Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Психосоматика во всеобъемлющем смысле



Психосоматика во всеобъемлющем смысле ориентируется на со-циокультурную сферу, которая с определенных позиций отра­жает четыре области переработки конфликтов. К ним мы отно­сим сферы индивидуума, науки, культуры, политики, эконо­мики, религии и мировоззрения. Все эти сферы включаются в жизнедеятельность человека. По своему содержанию они фор­мируются неодинаково, в зависимости от культурных условий, уровня развития и конкретной ситуации. Они не постоянны и пересматриваются и расширяются при каждой встрече с новым человеком, с другой культурой. Это транскультурное измере­ние данной модели (Peseschkian, 1983, S. 233—246). Метод по­зитивной психотерапии мы развиваем так же, как ответ на эти вопросы.

Как мы уже видели при рассмотрении психосоматики в узком и широком смысле, на соматически-душевное равновесие человека влияет множество факторов, имеющих значение для возникновения, течения и прогноза заболевания. Психосомати­ка во всеобъемлющем смысле наряду с соматически-душевным взаимовлиянием рассматривает также общественную структуру условий, в которых живет человек и с учетом которых стано­вятся понятными реакции окружающего мира на него и, наобо­рот, его реакции на окружающий мир.

Симптом проявляется вовсе не в «безвоздушном пространст­ве». Судьба симптома как при его возникновении, так и при дальнейшем развитии зависит от того, что обусловило его про­явление, какое значение ему приписывается, каков характер его требований и как он влияет на жизненную ситуацию Таким об­разом, мы можем говорить о социопсихосоматпческом подходе.

Позитивная психотерапия предлагает ответ на эти проблем­ные вопросы, учитывая вышеназванные сферы для понимания психосоматики во всеобъемлющем смысле

а) Сфера индивидуума

Три вещи образуют медицину:

болезнь, больной ч врач. Любое врачебное искусство будет, однако, напрасным, если больной не будет сотрудничать со своим врачом.

(Парацельс)

Каждый человек обладает множеством способностей и возмож­ностей, с которыми он приходит в жизнь, не дифференцируя еще как способности к познанию и любви, и которые развива-

ются на протяжении его жизни в зависимости от требований ок^ ружающего мира и значимости его способностей. Эти способ^ ности касаются когнитивной и эмоциональной сферы, а также общего способа реагирования организма. Человек, который и отличие от животного обладает способностью самовосприятия а. формирования образа самого себя, может устанавливать отно* шение к своему телу так же, как и к своим эмоциональным и когнитивным способностям. С возрастанием его самостоятель< ности он учится обращаться с самим собой. Поскольку темой нашей работы является психосоматика, нам особенно интересно понять, какие контакты мы устанавливаем со своим телом, как мы вступаем с ним во взаимоотношения и обращаемся с ним. Под этим мы подразумеваем формирование отношения к боли, еде, движению, спорту, сексуальности, эстетике, атлетике, сну, здоровью и болезни. Организмом при этом является не только то, что мы понимаем как самих себя или совокупность органов, а еще и носители тех сфер, благодаря которым возможно это восприятие, — ощущения.

Вывод. Индивидуум осознает свою собственную интегрирован-ность и целостность. Хотя на человека влияют многие факторы, тем не менее он всегда остается самим собой. С одной стороны, он обладает возможностью воздействовать на самого себя, быть активным, быть включенным в происходящее; с другой — ин­дивидуум может быть пассивным, подверженным всевозмож­ным влияниям, и формироваться, изменяться, развиваться и воспитываться за счет этого. Мне кажется важным иметь в виду обе эти способности, которые не исключают друг друга, а взаи-модополняют. Человек не Бог, который может сотворить все самостоятельно, но он и не аморфная масса, которая должна ждать, что из нее что-то создадут.

б) Сфера науки

Ничто не мешает нам идентифицировать мировой порядок с естественными науками, а Бога — с религией.

, (Макс Планк)

Наука — это важный посредник в современном познании мира. Она учит нас постигать логику различных жизненных сфер. Наука часто пытается создать представление, что ее предпосылки и заключения происходят из «здравого рассуд­ка», который в одинаковой степени присущ каждому челове­ку. Однако такое понимание вводит в заблуждение, потому что предрасположение к науке, выбору ее тематической об­ласти, к постановке вопросов и методам зависит от состояния здоровья, общественных, мировоззренческих и религиозных предпосылок (Peseschkian, 1983, S.76-88; Deidenbach, 1990, S.225-227).

Медицинское мышление также связано с экономико-техни­ческим развитием и конкретной исторической ситуацией. В ре­лигиозное время средних веков, например, на первом плане стояла душа, и именно религиозная душа, а не понятие психи­ческого из психологии. Вмешательства в деятельность организ­ма были предусмотрены в соответствии с социальной иерархией цирюльниками, палачами, лекарями и повитухами. Высоко чти­лась молитва как средство лечения. В современной ситуации произошли принципиальные изменения. В условиях промыш­ленной революции и познаний механики были попытки (со вре­мен Декарта) представить человека как почти механическое су­щество, аналогичное высокоорганизованной машине. Затем с прогрессом в области анатомии и физиологии и развитием химии и биохимии человек стал восприниматься как «химичес­кое производство». Новые электронные счетчики оказывают влияние на наше сегодняшнее мышление. С этой точки зрения человек представляется как сложное саморегулирующееся ком­пьютерное устройство, устанавливающее тесные связи с други­ми информационными системами.

Каждая из этих ступеней развития была необходима для прогрессирования способности к познанию. В моменты своего наивысшего расцвета она вырабатывала особый подход, претен­довавший на исключительность. То, что раньше ценилось высо­ко, оказывалось устаревшим. При этом новый метод абсолюти­зировался. Так же как в зависимости от развития науки по-раз­ному формировался подход к человеку как к духовному суще­ству, механическому автомату, химическому производству, пучку рефлексов, жертве бессознательного, суперроботу, гос­подствующие научные взгляды и сегодня предлагают различ­ные возможности восприятия и обращения с самим собой, окру­жающими и пациентами.

Вывод. Не только неличностное, социально-экономическое, политическое, промышленное и научное развитие ответствен­но за возникновение психосоматических заболеваний, но и наши собственные желания удобств, наше привычное поведе­ние, наша готовность к размышлениям над отдаленным буду­щим, основанная на прогрессе, потребность в достижениях и наша готовность к риску. Этими факторами опосредуются процессы, прямо влияющие на наш организм. Последние при­меры этого — катастрофа с ядерным реактором в Чернобыле (1986) и так называемые выбросы на химических производст­вах. Здесь встает вопрос об ответственности, с одной сторо­ны, научных работников (Peseschkian, 1983, S.240—243), с другой — всех жителей Земли, которые участвуют или хотят участвовать в научном прогрессе. С чем люди готовы мирить­ся? Это опять же зависит от социокультурной, экономичес­кой, политической, а также господствующей научной и рели­гиозной данности.

в) Социокультурная сфера

Вы все листья одной веткь и плоды одного дерева.

(Баха'у'ллаУ

При транскультурном процессе мы работаем с принятыми в оп­ределенной культуре концепциями, нормами, представлениями о мире, стилями поведения, интересами и перспективами. Такой подход охватывает свойственные популяции сущНостные черты. Сюда же относятся и возможности мыслимого и допус­тимого отношения к своему собственному телу, способ воспри­ятия болезни, возможности переработки конфликта в традици­онном понимании и компромиссы наиболее часто встречающе­гося коллективного стиля поведения.

С ростом межкультурных взаимодействий эмигранты между тем заняли в Западной Германии места приезжих рабочих. Обычно под этим подразумеваются беженцы, которые чувство­вали себя на своей родине по политическим, экономическим и | религиозным мотивам в опасности. В большинстве своем они] совершенно неподготовленными приезжают в абсолютно иную культурную систему, которая со своей стороны, несмотря на всю свою настроенность на гуманитарную помощь, все-таки Hej способна их принять. Дилемма беженцев может быть описана! так: они не согласны с политической обстановкой в своей стра­не; это, однако, не означает, что они отрицают и свои культур-, ные традиции и собираются перенять традиции новой культу-1 ры. Это начинается с особенностей пищевого поведения, рас-;

пространяется на отношение к работе, традиционное значение^ семьи и контактов с другими людьми и заканчивается различ­ными религиозно-мировоззренческими убеждениями.

Достаточно часто мы встречаемся с тем, что люди в подобно­го рода ситуациях реагируют заболеваниями. Консультирую-;

щие при этом врачи обычно оказываются некомпетентными. Они не говорят на языке больного, не знают его нравов и обы­чаев, его семейной обстановки и его обусловленного религиоз­ными представлениями ритма жизни; зачастую они не представ- j ляют себе, насколько велики экономические неурядицы и боль, которые принесло расставание с родиной. На этом фоне может случиться так, что симптомы будут проявляться совсем иначе, чем у немецкого пациента. Беспомощность врача обусловлена отделяющей его от пациента бездной. Насколько часто это встречается в нашей повседневной жизни, показывают следую­щие аспекты:

«Аспекты, мирового кладбища»

В книге «Будущее в наших руках», написанной основателем Club of Rome Aurelio Peccei (1981), перечислены следующие моменты как «существенные негативные факторы, лежащие в

основе всемирной проблематики и неизбежно приводящие чело­вечество в их комбинации на путь упадка» (с нашей стороны приводятся и другие показатели и дополнения из бахаистского заявления о мире, 1985): рост населения — отсутствие планов и программ для удовлетворения элементарных потребностей че­ловечества — разрушение биосферы — кризис мирового хозяй­ства — гонка вооружений — пренебрежение глубокими соци­альными противоречиями — анархическое хозяйственно-техни­ческое развитие — моральный износ и старение институтов — противоречия между Востоком и Западом — недостаток мо­рального и политического руководства.

«Аспекты мира в мире^

Создание союзов наций и ООН — независимость, получен­ная со времен второй мировой войны многими народами земли

— рост совместной деятельности в международных мероприя­тиях — возрастающая тенденция национальных групп к укреп­лению их отношений и облегчению, таким образом, их взаимо-дейстйия — создание интернациональных гуманитарных орга­низаций — расширение женского и молодежного движения, требующего предотвращения войны — увеличение числа про­грамм обмена, способствующих взаимопониманию между наро­дами — достижения в области науки и технологии — принятые в ООН декларации и соглашения — заключительное коммюни­ке в Хельсинки — декларация СБСЕ в Париже в ноябре 1990 г.

— общий рост сознательности и формирование «мирового со­знания».

Вывод. Конечно, эти движения и группы — только начало. Слишком часто национальный эгоизм, личная выгода и стрем­ление к власти препятствуют успеху, но, без сомнения, мы видим тенденцию к взаимопониманию. Все эти усилия являют­ся обнадеживающими факторами мира в мире. Даже когда при­веденные обстоятельства кажутся слишком глобальными, каж­дый раз оказывается, что индивид активно или пассивно реаги­рует на них с. различной степенью эмоционального участия. Это важно для того, чтобы осознать в русле транскультурной пси-хосоматики в широком смысле влияние фундаментальных во­просов будущего на человечество.

Говоря иными словами, важно, чтобы каждый сохранил свой родной язык, но при этом научился бы говорить на таком языке, с помощью которого он смог бы понять остальных. Такой «язык» пытается создать транскультурная психотерапия как метакоммуникация, как коммуникация над конфликтами.

Транскультурное общение прежде всего относится к сфере деятельности политиков, которые сделали это делом своей жизни, которые имеют право принимать решения за многих и несут ответственность за группы, которые они представляют.

4-1493 97

Таким образом, они приняли на себя жизненно важные дл$ всех задачи. Их сфера деятельности многопланово детермини-| рована кругом интересов выдвинувших их групп, их кратковре-| менными и долгосрочными целями, связанными с этим опасе-| ниями и личными способностями и проблемами. Действия по-| литика определяются и тем, в какое время и в какой культуре| он вырос, какую меру национального тепла и внимания полу-| чил в семье, какие отношения сформировались у него с окружа-| ющими людьми и какое значение при этом для него имеют | люди. Кроме того, решающими являются представления о| смысле, которые он усвоил в религии и мировоззрении, и воз-| можности науки и технологии, которыми он располагает.

г) Религиозно-мировоззренческая сфера

Первый глоток- из чаши} науки оелает атеист, но на \ твердой почве ждет Бог. \

(Вернер Хайсснберг) |

Почти во всех религиозных и мировоззренческих системах бо-| лезням отводится особая роль. Болезни — это ключевые ситуа-] ции человеческого бытия. В зависимости от религиозно-миро-j воззренческой и философской ориентации болезнь может рас-1 сматриваться как наказание за грехи, милость, чистая случай-j ность, посланное Богом испытание или предопределенная неиз­бежная судьба Исходя из этого мы располагаем возможностя- \ ми принимать болезнь, бежать от нее или искать в ней исцеле-1 ние. Это относится не только к больному, но и к терапевту, I врачу, который в известной степени выступает мультипликато- \ ром концепции болезни. Не случайно в прежние времена врач i идентифицировался со священником. С этой точки зрения] важно, чтобы врач и психотерапевт осознавали свои собствен-1 ные религиозно и мировоззренчески обусловленные концепции | заболеваний, ставили вопрос о смысле болезни и смысле жизни | и критически'подходили бы к собственным установкам. То, что „ этика поведения существенно зависит от религиозно-мировоз­зренческих убеждений, уже признано многими учеными и с | большей или меньшей эффективностью распространяется на их\ деятельность.

В зависимости от того, живет ли человек в промышленно или аграрно ориентированном обществе, в социалистической. или капиталистической системе, родился ли он немцем, амери-;

канцем, австралийцем, японцем, персом, итальянцем, испанцем, и т.д., является ли он буддистом, индуистом, мусульманином, православным или католическим христианином, пиетистом, баптистом, кальвинистом, иудаиетом, бахаистом и т.д., тракту­ет он свое здоровье и свою болезнь (рис. 9). Различные степени \ свободы в понятиях здоровья и болезни и возможности выбора,

Рис.9. Религия и современный человек Каждая религия дает человеку столь­ко, сколько он может понять в соответствии со своим развитием Учения древних религии, несмотря на их противоречия с познаниями нашего време­ни, не являются ошибочными — они несвоевременны (Peseschkian, 1983, S70)

имеющиеся в распоряжении, обусловлены отдельными усвоен­ными человеком правилами, ритуалами, нормами, законами и запретами мировоззрения, жизненной философии и религии^. Вера, религия и мировоззрение, которые могут считаться общей системой отношений (базовая концепция) для установок и по­ведения, влияют на проявление способностей. Религиозно-ми­ровоззренческие установки могут рассматриваться как фоновая информация об отношении к сексуальности (сексуальные по* требности и запреты, ритуалы сексуального поведения), о вос­питании (роли родителей, авторитарное воспитание, антиавто­ритарные тенденции, предпочтение сына или дочери), о про­фессии (пределы профессиональных возможностей, мотивация в профессиональной деятельности, например, служение челове­честву, самовыражение, цель жизни, общественное поручение, освобождение и уклонение от истинных задач), о партнерских

отношениях (равноправие в отношениях мужчины и женщины, мировоззренческая ценность партнерства как средства воспита-| ния детей, как ячейки общества, как единства удовольствия,! как объединяющего предписания), о социальных контактах| (установившиеся социальные отношения, например, в индий-| ских кастах или в поведении социальных групп, слоев и клас­сов по отношению друг к другу, религиозно-мировоззренческие предписания в ситуациях общения, например, совместная мо­литва, общинные праздники, хоровое пение, медитации или труд, требования социального аскетизма; ср.: Peseschkian,. 1983).

Вывод. У многих в Западной Европе преобладает ощущени< «неловкости в культуре»: они напуганы односторонностью в враждебностью науки, разочарованы несвоевременной культур-j ной жизнью и далекой от граждан политикой и не находят при-| станища в традиционных религиях и мировоззренческих систе-| мах. Им остается только углубиться в самих себя и в себе ис-| кать новые ориентиры. |

Религия как исцеляющее средство, данное человеческому суще-| ству. Но она только тогда может иметь смысл, когда соответст-j вует требованиям, потребностям и необходимости человека и| учитывает развитие (принцип времени), относительность и| единство. Если неправильно понятая религия ведет к расстрой-1 ствам, фиксациям, замедлению развития, закоснелости интел-J лектуального процесса, она бессмысленна: как Фейербах назы-| вал ее патологией вместо теологии, Маркс и Энгельс говорили| о религии как об опиуме для народа и Фрейд в карикатурной| форме представлял ее как меру защиты (Versicherungsanstalt). |

Религия, как мы уже говорили, затрагивает вопросы о смыс-| ле жизни. Действительно, там, где потеряны доверие, надежда| и смысл, мы всегда можем обнаружить нарушенные отношения| к религии и церкви. В этом играет роль целый ряд недоразумё-jj

НИИ:

разногласие: вера — религия — церковь;

разногласие: фатальная и обусловленная судьба;

разногласие: врожденный — приобретенный;

разногласие: смерть.

Можно обоснованно сказать, что многие ученые открыто прояв-i ляют свое отношение к религии. Из множества размышлений на^ эту тему некоторые особо существенные можно было бы пред-! ставить следующим образом:

Блез Паскаль (1623—1662), французский математик, физик и философ:

^Верующий говорит о том, о чем не скажут ощущения, но он не скажет про- '• тивоположного тому, что вы воспринимаете; он выше этого, но не против! »

Исаак Ньютон (1643-1727),

английский математик, физик и астроном, основатель класси­ческой теоретической физики, первооткрыватель законов гра­витации:

^Великолепное устройство и гармония Вселенной могли осуществиться только по проекту всезнающего и всемогущего существа. Это есть и оста ется моим последним и высочайшим познанием».

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646— 1716), математик, физик и философ:

«Порядок, симметрия и гармония очаровывают нас... Бог есть исключи тельный порядок. Он создатель всеобщей гармонии».

Карл Линней (1707-1778),

шведский естествоиспытатель, основатель современной ботани­ки и создатель классификации растений:

< Я видел вечного, беспредельного, всезнающего и всемогущего Бога проходя щим милю, и я в почтении преклонил колени».

Фридрих Вильгельм Гершель (1738—1822), немецкий астроном, открыватель планеты Уран:

«Чем больше расширяется сфера науки, тем многочисленнее и неопровер жимее доказательства вечного существования создающей и всемогущей мудрости».

Томас Альва Эдисон (1847-1931),

американский изобретатель (свыше 1200 патентов) и промыш­ленник:

•«...огромное уважение и огромное восхищение перед всеми инженерами, осо бенно перед величайшим из них — Богом! »

Пауль Сабатье (1854-1941), французский химик, лауреат Нобелевской премии 1912 г.:

«Противопоставлять естественную науку и религию является делом людей, которые плохо осведомлены как в одной, так и в другой науке».

Карл Людвиг Шлейх (1859-1922), немецкий хирург, основатель инфильтративной анестезии:

«Я стал по-своему верующим при помощи микроскопа и наблюдения за при­родой. Я хочу вложить свои умения в объединение науки и религии».

Роберт Эндрюс Милликан (1868—1953), американский физик, лауреат Нобелевской премии 1923 г.:

< Люди, которые мало знают о науке, и люди, которые мало понимают в ре­лигии, могут как нибудь поспорить, и наблюдающие за ними могут поду­мать, что спор идет между наукой и верой, в то время как на самом деле это лишь столкновение двух невежеств».

Алексис Каррель (1873-1944),

французско-американский врач и естествоиспытатель, лауреат |

Нобелевской премии 1912 г.: |

«Молиться — не больший грех, чеч пить или дышать Человек нуждается} в Боге так же, как в воде и воздухе».

Эрнст Фердинанд Зауэрбрух (1875- 1951), немецкий хирург, основатель метода измерения кровяного дав­ления'

«Не существует подлинного врачебного искусства без покорной привязан мостом к Богу Из этого смирения рождается та вешкая сила, которая не­обходима нам в нашей профессии »

Карл Густав Юнг (1875-1961), психолог, основатель глубинной психологии:

«Безразлично, что мир думает о религиозном знании, тот, кто им облада ет, владеет величайшим сокровищем, которое становится для него источ- ''• ником жизни, смысла и красоты и которое совершенно освещает мир и че- '• ловечество Где тот критерий, который позволит сказать, что. такое знание не имеет силы и. является просто иллюзией7»

Альберт Эйнштейн (1879-1955),

немецкий физик, автор теории относительности, лауреат Нобе­левской премии 1921 г..

«Каждому серьезному исследователю должно быть близко определенное ре­лигиозное чувство, поскольку он не может представить себе, что те не обычайно изящные взаимосвязи, которые он наблюдает, были впервые со­зданы им. В непостижимой Вселенной царит безграничный разум Ходовое представление о том, что я атеист, основывается на большом заблужде нии Тот, кто вычитал это из моей научной теории, совсем не понял ее » •«Каков смысл нашей жизни, каков счысл жизни всех живых существ вооб ще7 Знать ответ на этот вопрос означает быть религиозным. Ты спраши, ваешь' «Есть ли вообще смысл задавать этот вопрос7» Я отвечаю' «Тот, кто считает свою жизнь и жизнь своих собратьев бессмысленной, не толь \ ко несчастлив, но и нежизнеспособен»

Макс фон Лауэ (1879- 1960), немецкий физик, директор Института физики имени Макса;

Планка в Берлине, лауреат Нобелевской премии 1914 г • j

«Ученые хотели увидеть Бога лицоч к лицу И потому, что это не возмож но, точная наука утверждала, что его не существует Насколько же мы, исследователи, стали почтительнее! Мы смиренно преклоняемся перед Сверхвеликим, Сверхмощным, вечно Невидимым, Непостижимым»

Артур Х Комптом (1892-1962), американский физик, лауреат Нобелевской премии 1927 г •

«Будучи далекой от конфликта с религией, наука стала ее союзницей. У совершенству я представления о природе, мы лучше познаем также Бога природы и ту роль, которую играем мы в драме космических су шесте»

Вернер фон Браун (род в 1912 г.), немецко-американский физик и исследователь:

«Над всем стоит честь Бога, сотворившего великую Вселенную, которую изо дня в день исследует и познает человек и его наука» «Случайно услышанное мнение, что в эпоху космических полетов мы на столько хорошо познали природу, что больше уже нет необходимости ее рить в Бога, ничем не оправдано По сей день естественные науки с каж дым новым ответом задают по меньшей мере по три новых вопроса! » «Только обновленная вера в Бога может привести к изменениям, которые смогут спасти наш мир от катастрофы Наука и религия выступают при этом сестрами, но не противниками»

(Frankenberger, 1985, S 7-28; Peseschkian, 1983, S.230f.)

д) Практические выводы

Только эта всеобъемлющая модель позитивной психотера­пии в психосоматике делает возможным включение терапев­тической среды, семейное и психотерапевтическое вмеша­тельство и активизацию потенциалов самопомощи, которые взаимно всесторонне дополняют друг друга. Исходя из этого открывается новый подход к той сфере, которая не яв­ляется уже больше лишь областью знаний терапевта, но и приобретает политическое и экономическое значение, кото­рое широко определяет общественные условия человеческо­го общежития в смысле всеобъемлющей психосоматики

—. Все более тесные контакты между разными культурами при­водят к необходимости полагаться не только на надежность собственных культурных основ, но и в русле «транскуль­турной психосоматики» учитывать иные модели мышления, опираться на знания представителей другой культуры и бла­годаря этому расширять свои собственные горизонты.

— Результат развития сфер индивидуума, науки, культуры и религии/мировоззрения формирует видение человека, ко­торое становится масштабом, регулятором поведения, эти­ческой нормой, помощью в ориентировке и прототипом самовосприятия и восприятия окружающих. Видение чело­века определяет не только наши ожидания от себя и других, но и те способности и качества, которым готовы следовать мы и другие

— Надежность и ориентировку человек находит обычно только в своей конкретной, ощутимой среде. Так, он ищет самоут­верждения при помощи физического удовлетворения в пище, питье, сексуальности, сне, спорте, эстетике и т.д., по­средством «бегства» в работу («workaholic»), посредством углубления отношения к партнеру, который в таком случае должен гарантировать безопасность, которую до этого могла предоставить целая культура. Он находит самоутверждение в контактах обычно с маленькими группами, которые ут-

верждаются в своей сути, выступая против других групп> | Характерно стремление к дополнительным религиям, к ко-| торым относятся так называемые молодежные религии, а| также односторонняя склонность к астрологии, парапсихо-j логии и эзотерике и «малым дополнительным религиям»,! которыми могут стать любые односторонне высокостилизо-j ванные убеждения, любые абсолютизированные ценности | Поиск человеком новой приемлемой ориентации порождает! новые взаимоотношения причины и действия Разочарован-1 ный в культурном, общественном, политическом или рели-| гиозном отношении индивид, ищущий убежища и помощи в| своем личном мире, отражает таким поведением опять же| коллективные проблемы

«Если ты думаешь об одном годе, посей зерно! Если ты думаешь об одном десятилетии, вырасти дерево! Если ты думаешь о столетии, воспитай человека! »

(Восточная мудрость)

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 466; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.066 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь