Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Техника лечения, основанная на теории возникновения заболеваний



ЯTMTepaпeвтачecкотo " ^шательства в позитивной психоте-S ТочТ^76^" " " является пятиэт^™ стратегия ле.

=Jc°^HO^^^^^^^^^

так и из имеющихся в то же время способностей чел^Й S

терапии формулируются индивидуально, их содержанГе опое деляется следующими моментами: Р^ние опре

а) Позитивный процесс

нос^ ^ается " опытка не упустить из внимания все возмож­ности, как расстройства, так и способностей Так напоимеп чя

S^0^0^' какие " Р^УЩества имее? застенчивость? Какие функции выполняют нарушения сна? Что значит ^я

меня тот факт, что я боюсь или у меня депрессия? для

МИКРОТРАВМЫ

ЖИЗНЕННЫЕ СОБЫТИЯ

                       
    —> АКТУАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ        
                < ——    

 

Дифференциально аиачитиче^кий опросиик (ДАО) Актуальные способности базовые способности

СПОСОБНОСТЬ К ПОЗПА» СПОСОБН нию-> ОСТИ ВТОРИЧНЫЕ СПОСОБНОСТЬ сп< К ЛЮБВИ -* ОСОБНОСТИ ПЕРВИЧНЫЕ
        пунктуальность я     любовь
тело/ощуигеция -Л. фанталияд/ ^деятель будущее *t /*доьгиж \г ность eii не ЧИСТОП 'ЮТНОСТЬ аккуратность послушание вежливость честность родители/ ПРА МЫ ./\ родители С/ и религия ^\. / V /дети , ТЫ в родители ' между собой образец для подражания терпение время контакты
контакты     верность МЫ     сексуальность
        справедливость усердие/дея тельность родится окружающи н и и мир доверие надежда
4 формы переработки конфл ИКТОВ бережливость обязательность 4 модели для п эдражання вера сомнение
        точность         уверенность
        совестливость         цельность
        обратная СВЯЗЬ |
                       
ПРЯМОТА             УЧТИ вость

 

^

ЦНС +ПНС

^

i

ЦНС +ПНС

^

ГОРМОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА '

^

/'НЕЙРОПЕПТИДЫ^

^1 гормоны

\ТРАНСМИТТЕРЫу

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА

ОРГАНИЧЕСКИЕ И ПСИХИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ

Рис. 2. Модель конфликта в позитивной психотерапии

И заболевавия могут интерпретироваться позитивно:

Агрессивность: способность'реагировать на что-либо спон­танно, эмоционально и расторможенно.

Алкоголизм: способность с помощью алкоголя временно сде­лать конфликт переносимым.

Амбивалентность: способность не принимать окончательно­го решения.

Депрессия: способность реагировать на конфликты с глубо­кой эмоциональностью.

Застенчивость: способность сдерживать себя и действовать по своему убеждению: если я не буду подвергать себя опаснос­ти, то мне нечего будет бояться быть задетым.

Инфаркт миокарда: способность принимать близко к серд­цу нагрузки и факторы риска.

Клептомания: способность находить что-то, прежде чем другой это потеряет.

Лень: способность избегать требований достижения.

Мазохизм: способность дать возможность партнеру наслаж­даться.

Мания: способность испытывать «море по колено», себя самого ощущать всемогущим и не обращать внимания на мело­чи жизни.

Нарушение потенции: способность отстраниться от кон­фликтной сферы сексуальности.

Нарциссизм: способность любить самого себя и переживать свои собственные мнимые слабости позитивно.

Невроз навязчивых состояний: способность осуществлять что-либо с чрезвычайной точностью, добросовестностью, пунк­туальностью и последовательностью (ср.: ч.II, гл.1—39, Ре-seschkian, 1983, S.139-180).

Нервная анорексия: способность обходиться малыми средст­вами. Способность разделить тяготы мирового голода.

Ночное недержание мочи (энурез): способность плакать ниж­ней половиной тела.

Ожирение: способность доставлять удовольствие и воспол­нять дефицит, внимания при помощи еды. Акцентирование ощу­щений, таких как вкус, эстетика блюд, широта взглядов в отно­шении продуктов питания.

Паранойя: способность видеть себя центром мира и его тай­ных сил.

Преждевременная эякуляция: способность быстро достигать цели.

Психосоматические симптомы: способность языком орга­нов говорить о том, что в данный момент нет других средств справиться с конфликтом.

Распущенность: способность игнорировать принятые нормы или противостоять им.

Ревность: способность любить без того, чтобы своим поведе­нием заслуживать любовь к себе.

Садизм: способность принимать активную роль.

Страх одиночества: потребность быть в обществе других людей.

Стресс: способность и приспособление организма к новой ситуации могут в этом смысле быть названы стрессом.

У прямство: способность сказать нет.

Фиксация: способность придерживаться твердых установок и поведения.

Фригидность: способность сказать «нет» своим телом.

Шизофрения: способность отделить невыносимые сферы своего Я и заменить неудовлетворяющий окружающий мир фантастическим внутренним миром.

Экзистенциальная тревога: способность готовиться к буду­щему и не поддаваться иллюзии безопасности.

б) Содержательный процесс

Зачастую к заболеваниям ведут не большие события, а постоян­но повторяющиеся маленькие душевные травмы, которые в конце концов формируют характер, особенно восприимчивый к отдельным конфликтам. Если, например, мать изо дня в день ругает ребенка за неаккуратность, это не помогает им обоим. В этом случае матери следовало бы разобраться, как формиру­ется поведение ее ребенка в отношении поддержания порядка, было бы проще ей осознать, что существуют различные точки зрения на аккуратность. Для ребенка в свою очередь было бы лучше, если бы его не только критиковали, но и объяснили и показали, чего от него хотели бы.

Вот другой пример: человек, который усвоил, что он только тогда чего-то стоит, когда чего-то добивается, достигает личных и профессиональных успехов, вдруг ощущает себя абсолютно подавленным и ничтожным, если сразу не справляется с постав­ленной перед ним задачей.

Следующие вопросы облегчают фокальный доступ к акту­альному конфликту, например: Как Вы реагируете, если Ваш партнер опаздывает на встречу с Вами; если он не делает того, что Вы считаете правильным и важным? Что Вы делаете,, если кто-нибудь из окружающих оклеветал Вас? Если кто-то распро­страняет вокруг себя невыносимый, запах или если Вы вынуж­дены вести длительную беседу с человеком, у которого очень неприятно пахнет изо рта? Что Вы чувствуете, если к Вам отне­слись несправедливо или предпочли Вам другого? Что Вы чув­ствуете, когда замечаете, что Вас обманывают или когда Ваш партнер изменяет Вам? Что Вы ощущаете, когда Вам предстоит экзамен?

Если не просто прочесть эти вопросы, а прислушаться к тем ощущениям и мыслям, которые они вызывают, можно заме­тить, что в них содержатся актуальные способности, вызываю­щие сильные эмоции и аффекты.

Описанный здесь подход предлагает проводить опрос пациен­тов, направленный на выявление их готовности к конфликту. В то время как одни очень высоко ценят усердие / деятельность или бережливость, другие обращают внимание на аккуратность, пунктуальность, контакты, справедливость, вежливость, честность и т.д. Каждая из этих норм в свою очередь обладает своим собственным ситуативным, групповым, общественным зна­чением. «Как только я подумаю о несправедливости моего шефа, я тут же начинаю дрожать, мне становится плохо. После этого у меня появляются головная боль и расстройство желудка» (28-летняя служащая с психосоматическими нарушениями).

в) Ориентация целей

Эта ориентация сопутствует изменениям установок и поведения, помогает преодолеть невротические навязчивости и способствует более адекватному решению конфликта учтивость—прямота. Это облегчает человеку доступ к его потенциалу самопомощи и позволяет разорвать круг возникновения психосоматозов.

Описанная модель не ограничивается внутрипсихическим процессом, она стремится, помимо телесных и интрапсихичес-ких, затронуть также семейные и общественные условия. Кри­терием для этого являются те ресурсы, которые удается моби­лизовать для терапевтической ситуации, где локализован фокус конфликта и на какие потенциалы терапевтического преодоле­ния конфликта можно рассчитывать.

Модель позитивной психотерапии не стремится первично объяснить возникновение определенных конфликтов, а старает­ся понять человека в его жизненной ситуации, в которой он за­болевает. Таким образом, позитивная психотерапия охватывает все психические, психосоматические и соматические заболева­ния. Она стремится учитывать, кроме симптома и собственно динамики болезни, содержательные аспекты для каждого чело­века. Она не следует зачарованно за симптомом, а спрашивает о значении симптома для стиля жизни в целом, о его «сигнальном действии», о вытекающих из этого шансах на изменение и — что существенно — о имеющихся у каждого человека способ­ностях преодолевать конфликты, компенсировать нарушения и расстройства или переориентировать в зависимости от жизнен­ной ситуации свое отношение к будущему. Терапия основывается на трех моментах:

— профилактика;

— собственно терапия;

— реабилитация и последующая помощь.

В основе лежит транскультурный образ мышления, который включает многообразие индивидуальных, семейных и культур­но обусловленных явлений и единство в этом разнообразии. Те­рапевтическая модель разделена на пять ступеней:

ступень 1: наблюдение/дистанцирование;

ступень 2: инвентаризация; .,..•, ступень 3: ситуативное (обозрение; . ступень 4: вербализация;

ступень 5: расширение системы целей.

Партнер приносит человеку конфликты, сложности, пробле­мы и кризисы. Одновременно с этим он дает также шанс даль­нейшего развития личности и адекватного, решения этих кон­фликтов. Конфронтация во многих сферах человеческих взаи­моотношений по-своему может, быть благоприятной: в отноше­ниях родителей и детей, взаимоотношениях родителей, отноше­ниях с родителями партнера, взаимоотношениях с окружающи­ми. Видеть в горе только горе, а в конфликте — только разно­гласия означает глубокое непонимание, что в воспитании 'и " пси­хотерапии кроются необозримые возможности., ч, .

Отсюда ясно, что недостаточно спрашивать лишь о« «Поче­му» какого-то нарушения»: страдания или испытания; Вы счета* нетесь непонятыми, если затем не будет задан вопрос «Для чего». Вопрос «Для чего» означает реинтеграцню, тенденцию к единству и дальнейшему развитию.:, .

г) Стационарное и амбулаторное применение

Метод позитивной психотерапии применим ив стационарных, и в амбулаторных условиях; в случае его использования в. ста­ционарах больные обучаются самопомощи и переводятся затем на амбулаторное долечивание. В стационаре метод может рабо­тать как конфликтцентрированная психотерапия- •

Процесс лечения показывает, что, как правило, уже спустя относительно короткое время (10—15 встреч) наступает, суще­ственное улучшение состояния. Контрольные исследования через год в большинстве случаев выявляют стойкий терапевти­ческий эффект. Особый успех наблюдается в, лечении невроти­ческих и психосоматических расстройств. Имеется опыт лече­ния методом позитивной психотерапии партнерских проблем, трудностей воспитания, депрессий, фобий, сексуальных рас­стройств, психосоматических заболеваний, таких как болезни желудка и кищечника, ревматические жалобы, диабет, и астма. Метод также неоднократно использовался при лечении психо­патий и шизофрении.;.,.•;

Теория позитивной психотерапии " " •••••• в психосоматической медицине

а) Позитивное видение человека

Как содержащее в себе способности зерно пробивает себе путь в окружающей среде, взаимодействуя, например, с землей, до­ждем, садовником, так и человек развивает свои способности в

тесных отношениях с окружающим его миром. В «основе кон­цепции позитивной психотерапии лежит точка зрения, что каж­дый, без исключения, человек обладает двумя базовыми спо­собностями: к познанию (когнитивность) и к любви (эмоцио­нальность).

Способность к познанию означает: способность учиться и учить.

Каждый человек пытается познать внутренние связи дейст­вительности. Он спрашивает, почему яблоко падает на землю, почему растет дерево, почему светит солнце, почему движется автомобиль, почему существуют болезни и страдания. Он инте­ресуется тем, что он такое, собственно говоря, есть, откуда он, для чего он. Это не только вопросы философии, но и вопросы, соответствующие одной основополагающей человеческой по­требности. Особенность человека ставить такие вопросы и ис­кать ответы, на них является проявлением когнитивности. В воспитании она ограничивается передачей знаний.

" Из способностей к познанию развиваются вторичные спо­собности, такие как пунктуальность, чистоплотность, акку­ратность^ послушание, вежливость, честность/открытость, верность, справедливость, трудолюбие/деятельность, бе­режливость, обязательность, тщательность и добросовест­ность.

Способность к любви означает: способность любить и быть любимым.

Оба компонента одинаково важны: способность активно ус­танавливать эмоциональные отношения (любить) и способ­ность эмоциональные: отношения принимать и поддерживать (быть любимы»). Способности к любви не равнозначна в своих проявлениях в зависимости от того, на кого она направ­лена. Если мы что-то изучаем, приобретаем, создаем, цель и смысл этой деятельности зависят от того, для чего и для кого это делается: для нас самих, для нашего партнера и наших близких, для наших коллег, государств, наций, человечества, для ближайшего или далекого будущего или против него.

Способность к любви ведет в своем дальнейшем развитии к первичным способностям (табл. 2), таким как умение лю­бить, быть примером, иметь терпение, уделять время чему-то, умение устанавливать контакты, проявлять и прини­мать^ нежность и сексуальность, уметь доверять, иметь на­дежду, уметь верить и уметь сомневаться, приобрести уве­ренность и устанавливать единство.

Первичные и вторичные способности мы обозначаем как ак­туальные способности.

В этом смысле мы понимаем способности к познанию и любви как присущую каждому человеку особую предрасполо­женность, требующую ее актуализации и дифференциации. Все другие способности могут быть развиты из этих двух базовых или рассматриваться как проявления их различных комбина-

ций и применяться к многообразным жизненным ситуациям. Обе базовые способности находятся в функциональной взаимо-* связи: соответствующее развитие одной из них поддерживает и облегчает развитие другой. Каждый человек обладает базовыми способностями, которые открывают ему огромные возможнос­ти. В зависимости от физического состояния, окружающей среды и времени, в которых живет человек, эти способности дифференцируются и образуют неизменяемую структуру сущ-ностных черт (неповторимость). Это означает не что иное, как то, что человек по своей сути добр.

Принцип базовых способностей обнаруживается в литератуг-ре в различном выражении. Все гуманитарные научные, концен-' ции используют прямо или косвенно базовые величины или способности, на основе которых формируется поведение, иди восприятие. В одних теориях это инстинкты, в других ^«спо­собность к научению, в третьих — эмоциональные величины типа «эндогамной основы». При этом вид и оценка какой-либо из базовых способностей соответствуют лежащему в основе ви­дению человека. > .

Восприимчивое комплементарное отношение, которое во многом соответствует базовым способностям к познанию и любви, связывает между собой религию и науку.? Последняя ближе стоит к когнитивности, в то время как религии и миро­воззрению соответствует эмоциональность. Тогда как религия претендует на то, чтобы давать смысл (дача смысла) и предпо­лагает для этого обязательность, то наука по своему назначе­нию видит задачей этот смысл найти (нахождение смысла). Ре­лигия говорит нам, например, что мы должны быть верными'и честными; психология спрашивает, почему кто-то верен или не­верен, честен или нечестен (Peseschkian, 1983, S.74; pHCiS).

Рис.3. Базовые способности и условия их развития в ирименениа к даче смысла (религия) и нахождению смысла (наука). (Из: Peseschkian, 1983, S.64).,

б) Актуальные способности и концепции (внутренняя динамика конфликта)

На основании этих сопутствующих психотерапии поведенчес­ких и установочных норм был разработан дифференциально-аналитический опросник (ДАО, табл. 3) как относительно все­объемлющая система понятий. Содержащиеся в нем первичные и вторичные нормы поведения я назвал актуальными способ­ностями (см. табл. 2), это понятие я считаю необходимым по­тому, что эти H0pMbtданы человеку в его развитии как способ­ности; они являются измерениями развития, проявления кото­рых усиливаются или подавляются благоприятными или тормо­зящими влияниями окружающей среды. Актуальными эти спо­собности являются потому, что они постоянно фигурируют в повседневной жизни в различных ситуациях. В связи с этими психосоциальными *й6рмамЙ^ " меня возникают следующие во­просы: Ґ

Каким образом возникают конфликты? Как можно соответ­ствующим образом описать эти конфликты? Что стоит за симп­томами психических и психосоматических расстройств и огра­ничением межличностных отношений и как можно лечить эти расстройства?

Таблица 2. Перечень вторичных и первичных способностей (актуаль­ные способности)

' Вторичные способности Первичные способности
Пунктуальность Любовь (эмоциональность)
Чистоплотность Идеал
Аккуратность Терпение
Послушание Время
Честность/открытость Контакты
Верность Сексуальность
Справедливость Доверие
Трудолюбие/деятельность Надежда
Бережливость Вера/религия
Обязательность * / Сомнение
Точность Уверенность
Совестливость Единство

 

В западных.странах мы наблюдаем тенденцию к превознесе­нию вторичных способностей, например способности к дости­жению, что сопровождается снижением роли первичных спо­собностей, например способности к общению (рис.4). На Восто­ке, напротив, проявляется склонность выделять первичные спо­собности, ориентированные на межличностное общение, при этом, очевидно, различные вторичные способности теряют свое значение.

Рис. 4. Актуальные способности как нормы социализации.

Актуальные способности являются психодинамически дей­ствующими. Они взаимосвязаны с такими психодинамически­ми категориями, как Сверх-Я и Я-идеал, и такими глубинно-психологическими категориями, как чувство самоценности и комплекс неполноценности, а также «желательным» и «нежела­тельным» поведением в поведенческой терапии.

Актуальные способности дают нам дополнительные диффе­ренциально-диагностические указания и на основе познания содержания конфликтной сферы открывают новые возможнос­ти воспитания, самопомощи, психогигиены и конфликтцентри-рованной психотерапии. Во взгляде на практический процесс мы стараемся под девизом «Как об этом спрашивают? » проана­лизировать отдельные актуальные способности при помощи ключевых вопросов.

В повседневных описаниях и оценках, а также в обоюдной партнерской оценке вторичные актуальные способности играют решающую роль. Тот, кто находит другого человека милым и симпатичным, обосновывает свое мнение так: «Он порядочен и аккуратен, на него можно положиться». Обратную оценку по­лучает отвергаемый человек: «Он мне несимпатичен, потому что он небрежен, непунктуален, несправедлив, невежлив, скуп и ленив».

Таким же привычным, как эти примеры, является и влияние соответствующих переживаний на настроение и физическое со­стояние. Так, например, педантичность, неаккуратность, ритуа-

лизированная чистоплотность, небрежность, чрезмерные требо­вания к пунктуальности, непунктуальность, принудительная совестливость или необязательность, помимо социальных кон­фликтов, ведут также и к психическим и психосоматическим расстройствам, таким как страхи, агрессия, подражания, и их следствиям: в психической сфере, в дыхательных путях, в сер­дечно-сосудистой системе, в гастроинтестинальной зоне, в опор­но-двигательном аппарате, в нервной системе, в мочеполовой сфере и на коже.

Исследование актуальных способностей происходит при по­мощи дифференциально-аналитического опросника (ДАО, см. табл. 3) и Висбаденского опросника к методу позитивной пси­хотерапии и семейной терапии (Peseschkian, Deidenbach, 1988). Инструкция к проведению ДАО звучит следующим об­разом: «Случаются ли у Вас конфликты в сфере пунктуальнос­ти (аккуратности и т.д.)? Кто из Вас — Вы или Ваш партнер —

Таблица 3 Дифференциально-аналитический опросник (ДАО, краткая форма; из: Peseschkian, 1977a, S.70)

Актуальные способности Пациент Партнер Спонтанные комментарии
Пунктуальность            
Чистоплотность            
Аккуратность            
Послушание            
Вежливость            
Искренность/честность            
Верность            
Справедливость            
Трудолюбие/деятельность            
Бережливость            
Надежность / точность            
Любовь            
Терпение            
Доверие/ надежда            
Контакты            
Секс/сексуальность            
Вера/религия            

 

придает больше значения пунктуальности (аккуратности и т д.)? » Возможны различные модификации инструкции в зави­симости от конкретного случая.

Отмечаются отдельные поведенческие сферы таким образом, что (+++) обозначает наивысшую субъективную оценку какой-либо категории, (—) обозначает низшую оценку («Вообще не придает этому никакого значения...»); (+-) свидетельствует об индифферентности по отношению к определенной поведенчес­кой сфере; (++), (+), (-) и (-) отражают степени субъективно­го значения. Вторая графа воспроизводит самооценку пациен-. том его актуальных способностей. Третья графа отражает оцен­ку пациентом качеств партнера; помимо этого, могут быть вве­дены и дополнительные графы для значимых других. Послед­няя графа содержит спонтанные комментарии.

в) Четыре формы переработки конфликтов (физиология и психосоциальная ситуация напряжения)

Несмотря на все культурные и социальные различия и неповто­римость каждого человека, мы можем наблюдать, что все люди при решении своих проблем прибегают к типичным формам переработки конфликтов. Если у нас есть проблема, мы сер­димся, чувствуем себя перегруженными или непонятыми, живем в постоянном напряжении или не видим никакого смыс­ла в нашей жизни, то все эти трудности можно выразить в сле­дующих четырех формах переработки конфликта, соответству­ющих четырем измерениям способности к познанию. Они по­зволяют понять, как человек воспринимает окружающий мир и какими путями познания происходит освоение действительнос­ти (рис.5).

тело/ощущения

фантазия/ будущее

деятельность

контакты

Рис. S. Формы переработки конфликтов.

Эти формы переработки конфликтов являются относительно широкими категориями, которые каждый наполняет своими личными представлениями, желаниями и конфликтами. Каж­дый человек развивает свои собственные предпочтения в пре­одолении возникающих конфликтов. При гипертрофии одной из форм переработки конфликтов другие отодвигаются на зад­ний план. Какие из форм переработки конфликтов предпочита­ются, зависит в существенной степени от приобретенного опыта, прежде всего от того, какой человек получил в своем детстве. Четыре формы реагирования моделируются в конкрет­ной жизненной ситуации при участии конкретных концепций.

Симптоматика: расстройства сна, потеря аппетита, заболева­ния органов, раздражительность, бесконтрольный прием пищи, витальная депрессия, сексуальные расстройства, утомляемость, боли, адинамия, акустические и оптические галлюцинации, ипохондрические представления, а также нарушения воспри­ятия и влечений и аффективные расстройства могут быть пред­ставлены как симптомы в сфере тело/ощущение. Расстройства мышления и интеллекта, нарушения внимания, памяти, труд­ности в принятии решения, склонность к рационализации, меч­тательность, навязчивости, дереализация и т.д. относятся к ра­зуму и вместе с тем к деятельности. Фиксации, предрассудки, стереотипы, фанатизм, слабость суждений, боязнь правды, чув­ство ненависти, чувство вины, маргинальность и односторон­ность связаны с традицией и, таким образом, с контактами. Безудержные фантазии, отстранение от действительности, суи­цидальные фантазии, сексуальные фантазии, опасения, навяз­чивые представления, бред отношения и преследования могут быть причислены к сфере фантазии/интуиции и вместе с этим к измерению будущего.

1) Тело (ощущение): на переднем плане стоит тело-Я-воспри-ятие. Как человек воспринимает свое тело? Как переживает он различные ощущения и информацию из окружающего мира? Воспринимаемая в ощущениях информация проходит через цензуру приобретенного масштаба оценки. Отдельные характе­ристики ощущений могут быть конфликтными в связи с подоб­ного рода переживаниями. При помощи своих ощущений ребе­нок с самого начала развития устанавливает контакт с окружа­ющим миром. Общая активность контролируется ощущениями. Ритмы сна и питания могут стать важнейшими.

Поражение того или иного органа у пациента с психосомати­ческим заболеванием становится понятным при взгляде на кон­цепции, которых он придерживается в отношении к телу в целом, отдельным его органам и их функциям, а также к здоро­вью и болезни. Они определяют в общей взаимосвязи с содер­жанием конфликта, почему один человек реагирует своим серд­цем, другой — желудком, органами дыхания, кожей и т.д. и

почему некоторые люди «бегут» в болезнь, тогда как другие всеми силами отрицают физическую слабость и заболевание.

Так, у некоторого числа больных с желудочными расстрой­ствами, а также с ожирением мы могли наблюдать концепции, связанные с приемом пищи (Все, что на столе, должно быть съедено). В противоположность этому у лиц с ишемической бо­лезнью сердца мы часто обнаруживаем концепции, которые указывают на проблематичную ситуацию в отношении пункту­альности и распределения времени. Пациенты с ревматически­ми болезнями проявляются преимущественно типичными про­блемами вокруг вежливости (.Возьми себя в руки, что скажут люди). У пациентов с психосоматическими кожными заболева­ниями достаточно часто выявляются конфликтные концепции в отношении чистоплотности и общения.

2) Деятельность (разум): измерение этого имеет особое значе­ние в индустриальном обществе, прежде всего в американо-евро­пейских кругах. Сюда же относятся способы становления норм деятельности и их включения в концепцию Я. Мышление и разум делают возможным систематически и целенаправленно решать проблемы и оптимизировать деятельность. Возможны две разно-направленные реакции бегства: а) «бегство» в работу; б) «бегст­во» от требований деятельности. Типичные симптомы — пробле­мы самооценки, перегрузки, стрессовые реакции, страх увольне­ния, нарушения внимания и «дефицитарные» симптомы, такие как пенсионный невроз, апатия, снижение активности и т.д. Кон­цепции: «Если ты что-то можешь, тогда ты что-то из себя пред­ставляешь»; «Кончил дело — гуляй смело» и «Без труда не выта­щишь и рыбки из пруда»; «Время — деньги» и т.д.

3) Контакты (традиция): эта сфера подразумевает способность устанавливать и поддерживать отношения с самим собой, партне­ром, семьей, другими людьми, группами, социальными слоями и чуждыми культурными кругами; отношение к животным, расте­ниям и вещам. Социальное поведение формируется под влиянием приобретаемого опыта и полученного наследства (традиции), осо­бенно это касается становления наших возможностей налаживать контакты. Существуют социально обусловленные критерии выбо­ра, которые ими управляют: например, человек ожидает от парт­нера вежливости, искренности, справедливости, аккуратности, общности определенных интересов и т.д. и выбирает себе партне­ра в соответствии с этими критериями.

4) Фантазия (интуиция): можно реагировать на конфликты, ак­тивизируя фантазию, воображая решения конфликтов, представ­ляя мысленно желаемый успех или наказывая и даже убивая в мечтах людей, на которых накопилась злость из-за того, что кто-то был неверен, неправ или придерживается других убеждений. Фантазия и интуиция могут, например, возбуждать и даже удов-

летворять потребность при творческих изысканиях и сексуаль­ных фантазиях. В качестве «личного мира» фантазия отгоражи­вает от травмирующих и болезненных вмешательств действитель­ности и создает временно комфортную атмосферу (например, ал­коголь, токсикомания). Она может не воспринимать «злое дело» и болезненный разрыв с партнером как состоявшиеся; она может, однако, также устрашать, становиться могущественной, делая действительность непереносимой вследствие проекции собствен­ных страхов. Так воображение смешивается с восприятием и ведет к симптомам, которые встречаются в шизофрении в виде бредовых идей. Чтобы укротить пугающую, динамическую силу фантазии, некоторые люди вырабатывают навязчивое поведение, словно надевают корсет, который им помогает удержать в узде уг­рожающие фантазии и защищаться от неконтролируемых всплес­ков чувств В этой сфере актуальные способности как содержание фантазий также играют главную роль.

Четыре сферы переработки конфликта могут уже здесь ука­зать терапевту на существенные аспекты расстройства, которые обычно незаметны в круговерти обычной медицинской диагнос­тики и терапии

Применение четырех форм переработки конфликта

Эта «четверка» сравнима с некими весами, на чашах которых всегда должно быть по 25 %, чтобы сохранить душевное равно­весие. Решающей для уравновешенного душевного состояния

Рис. 6. Четыре реакции «бегства»

является способность мыслить позитивно творчески. Это каче­ство почти утрачено многими людьми, но его очень легко вос­становить.

В личностной сфере односторонность в четырех качествах жизни проявляется внешне в открытых формах четырех реак­ций «бегства» (рис.6): это «бегство» в болезнь (соматизация), в активную деятельность (рационализация), в одиночество или общение (идеализация или обесценивание) и в фантазии (отри­цание).

г) Четыре модели для подражания (раннее развитие)

Четыре сферы переработки конфликтов соотносятся с когни-тивностью, т.е. с теми областями, с помощью которых мы всту­паем в отношения с реальностью. Еще одно существенное изме­рение человеческой жизни определяется способностью к любви, которая так же развивается во взаимодействии с окружающим миром. На основании этого мы интересуемся характером отно­шений, открывающих доступ к возможностям проявления эмо­циональности.

Для понимания конфликтной ситуации необходимо понима­ние ее фона и определяющих ее концепций. Развитие личности решающим образом зависит от первичных отношений человека. Нам показалось удачным основу предпочтения определенных социальных отношений и отвержение других подходов описать при помощи моделей для подражания (рис 7). Предлагаемая схема включает отношения"

— родителей и братьев или сестер (а также ровесников) к ребенку (Я);

— родителей между собой (ТЫ);

— родителей к окружающему миру (МЫ);

— родителей к религии/мировоззрению (Пра-МЫ).

родители религия

родители—братья, сестры—ребенок

родители

между

собой

пра-мы

родители—окружающий мир

базовый конфликт (устоявшиеся отношения)

мы

актуальный конфликт (актуальная структура отношений)

Рис. 7. Четыре модели для подражания и развитие четырех сфер способнос­ти к любви

Подробность, с которой обсуждаются и выясняются четыре измерения идеалов, может быть индивидуально различной. Сначала они рассматриваются в первом интервью. Более де­тальный разбор возникающих в этой связи проблем следует осуществлять в зависимости от обстоятельств на поздних стади­ях терапии.

Четыре модели для подражания, как они описываются в виде базового конфликта, проецируются на актуальные отно­шения человека в семье и вне семьи. Перенимается как опыт, полученный в общении с разными людьми, так и их идеалы. Эти отношения по образцу могут быть отдельно описаны акту­альным и базовым конфликтом. На практике не следует совме­щать обе модели и использовать их как одну целостную модель.

Спрашивается, почему у некоторых возникают сложности в принятии самих себя, почему одни пытаются держаться на рас­стоянии от своей семьи или почему другие так безнадежно зам­кнулись в ней, по каким критериям следует определять отноше­ние к партнерам, к другим людям и другим социальным груп­пам? К этому перечню вопросов относятся также проблемы со­циального, расового, политического и религиозного круга. Именно здесь проясняется значение транскультурного подхода, поскольку он показывает различные возможности проявления отношений между людьми разных (суб-) культур и происхож­дения.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 444; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.085 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь