Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ПРОТОФУНКЦИОНАЛИЗМ нач. XX в.Стр 1 из 4Следующая ⇒
АРХИТЕКТУРА МОДЕРНИЗМА После окончания Первой мировой войны в ряде европейских стран наметилось резкое изменение архитектурной направленности, что было связано с рядом факторов: - успехи строительной техники и индустрии; - особенности послевоенной экономики, оказавшей влияние на стремление к функциональности и конструктивной целесообразности; - развитие новых эстетических представлений в век машинной техники. Таким авангардным направлением в архитектуре стал модернизм, который был подготовлен предшествующими стилистическими направлениями в архитектуре (рационализмом, модерном, протофункционализмом). Архитектурный модернизм (от фр. moderne — новейший, современный; «англ. modern» — современный, новый) — движение в архитектуре двадцатого века, переломное по содержанию, связанное с решительным обновлением форм и конструкций, отказом от стилей прошлого. Охватывает период с начала 1900-х гг. и по 70-е-80-е годы (в Европе), когда в архитектуре возникли новые тенденции. Кредо архитектурного модернизма заложено в самом его названии — это созидание нового, чего-то такого, что соответствовало бы сегодняшнему дню. То есть, присутствует принципиальная установка на новизну архитектуры, — как конструктивных и планировочных идей, закладываемых в проекте, так и внешних форм. Образное выражение «призмы из бетона и стекла» хорошо передает общий характер построек модернизма.
Основные принципы архитектурного модернизма: 1) использование самых современных строительных материалов и конструкций, 2) рациональный подход к решению внутренних пространств (функциональный подход), 3) отсутствие тенденций украшательства, принципиальный отказ от исторических реминисценций в облике сооружений, 4) их «интернациональный» характер.
Архитектурный модернизм включает такие архитектурные направления, как: - европейский функционализм 1920-1930-х гг. - движение «баухауз» в Германии 1919-1933 гг. - конструктивизм и рационализм в 1920-х гг. в СССР - органическая архитектура 1920-1970-е гг. - интернациональный стиль 1930-1960-е гг. - экспрессионизм 1920-е гг. - брутализм 1950-1970-е гг. - неофункционализм 1950-х гг. - неоэкспрессионизм 1950-2000 гг. - структурализм 1960-1990-е гг. - техницизм и хай-тек 1960-2000-е гг.
В своих истоках архитектурный модернизм основывался на новейших достижениях научно-технического и промышленного прогресса, а также на передовых социально-реформаторских идеях своего времени. Социальные установки архитекторов-модернистов отличались, как правило, явным демократизмом, а то и левизной, — по крайней мере, во многих декларациях его теоретиков. Пионеры модернизма рассматривали архитектуру как инструмент решения социальных проблем, устранения социальной несправедливости. Средствами новой архитектуры они стремились активно формировать жизненные процессы общества, влиять на сознание людей, демонстрируя переоценку эстетических ценностей. Они искренне считали, что архитектура может явиться средством социального переустройства мира. Ле Корбюзье, например, придавал архитектуре настолько решающее значение, что выдвинул дилемму: «архитектура или революция».
Архитекторы-новаторы подчеркивали, что задача новой архитектуры - не только создание новых художественных образов, но в первую очередь обеспечение широких масс населения жилыми домами, школами, больницами и т. п. Они впервые в истории архитектуры осознали, что архитектор должен заниматься не только возведением уникальных сооружений, но и массовым строительством. А поскольку в этом случае неизбежны экономические ограничения, они сознательно ограничивали себя как художники, считая, что таким образом будут способствовать лучшему удовлетворению необходимых нужд населения средствами архитектуры. Инициаторы создания архитектуры XX в. акцентировали принципиально новый социальный аспект архитектуры: архитектура должна служить не только привилегированному меньшинству, но и народу, должна быть архитектурой не только единичных сооружений, но и массовых типов зданий.
ПРОТОФУНКЦИОНАЛИЗМ нач. XX в. Архитекторы для того и существуют, чтобы постигать глубину жизни, продумывать потребность до самых крайних последствий, помогать социально слабым гражданам обставлять как можно больше домашних хозяйств совершенными предметами быта. А вовсе не для того, чтобы изобретать новые формы. А.Лоос «Прогрессивная архитектура» — направление рационалистического толка в архитектуре нач. XX в. Его сторонники выступили с решительным протестом против увлечения декоративизмом в архитектуре. Они называли себя и антидекоративистами, и протофункционалистами, и рационалистами. Новые конструкции, строительные материалы, задачи, стоящие перед человечеством диктовали изменения в устаревших архитектурных формах.
Концепции, выдвигаемые архитекторами: В новой архитектуре будут господствовать плиты, гладкие плоскости стен, будут применяться материалы в их естественном виде (О.Вагнер, 1885 г.) Архитектура должна иметь аскетический вид. / Помещения не разделяются глухими стенами, а свободно перетекают из интерьера в интерьер; учитывается потребность человека ощущать связь с природой. / Архитектура должна восприниматься человеком в процессе движения в ней и вокруг неё (А.Лоос) Адольф Лоос – выдающийся австрийский и чехословацкий архитектор и теоретик архитектуры, критик стиля модерн в европейской архитектуре XX века (работа «Орнамент и преступление»), выступал против «ложной орнаментики в архитектуре». Он с отвращением относился к украшательству и рассматривал архитектуру не как искусство, а как ремесло. Сыграл значительную роль в становлении интернационального стиля. Его постройки стали образцами подражания для ряда архитекторов того времени. Дом Штейнера в Вене 1910 г. A. Жилой дом в виде куба с гладкими стенами и плоской крышей. В гладкой стене фасада прорезаны оконные проемы, лишенные всякого обрамления. Его облик характеризуется чередованием глухих поверхностей стен и остекленных проемов.
На смену индивидуальному ремесленному штучному производству пришла промышленная организация. В Германии возник Веркбунд — производственный союз (основан в октябре 1907 г.), объединение архитекторов, мастеров декоративного искусства и промышленников. Цель — реорганизация строительства и художественных ремёсел на современной промышленной основе, улучшение формы и качества товаров, популяризация объектов прикладного искусства, выполняемых индустриальным способом. Наиболее известными и значительными деятелями Веркбунда являлись: Петер Беренс, Вальтер Гропиус, Людвиг Мис ван дер Роэ.
Петер Беренс — германский архитектор, один из основоположников современной промышленной архитектуры и дизайна. Это был первый европейский архитектор, работавший в области промышленной архитектуры. Жилой дом на ул. Франклина в Париже 1903 г. Арх. О.Перре. Если раннее железобетон в жилищном строительстве применялся лишь в виде отдельных конструктивных элементов, то это здание было полностью выполнено из этого строительного материала (стены, перегородки и междуэтажные перекрытия) как единая пространственная система. Театр на Елисейских полях в Париже 1911-1913 гг. Арх. О.Перре. Первое крупное общественное здание из железобетона. В решении фасадов выявлен каркас рамного типа с заполнением. ФУНКЦИОНАЛИЗМ 1920-1930 гг.
Функционализм — направление в архитектуре XX века, требующее строгого соответствия зданий и сооружений протекающим в них производственным и бытовым процессам (функциям), утверждает главенство практических функций, жизненных потребностей в определении как планов, так и форм сооружений. Согласно концепции функционализма, здания, инфраструктура и предметы должны создаваться как единая среда, строго соответствующая бытовым и производственным условиям жизни человека и совместно формируемая инженерами и художниками в соответствии с социальными, техническими и эстетическими требованиями. Все элементы этой среды должны быть эстетически полноценными по своей сути, а не за счет украшательства. Архитектурные формы должны были соответствовать строительным конструкциям и применяемым материалам. По-новому выстраивался художественный образ архитектурного произведения. Новая архитектура должна была восприниматься человеком в процессе движения в ней и вокруг нее (единство пространства и времени). Идеологи новой архитектуры предусматривали создание условий для удобного и быстрого перемещения людей в архитектурно-пространственной среде. Внутреннее пространство помещения становилось динамичным, свободно перетекало из интерьера в интерьер. Возник в Германии (школа «Баухауз»), Франции (группа «Эспри Нуво»), Нидерландах (группа «Де Стиль»). С конца 1920-х годов функционализм быстро распространяется в Европе и за ее пределами. Используя достижения строительной техники, функционализм дал обоснованные приёмы и нормы планировки жилых комплексов (стандартные секции и квартиры, «строчная» застройка кварталов торцами зданий к улице). Быстрые темпы строительства и его масштабность способствовали ускоренному развитию принципов стандартизации и сборности. Сжатая философия стиля — « форма определяется функцией » (Луис Салливен). Ле Корбюзье призывал к тому, чтобы структура здания разрабатывалась столь же логично и последовательно, как это делается при конструировании современных машин. «На самолет нельзя смотреть как на птицу или стрекозу, в нем надо видеть машину для полета». Соответственно « Дом - это машина для жилья ».
Характерные черты функционализма: 1) ориентация на функциональность в отношении планировки, конструкций, строительных материалов. 2) выявление эстетических достоинств каркаса. 3) объёмы решались в простых геометрических формах (обычно прямоугольных), свободно компоновались, учитывая функциональные процессы. 4) каркас позволил создавать пространство без внутренних несущих стен, что позволило создать гибкую планировку. 5) применение унифицированных конструкций (стандартных строительных элементов), ускорение темпов строительства. 6) отсутствие национальных и декоративных традиций. 7) отказ от природных материалов. 8) использование крупных нерасчленённых плоскостей одного материала, как правило, монолитного и сборного железобетона, стекла, реже — кирпича, отсутствие орнаментации и выступающих деталей, лишённых функционального назначения. 9) противопоставление архитектуры природной среде. 10) внешними формами отражалось внутренне содержание сооружений путём использования различных средств архитектурной выразительности: чередования глухих и сплошь остеклённых фрагментов фасада; ритма каркаса; продуманного пропорционирования объёмов; выведения наружу объёмов лестничных клеток и пандусов. 11) функционализм отказался от выделения главного фасада.
Баухаус (Высшая школа строительства и художественного конструирования) — учебное заведение, существовавшее в Германии с 1919 по 1933 г., а также художественное объединение, возникшее в рамках этого заведения, и соответствующее направление в архитектуре. В выпущенном школой «Манифесте» 1919 г. архитектура была названа ведущим направлением в дизайне, провозглашались принципы равенства между прикладными и изящными искусствами, декларировались идеи повышения качества промышленной продукции. Основатели движения видели целью удовлетворение массовых потребностей населения и стремились сделать промышленные товары красивыми, доступными по цене и максимально удобными. Школа Баухаус была образована в Веймаре 25 апреля 1919 г. в результате объединения Саксонско-Веймарской Высшей школы изобразительных искусств и основанной Анри Ван де Вельде Саксонско-Веймарской школы прикладного искусства. В.Гропиус создал новое учебное заведение, в котором объединил два учебных заведения: высшую художественную школу и ремесленное училище, — стремясь уничтожить разрыв между «чистым» и прикладным искусством, между индустрией и ручным трудом. Девиз «Баухауса»: «Новое единство искусства и технологии». Преподавателей и учащихся объединяли левые взгляды и новаторские подходы к искусству. Гропиус считал, что в новую эпоху архитектура должна быть строго функциональной, экономичной и ориентированной на технологии массового производства. Обучение включало изучение материалов и методов их обработки, а затем теорию формообразования. Решение социальных задач архитектуры и дизайна В.Гропиус видел в стандартизации и серийности. Баухауз стал готовить художников-дизайнеров, которые разбирались и в живописи, и в рисунке, и в композиции, и были специалистами, знающими технологии индустриального производства предметов прикладного искусства и оборудования жилых и общественных зданий. Школа выпускала одноименный журнал («Bauhaus») и серию Баухаус-книг (Bauhausbü cher). Директором школы с 1919 по 1928 был Гропиус, затем его сменил Ханнес Мейер, а в 1930 руководящую должность занял Людвиг Мис ван дер Роэ. Помимо них преподаванием занимались многие ведущие архитекторы и художники-авангардисты, в частности И. Иттен, Л. Мохой-Надь, П. Клее, В. Кандинский, Л. Фейнингер, О. Шлеммер, Г. Маркс, Ю. Шмидт, Г. Штёльцль. Баухауз был не только центром образования архитекторов, дизайнеров и художников, но и центром развития рационалистических идей в архитектуре. Методы преподавания, разработанные в Баухаузе, были восприняты многими архитектурными и художественными школами в Европе и США. В 1933 году, после прихода национал-социалистов к власти, школа была упразднена нацистским правительством (нацисты и в 1920-х выступали против Баухауса, считая школу рассадником коммунизма). Многие преподаватели и студенты Баухауса эмигрировали в США, где продолжали работать, некоторые занимались преподавательской деятельностью. Вальтер Гропиус занял пост декана Школы архитектуры Гарвардского университета, а Мис ван дер Роэ возглавил отделение архитектуры Технологического института Иллинойса.
Вальтер Адольф Георг Гропиус — немецкий архитектор, учредитель Баухауса. Творческое кредо: «Каждый предмет должен до конца отвечать своей цели, то есть выполнять свои практические функции, быть удобным, дешевым и красивым». Ратуша в Хильверсуме 1928 г. Арх. В.Дудок. Зданиератуши отличалось выразительной композицией из простейших геометрических объемов, энергичными сдвижками и подчеркнутой асимметрией. При этом автор не отказывается от применения красного кирпича и не стремится скрыть его под слоем штукатурки. Все помещения группируются вокруг квадратного двора. Над юго-восточным углом здания поднимается высокая квадратная башня с часами, которая одновременно выполняет функцию водонапорной башни. Табачная фабрика «Ван Нелле» в Роттердаме 1926-1930 гг. Арх. А. Бринкман, и Ц. ван дер Флюгг. Была применена каркасная конструкция. Сплошное остекление позволило создать облик современного здания. Оно отличается пластической выразительностью благодаря построению основного корпуса по вогнутой дуге. В этом проявляется определенный интерес к формальным качествам архитектуры. Для здания была характерна рациональная планировка, отвечающая требованиям технологического процесса.
В северных скандинавских странах функционализм стал развиваться с некоторым опозданием — в начале 1930-х гг. Финский архитектор Алвар Аалто, который впоследствии, в 50-х гг., выдвинулся в число виднейших архитекторов мира, не повторял установившихся приемов функционализма, но развивал их дальше, стремясь повысить художественно-образную выразительность новой архитектуры. Аалто пытался преодолеть жесткую геометрию прямоугольных построений. Санаторий в Паймио близ Турку 1929-1933 гг. Арх. А.Аалто. Композиция санатория свободна и асимметрична. Связанные между собой переходами корпуса расположены под разными углами друг к другу. Такое расположение связано со строгой ориентацией по сторонам света, так как требования инсоляции в туберкулезном санатории весьма жесткие. Палаты получают максимум солнечного света, а сами здания прекрасно связаны с окружающей природой и рельефом, что придает ощущение органичности архитектурной композиции. В санатории все должно было способствовать выздоровлению пациентов. Напрмер, ресло Paimio было спроектировано так, чтобы у сидящего в нем максимально раскрывались легкие. Пружинящие кресла и шезлонги из гнутой березовой фанеры, складируемые друг на друга стулья, кожаные диваны, функциональные светильники, мобильные столики-тележки — все эти предметы были спроектированы столь удобными и эргономичными, что позже было налажено их промышленное производство. Библиотека в Выборге 1927-1934 гг. Арх. А.Аалто. В главном читальном зале нет окон — их функции выполняет потолок, обеспечивая пространство светом и теплом. Естественное рассеянное освещение, которое не даёт теней, поступает в залы через круглые окна на крыше. В лекционном зале Аалто придал деревянному потолку волнообразную форму. Это решение обусловлено требованиями акустики; в то же время применение естественного материала (дерева) и скульптурные очертания этой детали интерьера вносили смягчающий пластический элемент в систему жестких форм новой архитектуры.
Ле Корбюзье (Шарль Эдуар Жаннере-Гри) — французский архитектор швейцарского происхождения, пионер модернизма, представитель архитектуры интернационального стиля, художник и дизайнер, один из наиболее значимых архитекторов XX века. Для Ле Корбюзье характерны широта архитектурных идей, разнообразие творческих вариантов. Практик и теоретик в области градостроительства и жилого строительства, он стремился ответить на реальные запросы жизни, учитывая возможности, которые дает современная техника. Его идеал — простота в точность ясных геометрических объемов железобетонных конструкций, открывших богатейшие возможности и для принципиально новых объемно-пространственных композиций и форм. АРХИТЕКТУРА МОДЕРНИЗМА После окончания Первой мировой войны в ряде европейских стран наметилось резкое изменение архитектурной направленности, что было связано с рядом факторов: - успехи строительной техники и индустрии; - особенности послевоенной экономики, оказавшей влияние на стремление к функциональности и конструктивной целесообразности; - развитие новых эстетических представлений в век машинной техники. Таким авангардным направлением в архитектуре стал модернизм, который был подготовлен предшествующими стилистическими направлениями в архитектуре (рационализмом, модерном, протофункционализмом). Архитектурный модернизм (от фр. moderne — новейший, современный; «англ. modern» — современный, новый) — движение в архитектуре двадцатого века, переломное по содержанию, связанное с решительным обновлением форм и конструкций, отказом от стилей прошлого. Охватывает период с начала 1900-х гг. и по 70-е-80-е годы (в Европе), когда в архитектуре возникли новые тенденции. Кредо архитектурного модернизма заложено в самом его названии — это созидание нового, чего-то такого, что соответствовало бы сегодняшнему дню. То есть, присутствует принципиальная установка на новизну архитектуры, — как конструктивных и планировочных идей, закладываемых в проекте, так и внешних форм. Образное выражение «призмы из бетона и стекла» хорошо передает общий характер построек модернизма.
Основные принципы архитектурного модернизма: 1) использование самых современных строительных материалов и конструкций, 2) рациональный подход к решению внутренних пространств (функциональный подход), 3) отсутствие тенденций украшательства, принципиальный отказ от исторических реминисценций в облике сооружений, 4) их «интернациональный» характер.
Архитектурный модернизм включает такие архитектурные направления, как: - европейский функционализм 1920-1930-х гг. - движение «баухауз» в Германии 1919-1933 гг. - конструктивизм и рационализм в 1920-х гг. в СССР - органическая архитектура 1920-1970-е гг. - интернациональный стиль 1930-1960-е гг. - экспрессионизм 1920-е гг. - брутализм 1950-1970-е гг. - неофункционализм 1950-х гг. - неоэкспрессионизм 1950-2000 гг. - структурализм 1960-1990-е гг. - техницизм и хай-тек 1960-2000-е гг.
В своих истоках архитектурный модернизм основывался на новейших достижениях научно-технического и промышленного прогресса, а также на передовых социально-реформаторских идеях своего времени. Социальные установки архитекторов-модернистов отличались, как правило, явным демократизмом, а то и левизной, — по крайней мере, во многих декларациях его теоретиков. Пионеры модернизма рассматривали архитектуру как инструмент решения социальных проблем, устранения социальной несправедливости. Средствами новой архитектуры они стремились активно формировать жизненные процессы общества, влиять на сознание людей, демонстрируя переоценку эстетических ценностей. Они искренне считали, что архитектура может явиться средством социального переустройства мира. Ле Корбюзье, например, придавал архитектуре настолько решающее значение, что выдвинул дилемму: «архитектура или революция».
Архитекторы-новаторы подчеркивали, что задача новой архитектуры - не только создание новых художественных образов, но в первую очередь обеспечение широких масс населения жилыми домами, школами, больницами и т. п. Они впервые в истории архитектуры осознали, что архитектор должен заниматься не только возведением уникальных сооружений, но и массовым строительством. А поскольку в этом случае неизбежны экономические ограничения, они сознательно ограничивали себя как художники, считая, что таким образом будут способствовать лучшему удовлетворению необходимых нужд населения средствами архитектуры. Инициаторы создания архитектуры XX в. акцентировали принципиально новый социальный аспект архитектуры: архитектура должна служить не только привилегированному меньшинству, но и народу, должна быть архитектурой не только единичных сооружений, но и массовых типов зданий.
ПРОТОФУНКЦИОНАЛИЗМ нач. XX в. Архитекторы для того и существуют, чтобы постигать глубину жизни, продумывать потребность до самых крайних последствий, помогать социально слабым гражданам обставлять как можно больше домашних хозяйств совершенными предметами быта. А вовсе не для того, чтобы изобретать новые формы. А.Лоос «Прогрессивная архитектура» — направление рационалистического толка в архитектуре нач. XX в. Его сторонники выступили с решительным протестом против увлечения декоративизмом в архитектуре. Они называли себя и антидекоративистами, и протофункционалистами, и рационалистами. Новые конструкции, строительные материалы, задачи, стоящие перед человечеством диктовали изменения в устаревших архитектурных формах.
Концепции, выдвигаемые архитекторами: В новой архитектуре будут господствовать плиты, гладкие плоскости стен, будут применяться материалы в их естественном виде (О.Вагнер, 1885 г.) Архитектура должна иметь аскетический вид. / Помещения не разделяются глухими стенами, а свободно перетекают из интерьера в интерьер; учитывается потребность человека ощущать связь с природой. / Архитектура должна восприниматься человеком в процессе движения в ней и вокруг неё (А.Лоос) Адольф Лоос – выдающийся австрийский и чехословацкий архитектор и теоретик архитектуры, критик стиля модерн в европейской архитектуре XX века (работа «Орнамент и преступление»), выступал против «ложной орнаментики в архитектуре». Он с отвращением относился к украшательству и рассматривал архитектуру не как искусство, а как ремесло. Сыграл значительную роль в становлении интернационального стиля. Его постройки стали образцами подражания для ряда архитекторов того времени. Дом Штейнера в Вене 1910 г. A. Жилой дом в виде куба с гладкими стенами и плоской крышей. В гладкой стене фасада прорезаны оконные проемы, лишенные всякого обрамления. Его облик характеризуется чередованием глухих поверхностей стен и остекленных проемов.
На смену индивидуальному ремесленному штучному производству пришла промышленная организация. В Германии возник Веркбунд — производственный союз (основан в октябре 1907 г.), объединение архитекторов, мастеров декоративного искусства и промышленников. Цель — реорганизация строительства и художественных ремёсел на современной промышленной основе, улучшение формы и качества товаров, популяризация объектов прикладного искусства, выполняемых индустриальным способом. Наиболее известными и значительными деятелями Веркбунда являлись: Петер Беренс, Вальтер Гропиус, Людвиг Мис ван дер Роэ.
Петер Беренс — германский архитектор, один из основоположников современной промышленной архитектуры и дизайна. Это был первый европейский архитектор, работавший в области промышленной архитектуры. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 1658; Нарушение авторского права страницы