Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Турбинный цех завода АЭГ в Берлине



1909 г.Форма крыш следует очертаниям не­сущих металлических рам. Он приме­няет сплошное остекление стен. Тур­бинный цех — здание, пост­роенное полностью из металла и стек­ла, которое благодаря использованию ряда новых приемов (сужение метал­лических устоев и наклон стеклянных плоскостей) обладает выразительным внешним обликом. Но здесь новатор­ство еще сосуществует с традицией. Так, например, углы здания закреп­лены массивной кирпичной кладкой, подчеркнутой глубокими рустами.

 

Фабрика «Фагус» в Алфилде

1910-1911 гг. Арх.В.Гропиус. Гропиус заменил кирпичные стены на легкие стеклян­ные, применив кар­касную конструкцию и прикрепив сте­ны к выступающим из каркаса консо­лям. Здание перестало быть массивной каменной коробкой. Оно превратилось в легкий стеклянный футляр, ограж­дающий цеха от наружного простран­ства. Этот прием не только создал но­вый архитектурный облик здания, но и улучшил условия работы в цехах, усилив естественное освещение за счет сплошного остекления стен. Это здание, в котором впервые прием отделения несущей конструкции от ог­раждения получил полноценное архи­тектурное выражение.

 

В начале XX в. в строительстве, в т.ч. для перекрытия боль­ших пролетов стал активно применяться же­лезобетон.

Огюст Перре — французский архитектор, пионер и лидер в строительстве из железобетона. Он внес большой вклад в освоение этого нового строительно­го материала. Стремился к лаконич­ности и выразительности конструктив­ного решения.

Жилой дом на ул. Франклина в Париже

1903 г. Арх. О.Перре. Если раннее железобетон в жилищном строительстве применялся лишь в виде отдельных конструктивных элементов, то это здание было полностью выпол­нено из этого строительного материа­ла (стены, перегородки и междуэтаж­ные перекрытия) как единая пространственная система.

Театр на Елисейских полях в Париже

1911-1913 гг. Арх. О.Перре. Первое крупное общественное здание из железобетона. В решении фасадов выявлен каркас рамного типа с заполнением.

Церковь Богоматери в Ле Ренси

1922-1923 гг. Арх. О.Перре. Первый храм Франции, полностью построенный из железобетона.

Зал столетия в Бреслау

1912-1913 гг. Инж. М.Берг. Сооружение, раскрыва­ющее огромные потенциальные воз­можности железобетона. Зальное помещение ди­аметром 65 м перекрыто железобетонным куполом.

Ангары в Орли

1916-1924 гг. Инж. Э.Фрейсине. Пролёт 80 м перекрыт с помощью же­лезобетонных элептических арок складчатого сечения. Же­лезобетонные арки с узкими застек­ленными участками между ними со­единены в единую конструкцию.

 

Все рассмотренные достижения начала XX в. создали предпосылки для нового этапа в развитии архитектуры, который начался после окончания Первой мировой войны.

 

ФУНКЦИОНАЛИЗМ 1920-1930 гг.

 

Функционализм — направление в архитектуре XX века, требующее строгого соответствия зданий и сооружений протекающим в них производственным и бытовым процессам (функциям), утверждает главенство прак­тических функций, жизненных потреб­ностей в определении как планов, так и форм сооружений.

Согласно концепции функционализма, здания, инфраструктура и предметы должны создаваться как единая среда, строго соответствующая бытовым и производственным условиям жизни человека и совместно формируемая инженерами и художниками в соответствии с социальными, техническими и эстетическими требованиями. Все элементы этой среды должны быть эстетически полноценными по своей сути, а не за счет украшательства. Архитектурные формы должны были соответствовать строительным конструкциям и применяемым материалам.

По-новому выстраивался художественный образ архитектурного произведения. Новая архитектура должна была восприниматься человеком в процессе движения в ней и вокруг нее (единство пространства и времени). Идеологи новой архитектуры предусматривали создание условий для удобного и быстрого перемещения людей в архитектурно-пространственной среде. Внутреннее пространство помещения становилось динамичным, свободно перетекало из интерьера в интерьер.

Возник в Германии (школа «Баухауз»), Франции (группа «Эспри Нуво»), Нидерландах (группа «Де Стиль»). С конца 1920-х годов функционализм быстро распространяется в Европе и за ее пределами.

Используя достижения строительной техники, функционализм дал обоснованные приёмы и нормы планировки жилых комплексов (стандартные секции и квартиры, «строчная» застройка кварталов торцами зданий к улице). Быстрые темпы строительства и его масштабность способствовали ускоренному развитию принципов стандартизации и сборности.

Сжатая философия стиля — « форма определяется функцией » (Луис Салливен).

Ле Корбюзье призывал к тому, чтобы структура здания разрабатывалась столь же логично и после­довательно, как это делается при конструировании современных машин. «На самолет нельзя смотреть как на птицу или стрекозу, в нем надо видеть ма­шину для полета». Соответственно « Дом - это ма­шина для жилья ».

 

Характерные черты функционализма:

1) ориентация на функциональность в отношении планировки, конструкций, строительных материалов.

2) выявление эстетических достоинств каркаса.

3) объёмы решались в простых геометрических формах (обычно прямоугольных), свободно компоновались, учитывая функциональные процессы.

4) каркас позволил создавать пространство без внутренних несущих стен, что позволило создать гибкую планировку.

5) применение унифицированных конструкций (стандартных строительных элементов), ускорение темпов строительства.

6) отсутствие национальных и декоративных традиций.

7) отказ от природных материалов.

8) использование крупных нерасчленённых плоскостей одного материала, как правило, монолитного и сборного железобетона, стекла, реже — кирпича, отсутствие орнаментации и выступающих деталей, лишённых функционального назначения.

9) противопоставление архитектуры природной среде.

10) внешними формами отражалось внутренне содержание сооружений путём использования различных средств архитектурной выразительности: чередования глухих и сплошь остеклённых фрагментов фасада; ритма каркаса; продуманного пропорционирования объёмов; выведения наружу объёмов лестничных клеток и пандусов.

11) функционализм отказался от вы­деления главного фасада.

 

Баухаус (Высшая школа строительства и художественного конструирования) — учебное заведение, существовавшее в Германии с 1919 по 1933 г., а также художественное объединение, возникшее в рамках этого заведения, и соответствующее направление в архитектуре. В выпущенном школой «Манифесте» 1919 г. архитектура была названа ведущим направлением в дизайне, провозглашались принципы равенства между прикладными и изящными искусствами, декларировались идеи повышения качества промышленной продукции. Основатели движения видели целью удовлетворение массовых потребностей населения и стремились сделать промышленные товары красивыми, доступными по цене и максимально удобными.

Школа Баухаус была образована в Веймаре 25 апреля 1919 г. в результате объединения Саксонско-Веймарской Высшей школы изобразительных искусств и основанной Анри Ван де Вельде Саксонско-Веймарской школы прикладного искусства. В.Гропиус со­здал новое учебное заведение, в котором объединил два учебных заведения: высшую художественную школу и ре­месленное училище, — стремясь унич­тожить разрыв между «чистым» и при­кладным искусством, между индуст­рией и ручным трудом. Девиз «Баухауса»: «Новое единство искусства и технологии».

Преподавателей и учащихся объединяли левые взгляды и новаторские подходы к искусству. Гропиус считал, что в новую эпоху архитектура должна быть строго функциональной, экономичной и ориентированной на технологии массового производства. Обуче­ние включало изучение материалов и методов их обработки, а затем теорию формообразования. Решение соци­альных задач архитектуры и дизайна В.Гропиус видел в стандартизации и серийности. Баухауз стал готовить ху­дожников-дизайнеров, которые разби­рались и в живописи, и в рисунке, и в композиции, и были специалистами, знающими технологии индустриально­го производства предметов прикладно­го искусства и оборудования жилых и общественных зданий.

Школа выпускала одноименный журнал («Bauhaus») и серию Баухаус-книг (Bauhausbü cher).

Директором школы с 1919 по 1928 был Гропиус, затем его сменил Ханнес Мейер, а в 1930 руководящую должность занял Людвиг Мис ван дер Роэ. Помимо них преподаванием занимались многие ведущие архитекторы и художники-авангардисты, в частности И. Иттен, Л. Мохой-Надь, П. Клее, В. Кандинский, Л. Фейнингер, О. Шлеммер, Г. Маркс, Ю. Шмидт, Г. Штёльцль.

Баухауз был не только центром об­разования архитекторов, дизайнеров и художников, но и центром развития рационалистических идей в архитектуре. Методы преподавания, разработанные в Баухаузе, были восприняты многи­ми архитектурными и художественны­ми школами в Европе и США.

В 1933 году, после прихода национал-социалистов к власти, школа была упразднена нацистским правительством (нацисты и в 1920-х выступали против Баухауса, считая школу рассадником коммунизма). Многие преподаватели и студенты Баухауса эмигрировали в США, где продолжали работать, некоторые занимались преподавательской деятельностью. Вальтер Гропиус занял пост декана Школы архитектуры Гарвардского университета, а Мис ван дер Роэ возглавил отделение архитектуры Технологического института Иллинойса.

 

Вальтер Адольф Георг Гропиус — немецкий архитектор, учредитель Баухауса. Творческое кредо: «Каждый предмет должен до конца отвечать своей цели, то есть выполнять свои практические функции, быть удобным, дешевым и красивым».


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 767; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь