Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Эволюция нарушенных семейных отношений



 

На практике в США характерные последствия нарушенных семейных отношений встречаются чаще у женщин, чем у мужчин. Первый брак в шестнадцатилетнем возрасте представляет собой операцию освобождения; пара живет вместе от десяти дней до десяти месяцев, потом расходится или разводится. Если есть ребенок, он достается родителям жены. Девушка теперь граждански независима и может дать свободный ход своему сценарию, обычно ирреальному и мазохистскому. Второй брак имеет место лет через пять и длится лет пять. Он разрушается из-за жестокости или равнодушия мужа; муж делает все, чего требует сценарий жены, но сам-то сценарий ничего не стоит. К этому моменту она должна найти работу, чтобы воспитывать появившихся детей, которые становятся центром ее интересов. Ее третий брак, к тридцати годам, диктуется скорее материальными интересами, но ностальгия по сценарию ее еще не покинула, поэтому брак не удовлетворяет ее вполне, и она начинает провоцировать своего мужа. Так как ее третий супруг - это чуть смягченный вариант второго, он отвечает на эти провокации так, как полагается по сценарию его нынешней жены (и частично прошлой). Сценарий не соответствует Я супруги, она понимает, что что-то не ладится, и обращается за лечением либо себя, либо брака. Муж, который, может быть, впервые в жизни решил выразить свои личные потребности каким-нибудь необычным поведением, не участвует в терапии.

Типичным является следующий случай, когда единственный брак нуждался во врачебной помощи. С самого начала этот союз выдерживал сравнение с идеальными браками. В период медового месяца секс был основным источником удовлетворения и двух партнеров, и их Родителей. Но проходят первые восторги, и начинаются первые трудности, обычно около-сексуальные. Жена начинает играть в игру «Фригидная женщина»; она называет мужа глупым, сцена следует за сценой, обычно заканчиваясь вопросом денег. Без сопротивления супруги ставят под угрозу сексуальную интимность. Но появляются дети. Они принимаются с благодарностью. Родители погружаются в воспитание детей, что оставляет мало времени для секса, но много законных причин и отговорок, чтобы прервать интимные отношения. Дети растут, и у супругов остается все больше свободного времени. Возникают старинные игры. Трудности начинают возникать потому, что у каждого в голове есть небольшие изменения, но они становятся все значительнее, и все чаще слышится крик: «Обманщик! » Когда супружеская пара приближается к сорокалетию, крах всех игр и сценариев ведет к отчаянию, это дает повод обратиться за помощью к врачу.

 

6. Клинические примеры

 

Если в группе кто-нибудь задавал вопрос господину Катри, он спешил на него ответить. Если вопрос задавали госпоже Катри, отвечал тоже он. Госпожа Катри восставала против этой привычки; она говорила, что у мужа отцовские привычки и что он принимает ее за ребенка с поздним развитием. Но, когда ей предоставляли возможность говорить самой, она терялась, а на вопрос «почему? » отвечала, что она тупая и не понимает вопроса. Было очевидно, что такие отношения выработаны по взаимному согласию. Врач порекомендовал господину Катри воздерживаться от ответов вместо жены. Можно было наблюдать тогда два интересных феномена: с одной стороны, госпожа Катри очень злилась, когда муж не отвечал за нее, с другой стороны, господин Катри уже не был настороже, а, когда к нему обращались, старался отделаться шуткой. Все в группе начинали смеяться, кроме госпожи Катри. Никто не смеялся, однако, когда выяснилось, что в сексуальных отношениях роли были обратны тем, которые они играли в группе: вместо того чтобы он был Родителем, а она Ребенком, он был Ребенком, а она Родителем, поэтому их сексуальные отношения не приносили удовлетворения ни тому, ни другой. Терапевтическая задача относительно контракта отношений заключалась в укреплении Взрослого в каждом из супругов, касалось ли это их поведения в группе или во время сексуального акта.

С супругами Панти был противоположный случай. Госпожа Панти не позволяла мужу самому отвечать на вопрос. Он переносил это с видом мученика, иногда протестовал. Когда же обстоятельства немного прояснились, оказалось, что он страдает эротофобией и боится покраснеть, если откроет рот. Следовательно, он играет в игру «Без тебя». Он женился на говорливой и подавляющей его женщине, чтобы защититься от эротофобии, а когда она играла свою роль, жаловался.

Супруги Эшт присоединились к группе позднее и не сразу усвоили терминологию. Когда во время второго сеанса врач сказал: «Добрый день», господин Эшт не ответил. Во время сеанса доктор К. напомнил ему об этом. Господин Эшт ответил, что эти идиотские ритуалы не имеют никакого смысла, и он в них не верит, а госпожа Эшт подчеркнула, что ее муж всегда так груб и отвечает сухо. Он же ответил ей, что говорит, как считает необходимым, и не видит смысла в излишнем шуме. И он рассказал маленькую историю из жизни своего патрона. Секретарша, придя утром на работу, сказала патрону: «Добрый день», а тот ответил: «Я не рекламирую метеорологический бюллетень, все, что от вас требуется, это выполнять свою работу». Господин Эшт считал, что патрон проявил много здравого смысла и что его жена склонна верить во всякую ерунду. Жена ответила на это, что жизнь гораздо приятнее, когда люди вежливы. Доктор К. для начала решил ввести их в игру «Этикет», на что жена с удовольствием согласилась, а муж нет. Кажется, это было одной из проблем их брака.

Супруги Септен организовали брак вчетвером еще с одной супружеской парой. Господин Септен через шесть месяцев почувствовал себя плохо и привел в группу свою жену. Доктор К. принял решение сказать, что этот сценарий был разработан ими совместно и что с самого начала они подсознательно предусматривали ввести другую супружескую пару в свою семью. Они выбрали партнеров, которых такая организация интересовала, и знали их возможности еще до своего брака.

Оба отрицали это утверждение доктора К. с большой горячностью, а господин Септен назвал это абсурдом. Со своей стороны, он готов порвать с той парой. Вопросы группы, однако, выявили ранние намерения супругов Септен в отношении устройства семьи.

Госпожа Септен объявила тогда, что хотела поставить эксперимент, что она артистка и что брак вчетвером интересный опыт. Пара не вернулась в группу после второго сеанса. Доктор К. невольно ускорил момент истины, и группа помогла ему в этом.

 

Сопротивления

 

В супружеских группах предпочтительной формой сопротивления является игра «Трибунал». Муж очень долго рассказывает группе, что сделала его жена, стараясь заручиться поддержкой членов группы.

Жена начинает защиту, объясняя группе, что сделал ее муж, подтолкнув ее к таким действиям. В следующей сцене жалобу приносит жена, муж является ответчиком, группа играет роль судебных заседателей, а врач - роль судьи. Существует два пути для завершения этих разбирательств. Первый - предложить жалобщику помириться с ответчиком и спросить, как такое решение на него влияет. Во втором случае врач не признает жалобу действительной и тоже спрашивает, какое это оказывает действие. Эта процедура была описана в случае с госпожой Катри, которая ответила, что она все знала заранее. Такие решения не должны приниматься часто.

Другой способ прекратить игру более элегантен и прост. Врач предупреждает группу, что каждый участник может говорить только о себе, от первого лица, или, обращаясь к своему супругу, употреблять второе лицо, но третье лицо упоминать запрещается.

Эта процедура полезна и в других ситуациях. Некоторые пары не общаются во время сеанса. И вот врач провозглашает аксиому: «По-моему, очень полезно и хорошо, если супруги иногда поговорят друг с другом». Наряду с запретом использовать местоимения третьего лица это создает прекрасную возможность для супругов пообщаться между собой в присутствии группы.

Если пара колеблется и затрудняется, группа доброжелательно приходит на помощь, и все заканчивается мирным рукопожатием.

 

 

Примечания

 

Игра в брак, широко практиковавшаяся во французском высшем обществе первой половины XIX века, подробно описана Бальзаком. И если сравнивать современные буржуазные игры для двоих «Фригидная женщина» и «Без тебя» с парижской игрой втроем (муж, жена и любовник), полной тонкости и лукавства, то последняя дает неизмеримо больший простор воображению и интеллекту, в ней больше шика. Бальзак не боится использовать язык игр, отсюда изящество описаний браков; он говорит о защите, западне, стратегии, союзниках. И некоторые авторы в сборнике Кейзерлинга рассматривают брак как игру.

Если говорить более серьезно, то все шутки, относящиеся к браку, указывают на элементы антагонизма, которые он содержит. Очень странно, что глубокие неурядицы в семейных отношениях вызывают шутки и смех, хотя на самом деле они трагичны. А когда какой-нибудь автор описывает идеальный брак, к чему стремится и терапия брака, его воспринимают как что-то сентиментальное.

Возвращаясь к сюжету о браке, коснемся еще одной темы. Можно предположить, что в каждой семье имеется постоянная доза патологии (назовем ее воспаленным диском), которая делится между двумя супругами. Когда один супруг здоров, другой нездоров, или наоборот. Есть семьи с четырьмя, тремя и двумя дисками. В семье, где один здоров, а другой нет, один не имеет ни одного диска, а другой - четыре; один - три, а другой - один; или оба имеют по два диска, то есть равное количество патологий. И если один из супругов начинает лечиться и его доза патологии уменьшается, то у другого она как бы увеличивается; вот почему терапию им желательно проходить вместе. Притча с дисками представляет удобную прогностическую лесенку для развития семьи. Прогноз для семьи даже с четырьмя дисками хорош, хоть и не безоблачен. С пятью - совсем ненадежен. Семья с одним или двумя дисками может пользоваться советами человека и без медицинского образования, а семье с тремя дисками следует заняться психотерапией.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 383; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь