Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Санскрит в названиях асан. Необходимость использования.



Хатха Йога зародилась в Индии, поэтому названия позам йоги изначально даны на санскрите - древнем индийском языке. Часто тем, кто только начинает заниматься йогой, сложно дается запоминание этих непривычных для русского уха названий. Поэтому инструктора в группах начального уровня часто называют асаны на русском языке. Не всегда это бывает точный перевод. Иногда используется вообще не перевод слова, а дается другое понятие. Рано или поздно практикующие сталкиваются с необходимостью запомнить санскритские названия асан. Например, на семинарах индийских или западный учителей йоги звучат названия поз йоги именно на этом древнем языке.

В книге Б.К.С. Айенгара " Йоги Дипика" можно найти описание большого количества асан с названиями на санскрите. Санскритские корни, используемые в каждой позе, были переведены Айенгаром на английский язык. Затем эту книгу перевели на русский. В этой статье представлены санскритские корни согласно книге " Йога Дипика". Возможно, на прямую с санскрита на русский их можно перевести и точнее.

В названии асан, описанных в книге Айенгара, встречаются числительные, названия тела, положение тела или его в пространстве, названия растений и животных, имена героев индийского эпоса. Рассмотрим по отдельности все эти группы.

1. Санскритские числительные:

Эка – один (Эка Пада Ширшасана).
Дви – два (Дви Пада Каундинасана).
Три – три (Уттхита Триконасана).
Чатур – четыре (Чатуранга Дандасана).
Панча – пять (Панча Карма).
Шат – шесть (Шат Карма).
Сапта – семь.
Ашта – восемь (Аштавакрасана).
Нава – девять.
Даша – десять.

2. Названия тела

Пада – стопа (Падахастасана).
Хаста – рука, кисть (Эка Хасата Маюрасана).
Ангуштха – большой палец (Падангуштха Дханурасана).
Ширша – голова (Ширшасана).
Джану – колено (Джану Ширшасана).
Бхуджа – рука, плечо (Бхуджа Пидасана).
Паршва – бок (Паршва Дханурасана).
Мукха – лицо (Гомухасана).
Карна – ухо (Акарна Дханурасана).
Джатхара – желудок (Джатхара Паривартанасана)
Ганда – щека и вся боковая лица (Ганда Бхерундасана)
3. Названия, целого, геометрические фигуры

Сарва – всё (Саламба Сарвангасана).
Анга – (Саламба Сарвангасана).
Ардха – половина (Ардха Матсиендрасана).
Пурна – полная (Пурна Матсиендрасана)
Парипурна – завершенная (Парипурна Навасана).
Кона – угол (Упавиштха Конасана).
Мандала – окружность (Мандаласана)
4. Положение в пространстве

Паривритта – повёрнутый (Правритта Триконасана).
Паривартана – поворачиваться, крутиться (Джатхара Паривартанасана)
Випарита – обратный, перевернутый (Випарита Шалабхасана)
Сама – ровный, прямой (Самаконасана).
Супта – лёжа (Супта Вирасана).
Упавиштха – сидящий (Упавиштха Конасана).
Урдхва – вверх (Урдхва Мукха Шванасана).
Адхо – вниз (Адхо Мукха Шванасана).
Пашчима – запад (Пашчимоттанасана).
Пурва – восток (Пурвоттанасана).

5. Действия с телом

Уттана – интенсивное вытяжение (Уттанасана, Пашчимоттанасана; звук «у» меняется на «о»).
Уттхита – вытянутый (Уттхита Триконасана).
Прасарита – расширенный (Прасарита Падоттанасана).
Баддха – связанный, схваченный (Баддха Конасана).
Пида – давление (Бхуджа Пидасана).
Саламба – с опорой (Саламба Сарвангасана).
Нирламба – без опоры (Нирламба Сарвангасана).
Утката – сильный (Уткатасана).
Стхити – стояние спокойно, неподвижность (Самастхити)
Лола – дрожащий, колеблющийся, раскачивающийся, подобно серьге (Лоласана).
6. Предметы

Данда – посох, палка (Йогадандасана).
Дханур – боевой лук (Дханурасана).
Нава – лодка (Парипурна Навасана).
Хала – плуг (Халасана).
Мала – бусина, гирлянда из бусин, четки (Маласана).
Паша – петля (Пашасана).
Ваджра – молния (Ваджрасана).
Тада – скала (Тадасана)
Парвата – гора (Парватасана – Падмасана с вытянутыми вверх руками).
Чандра – луна (Ардха Чандрасана).
Паригха – перекладина, засов (Паригхасана).
Тола – весы (Толасана).
Чакра – колесо (Чакрасана - кувырок назад в АВЙ)
Сету – мост (Сету Бандха Сарвангасана)
Парианка – кровать, кушетка, софа (Парианкасана – Супта Вирасана с прогибом)

7. Животные

Уштра – верблюд (Уштрасана).
Гаруда – орёл (Гарудасана).
Ватаяна – лошадь (Ватаянасана).
Шалабха – саранча (Шалабхасана).
Макара, накра – крокодил (Макарасана).
Бхуджанга – кобра, змея (Бхуджангасана).
Швана – собака (Адхо Мукха Шванасана, Урдхва Мукха Шванасана).
Го – корова (Гомукхасана).
Бхека, мандука – лягушка (Бхекасана, Ардха Бхекасана).
Симха – лев (Симхасана).
Марджари – кот, кошка (Марджариасана)
Матсиа – рыба (Матсиасана).
Кукута – петух (Кукутасана, Урдхва Кукутасана).
Краунча – цапля (Краунчасана).
Маюра – павлин (Маюрасана).
Пинча – хвост, перо (Пинча Маюрасана).
Вришчика – скорпион (Вричикасана).
Курма – черепаха (Курмасана, Супта Курмасана).
Чакора – сказочная птица питающаяся солнечными лучами (Чакорасана – баланс на руках с ногой за головой).
Титибха – светлячок (Титибхасана).
Бака – журавль (Бакасана)
Кака – ворон (Какасана)
Капота – голубь (Капотасана, Эка Пада Раджа Капотасана)
Хамса – лебедь (Хамсасана, Ардха Хамсасана)
Шашанка – заяц (Шашанкасана)
Капинджала – разновидность куропатки (плечевой выворот в балансе на одной руке и ноге, как в Васиштхасане)

8. Растения

Врикша – дерево (Врикшасана, Адхо Мукха Врикшасана)
Канда – корнеплод, узел (Кандасана)
Падма – лотос (Падмасана, Урдхва Падмасана).
9. Человеческие состояния

Раджа – владыка, король (Натараджасана, Раджа Капотасана, Эка Пада Раджакапотасана)
Гарбха – чрево (Гарбха Пиндасана).
Пинда – эмбрион (Гарбха Пиндасана)
Вира – герой (Вирасана, Супта Вирасана).
Сиддха – совершенный (Сиддхасана).
Сукха – простой, лекгий, приятный (Сукхасана)
Нидра – сон (Йога Нидрасана).
Шава, мрита – труп, мертвец (Шавасана).
Бхайрава – страшный, грозный (Бхайравасана – положение на лежа на спине с ногой за головой)
Бхерунда – страшный, ужасный (Ганда Бхерундасана)
Маха – великий
Буддха – просвятленный (Буддхасана – нога за головой с захватом рук за спиной)

10. Имена героев индийского эпоса

Вирабхадра – имя демона рождённого от гнева Шивы (Врабхадрасана 1, 2, 3).
Аштавакра – мудрец, родившийся скрученным в 8-ми тела (Аштавакрасана).
Каундинья – мурец из рода Васиштхи (Эка Пада Каундиниасана, Дви Пада Каундиниасана).
Васиштха – легендарный мудрец (Васиштхасана).
Вишвамитра – легендарный мудрец родившийся кшатрием и ставший брахманом благодаря аскезе (Вишвамитрасана).
Маричи – имя сына Брахмы (Маричасана 1, 2, 3, 4).
Матсиендра – один из основателей хатха йоги (Ардха Матсиедрасана, Пурна Матсиендрасана).
Бхарадваджа – легендарный мудрец, отец Дроны (Бхараваджасана – скрутка почти из Вирасаны, часто дают в школе Айенгара, второй вариант – скрутка с одной ногой в полу лотосе, другой в полу Вирасане).
Вамадева – одно из имён Шивы, так же имя легендарного мудреца (Вамадевасана).
Хануман – великая обезьяна, сын Ваю (ветра) персонж Рамаяны (Хануманасана).
Тривикрама – одно из имен Вишну (викрама – шаг, поступь; в одном из вопрощений Вишну в теле карлика за три шага обошел всю Землю (Супта Тривикрамасана)
Горакша – имя великого мастера хатха йоги, переводится как пастух (Горокшасана).
Галава – мудрец, ученик Вишвамитры (Галавасана, Эка Пада Галавасана).
Ручика – дед Парашурамы (Ручикасана – наклон с ногой за головой).
Дурваса – легендарный мудрец, аватара Шивы (Дурвасасана).
Кала Бхайрава – одно из имён Шивы (Кала Бхайравасана – баланс с ногой за головой, как в Вишвамитрасане)
Сканда – имя бога войны, сына Шивы (Скандасана – наклон с ногой за головой).
Кашьяпа – легендарный мудрец, сын Маричи прорадитель девов и асуров (богов и демонов) (Кашьяпасана – Вишвамитрасана с полу лотосом и захватом)
Ната – танец, танцор (Натараджасана).
Ананта – одно из имён Вишну, который возлежит на змее Шеша (Анантасана).
Валакхилья – небесные духи размером с палец (Валкхилисана – Эка Пада Раджа Капотасана с захватом за заднюю ногу)

11. Понятия, используемые в названиях Пранаямы

Пурака – вдох (наполнение)
Речака – выдох (опустошение)
Кумбхака – задержка (горшок)
Мудра – печать, знак
Бандха – оковы, замок
Мула – корень
Джала – сеть
Дхара – верхнее напряжение
Уддияна – взлет
Наули – волна
Нади – энергетические каналы
Пингала – правый канал
Ида – левый канал
Сушумна - центральный канал
Шодхана – очищать, чистить
Сурья – солнце
Чандра – луна
Бхедана – проникать, пронизывать
Ситали – прохладный
Ситкари – охлаждающая
Бхрамари – черная пчела
Вилома – против шерсти (ви – против, лома – волос, шерсть)
Анулома – по направлению
Бхастрика – кузнечные меха
Капала – череп
Бхати – сияние, сияющий
Уд – вверх
Джайя – победа
Сутра – нить
Джала – вода
Нети – очищение

 

4. Асаны, вопросы по таблице.

5. Випарита Карани и её упрощенные варианты.

(поза Согнутой свечи) поможет успокоить колебания ума, научит осознанному отдыху и приведет к практике сантоши — удовлетворенности.

Випарита Карани часто переводят как «поза Согнутой свечи». Между тем «випарита» буквально означает «перевернутый», а «карани» — «в действии». А это значит, что все дейст­вия, которые происходят внутри нас в обычном состоянии, когда мы стоим или сидим, в этой асане протекают в обратном направлении.

Перевернутое положение для организма — благо. Во-первых, оно способствует оттоку лимфы, избыток которой вызывает отечность лодыжек, усталость коленей или напряжение в органах малого таза. Во-вторых, в перевернутых позах улучшается кровоснабжение мозга.

Эта поза идеальна для отдыха, снятия стресса и чув­ства усталости после длительного перелета. Соль позы в том, чтобы сделать не больше, а меньше — только так можно добиться положительного эффекта. В этой асане не нужно привычно трудиться в поте лица. Випарита Карани предлагает совершенно иное понимание того, что такое труд — как в йоге, так и в повседневной жизни. Ее достоинства проистекают не только из перевернутого положения, но также от обратного понимания того, в чем заключается действие. Когда вы расслабляетесь в положении лежа и вытягиваете ноги вдоль стены, вы практикуете вид деятельности, смысл которого в восприимчивости.

Принцип организации

К каждой асане можно применить два прин­ципа: организации и контейнера (последний мы рассмотрим ниже). Принцип организации означает идеальное выравнивание и баланс, в результате которого возникает необходимый круговорот энергии в теле. «Организованное» выравнивание создает условия, в которых каждая конкретная поза раскрывает свои преимущества.

Давайте взглянем на то, как работает принцип организации в Випарита Карани. Во-первых, необходимо грамотно обустроить рабочее пространство. Вам понадобится чистое помещение со свободной стеной, два одеяла, две подушечки для глаз, ремень и болстер. Во-вторых, нужно научиться правильно располагаться в позе.

Положите валик на пол в 30 см от стены. Сложите одеяло вдвое и положите на расстоянии метра от стены. Второе одеяло понадобится в качест­ве опоры под голову и шею. Сядьте на валик правым боком к стене. Оплетите ремнем среднюю часть голеней и затяните петлю плотно, но не крепко. Опустите левый локоть на пол и, словно русалка хвостом, сделайте мах ногами, заведя их на стену. Остальная часть тела естественным образом опускается на пол. При этом валик должен располагаться под крестцом и поясницей. Расстояние между стеной и тазом должно быть достаточным, чтобы седалищные кости слегка свисали с края одеяла вниз. Вы не должны ощущать сильного вытяжения задней поверхности бедер. Если в позе что-то не так, по­правьте опору под тазом. Согните ноги в коленях и плотно прижмите подошвы к стене. Оттолкнувшись локтями от пола, поднимите таз вверх. Руками поправьте валик. Отодвинуться или придвинуться к стене — в зависимости от того, какое положение вы хотите принять, — можно, прижав стопы к опоре и скользнув плечами вперед или назад. Скорректировав позу, опуститесь вниз и понаблюдайте за тем, насколько вам стало удобно.

Если таз находится в подвешенном положении, значит, вы придвинулись слишком близко к стене. Отодвиньтесь от опоры на несколько сантиметров назад или продвиньте валик вдоль спины по направлению к лопаткам. При этом седалищные кости немного соскользнут с края одеяла, образовав небольшой прогиб в позвоночнике. Область пахов ощущайте мягкой и глубокой, а ноги —расслабленными. Если чувствуете сильное вытяжение вдоль задней поверхности ног, возможно, тазобедренные суставы находятся слишком близко к стене — отодвиньтесь подальше. Если в позе дискомфортно, возьмите болстер и расположите его вдоль стены. Верхний край болстера, скорее всего, придется на заднюю поверхность коленей, из-за чего ноги слегка согнутся. Это снимет оставшееся напряжение с задней поверхности ног и позволит правильно расположить таз.

Ощутив удобство в позе, разведите руки в стороны и положите на раскрытые ладони подушечки для глаз. Чтобы понять, какое положение окажется для вас оптимальным, необходимо экспериментировать, но любые попытки себя оправдают, ведь вам придется пробыть в позе в течение какого-то времени.

Идеальная опора

Если вы располагаете временем, можно выполнить очень удобную вариацию с использованием дополнительных материалов. Положите рядом с собой кирпич или мешочек с песком, а также несколько одеял. Войдя в позу, согните ноги в коленях, направив стопы на себя. Поместите кирпич или мешочек с песком на подошвы, а затем аккуратно выпрямите ноги. После этого подложите сложенные одеяла под руки, а ладони опустите на живот. Положите подушечку на глаза. И полностью расслабьтесь.

Принцип контейнера

Вы когда-нибудь задумывались о том, что асаны не существуют сами по себе? Когда мы выходим из позы, ее больше нет. Асаны — это временные формы, или контейнеры, в которых мы можем осознанно работать. Например, в практике виньяс (динамических переходов) этот опыт скоротечен. В восстанавливающих позах (а к ним относится и Випарита Карани) мы переворачиваем привычное понимание действия и долго пребываем в «контейнере» позы. Единственная работа, которую нужно выполнить, — отпустить все и настроиться на восприимчивость.

Для выполнения Випарита Карани не потребуется никакой подготовки. Позу можно выполнять в любое время в любом месте. Однако внешняя форма асаны еще не гарантирует, что вы мгновенно расслабитесь и будете пребывать в блаженстве. Находясь в позе, помните о дыхании. Делайте глубокие вдохи на счет «четыре», а на счет «восемь» глубоко выдыхайте. Удлиненные выдохи замедляют сердечный ритм и успокаивают нервную систему. Повторите дыхательное упражнение пять раз.

Затем расслабьтесь и ничего не делайте. Оставайтесь в Випарита Карани от 5 до 20 минут. Позвольте мыслям и образам плыть, словно воздушному змею, гонимому мягким бризом. Заснете — прекрасно. Не заснете — тоже замечательно.

Если вы не привыкли к восстанавливающей практике, долгое пребывание в асане может показаться утомительным. Не переживайте, со временем вам захочется оставаться в позе дольше. Чтобы выйти из асаны, согните ноги в коленях и приблизьте их к груди. Перекатитесь на правый бок и задержитесь в этом положении на несколько циклов дыхания. Затем, отталкиваясь ладонями от пола, медленно поднимитесь (голова отрывается от пола в последнюю очередь). Снимите ремень и сядьте на одеяло спиной к стене. Оставайтесь в этом положении в течение нескольких циклов дыхания, наблюдая за тем, насколько изменилось ваше состояние после выполнения позы. И если самое интересное из всего, что вы обнаружите, это чувство полной удовлетворенности — считайте, что выиграли в лотерее!

На полном довольствии

Один из основных принципов йоги – сантоша, удовлетворенность. Ученики нередко возмущаются: «Как же так?! Если постоянно быть довольным тем, что есть, зачем тогда двигаться дальше? Разве стремление к чему-то новому и большему предосудительно? »

Хорошие вопросы! Однако быть удовлетворенным вовсе не значит перестать к чему-то стремиться. Удовлетворенность предполагает, что вы принимаете свою жизнь как она есть, сосредоточившись на положительных моментах.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 1215; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь