Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии 


РЕЛИГИОЗНО-ПРАВОВЫЕ РЕШЕНИЯ ВОПРОСОВ,




РЕЛИГИОЗНО-ПРАВОВЫЕ РЕШЕНИЯ ВОПРОСОВ,

КАСАЮЩИХСЯ ПОСТА /ФАТВЫ/

 

 

Постоянный комитет по изданию фетв

 

Ответили на фетвы: уважаемые шейхи:

1 – Абдуль Азиз бин Абдулла бин Баз -да помилует его Аллах

2 – Мухаммад бин Салих Аль Усеймин -да помилует его Аллах

Абдулла бин Джибрин

 

 

Подготовил к изданию

Мухаммад Аль Муснад

 

ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО

 

ЗАКОНОПОЛОЖЕНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ НАСТУПЛЕНИЯ И ЗАВЕРШЕНИЯ МЕСЯЦА РАМАДАН, А ТАКЖЕ ВИДЕНИЯ ПОЛУМЕСЯЦА

 

 

Видения полумесяца рамадана и полумесяца шавваля

(10-й месяц лунного календаря - 29 дней).

В. : Каким образом точно определить каждый месяц лунного календаря?

 

О. : Достоверные хадисы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, свидетельствуют, что если надёжный человек увидит в ночь 30-го числа месяца шаабан /8-й месяц лунного календаря/ после захода солнца полумесяц, либо два надёжных человека увидят полумесяц 30-го числа месяца рамадан ночью, то такое видение считается законным и означает наступление первого числа месяца. При этом нет необходимости учитывать срок, в течение которого остаётся луна после захода солнца, будь то двадцать минут, либо более или менее этого. Это объясняется тем, что достоверных хадисах отсутствуют какие бы то ни было доказательства того, что в минутах определялся срок захода луны после захода солнца.

Постоянный комитет

 

Нельзя опираться на математические расчёты

При установлении факта появления полумесяца.

 

В. : В некоторых мусульманских странах люди приступают к посту, не основываясь на видении полумесяца, а руководствуясь календарями. Каково суждение в отношении этого?

 

О. : Пророк, да благословит его Аллах и приветствует повелел мусульманам, чтобы они "постились, увидев полумесяц и разговлялись также, увидев полумесяц. Если же это осталось для них скрытым, то пусть отсчитают тридцать дней месяца шаабан. "/Достоверность хадиса установлена/. Пророк, благословение ему и мир, сказал:"Мы не грамотная нация, не умеем писать, и не считаем месяц так, так и так", а затем прижал к руке большой палец. "Мы считаем месяц так, так и так", обозначив всеми пальцами дни. При этом Пророк подразумевал, что в месяце может быть двадцать девять или тридцать дней." В сборнике "Ас-Сахих" ал-Бухари приводится хадис Абу Хурайры - да будет Аллах доволен им! - о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:"Поститесь, увидев полумесяц, и разговляйтесь, увидев полумесяц. Если же это осталось для вас скрытым, то отсчитайте тридцать дней месяца шаабан. "Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:"Не поститесь, пока не увидите полумесяц или не отсчитаете положенный срок предыдущего месяца. Не разговляйтесь, пока не увидите полумесяц или не отсчитаете положенного срока." По этому вопросу имеется много хадисов, и все они свидетельствуют о необходимости начинать пост или розговенье, увидев полумесяц, либо завершив необходимый срок, если увидеть полумесяц оказалось невозможным. Эти хадисы доказывают также, что в этом деле нельзя опираться на математические расчёты. Выражая общее мнение учёных, шейх Ислама Ибн Таймийа сказал, что в определении факта появления полумесяца нельзя опираться на математические расчёты. Это есть непроложная истина. И Аллаху принадлежит успех.

Абдуль Азиз бин Абдулла бин Баз

 

 

Ведение месяца в одной стране

Не распространяется на другие страны

В.: Время полумесяца в месяцы рамадан и шавваль в разных исламских государствах отличается. Обязаны ли мусульмане поститься, если полумесяц увидят в одном из этих государств?

 

О.: В вопросе о полумесяце у учёных существуют разногласия. Некоторые из них считают, что если факт появления полумесяца рамадана установлен законно в каком-нибудь месте, то абсолютно все мусульмане должны начать пост. Когда же где-то установлен факт появления полумесяца шавваля, то все мусульмане обязаны разговляться.

Подобная точка зрения характерна для школы имама Ахмада... Исходя из этого, если полумесяц будет замечен в Саудовском Королевстве, то мусульмане всего мира обязаны в связи с этим приступить к посту в месяц рамадан и разговляться в месяц шавваль. При этом сторонники подобного утверждения руководствуются общим высказыванием Всевышнего: "Посему, каждый из вас, кто обнаружил, что наступил этот месяц, да постится в течение его." Они также руководствуются общим высказыванием Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: "Если вы увидели его, то поститесь, и если вы увидели его, то разговляйтесь."

Имеется и другая группа учёных, которые считают, что поститься в месяц рамадан и разговляться в месяц шавваль начинать можно тому, кто увидел полумесяц, или согласен с тем, кто увидел его начало, поскольку компетентные люди единодушны в том, что время появления полумесяца различается. Отсюда следует, что если время появления полумесяца в каждой стране разное, то следует руководствоваться фактом появления полумесяца в отдельной или нескольких странах, если это время в них одинаково. В таком случае можно начинать соответствующее действие, а если время появления полумесяца в данной стране отличается от соседней, то следует установить факт появления полумесяца именно в этой стране.

Подобное мнение является выбором шейха ислама Ибн Таймийида смилостивится над ним Аллах! При этом он руководствовался высказыванием Всевышнего: "Посему, в каждый из вас, кто обнаружил, что наступил этот месяц, да постится в течение его", а также высказыванием Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: "Если вы увидели его, то поститесь, и если вы увидели его, то разговляйтесь." Таким образом очевидно, что Ибн Таймийа руководствовался тем же доказательством, что и те, кто считают начало поста обязательным для всех при появлении полумесяца в одном месте, однако выводы Ибн Таймийи из этого аята и данного хадиса другие... Таким образом получается, что начало поста или розговенья зависит от свидетеля или наблюдателя, увидевшего полумесяц. Если же он ничего не увидел, то соответствующее законоположение не начинает действовать. Это означает, что в силу различного времени появления полумесяца начало действия соответствующего законоположения не может быть общим для всех.

Это, несомненно, сильное заключение, подкрепляемое теорией и суждением по аналогии.

Мухаммад бин Салих Аль Усеймин

 

Суждение по поводу поста в месяц рамадан

В течение 28 дней

 

В.: Разрешается ли поститься в месяц рамадан только 28 дней?

 

О.: В многочисленных достоверных хадисах Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, утверждается, что в месяце насчитывается не менее 29 дней и когда достоверно устанавливается на законном основании наступление месяца шавваля после поста мусульман, продолжавшегося 28 дней, то получится, что они розговелись в день месяца рамадан. В таком случае им необходимо возместить недостающий день, поскольку в месяце не может быть 28 дней, а только 29 или 30.

 

Следует ли нам поститься 31 день?

 

В.: Если мы начали пост в Саудовском Королевстве, а затем отправились к себе на родину в Восточную Азию во время рамадана, а, как известно, месяц там запаздывает на один день, то должны ли поститься 31 день?

 

О.: Если вы совершали пост в Саудовской Аравии или других странах, а оставшуюся часть поста провели у себя на родине, то совершите разговение вместе с ними, даже если ваш пост и превысит тридцать дней. Об этом свидетельствует высказывание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: "Пост в тот день, когда вы поститесь, а розговенье в тот день, когда вы поститесь, а розговенье в тот день, когда вы разговляетесь." Однако в том случае, если вы не завершили свой пост в течение 29 дней, то вы должны завершить его, так как в месяце не менее 29 дней.

Абдуль Азиз бин Абдулла бин Баз

 

Когда следует поститься?

 

В.: Я молодой человек в возрасте 28 лет. Отец начал приучать меня к посту, когда мне было примерно 15 лет. Однако я совершал пост и разговлялся нерегулярно , поскольку тогда не осознавал истинное значение поста. Когда же я повзрослел, стал более серьёзным и сознательным, то начал регулярно соблюдать пост в каждый благословенный месяц рамадан, не допуская его нарушения ни в один из дней, хвала Аллаху. Мой вопрос заключается в следующем: должен ли я возместить пропущенные дни поста за прошедшие годы, учитывая, что с 18 лет я пощусь в каждый месяц рамадан?

 

О.: Если человеку исполнилось пятнадцать лет, то он обязан соблюдать религиозные предписания. Этот возраст является признаком совершеннолетия, что облегчает соблюдение поста. Начиная с 15 лет, человеку предписывается возмещать пропущенные им дни поста в месяцы рамадан, в которые он не постился или совершил разговение. Он обязан возместить все пропущенные в прошлом дни, в которые он не постился вместе с совершением искупительных действий за каждый пропущенный день. Человек должен накормить бедняка за каждый пропущенный им день прошлых месяцев рамадан. Если же точное число дней неизвестно, то следует определить это число с запасом, чтобы человек был уверенным, что он возместил причитающийся с него сполна. И Аллаху ведомо всё наилучшим образом.

Абдулла бин Джибрин

 

ПОЛЬЗА ПОСТА И ЕГО ЭТИКЕТ

Социальная польза поста

 

В.: Есть ли у поста какая-нибудь социальная польза?

 

О.: Да. К социальной пользе поста относится чувство людей, ощущающих, что они представляют собой единую нацию, так как принимают пищу и постятся одновременно. Богатый человек осознает милость и благо Аллаха, сочувственно относится к бедному. Пост уменьшает опасность соблазнов и козней Шайтана для человека; в нём проявляется также боязнь человека перед Аллахом, а боязнь Аллаха есть укрепление связей между всеми членами общества.

Мухаммад бин Салих Аль Усеймин

 

Излишество при разговлении

 

В.: Уменьшает ли награду за пост излишество при приготовлении пищи для разговления?

 

О.: Это не уменьшает награды за пост, как и не уменьшает её совершение запретного действия поста завершения поста. Однако это попадает под следующее высказывание Всевышнего: "И ешьте и пейте, но не превышайте меры; истинно, не благоволит Он к превышающим меру." Излишество само по себе порицаемо, а экономия это половина жизни. Если же у людей имеются излишки, то пусть они пожертвуют их. Так будет лучше.

Мухаммад бин Салих Аль Усеймин

 

Сон в дневное время

 

В.: Каково суждение по поводу сна в дневное время? Каково суждение относительно поста того, кто спит в дневные часы? Если человек просыпается для совершения обязательного предписания, а затем опять спит, то каково суждение в этом случае?

 

О.: Данный вопрос охватывает две ситуации. В первом случае человек спит целый день беспробудно, то есть совершает преступление против самого себя и допускает неповиновение Аллаху, Велик Он и Могуч, не совершая молитву своевременно. Если человек является членом общества, то его проступок усугубляется ещё больше, поскольку он не участвует в групповой молитве. Тем самым он совершает грех и снижает полноценность своего поста, уподобляясь тому, кто строит дворец и одновременно разрушает город. Ему необходимо принести покаяние Аллаху, Велик Он и Могуч, обещая и будущем всегда совершать молитву своевременно, как это ему предписано.

Во втором же случае человек просыпается и своевременно совершает обязательную групповую молитву. В этом нет греха, однако человек в таком случае упускает много доброго для себя, так как постящемуся следует проводить время в молении, поминании Аллаха, обращении к Нему своей мольбы и чтении Свящённого Корана, ибо только так в его посте найдут воплощение все акты поклонения. Если человек приучил свою душу совершать разнообразные обряды поклонения во время поста, то это будет легко для него. Если же его душа привыкла к лености, интерности и расслабленности, то человеку будет трудно совершать обряды и акты поклонения во время поста. Мой совет ему - не тратить время поста на сон, а всячески стремиться к поклонению. Хвала Аллаху, Которому легко в наше время снять любые затруднения с постящегося, облегчая ему тем самым совершение поста.

Мухаммад бин Салих Аль Усеймин

 

 

Частое купание

 

В.: Каково суждение относительно неоднократного купания в дневное время месяца рамадан или сидения в течение дня рядом с кондиционером, учитывая, что он выделяет влагу?

 

О.: Такие действия разрешаются, и в них нет ничего плохого. Посланник Аллаха, благословение ему и мир, обливал свою голову водой, чтобы уберечься от жары или жажды, будучи постящимся. Ибн Амру, будучи постящимся, мочил свою одежду водой, чтобы ослабить воздействие жары или жажды. Влажность не влияет на действительность поста, потому что она не является водой, попадающей в желудок.

Мухаммад бин Салих Аль Усеймин

 

Взятие крови у постящегося

 

В.: Каково суждение по поводу взятия крови у того, кто соблюдает пост в месяц рамадан из его правой руки в среднем количестве для проведения анализа?

 

О.: Подобный анализ не вредит посту и прощается, поскольку он вызван необходимостью и в соответствии с пречистым Шариатом не относится ни к одному из известных средств розговенья, нарушающих пост.

Абдуль Азиз бин Абдулла бин Баз

 

Прием таблеток

 

В.: Некоторые женщины во время месяца рамадан умышленно принимают таблетки, предотвращающие наступление менструации, с тем, чтобы избежать впоследствии возместительного поста. Разрешено ли это? И имеются ли здесь какие-либо ограничения, которыми женщины обязаны руководствоваться?

 

О.: В данном вопросе я полагаю, что женщинам не нужно делать этого, чтобы оставаться в предопределенных Аллахом, Велик и Он и Могуч, условиях и испытывать то, что суждено Аллахом дочерям Адама. В месячном цикле женщины воплощается мудрость Всевышнего Аллаха, Который сделал этот цикл уделом женщины, что соответствует её натуре. Если воспретить протекание этого цикла, то вне всякого сомнения, это повлечёт за собой вредную реакцию для всего организма женщины. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Никакого вреда и никакого ущерба." И это не говоря уже о том конкретном вреде, который приносят эти таблетки женской матке, что утверждают учёные-медики. По этому вопросу я считаю целесообразным, чтобы женщины не использовали эти таблетки, и хвала Аллаху за Его предопределение и мудрость. Если у женщины началась менструация, то она должна прекратить пост и воздержаться от совершения молитвы. Когда же она очистится, то возобновит пост и молитву, а если месяц рамадан к тому времени окончится, то женщина возместит позже потерянные дни поста.

Мухаммад бин Салих Аль Усеймин

ПУТЕШЕСТВЕННИК И ПОСТ

Пост во время путешествия

 

В.: Обуславливается ли допустимость розговенья путешественника в поездке в месяц рамадан избранным им средством передвижения, то есть если он идёт пешком или на верховом животном? Либо нет разницы, передвигается ли человек пешком, на верховом животном, машине или самолёте? Обязательно ли путешествие должно сопровождаться усталостью, которая не по силам постящемуся? И что лучше: если человек поститься в путешествии, если он способен на это, либо предпочтительней не соблюдать пост и разговляться?

 

О.: Путешественнику в его путешествии разрешается не соблюдать пост, вне зависимости от того, передвигается ли он пешком или на каком-нибудь транспортном средстве, будь то автомобиль, самолёт либо ещё что-нибудь. Не имеет значения также, является ли путешествие настолько утомительным, что человек не в состоянии соблюдать пост, либо оно совершенно необременительно, страдает ли человек от голода и жажды, либо нет. Главное в том, что Шариат предоставил путешественнику дозволение не соблюдать пост, сокращать пост, сокращать молитву, а также сделал другие послабления на время путешествия. Это и другие дозволения не связаны со средством передвижения, боязнью усталости, голода или жажды. Сподвижники Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, находились вместе с ним в военном походе в месяце рамадан, и некоторые из них постились, а другие пост не соблюдали, но при этом друг друга не порицали. Совершенно очевидно, что путешественнику разрешено розговенье и несоблюдение поста в месяц рамадан, если его трудно переносить из-за сильной жары, пересеченной местности, либо дальнего и долгого пути. Известно, что Анас рассказывал: "Вместе с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мы совершали путешествие, причём некоторые из нас постились, а некоторые пост не соблюдали. Те, кто разговлялись проявляли решительность и хорошо трудились, а постящимся часть работы оказалась не по силам. Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "И разговевшиеся ушли сегодня с наградой." Разговление от поста в путешествии необходимо в силу вероятности какой-либо непредвиденной ситуации, которая потребует этого. В хадисе Абу Саида ал-Худари - да будет доволен им! - говорится: "Вместе с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мы отправились в поездку в Мекку, будучи постящимися. Когда мы остановились в одном доме, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Вы приблизились к вашему врагу, и розговенье сделает вас сильнее." Это было дозволением, после чего некоторые продолжали поститься, а другие разговелись. Затем мы остановились в другом доме, и он сказал: "Утром вы встретитесь с вашим врагом, и розговенье сделает вас сильнее, и посему разговляйтесь!" Это было сказано решительно, и мы разговелись. Затем мы начали поститься вместе с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во время путешествия." /Об этом рассказал Муслим/. В хадисе Джабира Ибн Абдаллы - да будет Аллах доволен им! - сказано, что находясь в путешествии, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, увидел человека, вокруг которого собрались люди. Пророк поместил его в тень и спросил: "Что с ним?" Люди ответили: "Он - постящийся." Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Не есть благочестие то, что вы поститесь в путешествии." /Об этом рассказал Муслис/.

Постоянный комитет

Пост водителей автомобилей

 

В.: Распространяется ли законоположение о путешественнике на водителей автомашин и автобусов, поскольку их трудовая деятельность продолжается непрерывно в дневное время месяца рамадан вне пределов городов?

 

О.: Да, законоположение о путешествии распространяется на них. Водители автомашин и автобусов в праве сокращать молитву, объединять молитвы и разговляться в дни поста. Если кто-то спросит, а когда же им поститься, если их работа не прерывается, то мы ответим, что им следует поститься в дни зимы, когда дни коротки и прохладны. Что же касается водителей, не покидающих пределы городов, то законоположение о путешественнике на них не распространяется, и они должны соблюдать пост.

Мухаммад бин Салих Аль Усеймин

 

Разговляются ли муджахиды?

 

В.: Разрешено ли не соблюдать пост тем, кто сражаются против врага с его последующим возмещением?

 

О.: Если бойцы против неверных находятся в поездке, когда сокращается молитва, то им разрешено не соблюдать пост с последующим возмещением после окончания месяца рамадан. Если же они не находятся в поездке или походе, а неверные совершили на них нападение в их местности, то те, кто в состоянии совместить пост с джихадом, обязаны соблюдать пост. Тем же, кто не в состоянии совместить пост и бдение с налагаемыми джихадом обязанностями, разрешено не соблюдать пост и разговляться с последующим возместительным постом после окончания месяца рамадан.

Постоянный комитет

 

 

ВОЗМЩЕНИЕ ПОСТА

Не успев возместить его

 

В.: Человек умер в день праздника розговенья, а в первый или второй день месяца рамадан его сразила болезнь, в результате чего он не соблюдал пост целый месяц. Должны ли его наследники совершить за него пост после его кончины, либо накормить нуждающихся или же умершему и его наследникам ничего такого не предписано?

 

О.: Если этот больной не соблюдал пост по причине своей неспособности поститься и оказался не в состоянии совершить возместительный пост из-за собственной смерти в день праздника розговенья, то он не обязан был поститься из-за невозможности сделать это по болезни, а его возмещение стало невозможным по причине его смерти в день праздника розговенья. Его наследники не должны поститься или кормить нуждающихся за него.

Постоянный комитет

Молитва покорности

 

В.: Каково суждение относительно чтения молитвы покорности во время совершения витра /ночная молитва с нечётным числом ракатов/ в ночи месяца рамадан и можно ли обойтись без неё?

 

О.: Молитва покорности во время совершения витра желательна и одобряема, однако, если опускать её иногда, то в этом нет беды.

Абдуль Азиз бин Абдулла бин Баз

Затягивание ночной молитвы

 

В.: Во время руководства ночной молитвой мусульман имам мечети в течение каждого раката прочитывал целую страницу Корана, то есть около пятнадцати аятов. При этом некоторые говорили, что он затягивает чтение, а другие говорили обратное.

Каково суждение шариата по поводу ночной молитвы и есть ли предел времени, определённый Пророком, да благословит его Аллах и приветствует?

 

О.: Из сборника "Ас-Сахих" известно, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал ночью молитву из одиннадцати ракатов, как в рамадан, так и в другие месяцы, однако он удлинял чтение и арканы молитвы, читая проникновенно и чётко более пяти частей за один ракат.

Установлено, что Посланник вставал ночью чуть раньше или чуть позже полуночи, а затем молился почти до рассвета, совершая тринадцать ракатов в течение пяти часов. А такой темп требовал удлинения в чтении и арканах молитвы.

Достоверно известно, что когда Омар собирал сподвижников Пророка для совершения ночной молитвы, то они молились двадцать ракатов и за один ракат читали около 30 аятов из суры "Аль-Бакара", то есть примерно четыре или пять страниц. С сурой "Аль-Бакара" они молились восемь ракатов, а в том случае если эта сура читалась за двенадцать ракатов, то темп чтения уменьшался. Таков желательный порядок совершения ночной молитвы. По мнению некоторых имамов, если темп чтения замедляется, то увеличивается число ракатов до 41. Желательно не сокращать ночную молитву до менее чем одиннадцати или тринадцати ракатов, но при этом следует удлинять чтение и арканы молитвы. Конкретные число ракатов в ночной молитве не установлено, но при её совершении обязательны неторопливость и паузы в пределах не менее часа или около того. Если же кто-то считает, что это затягивание, то тем самым нарушает унаследованное правило и к такому мнению не нужно прислушиваться.

Абдулла бин Джибрин

ФАТВЫ ПО РАЗЛИЧНЫМ ВОПРОСАМ

Намерение в посте

В.: Что подразумевается следующим хадисом: "Нет поста у того, кто не дал приют намерению."? Как понимать выражение "дать приют намерению"?

 

О.: Намерение представляет собой решимость сердца совершить пост, что должно быть присущим и необходимым для каждого мусульманина, который знает, что Аллах сделал пост в месяц рамадан обязательным предписанием. Таким образом, "дать приют" или вселить намерение означает знание мусульманином обязательности этого предписания и его приверженность этому. Тем самым сердце человека как бы само подсказывает ему, что завтра он будет поститься, если у него нет уважительной причины не делает этого. С таким же намерением человек принимает пищу в последний раз перед рассветом. Человеку нет нужды произносить вслух своё намерение совершить пост, либо какой-нибудь другой акт поклонения. Место намерения - это сердце или душа человека, и это намерение должно сопутствовать человеку в течение всего дня, выражающееся в том, что он не собирается совершить незаконное розговенье и сделать свой пост недействительным.

Абдулла бин Джибрин

 

ДОБРОВОЛЬНЫЙ ПОСТ

Пятничная молитва?

 

В.: Если один из праздников выпал на пятницу, то совершается ли в таком случае групповая пятничная молитва с её проповедью в этот день или нет?

 

О.: Если день праздника выпадает на пятницу, то законным для мусульман является совершение праздничной и пятничной молитв в мечетях, в которых проводятся пятничные молитвы. Тому, кто присутствовал на праздничной молитве, разрешается не присутствовать на пятничной молитве и ограничиться совершением полуденной молитвы, что вытекает из следующих хадисов:

В хадисе Зайда Ибн Аркама - да будет доволен им Аллах! - сказано: "Совершив праздничную молитву, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разрешил пятничную молитву, а затем сказал: "Тот, кто хочет молиться, пусть молиться." Этот хадис приводят пять авторов, за исключением ат-Тирмизи, и он подтверждён Ибн Хузаймой.. В хадисе Абу Хурайры - да будет Аллах доволен им! - о Посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приводится его следующее высказывание: "На этот ваш день пришлись два праздника. Кто пожелает, может не совершать пятничной молитвы или же совершит их обе." Этот хадис приводят Абу Дауд и Ибн Маджа. В хадисе ан-Наомана Ибн Башира, да будет Аллах доволен им! - говорится: "Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прославляя имя Господа твоего Всевышнего и спрашивал: "Известна ли тебе история о дне воскресения из мертвых?" Когда же праздник выпадал на пятницу, он говорил то же самое во время совершения обеих молитв." Этот хадис приведён Муслимом.

В приведённых хадисах содержится свидетельство о том, что мусульмане совершают праздничную и пятничную молитву в том случае, если праздник выпадает на пятницу. В первом и втором хадисах содержится довод о допустимости неприсутствия на пятничной молитве того, кто присутствовал на праздничной молитве, если два этих события происходят в один день. Если человек не присутствовал на пятничной молитве, то он обязан совершить полуденную молитву, поскольку бесспорным является постулат о необходимости совершения пяти обязательных, и если кто-то по причине болезни, путешествия или присутствия на праздничной молитве, если праздник выпадает на пятницу, не совершил пятничную молитву, то он обязан возместить её полудённой молитвой, в чём единодушны учёные-богословы.

Я испрашиваю у Аллаха ниспослать нам, вам и всем нашим братьям успеха в глубоком усвоении религии и твёрдом её соблюдении. Пусть Аллах сделает нас и вас её убеждёнными сторонниками и проповедниками. Истинно, Он Щедрый и Великодушный.

Абдуль Азиз бин Абдулла бин Баз

 

РЕЛИГИОЗНО-ПРАВОВЫЕ РЕШЕНИЯ ВОПРОСОВ,

КАСАЮЩИХСЯ ПОСТА /ФАТВЫ/

 

 

Постоянный комитет по изданию фетв

 

Ответили на фетвы: уважаемые шейхи:

1 – Абдуль Азиз бин Абдулла бин Баз -да помилует его Аллах

2 – Мухаммад бин Салих Аль Усеймин -да помилует его Аллах

Абдулла бин Джибрин

 

 

Подготовил к изданию

Мухаммад Аль Муснад

 





Рекомендуемые страницы:


Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2019 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.03 с.) Главная | Обратная связь