Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Арт-терапия и социальная дезинтеграция



С конца восьмидесятых годов невключенность и социальная дезинтеграция представляются в средствах массовой инфор­мации как следствие социально-экономических потрясений и перемен в политике и промышленности. Кроме того, эти два термина отражают безработицу, шаткость положения, соци­альное насилие, страдания И патологии, связанные со стрессом и несчастьями.

В то время как индустриальная политика реструктуриза­ции заставляет покидать нерентабельные сектора экономики, модернизировать производство продукции, изменяет отноше­ние к труду ценой отказа от продолжительной работы для ин­дивида и полной занятости, кампании, каклравшю, не прида­ют никакого значения творческим элементам трудовой дея­тельности и не прилагают почти никаких усилий для того, чтобы сохранить свое художественное достояние. Вопросы творчества, эстетики и искусства при этом крайне редко ста­новятся предметом исследований, когда речь идет о государг ственной политике занятости.

Это глубоко противоречит интересам и самих людей, и об­щества в целом. Ведь именно произведения искусства явля­ются свидетельством уровня цивилизации и культуры. Чтобы понять человека, писал И. Мейереон (Meyersan, 1948), нужно изучить его продукцию, которая является объективным знаком его духовной активности: то, что человек производит, является знаком его ума. В таком качестве искусство становится сред­ством вопрошания для человека. Этот интерес к творчеству

1 Сене Д. Арт-терапевтическая студия: инструмент социальной интеграции // Исцеляющее искусство. - 2000. - Т. 3, № 4. - С. 47-54.


обусловливает то, что искусство распространяется и проника­ет в различные уровни общества, будучи значимой культурной ценностью.

В настоящее время арт-терапия начинает выходить за пре­делы медицинского поля, создаются арт-терапевтические сту­дии, позволяющие решать определенные социальные задачи. Такая ситуация является относительно новым результатом развития нашего общества: роста безработицы, борьбы с «но­вой бедностью» путем политики интеграции и выхода в 1988 г. минимального пособия для социальной интеграции, разрабо­танного государством совместно с профсоюзами.

Нарушенная идентичность долгосрочных безработных

Недавние исследования показали, что длительное отсут­ствие места работы грозит риском нарушений здоровья (Аррау & Thebaud-Mony, 1997). Эти исследования показывают более высокий уровень заболеваемости у безработных по сравнению с занятыми. Отсутствие работы в течение длительного време­ни часто сопровождается такими симптомами, как головные боли, нарушения сна, тревожность, приступы страха, фобии, агрессия, депрессия, алкоголизм, табакокурение, токсикомания.

Со своей стороны, мы работаем с долгосрочными безработ­ными, то есть с теми, кто находится без работы более года. Они не являются лицами, полностью маргинализированными, по-. скольку они вовлечены в профессиональный проект по соци­альной интеграции на добровольной основе. Между тем мно­гие из них борются с процессами выключенное™, психоло­гически очень хрупки, что приводит к потере самоуважения, печали или чувству стыда, усталости, ожиданию постоянных неудач, сильной вины оттого, что не могут найти работу и так далее. Жизненный путь, о котором мы узнали у участников арт-терапевтического проекта, часто содержит травматические события, среди которых болезнь, утраты, расторжение брака, акты насилия. В этом контексте долгосрочная безработица, к которой добавляются более или менее видимые страдания,


приводит к тому, что идентичность участников, с которыми мы работали, часто нарушена. Исследования показывают, что, с од­ной стороны, социальная идентичность связана с профессио­нальной принадлежностью, а с другой стороны, группа, к кото­рой эти индивиды могут себя отнести — это категория, нега­тивно определяемая («незанятый», «эрмист»1, «долгосрочный безработный»).

Разумеется, существуют важные различия между лицами, которые имеют доход от включенности в срциальную сеть, и теми, кто должен много сделать, чтобы преодолеть изоляцию и быть включенным. Можно выделить общий профиль популя­ции, с которой мы работали на основе: (1) низкой квалифика­ции, (2) отсутствия длительной занятости. Нащ подход можно определить как психологическую поддержку с тренингом повы­шения самооценки, способствующие улучшению навыков по­иска работы, что в целом отвечает установке на их интеграцию в общество. Уместно заметить, что «договор», который зак­лючает индивид в состоянии нестабильности с представителя­ми государственной программы по интеграции, предполагает совместные усилия индивида и общества.

Поддерживающая среда для психологически уязвимого населения

Заботясь о благополучии лиц, с которыми проводится рабо­та, студия стремится к поиску новых путей, которые бы благо­приятствовали позитивным изменениям в их поведении. Мы можем заметить, что, если до того, как приступить к своей пер­вой работе в студии, участники негативно оценивали свои спо­собности к рисованию, их позиция в дальнейшем менялась и они начинали положительно оценивать свои возможности. Неожи­данность, удивление и любопытство, вызванные результатами своего творчества, смешивались с чувством гордости оттого, что им удалось нечто в условиях художественного ателье.

1 Эрмист (от RMI) — человек, получающий минимальное пособие для соци­альной интеграции. (Прим. перев.)


В этом контексте мы думаем, что роль арт-терапевта состоит в следующем:

• в том, чтобы начать сессию с предложения понятной группе работы;

• в обучении техникам, показе основных приемов для ре­шения творческой задачи;

• в фасилитации дискуссии и обмена впечатлениями в груп­пе перед завершением сеанса.

Студия художественной экспрессии оказывает поддержку лицам, имеющим трудности в социальной интеграции. При­оритетной задачей работы арт-терапевта является возвраще­ние человека к труду. Арт-терапевтический подход вызывает, однако, определенные.вопросы относительно его эффектив­ности для решения этой задачи. В первую очередь это вопрос о механизмах достижения положительных психологических и социальных эффектов применения арт-терапии.

Студия как место открытий

Мы провели измерение влияния студии на состояние без­работных. По завершении работы в студии всем участникам предлагалось ответить на ряд вопросов. Опросник имел целью собрать информацию на основе самооценки участников. Вопро­сы были сформулированы таким образом, чтобы оценить раз­личные аспекты студийной работ сообразно трем доминиру­ющим критериям:

• удовлетворенность от совместной работы с другими людьми;

• удовлетворенность собой;

• удовлетворенность участием в художественной работе.

Тридцать пять человек ответили на вопросы нашей анкеты. Средний возраст респондентов равнялся 39, 2 года. Самому молодому участнику было 26 лет, самому старшему 51 год. Все участники не имели работы в течение года или чуть больше. Выборка состояла на 60% из женщин и на 40 % из мужчин. Лица моложе 35 лет составляли 26% группы, а те, возраст ко­торых был больше или равен 35 годам, составили 74% группы.


Рис. 2.45. Соотношение испытуемых по полу, возрасту и национальности

Лица французского происхождения представляли 40% рес­пондентов, а иностранцы — 60% респондентов (см. рис. 2.45)

Мы провели контент-анализ ответов респондентов. Резуль­таты анкетирования показали, что ответы группируются вокруг понятия «открытие». Термин «открытие» описывает домини­рующий интерес группы к опыту художественной экспрессии: открытие других, самого себя, художественных техник (см. рис. 2.46).

Рис.2.46. Схема взаимодействия различных типов открытий в работе в студии

То, что вызвало самый большой интерес у участников, ка­салось их отношения к другим в терминах открытия, вызыва­емого обменом мнений, общностью деятельности, выступле­ниями, возможностью увидеть и быть увиденным. Выражение


чувств относилось к понятиям деятельности и групповой ди­намики. Открытия, которые можно было сделать относитель­но самих себя, разместились между глаголами «быть способ­ным» и «хотеть» и относились к понятиям свободы, экспрес­сии, сильных чувств, интроспекции. Открытие самого себя располагалось между понятиями «быть способным» и «хотеть». Технические навыки, исследование материала и цвета, не­обычный характер такого опыта представлялись участникам как то, что может быть самым интересным в художественной работе.

В общем, понятие открытия связано с идеей обнаружения человеком того, что ранее было в нем спрятано и неосознан­но. Художественная работа, которая состоит из покрытия по­верхности живописным материалом слой за слоем, вызывает в свою очередь обратное движение — «снимание одного слоя за другим? »


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 406; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь