Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 2.2. Сознание и бессознательное.



Измененные состояния сознания

 

Семинар 1.

План проведения:

1. Проблема сознания в философии и медицине.

2. Происхождение, сущность и структура сознания.

3. З. Фрейд: роль бессознательного в структуре психики.

4. Изучение бессознательного в трудах К. Г. Юнга и А. Адлера.

 

Примерные темы рефератов

1. Сознание: определение, релевантные понятия, подходы к пониманию.

2. Базисные структуры субъективной реальности.

3. Проблема бессознательного в теории З. Фрейда.

4. Защитные механизмы психики.

5. Исследование коллективного бессознательного в работах К. Г. Юнга.

6. А. Адлер: комплекс неполноценности и способы его преодоления.

 

Основные понятия темы: аффект, бессознательное, вытеснение, дух, замещение, интенциональность, комплекс, либидо, невроз, отрицание, проекция, психика, рационализация, реактивное образование, регрессия, рефлексия, сознание, сублимация, страх, архетип.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. В каких философских измерениях может рассматриваться сознание?

2. Как Вы определите понятие «идеальное»?

3. В чем отличие бессознательных процессов от сознательных?

4. Согласно З. Фрейду, какие инстинкты лежат в основе человеческого поведения?

5. Каким образом К.Г. Юнг и А. Адлер решали проблему бессознательного?

 

Семинар 2.

План проведения:

1. Измененные состояния сознания: формы, причины, функции.

2. Анализ ИСС в психологии.

3. Бессознательное как источник творчества.

Примерные темы рефератов:

1. Измененные состояния сознания: общая характеристика.

2. Феномены ИСС: дереализация, деперсонализация, множественная личность.

3. Функции ИСС и факторы, их вызывающие.

4. С. Гроф: техники «холотропного дыхания» как инструмента самопознания и лечения.

5. Философский и психологический анализ измененных состояний.

 

Основные понятия темы: дереализация, деперсонализация, ИСС, множественная личность, расширение сознания, суженное сознание, трансперсональная психология, холотропное дыхание.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Как Вы понимаете феномен расширения и сужения сознания?

2. В чем суть психосемантического подхода к пониманию ИСС?

3. Можно ли считать гипноз одной из форм ИСС?

4. Как Вы определите понятие «виртуальный мир» в контексте данной проблемы?

5. Дайте характеристику фанатичному, мистическому и экологическому сознанию?

6. Какова сущность творчества? Какую роль в нём играют вдохновение, воображение, озарение?

 

Тема 2.3. Сознание и мозг. Психофизическая,

Психофизиологическая, психосоматическая проблемы

План проведения:

1. Представления о соотношении психического и физиологического в истории философии.

2. Подходы к пониманию и решению психофизиологической проблемы: особенности и ограничения.

3. Психофизический параллелизм и психофизическое взаимодействие.

 

Примерные темы рефератов:

1. Психофизическая проблема: основные категории и методологические принципы.

2. Психофизическое взаимодействие и психофизический параллелизм: представители и основные идеи.

3. Физикалистский подход: основные стратегии исследования психофизической проблемы.

4. Бихевиористский подход к пониманию психофизической проблемы: особенности и ограничения.

5. Информационно-функциональный подход: методологические постулаты.

 

Основные понятия темы: биологизаторская концепция, «естественные» коды, кодовая зависимость, научение, психофизическая проблема, психофизическое взаимодействие, психофизический параллелизм, редукционизм, супервентность, физикализм, функционализм, «чуждые» коды, элиминативизм.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие методологические принципы лежат в основе психофизической проблемы?

2. Как объясняли данную проблему Р. Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза, Д. Гартли?

3. Какие феномены психики не объясняют представители физикалистского подхода?

4. Каковы объяснительные ограничения бихевиористского подхода?

5. Согласно информационно-функциональному подходу, что влечет за собой изменение смысловых кодов?

 

Цитаты:

Вильгельм Дильтей: «Смысл и значения возникают только для человека в его истории»

Карл Густав Юнг: «Неумение адаптироваться к внутреннему миру — столь же тяжкое по последствиям упущение, как и невежество и неловкость во внешнем мире»

Зигмунд Фрейд: «Сновидения — это королевская дорога в бессознательное»

Карл Ясперс: «Самые глубокие противоречия между людьми обусловлены их пониманием свободы»

Жан-Поль Сартр: «Сознание есть то, что оно не есть и не есть то, что есть»

 

Примерные вопросы к тестовым заданиям:

1. Почему нельзя определить строго термин «сознание»?

2. Отношение «Я» и «Не Я» выступает как отношение «Я» к:    

а)б)             в)          г)         д)         е)         ж)    

3. Охарактеризуйте структуру субъективной реальности?

4. Назовите сферы психики по З. Фрейду?

5. Перечислите известные Вам защитные механизмы психики?

6. Перечислите феномены измененного состояния сознания?

7. Что понимается под измененными состояниями сознания?

8. Под психофизической проблемой понимается проблема взаимоотношения?

9. Назовите 2 методологических принципа(основания) по вопросу соотношения физиологического и психического?

10. С чем можно сопоставить феномены психики, согласно физикалистскому подходу?

11. В чем заключается бихевиористский подход?

12. С точки зрения «информационно-функционального» подхода к решению психофизической проблемы», что влечет за собой изменение смысловых кодов?

13. Что обозначает принцип редукционизма применительно к проблеме сознания?

14. Что обозначает принцип «психофизического взаимодействия»?  


МОДУЛЬ 3.

Гносеология – теория познания. Гносеологическое измерение фиксирует и определяет знание об объекте исследования (и незнание о нём). Предметом исследования выступает само знание (и незнание), формируются критерии истинного знания, формы знания, общие методы и средства адекватного отражения действительности, условия и способы перехода от незнания к знанию, от знания к незнанию, а также перехода к более глубокому знанию.

Эпистемология – природа знания, выявляет и анализирует реальные феномены знания, существующие в различных сферах деятельности.

Когнитивные науки (нейро- и психолингвистика и др.)в первую очередь изучают природу мышления, а также когнитивные процессы (моделирование, эксперимент, прогноз, оценка, диагноз, планирование, причинность, суждение, влияние, описание и др.), умения и навыки.

Основной вопрос – познаваем ли мир в принципе? Ответы на этот вопрос у разных философских течений выглядят по-разному:

А) Гностицизм – мир познаваем в принципе, границ познания нет.

Б) Агностицизм – мир непознаваем в сущностном смысле (Дж. Беркли, Д. Юм, И. Кант).

В) Скептицизм – наше знание о мире релятивно (Пирон, Секст Эмпирик, М. Монтень).

Знание – селективная, упорядоченная определённым способом (методом), полученная, в соответствии с какими-либо критериями, нормами, удостоверенная опытом информация, имеющая специальное значение. В рамках античной и средневековой философии полагали, что истина есть сущее. В философии Нового времени истина рассматривалась как факт, то есть то, что содеяно человеком или Богом. Поэтому, границы реальности устанавливаются человеком, сама реальность тождественна с тем, что считает таковым положительная наука. По И. Канту истина представляет собой гносеологическую категорию. После И. Канта истину стали рассматривать не как данность, а как то, что создано человеком – «артефакт». Для современника реально лишь то, что человеком конструируемо.

Логическое противопоставление знания и незнания представляет диалектическое противоречие, выражающее относительность, историческую ограниченность знания и освоения действительности. Движение от незнания к знанию включает в себя 4 гносеологические ситуации: знание о знании, незнание о знании, знание о незнании, незнание о незнании.

В основе всякого процесса познания всегда лежит фундаментальная вера – акт принятия чего-либо (как истинного, ценного, справедливого, целесообразного, возможного) в условиях отсутствия или невозможности достаточного обоснования. Веровательные установки коренятся в опыте и интуиции и предопределяют понимание во многих существенных отношениях.

Научное познание обнаруживает разнообразные формы знания: эмпирические данные, факты, законы, гипотезы, концепции, теории и др. Все эти знания организуются в целостность через основания, на которые они опираются. Эти основания задают стратегию научного поиска. В составляющие блока оснований входят: идеалы и нормы исследования, научная картина мира, философские идеи и принципы.

Типы научной рациональности:

1. Классический тип научной рациональности (XVII в.)

2. Неклассический тип научной рациональности (XIX- середина XX вв.)

3. Постнеклассический тип научной рациональности (середина XX вв. – наши дни)

Проблема познания включает в себя:

1. Идею совместимости принципа отражения и признания творческого характера познавательной деятельности.

2. Диалектику субъекта – объекта в процессе познания.

3. Социальную обусловленность познавательного процесса (отражение потребностей, целей и ценностей, существующих в обществе).

Основные формы познания:

- Чувственное познание – уровень ощущений и восприятий.

- Рациональное познание – уровень абстракций, выраженных в гипотезах, теориях, законах.

Эмпирические методы познания: наблюдение, эксперимент, измерение, сравнение.

Теоретические методы познания: анализ, синтез, классификация, абстрагирование, формализация, аналогия, моделирование, идеализация, дедукция, индукция.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-18; Просмотров: 507; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.029 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь