядом за одну точку на уровне глаз или на полу и мысленно держитесь за нее, чтобы не упасть.

Правильное положение стопы и равномерное распределение веса тела на точки опоры. Пальцы ног должны быть растопырены — это увеличивает площадь опоры.

Соблюдение принципа выравнивания. Не допускайте такого положения тела, при котором, например, один бок сжат, а другой вытянут.

Выравнивание у стены. Некоторые балансовые позы можно начинать осваивать с опорой на стену. Например, в позе дерева можно прижаться к стене спиной, а в позе воина — поставить на стену руки или стопу.

Работа по принципу «от простого к сложному».

Для подготовки к освоению поз на баланс встаньте на носки, поднимите руки вверх и скручивайтесь, поворачивая голову и корпус в стороны, продолжая стоять на носках. Повторите 6-8 раз.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 3021; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.128 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь