Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Существуют ли гомо- и гетеросексуальный инстинкты?



Наблюдения сексологов свидетельствуют в пользу врождённости и необратимости “ядерных” форм сексуальной ориентации, становление которых порой невозможно объяснить социальными интеракциями и воспитанием. Сильная половая конституция закономерно приводит к ранней реализации как гетеро-, так и гомосексуальной ориентации вопреки самому “правильному” или, напротив, “ошибочному” воспитанию (Bell A. et al., 1981).

“Ядерный” гомосексуал, несмотря на все свои старания, часто не способен реализовать гетеросексуальную близость, а “ядерный” гетеросексуал – гомосексуальную. Гетеросексуальный выбор при этом не всегда объясняется гомофобией микросоциальной среды, поскольку иногда окружающие не только не осуждают гомосексуальность, но даже испытывают уважение к активному партнёру.

Иллюстрацией к сказанному может служит следующее наблюдение. В подростковом возрасте Давид попал в заключение. Его другу, совершившему преступление, грозил большой срок наказания, так как у него прежде уже были конфликты с правосудием. Давид, ценящий дружбу превыше всего, взял его вину на себя. Оказавшись в колонии, подросток тут же обзавёлся непререкаемым авторитетом среди сверстников. Этому способствовали его храбрость и умение драться, а также дар мгновенно находить правильную тактику в контактах с окружающими. Увы, чтобы вызвать при этом одобрительное ликование одних, в ход пускались агрессивные приёмы унижения и подавления других. Своё право находиться на верхней ступени иерархической лестницы, лидер должен был подтверждать, по традиции активно вступая в гомосексуальные акты. Несмотря на сильную половую конституцию, Давид оказался неспособным к этому, хотя не испытывал ни моральных запретов, ни отвращения к гомосексуальному поведению. Вопреки намерениям подростка, эрекция, мучающая его почти постоянно, так и не появлялась при виде даже самых, казалось бы, привлекательных и вполне доступных партнёров, поскольку в его либидо гомосексуальный потенциал отсутствовал напрочь.

Выйдя из колонии, 16-летний подросток пустился в “любовные” авантюры. Вокруг него вечно вились случайные подружки, в бесконечных ночных похождениях с которыми он побывал в подъездах множества домов. Затем настал период “серьёзных” влюблённостей. Влюбляясь, он всякий раз даже начинал заикаться от избытка чувств и уважения к любимой, но рано или поздно наступал неминуемый разрыв. В периоде между очередными женитьбами, Давид был кумиром множества женщин. Всеобщим любимцем его делали сильная половая конституция, твёрдый характер, властное отношение к подругам и незаурядная красота.

К нему подходят слова Цветаевой: “Пушкин, любя, презирал, дружа – чтил”. Давид был так преданно привязан к своему другу (обожая уже не того, ради которого он пошёл в колонию, а нового, выделенного им из множества друзей), что готов был избить любого, кто посмел бы его задеть. Явный сексуальный момент в этой любви всегда отсутствовал. Потеряв друга, умершего очень молодым, Давид на протяжении десятков лет верен его памяти; он материально помогает его вдове и сыну, отмечает все даты, связанные с ним.

Давид никогда не был гомофобом. Среди его близких друзей есть и гомосексуал. Делая вид, что не ведает о характере его половой ориентации, он, тем не менее, не упускает возможности поймать приятеля на какой-нибудь гомосексуальной оговорке, как бы в шутку уличая его в “скрытой голубизне”. При всём том, человек, позволивший себе однажды гомофобный выпад в адрес “голубого” друга Давида, тут же в этом горько раскаялся. Словом, налицо сильная половая конституция, юношеская гиперсексуальность, отсутствие гомофобии и при этом неспособность не только к систематической заместительной гомосексуальности, но даже к однократному акту, весьма желательному по соображениям престижа.

Точно такие же инстинктивные половые предпочтения (только с иным полюсом влечения) обнаруживаются у большинства “ядерных” гомосексуалов, занимающих крайнюю позицию “6” по шкале Кинси. Женщины не привлекают их с самого детства. Многие из них никакими стараниями не могут вызвать у себя эрекцию, находясь в постели с представительницей прекрасного пола. Временами их эмоции, связанные с эротическими оценками, приобретают комичный оттенок. Так, по рассказам пациентов, они, приходя в восторг при виде незнакомого изящного юноши спортивного типа, испытывали мгновенную перемену в чувствах, когда убеждались, приблизившись, что перед ними девушка. Характерна типичная запись из дневника девятиклассника, тщетно борющегося со своим однополым влечением: “Опять не мог оторвать глаз от красивого парня в трамвае. Стараюсь глядеть на девушек или на пейзаж за окном, но всё бесполезно! ”

Нечто подобное, но с обратным знаком, присуще и “ядерным” гетеросексуалам. Красивый гетеросексуальный юноша из романа Томаса Манна (1960), отвергший любовь уважаемого им лорда, вызывает крайнюю неприязнь у последовательных любителей женщин. Автор объясняет это так: “Мужчины, которых волнуют только женщины, ощущают своего рода обиду, когда чувственно привлекательное предстаёт перед ними в мужском обличье, и это, надо думать, объясняется тем, что границу между чувственностью общего характера и чувственностью в более узком её значении провести очень нелегко, природа же такого человека всеми силами противится воздействию этого второго значения и связанных с ним ассоциаций, отчего на его лице и появляются подобные рефлекторные гримасы (отвращения. – М. Б.)”.

То, что сексуальная ориентация у “ядерных” гомо- и гетеросексуалов имеет врождённую природу, подтверждается существованием половых центров, формирующихся в зависимости от уровня гормонов в критическом периоде половой дифференциации мозга зародыша и определяющих тип половой ориентации. Об этом свидетельствуют и открытые Хеймером “гены гомосексуальности”. Заметим, что тип половой конституции мало влияет на выбор активной или пассивной роли в однополых связях. Сильная половая конституция определяет, скорее, неутомимость партнёра, как в той, так и в другой роли.

Поскольку “ядерная” гомосексуальность формируется в процессе внутриутробного развития, возникает предположение о возможности особых врождённых телесных и поведенческих признаков, характерных именно для геев. Насколько оно верно?

Как он догадался, что я “голубой”?!

Разумеется, какие-либо внешние признаки, позволяющие безошибочно установить чью-то гомосексуальность, не существуют. Геи могут быть похожими друг на друга, не более чем болонка на сенбернара. Суровый средневековый рыцарь-тамплиер и нежный танцор Вацлав Нижинский, которых в равной мере привлекали мужчины, а женское тело оставляло равнодушными, имеют мало общего между собой и в манерах поведения, и в строении тела, и в образе мыслей. И всё же, некоторые особенности манер, облика, тембра голоса, походки, способов реагирования, присутствуют у части гомосексуалов “ядерного” типа чаще, чем у представителей гетеросексуального большинства.

Характерен эпизод, относящийся к ранней юности одного пациента. В 16 лет Слава ничего не знал о гомосексуальности и тем более не подозревал о том, что и сам принадлежит к сексуальному меньшинству. Однажды, счастливый в связи с покупкой замечательных кроссовок, он зашёл в общественный туалет. Там юноша привлёк внимание парня, который самым странным образом стал крутиться вокруг него, пока тот мочился, а потом долго ещё шёл следом за ним по улице. Будущий пациент был уверен, что тот покушался на коробку с кроссовками, зажатую под мышкой. Лишь спустя несколько лет он понял, наконец, истинную мотивацию поведения своего “преследователя”.

Что же выдало гомосексуальность Славы?

Задав такой вопрос, мы вступаем на шаткую почву.

Надёжным признаком может послужить неподдельный интерес парня к случайно встреченному прохожему, особенно если его оценивающий взгляд, обойдя всё тело, упрётся в область гениталий. (Из этого вовсе не следует, что гомосексуалы именно так находят любовников, хотя подобные встречи порой приводят и к любовной интрижке). Слава, действительно, вполне мог заинтересовано смотреть на член своего соседа по писсуару, даже не отдавая себе в том отчёта (сработал врождённый механизм, свойственный “ядерной” гомосексуальности). Но его поведение не вписывалось в рамки типичного ритуала выбора партнёра, присущего геям. Для этого необходим известный опыт, а его у Славы не было.

Возможно ли, что он обращал на себя внимание особым контрастным сочетанием мужских и женских черт, чертой, по мнению многих, свойственной гомосексуалам и объясняющей секрет их привлекательности? Герой одной из новелл китайского писателя Пу Сунлина – “юноша, яркой красотой своей превосходящий любую женщину. < …> Он был нежен, словно теремная девушка. Как только речь переходила на вольные шутки, его сейчас же охватывал стыд, и он отворачивался лицом к стене”. При всём том, юноша оказался способен на решительное и твёрдое мужское поведение. Когда влюблённый в него молодой человек, “положив руку на бёдра, стал его похотливо обнимать, усердно прося его об интимном сближении, юноша вскипел гневом:

– Я считал вас, – сказал он, – тонким, просвещённым учёным. Вот отчего я так к вам и льну... А это делать – значит считать меня скотиной и по скотски меня любить” (Пу Сунлин, 1970).

Немецкий писатель Томас Манн согласен с китайцем, верно угадавшим гомосексуальность “нежного красавца Хуана” по сочетанию мужественности и женственности. Манн (1987) полагает, что в юности гомосексуалы наделены особенным обаянием. “Семнадцатилетний юноша красив не своей совершенной мужественностью. Красив он, однако, вовсе и не своей практически ненужной женственностью, – это мало кого привлекло бы. Но нужно признать, что красота как обаяние молодости всегда чуть-чуть тяготеет к женственности – и внешне, и внутренне; это объясняется её сущностью, нежным её отношением к миру и мира к ней и отражается в её улыбке. < …> В семнадцать лет можно быть красивее, чем мужчина и женщина, красивым и так и этак, на все лады, красивым и прекрасным на удивленье и загляденье мужчинам и женщинам. Семнадцатилетний юноша являет восхищённым взорам такие стройные ноги и узкие бёдра, такую ладную грудь, такую золотисто-смуглую кожу, что его полубожественная осанка и поступь и его сложение обязательно сочетают в себе силу и нежность”.

Такое лукавое описание “миловидного сына Рахили” понадобилось Манну, чтобы объяснить упорство, с каким библейский Иосиф отвергал сексуальные домогательства влюблённой в него супруги египетского вельможи. Так что, по Томасу Манну, непорочность, приведшая в темницу оклеветанного Иосифа, отчасти объясняется его нереализованной гомосексуальностью. Что ж, писатель может позволить себе любую вольность.

С возрастом обаяние юности в том особенном варианте, который присущ гомосексуалам, тускнеет, но по-прежнему легко угадывается. Вот характерная зарисовка подобного типа внешности, сделанная Джеймсом Болдуином (1993): “Лицо его стало по-детски печальным и одновременно по-старчески беззащитным, – так, наверное, страдают пожилые актрисы, которые в юности славились нежной, как у ребёнка, красотой”.

Словом, сочетание юношеского обаяния с особой мягкостью, делает их легко узнаваемыми. К тому же геи этого типа часто склонны к экзальтации и безудержным рыданиям, а также наделены обострённым чувством красоты во всех её проявлениях.

Необходимо, однако, решительно отвергнуть предположение о женственности Славы. Он был подчёркнуто спортивным парнем, добившимся весьма завидных успехов в фехтовании. Но при этом он обладал особой лёгкостью походки и своеобразной утончённостью телосложения. Её принято именовать грацильностью(от латинскогословаgracilitas – тонкость, стройность, нежность, худоба). В медицину этот термин пришёл из антропологии, в которой им обозначали тип телосложения, характеризующийся утончённостью, худобой, неразвитой мускулатурой, тонкими костями и чертами лица. У таких индивидов часто отмечается особая пластика движений. Составляя свою типологию психологических характеров, Кречмер приписал грацильному типу эксцентричность, повышенную эмоциональность, богатую фантазию, артистичность, инфантилизм. Разумеется, ко всем этим признакам надо относиться достаточно критично. Скажем, неразвитость мускулатуры можно устранить физическими упражнениями. И всё же комбинация перечисленных черт, несомненно, привлекала к Славе внимание “голубых”.

Кстати, эти же особенности телосложения и манеры двигаться приводят гомосексуалов в балет. Лёгкая танцующая походка, вызывающая насмешки сверстников в общей школе, становится объектом восхищения у преподавателей балетного училища, во многом определяя выбор профессии гомосексуальными мальчиками. В этом виде искусства геев гораздо больше, чем в каком-либо ином.

Ни в коей мере не следует связывать грацильность телосложения части “ядерных” геев с ролью, активной или пассивной, которую они предпочитают в сексе. Разумеется, не все геи грацильны и тем более красивы. “Ядерным” гомосексуалом вполне может быть старый, лысый и толстый мужчина, предпочитающий в сексе исключительно активную роль.

Наконец, следует оговорить и то обстоятельство, что молодой человек, отличающийся грацильным телосложением и повышенной эмоциональностью, принимаемый многими геями за “своего”, вполне может оказаться гетеросексуалом, к тому же гомофобно настроенным. Подобные ошибки не раз приводили гомосексуальных юношей к разочарованиям. Нечто похожее случилось и со Славой. Его друг настолько похож на него самого, что их издали часто принимают друг за друга. В детстве они вместе онанировали. Казалось бы, уж он-то должен относится к гомосексуалам вполне терпимо. Между тем, гомофобные нападки друга обескураживали Славу. Узнав, что сравнительная величина безымянных и указательных пальцев отражает половую принадлежность и способна выявить “ядерную” гомосексуальность, Слава сделал такое исследование себе и другу. Измерения выявили разницу в анатомии кистей юношей. Дело в том, что Мэннинг и его соавторы установили, что соотношение длины второго пальца к четвёртому равно у мужчин 0, 98, а у женщин – 1, 00 (Manning J. T., Scutt D., Wilson J., Lewis-Jones D. I., 1998). У Славы указательные пальцы оказались равными безымянным. Безымянные пальцы его друга были длиннее указательных.

Если речь идёт о “ядерных” гомосексуалах грацильного типа, у них нетрудно заметить черты, которые Манн и Пу Сунлин считают женственными. Медики называют их феминными, вкладывая в этот термин особый смысл. Говорят о феминизации молодого поколения на основании нынешнего пристрастия юношей к ношению серёг, яркой и пёстрой одежды, скорее женского, чем мужского покроя. Говорят и о маскулинизации (“омужествлении”) девушек. Верно, многие женщины курят, носят джинсы и прибегают к ненормативной лексике. Но от этого юноши не становятся женственными, а девушки мужеподобными в полном смысле этого слова. Словом, говоря о большинстве геев с феминными чертами, надо помнить, что они всё же не столько женственны, сколько именно гомосексуальны.

Сошлёмся на пример, иллюстрирующий эту мысль. Кирилл, студент-медик и мой пациент, рассказал мне забавную историю. Его отец занимал видное положение в своём городе. Однажды он устроил домашний приём для актёров, приехавших на гастроли. После ужина их оставили ночевать, причём одному из самых почётных гостей постелили в комнате юноши. Оба перед сном постояли некоторое время на балконе, глядя на ночной город. Актёр курил. Потом он, обняв за плечи юношу, сказал:

– Ну что ж, пойдём спать!

– Как он догадался?! – изумлялся юноша, рассказывая об этом эпизоде.

Не известно насколько верно истолковал слова гостя студент, но распознать его гомосексуальность не составляло особого труда. Если отбросить разницу в возрасте, таланте, известности и красоте, оба походили друг на друга так, как могут походить лишь гомосексуалы этого типа. Тембр голоса, грацильность телосложения, жестикуляция – всё было невероятно похожим. Даже роль, которую попеременно сыграли случайные любовники в постели, была идентичной. Разница была лишь в том, что один называл другого на “вы”, а другой – “ты”. Между тем, московский актёр, о котором идёт речь, – один из ведущих героев-любовников на отечественной сцене. Его боготворят женщины, которым и в голову не пришло бы называть мягкий, обволакивающий голос их кумира, выразительный взгляд его карих глаз, аристократическую изысканность жестов женственными! Считается, что перед его мужским обаянием не устоит ни одна представительница прекрасного пола. Его верность жене и холодность в общении с поклонницами расцениваются всеми как проявления твёрдого мужского характера и высоких моральных качеств. Уместно ли, в таком случае, называть “женственными” обоих: и актёра, и юношу?!

Даже любовь к переодеванию в женскую одежду, свойственная части гомосексуалов, обычно не имеет ничего общего с подлинной женственностью. Тот же студент-медик рассказал мне, как однажды он из чистого озорства прошёлся по курортному городу в женской одежде. Никогда в жизни Кирилл не рыдал так, как вернувшись с этой прогулки. Транссексуалом он не был и вовсе не хотел стать женщиной. Не грешил он и трансвестизмом (влечением к переодеванию в одежду противоположного пола). Бурные рыдания вызвало внезапно сделанное открытие: как удобно и легко жить представителям сексуального большинства! Они вправе не скрывать своего сексуального желания. Сколько восторженных взглядов и заманчивых предложений получил переодетый юноша от парней и мужчин!

– Ну почему родители сделали меня педиком?! – сокрушался юноша.

Скоро слёзы были позабыты. Вернувшемуся с юга Кириллу навязали знакомство с девушкой, представлявшей выгодную партию для брака. Побывав в гостях у невесты, студент был настолько очарован её братом, что с восторгом говорил “голубым” друзьям:

– Женюсь, непременно женюсь на ней! У неё такой замечательный брат!

Увы, в отличие от молниеносно осуществлённой любовной близости с потенциальным шурином, с реализацией гетеросексуального полового акта у жениха вышла осечка. Этим и объяснялось обращение Кирилла к врачу.

Нередко женственное поведение и переодевание в женскую одежду является проявлением невротического развития. Джеймс Болдуин (1993) описывает “бешеных девок”, непременную принадлежность гей-баров и дискотек: “Крикливо одетые, они вопили как попугаи, обсуждая подробности последней ночи, а ночи у них всегда были сногсшибательные. < …> Среди них был один мальчик, который, как мне говорили, днём работал на почте, а ночью появлялся в баре, нарумяненный, в серьгах, с высоко взбитыми белокурыми волосами. Иногда он даже надевал юбку и туфли на высоких каблуках”.

Между тем, именно “бешеные девки”, при всей их феминности, были самой отчаянной ударной силой при обороне “Стоунуолла”. Об этом эпизоде из истории борьбы геев за свои права речь ещё впереди.

На самом деле, утрированная феминность “бешеных девок” – это отрицание подлинной женственности. Марк Симпсон (Цит. по Дейвису Д., 2001) совершенно справедливо заметил: “Конечно же, демонстрация феминности создаёт эффект гротеска, но это тот гротеск, который всё опошляет, включая и самих геев. Они словно говорят окружающим: “Не обращайте на меня внимания! Я всего лишь сумасшедшая потаскуха! ” Душа таких геев изнывает, сердце разрывается, а чувства комичны”.

Как это ни покажется странным, “хабальство” “бешеных девок” имеет те же психологические корни, что и застенчивость английского лорда, уже упомянутого персонажа одного из романов Томаса Манна (1960). “Когда он входил в зал, в нём замечалась странная застенчивость, не вязавшаяся с важной и аристократической внешностью. Столько достоинства было в этом человеке, что такая его манера держаться заставляла предполагать в нём какую-то странность, которая, по его ощущению, должна была привлекать к нему назойливое внимание”.

Лорд находит (с помощью Томаса Манна, конечно) удивительно точное выражение, объясняющее его чувства: “самоотрицание”. Именно оно лежит в основе карикатурной женственности “хабалок”. Самое интересное, что зачастую утрированная мужественность, горы мускулов, наработанных бодибилдингом, и деланная агрессивность, словом, всё то, что было в одно время модным у “голубого люда” на Западе, – проявления всё того же невротического самоотрицания. Карикатурные “женственность” и “мужественность” показатели отчаяния гомосексуалов, их крайнего недовольства своим Я. Можно согласиться с Домиником Дейвисом (2001), полагающим: “Оба эти стереотипа связаны с попыткой геев избежать принятия своей гомосексуальности в качестве составной части собственной идентичности”.

Между тем, подавляющее большинство из них вовсе не подпадает под рубрику эго-дистоническойформы девиации (термин, предложенный З. Фрейдом для гомосексуалов, тяготящихся собственной девиацией). Скорее, речь идёт о проявлениях их неосознанной интернализованной гомофобии. Надёжнее всего (хотя и непомерно высокой ценой) избавляются от самоотрицания транссексуалы. После операции по смене пола, их женственность становится, наконец, естественной. К их числу, похоже, принадлежит и склонный к трансвестизму мальчик из романа Болдуина.

Итак, многие “ядерные” гомосексуалы, при всех их индивидуальных особенностях и сексуальных предпочтениях, часто имеют некие общие черты, делающие их узнаваемыми. Речь идёт об особенностях телосложения, манере двигаться, тембре голоса, некоторых специфических навыках, накопленных в ходе жизненного опыта. Взгляды, жесты, способы перемещения относительно друг друга – отражают отношение к объекту, сексуально привлекательному или непривлекательному; они складываются в сложные ритуалы при выборе партнёра в ходе гомосексуальных “тусовок”.

Определённые типичные черты свидетельствуют и о наличии невротического развития, специфически спаянного с гомосексуальностью и требующего психотерапевтической коррекции. Лечение тем сложнее, чем острее гомосексуальная тревога и чем упорнее невротическое сопротивление пациента. Этим термином называют стремление не допустить обратно в сознание вытесненные из него переживания, лежащие в основе невроза. Искусство сексолога отчасти сводится к способности преодолеть невротическое сопротивление пациента.

Особенность работы с латентными гомосексуалами, стремящимися, подобно Яну, обрести гетеросексуальность, заключается в том, что врачу приходится обходить молчанием истинную причину их половых нарушений. Существенную помощь оказывает в таких случаях библиотерапия. Она позволяет подменить разговор о собственных проблемах пациента обсуждением коллизий, описанных в книге. Так преодолевается невротическое сопротивление и снижается уровень гомосексуальной тревоги. Параллельно активируется гетеросексуальный потенциал либидо. Впрочем, если в процессе самопознания взгляды больного меняются настолько, что он не только осознаёт свою гомосексуальность, но и начинает расценивать её как неотъемлемую часть своего Я, позиция врача может также существенно измениться.

Что касается Кирилла и Андрея “Рембо”, то они не были невротиками. Помогая им обрести способность вступать в гетеросексуальную близость, врач не столько лечил своих пациентов, сколько помогал им адаптироваться к условиям жизни в гетеросексуальном обществе.

Одним из главных аргументов в преодолении гомофобных предрассудков служит доказательство того, что гомосексуалы способны любить точно так же, как представители гетеросексуального большинства. Правда, любовь, избирательность, моногамность в сексуальных отношениях – всё это вызывает у части исследователей – психологов и психотерапевтов – отнюдь не однозначную оценку.


 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.038 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь