Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Этические и моральные принципы йоги (Нияма: перечислить и раскрыть смысл).



БИЛЕТ № 6

Этические и моральные принципы йоги (Нияма: перечислить и раскрыть смысл).

Нияма – вторая ступень 8 ми ступенчатой йоги-сутры Патанджали. Это указания человеку на то, что следует включить в свою жизнь, каких правил придерживаться, как строить внутреннюю систему ценностей.

1Шауча» - соблюдение Бахир шауча(внешнее очищение) и Антах шауча (внутреннее очищение).

Бахир шауча включает в себя мытье наружных частей тела красной глиной и водой. --- Антах шауча означает видеть в каждом создании друга и помогать всем живым существам. Это означает, что разум воспринимает все сущее как друга и видит в нем отражение Бога. Такого рода концентрация внимания на Высшей Сущности и называется антах шауча.

2.«Сантоша » - удовлетворенность; довольство тем, что есть; пренебрежение к неудобствам любого рода. Если ум человека устремлен в одном направлении, если человек всегда чувствует себя счастливым и никогда ни о чем не жалеет, то он испытывает удовлетворение (сантошу). Практикующий сантошу постоянно пребывает в радости.

3.«Тапас» - самодисциплина, накопление внутренней энергии и направление ее к высшему. Выполнение ритуалов для тренировки тела и органов чувств.

4.«Свадхиайя » - постоянное самообразование, самообучение; развитие ума, интеллекта; поиск новых знаний. Это чтение ведических текстов и молитв согласно особым правилам.

5.«Ишвара Пранидхана» - или посвящение себя Богу. Это значит, что все свои действия, все намерения — высказанные и невысказанные — человек совершает без расчета на их плоды. Результаты всех поступков он предлагает Господу.

Шандилья Упанишады

Нияма (монашеские заповеди) подразделяется на десять видов:

тапас, сантоша, астикья, дана, ишварапуджана, сиддханта-шравана, хрих, мати, джапа и врата.

Тапас — это освобождение тела посредством соблюдения таких епитимий, как криччхра, чандраяна и т.д., согласно правилам.

Сантоша — это удовлетворённость всем тем, что происходит с нами и приходит к нам без усилий с нашей стороны.

Астикья — вера в достоинства или недостатки действий согласно тому, как это утверждается в Ведах.

Дана — это пожертвование с верой полученных законным путём денег, зерна и т.д. достойным личностям.

Ишварапуджана — это поклонение Вишну, Рудре и т.д. с чистым умом в соответствии с личными способностями.

Сиддханта-шравана — это исследование и анализ значения веданты.

Хрих — это скромность и благопристойность, а также стыд, испытываемый при выполнении чего-либо вопреки правилам Вед и общества.

Мати — это вера в линии поведения, изложенные в Ведах.

-Джапа — это повторение мантр, в которое человек посвящён должным образом его духовным учителем, и которое не противоречит правилам Вед. Джапа бывает двух видов — с устным или мысленным произношением. Мысленная джапа относится к созерцанию умом. Устная джапа бывает двух видов — с громким и тихим произношением. Громкое произношение приносит заслугу согласно тому, как об этом утверждается [в Ведах]; [в то время как] тихое [приносит] заслугу в тысячу раз [большую]. Мысленная [джапа приносит] заслугу в десять миллионов (крору) раз [большую].

Врата — регулярное соблюдение предписанных Ведами действий и воздержание от запрещённых.

Шаткармы: виды, назначение, противопоказания.

Шаткармы –очистительные практики для тела.

Виды: наули, капалабхати, нети, басти, дхаути, тратака.

1. Наули (ланулика)

3 части:

Мадхьяма наули-серединное

Дакшина наули-слева направо

Вама наули –справа налево

Всегда заканчивается вама наули

Техника: Делается столько раз на сколько хватает задержки дыхания. Выполняется на пустой желудок. Для освоения можно использовать положение стоя, на полусогнутых ногах, с упором ладоней на колени. Так же в положении «ваджрасана».После выполнения удияны бандхи, на задержке, изолированно напрягаются мышцы живота посередине. После освоения мадьхьяма наули, осваиваются дакшина и вама наули.

Противопоказания: менструация, беременность, острые желудочно-кишечные заболевания, плохое самочувствие, кисты, миомы.

Эффект: массаж внутренних органов, улучшение работы пищеварительной системы.

2.Калабхати (очищение черепа)

3 части:

1)вамакрама-попеременная вьюткрама(резкие выдохи попеременно через одну и через другую ноздрю.

2)вьюткрама- с использованием воды. Вдыхаете воду носом из ладошки и делаете резкиевыдохи.

3) ситкрама-с использованием вдоха ртом. Делается вдох через рот, губы сложены трубочкой.

3.Нети. Очищение дыхательных путей

2)джала нети – с использованием воды и чайничка.

Техника: наклоняетесь над раковиной, голова наклонена на бок и через носик вливается вода в одну ноздрю, выливается через другую.(вода подсоленная или чистая), потом в другую сторону.

3)сутра нети –с помощью нити или жгута.

Техника: в ноздрю вставляется скрученный бинт или специальный жгут пропускается и вынимается из другой, и прочищается.

Можно назвать чисто индуистской практикой ввиду их климатических условий.

4.Басти. Очищение толстой кишки с использованием деревянной трубочки.

Техника: в задний проход вставляется трубочка, опустившись в воду, производится удияна бандхи, создавая вакуум, потом вода вытекает через трубочку.

Современный вариант-клизма.

Эффект: прочищение толстой кишки.

Осторожно: возможность застудиться.

5.Дхаути.(багхи, действие тигра)

Очищение желудка

Техника: подсоленная вода выпивается на голодный желудок, через некоторое время около минуты, вызывается рвота и вода выходит обратно.(2 стакана)

Эффект: очищается желудок от слизи, снимется изжога, помогает при отравлении.

Тратака.

Техника: фиксируется взгляд на особой точке или объекте, не моргая, например на свечу или солнце, добиваясь слезотечения.

Эффект: нет каких-либо других методов для эффективного контроля разума, проясняет взгляд.

Функции позвоночника. Направления подвижности, повороты, прогибы.

1.Позвоно́ чник или позвоно́ чный столб — основная часть осевого скелета человека. Состоит из 32–34 позвонков, соединённых между собой хрящами, суставами и связками, или сросшихся. Позвоночник имеет 5 отделов.

Функции позвоночника.

1. функция защиты и опоры;

2. функция оси движения тела;

3. функция поддержки равновесия тела.

Для начинающих занятия необходимо укрепить мышечный корсет(мышцы пресса и спины), раскрытие тазобедренных суставов, плечевого пояса. Асаны: (навасаны, планка.)

1.Отделы:

1.Шейный – С-7 позвонков, грыжа бывает между С2 и С3. Первый позвонок-атлант, который крепит позвоночник к черепу, второй-акси, они имеют другое строение, и Акси мягко входит в Атлант.

2. Грудной отдел ТН или ДН, имеет 12 позвонков

3. Поясничный, L, имеет 5 позвонков(любаго)

4. Крестцовый, имеет 5 сросшихся позвонков, S,

5. Копчиковый, имеет 4-5 сросшихся позвонков, СО

Позвоночник имеет физиологические изгибы:

Ландиоз-в шейном и поясничном отделах

Кифоз- в грудном и копчике.

Если Гипер-ландиоз- при упражнениях надо подворачивать копчик внутрь для уплощения спины или подкладывать валик под колени, боколвой или между коленями. Первая полмощь при защемлении- поза ребенка, поза изгнания ветра.Для защиты коленей- толстый коврик или подворот

Если гипер-кифоз(горб) грудные мышцы-сжаты, мышцы спины- перетянуты. Надо делать упр на раскрытие плечевого пояса и грудного отдела, укр мышц спины и таза.

При грыжах шейного отдела нельзя делать сарвангасану, халасану, поза изг ветра. Можно перевернутые позы, где нет нагрузки на шею.(свечка)., можно делать асаны по Айенгару с использованием одеял, валиков(стойка на предплечьях, на руках(ноги на стене).

При грыже в пояснице нельзя наклоны с прямыми ногами(согнуть колени)

 

Межпозвонковые диски- это кольцо –хрящ и гель.

В грудном отделе находятся нервы, влияющие на органы-сердце, печень, почки

В поясничном отделе- нервы на репродуктивную систему(половые, мочевые)

Грыжа- смещение кольца с физиологического положения с вытеканим ядра.

При грыже в грудном отделе – раскрытие таза, плечевого пояса, наклоны, самое главное- вытяжение спины.

Скрутка- поворот тазобедренных суставов за счет вытяжения спины.

 

Мышцы.

Мышцы спины:

1. поверхностные, не участвуют в работе позвоночника, только в движениях плечевого пояса.

2.Глубокие – для сгибания позвоночника

3.Пастуральные – мышцы корсета, соединяют ребра, 2-5 ребро, 4-5ребер, они бывают остистые, поперечно-остистые

Перевернутые асаны делать с крепким мышечным корсетом., мышцы спины и пресса- в вертикальном положении. Польза перевернутых асан- снимют нагрузку на сердце, ноги, сосуды, профилактика варикоза. Улучшают работу репродуктивной системы за счет прилива крови к органам.(поза Голубя)

Все прогибы делать симметрично.

Подвижность

-прогибы

-наклоны

-боковой наклон

-поворот и скрутка

При скрутке работают Т10-Т12 и Л1. В этих сегментах скруивание грудного и поясничнолго отделов.

Сколиоз.

1.Ложный- функциональный, появл за счет тяжестей, бывает перекос одного плеча относит другого, перекос таза, выявляется на ЭМРТ., исправляется гимнастикой, плпванием.

2.Истинный(структурный), происходят изменения в костях до рожденгия и после.на протяжении всей жизни. Нужна индивидуальная практика, ассиметричная и його- терапия.

Нарушение подвижности в любом из отделов позвоночника нарушает его защитную функцию. Первоначальное напряжение мягких тканей приводит к нарушению и возможному повреждению нервных структур. Нормальная функция позвоночника как оси движения тела - условие нормального функционирования всей двигательной системы, кроме своего значения для содержимого позвоночного канала. Функции позвоночника включают в себя функцию суставов конечностей, мыщц, рефлекторные процессы в отдельных сегментах, определённое изменение положение или функции позвоночника на одном конце вызывает мгновенный рефлекторный ответ вдоль всей оси корпуса. Следует помнить, что позвоночник человека сохраняет стабильное положение на обоих своих концах: таз при помощи нижних конечностей, голова при помощи рефлекторной фиксации плоскости глаза - лабиринт в пространстве.

Способность выполнять глубокие прогибы, наклоны и повороты зависит от врождённых данных, то есть от высоты межпозвоночного диска, которая определяет амплитуду подвижности одного позвонка относительно другого.

Подход к позвоночнику должен основываться на других принципах, чем к остальным костным структурам, имеющим в своём строении суставы. Используя позвоночник в асанах надо понимать, как, где, куда и с какой амплитудой он может совершать безопасные движения.

Рассмотрим направления движения позвоночника, куда мы можем двигать корпусом.

Мы можем наклоняться вперёд, в стороны, делать прогибы назад и поворачиваться вокруг оси и всё это является подвижностью нашего позвоночника. Существуют безопасные и опасные направления подвижности позвоночника. К опасным направлениям движения позвоночника относятся повороты, наклоны в сторону и прогибы назад, а к безопасным- наклоны вперёд и вытяжения.

Разберём повороты и скрутки.

Поворот, это нормальное, допустимое направление подвижности, без использования инерции и рычагов. Скрутка, это когда применяется инерция (резкие повороты) или рычаги (упор руками или локтями). Позвонки в позвоночнике соединены при помощи шести суставов, расположенных в разных плоскостях. Поэтому позвонки при скручивании не будут поворачиваться друг относительно друга и их пространственное положение искажается, они слегка перекашиваются. При глубокой скрутке создаётся усилие на выталкивание межпозвоночного диска, в свою очередь, соединённый сухожилиями и мышцами с позвонками, он тянет их за собой и происходит смещение позвонков. Аналогичные процессы происходят в позвоночнике при наклонах в стороны. Таким образом, для правильного поворота корпуса нужно использовать те мышцы спины, которые для этого предназначены. Скрутка может присутствовать в практиках, но в том виде, в котором она описана в древних трактатах, таких как " Гхеранда- самхита", " Хатха йога- прадипика".

 

Рассмотрим теперь прогибы, которые являются менее опасными направлениями подвижности позвоночника, чем скрутки. При правильных прогибах, когда используются только мышцы спины, структура позвоночных сегментов почти не изменяется. В глубоких прогибах с использованием рычагов, ядро диска смещается и начинает тянуть весь позвоночный диск и сам позвонок. Ещё хуже, когда глубокий прогиб сочетается с компрессией дисков, например в " скорпионе". Человек возвращается из прогиба обратно, а диски могут не вернутся на место, и получается подвывих позвонков. Делая прогибы, следует помнить, что самое сильное усилие возникает в поясничном отделе, который и так больше всех остальных отделов позвоночника страдает от перегрузок. В перевёрнутых асанах, если подходить к ним не корректно, так же можно причинить вред позвоночнику, особенно в шейном отделе.

Нагрузку на позвоночник можно сравнить с пирамидой: шейный отдел несёт вес головы, грудной, плеч, поясничный отдел, грудной клетки. А теперь перевернём пирамиду, и встанем на голову (ширшасана), получается, что на самый хрупкий отдел позвоночника, шейный, теперь давят поясничный и грудной отдел, плюс массивный таз и ноги. Опытные практики избегают эту опасность, разгружая шейный отдел при помощи рук. Начинающим, надо осторожно использовать эту асану, так как тело с недостаточно тренированными мышцами, в таком положении начинает раскачиваться и может привести к смещению позвонков. Перевёрнутые асаны можно практиковать людям, имеющим определённый опыт и подготовленный позвоночник.

 

Теперь рассмотрим безопасные направления движения позвоночника, это наклоны и вытяжки, которые используются в таких асанах, как " Уттанасана", " Пашчимоттанасана" и т.д. Эти асаны полностью симметричны, мышцы в них напрягаются симметрично, и не возникает перекоса позвонков, а значит опасность смещения отсутствует. Наоборот, при симметричном вытяжении позвоночника, смещённые позвонки, имеют тенденцию становится на место. Несомненно, у всех практикующих йогу, свой путь и проблемы с телом могут возникнуть и по другим причинам. Но, если вдуматься, почему в древности йоги занимались физическим телом, да потому, что любая болезнь может стать препятствием для нормального состояния ума, для достижения " читтавритта ниродхи". Если посмотреть на асаны, описанные в древних трактатах, то все они симметричны и с ровным позвоночником. Становится очевидным, что те, кто оставил для нас эти трактаты, хорошо понимали структуру и функцию позвоночника и влияние состояния позвоночника на тело и сознания. Исходя из этого практикующий должен помнить золотое правило подхода к позвоночнику, при выполнении асан - плечи и таз должны находится в одной или параллельных плоскостях.

 

4. Асаны, вопросы по таблице.

5. Уттхита Паршвоконасана и ее варианты.

1. Встаньте в Тадасану.

2. На вдохе прыжком расставьте ноги на расстояние 120-130 см. Вытяните руки в стороны.

3. Поверните правую стопу наружу на 90°, а левую немного внутрь. Напрягите колени и бедра.

4. Сгибайте правую ногу в колене до тех пор, пока бедро и икра не составят прямой угол. Правое бедро - параллельно полу, а голень - перпендикулярна. Вдохните один или два раза.

5. Выдохните и поверните корпус вправо. Поставьте правую ладонь на пол рядом с правой ступней.

6. Вытяните левую руку над ухом; поверните шею и посмотрите вверх.

7. Это конечное положение. Дышите нормально и оставайтесь в этом положении 20-30 секунд, обращая внимание на следующие моменты:

(1) втягивайте внутрь правую ягодицу, чтобы она оставалась на одной линии с внешней стороной правого колена;
(2) напрягайте четырехглавую мышцу и растягивайте подколенные сухожилия левой ноги;
(3) втягивайте левую подмышку, бицепсы, запястья и локоть. Тело от левой лодыжки до левой кисти натянуто как одно целое, так, чтобы не было качаний;
(4) втяните лопатки; поворачивайте левую сторону туловища вверх и назад так, чтобы грудь была расширена и задняя сторона тела оставалась в одной плоскости.

8. На вдохе поднимите правую ладонь с пола и поднимите туловище, сохраняя прямой угол правой ноги. Сделайте вдох.

9. Вдохните, выпрямите правое колено и перейдите в положение.

10. Повторите эту же позу в левую сторону, следуя всем инструкциям, но заменяя слово «правый» на «левый». Вернитесь в Тадасану.

Особые замечания:

(1) Важно установить правильное расстояние между ногами, иначе у согнутой ноги не будет прямого угла. Если расстояние слишком большое, то получается тупой угол, а если оно слишком маленькое, то угол будет острым. Расстояние следует выбирать соответственно росту человека. Когда поза выполняется в правую сторону, расстояние устанавливается при помощи левой стопы, которая двигается внутрь или отодвигается назад, правая стопа в этом случае неподвижна, и наоборот. Нога, которая уже согнута, для этого не используется.

(2) Левая ладонь остается обращенной к полу, когда вы поворачиваете левый бок вверх.

(3) Начинающие (если у них недостаточная подвижность) могут держать на полу кончики пальцев.

БИЛЕТ № 7

Мудра знания

Одна из наиболее важных конфигураций. Комплекс рекомендуется начинать именно с нее.

Показания: эмоциональное напряжение, тревога, беспокойство, меланхолия или депрессия.

Улучшает работу мозга, активизирует память, способствует концентрации. Выполнение: указательный палец легко соединяется с подушечкой большого пальца. Оставшиеся три пальца выпрямлены, но не напряжены.

Мудра жизни

Мудра жизни

Показания: состояние быстрой утомляемости, отсутствие сил, стресс.

Выполнение этой мудры, способствует укреплению жизненных сил, повышает работоспособность, дает энергию и улучшает самочувствие. Выполнение: подушечки безымянного, мизинца и большого пальцев соединены вместе, а оставшиеся свободно выпрямлены. Выполняется обеими руками одновременно.

Мудра здоровья

Мудра здоровья вид с боку

Мудра здоровья

Показания: используется в профилактических целях и в качестве дополнительного лечебного средства при различных заболеваниях. Выполнение: соединить кончики больших пальцев; соединить кончики мизинцев. Согнуть безымянные пальцы обеих рук и направить их вовнутрь. Указательный палец левой руки расположить между средним и безымянным пальцем правой руки. Выпрямить указательный палец правой руки.

Мудра энергии

Мудра энергии

Показания: для снятия боли, выведения из организма шлаков и токсинов.

Гхеранда сказал: есть 25 Мудр, приносящих йогину сиддхи. Эти Мудры следующие: Маха-мудра, Набхо-мудра, Уддияна-бандха, Джаландхара-бандха, Мула-бандха, Маха-веддха, Кхечари, Випаритакарани, Йонимудра, Ваджроли-мудра, Шактичалани-мудра, Тадаги-мудра, Мандуки, Шамбхави, Панчад харана, 3.3. Ашвини, Пашини, Каки, Матангини, Бхуджангини.

О мудрах Махешвара (Шива) рассказал Дэви. Этим знанием достигают величайшего успеха. 3.5. Это должно держаться в тайне самым тщательным образом и никому не выдаваться. Это дает йогину блаженство и даже самим Марутам (небесным духам) трудно этого достичь.

4. Маха-мудра. Левую пятку прижми к заднему проходу. Вытяни правую ногу и правую ступню. Пальцы этой ноги обхвати руками. Сожми горло и смотри между бровями. Эта мудра называется мудрецами Маха-мудра. Упражняясь в Маха-мудре, можно излечить кашель при туберкулезе, заворот кишок, увеличение селезенки, несварение желудка, лихорадку и всякого рода (иные) болезни.

5. 3. Набхо-мудра. Где бы ни находился йогин и что бы он ни делал, он всегда должен держать язык (повернутым) кверху и задерживать дыхание. Это Набхо-мудра, отгоняющая болезни от йогина.

6. 4. Уддияна-бандха. Подтяни живот — выше и ниже пупка — к спине. Этим великая птица (Прана) влетает в Сушумну и движется теперь только там. Практикующий Уддияна-бандху побеждает смерть. Из всех бандх эта — наилучшая. Ее практикой освобождение достигается легко.

7. 5. Джаландхара-бандха. Сжав горло, положи подбородок на грудь. Это Джаландхарабандха. Этой Бандхой будут перекрыты 16 опор (адхар). Эта бандха вместе с Маха-мудрой уничтожают смерть. Успех в Джаландхара-бандхе дает йогину Сиддхи. Тот, кто делает ее шесть месяцев, несомненно станет Сиддха (достигшим Сиддхи, сверхспособностей).

8. 6. Мула-бандха 3.14. Прижми пятку левой ступни к промежности, сожми анус, затем прижми тщательно пуп к позвоночнику (втягивая живот). Правую пятку положи на половые органы. Эта уничтожающая старость Мудра называется Мула-бандха. Тот, кто желает пересечь океан бытия, должен выполнять ту Мудру тайно и в уединенном месте. Практикой этой Мудры несомненно будет достигнуто совершенство в овладении дыханием. Так упражняйся тщательно, в молчании и без перерыва.

9. 7. Маха-бандха Закрой задний проход левой пяткой, тщательно прижимая ее правой ступней. Осторожно двигай пятку, чтобы возбудить мышцу заднего прохода, и медленно втягивай промежность, в то время как дыхание задерживается Джаландхара-бандхой. Это называется Махабандха. Маха-бандха — величайшая Бандха, изгоняющая старость и смерть. Этой Бандхой достигают исполнения всех желаний.

10. 8. Маха-ведха. Так же, как красота, очарование и юность женщины ничто без мужчины, так же Мула-бандха и Махабандха ничто без Маха-ведхи. Сидя в Маха-бандхе, сделай Уддияна-кумбхаку. Это называется Маха-ведха, приносящая успех. Йогин, ежедневно выполняющий Маха-бандху и Мулабандху вместе с Маха-ведхой — наилучший среди тех, кто знает Йогу. Для него нет ни старости, ни страха смерти. Эта Маха-ведха йогинами должна тщательно сохраняться в тайне.

11. 9. Кхечари-мудра. Разрежь (связку) под языком. Постоянно двигая языком, «дои» его, (смазывая) свежим коровьим маслом и вытягивая железными щипцами. Если постоянно делать это, язык становится длиннее. Когда он достигает места между бровями, наступает Кхечари.. Постепенно двигай язык к середине нёба. Когда язык (завернутый назад), войдет в отверстие ноздрей, выходящих в горло и закроет их, дыхание останавливается. Взгляд направлен на междубровье. Это Кхечари. От этого (с йогином) не произойдет ни обморок, ни жажда, ни усталость, ни болезнь, ни старость, ни смерть, но возникнет сияющее божественное тело (дэва-деха). Это тело не может быть обожжено огнем, высушено ветром, смочено водой, укушено змеей.

12. 10. Тело становится прекрасным. Самадхи несомненно достигается, и язык, коснувшийся отверстия черепа, ощущает вкус нектара. Ежедневно ощущается новое блаженство и различные вкусы нектара. Вначале вкус солоноватый, затем щелочной, затем горький, затем терпкий. Потом возникает вкус масла, сливок, молока, творога, сыворотки, меда, пальмового сока и, наконец, вкус самого нектара.

13. 11. Випаритакарани. У корня пупа пребывает солнце, у корня нёба — луна.. Мудра, с помощью которой солнце переносится вверх, а луна — вниз (и они меняются местами), называется Випаритакарани. Эта Мудра — тайная во всех Тантрах. Положи голову на землю и обхвати ее руками. Подними ступни высоко вверх и оставайся в таком положении неподвижно — это называется Випаритакарани. Постоянной практикой этой мудры болезни и смерть побеждаются. (Практикующий) достигает Сиддхи и не растворяется даже во время Пралаи.

14. 12. Йонимудра Сидя в Сиддхасане, закрой оба уха большими пальцами, глаза — указательными пальцами, ноздри — средними пальцами; верхнюю губу — безымянными пальцами и нижнюю — мизинцами. Сделав несколько раз Каки-мудру, вдыхай Прану, соединяя ее с Апаной. Сосредоточившись на 6 чакрах в их порядке, пусть мудрец пробудит спящую богиню Кундалини повторением мантры ХумХамсах, и, поднимая Шакти вместе с Дживой, поместит их в тысячелепестковый лотос (Сахасрара). Будучи наполненным Шакти, будучи соединенным с великим Шивой, пусть он (йогин) сосредотачивается на многообразных формах блаженства и радости.. Пусть он сосредотачивается на соединении Шивы и Шакти, (находимым везде) в этом мире. Будучи преисполненным блаженства, он (йогин) становится единым с Брахманом. Эта Йонимудра в высшей степени тайная, она с трудом достижима даже богами. Кто достигает в ней совершенства хоть один раз, тот устойчив в Самадхи. Ни грех убийства брахмана, ни вытравливание плода (аборт), ни пьянство, ни осквернение супружеского ложа учителя — ничто не пристанет к тому, кто утвердился в этой Мудре. Эти смертные грехи — как и грехи меньшие — погашаются практикой Йонимудры. Поэтому, если ты желаешь освобождения, ты должен выполнять ее.

15. 13. Ваджроли-мудра. Опираясь ладонями о пол, забрось ступни вверх и держи голову над полом. Эту мудру, пробуждающую Шакти (Кундалини) и удлиняющую жизнь, мудрецы называют Ваджроли. Этот метод — высший во всей Йоге — является причиной освобождения для йогина. Этот благодетельный метод дает йогинам совершенство. Этим способом надежно достигается Бинду-Сиддхи (власть над семенем), а когда и эта Сиддхи достигнута, то есть ли еще что-либо недостижимое в этом мире. Выполняя эту Мудру, йогин достигнет совершенства, даже если он будет погружаться в великое наслаждение.

16. 14. Шактичалани-мудра. Великая богиня Кундалини — сила Атмана (Атма-шакти), дремлет в муладхаре, свернувшись в три с половиной оборота подобно змее. Пока она спит в теле, душа (Джива) подобна животному; мудрость не придет, даже если выполнить десять миллионов йог. Как дверь открывается ключом, так Кундалини, пробужденная с помощью Хатха-йоги, открывает дверь Брахмана (Брахмадвара). Не обнаженным и не в открытом месте, а одев набедренную повязку и сидя в запертой комнате, пусть йогин практикует Шактичалани. Набедренная повязка должна быть шириной в 4 пальца и длиной в локоть; мягкая, тонкая и чисто белого цвета. Привяжи такой кусок ткани к поясу. Намажь тело пеплом и, сев в Сиддхасану, вдохни через обе ноздри Прану и свяжи ее с Апаной. Медленно сжимай Ашвини-мудрой задний проход до тех пор, пока Ваю (воздух) с силой войдет в Сушумну и проявит там свое присутствие. От запирания воздуха деланием задержки на вдохе, змееподобной богине (Кундалини-шакти) становится душно, и она устремляется вверх к Брахма-рандхра.. После Шактичалани выполняй Йонимудру. Без Шактичалани Йонимудра не дает успеха. Так я объяснил тебе, Чанда Капали, Шактичалани-мудру. Держи ее в тайне и выполняй ежедневно. Эта великая Мудра уничтожает старость и смерть. Поэтому она должна выполняться йогинами, которые стремятся к собственному совершенству. Если йогин постоянно выполняет ее, то совершенство в его руках. Он достигает способности принимать любой образ (виграхасиддхи) и его болезни исчезают.

17. 15. Тадаги-мудра Сидя в Пашчимоттанасане, сделай живот полным, как пруд: это великая Тадаги-мудра («печать пруда»), прогоняющая старость и смерть.

18. 16. Мандуки-мудра. Закрой рот и двигай концом языка по нёбу. Постепенно ощущается вкус нектара, (текущего из Сома-чакры). Это известно как Мандуки-мудра. Тот, кто постоянно выполняет Мандуки-мудру, не знает ни морщин, ни старости, но обладает вечной юностью и волосы его не седеют.

19. 17. Шамбхави-мудра. Смотря на место между бровями, созерцай само свое существование. Это Шамбхави-мудра, содержащаяся тайно во всех тантрах. Веды, Шастры и Пураны подобны легко доступным женщинам, в то время как эту Мудру следует оберегать (в тайне), как даму из уважаемой семьи. Тот, кто знает эту мудру, подобен Адинатха («господин мира»), как сам Нарайана. Он — как Брахма-создатель.

20. Истинно сказал Махешвара: кто изучил Шамбхави, тот — [тождественен] Брахману и ничему другому.

21. Дхарана-мудры. Теперь узнай о 5 Дхаранамудрах — а чего только нельзя достичь в этом мире этиим Дхаранами? . Вместе с этим человеческим телом ты сможешь снова и снова посещать небо (Свар-лока). Быстрый, как разум, ты приобретешь способность путешествовать в небе и сможешь отправиться туда, куда пожелаешь. Эти 5 Дхаран — Земля, Вода, Воздух, Огонь и Эфир.

22. 1. Притхиви Дхарана Мудра — концентрация на стихии Земли. Стихия Земли желтого цвета, четырехугольная, связана с Брахмой и ее Биджа (слог) ЛАМ. Созерцай эту стихию (в Муладхаре) и там фиксируй Кумбхакой (задержкой дыхания) Прану и Читту (внимание) на 2 часа. Эта низшая из Дхаран дает устойчивость и господство над стихией Земли. Выполняющий эту Притхиви Дхарана Мудру станет господином над смертью и будет странствовать по земле в качестве Сиддха (совершенного).

23. 2. Амбави Дхарана Мудра — концентрация на стихии Воды. Стихия воды, белая как жасмин или как раковина, в форме луны, связана с нектаром и Вишну, ее Биджа (слог) ВАМ. Сосредотачивайся на стихии Воды (в свадхиштхане) и фиксируй там Прану и Читту 2 часа. Это — сосредоточение на стихии Воды, разрушающее все страдания. Вода не сможет принести вред тому, кто ее творит. Эта Амбави — великая Мудра, и кто знает ее — тот сведущ в Йоге. Даже в глубокой воде он не погибнет. Эту великую Мудру следует тщательно хранить — при разглашении ее сила утрачивается; я действительно говорю правду.

24. 3. Агни Дхарана Мудра — концентрация на стихии Огня Стихия Огня, находящаяся у пупа, треугольная и пламеннокрасная, как божья коровка; она связана с Рудрой и ее Биджа (слог) РАМ. Она дает Сиддхи. Фиксируй Прану и Читту там (в Манипуре) 2 часа. Эта Дхарана прогоняет страшный страх смерти. Даже если садхака (упражняющийся) попадет в огонь, он останется живым и не погибнет.

25. 4. Ваяви Дхарана Мудра — концентрация на стихии Воздуха. Стихия Воздуха дымного цвета, как мазь для глаз; она связана с Ишварой и ее биджа ЯМ. Сосредотачивайся (на ней в Анахате), фиксируя там Прану и Читту 2 часа. Это Ваяви Дхарана Мудра, дающая возможность двигаться по воздуху. Она разрушает болезни и предотвращает смерть; практикующий ее никогда не погибнет от воздуха. Эта Мудра не должна открываться тому, кто лукав и не имеет преданности. Если она дается (таким людям), она теряет силу. О Чанда, истинно верно то, что я говорю тебе!

26. 5. Акаша Дхарана Мудра — концентрация на стихии Эфира.. Стихия Эфира, светящаяся цветом чистой морской волны, связана с Сада-Шивой, ее биджа ХАМ. Фиксируй там (в Вишуддхе) Прану и Читту 2 часа. Это эфирная Дхарана, открывающая дверь к освобождению. Тот, кто знает эту Акаша Дхарана Мудру — настоящий йогин. Для него нет ни старости, ни смерти и он не подлежит растворению в Пралае.

27. 6. Ашвини-мудра. Сократи мышцу заднего прохода, а потом расслабь ее. Повторяй это. Это — Ашвини-мудра, пробуждающая Шакти. Ашвини — великая Мудра, устраняющая болезни заднего прохода, дающая силу, хорошее самочувствие и предохраняющая от преждевременной смерти.

28. 7. Пашини-мудра Заложи обе ступни на шею, крепко держа их вместе, как петлю. Это Пашини-мудра, пробуждающая (Кундалини) Шакти.

29. 8. Пашини — великая Мудра, дающая силу и процветание. Садхаки, желающие достичь Сиддхи, должны тщательно выполнять ее.

30. 9. Каки-мудра Вдохни воздух очень медленно через рот, придав ему форму вороньего клюва. Это Каки (воронья) — мудра, прогоняющая всякого рода болезни. Каки — великая Мудра, во всех Тантрах хранимая в тайне. С помощью этой Мудры Человек становится свободным от всех болезней, как (свободен от них) ворон.

31. 10. Матангини-мудра Стоя в воде по шею, втяни воду через обе ноздри и выпусти через рот. 3.89. Затем втяни воду через рот и выпусти обратно через ноздри. Повторяй это снова и снова. Эта Матангини — великая Мудра, прогоняющая старость и смерть. В безлюдном месте тщательно выполняй эту Мудру и ты станешь сильным как слон. Тогда йогин ощущает удовольствие, где бы он ни находился. Поэтому он должен выполнять эту («слоновью») Мудру с особой тщательностью.

32. 11. Бхуджангини-мудра Вытянув рот вперед, пей воздух через глотку. Это Бхуджангини («змеиная») Мудра, прогоняющая старость и смерть. Этой Мудрой быстро устраняются все болезни живота, какие только существуют, — в особенности несварение желудка. Так, о Чанда Капали, объяснена тебе прекрасная глава «Мудра». Ее любят все Сиддха (достигшие) и она отгоняет старость и смерть. Все это нельзя сообщать тому, кто лукав и лишен преданности; это нужно сохранять в тайне, ибо (это знание) труднодостижимо даже для богов. Это нужно давать искреннему, прямому человеку хорошего происхождения, обладающему душевным покоем и полностью преданному своему духовному учителю. Они (Мудры) дадут (такому человеку) освобождение и счастье в жизни.

33. Эти Мудры прогоняют всякие болезни и разжигают огонь пищеварения (аппетит) у того, кто постоянно их выполняет. К нему не придет ни старость, ни смерть, ни страх перед огнем, водой или воздухом. Кашель, астма, проказа, увеличение селезенки и 20 видов заболеваний слизи, несомненно, устраняются выполнением этих Мудр. Для достижения Сиддхи нет в этом мире ничего более высокого, чем Мудры.

Мула (корневой замок)

Кхечари (языковой замок)

1) Мула (Корень, Источник, Начало).Корневой замок. Свами Шивананда «Йога-терапия» пер.Сидерского.Мула-бандха заставляет прану (энергию) подниматься вверх по всем каналам энергетического тела, затем вниз живота. Практика мула-бандхи собирает энергию всех нижних уровней и поднимает ее вверх, потом прана из головы направляется вниз, распределяясь по телу и накапливаясь в нижней части живота.

Техника замыкает психическую энергию в высшей сфере психического тела и не позволяет ей опускаться в низшие области. Мула бандха стимулирует работу Муладхара чакры ментальным (воображаемым) сокращением, пробуждающим кундалини.

Состоит из трех частей:

Ашвини мудра -Лошадиный анус -сокращение анального сфінктера, имеет 2 клапана, внешний и внутренний.

Ваджроли мудра - „Молния - напряжение и сокращение сфинктера мочевого пузыря, с втягиванием и напряжением низа передней стенки живота.

Муладхара-мудра, Иони-мудра – влагалище у женщин и передняя часть пениса у мужчин. Мула-бандха является прекрасной профилактикой всех заболеваний мочеполовой системы организма.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 1124; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.079 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь