Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Tест грамотности чтения художественных текстов



 

Определяющим моментом для отбора предметного содержания теста стала идеальная модель совершенного читателя, описанная в наших предыдущих работах как основная и конечная цель школьного обучения литературе (см. Кудина, Новлянская, 1996, 2002, 2005). Эта цель - воспитание эстетически развитого читателя, способного к самостоятельному пониманию смыслов и оценок автора художественного текста и собственному суждению об отраженных в нем жизненных явлениях. Средством её достижения является «развертывание» литературного образования как литературной деятельности во всей ее полноте: в ней должно возникнуть и реализоваться исходное отношение «автор — художественный текст — читатель», которое характеризует и содержание, и условия становления читательской культуры.

Это исходное отношение впервые было выявлено и глубоко исследовано в работах М.М. Бахтина (Бахтин, 1979), концепция которого и легла в основу наших представлений о том, какого читателя можно считать эстетически развитым. Согласно этой концепции, литературное произведение представляет собой художественную модель мира, внутри которой всегда присутствуют два «несовпадающих сознания» — героя и автора. Автор, создавая свою модель, «вживается» в героя (видит окружающий мир глазами героя) и одновременно сохраняет позицию «вненаходимости», т.е. смотрит на героя со своей точки зрения, так или иначе оценивает его. Создавая художественное произведение, автор расставляет в тексте свои «вехи» и «указатели», предназначенные для сотворческой работы читателя.

Эстетически развитый читатель тоже совершает двуединый акт. В процессе чтения он строит адекватную, но не тождественную авторской модель мира, «вживается» в этот мир, непосредственно со­переживает героям. Одновременно он находит (замечает) соответствующие авторские «вехи» и «указатели», порождает с их помощью авторскую оценку, сотворит автору. Вместе с тем он вырабатывает и свою точку зрения, свою оценку и сопоставляет ее с авторской.

Процесс создания автором и воссоздания эстетически развитым читателем художественной модели мира М.М. Бахтин понимал как «сотворчество понимающих», как специфический диалог, опосредуемый художественным текстом.

На пути становления культурного читателя литературное образование в младших классах играет роль важнейшего и самостоятельного звена. Понимание значения этого этапа широкой педагогической общественностью привело примерно два десятилетия назад к серьёзным изменениям в литературном образовании школьников - в начальной школе вместо объяснительного чтения появился новый предмет – литературное чтение. Это предполагает, что уже в начальной школе художественное произведение следует рассматривать как эстетический объект, как произведение, воплощающее замысел автора и выражающее его оценки, мысли, чувства. Именно такому отношению к художественному тексту нужно учить детей с первых шагов в школе.

Подобные принципиальные изменения в содержании литературного образования должны иметь своим следствием радикальные изменения требований к его результатам, к тому, каким читателем должен стать ребёнок к моменту завершения начального образования.

Но, как показывает анализ требований к выпускнику начальной школы, сформулированных в «Стандарте начального общего образования» 2004г., значительных изменений в представлениях о его читательской «квалификации» по сравнению с временами объяснительного чтения так и не произошло. После четырёх лет обучения литературному чтению ученик согласно «Стандарту» должен «знать и понимать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов», «делить текст на смысловые части, составлять его простой план», «различать элементы книги»; «пересказывать текст». Кроме того, в требования «Стандарта» включены такие, как: «читать стихотворные произведения наизусть»; «приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); «приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу». Совершенно очевидна ориентация всех этих требований не на становление читателя, способного к самостоятельному чтению и сотворчеству с автором-художником, а на репродукцию заученного материала, на приобретение некоторых навыков для воспроизведения любых текстов, на обращение с художественным текстом как с нехудожественным.

А те читательские качества, которыми определяется настоящее понимание художественного произведения - понимание характера героя, его поступков и их мотивов, выделение языковых средств выразительности хотя и включены согласно «Стандарту» в содержание литературного образования, но не входят в число обязательных умений выпускника начальной школы. На наш взгляд, именно эти качества (разумеется, в определённой возрастной специфике) и должны свидетельствовать о читательской квалификации ученика, а значит – и выявляться с помощью теста.

Определяя стратегию создания теста, мы ориентировались на мировую практику диагностики грамотности чтения – тесты PIRLS и PISA, в которых учащимся предъявляются тексты , не изучающиеся в школе, а также на результаты собственных многолетних исследований. Именно встреча с незнакомым ранее художественным произведением может выявить уровень читательского развития ребёнка, диагностировать его компетентность в понимании художественного текста.

Отбор текстов для будущего теста осуществлялся на основе родовидового деления литературы (эпос, лирика, драма) и необходимости представления в материалах проверки хотя бы двух литературных родов, с которыми наиболее часто встречается маленький читатель. Мы включили в тест в качестве материала для чтения и эпические, и лирические произведения, потому что они требуют для понимания различных читательских стратегий и установок. Этим обусловлено структурное деление предметного материала на два раздела – «эпос» и «лирика».

Дело в том, что ориентация на родовые черты произведения – необходимая установка для понимания авторской позиции. Если читатель приступает к чтению лирического произведения, он должен сосредоточиться на вычитывании переживаний, мыслей и чувств особого лирического героя, следить за развитием, изменением его эмоционального состояния, что требует понимания тех способов, которыми и само это переживание, и его изменения выражены. Если же текст эпический, читатель должен не просто следить за развитием сюжета, но воспринимать сюжет как средство раскрытия внутреннего мира героя (его характера, целей, мотивов) в оценке рассказчика. Он должен уметь находить эти оценки, адекватно реагируя на различные средства художественной выразительности.

С учетом всего сказанного и была разработана матрица предметной основы тестирования.

 

Таблица 8. Предметное содержание теста грамотности чтения художественных текстов

Содержательная область Средства анализа и понимания художественного текста (понятия, представления) Читательские действия
  Эпичес кие произве дения   отношение автора (рассказчика) выявление (нахождение) прямых и косвенных оценок автора (рассказчика) и обоснование своего понимания (текстом)
жанр определение (узнавание) жанра произведения, «запускающего» определенную читательскую стратегию
эмоциональный тон текста выявление эмоционального тона текста и обоснование своего понимания
герой: · внешние проявления (портрет, поступки, действия, речь), значимые для понимания внутреннего мира · внутренний мир героя: характер, мотивы, причины, цели действий, позиция героя (точка зрения) эмоциональное состояние, настроение   извлечение (выделение) соответствующих фрагментов текста, установление связей между ними и их интерпретация (толкование)
сюжет: последовательность событий, их развитие, позволяющие герою проявить свои качества выделение последовательности событий, значимых для проявления внутреннего мир героя
художественные детали: пейзаж, интерьер, название и др. нахождение и интерпретация (толкование) художественных деталей, значимых для проявления а) внутреннего мира героя и б) отношения автора (рассказчика)
языковые средства выразительности выявление и интерпретация (толкование) языковых средств художественной выразительности, значимых для проявления а) внутреннего мира героя и б) отношения автора (рассказчика)
Лириче ские произведения предмет, вызывающий наиболее сильный эмоциональный отклик рассказчика (лирического героя) нахождение по художественным деталям и др. выразительным средствам предмета, вызывающего наиболее сильный эмоциональный отклик рассказчика (лирического героя)
ведущий эмоциональный тон выявление основного эмоционального тона текста и обоснование своего понимания
художественные детали выделение и толкование (интерпретация) художественных деталей, значимых для выражения настроения
языковые средства выразительности   выделение и толкование (интерпретация) средств языковой выразительности, значимых для выражения ведущего настроения и его оттенков  

 

Приведенная технологическая матрица послужила ориентиром для разработки двух равноценных массивов задач, покрывающих ее основное содержание (см. табл.9).

 

Таблица 9. Распределение задач по разделам предметного содержания и уровням опосредствования

Область предметного содержания Общий массив Задания 1 уровня Задания 2 уровня Задания 3 уровня[14]
Закрытые вопросы Открытые вопросы Закрытые вопросы Открытые вопросы Закрытые вопросы Открытые вопросы Закрытые вопросы Открытые вопросы
Эпос: «Кувшинчик», «Хитрый жук», «Совесть»
Лирика: «Старый скворец», «После грозы», «Березы и ели»
ВСЕГО

 

 

Индикаторы уровней освоения предметного содержания (виды тестовых заданий, вопросов)

Первый уровень (формальный) – ориентация на форму способа действия

При определении грамотности читателя художественных произведений критерием первого уровня опосредствования выступает умение реконструировать содержание фактографического характера, явно или косвенно отображенное в тексте, а также явно выраженные отношения и оценки.

Тестовые задания (или вопросы), которые могут использоваться как индикаторы достижения данного уровня, составляются на материале эпических текстов. Открытый перечень видов таких заданий включает:

· задания на поиск фрагментов текста, позволяющих идентифицировать: отдельные события или последовательность событий, отображенных в тексте, явно высказанное отношение автора к событиям и персонажам, действия персонажей и обстоятельства этих действий, непосредственно проявленные отношения между персонажами, обозначенные мотивы и т.п.

· вопросы, предполагающие воссоздание опущенных деталей в описании событий, обстановки, внешности или действий героев

· задания на установление очевидных логических связей между отдельными высказываниями автора

· задание на объяснение смысла идеом, фразеологизмов, общеязыковых метафор, использованных в тексте произведения.

·

 

Ниже приведены несколько примерных заданий и вопросов, которые применимы ко многим текстам.

§ Найди в тексте слова, которые описывают место действия

§ Пронумеруй предложения в том порядке, в каком происходили события. № 1 уже поставлен (дается несколько фрагментов текста в перепутанном порядке)

§ Какое чувство испытывал герой в тот момент, когда…? Найди в тексте слова, которые об этом говорят.

§ Найди слова, которые говорят о том, что помешало персонажу…(что-то сделать)

§ Что означают слова: « …» (приводится идеоматическое выражение или общеязыковая метафора, использованные автором)

§

 

Второй уровень (предметный) – ориентация на существенное отношение в основе способа действия.

Общим критерием этого уровня грамотности чтения выступает умение извлекать из текста смысловую сторону его содержания. В литературных текстах такое извлечение смыслов наиболее чётко проявляется при интерпретации художественных средств выразительности, начиная от композиционных особенностей произведения и кончая художественными деталями.

Тестовые задания (или вопросы), которые могут использоваться как индикаторы достижения данного уровня, составляются на материале как эпических, так и лирических текстов. Перечень видов таких заданий включает:

· вопросы о роли, которую играют в авторском замысле композиция произведения, те или иные акцентировки, художественные детали и другие использованные автором литературные приемы и средства выразительности

· характеристика персонажей; ценностно-смысловая интерпретация их внешних и внутренних проявлений

· задание на выявление расхождений между внешним поведением и внутренними переживаниями героя

· задания на выявление тех или иных подтекстов

· определение основной мысли (послания)

· вопрос о ведущем эмоциональном тоне повествования

· вопрос об отношении автора к герою и событиям

· задание на выделение в лирическом описании факта, события или объекта, вызвавшего эмоциональный отклик лирического героя

·

 

Ниже приведены несколько примерных заданий и вопросов.

  • Зачем (для чего, с какой целью) так подробно в произведении описывается … (роль детали в описании)
  • Как ты понимаешь выражение «…»? ( авторская метафора, метонимия, оксюморон и т.д.) Зачем автор использует его в тексте?
  • Какое из явлений окружающего мира особо выделено в этом произведении?
  • Определи эмоциональный тон (настроение) повествования
  • Определи ведущие черты характера героя
  • Как герой относится к (тому или иному событию, герою, явлению)?
  • Зачем автор ввел в повествование того или иного второстепенного героя?
  • Каково отношение автора к герою?

 

Третий уровень (функциональный) – ориентация на границы способа действия

Третьему уровню отвечают задания, которые предполагают реконструкцию содержания текста на основании его целостного восприятия и понимания. В этих заданиях тестируемый ставится в квази-авторскую или редакторскую позицию, предполагающую активное преобразование текстового материала под углом какой-то задачи (разумеется, задачи элементарного свойства).

Тестовые задания, которые могут использоваться как индикаторы достижения данного уровня, составляются на материале эпических и лирических текстов. В наших разработках мы использовали следующие виды заданий:

§ задания на реконструкцию «рассыпанного» текста в рамках заданного смысла

§ изменение текста по смыслу (исключение фрагментов, не подходящих по смыслу)

§ изменение текста по эмоциональному тону (исключение фрагментов, не подходящих по эмоциональному тону)

Примеры заданий разного уровня

А.ГАЙДАР

«СОВЕСТЬ»

 

Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.

Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.

Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.

А так как он в руке сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.

- Несчастный прогульщик! – строго сказала она. – И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?

- Нет! – удивленно ответил малыш. – Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.

Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.

А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.

Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.

Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.

 

Й уровень

А

Зачем Нина пошла в рощу? Ответь на вопрос словами из текста
Ответ: «Чтобы знакомые случайно не увидели…» Чтобы ее никто не видел, как она «болтается по городу с книгами»
Комментарий. Поиск фрагмента текста

 

Б

Почему Нина подумала, что малыш прогуливает уроки? Ответь на вопрос словами из текста
Один из ответов или их сочетание: «так как он в руке сжимал букварь…» встретила малыша «в роще» встретила малыша «во время рабочего дня»
Комментарий. Поиск фрагмента текста.

 

2-й уровень

А

1) Сердилась ли Нина на малыша в начале разговора? ___________ 2) Поясни свое мнение словами из текста
Ответ «Нет» + обоснование (один из ответов или их сочетание): она «решила над ним подшутить» (поэтому «строго» сказала: «Несчастный прогульщик».) «Смекнула» и «решила над ним подшутить»
Комментарий. Интерпретация подтекста (расхождения внешнего выражения и внутреннего состояния героя)

 

Б

Зачем в тексте сказано «Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы»?
Ответ: . Указание на контраст: Птицы поют весело, а у девочки все плохо и получает «контраст». Чтобы усилить чувство грусти Нины.: У нее было тяжело на сердце, а птицы так весело пел. Все хорошо вокруг, а она плачет Ее замучила совесть, и ей стало стыдно, а беззаботные птицы весело пели. Чтобы показать, что природа всегда равнодушна, а от этого становится еще тяжелее
Комментарий. Интерпретация роли художественного приема (прием контраста)

 

В

1) Как рассказчик относится к Нине? 1. Презирает 2. Восхищается 3. Сочувствует 4. Осуждает Отметь все правильные ответы 2) Поясни, почему ты так думаешь?
Ответ: Сочетание ответов 3 (сочувствует) +ответ 4 (осуждает) + обоснование (один из ответов или их сочетание): Сочувствует + потому что Нина « сильно раскаивается» ( «добрая», « смелая», «с юмором») сочувствует + и « ее грызла совесть» осуждает + «пропустила уроки и бессовестно начала веселиться»
Комментарий. Выявление амбивалентного отношения рассказчика к герою

 

 

3-й уровень

Восстанови из перепутанных частей текст «Берёзы и ели» так, чтобы в нём было выражено праздничное настроение. Учти, что среди перепутанных фрагментов есть два неподходящих Ч а с т и т е к с т а: ОСВЕЩЁННАЯ СОЛНЦЕМ СРЕДИ ТЁМНЫХ ЕЛЕЙ ОНА КАЗАЛАСЬ НАЛЕТЕЛ ВЕТЕР ОДИНОКОЙ ВЕЛИКАНШЕЙ А ЕЛИ ЗАКИВАЛИ ВЕРШИНАМИ, БУДТО КЛАНЯЛИСЬ ЕЙ ЗА ПОВОРОТОМ ДОРОГИ ПОКАЗАЛАСЬ БЕРЁЗА А ЕЛИ ЗАСКРИПЕЛИ, БУДТО НА ЧТО–ТО ЖАЛУЯСЬ НАРЯДНОЙ КРАСАВИЦЕЙ-ГОСТЬЕЙ И БЕРЁЗА ЗАСВЕРКАЛА МОЛОДЫМИ ЛИСТОЧКАМИ  
Ответ: За поворотом дороги показалась береза, Освещенная солнцем. Среди темных елей она казалась Нарядной красавицей-гостьей Налетел ветер, И береза засверкала молодыми листочками, А ели закивали вершинами, будто кланялись ей. Или: Освещённая солнцем, за поворотом дороги показалась берёза. Она казалась нарядной красавицей-гостьей среди тёмных елей Налетел ветер, и берёза засверкала молодыми листочками, а ели закивали вершинами, как будто кланялись ей Или: За поворотом дороги показалась берёза. Освещённая солнцем, среди тёмных елей она казалась нарядной красавицей-гостьей Налетел ветер, и берёза засверкала молодыми листочками, а ели закивали вершинами, как будто кланялись ей   Неподходящие фрагменты: «одинокой великаншей» и «а ели заскрипели, будто-то на что-то жалуясь», потому что они не соответствуют праздничному настроению
Комментарий. Реконструкция текста по намеченному содержанию

 

4.3.5. Тест грамотности чтения информационных текстов [15]

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 1305; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.051 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь