Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
НЕОЭКСПРЕССИОНИЗМ 1950-2000 гг.
В середине 60-х гг. утрачивается ощущение новизны архитектуры функционализма. Угасание интереса к «интернациональному стилю» произошло столь же стремительно, как и его успех. В 1950–1970-х гг. вновь проявляется интерес к экспрессионизму у архитекторов как старшего (Ле Корбюзье, Г. Шарун), так и среднего (Э. Сааринен, О. Нимейер, И. Утцон) поколений. С 1950-х гг. направление получает наименование неоэкспрессионизма. Расширяются границы поисков выразительных форм и объемно-пространственной композиции зданий. Архитектура по своим символическим и пластическим композициям стала приближаться к скульптуре.
Неоэкспрессионизм – направление в архитектуре противоположное неофункционализму. Архитекторы считали важным достигнуть художественной выразительности архитектурного образа сооружения и рассчитывали на эмоциональное восприятие.
Характерные черты и принципы неоэкспрессионизма 1) выразительность художественного образа сооружения, экспрессия 2) опирается на достижения науки и техники 3) использование большепролетных конструкций 4) скульптурный подход, мягкие, пластичные формы
Капелла в г. Роншане (Нотр-Дам-дю-О) 1950-1955 гг. Арх. Ле Корбюзье. Ее композиция навеяна образами первых молитвенных домов (шатров) ранних христиан. Железобетонная прихотливо изогнутая плита покрытия перекликается с образом шатрового навеса, а нерегулярная форма наружных стен с кажущимися случайными по форме и расположению световыми проемами способствует созданию иррационального внешнего облика и внутреннего пространства, отвечающих мистической программе храма. Комплекс в Чандигархе 1955 г. Арх. Ле Корбюзье Оперный театр в Сиднее 1956–1976 гг. Арх. Й.Утцон, Здание театра на высокой платформе со вспарушенными железобетонными оболочками напоминаетпарусник. Участок под строительство отведён на верхней площадке высокого мыса, выступающего в морскую бухту. Утцон вписал помещения в прямоугольную в плане форму; концертные залы вынесены в верхнюю часть здания, а на первом уровне размещаются входы и вестибюли. Проект поражает контрастом между простотой плана и необычностью облика. Перекрытие осуществляется системой высоких сводов-оболочек, поднимающихся на высоту до 60 м. Эти оболочки не соответствуют габаритам и форме залов, никакого отношения не имеют к акустике. Главная их задача – передача образа надутых ветром парусов. Аэропорт в Далласе 1958-1962 гг. Арх. Ээро Сааринен. В плане это компактное прямоугольное здание. Прозрачный стеклянный объем параллелепипеда перекрыт мощной плавно изогнутой железобетонной плитой-кровлей, напоминающей гигантский тент и вызывающей ассоциации с полетами и взмывающими ввысь самолетами. Автор придал своему сооружению легкость и динамичность. Аэропорт Кеннеди в Нью-Йорке 1956-1962 гг. Арх. Ээро Сааринен. Своими скульптурными формами оно напоминает огромную птицу с расправленными для полета крыльями. Здание перекрыто четырьмя тонкими железобетонными сводами-оболочками, консольно вырастающими из двух раздвоенных опор. В здании нет прямых углов, что позволило создать необычные интерьеры. Форма сооружения была продиктована символическим художественным образом, а не требованиями функции и технологии строительного производства. Хоккейный стадион Йельского университета 1958 г. Арх. Ээро Сааринен. Здание имеет овальный план. Силуэт спортивного сооружения определяется энергично изогнутой железобетонной балкой, к которой подвешено вантовое покрытие. Автор вывел концы кривой балки в виде консолей в торцах сооружения, что создало впечатление как бы парящей в воздухе конструкции. Сааринену удалось сделать ее предельно выразительной. Динамика формы перекликается с динамикой спортивных состязаний. Музей современного искусства в Каракасе (проект) 1945 г. Арх. Оскар Нимейер. Он представляет собой необычную, поставленную на острие вершины пирамиду, которая контрастирует со своим естественным основанием — холмом. В этом проявились яркие черты неоэкспрессионизма. Рациональный план позволил удачно решить все функциональные задачи. На плоской крыше спроектирована выставка скульптур. Здание Национального конгресса в Бразилиа 1958-1960 гг. Арх. Оскар Нимейер. Основу здания составляет растянутый по горизонтали двухэтажный блок прямоугольного в плане очертания. В объём блока включаются зал Сената и зал Палаты представителей. Эти залы выступают над основным блоком и перекрыты куполом (зал Сената) и перевёрнутым куполом-чашей (зал Палаты представителей). К основному блоку в центре примыкает здание Конгресса – 27-этажный небоскрёб, состоящий из 2 параллельных корпусов, в середине соединённых переходом. Музей современного искусства в Нитерое 1991-1996 гг. Арх. Оскар Нимейер. Сам Нимейер так описал своё произведение: «Когда-то давно пролетавшая над городом летающая тарелка восхитилась красотами этих мест и решила остаться здесь навсегда и, приземлившись на этом месте, положила начало музею современного искусства». Шестнадцатиметровое бетонное гладкое цилиндрическое сооружение на тонкой ножке со стеклянным поясом одновременно похоже и на НЛО, и на экзотическое растение, выросшее на краю обрыва. Из панорамного окна музея, расположенного на самом берегу залива Гуанабара, открывается прекрасный вид через залив на Рио-де-Жанейро. Диаметр трёхэтажной «тарелки» составляет 50 м, в то время как диаметр колонны, на которой она установлена — всего лишь 9 м. Колонна стоит посередине небольшого водоёма, что дополнительно придаёт зданию визуальную лёгкость. Для того, чтобы войти в музей, нужно пройти по длинному спиралеобразному пандусу. Преодолев подъём, посетитель сразу попадает в помещение картинной галереи, имеющей форму круга с большим панорамным окном. Административно-общественный комплекс в Куритиба 1976 г. Арх. Оскар Нимейер. Здесь была применена уникальная конструкция, имеющая расстояние между опорами 30 и 60 м. В 2001 г. было принято решение реконструировать здание и превратить его вмузей. Новый проект О. Нимейера дополнил здание необычной пристройкой на одной опоре, напоминающей форму глаза. В нижнем этаже этого сооружения расположены: холл, лекционный зал, бар и сцена, а на втором этаже — выставочный зал площадью 1500 м2, поднятый над землей. Он соединен со старым зданием подземным переходом. Старое здание представляет собой вытянутый глухой объем параллелепипеда с верхним светом (200 х 30 м). Католический храм в Такарацука 1967 г. Арх. Т. Мурано, Мори. Авторы скомпоновали воедино храм и высокую трехгранную колокольню. Храм венчает железобетонный карниз очень большого выноса и пластичной формы. Криволинейный карниз, изгибаясь перетекает на колокольню. Дополнительную экспрессию облику здания придает отклонение от вертикали наружных стен. Внутреннему пространству храма экспрессию придает его сужение к алтарю и скрытые в уступах между пилонами светопроёмы. Лаборатория космических лучей университета в Мехико 1954 г. Арх. Ф.Кандела. Лаборатория перекрыта тонким параболическим сводом-оболочкой. Ресторан в Сочимилко 1958 г. Арх. Феликс Кандела. Перекрыт легкой восьмиле-пестковой оболочкой, напоминающей розетку распустившегося цветка. Океанографический парк в Испании 2003 г. Арх. Феликс Кандела Филармония в Западном Берлине 1956-1963 гг. Арх. Г. Шарун. В этом произведении автор стремился к предельной пластической выразительности. Автор создал сложный асимметричный объем с взмывающими вверх краями, формой кровли напоминающий дюны. Образ здания оказывает большое эмоциональное и психологическое воздействие на зрителя. Концертный зал в Тенерифе 1991-1998 г. Арх. С.Калатрава. Решен в форме своеобразного изогнутого треугольника, нависающего над площадью на высоте 56 м. 50-метровый купол над главным залом напоминает эскизы архитектора на мотивы человеческого глаза и вызывает ассоциации с гигантской скульптурой, восходящей к формам природы. СТРУКТУРАЛИЗМ 1960-1990 гг.
Структурализм – направление в архитектуре, относящееся к рационалистической линии. Рассматривает произведение как совокупность элементов, определяющих саму структуру. Предметом изучения становится их взаимодействие. Представители этого направления стремятся обогатить пластический язык современной архитектуры. Они не отвергают функциональный подход к проектированию зданий, продолжают использовать современные конструкции, но при этом думают о пластической выразительности архитектурных форм. Структурализм творчески использует выразительные возможности новых, но уже хорошо изученных разнообразных конструкций, и базируется при проектировании на выборе вариантов конструкций не только по техническим показателям, но и по их формообразующему потенциалу. Одновременно структурализм активно работает с традиционными материалами. Таким образом, структурализм стал путем подлинно тектонического освоения техники.
Структурирование формы здания, его объёмов и пространств исходит из функционального назначения последних и требуемого в них микроклимата и в первую очередь естественной освещенности помещений. Основные и вспомогательные помещения группируются в самостоятельные объемно-пространственные элементы. Структура обслуживающих помещений должна дополнять структуру обслуживаемых. Рабочие помещения имеют обильное остекление, вспомогательные - минимальное. В результате объемы вспомогательных помещений приобрели вид глухих каменных башен, контрастирующих с легкими кристаллами прозрачных объемов здания. Гармонизируя форму и ритм чередования объемов групп основных и обслуживающих помещений, архитекторы находят исходную структурную основу для индивидуальных композиций таких сложных объектов, как многоэтажные корпуса научно-исследовательских институтов и лабораторий. Сосредоточение оборудования в отдельных блоках позволяет проводить вертикальные линии инженерных коммуникаций в специальных шахтах и значительно упрощает конструкции основного объема здания. Таким образом, было решено три задачи: функциональная, техническая и эстетическая. Справедливости ради следует отметить, что идея структурирования архитектурной композиции путем объемно-пространственного вычленения групп рабочих и коммуникационных помещений родилась и была реализована существенно раньше (в 1920-х гг.) в СССР.
Характерные черты структурализма: 1) базируется на эстетизации конструкций 2) использует новые материалы и конструкции, но их выбор осуществляется и по конструктивной целесообразности, и по формообразующим факторам 3) функциональное структурирование, выявление крупных структурных элементов
Медицинские лаборатории Пенсильванского университета в Филадельфии (Центр медицинских исследований А.Ричардса) 1957-1961 г. Арх. Луис Кан. Ясное, логичное функциональное решение и четкая дифференциация помещений нашли отражение в объемной композиции. За пределы рабочей площади этажей вынесены вертикальные шахты, в которых расположены лестницы, трубопроводы (вентиляция, водопровод и канализация). Массивные башенные объемы соединены между собой переходами. Ритм башен придает зданию монументальность. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 1332; Нарушение авторского права страницы