Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Предмет, задачи истории педагогики



Никогда не учи тому, чего ученик еще не в состоянии усвоить.1.Распределяй материал каждого учебного предмета в соответствии с уровнем развития и законами развития ученика.

2.Задерживайся, главным образом, на изучении основ.

3.При обосновании производных положений возвращайся почаще к первоначальным основным понятиям и выводи первые из последних.

4.Распределяй каждый материал на известные ступени и небольшие законченные части.

5.Указывай на каждой ступени отдельные части последующего материала и, не допускай существенных перерывов, приводи из него отдельные данные, чтобы возбудить любознательность ученика, не удовлетворяя ее, однако, в полной мере.

6.Распределяй и располагай материал таким образом, чтобы (где только возможно) на следующей ступени при изучении нового снова повторялось предыдущее.

7.Связывай родственные по содержанию предметы.

8.Переходи от предмета к его обозначению, а не наоборот.

9.Считайся при выборе метода обучения с природой предмета.

10.Распределяй учебный материал не на основе надуманных понятий, общих схем, а всегда рассматривай его всесторонне.

11.Выводи последующие положения не посредством общих действий, но развивай их из природы предмета.

12.Содержание обучения должно соответствовать уровню современной науки.10.Заботиться о том, чтобы ученики не забывали того, что выучили.

11.Не муштровать, не воспитывать и образовывать для данного случая, а заложить общие основы человеческого, гражданского и национального образования.12.Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой.

13.Считайся с индивидуальностью твоих учеников.

Правила обучения, касающиеся учебного материала, объекта

Правила обучения в соответствии с внешними условиями, временем, местом, положением и т.д.1.Проходи со своими учениками предметы скорее последовательно, чем одновременно.

2.Считайся с (предлагаемым) будущим положением твоего воспитанника.

3.Обучай культуросообразно.

Правила обучения, касающиеся учителя 1.Старайся сделать обучение увлекательным (интересным).

2.Обучай энергично..Заставляй ученика правильно устно излагать учебный материал. Следи всегда за хорошим выговором, отчетливым ударением, ясным изложением и логическим построением речи.

4.Никогда не останавливайся.

Дидактика развивающего обучения Дистервега построена на принципе самостоятельности учащегося. Утверждая, что основной задачей обучения является развитие умственных сил и способностей ребёнка, Дистервег поднял роль формального обучения, но при этом связал его с реальными знаниями и материальным образованием. Среди учебных предметов Дистервег особо высоко ценил природоведческие и математические дисциплины как одно из средств интеллектуального развития детей, придавал большое значение отечественной истории и географии, языку и литературе.

Большое значение Дистервег в процессе обучения придавал принципу наглядности «Развитие человеческого ума начинается с чувственного восприятия внешнего мира. Оно выражается в ощущениях, которые связываются в наглядные представления, а последние возводятся разумом в общие представления или понятия. Поэтому понятия должны основываться на представлениях, представления – на ощущениях. Иначе они окажутся лишёнными содержания, пустыми, а обозначающие их слова – пустословием». Опора на этот принцип в обучении требует исходить из чувственно воспринимаемого и переходить от него к понятиям, от единичного к общему, от конкретного к абстрактному. Дистервег писал: «… для учителя, которому … дорого умственное развитие учеников, не существует более высокой задачи, чем самому основать все свои понятия на наглядных представлениях с тем, чтобы сделаться способным преподавать наглядно».

В развитии умственных сил, логического мышления Дистервег придавал большое значение приучению учащихся к логически последовательной речи. Важно, чтобы они умели последовательно изложить ход мыслей, обосновать основные положения. Учитель должен наблюдать за ясностью их изложения и логичностью его построения, за отчетливостью их дикции. Нужно дать им больше возможностей упражняться в такой речи, приучать к ней (это гораздо труднее, чем говорить самому учителю). Вредная привычка, по его мнению, – превращать уроки в лекции, заставлять учащихся больше слушать, чем говорить.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ ПЕТРА I

Возникла система профессионального образования Открылось большое количество школ - цифирные, гарнизонные, епархиальные школы, Навигацкая, Артиллерийская, Инженерная школы и др.Молодых дворян отправляют за границу на учебу Учеба стала одним из видов государственной службы Изменилось содержание образования: на первом месте – не церковные, а светские науки Создаются светские учебники, и издается первая печатная газета «Ведомости» Основана в1714 году первая библиотека Создан первый музей – Кунсткамера в 1714 году в Петербурге Создана Академия наук в 1725 году Развивается отечественная наука: внедряются русские изобретения, организуются гографические, геологические и иные экспедиции

Введено новое летоисчисление с 1 января 1700 года, от Рождества Христова.
12. Вклад М. В. Ломоносова в развитие образования в России в ХVIIIв. Особую роль в реформах образования и воспитания в ХVIIIв сыграл великий русский ученый-энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов (1711 -1765). Первый отечественный академик. Велики заслуги М.В. Ломоносова в развитии российской науки, он был первым русским ученым-естествоиспытателем, далеко опередившим науки того времени. Многие его открытия в химии, физике, астрономии заложили основы новых подходов в науке, выявили новые законы и закономерности и уже само научное и литературное творчество М.В. Ломоносова является огромным вкладом в просвещение Он был инициатором демократизации состава учащихся гимназии при Академии наук. Ломоносов старался открыть доступ в Московский университет «всякого звания людям», считая своим нравственным долгом оказание помощи каждому человеку, стремящемуся к науке. В течение всей своей жизни он выдвигал, растил, защищал отечественных ученых, помогал им, обеспечивая благоприятными условиями для развития их дарования. Ученый ввел в число обязательных предметов гимнастического образования химию и астрономию, первым стал читать лекции для студентов на русском языке. Создание необходимых для обучения учебников и методических материалов на русском языке (например, Российская грамматика, книга по истории и т.д.).Популяризация сочинений чешского педагога Я.А. Коменского, книгу которого «Мир в картинках» он считал необходимым учебным пособием в гимназии. Им разработаны «Регламенты» для учителей и учеников гимназий, где рекомендуется сознательное, последовательное, систематическое, наглядное обучение. Ломоносов выдвинул в качестве ведущего принцип научности в обучении. Стал первопроходцем в Росси в решении вопросов содержания, методов и организации обучения. Ломоносов рекомендовал постоянный контроль знаний, в обучении вместе с лекцией и рассказом учителя вводить самостоятельную работу учащихся, самостоятельное чтение литературы Отстаивал необходимость по-новому организовывать занятия – ввести классно-урочную систему работы. Описал новую систему, разъяснил, как следует строить уроки и чем заниматься на разных его этапах. Классно-урочная система была впервые введена в России в академической и университетской гимназиях, а по их примеру, и в кадетском корпусе. Ее применение делало обучение упорядоченным и более успешным, чем существовавший ранее порядок учения. Вместе с И.И. Шуваловым Ломоносов был инициатором учреждения Московского университета. Став «интеллектуальным отцом» университета, Ломоносов определил его развитие в прямом соответствии с достижениями научной и философской мысли Европы. 13. Реформирование системы народного просвещения в России в ХIХв. В начале ХIХв создается государственная система образования. В нее входили приходские училища (низшая ступень), уездные училища (промежуточная ступень), гимназии (средняя ступень) и университеты (высшая ступень). Между ступенями должна была существовать приемственность. Вся территория России была поделена на шесть округов (Московский, Петербургский, харьковский и др.), в каждом из которых должен быть университет и примыкавшие к нему средние учебные заведения. По оценке компаративистов (компаративистика – сравнительная педагогика) Российская школа начала ХIХв была самой демократичной в Европе. Возникают частные учебные заведения, которые успешно конкурировали с государственными (Ярославский лицей, подмосковный пансион В.В. Измайлова и др.). Открыты лицей – государственные закрытые учебные заведения для дворянства (например, Царскосельский лицей).А.Н. Голицын (1773 - 1844) первый глава Русского Библейского общества, которое основало несколько начальных школ для бедняков по образцу школ Дж. Ланкастера (Англия). Во 2-ой четверти ХIХв образование продолжает развиваться, но на смену демократично-либеральному курсу приходит реакционный курс во внутренней политике, в том числе и в образовании, который проводил царь Николай I. Новый царь вознамерился выработать «единообразную» школьную политику, которая была бы направлена на укрепление общественной стабильности. В образовательные учреждения были введены строгие порядки, надзор за преподавателями и учащимися. В это же время происходит открытие высших учебных заведений. После смерти Николая I и поражения в Крымской войне в России началось общественное движение, составной частью которого являлось общественно-педагогическое движение. Главная причина этого движения неудовлетворенность общества содержанием, методами обучения в школе. Требования участников: 1) отмена сословий; 2) отмена крепостнической системы воспитания; 3) равноправие в получении образования женщинами; 4) развитие школьной сети и предоставление автономии высшей школе. Участниками движения являлись: 1) преподаватели университетов; 2) учителя гимназий, приходских школ, разночинцы, представители других социальных групп. В процессе педагогического движения открывались: 1) новые педагогические организации (например, Петербургское педагогическое общество); 2) новые типы учебно-воспитательных учреждений (например, воскресные школы); 3) новые педагогические журналы (например, учительская газета). Таким образом, общественно-педагогиеское движение явилось мощной предпосылкой для проведения школьной реформы 60-80-х гг ХIХв в России. Эти реформы историки образования подразделяют на прогрессивно-либеральные (60-е гг) и реактивные (70-80-е гг). В результате проведения либеральных реформ отсталая крепостная школа в России превратилась в передовую капиталистическую. Были приняты новые законодательные акты, такие как Положения о начальных народных училищах (19.07.1864), Устав гимназий и прогимназий (19.11.1864), Положение о женских народных училищах (10.05.1864), Университетский Устав (18.06.1863) В 70-80-е гг ХIХв урезана автономия университетов, правительственный контроль над университетами и другими учебными заведениями, препятствие эмансипации крестьян в сфере образования.

предмет, задачи истории педагогики

История педагогики - это отрасль педагогической науки, раскрывающая ее прошлое. Предмет исследования истории педагогики со­ставляет объективный процесс становления и развития прин­ципов, методов и форм обучения и воспитания в различные исто­рические периоды.

Задачи истории педагогики: а) выявление зависимости целей и содержания педагогического процесса войск от социально-экономических условий, культурных, научных, природных и других факторов; б) изучение процесса возникновения и развития форм и методов обучения и воспитания; в) исследование вза­имосвязей педагогики и других отраслей научного знания в исто­рическом аспекте; г) выявление закономерного характера развития педагогической теории и практики; д) изучение педагогических взглядов и деятельности педагогов прошлого, показ их вклада в развитие педагогики; е) исследование тенденций развития педагогиче­ской науки; ж) разработка проблем обеспечения преемственности в педагогическом процессе. Пифагора, Гераклита, Демокрита, Аристотеля, Платон имели свой взгляды на проблемы воспитания и обучения

2. Проведите сравнительный анализ спартанской и афинской систем воспитания. В истории древней Греции особую играли два государства: Афины и Спарта. В истории Афин и в истории Спарты можно наблюдать черты, типичные для исторического развития и многих других рабовладельческих полисов античной Греции.1 Именно поэтому они оказываются в центре данной работы, имеющей целью определить общее и особенное в становлении древнегреческой государственности.
Основной особенностью древнегреческих государств является их «миниатюрный», словами П. Гиро, характер: «Для нашего восприятия греческие государства представляются чем-то миниатюрным. Арголида занимала площадь в двести квадратных километров; Лакония была почти тех же размеров; Ахайя представляла собой узкую полосу земли, спускавшуюся в морю по склону горной цепи. Вся Аттика едва ли равнялась половине одного из французских департаментов.Территория Коринфа, Сикиона, Мегары была не больше какого-либо большого современного города. На островах и колониях государство состояло всего-навсего из города с близлежащим побережьем и окружающих его ферм. Из акрополя одного города можно было видеть акрополь соседнего». Отсюда и некоторые представления древнегреческих политиков и теоретиков. Платон и Аристотель считали жизнеспособной республику в пять тысяч семей. «Если этой территории вполне хватает для существования такого количества жителей, то она достаточно велика и увеличивать ее не надо» (Законы). Аристотель: «Государством с многочисленным населением практически невозможно хорошо управлять. По крайней мере мы не знаем ни одного из тех государств, система управления которых считается хорошей, которое допускало бы безграничный рост своего населения».Спарта и Афины характеризуют две формы правления полисов Древней Греции, представляя собой два типа республики: аристократическую и демократическую.В Спарте наиболее интересным кажется власть государства, впервые в истории национализировавшего процесс воспитания и представившего развитый образец государственной идеологии.Афины демонстрируют главенство свободы граждан и демократии, ставшие краеугольным камнем современного европейского и постевропейского мира. Важнейшей вехой в развитии государства и права Афин стали реформы Солона. Многие исследователи полагают, что именно с реформ Солона и началась история Европы как таковая: история государства и права, где, в отличие от Азии, приматом стало индивидуальное, а не коллективное начало, и восторжествовал примат личности над государством.Именно Солон провозгласил свободу афинского гражданина, которого нельзя обратить в рабство ни за долги, ни как либо иначе. Именно в греческом полисе появилось понятие «свободы» (элевтерия), тогда как в странах Востока государю нераздельно принадлежала жизнь и свобода подданного.Но следует понимать, что особенности демократии Афин были таковы, что не все жители полиса могли ею воспользоваться. Ограничения в афинском государстве имелись для неграждан – иностранцев, рабов, женщин. Таким образом, афинская демократия была сродни демократии Соединенных Штатов Америки в момент провозглашения независимости: все люди имеют право голоса, но проблема в том, что не все представители человеческого рода считаются людьми.Характеризуя развитие права в Афинах и Спарте, следует заметить, что древнейшим источником права этих городов-государств являлся естественный обычай.При этом в Спарте он играл на всем протяжении истории более глубокую роль, чем в Афинах. Правовая системы Спарты была развита, значительно меньше, чем в Афинах, и даже законодательство Ликургна базировалось преимущественно на обычае.В Афинах довольно быстро появилась прослойка профессиональных юристов, право развивалось интенсивными темпами. Хотя и оставались определенные пережитки – например, в уголовном праве заметны пережитки родового строя, в ряде случаев признавалась кровная месть – афинское право ввело многие прогрессивные интституты. Важной особенностью афинского права является тот факт, что защита частной собственности высокого уровня достигла достаточно высокого уровня, закладывая основу для развития всей дальнейшей системы европейского общества в отличие от азиатской. Многие положения римского права основываются на той специфической антично-европейской ментальности, которую заложили реформы Солона

3. Система образования и педагогическая мысль в античном мире Прародиной образования считается древневосточная цивилизация. Это страны Древнего Востока: Вавилон, Ассирия, Египет, Китай, Индия.
В Египте, например, существовали несколько типов школ (школы чиновников – писцов, жреческие, дворцовые, военные и школы колесничих – самые элитные). Обучение было долгим и дорогостоящим. Существовала палочная дисциплина. Изречение на древнегреческом папирусе «Уши мальчика на его спине, он слушает тогда, когда его бьют».
В основе системы образования Древнего Китая лежало этико – политическое учение – конфуцианство. Основоположник учения Конфуций (441 – 479 г.г. до н.э.).Спартанская система воспитания (Др. Греция VIII – IV в. До н.э.)Система воспитания носила военно – физический характер. Цели спартанской педагогики: послушание старшим, физическая закалка и выносливость, «наука побеждать». Дети рабовладельцев, вне семьи, учились чтению, письму, счету, получали музыкальное воспитание (хоровое пение), много времени отводилось военно – физическим упражнениям. Для девушек, кроме традиционной (домоводство, уход за ребенком) существовала специальная военно – физическая система (бег, прыжки, борьба, метание копья, диска).Афинская система воспитания и образованияЦелью воспитания являлось формирование гармонически развитой личности. Существовала система частных и платных школ различных уровней (школа грамматики, кифариста, полистра, гимнасия и эфебия). В них обучались мальчики с 7 до 20 лет, они изучали основы грамоты, музыки, политические науки, философию, литературу. Внимание уделялось физическому воспитанию.Римская система образования (до VI в. Н.э.)Система имела отчетливо выраженный гражданский характер. Она формировала устойчивый взгляд на римский государственный строй как эталон, презрение к рабам, стремление быть активным членом общества, жертвовать собой ради государства. Существовали школы только для богатых. Во ii – I в. До н.э. возникают грамматические и риторические школы. Педагогические идеи античных философов

4. Охарактеризуйте системы воспитания и обучения в странах Западной Европы в период Средневековья. Средневековье иногда называют «тёмными веками». Переход от античности к Средневековью сопровождался в Западной Европе глубоким упадком культуры. Не только варварские вторжения, погубившие Западную Римскую империю, привели к гибели культурных ценностей древности. Не менее разрушительным, чем удары вестготов, вандалов и лангобардов, стало для античного культурного наследия враждебное отношение со стороны Церкви. Открытую войну против культуры вёл Папа Григорий I. Он запретил чтение книг древних авторов и изучение математики, обвинив последнюю в том, что она связана с волшебством. Важнейшая область культуры – образование – переживала особенно тяжёлые времена.Важную роль в развитии педагогической мысли раннего средневековья сыграла схоластика (от латинского scola - школа). Будучи универсальной философией и теологией, она господствовала в общественной мысли Западной Европы в течение XI - начала XVI в. Как философия она разрабатывала алгоритмы дедуктивных рассуждений и силлогизмов, как педагогика - подавала в логически стройном виде христианское вероучение с целью дать учащимся совершенное систематизированное знание. Схоласты придерживались точности терминов при изложении мысли. В раннюю эпоху (по крайней мере до XII - XIII вв.) схоластика, в недрах которой развивалась педагогическая мысль, сыграла определенную положительную роль. " Эта была сильная, отважная рыцарская наука, ничего не убоявшаяся, схватившаяся за вопросы, которые далеко превышали ее силы, но не превышали ее мужества" - так пишет об этом русский историк Т. Н. Грановский. Схоластика выработала культурные ценности, опиравшиеся на аристотелизм и христианское богословие. Важную роль в создании новой идеологии, в том числе обучения и воспитания, сыграл философ и теолог Фома Аквинский (1225/26- 1274). Он попытался соединить светское знание и христианскую веру, поставив во главу угла постулаты религии. Примером блестящего схоласта был французский богослов и педагог Пьер Абеляр (1079—1142). В 24 года он преподавал в Парижской кафедральной школе. Красноречие Абеляра привлекало сотни слушателей. У него учились логике мышления, искусству спора. Обладатель живого ума, Абеляр пытался соединить веру и разум, учил достигать высокого общественного положения с помощью образования, утверждая, что знание - прежде всего результат самостоятельной работы, подвигал учеников на творчество. Итак, мы знаем, что вплоть до XIII века, когда начинается формирование университетов, школы были: монастырскими (при аббатствах), епископальными (при кафедральных соборах), и придворными («палациум»). Школы при монастырях и аббатствах были в период варварских нашествий чем-то вроде убежищ и хранилищ памятников классической культуры, мест изготовления списков; епископальные школы были местом преимущественно начальногообучения. Однако н6аибольшее оживление в культурную жизнь вносила придворная жизнь. Итак, директором одной из таких школ был Алкуин Йоркский (730-804), советник короля Карла Великого по вопросам культуры и образования. Было организовано трёхступенчатое обучение: чтение, письмо, элементарные понятия простонародной латыни, общее представление о Библии и литургических текстах; изучение семи свободных искусств ( сначала трио грамматики, риторики и диалектики, затем квартет арифметики, геометрии, астрономии, музыки; углублённое изучение священного писания.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 1230; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь