Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Королевский павильон в Брайтоне



1815-1822 гг., арх. Джон Нэш. Построенный для отдыха на берегу моря в популярном курортном городе на юге Англии, павильон не претендует на серьезность. Архитектурные формы павильона напоминали его критически настроеннымсовременникам то тыкву и перечницу, то Кремль, о котором они имели слабоепредставление. Никаких конкретных стилей Нэш не воспроизводит. Здесь встречаются арки и купола, напоминающие мавританские или индийские мусульманские формы, башенки, похожи на минареты, а окна в нижнем этаже – типичные «французские окна», открывающиеся в сад на уровне земли. Это павильон-сказка, дворец-фантазия, легкая и жизнерадостная, призванная доставлять удовольствие.

Основным проявлением романтических идей в Англии было так называемое «готическое возрождение» – движение, начавшееся еще в конце XVIII в. и оформившееся в начале XIX в. в целую национальную программу «Gothic Revival», в соответствии с которой было построено множество зданий как церковных, так и светских. В них воспроизводились формы готической архитектуры Англии, которая была объявлена настоящим «национальным стилем». Внутренняя декоративная отделка этих зданий выполнена в том же «готическом» стиле. Возврат к готике рассматривался как подтверждение чистоты христианского учения. Неоготическая архитектура воссоздает основную готическую идею горения плоти в порыве высвобождения духа, идею устремленности ввысь. Английский архитектор Огастес Пьюджин считал Средние века духовным и эстетическим идеалом - в отличие от бездуховной современности. Он последовательно утверждал в своих работах неоготический стиль, и написал книгу, где на примерах показывал, насколько готика прекраснее, чем " языческий" и однообразный классицизм, и уж тем более насколько она превосходит ужасную индустриальную архитектуру, которая делает осью английского пейзажа не шпиль средневековой церкви, а фабричную трубу.

В отличие от настоящей готики, где все выполнялось вручную, и именно этот момент рукотворчества был особенно важен, хотя из-за этого строительство затягивалось на века, детали неоготических построек отливались из бетона или цемента, а применение современных технических средств резко сокращало сроки строительства.

Представителями неоготики были Чарльз Бэрри, Огастес Уэлби Нортмор Пьюджин, Джордж Гилберт Скотт, Уильям Баттерфилд, Джордж Эдмунд Стрит.

Парламент в Лондоне

1836-1865 гг., арх. Чарлз Бэрри, О.Пьюджин; закончено при участии Э.Бэрри. Заказ Ч.Бэрри получил в 1836 г., выиграв конкурс, по условиям которого здание требовалось построить в «готическом, или елизаветинском стиле». Соответственно, необходимо было подчеркнуть преемственность парламентской системы в Великобритании. Фасад здания, обращенный к берегу реки, – симметричен. Его композиция отличается законченностью, завершенностью своей композиционной организации, уравновешенностью объемов здания. Упорядоченность ритма здания задается единообразием ряда пилястр-контрфорсов. Готические детали в основном касаются деталей завершия стен.

 

На протяжении всего XIX века идет борьба между стремительно развивающейся промышленностью и художниками. Очень мало кто из них приветствовал индустриализацию Британии. Новые дома строились тысячами, но города часто не имели возможности расти вширь из-за системы землевладения, поэтому дома теснились друг к другу, там царила грязь и антисанитария. Поэтому неудивительно, что многие художники, архитекторы осуждали индустриализацию и воспевали " добрую старую Англию", такую, какой она была раньше.

В 1870-е гг. возникает движение " эстетизма". В архитектуре ему свойственно движение к простоте и удобству. Архитекторы этого направления любили красный кирпич и черепицу, темный дуб, достаточно простые интерьеры.

 

Готические формы стали очень популярными и в других странах со своей средневековой традицией.

Здание парламента в Будапеште

1884-1902 гг. Арх. Имре Штейндль. Величественное здание Парламентадолжно было олицетворять возвышенные надежды и чаяния, связанные с обретением Венгрией независимости, а также демонстрировать богатство молодогогосударства. Здание Парламента имеет прямоугольную форму со сторонами 268и 118 м. В нем десять внутренних дворов, 691 помещение и 29 лестниц. Его центральная часть увенчана мощным куполом, высота которого 96 м. Среди обилиянеоготических башен и башенок с острыми шпилями спокойный, величественный купол звучит мощным аккордом, завершающим всю симфонию.

Вотивкирхе в Вене

1879 г. Высота церкви составляет 99 метров, и тем самым она занимает среди венских церквей второе место по высоте.

Замок Нойшванштайн

1869–1886 гг., арх. Кристиан Янк.Выстроенв баварских Альпах недалеко от города Фюссена. В нем воплотились романтические идеи короля Людвига II (прозванного – Безумным) об идеальном немецком средневековье, воспринятые им через призму театра. Это замок-сказка, замок-фантазия на тему национального немецкого прошлого, совмещающая в себе черты средневековья и великолепных дворцов эпохи Людовика XIV. Архитектурные формы романских замков, во множестве представленные в этой громадной постройке, спокойно уживаются в одном здании с самыми совершенными по тем временам инженерными коммуникациями.

 

Архитектура США XIX в. характеризуется тем, что страна, не имеющая глубоких исторических корней, стремилась создать видимость древней истории за счёт обращения к стилям разных эпох.

В начале XIX в., в США господствовала эстетика классицизма. Особую популярность получил так называемый греческий стиль, в котором были выполнены многие правительственные и общественные здания. Подъем национального самосознания, национальной гордости отражался в величестве зданий греческого стиля.

Наиболее ярко идеи и черты греческого стиля были воплощены при постройке столицы США – Вашингтона. К числу самых значительных зданий этого типа относятся здание Капитолия в Вашингтоне (арх. Т. Уальтер) и Государственное казначейство (арх. Р. Миллз). Также в этом стиле были построены банки и церкви в таких городах, как Филадельфия, Вашингтон, Балтимор.

С 1840 г. крайне популярным становится неоготический стиль, основным представителем которого был Эндрю Джексон Даунинг, который отрицал классический стиль и призывал к возрождению готики и средневековых деталей. Неоготический стиль активно использовался при построении университетов, усадеб и церквей.

 

Обращение к тем или иным архитектурным формам из прошлых эпох не всегда было связано с общенациональными программами.

Церковь Сакре-Кёр в Париже

1874–1919 гг., арх. Поль Абади. Возведена на высоком холме Монмартр. В свое время он руководил реставрационными работами в своеобразном романском соборе Сен-Фрон в Перигё. Этот собор отличался от типичных романских соборов близостью своих форм архитектуре Византии, воспринятой через собор Сан-Марко в Венеции. При строительстве собора Сакре-Кёр Абади использовал многое из того, что он исследовал в Сен-Фрон. Новый храм строили из красивого камня, давшего ему столь неповторимый молочно-розовый оттенок. Высота основного купола 83 м, высота колокольни около 100 м. Один из колоколов базилики – «Савояр» – самый большой колокол Парижа, он весит 19 т с языком в 850 кг, отлит в Анси в 1891 г. Большой главный купол и маленькие купола по сторонам напоминают не ренессансные прообразы (хотя здесь тоже все купола имеют фонарики), а нечто из восточной архитектуры. Главный купол имеет каменную облицовку в виде чешуек, на облицовке боковых куполов – менее изощренный рисунок. Отдельные формы собора напоминают о романике, другие (как, например, карнизы) – о классике, окна-розы – о готике, а две конные статуи при входе – о Древнем Риме или Возрождении. Верхом безвкусицы считали этот собор некоторые современники. Слишком много разностильных элементов здесь перемешано. Однако собор прекрасно вписался в окружающий ландшафт, став великолепным завершением холма. Он парит над Парижем, сделавшись одним из его главных символов, вполне в соответствии с его первоначальным замыслом – сталь символом национального французского возрождения после страшного поражения от немцев в тяжелой войне 1870–1871 гг.

Марсельский собор

1845-1893, арх.Леон Водуайе. Соединение элементов византийских (купола), флорентийских романских (геометрическое оформление экстерьера, полосы камня разного цвета), египетских архитектурных построек, восточно-французского романского стиля (романская полуциркульная арка как лейтмотив, башни западного фасада, вырастающие из основного объема здания). Сочетание средиземноморских и североевропейских деталей, выполненных из местных материалов, символизирует роль Марселя как портового города и связь с различными культурами.

Опера Гарнье

1861-1875 гг, арх. Шарль Гарнье. Здание расположено на одном из главных перекрестков центра города и решено пространственно активно. Гарнье не вносил существенных изменений в традиционную планировку театрального здания, во многом идущую от классических традиций. Но была расширена программа здания и внесены изменения в наружный облик.

Многочисленные выступы, ризалиты, проемы и портики, купола различной конфигурации, скульптурные группы в простенках и на кровле делают силуэт здания весьма сложным. Кроме того, использованы полихромные материалы. Пышность и красочность, свойственная экстерьеру, проявлена и в интерьере. Здание рассчитано на 2 тысячи мест и служило также местом официальных и светских встреч. Этому назначению была подчинена вся система интерьеров здания: обширные фойе и клуатры, ложи, широкая парадная лестница, большое количество люстр, позолота, большая площадка перед театром, предназначенная для приема публики и дефилирования официальных кортежей - атмосфера парадной зрелищности. Опера и задумывалась архитектором как модель общества Парижа.

Подходы к зданию распределены на 4 категории: для посетителей на экипажах, тех, кто приходит пешком, посетителей с билетами и посетителей без билетов. Для каждой категории – отдельные входы и вестибюли. Для императора – также отдельный вход в ротонде на боковом фасаде. Опера как ярмарка тщеславия: посетители смотрели не только представление, но и друг на друга и демонстрировали себя.

Избыточность декора сочетается с вполне рациональным и удобным решением функциональной стороны театрального здания. Здание Оперы отличается ясностью композиции. Наружный облик вытекает из планировки здания: четко различаются различные части сооружения. Обширны помещения для публики, обширна и сцена (одна из самых больших в мире) сподсобными помещениями, оснащенная всем необходимым оборудованием для работы с декорациями.

 

В архитектуре Германии актуализировались традиции римской архитектуры, традиции классицизма XVII в.

Рейхстаг

1884-1894 гг., арх. Пауль Валлот. Здание обладает вполне современным планом, применены металлические и иные новые конструкции, но архитектурно-декоративные формы основаны исключительно на копировании и смешении мотивов старых, «исторических» стилей.

 

Российская Империя

Со сложением в России новой государственной доктрины, определяющей национальную идею, появилось целое направление в официальной архитектуре, называемое «русский стиль». К славянофильскому пониманию «народности» в 50-е годы добавилось еще и обращение к византийскому прошлому, связанному с реабилитацией византийской архитектуры и работой Императорской археологической комиссии по изучению, обмерам и зарисовкам памятников древнерусского искусства. Именно к археологической точности деталей и форм стремились архитекторы историзма. Их не очень занимал образный строй исторических прототипов. В «псевдорусском стиле» (также «русский стиль», «неорусский стиль»), на новом технологическом уровне происходило частичное заимствование архитектурных форм древнерусского и византийского зодчества. Наступает период увлечения мелкой кирпичной орнаментикой, декоративными формами XVI века — крыльцами, шатрами, кокошниками и т. д.

Храм Христа Спасителя в Москве

1837–1883 гг. Арх. К.Тон. Храм строился невдалеке от Кремля как памятник героической победе русского народа над Наполеоном, которая теперь уже понималась как победа православия. Для выражения большой общей идеи были выбраны формы, напоминавшие византийскую архитектуру. Основание храма представляет собой квадрат, имеющий с каждой стороны выступ и образующий равноконечный крест. Фасады одинаковы со всех сторон. Здание имеет традиционную пятикупольную систему с главенствующим центральным куполом, барабан купола лежит на восьмигранном основании и украшен аркатурным пояском, имеющим световые проемы. Подкупольное пространство освещается 16 окнами в главном куполе и 36 под хорами. Внутри четыре колоссальных столпа поддерживают здание.

Фасады храма украшены двойным рядом мраморных горельефов, 12 входных дверей выполнены из бронзы и украшающие их изображения святых отлиты по моделям известного скульптора графа Толстого. Внутренняя облицовка выполнена из двух сортов русских камней – лабрадора и порфира и пяти сортов разноцветных итальянских мраморов. Интерьеры расписывали более 30 лучших художников России – Верещагин, Суриков, Крамской.

Большой Кремлёвский дворец

1838-1849 гг. Арх. К.Тон. В наружной отделке дворца использованы мотивы Теремного дворца: окна выполнены в традиции русского зодчества и украшены резными наличниками с двойными арками и гирькой посередине.

 

В начале 1870-х годов в России народнические идеи пробудили в художественных кругах повышенный интерес к народной культуре, крестьянскому зодчеству и русской архитектуре XVI—XVII вв. Одним из направлений стало подражание в декоре фасадов и интерьеров современных зданий убранству крестьянских изб. Поборники такой «народной» архитектуры применяли стилизацию орнаментов народного прикладного искусства, вышивок


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь