Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Издёвкой, лестью, злом, добром,



Бесстыдством и стыдом,

Трус – поцелуем похитрей,

Смельчак – простым ножом.

Цепочка событий: появление в доме ядов, инструктаж жены по их применению, ссора, уход из дому вопреки угрозам Хари покончить с собой – всё это складывается в закономерность. Смерть Хари не была случайностью. Подсознательно Крис жаждал мучений жены и её смерти.

О том, что дело обстоит именно так, свидетельствует поведение Хари-3. Даже несмышлёный “гость” Сарториуса знает, как выйти из его комнаты. Не то Хари – ей надо открыть дверь наружу, но она с гигантской силой (не забудем, что она – порождение Океана! ) тянет её вовнутрь, ломая сталь. Окровавленная, с разорванными кожей и мышцами, она вываливается к ногам Криса. Ещё ужаснее сцена её самоубийства с помощью жидкого кислорода.

Хари-3 не просто калечит себя и умирает; каждый раз она воскресает и регенерирует. Бесценная партнёрша для садиста! Увы, девиация Криса гораздо более тяжка, чем скрытая педофилия Гибаряна или гомосексуальность Сарториуса. И всё же он согласился участвовать в затее Снаута. О том, удался ли план умиротворения Океана мы узнаём из финала кинофильма. Вначале мы видим Кельвина, идущего с собакой к отчему дому. Его глазами мы смотрим через окно на отца, находящегося в доме, а затем выходящего навстречу сыну. Далее следует сцена, повторяющая сюжет картины Рембрандта “Возвращение блудного сына”.

Всё это вызывает лёгкую оторопь у зрителя, который понимает, что подобное возвращение невозможно (в соответствие с теорией относительности, Крис не может застать отца живым). Странным кажется сцена, когда на отца, находящегося в комнате льётся то ли вода, то ли кипяток, на что старик не обращает никакого внимания. Слишком театральной кажется коленопреклонённая поза Криса, обнимающего ноги отца: то, что приемлемо в живописи или на сцене выглядит неуместно в фильме. Но постепенно всё становится на своё место: камера отходит и мы с высоты птичьего полёта видим уменьшающихся в размерах отца, Криса, собаку, дом, островок. Наконец, остаётся бескрайний Океан. Оказывается всё это – дом, собака, Крис, его отец – созданы Океаном. Контакт с инопланетным разумом осуществился во славу человечества: Океан не только простил землянам их девиации, но и выразил это в духе библейской морали в образах, близких к живописи Рембрандта.

Несколько занятий было посвящено обсуждению знаменитого романа Набокова “Лолита”.

Автор написал роман-исследование; он хотел честно выяснить: так ли уж преступна педофилия и нет ли ей оправдания? Способны ли педофилы, без помех удовлетворяющие свою страсть, не губить свои жертвы, а искренне любить их? Педофилия героя Гумберта Гумберта (или Г. Г.) сложилась по механизму импринтинга: мальчиком он испытал всепоглощающую любовь к своей сверстнице. Дожив до 37 лет, он встретил Лолиту. С первого взгляда, брошенного на неё, Г. Г. вспомнил свою первую любовь Аннабеллу и тут же почувствовал безудержную страсть к 12-летней девочке.

Гумберт женился на матери своей малолетней избранницы. Он разработал хитроумный, но нереалистический план, с помощью которого собирался регулярно удовлетворять свою преступную страсть. Он планировал усыплять снотворными обеих, мать и дочь, переходя из супружеской кровати в детскую. В постели с падчерицей педофил собирался ограничиваться лишь петтингом, дабы не лишать девочку невинности. Но Г. Г. сказочно везёт. Столь сложно задуманная и, конечно же, невыполнимая схема преступления, так и не понадобилась ему. Автор любезно устранил главную помеху любовных желаний своего героя, умертвив его жену в автомобильной катастрофе. Отпала и необходимость усыплять Лолиту. Набоков скроил её по особым меркам: взрослые мужчины (“старики”, в её представлении) нравятся ей гораздо больше, чем сверстники. Мало того, в десятилетнем возрасте, за два года до встречи с Г. Г., она влюбилась в педофила Клэра Куильти. Узнав стороной о своеобразном характере половых предпочтений своего избранника, девочка охотно принимала его поцелуи и ласки.

Гумберт, с его красивой артистичной внешностью, привлёк внимание девочки с момента своего появления в доме её матери. Г. Г. наивно полагал, что приёмная дочь не замечает эротического характера его ласк, которыми он доводит себя до оргазма. Между тем, девочка вовсе не считает их обычной вознёй взрослого с ребёнком. Она наслаждается ими, принимая их по всем правилам комплекса Электры – ревнивого соперничества с матерью. Речь идёт об аналоге знаменитого Эдипова комплекса; первый развивается у мальчиков, второй – у девочек:

“Вот бы мама взбесилась, если бы узнала, что мы с тобой любовники! ”

“Господи, Лолита, как можно говорить такие вещи? ”

“Но мы с тобой любовники, правда? ”

“Никак нет. Не желаешь ли ты мне рассказать про твои маленькие проказы в лагере? ”

О них Гумберт узнал уже в постели. И вновь сказочное везение: вопреки его наивной уверенности, девочка оказалась отнюдь не целомудренной!

Набокову удалось доказать, что педофил способен достичь зрелости половой психологии и полюбить по-настоящему (разумеется, такое открытие относится лишь к меньшинству представителей этой парафилии; образец подавляющего большинства – Куильти). Любовь преобразила Гумберта, преодолевшего свою педофилию: он продолжает любить повзрослевшую Лолиту, давно перешагнувшую возрастной барьер “нимфетки”. Казалось бы, Набоков написал апологию педофилии. На самом же деле, всё обстоит намного трагичнее. Ведь если сам педофил в исключительных случаях способен полюбить по-настоящему, то о его жертве такого не скажешь. Отчего это зависит?

В своих сексуальных фантазиях Гумберт любил представлять себя, то турецким султаном, ласкающим преданную ему малолетнюю рабыню, то жителем безлюдного острова, новым Робинзоном, которому судьба подарила не Пятницу, а Лолиту. С завистью вспоминает он и средние века, эпоху Возрождения, чувства Данте к своей малолетней избраннице. Действительно, поэт любил Беатриче с детства, но любовь их была платонической.

Ещё совсем недавно европейская культура была вполне терпимой к юному возрасту невесты. Казимеж Имелинский пишет: “Во Франции лишь во второй половине XIX века граница возраста, в котором девочка могла вступать в брак, была увеличена с 11 до 13 лет, а в Англии только в 1929 году был упразднён обычай, по которому 12-летняя девочка считалась способной вступить в брак”. Законодатели, поднявшие планку, определяющую возраст наступления половой зрелости женщины, поступили мудро: они защищали права детей. Ведь десяти-двенадцатилетняя невеста вступала в брак, конечно же, не по любви, а исходя из денежных, династических или иных интересов своих родителей.

В каждой из перечисленных ситуаций (прошлые века, жизнь в условиях изоляции, принадлежность к полигамной семье восточного типа) любовь девочки-подростка и взрослого мужчины вполне может быть взаимной. Но обычная девочка, воспитанная в русле современной европейской культуры, неминуемо должна осудить взрослого человека, вступившего с ней в половую связь. Его авторитет терпит крах; их связь становится болезнетворной, делая девочку калекой психологически и физически (Лолита умерла, родив мёртвого ребёнка). Увы, новоиспечённый отчим не разбирался в подростковой психологии. Его высокопарные тирады о любви (“Придёт день, милая Ло, когда ты поймёшь многие чувства и положения, как, например, гармонию и красоту чисто духовных отношений”) Лолита расценивает их как ханжество и ложь. Остатки её влюблённости в отчима окончательно улетучились, как только она поняла, что против собственной воли обречена выполнять его сексуальные прихоти. Г. Г. пришлось выслушать в непечатных выражениях всё, что она о нём думает: “Она сказала, что я несколько раз пытался растлить её в бытность мою жильцом у её матери. Она выразила уверенность, что я зарезал её мать. Она заявила, что отдастся первому мальчишке, который этого захочет, и что я ничего не могу против этого”.

Словом, на лицо непреодолимое противоречие: если педофил любит по-настоящему, он не должен вступать в половой контакт с объектом своей любви.

Не дожидаясь суда, бедный Гумберт сам приговорил себя “к тридцати пяти годам за растление”. Набокову и эта кара показалась слишком лёгкой: он обрёк своего героя на смерть от разрыва аорты накануне начала судебных заседаний, отдав его на суд Божий.

Обсуждение фильма Тарковского и романа Набокова позволило участникам обсудить ряд проблем:

– отличие девиаций от половых извращений (парафилий – перверсий);

– возможность сублимации педофильного влечения;

– степень свободы выбора в половом поведении;

– степень приемлемости отдельных видов девиантного влечения;

– возможности психотерапевтической корреляции девиантного поведения.

Необходимо отметить, что участие в работе клуба помогает представителям сексменьшинств избавиться от свойственной многим из них ятрофобии. Поначалу они вступают с врачом в дискуссию по проблемам гомосексуальности и гомофобии, но достаточно скоро посвящают его в свои собственные трудности и просят оказать им лечебную помощь.


Сексологический прогноз

Если нас уколоть – разве у нас не идёт кровь? Если нас пощекотать – разве мы не смеёмся? Если нас отравить – разве мы не умираем? … Если мы во всём похожи на вас,

то мы хотим походить и в этом.

В. Шекспир

 

Прошлые тысячелетия доказали бесплодность попыток искоренить любые виды гомосексуальной активности, и, прежде всего, “ядерную”. Бессильными оказались изощрённые ацтекские пытки, придуманные для геев; ничего не добились фашисты, кастрируя их и уничтожая в концентрационных лагерях. Очевидно, что природа и распространённость однополых отношений не претерпят существенных перемен и в будущем. Мало того, уже в ХХI веке прогнозируется рост числа “ядерных” гомосексуалов. К России это относится в полной мере: утяжеляются и учащаются стрессы, выпадающие на долю беременных, множится число неполных семей с сыновьями, растущими без отцов.

Жизнь научила геев приспосабливаться к гетеросексуальной культуре и даже к гомофобии, царящей в обществе, проявляя чудеса пластичности. Чаще всего поведение геев в гетеросексуальной среде маскирует их истинные пристрастия и предпочтения. В сомнительных случаях, например, при общении с тем, чья половая ориентация пока неизвестна, оно остаётся неопределённым и осторожным. Наконец, максимально возможная открытость проявляется в гомосексуальной среде. Словом, многоцветие поведенческих приёмов геев подобно радуге.

Характерно врачебное наблюдение:

Слыша доносящиеся из коридора переговоры моего пациента Виктора с каким-то дневальным, я не верил своим ушам. Только что в беседе со мной во врачебном кабинете молодой солдат ничуть не скрывал своей гомосексуальной ориентации, заботливо тревожась по поводу ссор своего друга с родителями. За дверью кабинета сменилось всё: тональность, словарный запас, образ мышления. Юноша, говорящий по телефону со своим сослуживцем, представлялся этаким бабником и суровым гомофобом.

Гомосексуальная (гомогендерная) идентичность была принята Виктором очень рано. Он помнит, как охотно сопровождал отца, занимавшего видное положение в спортивной среде, в посещении им всевозможных соревнований. Отец радовался тому, что сына привлекают мужские занятия. Виктор же с четырёх-пяти лет тянулся к красоте полунагих мужских тел. Любимым его занятием в детстве было представлять, как выглядит половой член у того или иного понравившегося ему спортсмена.

Обе ипостаси – мужская и гомосексуальная – его половой идентичности нисколько не тяготили Виктора несовпадением в деталях, не приводили к внутриличностному конфликту. К врачу он обратился из-за преждевременной эякуляции (обусловленной низким порогом сексуальной возбудимости).

Особый его талант – эмпатия, способность мгновенно вчувствоваться в чужое настроение и тут же подстроится к нему. Если бы я упрекнул юношу фальшью его разговора с дневальным по казарме, он искренне удивился бы. Инстинктивно Виктор чувствует, что гомофобия, точно также как нецензурная брань и нарочитая грубость, играют некую важную роль в жизни подростков и молодых парней. Таким способом они отмежёвываются от женщин и “гомосеков”, вырабатывая мужское полоролевое поведение. В полной мере это относится и к армейской среде, где культивируется утрированная мужественность. Общаясь с сослуживцами, Виктор практиковал, согласно сексологической терминологии, “мужское гиперролевое поведение”.

Удивительная пластичность, позволяющая ему без труда согласовывать свою гомосексуальность с гомофобными требованиями армейского окружения, включает приём психологической защиты по типу рационализации: “Ребята не поймут меня, если я буду выпячивать гомосексуальные чувства и привычки”.

Но пластичность геев не беспредельна. Большинство людей, практикующих однополую активность, отрицает собственную девиантность. Это оправдано для тех, чей гетеросексуальный потенциал преобладает над гомосексуальным и чьи однополые связи носят транзиторный или заместительный характер. Другое дело, когда гомосексуальность либо является “ядерной”, либо граничит с гомосексуальным полюсом на шкале Кинси. Многие из “ядерных” геев отрицают собственную гомосексуальную идентичность, признаваясь в то же время в девиантном характере своих однополых связей, предпочтений и фантазий. Подобные парадоксы высвечивают психологическую защиту по типу отвержения собственной принадлежности к сексуальному меньшинству. Этим же объясняется и стремление многих геев реализовать гетеросексуальную связь вопреки отсутствию у них влечения к женщинам.

Всё это – показатель господства в нашем мышлении и поведении вековых гомофобных традиций, доведенных до крайности в годы тоталитарного режима. Отравляя общественное сознание и усваиваясь самими гомосексуалами (в форме интернализованной гомофобии), гетеросексизм обрекает одних на ненависть к тем, кто чувствует иначе, чем большинство, а других – на невротическое развитие, порождённое беспочвенными самообвинениями. Ведь как бы “ядерный” гомосексуал ни осуждал характер собственной ориентации, он не способен стать гетеросексуалом. Дело в том, что эмоциональные, поведенческие и порой даже телесные особенности “ядерных” гомосексуалов имеют не столько приобретённый, сколько врождённый характер, сложившийся в ходе половой дифференциации головного мозга плода в утробе матери. К примеру, они чаще всего совершенно равнодушны к гетеросексуальной эротике. “Я заметил, что само слово “женщина” действовало на моих товарищей возбуждающе, – делится своими отроческими воспоминаниямияпонский писатель Юкио Мисима. – По краске, заливавшей их лица, я догадывался, когда именно они произносили его мысленно. Однако для меня слово “женщина” звучало не более соблазнительно, чем “карандаш”, “автомобиль” или “метла”. Во время беседы я иногда попадал впросак и чувствовал, что говорю со сверстниками на разных языках”.

Живучесть гомофобных предрассудков объясняется не только догмами гетеросексизма, но и существенной разницей в восприятии мира гомо-, би- и гетеросексуалами, их извечным взаимным недопониманием. Общество же в течение веков позволяло себе игнорировать проблему гомосексуальности. Сексуальная революция наглядно продемонстрировала её важность и неотложность. Это особенно очевидно в условиях эпидемии СПИДа, угрожающей самому существованию человечества.

Западные геи добились принятия существенных мер в борьбе с гомофобными предрассудками и дискриминацией сексуальных меньшинств. Это пошло на пользу не только им, но и обществу в целом. Так, люди искусства получили возможность гораздо большего, чем прежде, выбора тем и творческих приёмов. Теннесси Уильямс, например, ввёл гомосексуальную тематику в одну из своих лучших пьес “Французский квартал”, но сделал это таким образом, что она не раздражает гетеросексуального зрителя. Что же касается его мемуаров, то они обращены преимущественно к гомосексуальному читателю. Фильмы Лукино Висконти и Дерека Джармена, книги “голубых” поэтов и писателей сделали западных интеллигентов и простых обывателей более терпимыми к однополым отношениям и чувствам.

В России дело обстоит намного хуже. Отечественные геи избегают “высовываться” и отстаивать свою “геевскую идентичность”, то есть право быть самими собой. Они панически боятся активных выступлений за свои права, подобных тем, что сотрясали Америку в шестидесятые годы. «“Мои добрые друзья знают, что я гей, но это моё личное дело. Мне незачем рассказывать каждому, что мне нравиться спать с мужчинами”, сказал один петербургский “голубой” интеллигент американскому журналисту. А другой добавил: “Я не хочу принадлежать ни к какой субкультуре. Я знаю, что это модно на Западе, но из того, что я предпочитаюспатьпреимущественно с мужчинами-геями, не вытекает, что я хочу общаться в первую очередь с ними же». Игорь Кон, цитируя американского журналиста, добавляет: “И даже тем, чей круг общения почти исключительно гомосексуален, мысль о какой-то институционализации этого положения вещей представляется вполне нелепой. Принципиально нынешний расклад всех устраивает: минимум геевской инфраструктуры (бары, дискотеки, журналы и т. п.), а всё остальное общение – чисто приватным образом”.

Американский журналист, беседовавший с русскими геями, скоре всего, вёл свои записи не без иронии. Ему-то доподлинно известно, что преданность гомосексуалов геевской субкультуре в США объясняется не пристрастием их к некой моде. Геи дорожат тем, что было добыто в ходе нелёгкой борьбы. Если бы все “голубые” американцы чурались того, что способно выдать их сексуальную ориентацию, они были бы бесправны по-прежнему. Именно благодаря их активной социальной позиции новый “Стоунуолл” или погром, подобный учинённому в московском гей-клубе, в США наших дней практически невозможны.

Российским геям, по крайней мере, самым ответственным из них, всё же придётся выйти из тени для организации сопротивления нарастающей гомофобии. Достаточно напомнить об экстремистских гомофобных подстрекательствах Новохатского в журнале “Русский дом”, о настойчивых попытках протащить через Государственную Думу антигомосексуальные законы, а также учесть, что милицейские облавы на гей-клубы могут повториться не только по наущению конкурентов, как это случалось ранее, а по заданию иных, более опасных кругов. Без сопротивления на всех уровнях, от бытового до законодательного, поражение сексменьшинств станет неизбежным. Это приведёт к исчезновению всей уже созданной геевской инфраструктуры, какой бы минимальной она ни была. Мало того, может быть восстановлен и позорный закон о мужеложстве.

Вправе ли депутаты Думы и представители властей нагнетать гомофобные страсти в стране, население которой и без того презирает и шельмует своих гомосексуальных сограждан? Бесполезно и незаконно всем без исключения навязывать гетеросексуальную ориентацию. Обществу придётся позаботиться о том, чтобы у всех сограждан вне зависимости от типа их полового влечения были равные возможности для полноценной самореализации. (Разумеется, речь идёт не об уголовно наказуемых парафилиях). Болезнетворные конфликты, приводящие геев к интернализованной гомофобии и к невротическому развитию, должны свестись к минимуму. В рамках цивилизованного общества это достигается демократическим законодательством, общественным просвещением и хорошо продуманным школьным воспитанием. Идеальным представляется такое положение дел, когда государство и общество перестанут заглядывать в постели гомосексуалов, а те добьются максимальной адаптации к культуре гетеросексуального большинства. От этого выиграют все: общество избавится от досадных раздоров и противоречий, а врачи порадуются снижению числа невротиков.

Геи кровно заинтересованы в том, чтобы осознать и победить беды, сопутствующие как тень однополому влечению: интернализованную гомофобию и гомосексуальную панику; комплекс неполноценности в сочетании с невротической убеждённостью в собственной исключительности; склонность к самоизоляции с сектантским уходом в узкий круг себе подобных; навязчивую погоню за сексом, оторванным от любви. Глубинные психологические процессы, лежащие в основе однополого влечения, так же, как и внутриличностные конфликты, связанные с неприятием собственной гомосексуальности – всё это затрудняет для геев самостоятельное решение их проблем. Один из парадоксов гомосексуальности состоит в том, что лишь в ходе анализа собственных неосознанных установок, возможного только с помощью врача-сексолога, юноша или девушка, принадлежащие к сексуальному меньшинству, способны сделать подлинно собственный выбор своей судьбы.

В тех нередких случаях, когда нетрадиционная сексуальность стала причиной невроза, встаёт вопрос о его лечении. Если человек не хочет мириться с собственной девиацией, настаивая на конверсии полового влечения, необходимо установить насколько это стремление соответствует его подсознательным установкам и биологическим особенностям. В конечном счёте, только в полном сотрудничестве сексолога с пациентом, осуществляемом как на сознательном уровне, так и на уровне подсознания, определяются цели и объём психотерапевтической коррекции. Порой полезно расширить континуум половой активности пациента, обеспечив возможность его бисексуального поведения. Это повышает и уровень самоуважения, и степень социального престижа; делает человека более восприимчивым к гетеросексуальным эмоциям в быту и в искусстве; смягчает психогенность конфликтных ситуаций. Именно поэтому многие “ядерные” геи выдают себя за бисексуалов (так довольно долго поступал Фредди Меркьюри). Но, разумеется, навязывать бисексуальность тем гомосексуальным пациентам, которые не способны к ней и не приемлют её, бесполезно и неэтично.

Главный принцип сексологии: подход к девиации должен быть строго индивидуальным и системным. Чтобы разобраться в психосексуальных особенностях пациента, надо учитывать многое: особенности протекания беременности матери; детские впечатления, повлиявшие на становление типа влечения и формирование половых предпочтений; особенности протекания полового созревания; неприятие собственной гомосексуальности и борьбу с ней; и, наконец, практикуемые способы психологической защиты. Серьёзные трудности возникают, когда в структуре однополого влечения силён садомазохистский компонент. Лечение подобных пациентов порой спасает их от полного краха. То же следует сказать и о педофилии.

Даже в тех относительно редких случаях, когда оба однополых партнёра любят друг друга, сохранить хрупкое счастье “голубой семьи” всё-таки чаще удаётся лишь с помощью извне. И это тоже одна из задач сексолога.

Наконец, врач обязан помочь пациенту в его противостоянии гомофобии, с тем, чтобы тот, оставаясь самим собой, мог сохранить своё душевное здоровье.

Американские гей-клубы, наладившие строгий контроль за здоровьем своих членов, показали немалые возможности в борьбе с эпидемией СПИДа. На взгляд сексолога, в лечебном и профилактическом плане ещё более эффективны открытые клубы, доступные в равной мере как гомо-, так и гетеросексуалам. Его члены могут, если хотят, сохранять анонимность, хотя и отказ от неё обычно не угрожает их престижу. Тщательное психологическое тестирование и медицинское обследование обеспечивают отсев психопатов, садистов, а также инфицированных лиц, что делает выбор партнёров сравнительно безопасным. Участие в клубной жизни представителей обоих полов и разной сексуальной ориентации помогает им выработать терпимость к чужим вкусам, взглядам, привычкам. При этом удаётся избежать как ксенофобии, обычной для гетеросексуального большинства, так и сектантства, свойственного части гомосексуалов-невротиков. Рост самоуважения, приобретённый в клубном общении, позволит геевской молодёжи успешнее противостоять гомофобному давлению и бороться за свои права. В условиях нарастающей экстремистской гомофобной пропаганды крайне важно открытие подобных клубов при Центрах сексуального здоровья.

В заключение уместно обсудить еретическую, с точки зрения гетеросексизма, мысль. Так ли уж далеки от геев–невротиков приверженцы традиционной сексуальности, если учесть, что промискуитет одинаково свойствен как тем, так и другим? Не является ли девиацией потребность в поисках всё новых и новых половых партнёров вне зависимости от типа сексуальной ориентации индивида? И не нуждается ли большинство лиц, навязчиво практикующих гомо- или гетеросексуальный промискуитет, в помощи врача?

Эти вопросы подняты отнюдь не в аспекте моральной оценки форм полового поведения. Речь идёт о медицинской проблеме, решение которой определит в ближайшем будущем тактику терапии и профилактики половых расстройств, а также стратегию борьбы со СПИДом.

Невротические комплексы, вызванные авторитарным воспитанием и депривацией родительской любви, аддиктивный и деиндивидуализированный секс, нарциссизм и садомазохизм спаяны с неспособностью любить отнюдь не случайно. Их сочетание может быть различным, но их сущность одинакова, как у геев, так и у представителей гетеросексуального большинства. Вряд ли кто-то решится утверждать, что гомосексуальность патологична в большей мере, чем тот “секс-спорт”, успехами в котором принято хвастать как в среде гетеросексуальной молодёжи, так и среди старшего поколения. СПИД, пришедший в человеческое сообщество, – беспристрастный индикатор ущербности множества людей. Многие так и не обрели те качества, наличия которых требует принадлежность к виду Homo sapiens. Вне зависимости от характера сексуальной ориентации всем нам предстоит учиться быть людьми.


Словарь терминов

Авторитарная личность – садомазохистский тип характера, в структуре которого стремление доминировать, агрессивность и ненависть к слабым сочетаются с преклонением перед авторитетами, завистливостью, националистическими предрассудками. Такому типу личности свойственны сексуальные расстройства и садомазохизм.

Акцентуированная личность – тип характера, которому свойственны дисгармоничность и неуравновешенность, не достигающие, однако, степени явного уродства, как при психопатии.

Альтруизм – этический принцип, противоположный эгоизму; в сексологии – отказ от эгоистических интересов в пользу любимого человека; один из главных критериев зрелости половой психологии.

Альтруистический гедонизм – принципыповедения и образ жизни, в рамках которых наслаждение не связано с эгоизмом; предлагаетсясексологами в качестве альтернативы как аскетизму, так и потребительскому гедонизму (смотри гедонизм).

Андрогены – мужские половые гормоны, вырабатывающиеся в яичках и в меньшей мере в надпочечниках.

Аноргазмия – отсутствие оргазма при половом акте.

Анэякуляторный синдром – отсутствие семяизвержения при половом акте; при этом иногда эякуляция достигается мастурбацией или бывает только при поллюциях.

Бисексуальность – тип полового влечения, когда оно направлено на лиц обоих полов в равной (или почти в равной) мере.

ВИЧ– вирус иммунодефицита человека, вызывающий заболевание СПИДом.

Гедонизм – философское учение, считающее высшим благом в жизни наслаждение;

в половом поведении – погоня за сексуальными наслаждениями, оторванными от любви, часто сочетающаяся с промискуитетом и агрессивностью (альтернатива – альтруистический гедонизм).

Гей (мн. число: геи) – самоназвание гомосексуального меньшинства; в русском языке употребляется наравне с термином “голубой”, пришедшим из молодёжного сленга.

Гендер–социальные, культурные, экономические, правовые и иные не биологически детерминированные аспекты взаимоотношения полов, полового самосознания и поведения.

Гениталии – половые органы.

Гермафродитизм – аномалия строения полового аппарата, при котором наблюдается наличие как уродливых мужских, так и женских гениталий; чаще речь идёт о ложном гермафродитизме – аномалии полового аппарата, вызванной избытком мужских половых гормонов у лиц с женским генетическим полом.

Гетеросексуальность – половое влечение к лицам противоположного пола, присущее большинству представителей обоих полов (“сексуальному большинству”), в отличие от “сексуального меньшинства” – гомосексуалов и лесбиянок.

Гиперкомпенсация– способ психологической защиты, когда какой-либо недостаток, неприемлемый для личности, выдаётся за достоинство, либо путём тренировок превращается в свою противоположность.

Гиперсексуальность юношеская – свойственная подросткам и юношам фиксация на эротических фантазиях и впечатлениях, часто приводящая к половому поисковому поведению, то есть к поиску партнёра, с которым возможно удовлетворение полового инстинкта вне зависимости от его личности и индивидуальных особенностей (вне связи с избирательностью).

Гипоталамус – отдел мозга, регулирующий работу эндокринных желёз, а также определяющий направленность полового поведения по мужскому или женскому типу.

Гипофиз – эндокринная железа, находящаяся в прямой связи с гипоталамусом и регулирующая гармоничную деятельность эндокринных желёз, в том числе и половых.

Гомосексуальная активность – сексуальные отношения между лицами одного пола; её виды: “ядерная” (вызванная особым характером функционирования центров, регулирующих половое поведение); транзиторная (имеющая преходящий характер); заместительная(вызванная отсутствием лиц противоположного пола); невротическая (гетеросексуальная близость блокируется по психологическим причинам).

Гомосексуальность – половое влечение к лицам собственного пола, присущее в полной мере “сексуальному меньшинству” – геям и лесбиянкам (“ядерным” гомосексуалам).

Гомофобия– невротическая ненависть к гомосексуалам и страх перед гомосексуальностью, в основе которой лежит авторитарное мышление или вытесненная из сознания собственная девиантность; обычно тесно связана с разными способами психологической защиты; часто сопряжена с делинквентным поведением.

Гонадотропные гормоны– гормоны, выделяемые гипофизом и регулирующие рост и функциональную активность половых желёз: яичников (у женщин) и яичек (у мужчин).

Гормоны– вещества, в очень малых количествах выделяемые в кровь железами внутренней секреции (в том числе половыми) и влияющие на обмен веществ, рост и жизнедеятельность органов и тканей.

Девиация– отклонение от гетеросексуального стандарта в выборе объекта или в способах реализации полового влечения.

Делинквентность – поведение, связанное с хулиганством и правонарушениями, свойственное психопатам и лицам с соответствующим типом акцентуации характера.

Дефлорация– разрыв девственной плевы; в более узком значении этот термин часто употребляется для обозначения введения полового члена во влагалище в ходе первого в жизни девушки полового акта.

ДНК– дезоксирибонуклеиновая кислота; молекулы наследственного вещества, находящиеся в ядрах клеток, которые при делении ядра образуют хромосомы.

Доминирование– господство, преобладание, главенство в стаде (у животных), в различных видах человеческого сообщества, в том числе в авторитарных семьях или в преступных группах.

Доминанта – в сексологии – свойство одной мотивации подавлять конкурентные. В учении физиолога А. А. Ухтомского – скрытая готовность организма к определённой деятельности при одновременном торможении посторонних рефлекторных актов, что обусловлено доминирующей в данный момент системой взаимосвязанных нервных центров.

Задержка психосексуального развития – фиксация на одной из незрелых стадий инфантильного либидо, свойственна парафилиям и невротическому развитию.

Зоофилия – девиация, половое влечение к животным.

Зрелость психосексуальная – зрелая стадия развития либидо, когда личность приобретает способность любить, то есть обретает способность к избирательному половому влечению к одному-единственному партнёру, причём это чувство носит альтруистический характер.

Идентичность половая – половое самосознание; способность осознавать себя представителем определённого пола и вести себя соответственно своей половой принадлежности. Складывается на основе врождённых нейропсихических особенностей, психологических установок, приобретаемых с детства, и социального опыта индивида.

Извращение половое -парафилия или перверсия, сексуальные влечения и фантазии, имеющие характер зависимости (аддиктивности) и включающие необычные предметы и поступки. По типу расстройств сексуального предпочтения выделяют садомазохизм, педофилию, транссексуальность, фетишизм, эксгибиционизм, трансвестизм и т. д. (смотри парафилия).

Иммунитет – способность организма бороться с инфекциями и токсинами микробного и вирусного происхождения; нарушается при многих вредных воздействиях, в том числе под влиянием ВИЧ (вируса иммунодефицита человека).

Импотенция – неточный и безграмотный термин, обозначающий различного рода половые расстройства у мужчин.

Импринтинг – “запечатление”, фиксация в памяти тех раздражителей, которые действовали в момент первого полового контакта у детей с синдромом низкого порога сексуальной возбудимости.В периоде юношеской гиперсексуальности именно эти раздражители становятся доминирующими, вызывая половое возбуждение по типу парафилии, чаще садомазохизма или геронтофилии (влечения к старшим по возрасту партнёрам).

Инфантилизм – детскость; незрелость, наличие детских черт во внешности, психологии и поведении взрослого индивида. Характерен для невротического развития, некоторых психопатий, парафилий и т. д.

Камуфлирующая гетеросексуальность гомосексуалов– гетеросексуальная активность гомосексуалов, мотивированная соображениями социального престижа.

Кариотип – хромосомный набор, в норме состоящий из 23 пар хромосом, включая две половые хромосомы – X и Y. При этом XX-кариотип является женским, XY-кариотип – мужским.

Конформизм – приспособленчество; некритическое принятие существующего порядка вещей и господствующих мнений; возможна акцентуация характера конформного типа.

Критический период половой дифференциации мозга– период, в течение которого закладывается характер функционирования (по мужскому или женскому типу) нервных центров, ответственных за половое поведение; у человека – второй триместр внутриутробного развития плода.

Латентная девиация– неосознанное и внешне не проявляющее себя отклонение полового влечения от сексуального стандарта.

Либидо – энергия полового влечения; в узком и наиболее употребительном значении – синоним полового влечения.

Любовь–глубокое индивидуально-избирательное интимное чувство, устремлённое на другую личность; половая доминанта, атрибутами которой являются избирательность влечения и альтруистическая мотивация (влюблённый испытывает радость, подчиняя собственные интересы интересам любимого человека).

Мазохизм – девиация, когда половое удовлетворение достигается при полном подчинении партнёру, а также при физических или моральных страданиях, испытываемых в половых взаимоотношениях.

Невроз – психогенное (то есть вызванное психологическими причинами) заболевание, сопровождаемое эмоциональными и сомати


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.078 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь