Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Б. Б. Кинг. Блюзыповсюдувокруг меня



 

Основой традиционной африканской музыки является кольцо — круг, в который люди становятся для того, чтобы петь, танцевать и радостно выкрикивать под аккомпанемент ритмичных барабанов, В своей книге «Мощь черной музыки» Сэмюэл А. Флойд, директор Центра исследований черной музыки в колледже Колумбия, Чикаго, прослеживает пути, которые прошли многие стили афро-американской музыки, включая проповеди, джаз, блюз, духовную музыку и рэп. «Для африканцев, — пишет он, — песни и танец были явлениями религиозных культов. Они были с детства приучены к музыке и танцам как к средству поддержания контакта со своими предками для того, чтобы " сохранить силу своего самовыражения или погибнуть". Для афро-американцев спиритуалы были музыкальным средством, которое объединяло их в нацию, поскольку эти песни были " хранилищем африканского культурного духа", а также стали основой для развития и распространения африканских культурных ценностей».

В Африке игра на барабане стала высоким искусством. За счет использования одновременно двух барабанов для выбивания из них своеобразного двоичного кода наподобие азбуки Морзе умелые «говорящие барабанщики» могли доводить до " слушателей сложную информацию в радиусе до шестидесяти миль. Опасаясь восстаний и бунтов, плантаторы Южной Африки быстро сообразили, что к чему, и стали запрещать игру на барабанах, когда рабство перекочевало в Америку. Хотя кольцо и круг были разрушены, исчезла и религиозная традиция. Музыкальные африканские традиции продолжали развиваться в виде полевых и охотничьих криков, элементов христианской молитвы, негритянских песен и других форм вокального выразительного искусства под аккомпанемент банджо или скрипки, которая вытеснила барабаны и стала основным музыкальным инструментом. «Кукурузные голоса», с помощью которых рабы передавали информацию, вернулись эхом в африканские саванны пигмеев Конго, людей африканского буша. Выкрики, крики и вопли, богатые по эмоциональному выражению, стали использоваться для информационной связи между людьми. Фольклорные песни черных, песни о работе, о любви, напевы для детей, гимны и другие музыкальные произведения распространялись местными музыкальными врачевателями. Часто эти беглые рабы, которые Попадали на север, не имея ничего, кроме дешевой скрипки, становились поэтами, журналистами, историками, юмористами и хроникерами на первом этапе появления африканцев в Америке.

Несмотря на то что танец в кругу постепенно сменился танцем в паре или соло, элементы традиционных музыкальных форм и их целительные ритмы сохранились. Флойд описывает эволюцию блюза от музыки сенегальских гевел (гриотов или бардов), которые выполняли акробатические номера, рассказывали различные истории или задавали публике загадки. Он соединяет джазовую импровизацию с африканскими древними танцевальными номерами, в результате которых часто наступал коллективный транс и возникало духовное единение.

По иронии судьбы с утратой традиционных ценностей, как отмечает Флойд, африканская культура постепенно растворилась в белой культуре, как и сообщество черных. Он предполагает, что сейчас идет процесс образования новой глобальной или планетарной музыки, основу которой составляют европейские, африканские и афро-американские традиции. Хейл Смит, популярный композитор и автор «Инерфлексии», говорит: «Мои учителя Марселл Дик, Дюк, Бенни Картер и Моцарт являются частью моей сути».

 

ИНТЕРЛЮДИЯ

Руки (и голоса) над водой

 

Наблюдается тенденция к слиянию музыки из различных мировых культур. Пол Виитер, джазовый саксофонист, часто использует русские фольклорные мелодии, музыку для органа, японские барабаны и флейту коренных американцев, когда играет в соборе святого Джона Божественного в Нью-Йорке. В Японии ансамбли кото исполняют Баха и Моцарта, а музыканты-экспериментаторы в Гонконге играют в пентатоническом ключе из пяти нот различные мелодии, куда примешиваются африканские песнопения.

В альбоме «Бах для Африки», записанном группой «Лам-барена», чувствуется блестящее смешение музыки Баха с традиционными африканскими ритмами. Эта музыка, посвященная Альберту Швейцеру, напоминает те замечательные произведения, которые он в свое время привез из Африки для пациентов госпиталя миссионеров. Для того чтобы проделать это упражнение, необходимо купить этот альбом. Поставьте его, закройте глаза, затем с одной стороны комнаты представьте себе традиционный немецкий оркестр, исполняющий Баха на органе и фортепиано, а на другой стороне комнаты представьте традиционных музыкантов из Габона с их барабанами и другими традиционными инструментами. Пока будет звучать музыка, представляйте себе диалог между этими культурами — разговор, который невозможен на обычном языке. Почувствуйте радость и все замечательные свойства такого единения севера и юга.

 

На недавнем концерте в Боулдере я побывал в сопровождении высокопоставленной чиновницы из методистской общины белых. Мы слушали великолепную негритянскую группу. В конце представления женщина сказала: «Я поняла политические и социальные реалии положения женщин за полчаса в большей степени, чем за всю мою жизнь». Исайя Барнуэлл, певица из этой группы, вокальный диапазон которой очень велик, проводит международные семинары по вокальной выразительности. В Файнд-хорне, ее родном городе, она поет так, как будто является властителем человеческого духа.

В автобиографии «Прислушаться к каждому голосу» доктор Уолтер Тернбулл, основатель и дирижер хора мальчиков из Гарлема, рассказывает о том, как музыка привела его с хлопковых полей Миссисипи в Белый Дом и в ведущие концертные залы Европы. Когда он основал хор мальчиков из Гарлема двадцать шесть лет тому назад, он не ставил перед собой задачи создания международно признанной группы исполнителей. «Я просто хотел поделиться радостью музыки с афро-американскими детьми. Музыка поднимает людей над обстоятельствами жизни и возвышает их сердца. Она обладает волшебным свойством, способным превращать детей, у которых в кармане нет ни гроша, в великих исполнителей, пользующихся успехом на сцене».

Тернбулл, который собирает бедных, необученных ребят и учит их петь в сопровождении музыки Баха, Моцарта, Генделя или Леонардо Бернштейна, а также джаз и молитвенные песнопения, как-то спросили: «Что отличает этих детей от других, о которых мы читаем, что они выходят на улицы, чтобы грабить людей и употреблять наркотики? » Он ответил: «Мои дети ничем не отличаются. Они живут в тех же районах, они выходцы из таких же семей. Разница заключается в том, что есть кто-то, кто хочет для них что-то сделать. В ответ они также стараются сделать что-то хорошее. Просто для них здесь открылись новые возможности».

В хосписе в Луисвилле координатор по музыкальному лечению доктор Джой Бергер использовала молитвенную музыку в процессе работы с пациентами и их семьями. Однажды она начала играть для женщины, вены которой сковала судорога, поэтому сестра не смогла взять у нее кровь на анализ. «Она просто корчилась от боли, — рассказывала Бергер. — Я играла " Бальзам в Джилиде", и мы сосредоточились друг на друге и на музыке. Я увидела, что сестра спокойно взяла кровь на анализ. После этого женщина посмотрела на меня и сказала: " Возможно, это покажется странным, но музыка сняла боль" ».

 

Терапия с использованием Барабанов

 

Среди музыкальных инструментов, которые используют в целительстве, барабан оказывает, пожалуй, наиболее сильное воздействие, связывая воедино традиционную и современную музыку, личность и общество. Джон К. Гелм, профессор из университета в штате Колорадо, демонстрирует в окрестных школах, как традиционный баран джемб, привезенный из Западной Африки, используется для единения людей путем синхронизации ритмов сердечных сокращений и дыхания.

Джемб представляет собой яйцеобразный барабан, который держат на бедрах или зажимают между колен. Гелм начинает бить по определенным участкам барабана для того, чтобы вызвать определенные ощущения в органах человеческого тела слушателей. Однажды во время представления в средней школе города Лафейетт, штат Колорадо, среди его слушателей оказался студент, у которого часто случались мышечные спазмы и которого всегда сопровождала медсестра «Как только я начал играть на джембе, то заметил, что пациент расслабился и начал " мурлыкать", вторя звуку инструмента, — рассказал мне Гелм. — После концерта мне сказали, что мальчик часто стал слушать записи, сделанные во время моего представления, и мог расслабляться так же, как и во время прослушивания живого звука».

Рэмо — это легкий синтетический ручной барабан, который также используется при лечении и массовых выступлениях. Он был изобретен Рэмо Белли, президентом компании «Рэмо инкорпорэйтед» в Лос-Анджелесе.

После того как была изобретена искусственная кожа для барабанов, появилась возможность производить легкие инструменты, которые не теряют своего звучания из-за влажности. При этом производителю не нужно отнимать жизнь у бедных животных. Барабаны размером с блюдце или такие большие, как журнальный столик, стоят недорого, служат долго и необыкновенно приятно звучат. В зависимости от размера на них могут играть от одного человека до пяти. Однажды Гелм привел небольшую группу больных, страдающих болезнью Альцгеймера, в кружок, где люди играли на барабанах рэмо. В основном это были пожилые пенсионеры, мужчины и женщины. «Я сам контролировал ритм и уровень динамики с помощью басового барабана, — рассказывал он. — Спустя сорок пять минут непрерывной игры мы сделали паузу и наслаждались тишиной. Одна из пациенток вдруг сказала: " Я не слышала ничего подобного с тех пор, как меня привели в католический приют перед обедом". Эта женщина не сказала ни слова за весь вечер и была настолько больна, что не могла общаться со своими сиделками. Игра на барабане вернула ей чувство реальности и возможность разговаривать, и это " окно связи" продолжалось от пяти до десяти минут».

На слушании в сенате США Мики Харт сообщил, об успешном использовании игры на барабанах для излечения пожилых людей: «В нашем организме заложены многомерные ритмы, благодаря которым все органы работают синхронно, начиная от пищеварительной деятельности в кишечнике до активности высших нейронов в головном мозгу. В организме основной ритм закладывается сердечно-сосудистой системой, сердцем и легкими...

Однако по мере старения эти ритмы могут рассинхронизироваться. Иногда нет ничего важнее для здоровья пожилого человека чем восстановить эти утраченные ритмы». Он сказал также, что такая терапия для лиц пожилого возраста так же хороша, как это было много тысяч лет назад.

 

Самопроизвольное исцеление музыкой

 

Существует множество «терапевтов души и тела», толкователей нового века, а также целителей звуком, которые широко используют музыку в своей практике. В большинстве случаев у них нет современной медицинской подготовки. Их подходы в значительной степени спонтанны и интуитивны. Один из самых знаменитых случаев спонтанного исцеления описан в фильме «Фаринелли». Главный герой — итальянец-кастрат был приглашен к королю Филиппу из Испании в 1730 году. Услышав невероятно высокий голос Фаринелли, король избавился от хронических болей, депрессии и психических заболеваний самым чудодейственным образом.

Можно вспомнить тысячи подобных рассказов, но исследователи в области музыкальной терапии часто жалуются «на недостоверность информации». Следует знать, что физиологический настрой слушателя или пациента, индивидуальная звуковая среда и то, что можно назвать «магией момента», могут взаимодействовать самым невероятным образом. Это очень трудно воспроизвести в исследованиях. Дело в том, что современная медицина просматривает все человеческие организмы как сопоставимые механизмы, которые можно «отремонтировать и настроить» с помощью современных инструкций по эксплуатации. Гораздо лучше сравнивать человеческий организм с оркестром из высокочувствительных музыкальных инструментов. У каждого из них свои музыкальные и художественные свойства, а также методы «настройки». В новейшей медицине мозга и тела врачеватели обычно подчеркивают особую важность интуитивного, спонтанного и духовного подхода. Здесь целительство нужно рассматривать как искусство.

В популярной книге «Спонтанное целительство» доктор Эндрю Вейл рассказывает, что в течение многих лет он получал сотни свидетельств, подтверждающих особую силу отдельных растений, специальной еды и диет, витаминов и пищевых добавок, йоги, молитв, музыки, песнопений и других видов нетрадиционной терапии. «Как и многие мои коллеги, я часто ставил под сомнение слишком простые причинно-следственные отношения, которые возникали из этих сообщений, и колебался перед тем, как внедрять это в практику, — поясняет он. — В отличие от большинства других я не выбрасываю эти отчеты. Все эти свидетельства являются важными признаками главного. Это необходимое подтверждение мощи и силы целителей и отдельных продуктов. Они подчеркивают необыкновенную силу человеческого духа и его способность к целительству. Никто не будет спорить с тем, что человеческий организм способен исцелять самого себя. Если игнорировать этот факт, то врач уничтожает источник оптимизма и самоисцеления».

Несмотря на то что музыка является нетрадиционным методом лечения и большинство врачей продолжают отвергать альбомы «Нью-эйдж», на которых без всяких сертификатов указано, что они исцеляют отдельные органы, функции или состояния человеческого организма, — слушатели интуитивно чувствуют, что целебный эффект существует. Необыкновенный рост популярности такой музыки подтверждает то, что общество сейчас гораздо охотнее, чем раньше, готово принимать участие в собственном выздоровлении.

 

Исцелись сам

 

В 1993 году «Новый английский журнал медицины» сообщил о том, что каждый третий американец пользуется нетрадиционными методами лечения, такими как релаксация, хиромантия, терапевтический массаж, специальные диеты, музыка и поливитамины. Наиболее часто используют их люди с высшим образованием и достаточно состоятельные. Многие из них испытали в прошлом невнимание со стороны врачей и в какой-то момент почувствовали, что нетрадиционная медицина станет для них более гуманной и менее субъективной. Альтернативные методы лечения мозга и тела и терапия с помощью творчества и искусства были продемонстрированы в клинических условиях и оказали существенный положительный эффект при таких болезнях, как стрессы, гипертония, пищеварительные проблемы и прочие заболевания. При этом применялось гораздо меньше медикаментозных средств. Однако многие практикующие врачи считают такой подход бессмысленным и безрезультатным, если не опасным и угрожающим для здоровья. Подобный скептицизм со стороны ряда ученых и врачей не может меня не беспокоить, особенно в той части, которая касается звука и музыки. Скептицизм очень легко может перерасти в фундаментализм. Нам нет нужды искать подтверждения того, что загрязнение окружающей среды убивает нас, чтобы прийти к выводу, что нужно изменить систему потребления энергии. Точно так же не следует ждать более определенных ответов на вопрос, почему звук и вибрация благотворно действуют на организм, прежде чем мы включим музыку в практику лечения индивидуальных и семейных заболеваний. Существует множество многообещающих направлений в лечении, механизм действия которых не понятен до конца. Тем не менее воздерживаться от их использования при таком количестве страданий и боли на земле будет по меньшей мере не гуманно.

Все, что составляет терапию, медицину и целительство, постоянно совершенствуется. «Что случилось с лекарями? » — задал вопрос доктор Ларри Досси в статье, опубликованной в журнале «Альтернативная терапия»:

Нас учили, как стать хирургами, терапевтами и патологами, но не целителями... Что случилось с целителями? Неужели их среди нас нет? Конечно, это не так. Все культуры прошлого производили их в достаточном количестве. Их и сейчас вполне достаточно, этих самоотверженных идеалистов, которые страстно стремятся окунуться в целительство, полное мистики и неожиданных результатов. Они «знают», что должны стать целителями, и они сделают все, чтобы осуществить это призвание. Подталкиваемые глубокими и сильными чувствами, они приходят в медицинские институты, туда, где скорее всего их страстному желанию может быть положен конец. Для многих из них это становится горьким болезненным опытом, поскольку большинство медицинских институтов практикуют совершенно другой подход к природе целительства, чем это могут ощущать молодые целители от природы. Мы сталкиваемся со своеобразным парадоксом: наши медицинские институты, которые первыми должны быть восприимчивы и особенно сильно настроены на развитие всех природных талантов молодых людей, часто делают все, чтобы переломить их.

 

К счастью, «климат в медицине» меняется. В результате нарастания общественного недовольства традиционной медициной и заботой о здоровье со стороны государства, а также под воздействием результативных и новаторских работ Ларри Досси, Джин Ахтенберг, Эндрю Вейла, Линды Роджерс, Дипака Хорды, Джона Борисенко и других представителей целительства духа и тела, Национальный институт здоровья (НИЗ) в 1992 году организовал Бюро альтернативной медицины (в настоящее время — Бюро дополнительной и альтернативной медицины), чтобы «ускорить непредвзятую, научную оценку альтернативных терапий, которые способны улучшить здоровье и благосостояние многих людей». Кроме изучения холистических терапий (медитации, биологической обратной связи, терапевтического массажа, макробиотики и медицины американских аборигенов) это бюро представило один из тридцати первых грантов на то, чтобы «исследовать любые положительные эффекты специальной музыкотерапии, основанной на эмпирических понятиях самовосприятия, эмфатики, социального признания, депрессии и эмоциональной выразительности у пациентов, страдающих умственными расстройствами». Несмотря на финансирование, которое очень мало по сравнению с теми средствами, которые тратятся на лекарства, вакцины, искусственные органы и другие инвазионные методы лечения, альтернативная терапия приобретает все большую популярность. В отчете Национальному институту здоровья группа ведущих исследователей мозга и тела, возглавляемая Ларри Досси, назвала музыкотерапию наряду с другими видами лечения медициной будущего. Можно с уверенностью сказать, что из отдельного голоса музыкальная терапия со временем превратится в мощную симфонию (в сопровождении целительного хора, который будет петь на благо людей).

 

От эвритмии до Элвиса

 

Движения и танец часто повышают целительное воздействие музыки, поэтому на основе мифологических историй, особых моделей движения и древних песен были созданы целительные драматические произведения. Рудольф Штайнер, австрийский мистик начала XX века, помог создать вид целительства, известный как ритмика. Объединив движения, музыку и поэзию, ритмика представляет собой особый ритуал. Замедленные, грациозные движения способствуют улучшению здоровья и используются для лечения астмы, заикания и дыхательных заболеваний. Врачи учат пациентов двигаться по кругу, сопровождая движения жестами, которые символизируют музыкальные интервалы и интонационную расцветку, в то время как опытный аккомпаниатор играет на фортепиано. Некоторые современные формы психотерапии также включают использование плавных движений под музыку, пение или тонирование. Все это направлено на достижение того, чтобы информация, которая содержится в человеческом организме, переходила в сознание и выполняла роль целительного процесса.

Судя по огромному количеству людей, которые обожают поп-музыку, можно подумать, что современная музыка дает такой же исцеляющий эффект, как и музыкотерапевты, древние целители. Безусловно, в большинстве рок-произведений есть мистические мотивы. Можно представить, что Брюс Спрингстин является современным Орфеем, который воплощает в себе современного юношу, прокладывающего путь в таинствах подземелья в поисках любимой. Образ современного диск-жокея и древнего шамана сливается в современной городской мифологии.

Меня часто спрашивают, какое место в целительстве занимает рок-музыка и является ли музыка ПерлаДжема, Элвиса Пресли или Элтона Джона музыкой, которая способна создать «эффект Моцарта». Ответить на этот вопрос непросто, поскольку рок многогранен. Эта музыка сильно отличается от Фила Коллинза. Как правило, громкая ударная музыка плоха для слуха, однако для того, чтобы организм рос, ему нужны барабан и движение, песни и танцы. В современном обществе это не всегда возможно, тем не менее различные музыкальные формы могут заполнить эту нишу. Моему отцу, который вырос на ферме в Арканзасе, не нужен был рок-н-ролл. К часу дня он так уставал на заготовке сена и совершал такое количество движений, что это давало ему необходимую зарядку и нагрузку. Если у человека нет возможности заниматься физической работой или спортом, тогда на помощь должна прийти музыка Элвиса.

С другой стороны, рок-музыка создает напряженность и вызывает усталость. Она же позволяет избавиться от этого. Можно сказать, что рок-музыка — это монета, которая постоянно вращается, и никто не знает, какой стороной она упадет.

 

ГЛАВА 6

 

Звуковые образы

«Оркестровка» души и тепа

 

Уповай на Господа, и придут все, живущие под небесами. Они придут, и никто не причинит им вреда, спокойно и мирно они отдохнут. И на их привале будут музыка и еда.

Лао-цзы

 

Джерри, двадцатишестилетний афро-американец, страдал от аутизма. Он родился на свет практически с безжизненным мозгом, что объяснялось кислородным голоданием плода после того, как его мать попала в автомобильную аварию. Тем не менее с помощью современной медицины ему удалось выжить. Не умея говорить, Джерри рос, посещая школу для умственно отсталых детей, и в конце концов был принудительно госпитализирован после того, как устроил погром в квартире своей семьи, переломав и разрушив все во время одного из приступов. Его болезнь выражалась в том, что он начинал бить себя по ушам и лицу или буквально колотился головой о стены и пол. Джерри был ростом более метра восьмидесяти и мощной комплекции, поэтому потребовались усилия трех санитаров, чтобы надеть на него смирительную рубашку. По мнению специалистов, его умственное развитие было как у пяти—восьмилетнего ребенка.

 

Джерри начал лечить Джингер Кларксон, инструктор по музыкотерапии Йельского университета. Он играл для него пьесы на барабанах и пытался танцевать с ним под музыку. Спустя несколько лет появился новый метод лечения аутизма, который получил название «Ускоренное общение». Джерри получил возможность выражать свои чувства на маленьком компьютере, на котором он мог набирать слова и выражения, пока продолжалось его музыкальное лечение. В своем первом послании он написал: «Джингер, я люблю музыку. Мы с тобой очень хорошо танцуем. Можем мы танцевать подольше? »

«Я был просто потрясен, — вспоминает Кларксон. — Я впервые заговорил с этим пациентом и пришел к выводу, что сильно недооценивал его интеллект, страсть и чувство юмора». Оливер Сакс, невропатолог и писатель, осмотрел Джерри и был поражен тем прогрессом, который он сделал. В один прекрасный день Джерри набрал на компьютере: «Я мечтаю о том, чтобы стать нормальным».

Используя метод терапии, который известен под названием «Направляемые художества и музыка», во время которого Джерри слушал различные музыкальные произведения и пытался рисовать изображения внутри окружности, он учился выражать свои чувства. (Врачи, практикующие этот метод, обнаружили, что если пациенту дать листок бумаги, на котором нарисована окружность, легче заставить его сфокусироваться и нарисовать более разборчивую картинку.) Джерри уже мог написать собственное имя. На картинах, которые он рисовал, были изображены олени, змеи и человек по имени Фред, который выступал в качестве его «альтер-эго». За счет комбинированного воздействия музыки и рисования Джерри научился выражать свои чувства тоски по отцу, который давно ушел из семьи. Диана, дизайнер графики из группы наблюдения, была столь сильно поражена прогрессом, который сделал Джерри в рисовании, и его художественным талантом, что попросила его нарисовать поздравительные открытки. Сегодня Джерри помогает рисовать поздравительные открытки и пишет великолепные стихи, которые Диана рассылает по всей стране через художественный кооператив. Таким образом, с помощью музыки и искусства Джерри вернулся к нормальной жизни, о которой так долго мечтал.

Как показывает эта история, сочетание изобразительного и звукового искусства часто создает существенный «оздоровительный сдвиг». Вы можете вспомнить историю о том, как Джин Ахтенбер, исследователь мозга и тела, предупреждала меня о том, что образы, которые я создавал, когда у меня образовался кровяной сгусток в правом виске, были не особенно полезными для исцеления. Она настояла на том, чтобы я попытался сосредоточиться и после пяти или шести попыток рассказал ей о тихой комнатке недалеко от океанского побережья. Именно этот образ сыграл большую роль в моем выздоровлении.

В этой главе мы покажем, как творчество может усилить «эффект Моцарта» и поднять процесс целительства на более высокий уровень.

 

Образность: не только визуальная

 

Многие люди понимают понятие «образность» как исключительно визуальное. Но этот термин охватывает все виды чувств и все виды «чувственной памяти» (воспоминания о звуках или голосах, запахи, ожидаемый вкус пищи). Образы, многие из которых являются чувственными, всплывают в нашем подсознании и диктуют ним делать что-то, начиная от новой прически и кончая планированием иовбй кладовки в доме. Образность может быть стимулирована извне, например, когда вы смотрите телевизор или проезжаете мимо рекламы. Она может появляться спонтанно, когда вы спите или мечтаете о чем-то наяву.

Образы вызывают в нас физиологические и психологические реакции: они определяют кровяное давление, могут остудить Нас или вызвать воспоминания. Некоторые слова вызывают образный опыт — огонь, дом, мать. А некоторые образы выходят за пределы понятий. Мы называем их архетипами, если они связаны с такими абстрактными понятиями, как доброта или зло. Они вызывают в нас глубокий резонанс, указывая на глубочайшие тайны жизни. Мы называем мощные образы иконами, когда они порождаются религиозными или культурными ассоциациями — образ девы Марии, репродукция Моны Лизы, портрет Джона Фицджералда Кеннеди, литография с изображением Мэрилин Монро.

Многие формы молитвы и медитации используют образность, включая архетипы и иконы, в качестве инструментов для того, чтобы сфокусировать и сконцентрировать энергию. Психоаналитики часто используют свободные ассоциации для «развязывания» силы воображения и вывода на поверхность подсознательных мыслей и чувств. Этим занимается и реклама, которая, по сути, манипулирует образами. В настоящее время терапия духа и тела, как и традиционные целительские методы, активно использует визуализацию и образность для лечения различных заболеваний, от болей в спине до кровяного давления, от вялой иммунной системы до опухолей. Поистине образность обладает колоссальной силой и может изменить нашу жизнь.

Музыка увеличивает энергию и мощь образности, приумножая физическое, умственное и духовное воздействие. Музыка способна создавать поток, по которому движутся образы, в то же время она может поймать образ в свои «сети» — зафиксировать его так, что его можно проанализировать и в одно мгновение «отправить» назад в небытие.

После десяти лет изучения и использования сочетания образности и музыки для целительства я пришел к пониманию того, что в объяснениях нет особого толку. Все подходы должны быть испытаны на практике, чтобы понять их истинный эффект. Самый безопасный и простой способ — закрыть глаза, включить музыку и посмотреть, что произойдет. И все же я уверен, что есть еще более интересные и эффективные способы единения мыслей и звука.

Возьмем одного из моих друзей по институту, большого любителя тромбона. Перед экзаменом он читал необходимый материал, закрывал глаза, ставил на проигрыватель марш Джона Филиппа Соузы и представлял визуально информацию, которую ему необходимо было запомнить. Затем он прослушивал «Щелкунчика» Чайковского, вальсы Шопена и в заключение — фуги Баха. Каждое из этих произведений, как он мне рассказывал, давало ему другой взгляд на то, что ему необходимо знать. Когда он на экзамене брал билет и читал вопрос, ему сразу вспоминалась мелодия (он почти пел ее про себя). Музыка сразу же возбуждала в памяти необходимую информацию. Хотя он и был отличником, мне не нравился его способ, и я считал его глупостью. Спустя много лет после этого я понял практическую ценность интуитивного подхода, который он применил к музыке, использовав ее в качестве мнемонического средства для запоминания.

Мы можем также вспомнить о «сильно заряженных» словах, которые я упоминал выше: огонь, дом, мать. Повторяйте их про себя, слушая открытую музыку свободных форм вроде «Сна дельфина» Джонатана Голдмана или «Музыки для аэропорта» Брайана Эно, а затем повторяйте эти слова под аккомпанемент марша Соузы. Вы почувствуете, что энергетика этих слов меняется в зависимости от музыки: интонированные под одну мелодию, эти слова могут внушить вам страх или уважение, в сопровождении другой музыки они могут внушить чувство безопасности и покоя.

 

Как выпустить на волю образы

 

Музыка обладает магической силой и может усмирить дикаря, смягчить


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.046 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь