Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основы композиционного решения.



В данном контексте композиционное решение относится к понятию «техническая форма», т.е. применительно к объектам утилитарного назначения.

Композиция (лат. Compositio) – составление, расположение, структура и взаимосвязь важнейших элементов объекта.

В основе композиции технического объекта лежит выбор элементов (или их группы) соподчинённости этих элементов.

В качестве элементов выделяют геометрические, светотеневые или цветовые свойства формы объекта.

Композиция характеризуется:

· категориями: тектоника; объёмно-пространственная структура объекта.

· свойствами и качеством: гармоническая целостность формы; соподчинённость; композиционное равновесие; симметрия, асимметрия и их сочетание; динамичность и статичность формы; единство характера формы.

· средствами композиции: определяющий композиционный приём; пропорции и масштаб; контраст и нюанс; метр и ритм; тени и пластика.

Знание категорий, свойств, качеств и средств композиции позволяет выбрать рациональные приёмы и методы работы над композицией объекта.

Рассмотрим основные категории композиции и их взаимосвязь.

Тектоника есть зримое отражение работы конструкции и материала в форме. В тектонике выражается связь формы и содержания изделия. Например, литая конструкция имеет такую форму, чтобы однозначно было видно – это литьё, а не сварная или какая-либо иная конструкция. Поэтому говорят о тектонике «литой формы», о тектонике «штампованных элементах», о тектонике «полимерных конструкций» и т.д.

Так как конкретный материал конструкции предопределяет композицию всякого изделия, то тектоника – одна из основных категорий. Понятие «тектоника» неразрывно связывает две важнейшие характеристики объекта – его конструктивную основу (материал) и форму во всех её проявлениях (в целом и частном).

Конструктивная основа, кроме материала включает силовых элементов конструкции, характер распределения усилий (силовые потоки), соотношение масс и т.п.

Свойства и качества композиции позволяют выделить следующие эстетические показатели объекта: гармоническую целостность формы; соподчинённость элементов; композиционное равновесие элементов; симметрию и асимметрию элементов, и их комбинации; динамичность и статичность элементов, их характер.

Гармоническая целостность формы – отражает логику и органические связи конструктивного решения с его композиционным воплощением.

Композиция может быть построена на контрасте между сложной, насыщенной тенями структурой открытой части: направляющие, элементы суппорта, ходовые и тяговые винты, органы управления различных наружных элементов, и т.п. и лаконичными, чистыми объёмами несущей части станины, опор станка и крупных формообразующих элементов: механизмов подач, коробок скоростей, несущих стоек, и др.

Основное качество – контраст – противопоставление простого и сложного начал.

Соподчинённость элементов – определяется закономерностями композиции, которые зависят от вида (характера) объекта.

Например: в технологическом оборудовании определяющими являются базовые элементы, несущие основную нагрузку. Их форма определяется прочностью и жесткостью. Лицевая панель пульта управления является фоном, на котором в определённой последовательности и сочетаниях расположены индикаторы и органы управления. Их форма должна иметь определённую информационную сущность: что наблюдать, как нажать, как переключить.

Поэтому соподчинённость элементов должна базироваться на схеме связей и необходимой последовательности действий управления.

Композиционное равновесие элементов и формы — такое состояние композиции объекта, при котором все элементы сбалансированы между собой. Зрительная композиционная уравновешенность.

Композиционное равновесие это простое равенство величин, оно зависит от:

· распределения основных масс относительно смыслового центра конструкции;

· характера организации пространства, определяемого пропорциями и расположением осей, пластикой формы, цветовыми и тональными отношениями.

Примеры:

· прибор на стойке – зрительное уравновешивание;

· уравновешивание конструкция цветом;

· симметрия, асимметрия и их комбинации.

Под симметрией (греч. Symmitria – соразмерность) в эстетике понимают гармоничное расположение в пространстве отдельных частей целого, соразмерность и соответствие между ними. Симметрия может быть: зеркальной, центральной, плоскостная и осевая.

Гармония симметричной формы видна сразу. Уловить гармонию в асимметричной форме значительно сложнее, но условие целостности асимметричной формы – это её композиционная уравновешенность, которая может быть достигнута за счет комбинаций симметрии и асимметрии.

Динамичность и статичность формы. Динамичной называют форму

активно односторонне направленную, как бы вторгающуюся в пространство.

Статическая форма – подчеркнутое выражение состояния покоя, незыблемости, устойчивости.

Здесь следует отметить, что динамичность и статичность формы оценивают по горизонтальной оси, что связано с особенностями восприятия.

Единство характера формы – важное свойство композиции, которое определяет единичный подход к формообразованию всех элементов данной формы.

Поэтому все объекты одного назначения, мало отличаются друг от друга.

Композиция воспринимается, как целое, если она построена из относительно небольшого числа элементов. Поэтому важно, чтобы композиция укладывалась в угол зрения, не превышающий 40°.

При работе над формой необходимо учитывать оптические иллюзии, т.е. ложное истолкование размеров и конфигурации предметов при их зрительном восприятии. Оптические иллюзии объясняются главным образом устройством зрительного аппарата человека, его связями с мозгом – чисто физиологическими причинами.

Наиболее часто встречающиеся оптические иллюзии. Явление иррадиации.

Какой из внутренних квадратов больше? Черный или белый? (рис. 12.4)


Явление иррадиации состоит в том, что светлые предметы на темном фоне кажутся более увеличенными против своих настоящих размеров и как бы захватывают часть темного фона. Когда мы рассматриваем светлую поверхность на темном фоне, вследствие несовершенства хрусталика как бы раздвигаются границы этой поверхности, и эта поверхность кажется нам больше своих истинных геометрических размеров. На рисунке за счет яркости цветов белый квадрат кажется, большим относительно черного квадрата на белом фоне.

Какой круг больше? Тот, который окружен маленькими кругами или же тот, который окружен большими? Они одинаковые (рис. 12.5).

Иллюзия Болдуина. Какая линия больше А или Б? (рис. 12.6). Они абсолютно равны, хотя линия Б кажется гораздо длиннее.

Приведем еще примеры оптического восприятия (табл. 12.1).

 

 

Таблица.12.1
Иллюзорное восприятие Фактический замер
Какой из горизонтальных отрезков длиннее? Одинаковы
Какая из фигур больше? Они абсолютно одинаковые.
Окончание табл. 12.1
Какой отрезок длиннее AB или BC? Отрезки AB и BC равны.
Какой отрезок больше AB или CD? AB и CD равны.
Какой отрезок больше вертикальный или горизонтальный? Они равны.
Внутренний круг в верхней части фигуры кажется меньше круга, образующего дно.   Круги равны.
Высота фигуры кажется большей чем, чем ее ширина.   В действительности фигура имеет форму квадрата

 

Психологические факторы восприятия – колебания внимания, воображение, глазомер, наблюдательность, абстрактное мышление.

Учитывая эффект иррадиации света чередующиеся черные и белые полосы нужно выполнять разной ширины: черные шире белых. Это касается штрихов шкал.

Психологические особенности восприятия. Глаз «охотнее» просматривает

горизонтали нежели вертикали; отдаёт предпочтение линиям восходящим слева направо, чем справа налево – нисходящим, точнее оценивает ширину предметов, нежели их высоту или глубину.

Правильный учет физиологических и психологических особенностей восприятия позволяет дизайнеру добиваться желаемого воздействия формы и её согласования в композиции.

Особенности психологического восприятия цвета:

· красный цвет – цвет огня (опасность). Он ассоциируется с теплом и поэтому увеличивает напряжение мышц, кровяное давление и ритм дыхания; имеет стимулирующее влияние и вызывает эмоции;

· оранжевый цвет–одновременно и согревающий и стимулирующий; очень яркий; при различной насыщенности может и успокаивать, и раздражать;

· желтый цвет–имеет наибольшую светимость в спектре и стимулирует зрение–цвет хорошего настроения. Некоторые тона (желто- зеленые) действуют успокаивающе;

· зеленый цвет– успокаивающий способствует отдыху действует освежающе и успокоительно, уменьшает слишком яркое солнечное освещение;

· голубой цвет холодный воспринимается как светлый, свежий и прозрачный; обладает успокаивающим действием;

· фиолетовый цвет вызывает печаль;

· черный цвет–в больших количествах угнетает; очень полезен в небольших количествах, особенно для контрастов.

· белый цвет–символ чистоты. Если применяется один или с цветами зелено–голубой части спектра–цвет холодный. С цветами желто–оранжевой части спектра–даёт ощущение тепла.

Сигнальное значение цвета. Особо выделены: зелёный, жёлтый и красный.

Зелёный – безопасность; жёлтый–предупреждает о возможной опасности; красный–знак опасности и запрета; включение–выключение (Стоп) оборудования; повсеместно – пожарный инвентарь.

Синий цвет–используются для элементов графики в производственных помещениях (цехах) и производственной информации.

«Растигровка»–жёлтый цвет с чёрными или красными полосами–обозначение опасных подвижных объектов.

Белый цвет, заключённый в красный прямоугольник–движущиеся ёмкости со взрывоопасными и вредными веществами.

Оранжевый – элементы ограждения машин и механизмов, неосторожное обращение с которыми может привести к трамвам.

Символические изображения чёрного цвета на жёлтом фоне применяются для знаков, предупреждающих объект опасности.

Красный круг с белым полем внутри, на которой символы чёрного цвета –запрещающие знаки, предписывающие знаки.

Основные рекомендации по выбору цветовых решений. При этом принято выделять три основные зоны: рабочее место; рабочую зону; помещение (интерьер) в целом.

Рабочее место – соответствует панели управления или части пульта управле-

ния, на которой должны быть сосредоточены все наиболее важные органы управления (регуляторы) и контроля (индикаторы).

В этой зоне кроме сигнальных (предупреждающих) и вспомогательных цветов, имеющих определённую информативную нагрузку, используются малонасыщенные цвета, в которые окрашиваются поверхности объекта (панели). Зона рабочего места должна иметь наиболее насыщенные в цветовом и яркостном плане элементы объекта. Цвета: сигнальные (предупреждающие) и информативные.

Рабочая зона – характеризуется законченным объектом: технологическое обеспечение в целом (станок, пульт управления и т.п.) и частью пространства помещения, которое непосредственно примыкает к объекту.

Помещение в целом характерно тем, что основные его поверхности (стены, пол, потолок; технологическое обеспечение; техническое оборудование; инженерные коммуникации) окрашиваются в цвета, в соответствии с рекомендациями, основанными на специфике того или иного производства, помещения.

 

Контрольные вопросы

1. Дайте понятие определению техническая эстетика

2. Дайте понятие определению инженерная психология

3. Дайте понятие определению эргономика

4. Методы исследования в эргономике

5. Перечислите комплексные эргономические показатели.

6. Основные эргономические требования к конструкции регуляторов .

7. Основные эргономические требования к рабочему месту.

8. В чем заключается эстетический анализ объекта?

9. Принятие цветовых решений при проектировании технического объекта

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 4548; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь